Карьера на госслужбе

Особенности государственной гражданской службы

Работники госслужбы всегда пользовались массой привилегий

Госслужбу можно разделить на две ветви:

  1. Федеральная гражданская служба. Из названия становится понятно, что граждане, которые являются федеральными госслужащими, несут службу в федеральных органах власти. Соответственно зарплату они получают из федерального бюджета.
  2. Региональная гражданская служба. К этой группе относятся госслужащие, которые выполняют свою профессиональную деятельность в органах власти субъектов Российской Федерации. Зарплата идет из бюджета конкретного региона, в некоторых случаях из федерального бюджета.

На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.

Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:

  1. Официальная зарплата, обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  2. Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  3. Различные льготы и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.

Запреты и правила, касающиеся госслужбы

Госслужащие не имеют права заниматься любой другой деятельностью

Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:

  • Госслужащим нельзя заниматься прочей деятельностью помимо педагогической, научной или творческой.
  • Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, не должны участвовать в забастовках и прочих мероприятиях, нарушающих функционирование государственных органов.
  • Госслужащий не должен заниматься предпринимательством и использовать свое служебное положение, чтобы каким-то образом содействовать другим предпринимателям и организациям.
  • Конечно, госслужащему запрещено брать взятки. Это касается не только материального вознаграждения, но и различных подарков, услуг «в благодарность за оказанную помощь».
  • Человек, находящийся на государственной гражданской службе, не должен разглашать информацию, связанную с его работой, тем более информацию конфиденциального характера.
  • Нельзя никаким образом использовать свое служебное положение в личных целях.
  • Запрещено находиться на государственной службе в должности, которая находится в подчинении или же, наоборот, в начальственном положении по отношению к какому-либо близкому родственнику госслужащего (брат, сестра, муж, жена, сын, отец и т.д.).
  • Вступать в политические партии и религиозные организации также запрещено.
  • Нельзя выступать в СМИ с различными обращениями, давать суждения и оценки деятельности государственных органов и их руководителей. Не допускается также давать неполномочные обещания.
  • Госслужащий не может использовать техническое оборудование и другое имущество, принадлежащее госорганам в личных целях и передавать его третьим лицам.
  • Нельзя приобретать ценные бумаги с целью получения дохода.

Как поступить на государственную гражданскую службу?

Кандидаты на госслужбу должны отвечать некоторым требовниям

К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:

  1. Человек должен быть совершеннолетним и дееспособным.
  2. Он должен быть гражданином России и хорошо владеть языком. Второго гражданства быть не должно.
  3. Гражданин, претендующий на пост госслужащего, не должен иметь судимостей.
  4. Ряд заболеваний не позволяет устроиться на государственную службу: психические расстройства, заболевания, отражающиеся на умственных способностях.
  5. Человек не должен иметь тесных родственных связей с потенциальным руководителем.

Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.

  1. Первый этап – предоставление своих документов. Конечно, это нужно делать не в любое желаемое время, а лишь после того, как на сайте или в печатном издании был объявлен конкурс. Госслужащие не любят разглашать информацию о вакансиях, поэтому узнать что-то заранее будет крайне трудно.
  2. Второй этап – оценка и отбор кандидатов. Этим занимается специальная комиссия, выбранная соответствующим государственным органом. Первым делом рассматриваются все документы, предоставленные кандидатами, а затем уже проводят другие отборочные мероприятия: собеседование, анкетирование, реферат и прочее. После рассмотрения и тестирования всех кандидатов комиссия голосует.

Кандидат может быть принят на работу или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.

Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала:

>Управление персоналом государственной службы. Карьера и карьерный рост

Сущность и составляющие карьеры

В широком понимании карьера признается профессиональным продвижением, профессиональным ростом, последовательностью этапов восхождения служащего к профессионализму, переходом от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией – усиление профессиональных позиций – получение мастерства). Результат карьеры в таком понимании – это высокий профессионализм государственного служащего, достижение признанного профессионального статуса. В этом случае необходимо принимать во внимание, что критерии высокого профессионализма могут меняться в течение профессиональной жизни. В узком понимании карьера – это быстрое и успешное продвижение, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности. Сильным ускорителем карьерного процесса является стремительно растущий динамизм современных социальных процессов. Исключительное значение при этом приобретает способ деятельности, который гарантирует быстрое реагирование на изменения; решение проблем, которые возникли внезапно.

Необходимо учитывать две равнозначно важные составляющие карьеры человека на государственной службе: карьеры целевой, деловой и карьеры субъективной, личной. Такая необходимость объясняется тем, что в отечественной сфере государственного управления формируется подход к профессиональной карьере государственного служащего, поскольку именно от ее качественных характеристик зависит результативность функционирования всей государственной машины. Именно поэтому возникает целесообразность выделения двух типов карьеры, а именно:

  • целевой карьеры как набора должностей, которые занимает человек в течение жизни;
  • субъективной карьеры, которая содержит изменения ценностей и мотивов человека, которые случаются с ним в течение жизни.

Очевидно, что эти два вида карьеры должны касаться каждой личности госслужащего, поскольку предполагается, что он обязан и может в определенной мере контролировать свое продвижение, управлять своими возможностями в достижении максимального успеха и удовлетворенности от своей профессиональной деятельности. Такой подход дает возможность определить карьеру как субъективно осознанные собственные предпочтения служащего о своем профессиональном будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворенности трудом. В связи с этим важное значение приобретает самоорганизация личности на государственной службе в течение профессиональной жизни.

С различных точек зрения карьера определяется как:

  • путь, который преодолевает человек в выбранном виде деятельности, которую он связывает со своими жизненными целями, достигает проектируемых результатов известности, мастерства;
  • достижения максимального совершенства в профессиональной деятельности (предел профессионального роста) и максимального совершенства в сфере общественной деятельности (граница социального роста);
  • результат взаимодействия субъективного (творческий потенциал) и объективного факторов.

Процесс управления карьерой государственного служащего

Необходимо отметить, что наряду с самореализацией госслужащего, важное значение приобретает процесс управления карьерой. Он определяется как целенаправленное взаимодействие на формирование должностного и профессионального роста служащего в соответствии с внутренними потребностями организации, а также потенциала и ожиданий самого сотрудника. Поскольку такое определение акцентирует внимание на необходимости учитывать не только потребности организации, но и потребности каждого сотрудника, очевидным становится тот факт, что управление карьерой государственных служащих в организации должно основываться на обязательном учете следующих положений:

  • сотрудники организации должны рассматриваться как личности с уникальными потребностями, желаниями и способностями;
  • госслужащих больше мотивирует и организация, которая согласуется с их устремлениями и потребностями;
  • служащие могут профессионально расти, меняться и находить новые направления для деятельности, если предоставить им надлежащие, соответствующие возможности, поощрение и руководство.

Определение управления карьерой как способа предотвращения проблем, связанных с кризисами прохождения госслужащим разных этапов карьеры, является убедительным доказательством того, что современное управление карьерой отечественных госслужащих обязательно должно преследовать следующие три цели:

  • гарантировать, что потребности организации в преемственности управления удовлетворяются;
  • гарантировать перспективным государственным служащим непрерывное обучение и практический опыт, позволяющий им работать на том уровне ответственности, которого они способны достичь в своей профессиональной деятельности;
  • предоставить госслужащим, которые имеют потенциал, рекомендации и поддержать их, если они захотят реализовать свой потенциал и сделать успешную карьеру с помощью организации и своих личностных талантов и стремлений.

Активная позиция каждого государственного служащего в отношении карьерного роста актуализирует необходимость использования им таких принципов:

  • не тратить времени на работу с безынициативным, неперспективным руководством;
  • стать нужным инициативному, оперативному руководству;
  • расширять свои знания, приобретать новые навыки;
  • готовить себя к занятию перспективного места, которое станет вакантным;
  • познавать и оценивать других людей, которые могут способствовать карьере;
  • учиться эффективно распределять время на разную, в том числе и не производственную деятельность;
  • учиться оценивать изменения как своего потенциала, так и организационной среды;
  • помнить, что решения относительно карьеры практически всегда являются компромиссом между интересами персонала и интересами организации;
  • думать об организации как о рынке труда;
  • не забывать о наличии внешнего рынка труда;
  • не игнорировать помощь организации в трудоустройстве, однако рассчитывать в поиске работы, прежде всего, на себя.

В связи с этим, необходимо принимать во внимание фактор удовлетворенности государственным служащим своей карьерой. Уровень удовлетворенности карьерой определяется рядом факторов, среди которых основными являются следующие:

  • сущность востребованности профессиональных знаний, навыков, умений госслужащего;
  • степень соответствия планов организации и госслужащего в отношении карьерного продвижения;
  • степень уверенности сотрудника в своем будущем карьерном продвижении в рамках организации;
  • объективность в оплате труда по сравнению с оплатой труда других сотрудников организации, выполняющих такую же работу;
  • объективность оценки профессиональных результатов деятельности, так и при выдвижении сотрудников на более высокие должности.

Приведенный перечень свидетельствует, что удовлетворенность госслужащего своим карьерным продвижением тесно взаимосвязана с такими понятиями, как удовлетворенность трудом, профессиональной деятельностью, оплатой и выполнением карьерных обязательств.

С теоретической точки зрения карьерное продвижение каждого служащего непосредственно зависит от таких элементов:

  • профессионального самоопределения;
  • профессиональной готовности;
  • профессиональной адаптации;
  • профессиональной компетентности;
  • повышение значения личности в ходе выбора профессии и места работы.

Однако отечественная практика государственного управления и прохождения государственной службы свидетельствует, что первоочередной для успешности карьеры госслужащего признаются следующие факторы:

  • лояльность руководства и умение поддерживать отношения с «нужными» людьми;
  • умение заинтересовать своего руководителя, как финансово, так и материально.

К сожалению, принцип профессионализма и престижности профессионального образования еще не стал основой «карьерного маршрута» на государственной службе.

Не менее опасными для успешного формирования карьеры на государственной службе являются чрезмерные организационные изменения системы органов государственной власти и их аппаратов, неоправданные смены руководителей и периодическое, бездумное сокращение штатов, что приводит к текучести кадров и «вымыванию» перспективных профессионалов из государственного аппарата. В этом случае реализуются интересы некоторых должностных лиц с целью окружить себя надежными людьми. Это может происходить или из-за недостаточного профессионализма этих людей (и тогда необходимо признать, что фактически не работают механизмы защиты общества от проникновения в высшие эшелоны власти людей, не подготовленных к таким вершинам государственного управления), либо из-за преобладания узкогрупповых интересов, где людей оценивают, прежде всего, относительно критериев, отличных от профессиональных, а интересы подавляющего большинства населения не учитываются, и на службе общества находятся некомпетентные государственные служащие.

Весьма интересен сформулированный С. Паркинсоном «закон служебной карьеры». Его суть заключается в том, что карьера любого служащего зависит от ряда факторов и больше всего от двух важных условий: происхождение («трудись – упорно, а родись – у лорда») и умение правильно жениться. По мнению этого ученого, прежде чем выбрать себе потенциальную жену, служащий обязан выбрать себе потенциального тестя и постепенно атаковать его, учитывая его предпочтения, слабости, склонности и т.п. Он разработал специальную шкалу пригодности невесты для карьеры будущего мужа. Кроме этого, ученый считал, что ранний и неправильный выбор невесты приведет к необходимости полагаться только на себя в конкурентной толчее мира, где вы окажетесь чужаком.

Важным моментом является также четкое представление руководителем и его подчиненными карьерного пространства их органа государственной власти. Это пространство является состоянием и перспективами его развития. Очевидно, что устойчивость карьерного процесса зависит непосредственно от структуры карьерного пространства. В основном, государственный служащий сознательно выбирает и пытается реализовать карьеру как в профессиональном, так и должностном смысле этого понятия. Однако они могут не совпадать, или же реализоваться с негативным эффектом не только для служащего, но и для службы в целом. Иногда служащий приобретает свой «уровень некомпетентности», когда должностная карьера опережает профессиональный рост. Исключительное значение в результативном составлении «карьерного маршрута» подчиненного принадлежит руководителю, который, прежде всего, должен быть ответственным за кадровую политику в организации.

Карьера как достижение успеха на государственной службе является положительным явлением, поскольку каждый госслужащий поступает на службу с целью создать свою служебную карьеру, поэтапно и неуклонно повышая с этой целью свой должностной и социальный статус.

Реализация карьеры требует выполнения определенных задач, основными среди которых ученые считают следующие:

  • достижение взаимосвязи целеполагания организации и отдельного сотрудника;
  • обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей;
  • обеспечение открытости процесса управления карьерой;
  • устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
  • повышение качества процесса планирования карьеры;
  • формирование наглядных и понятных критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
  • изучение карьерного потенциала сотрудников;
  • обеспечение обоснованности оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
  • определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент и в нужном городе.

Индивидуальными, личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха государственным служащим, является недооценка им личностного потенциала. Его проявлениями являются: отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, нерешительность, смущение, эмоциональная нестабильность, страх перед успехом и неудачей, реалистичность целей, предотвращением риска, преобладание в структуре личности служащего, направленности на себя, а не на государственную службу.

Выводы

Потребности современности определяют необходимость осознания и понимания многомерности понятия «карьера государственного служащего», которое должно сочетать не только профессиональные, но и личностные характеристики служащего как исполнителя профессиональных обязанностей в течение социальной жизни. Активизация значения государственного служащего в ходе осмысления собственной карьеры как общественно значимого явления и управления ею актуализирует необходимость обязательного и одновременного учета в ней двух составляющих, а именно: целевой и субъективной карьеры.

Карьера государственного служащего должна быть осознана и признана процессом реализации его личностного профессионального потенциала и оптимизации его профессиональной деятельности. В этом случае продвижение по службе и служебная карьера государственного служащего должны стать основой государственной службы.

На волне интереса к нюансам различных профессий и работы в разных отраслях — а также потому, что у массы народа сложились разные стереотипы о государственной службе — я решила, что могу и просто рассказать о случаях из своей пятилетней работы, и ответить на вопросы желающих знать, как это бывает.

Предупреждая вопросы, ушла я с госслужбы только в 2017 году и по своему желанию, причем приложив немалые усилия, чтобы никто не смог меня там задержать. Если будет интересно, в деталях расскажу, что этому поспособствовало.

Раскрывать участников событий/дат/наименований органов не буду, потому как все, что я здесь пишу, мое личное мнение и не претендует на абсолютную истину, да и пресс-служба бдит, отыскивая в сети упоминания… Но обещаю максимально правдиво излагать все, чему была участником.

Что я делала? Я имела дело с бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями, подвязанными в контролируемой нашим исполнительным органом системе, в том, что касалось экономико-финансовой стороны их взаимодействия с государством. В переводе на человеческий язык, это моя подпись была на документах, благодаря которым все эти деятели получали полагающиеся им денежки. Не только моя, конечно. И не я решала, кому и сколько давать. Но вот обрамление процесса…

Что меня поразило почти сразу, как я оказалась в этой системе: объем ответственности, скинутый на плечи самого низшего звена в служебной цепочке.

Так как в нашем государстве все ужесточают и ужесточают контроль, то документы очень часто требуют на проверку разные структуры, которые я бы назвала «надсмотрщиками»: комитет финансов, контрольно-счетная палата, комитет финансового контроля, прокуратура… Все должно быть выверено и вылизано. И это делает тот, кто работает с собственно получателями субсидий, остальные большей частью просто ставят подписи.

Труд просто адский, потому что через твои руки проходит прорва юр.лиц, каждое из которых что-то да сделает «не так». И я говорю не о мелочах вроде несшитых документов или неуказанного кода, за которые терроризируют где-нибудь в налоговых. Тут речь идет о подставных или вовсе несданных первичных документах, подтверждающих расходы. Это тянет за собой «нецелевое использование средств», а там и уголовка.

Что замечаешь, когда попадаешь в госслужбу?

Пять лет назад это было преобладание бабушек пенсионного и предпенсионного возраста, с тех пор контингент заметно омолодился.

Замечаешь, что, несмотря на транспарант «мы переходим на электронный документооборот», бумаги из года в год становится все больше, как и мороки с документами.

Замечаешь откровенный дебилизм некоторых алгоритмов. Например, нормативы, по которым из года в год выдаются субсидии разным учреждениям вроде школ или театров, делаются на основе сведений, которые дают сами учреждения, когда они еще не знают и не могут знать основных параметров вроде собственной зарплаты на следующий год или коммуналки. Возможно, вы не понимаете, что здесь такого и почему меня это так бесит. Попробую объяснить «на пальцах»:

1. Вам, Диме или Тане, говорят: «дайте нам сумму, какую вам хватит, чтобы жить безбедно».

2. Вы даете все с расчетами, почему вам эта сумма нужна.

3. Вам говорят: «ОК, мы дадим вам эту сумму».

4. Через полгода сообщают: «Только половину ее вам придется потратить на зарплату, еще восьмую часть — на оплату электричества, а оставшегося вам для жизни не хватит, сорян. Но вы сами давали цифры».

5. Вы в жопе.

Постепенно психика смиряется с постоянным авралом и ощущением приближающегося апокалипсиса, и просто переходишь в режим «вокруг одни идиоты». Это. конечно, неправда. Но так проще функционировать.

Как попадаешь на госслужбу?

Вы щас скажете «по блату» — и будете частично правы. Потому что почти все туда приходят по наводке «кого-то». Но приходят не на синекуру, а вкалывать. Как правило, зовут тех людей, о которых известно, что они хорошие специалисты в нужной сфере. «Тратить» должность на кого-то, кто будет ее занимать и ни черта не делать, может себе позволить только очень большой начальник.

Разумеется, все проходят конкурс. Как положено. По законодательству. Комар носа не подточит.

Что касается меня, все было чуть сложнее и чуть смешнее. Это длинная история, так что в другой раз.

Карьера на госслужбе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *