Классификатор уплаты таможенных платежей

Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России

Аннотация

Предметом настоящей статьи является анализ роли и места таможенных платежей в целом и вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в частности в структуре доходов федерального бюджета России. Дается оценка доли вывозных таможенных пошлин, взимаемых при экспорте нефти сырой и нефтепродуктов, как в общей сумме администрируемых ФТС России вывозных таможенных пошлин, так и в общей сумме всех доходов федерального бюджета, в динамике за период 2010 — 2015 гг. На основе отчетности ФТС России по перечислениям таможенных платежей в доход федерального бюджета сделан вывод, что введенный в 2015 г. Правительством РФ в действие «большой налоговый маневр», призванный элиминировать негативное влияние падения мировых цен на нефть и нефтепродукты на нефтяные доходы федерального бюджета, требует доработки.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, таможенные платежи, вывозная таможенная пошлина, ФТС России, нефть сырая, нефтепродукты, экспорт, налоговый маневр.

Crude oil and petroleum export duties contribution to Russia’s federal budget revenues

K.P. Fedorenko,

Candidate of Economic Sciences, the Siberian State Transport University (Novosibirsk),

Department of Customs Administration — Assistant Professor

12 — 2016 Российский внешнеэкономический вестник

УДК 339.543 ББК 65.428 Ф-330

К. П. Федоренко,

кандидат экономических наук, Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск), кафедраТаможенное дело — доцент

ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТОРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

Рост экономики Российской Федерации (РФ) во многом определяется государственными расходами, связанными с реализацией различных Федеральных целевых программ развития тех или иных отраслей. Данные программы финансируются, главным образом, из федерального бюджета. При этом основными администраторами доходов федерального бюджета являются Федеральная таможенная служба России (ФТС России), Федеральная налоговая служба России (ФНС России), Росимущество и Министерство финансов России (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Поступления в доходную часть федерального бюджета России по основным администраторам за период 2010 — 2015 гг., млрд руб.

Используя сведения, представленные на рисунке 1, можно рассчитать долю, которая приходилась на каждого основного администратора доходной части федерального бюджета за период 2010 — 2015 гг. Результаты расчета показаны в таблице 1.

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

Таблица 1

Долевое распределение поступлений в федеральный бюджет России по основным администраторам доходов за период 2010 — 2015 гг., %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доля ФТС России, % 55,17 59,23 56,25 50,43 48,98 36,12

Доля ФНС России, % 38,62 39,35 40,19 41,23 42,87 50,37

Доля Росимущества, % 0,87 0,96 1,79 1,13 1,61 2,08

Доля Минфина России, % 4,30 2,39 2,37 1,36 1,18 5,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 1, только за счет таможенных платежей в период 2010 — 2014 гг. формировалось порядка пятидесяти и более процентов от всех доходов федерального бюджета. Правда, в 2014 г. данный показатель был немного ниже, очевидно, вследствие уменьшения внешнеторгового оборота РФ по сравнению с предыдущим годом почти на 50 млрд долл. США из-за введения санкций в отношении РФ со стороны США, Канады, Австралии, Японии, Норвегии и стран Евросоюза, а также ответных российских санкций. Особенно негативное влияние взаимных санкций на внешнюю торговлю РФ проявилось в 2015 г. (см. рисунок 2).

Что же касается снижения на 30,5% поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет в 2015 г., то это объясняется, главным образом, тем, что в данном году был применен так называемый «большой налоговый маневр» (речь о нем пойдет ниже).

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

Рисунок 2

Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2013 и 2015 гг.

млрд. долл. США

Товарооборот Экспорт Импорт

ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

Как отмечается Федеральным казначейством РФ, среди налоговых доходов федерального бюджета России к основным (т.е. наиболее значимым) видам поступлений относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на прибыль. Среди неналоговых доходов основными видами поступлений являются таможенные вывозные и ввозные пошлины1.

Здесь необходимо внести уточнение: к таможенным платежам относятся не только таможенные пошлины, но и таможенные сборы и, что немаловажно, косвенные налоги (НДС и акциз).

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

При этом если российский экспорт товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобождается от уплаты НДС в целях стимулирования развития российских экспортоориентированных предприятий, то импорт в основном не освобождается, а налоговая база для начисления «таможенного» НДС складывается из таможенной стоимости ввозимого товара и уплачиваемой ввозной таможенной пошлины.

Это означает, что основной доход от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанной с импортом, государство получает не столько от ввозной таможенной пошлины, сколько от «таможенного» НДС, который отдельным видом дохода федерального бюджета не выделяется, но учитывается в налоговых доходах. Так, если в 2015 г. сумма ввозных таможенных пошлин, администрируемых ФТС России, составила более 500 млрд руб., то сумма «таможенного» НДС — порядка 1 600 млрд руб2

Ведя же речь собственно о таможенных пошлинах, динамику их поступлений в федеральный бюджет России за период с 2010 г. по 2015 г. можно проиллюстрировать диаграммой, представленной на рисунке 3.

Рисунок 3

Динамика поступлений таможенных пошлин в федеральный бюджет России за период 2010 — 2015 гг., млрд руб.

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Данные, представленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что большая часть таможенных платежей, направляемых в федеральный бюджет России, формируется за счет взимания вывозных таможенных пошлин.

В этой связи автором настоящей статьи был произведен расчет: □ доли вывозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных платежей, администрируемых ФТС России (см. таблицу 2);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Долевое распределение администрируемых ФТС России таможенных платежей по их видам в период 2010 — 2015 гг., млрд руб., %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Таможенные платежи всего, млрд руб., (%) 4582,20 (100,00) 6745,00 (100,00) 7231,70 (100,00) 6565,40 (100,00) 7100,70 (100,00) 4933,20 (100,00)

Вывозные таможенные пошлины, млрд руб., (%) 2508,10 (54,74) 3710,30 (55,01) 4099,74 (56,69) 4058,01 (61,81) 4637,13 (65,31) 2743,83 (55,62)

Ввозные таможенные пошлины, млрд руб., (%) 587,50 (12,82) 691,91 (10,26) 732,76 (10,13) 683,83 (10,42) 652,52 (9,19) 557,31 (11,30)

Прочие таможенные платежи, млрд руб., (%) 1486,60 (32,44) 2342,79 (34,73) 2399,20 (33,18) 1823,56 (27,77) 1811,05 (25,50) 1632,06 (33,08)

□ доли вывозных таможенных пошлин, администрируемых ФТС России, в общей сумме всех доходов федерального бюджета РФ (см. таблицу 3).

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

Таблица 3

Динамика доли администрируемых ФТС России вывозных таможенных пошлин в общей сумме доходов федерального бюджета России за период 2010 — 2015 гг., млрд руб., %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Вывозные таможенные пошлины, млрд руб., (%) 2508,10 (30,20) 3710,30 (32,58) 4099,74 (31,89) 4058,01 (31,17) 4637,13 (31,99) 2743,83 (20,09)

Из таблиц 2 и 3 видно, что, во-первых, доля вывозных таможенных пошлин в общей сумме администрируемых ФТС России таможенных платежей в анализируемый нами период росла с каждым годом, достигнув своего максимального значения, равного 65,31%, в 2014 г. В 2015 г. в силу падения экспорта РФ и начала действия «большого налогового маневра» она уменьшилась до 55,62%. Во-вторых, доля вывозных таможенных пошлин, администрируемых ФТС России, в общей сумме доходов федерального бюджета РФ составляла до 2015 г. в среднем 31,57%, — т.е. почти треть федерального бюджета формировалось благодаря вывозным таможенным пошлинам. В 2015 г. по причинам, названным выше, вывозными таможенными пошлинами была сформирована только 1/5 всех доходов федерального бюджета России.

Здесь следует обратить внимание на то, что: (а) многие российские товары при их экспорте освобождены от уплаты вывозной таможенной пошлины в целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках; (б) основная сумма взимаемых в РФ вывозных таможенных пошлин приходится на топливно-энергетические товары, которые являются и наиболее значимой товарной группой в структуре российского экспорта (см. рисунок 4).

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

Рисунок 4

Динамика товарной структуры российского экспорта за период 2013 — 2015 гг., %

Топливно энергетические товары | | 69,5

Металлы и изделия из них Химическая продукция и каучук Машины и оборудование Продовольствие и с/х сырье Древисина и ц.’б изделия

О 10 20 30 40 50 60 70 80

Структура российского экспорта топливно-энергетических товаров (энергоносителей), согласно сведениям Центральной энергетической таможни ФТС России, показана в таблице 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Структура российского экспорта энергоносителей в 2014 и 2015 гг., %

Энергоноситель Доля в совокупном экспорте энергоносителей, %

2014 г. 2015 г.

Нефть сырая 46,46 42,30

Газ природный 16,16 18,30

& 78

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

Энергоноситель Доля в совокупном экспорте энергоносителей, %

2014 г. 2015 г.

Топлива жидкие 14,36 12,60

Дизельное топливо 12,18 12,40

Уголь каменный 2,51 4,40

Бензин автомобильный 0,95 1,30

Газовый конденсат природный 0,10 0,30

Электроэнергия 0,22 0,30

Кокс и полукокс 0,08 0,20

Бурый уголь 0,00 0,01

Прочие 6,98 7,90

Сведения таблицы 4 более чем убедительно подтверждают, что основу экспорта продукции топливно-энергетического комплекса РФ составляют: нефть сырая, нефтепродукты (топлива жидкие, дизельное топливо, бензин автомобильный) и природный газ.

ДОЛЯ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА НЕФТЬ СЫРУЮ И НЕФТЕПРОДУКТЫ В ОБЩЕЙ СУММЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

Необходимо отметить, что, по сведениям ФТС России, в целом сумма вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых всеми российскими экспортерами, на протяжении последних лет до 2015 г. ежегодно росла (см. рисунок 5).

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

Рисунок 5

Динамика перечислений вывозных таможенных пошлин в доходную часть федерального бюджета России за период 2010 — 2015 гг.

млрд. руб,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

В 2015 г. произошло существенное снижение суммы вывозных таможенных пошлин, что объясняется, во-первых, падением объема российского экспорта ввиду антироссийских санкций, о которых было упомянуто выше (динамика важнейших показателей внешней торговли РФ, в том числе и такого, как «экспорт», в частности, за период 2013 — 2015 гг., показана на рисунке 2), во-вторых, — началом использования Правительством РФ «большого налогового маневра», призванного компенсировать снижение поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты при падении мировых цен на эту продукцию.

Большая часть платежей по вывозной таможенной пошлине традиционно уплачивается экспортерами нефти сырой, газа природного и нефтепродуктов. Так, на их долю в 2015 г., по данным ФТС России, пришлось 2732,2 млрд руб. Вопреки тому, что это на 40,6% ниже, чем в 2014 г. (сумма вывозных пошлин на нефть сырую, не-

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

фтепродукты и газ природный в том году составила 4597 млрд руб.)3, вывозные таможенные пошлины на углеводороды, подчеркнем еще раз, остаются наиболее значимыми в общей сумме вывозных пошлин, уплачиваемых всеми российскими экспортерами.

Опираясь на сведения, опубликованные на официальном сайте Федерального казначейства, динамика уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты за период 2010 — 2015 гг. выглядит так, как это показано на рисунке 6.

Рисунок 6

Динамика уплаты администрируемых ФТС России вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты за период 2010 — 2015 гг., млрд руб.

На основе данных диаграммы, представленной на рисунке 6, можно оценить долю вывозных таможенных пошлин, взимавшихся при экспорте нефти сырой и нефтепродуктов, в общей сумме администрированных ФТС России вывозных таможенных пошлин за период 2010 — 2015 гг. Результаты оценки приводятся в таблице 5.

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

Таблица 5

Динамика доли вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в общей сумме вывозных таможенных пошлин, администрированных ФТС России в период 2010 — 2015 гг., млрд руб., %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Сумма вывозных таможенных пошлин, взимаемых при экспорте нефти сырой и нефтепродуктов, безусловно, напрямую зависит от объема экспорта данных товаров, выраженного в денежных единицах и который, в свою очередь, во многом обусловливается уровнем мировых цен на данную продукцию.

В этой связи, поскольку для российской нефтяной промышленности цены на ее экспортные марки нефти рассчитываются исходя из цены на нефть марки Brent, как эталонного сорта, то представляется уместным привести диаграмму динамики изменения мировой цены на нефть именно этой марки за анализируемый нами период 2010 — 2015 гг. (см. рисунок 7).

Теперь, если сопоставить данные о суммах вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, администрируемых ФТС России, с данными о динамике мировой цены на нефть, то зависимость между изменениями мировой цены на нефть сырую марки Brent и изменениями поступлений в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин, взимаемых при экспорте из РФ нефти сырой и нефтепродуктов, можно проиллюстрировать диаграммой, представленной на рисунке 8.

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

Рисунок 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика мировой цены спот на нефть сырую марки Brent в период 2010 — 2015 гг., доллары США за баррель

120,0

100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0 _

2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Как видно из диаграммы, в период 2010 — 2013 гг. изменения поступлений в доходную часть федерального бюджета России вывозных таможенных пошлин от экспорта нефти сырой и нефтепродуктов в целом корреспондировали с изменениями мировой цены на нефть. В 2014 г. эта зависимость была нарушена — вместо предполагаемого уменьшения поступлений в доходную часть федерального бюджета вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродуктов сумма этих поступлений наоборот увеличилась.

Данный феномен объясняется тем, что вывозная таможенная пошлина уплачивается в федеральный бюджет в рублях, т.е. ее долларовая ставка пересчитывается по текущему валютному курсу в российские рубли, а курс доллара США в течение всего 2014 г. рос с 32,66 рублей за один доллар США до 56,25 рублей4.

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

Рисунок 8

Изменения мировой цены спот на нефть марки Brent и поступлений в доходную часть федерального бюджета России вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты за период 2010 — 2015 гг.

В результате, несмотря на то, что в соответствии со Статьей 3.1 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, уменьшаются по мере снижения средней цены на нефть сырую на мировых рынках нефтяного сырья, при исчислении сумм вывозных таможенных пошлин фактор роста курса доллара США в отношении российского рубля компенсировал негативный эффект как от снижения объема российского экспорта нефти, выраженного в физических единицах, так и от снижения мировых цен на нефть.

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

В 2015 г. наблюдалось резкое снижение сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты по мере падения мировых цен на эту продукцию.

Динамика доли вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в общей сумме доходов федерального бюджета России за период с 2010 г. по 2015 г. показана в таблице 6.

Таблица 6

Динамика доли вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в общей сумме доходов федерального бюджета за период 2010 — 2015 гг.,

млрд руб., %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Какие результаты по объемам вывозных таможенных пошлин, администрируе-мых ФТС России, следует ожидать в 2016 — 2018 гг., можно судить по разработанному Министерством финансов РФ Проекту «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

В данном Проекте сделан прогноз по основным источникам поступлений в федеральный бюджет на 2016 — 2018 гг. (см. таблицу 7) с учетом возрастания цены на нефть к 2018 г. до 70 долларов США за баррель.

Как видно из таблицы 7, обеспечение доходов федерального бюджета предполагается осуществлять не столько за счет вывозных таможенных пошлин, сколько за счет использования «большого налогового маневра», т.е. за счет роста доли НДПИ в структуре нефтегазовых доходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

85 Q

Таблица 7

Прогноз нефтегазовых доходов федерального бюджета России, в том числе за счет вывозных таможенных пошлин, на период 2016 — 2018 гг., млрд руб.

Показатель Год

2016 2017 2018

Доходы, всего 13 958,80 14 916,60 15 932,70

Нефтегазовые 6 292,10 6 821,80 7 279,40

в том числе: НДПИ Вывозные таможенные пошлины 3 936,30 2 355,80 4 543,30 2 278,50 4 864,00 2 415,40

Суть «большого налогового маневра» заключается в том, что Правительство РФ «привязывает» ставки НДПИ, как и ставки вывозных таможенных пошлин, к мировой цене на нефть, но только в обратной пропорции — чем ниже мировая цена на нефть, тем выше ставка НДПИ.

Таким образом, Проект Минфина РФ предполагает постепенное в период с 2015 по 2018 гг. снижение ставок вывозных таможенных пошлин и перераспределение поступлений нефтегазовых доходов в пользу налога на добычу полезных ископаемых.

ВЫВОДЫ

Падение в 2015 г. поступлений в федеральный бюджет нефтяных доходов, ад-министрируемых ФТС России в форме вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, обусловлено, с одной стороны, осложнением ситуации на мировых рынках нефтяного сырья, имеется в виду падение цен на это сырье, с другой — одновременным началом имплементации Правительством РФ «большого налогового маневра», а именно началом реализации новой системы налогообложения добычи, переработки и экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, направленной на постепенное перераспределение налоговой нагрузки с экспортного налогообложения на внутреннее.

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

То, что доля ФТС России в общей сумме поступлений в федеральный бюджет при этом уменьшается, вовсе не означает снижение значимости вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты как одного из основных видов доходов федерального бюджета.

Очевидно, что этот вид доходов федерального бюджета вновь будет иметь больший вес, если на мировых рынках нефтяного сырья цены достигнут уровня 100 долл. США за баррель и выше.

Между тем, как было зафиксировано в отчете «Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году», в результате того, что параметры налогового маневра стимулировали участников ВЭД вывозить из РФ нефть сырую, а не осуществлять ее глубокую переработку, в 2015 г. произошел рост объемов экспорта сырой нефти более чем на 19,5 млн тонн по сравнению с прогнозными значениями с одновременным падением объемов экспорта нефтепродуктов более чем на 17,3 млн тонн. Такое перераспределение объемов вывоза из РФ нефти сырой и нефтепродуктов, а также дополнительно поступившие суммы вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в сумме 59,2 млрд руб., сформировавшиеся на фоне существенных колебаний курса российского рубля к доллару США, привели бы и к существенному увеличению поступлений в федеральный бюджет сумм вывозных таможенных пошлин при использовании действовавшего ранее режима налогообложения нефтяной отрасли по сравнению с фактическими значениями. Но в итоге благодаря введению налогового маневра потери федерального бюджета РФ в 2015 г. составили 128,1 млрд руб5.

Таким образом, реализация идеи «двух сообщающихся сосудов», если так можно выразиться, применительно к администрированию нефтяных доходов федерального бюджета посредством «большого налогового маневра», очевидно, требует доработки. При этом решение проблемы по нефтяным доходам, вероятно, надо искать все-таки не столько в применении налогового маневра, сколько в расширении географии и увеличении объемов экспортных поставок, в том числе в уже освоенные сегменты мирового рынка потребителей углеводородов. Особенно здесь перспективным является китайский рынок.

БИБЛИОГРАФИЯ:

2. Федоренко К. П. Позиции Российской Федерации на мировом рынке нефти и нефтепродуктов // Российский внешнеэкономический вестник, 2016, № 9, с. 63 — 82 (Fedorenko K. P. Pozicii Rossijskoj Federacii na mirovom rynke nefti i nefteproduktov // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2016, № 9, s. 63 — 82)

12 — 2016

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Загл. с экрана (дата обращения 28.10.2016) (Federal’noe Kaznachejstvo. Dohody: Osnovnye vidy. — )

8. Федеральное Казначейство. Доходы: по администраторам. — .

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

12 — 2016

11. Центральный банк Российской Федерации установил следующие курсы иностранных валют (доллара США и Евро) к рублю Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей без обязательств Банка России покупать или продавать указанные валюты по данному курсу. — . — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156982;fld=134;dst=100021,-1;rnd=0.5004803417451573. — Загл. с экрана (дата обращения 14.04.2016) (Central’nyj bank Rossijskoj Federacii ustanovil sledujushhie kursy inostrannyh valjut (dollara SShA i Evro) k rublju Rossijskoj Federacii dlja celej ucheta i tamozhennyh platezhej bez objazatel’stv Banka Rossii pokupat’ ili prodavat’ ukazannye valjuty po dannomu kursu. — )

ФТС России представила перечень КБК (информация Федеральной таможенной службы), применяемых для уплаты таможенных пошлин, сборов, авансов и залогов с 1 января 2020 года. Сообщается, что ряд кодов был исключен из бюджетной классификации доходов бюджетов с начала года. Кроме того, в кодах для уплаты таможенных пошлин и сборов, авансовых денежных средств и залогов в трех последних разрядах кода применяется значение «110» вместо значения «180».

С 1 января 2020 года такие платежи, содержащие в последних разрядах кода значение «180», будут учитываться как невыясненные поступления. Это потребует уточнения платежей участниками ВЭД. Ранее такие платежи с неверно указанным кодом автоматически засчитывались в доход бюджета.

Также ФТС России обращает внимание участников ВЭД на то, что денежные средства, уплаченные на КБК 153 1 10 09000 01 0000 110 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей» могут быть использованы при проведении таможенных операций в счет уплаты:

  • НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
  • прочих вывозных таможенных пошлин;
  • таможенных сборов;
  • таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа;
  • денежного залога в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей.

1. Настоящий Порядок определяет условия и правила выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, включая предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанных в части 1 статьи 90 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524) (далее — Федеральный закон).

2. Иными местами временного хранения, в отношении которых применяются положения настоящего Порядка, являются:

1) помещения, склады, открытые площадки и иные территории получателя товаров;

2) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

3) площадка, расположенная в пределах режимной территории воздушного пункта пропуска, предназначенная для временного хранения воздушного судна (его крупногабаритных запасных частей) в месте его стоянки и (или) обслуживания либо предназначенная для разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров, место ввоза которых в Российскую Федерацию и место вывоза из Российской Федерации совпадает;

4) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

5) участок акватории морского (речного) порта, расположенный в пределах пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в месте доставки товаров;

6) склады магазинов беспошлинной торговли в отношении товаров, заявленных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в том числе в целях проведения таможенного контроля в отношении данных товаров до выпуска таких товаров, а также в случае, предусмотренном статьей 124 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее — Таможенный кодекс);

7) другие места, определяемые федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации. <6>

<6> Часть 1 статьи 90 Федерального закона.

3. Выдача разрешения на временное хранение товаров в месте временного хранения, указанном в подпункте 5 пункта 2 настоящего Порядка, допускается для временного хранения товаров, которые ввозятся в Российскую Федерацию через морские (речные) пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации и которые по своим габаритным, техническим, весовым характеристикам и иным причинам не могут быть размещены на складе временного хранения (далее — СВХ) и в иных местах временного хранения, указанных в части 1 статьи 90 Федерального закона.

Выдача разрешения на временное хранение товаров в месте временного хранения в отношении иных товаров, указанных в подпункте 5 пункта 2 настоящего Порядка, с учетом положений частей 4 и 5 статьи 90 Федерального закона осуществляется только в следующих случаях:

1) перевалка товаров осуществляется по прямому варианту: товары выгружаются с борта судна непосредственно в иное транспортное средство;

2) осуществляется дальнейшая перевозка товаров этим же судном;

3) все имеющиеся места временного хранения полностью загружены либо прекратили (приостановили) свою деятельность в силу решений государственных контролирующих органов.

4. Временное хранение товаров в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, с учетом положений частей 4 и 5 статьи 90 Федерального закона осуществляется с разрешения таможни, в регионе деятельности которой планируется временное хранение товаров (далее — таможня).

Если в отношении товаров, указанных в статье 81 Таможенного кодекса, требуется выдача разового разрешения вне времени работы таможни либо в выходной или нерабочий праздничный день, указанное разрешение выдается таможенным постом, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров, при условии, что такой таможенный пост имеет соответствующий график работы (далее — таможенный пост).

5. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах выдается на основании обращения заинтересованного лица (далее — соответственно разрешение, заявитель). Разрешение может быть разовое (для временного хранения определенной партии товаров) либо генеральное (для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период). Период времени, в течение которого действительно генеральное разрешение, устанавливается с учетом срока, указанного в обращении заявителя, и не может быть менее четырех месяцев и более одного года.

Таможня ограничивает срок действия повторно выдаваемого генерального разрешения четырьмя месяцами, если в течение одного года до дня обращения за разрешением заявитель в регионе деятельности этой таможни привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, связанные с хранением товаров, либо за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа <7>.

6. Если срок действия документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 настоящего Порядка, составляет менее одного года на день подачи обращения заявителя за разрешением (далее — обращение), разрешение выдается на срок, не превышающий срок действия указанных документов.

7. Условиями выдачи разрешения являются:

1) владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении или аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предполагаемыми для временного хранения товаров. Если помещения и (или) открытые площадки находятся в аренде, договор аренды в отношении таких помещений и (или) открытых площадок должен быть не менее срока действия получаемого разрешения <8>;

<8> В отношении мест временного хранения, указанных в подпунктах 3, 5 пункта 2 настоящего Порядка, данное условие не применяется.

2) обеспечение возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля в предполагаемом месте временного хранения товаров;

3) выполнение требований по обустройству и оборудованию места временного хранения, обеспечивающих наличие <9>:

<9> Положения подпунктов «а» — «д» подпункта 3 пункта 7 настоящего Порядка в отношении мест временного хранения, указанных в подпунктах 3 — 5 пункта 2 настоящего Порядка, не применяются, если отсутствует технологическая возможность для их выполнения.

<9> Положения подпунктов «е» — «л» подпункта 3 пункта 7 настоящего Порядка применяются при выдаче генерального разрешения на временное хранение товаров в месте временного хранения, указанном в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, на территории которого осуществляется хранение товаров в контейнерах.

а) контрольно-пропускных пунктов;

б) обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам. Площадь и количество мест для проведения таможенного досмотра товаров в месте временного хранения, указанном в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, определяется с учетом среднесуточного количества перемещаемых товаров;

в) весового оборудования, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на территории иного места временного хранения;

г) погрузо-разгрузочной техники;

д) обустроенного специально приспособленного помещения (места), предназначенного для хранения товаров, которые требуют особых условий хранения с учетом требований иных государственных контролирующих органов (если предполагается хранение таких товаров). Площадь и количество помещений (мест), предназначенных для хранения таких товаров в месте временного хранения, указанном в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, определяется с учетом среднемесячного количества перемещаемых товаров;

е) площадки (помещения) для хранения задержанных (арестованных) товаров <10>;

ж) площадок, предназначенных для:

выгрузки и погрузки товаров с борта морского (речного) судна;

накопления порожних контейнеров;

отгрузки товаров, убывающих по процедуре таможенного транзита (с обеспечением возможности наложения должностными лицами таможенных органов средств таможенной идентификации);

функционирования мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (при наличии в регионе деятельности таможенного органа мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, планируемого к использованию в ином месте временного хранения товаров);

размещения товаров с выявленным превышением уровня ионизирующего излучения;

з) автоматизированной системы учета поступления, движения и выдачи товаров, позволяющей в режиме реального времени фиксировать:

сведения о поступлении товаров в место временного хранения;

состояние товара (контейнера) при размещении в месте временного хранения;

наличие и соответствие пломб, а также их нахождение в установленных местах опломбировки;

наличие повреждений контейнера, течи из контейнера, постороннего запаха, свидетельствующего о возможном повреждении содержимого контейнера;

перемещение контейнера между площадками (зонами) территории оператора портового терминала;

результаты взвешивания, полученные из автоматизированной системы определения и учета весогабаритных (весовых) характеристик товаров;

оповещение средств радиационного контроля;

вскрытие контейнера, снятие и наложение (замену) пломб;

выпуск товаров таможенным постом;

дату и время погрузки товаров для целей вывоза из места временного хранения;

дату и время вывоза из места временного хранения.

Данная система должна обеспечивать:

блокирование по требованию таможенного поста перемещения товаров по территории места временного хранения и через его границы;

получение лицом, осуществляющим временное хранение товаров, уведомлений таможенного поста о необходимости перемещения контейнеров на отдельные площадки, совершения грузовых операций, взвешивания и иных действий в отношении товаров в рамках таможенного контроля, фиксировать факт исполнения уведомления таможенного поста;

и) системы радиационного контроля, включающей в себя стационарную и (или) переносную аппаратуру с детекторами гамма- и нейтронного излучения;

к) системы управления доступом, охранной сигнализацией, инженерными средствами охраны, обеспечивающей фиксацию фактов выдачи пропусков для лиц и транспортных средств на въезд (проход) в место временного хранения, фиксацию в информационной системе факта проезда (прохода) через границы места временного хранения, перемещения любых товаров, с протоколированием даты и времени такого перемещения. К системе должен быть обеспечен удаленный защищенный доступ должностных лиц таможенного поста;

л) наличие информационного взаимодействия между автоматизированной системой учета поступления, движения и выдачи товаров и Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов.

8. Обращение подается в электронном виде, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе с использованием личного кабинета <10>.

<10> В случае возникновения нештатных ситуаций, препятствующих обмену сведениями таможни (таможенного поста) с заявителем в электронном виде, представление обращения и прилагаемых к нему документов осуществляется на бумажном носителе. После устранения нештатных ситуаций заявитель представляет таможне (таможенному посту) электронные копии указанных документов.

Если заявителем является иностранное юридическое лицо, обращение подается на бумажном носителе <11>.

<11> Положения данного абзаца применяются при выдаче разрешения на временное хранение товаров в местах временного хранения, указанных в подпунктах 3 и 5 пункта 2 настоящего Порядка.

Обращение в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 4, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, должно содержать:

наименование лица, его организационно-правовую форму, адрес места нахождения;

основания для временного хранения товаров в ином месте временного хранения, предусмотренные Таможенным кодексом и Федеральным законом;

место нахождения помещений (открытых площадок), предполагаемых для временного хранения товаров;

форму владения помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров, с указанием реквизитов соответствующих правоустанавливающих документов;

статус получаемого разрешения (разовое либо генеральное) с приведением соответствующего обоснования и период его действия (для генерального разрешения);

материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения.

Обращение в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 настоящего Порядка, должно содержать:

наименование юридического лица, его организационно-правовую форму, адрес места нахождения;

основание для временного хранения товаров в данном месте временного хранения;

сведения о фактическом расположении места временного хранения товаров на акватории морского (речного) порта с указанием его географических координат, а в случае расположения места временного хранения на акватории у причала морского (речного) порта, — сведений о расположенных на причале зданиях и сооружениях;

сведения о наличии разрешения на стоянку судна (иных плавсредств) на акватории порта в течение времени, необходимого для временного хранения товаров;

сведения об обеспечении возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля;

иную информацию по усмотрению заинтересованного лица.

9. Вместе с обращением в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 4, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, представляются следующие документы <12>:

<12> Представление документов не требуется, если они были представлены в таможню (таможенный пост) при получении предыдущего разрешения и сохранили свою актуальность.

документы, подтверждающие владение помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров (в отношении места временного хранения, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящего Порядка, — разрешение администрации аэропорта на использование территории для временного хранения товаров в течение необходимого для этого времени);

планы и чертежи предполагаемого места временного хранения товаров;

документы, подтверждающие материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения товаров;

документы, подтверждающие необходимость особых условий хранения товаров и отсутствие в достаточной близости от места получения товаров СВХ, приспособленного для хранения таких товаров <13>;

<13> Применяется в отношении места временного хранения, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка.

документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин <14>;

<14> Применяется в отношении мест временного хранения, указанных в подпунктах 1 и 7 пункта 2 настоящего Порядка.

транспортные и коммерческие документы — если обращение подается на разовое разрешение на партию товаров до прибытия их на территорию Российской Федерации или до прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа.

Положения абзацев третьего и четвертого не применяются в отношении места временного хранения, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящего Порядка.

10. Вместе с обращением в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 настоящего Порядка, прилагаются следующие документы:

документы, содержащие сведения о товарах;

документы, подтверждающие, что условия для временного хранения товаров не обеспечиваются в иных имеющихся местах временного хранения (для временного хранения товаров, требующих особых условий хранения);

документы (договор) на перевалку грузов, если груз перегружается на иное транспортное средство по прямому варианту;

план предполагаемого места временного хранения с указанием его географических координат.

11. Обращение и прилагаемые к нему документы размещаются в автоматизированной информационной системе центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности (далее — АИС ЦРСВЭД) для рассмотрения уполномоченными должностными лицами таможни.

Уполномоченные должностные лица таможни самостоятельно размещают электронные (сканированные) копии обращения и прилагаемых к нему документов в АИС ЦРСВЭД в случае их поступления в таможню (таможенный пост) на бумажном носителе.

Срок рассмотрения таможней обращения и принятия решения о возможности выдачи разового разрешения не должен превышать 5 рабочих дней со дня его получения.

Срок рассмотрения таможней (таможенным постом) обращения и принятия решения о возможности выдачи разового разрешения в случаях, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящего Порядка, не должен превышать восьми часов рабочего времени с момента получения и регистрации обращения таможней (таможенным постом).

Срок рассмотрения таможней обращения и принятия решения о возможности выдачи генерального разрешения не должен превышать 10 рабочих дней со дня его получения.

В течение срока, указанного в абзацах третьем, четвертом и пятом настоящего пункта, таможня (таможенный пост) проверяет представленные документы и проводит таможенный осмотр помещений и территории, указанных в обращении, на предмет соблюдения условий, установленных пунктом 7 настоящего Порядка.

12. В случае положительного решения таможня (таможенный пост) присваивает разрешению регистрационный номер, формируемый по схеме: 11111111/222222/33333/4, где:

11111111 — код таможни (таможенного поста), выдавшей разрешение;

222222 — день, месяц, последние две цифры года;

33333 — порядковый номер разрешения, с 1 января каждого последующего года нумерация порядковых номеров разрешений начинается с единицы;

4 — цифра, соответствующая месту временного хранения, указанному в пункте 2 Порядка.

Одновременно с этим таможня (таможенный пост) издает приказ о создании постоянной или временной зоны таможенного контроля в месте временного хранения товаров (постоянной — в случае выдачи генерального разрешения, временной — в случае выдачи разового разрешения).

13. В случае отказа в выдаче разрешения Заявителю направляется решение об отказе, содержащее обоснование его принятия.

Таможня (таможенный пост) отказывает в выдаче разрешения:

в случае, предусмотренном частью 6 статьи 90 Федерального закона;

при несоблюдении условий, установленных пунктом 7 настоящего Порядка, и (или) непредставлении документов и сведений, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Порядка, либо представлении таких документов, содержащих исправления, нечитаемых или незаверенных копий таких документов;

при наличии в регионе деятельности таможни СВХ (иного места временного хранения), предназначенного для хранения товаров, указанных в обращении <15>;

<15> Применяется в отношении места временного хранения, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка.

если обустройство и оборудование помещений и территории, заявленных для использования в качестве места временного хранения товаров, по своим техническим характеристикам не может быть использовано в целях совершения грузовых операций с товарами и транспортными средствами;

в случае непредставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в случае принятия таможней (таможенным постом) решения о необходимости его представления.

Сведения о выданном разрешении либо об отказе в выдаче такого разрешения, о приказе таможни (таможенного поста) о создании зоны таможенного контроля в месте временного хранения товаров вносятся таможней в АИС ЦРСВЭД не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем, в течение которого было принято соответствующее решение.

Если выдача разрешения либо принятие решения об отказе принималось таможенным постом, данный таможенный пост не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, направляет в таможню докладную записку с обоснованием принятого решения, обращение и прилагаемые к нему документы. Сведения о выданном разрешении вносятся таможней в АИС ЦРСВЭД не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов от таможенного поста.

14. Решение таможни (таможенного поста), указанное в пунктах 12 и 13 настоящего Порядка, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью начальника таможни либо его заместителя (начальника таможенного поста либо его заместителя) и не позднее окончания рабочего дня, в течение которого оно было принято, направляется заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе с использованием личного кабинета.

15. Требование предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предъявляется к заявителю, получающему разрешение на временное хранение товаров в местах временного хранения, указанных в подпунктах 1 и 7 пункта 2 настоящего Порядка. В этом случае решение таможни (таможенного поста), указанное в пункте 12 настоящего Порядка, содержит дополнительную запись «Временное хранение товаров разрешается при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов».

Положения абзаца первого настоящего пункта не применяются, если заявителем является государственный орган или учреждение.

16. Разрешение подлежит отмене таможней (таможенным постом), выдавшей данное разрешение, по следующим основаниям:

обращение заинтересованного лица;

ликвидация заинтересованного лица;

несоблюдение заинтересованным лицом условий, установленных пунктом 7 настоящего Порядка, а также вследствие несоблюдения этим лицом обязанностей, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 92 Федерального закона, и (или) в случаях, если в течение срока действия разрешения на временное хранение товаров такое лицо в регионе деятельности этого же таможенного органа привлекалось к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, связанные с хранением товаров, предусмотренные частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2018, N 53, ст. 8496), и (или) неоднократно (два и более раза) привлекалось к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, связанные с хранением товаров, предусмотренные статьями 16.5, 16.14, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2016, N 26, ст. 3876; 2018, N 53, ст. 8496), при условии, что сумма наложенных и неисполненных административных штрафов по указанным статьям, в том числе по совокупности, составила 500 000 рублей и более <16>.

<16> Данное основание не применяется в отношении мест временного хранения товаров, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 2 Порядка.

17. Отмена разрешения фиксируется таможней в АИС ЦРСВЭД. Если отмена разрешения осуществлена таможенным постом, данный таможенный пост не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отмене разрешения, направляет в таможню докладную записку с приложением к ней копии принятого решения и обоснования его принятия.

Копия решения таможни (таможенного поста) об отмене разрешения направляется заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе с использованием личного кабинета либо на бумажном носителе.

Классификатор уплаты таможенных платежей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *