Камеральная проверка ПФР

Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ФНС осуществляет проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся в соответствии с налоговым законодательством. Данный контроль ведется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с проведением камеральных налоговых проверок.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность их уплаты, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

  • по месту нахождения организации;

  • по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Таким образом, отчетность за 2018 год, представляемая по форме, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, должна быть представлена не позднее 30.01.2019.

Принятый налоговым органом расчет проходит камеральную проверку.

Содержание

Как проводится камеральная проверка?

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

Об истребуемых при проверке документах

Нередко у учреждения-страхователя возникает вопрос: вправе ли налоговый орган затребовать от страхователя дополнительные документы, кроме представленного расчета по страховым взносам? По общему правилу объектом проверки является расчет по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок № ММВ-7-11/551@).

Кроме того, объектом проверки могут быть и другие документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. ФНС вправе их истребовать при проведении налогового контроля (см. п. 8.6 ст. 88 НК РФ). Как видим, данное право законодательно утверждено в НК РФ.

К сведению: для всех случаев истребования пояснений или документов, а также внесения исправлений у налогоплательщика в рамках камеральной проверки ст. 88 НК РФ установлен единый срок представления – в течение пяти дней.

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должно письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов. В уведомлении следует отразить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика ФНС установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Однако необходимо учесть, что направление в адрес организации-страхователя требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в расчете по страховым взносам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует о налоговом правонарушении. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.

В каких случаях расчет является непредставленным?

Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:

1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:

  • в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

  • в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;

  • в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину;

  • в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

  • в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;

2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;

3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;

  • не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

О недостоверных персональных данных

Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

Об ошибках, обнаруженных в расчете

Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

  • внести необходимые изменения в расчет;

  • представить уточненный расчет в налоговый орган.

При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

  • в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

Ответственность за непредставление расчета в срок

Непредставление расчета в установленный срок влечет наступление ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

Кроме налоговой ответственности за нарушение сроков представления расчета, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

В Письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 Минфин обратил внимание, что в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями. Если он этого не сделает, то может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда (ст. 33, 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Максимальный срок камеральной проверки — 3 месяца!

Как проходит проверка

Чтобы проверить, правильно ли рассчитаны взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование, ПФР проводит камеральные проверки расчетов РСВ-1 (ч. 1 ст. 3, ст. 33, 34 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Период проверки соответствует периоду представленного расчета.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда (ст. 33, 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Максимальный срок камеральной проверки — три месяца, причем этот срок начинается со дня подачи расчета в ПФР (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). При проверке сотрудники ПФР руководствуются Методическими рекомендациями, утв. распоряжением Правления ПФР от 31.07.2014 № 323р.

Узнайте о предстоящих проверках ПФР и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт

Как сотрудники ПФР проверяют данные

Сотрудники ПФР проверяют сам расчет и другие документы, которые есть в их распоряжении. Если в расчете есть ошибки, то ОПФР может запросить устные или письменные пояснения и дополнительные документы и потребовать исправить расчет.

Внести исправления плательщик должен в течение пяти рабочих дней (ч. 3, 4 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). В случае необходимости территориальный орган ПФР может даже вызвать плательщика для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Если в ходе камеральной проверки сотрудники ОПФР найдут ошибки, они составят акт камеральной проверки по форме, установленной приказом Минтруда России от 27.11.2013 №698н. Сделают они это в течение 10 рабочих дней.

Если организация не согласна с фактами, изложенными в акте, или с выводами проверяющих, то в течение 15 дней может представить в ОПФР письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). К ним можно приложить документы (копии), которые подтверждают обоснованность возражений компании (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

На основании полученных документов руководитель (замруководителя) инициирует рассмотрение материалов проверки. Причем ОПФР должен сообщить компании время и место данного мероприятия: организация имеет право в нем участвовать (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Проверки Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ

Порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов установлен главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

2) выездная проверка.
Также могут быть плановые и внеплановые проверки.

Внеплановую проверку могут провести, если:

— в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
— организация ликвидируется или реорганизуется;
— организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.
Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.
Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно.
Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).
При осуществлении контроля за уплатой страховых взносов применяются формы, утвержденные постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п .
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя и Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя — страхователя, утверждены приказом Министерства финансов РФ от 30 января 2006 года N 18н.

Основания для проверки ПФР и ФСС РФ

В целях организации работы территориальных органов Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года утверждают ежегодный план-график проведения совместных выездных проверок с учетом предложений своих территориальных органов в соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Включение той или иной организации в план-график выездных проверок происходит на основании критериев, описанных в письме ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась. Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 ПФР и 4 ФСС), представленных в ПФР и ФСС.
При этом если компания удовлетворяет одному из критериев – это еще не значит, что проверка непременно состоится. Решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов.
Помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию.

Документы, которые может потребовать инспектор ПФР и ФСС РФ

Перечень документов, которые могут потребовать инспекторы, содержится в методических рекомендациях ФСС и ПФР. В соответствии с пунктом 2_1 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, истребованные документы предоставляются в виде заверенных руководителем проверяемой организации копий. При этом нотариально заверенные копии не принимаются (пункт 3 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ). Так же следует обратить внимание на то, что инспекторы вправе запросить один и тот же документ неограниченное количество раз.
Перечень документов, которые инспекторы могут запросить в ходе проверки:
1. Учредительные документы. На их основании проверяющие установят наименование, юридический и фактический адрес компании и виде ее деятельности. Кроме того, учредительные документы указывают на порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами.
2. Регистры бухгалтерского и налогового учета. Эти документы позволят инспекторам установить порядок ведения учетной политики предприятия и наличие или отсутствие «зарплатных схем», направленных на уход от начисления страховых взносов.
3. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам сверяются с первичными документами бухгалтерского и налогового учета.
4. Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период. Известно, что организации, работающие по упрощенной схеме налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное страхование, поэтому книги-регистры подтвердят начисление и выплату вознаграждений работникам, заключившими трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.
5. Бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. На ее основании сопоставляется информация о задолженностях предприятия перед внебюджетными фондами, которая указана в бухгалтерском балансе и отчетах в фонды.
6. Трудовые договоры, которые необходимы инспекторам для проверок даты приема сотрудников на работу, а также их окладов, надбавок и премий. Эти сведения позволяют определить полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды.
7. Гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В таких договорах кроме сумм вознаграждения изучается предмет договора: относится он к договорам на оказание услуг (выполнение работ) или к передаче имущественных прав, например, договору аренды.
Отметим, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать договор гражданско-правового характера в трудовой. Это возможно, если предмет договора прописан некорректно: договор заключен не на выполнение определенной услуги, а на исполнение функций. Вместе с тем, выплаты, произведенные по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС (подпункт 2 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
8. Банковские и кассовые документы: выписки банка, поручения, ордера, кассовая книга, журнал кассира, отчеты кассира и т. д. В указанных документах специалисты фондов будут искать методы ухода от официальных зарплат.
9. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления предприятием хозяйственной деятельности. Цель проверки указанных документов — определить полноту отчета за выданные авансы и начислить взносы на разницу.
10. Кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки необходимы для сопоставления дат приема на работу, увольнения, перевода, поощрения, указанных в них, с датами, проставленными в других кадровых документах. Первичные документы по учету кадров требуются для проверки дат приема на работу, увольнения, выплаты премий и зарплаты.
11. Документы на предмет выплат связанных со страховым обеспечением: листки нетрудоспособности, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.
Организациям, которые ожидают выездную проверку из ПФР или ФСС, следует обратить внимание на то, что инспекторы зачастую запрашивают документы, которые не имеют права требовать. Кроме того, проверяющие специалисты могут попросить предъявить те документы, которые в принципе не ведутся организацией. Например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Организация не обязана вести учет этих лиц, и предоставлять его в ходе проверок. Наказание или штраф за отсутствие подобных документов не предусматривается — ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР.
Организациям, которые ожидают проверок ПФР и ФСС, также стоит внимательно просмотреть документы на предмет соответствия их друг другу: совпадают ли указанные суммы и сроки перечислений во внебюджетные фонды.

По акту проверки были доначислены страховые взносы в ПФР и ФСС России с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках.
Нужно ли будет облагать эти суммы НДФЛ? Необходимо ли заполнять уточненный расчет по страховым взносам и уточненный расчет по форме 4-ФСС? Необходимо ли корректировать форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать?

15 ноября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос с исчислением НДФЛ с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках, является спорным. Анализ судебной практики и некоторых разъяснений Минфина России позволяет прийти к выводу, что рассматриваемые сумм не являются доходом сотрудников для целей исчисления НДФЛ.
При доначислении взносов с выплат командированным сотрудникам необходимо подать уточненные расчет по страховым взносам и расчет по форме 4-ФСС, порядок заполнения которых рассмотрен ниже. При этом расхождения между данными расчета по форме 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам не являются ошибкой. От организации налоговый орган может запросить пояснения причин расхождений.

Обоснование вывода:
Пункт 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение), определяет, что при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
В то же время порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ).
По мнению контролирующих органов (письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-15-06/33309), поскольку выплаты, связанные с однодневной командировкой работника, нельзя квалифицировать как суточные, то оснований применять в отношении таких выплат п. 2 ст. 422 НК РФ в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется. При этом в случае выплаты компенсации расходов, понесенных работником в такой командировке, сумма такой компенсации не является объектом обложения страховыми взносами на основании п. 2 ст. 422 НК РФ как фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на командировку — при условии наличия документов, подтверждающих расходы*(1).
Отметим, что ФСС России в письме от 02.07.2013 N 15-03-14/05-6357 в отношении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указал, что расходы страхователя при направлении работника в однодневную командировку не являются суточными независимо от основания их выплаты. В связи с чем такие суммы подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите также письмо Минтруда России от 06.11.2013 N 17-4/10/2-6751).

НДФЛ

Согласно сложившейся правоприменительной практике, основанной на положениях ст.ст. 164, 166, 168, 168.1 ТК РФ и на правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12, денежные средства, выплачиваемые при направлении работников в однодневную командировку, не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника и не облагаются страховыми взносами. Смотрите постановления АС Западно-Сибирского округа от 13.04.2016 N Ф04-909/16 по делу N А27-19744/2015, от 05.08.2015 N Ф04-21585/15 по делу N А45-18424/2014, от 04.03.2015 N Ф04-15458/15 по делу N А27-18975/2013, АС Северо-Кавказского округа от 15.09.2014 N Ф08-6019/14 по делу N А63-13809/2013, ФАС Уральского округа от 25.04.2014 N Ф09-2376/14 по делу N А76-12653/2013.
По мнению Минфина России, при направлении работника в однодневную командировку суммы денежных средств, выплачиваемых работнику взамен суточных, освобождаются от налогообложения в размерах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-06/50607).
При этом если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со ст. 168 ТК РФ к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, то они могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов. При отсутствии документального подтверждения осуществления вышеуказанных расходов денежные средства, выплачиваемые работникам при однодневных командировках взамен суточных, могут освобождаться от обложения НДФЛ в пределах 700 руб. при нахождении в командировке на территории РФ (письма Минфина России от 04.03.2013 N 03-04-06/6394, от 01.03.2013 N 03-04-07/6189).
В приведенном выше письме от 17.05.2018 N 03-15-06/33309 Минфин России, на наш взгляд, также допускает освобождение от НДФЛ выплат по однодневным командировкам, но только в пределах лимита — независимо от факта их документального подтверждения (смотрите также письмо Минфина России от 01.10.2015 N 03-04-06/56259)*(2).
Таким образом, вопрос удержания НДФЛ с суточных, выплаченных при однодневных командировках, не урегулирован, поэтому организации следует самостоятельно решать, будет ли она признавать эти суммы налогооблагаемым доходом физического лица или нет*(3).

Корректировки отчетов

В связи с тем, что в прошлых периодах база для начисления взносов была занижена (за счет невключения в нее сумм, выплаченных в качестве суточных при однодневных командировках), организации необходимо откорректировать соответствующие отчеты.

1. Расчет по страховым взносам*(4)

Начиная с I квартала 2017 года внесение изменений в ранее представленный расчет осуществляется плательщиками страховых взносов путем представления уточненного расчета в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ (письма Минфина России и ФНС России от 28.06.2017 N БС-4-11/12446@, от 18.07.2017 N БС-4-11/14022@). В текущем отчетном (расчетном) периоде сумма произведенного перерасчета за предшествующий период в текущем РСВ не отражается.
В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551 (далее — Порядок), в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением раздела 3), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений).
На Титульном листе в поле «Номер корректировки» указывается номер корректировки к первичному расчету.
В уточненном РСВ указываются правильные данные, в частности:
— в строке 030 указываются суммы выплат с учетом сумм, на которые в соответствии с результатами проверки были доначислены взносы.
— одновременно на эту же сумму должна быть уменьшена срока 040.
В аналогичном порядке корректируются строки 030 и 040 подраздела 1.2 «Расчет суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование». А также соответствующие строки приложения N 2 «Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разделу 1 расчета.
Также в уточненном РСВ представляется Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» — только в отношении тех физических лиц, по которым изменяются данные (в строке 010 Раздела 3 указывается номер корректировки). При этом в Разделе 3 на застрахованное лицо указываются все данные — как корректируемые, так и некорректируемые (п. 22.22 Порядка).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Внесение изменений в Расчет по страховым взносам с 1 января 2017 года.

2. Расчет по форме 4-ФСС

На основании п. 1.1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан внести необходимые изменения в Расчет по форме 4-ФСС и представить его в территориальный орган ФСС, если в поданном ранее расчете он обнаружил факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов.
Расчет заполняется с заполнением всех полей, с учетом правильных данных (в частности, в строке 1, и в строке 2 Таблицы 1 «Расчет базы для начисления страховых взносов»). Расчет подается с указанием номера корректировки в поле «Номер корректировки».

3. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

В случае если организация примет решение не удерживать НДФЛ с сумм, выплачиваемых сотрудникам в качестве суточных, выплачиваемых при направлении их в однодневные командировки, то суммы таких выплат не отражаются в справке по форме 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 18.04.2012 N 03-04-06/8-118) и в расчете по форме 6-НДФЛ (письма ФНС России от 01.11.2017 N ГД-4-11/22216@, от 01.08.2016 N БС-4-11/13984@).
Таким образом, корректировать эти документы нет необходимости.
Поскольку в 6-НДФЛ сумма начисленного дохода (ст. 020 р. 1 6 НДФЛ — ст. 025 р. 1 6-НДФЛ) окажется меньше базы для начисления страховых взносов, отраженной в строке 050 гр. 1 подгр. 1.1 р. 1 уточненного РСВ, то, несмотря на то, что такое расхождение не является ошибкой, налоговый орган направит требование о представлении пояснения (на основании контрольных соотношений 2.2 показателей формы Расчета страховых взносов, направленных нижестоящим налоговым органам для использования в работе ФНС России письмом от 29.12.2017 N ГД-4-11/27043@ (далее — Контрольные соотношения) (смотрите также Примеры ответов, пояснений, возражений налоговым органам (подготовлено экспертами компании «Гарант»)).

Бухгалтерский учет

Доначисление страховых взносов и корректировка соответствующих расходов и расчетов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с положениями ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010). Порядок исправления ошибки зависит от периода, к которому эта ошибка относится, а также от ее существенности для целей финансовой отчетности.
Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).
Ошибка текущего отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).
В случае если ошибка относится к отчетному периоду, то доначисление взносов отражается следующим образом:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 69
— доначислены страховые взносы на сумму суточных по однодневным командировкам.
В случае если несущественная ошибка относится к прошлому периоду, отчетность по которому уже утверждена, то доначисление взносов отражается следующим образом (п. 14 ПБУ 22/2010):
Дебет 91 «Прочие расходы» Кредит 69
— доначислены страховые взносы, относящиеся к выплатам за прошлые периоды.
Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета текущего периода в корреспонденции со счетом учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010). То есть существенная ошибка в начислениях страховых взносов, требующая их доначисления, должна быть исправлена в периоде её обнаружения и отражаться записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) в корреспонденции с кредитом счета 69 (по отдельным субсчетам конкретных взносов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Расходы на командировки работников, не облагаемые страховыми взносами.
*(2) Однако отметим, что применяемые чиновниками формулировки в данном письме туманны — на их основании нельзя сделать однозначный вывод, что финансовое ведомство согласно с невключением в налогооблагаемую базу по НДФЛ выплат, заменяющих суточные при однодневных командировках (в пределах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ).
При этом в указанном письме указано, что «если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, суммы возмещения таких расходов могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов».
*(3) В случае, если организация решит все же удержать НДФЛ с рассматриваемых сумм, следует учитывать, что с 1 января 2016 года утратил силу п. 2 ст. 231 НК РФ, в котором говорилось, что суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Получается, что с 1 января 2016 года обязанности налогового агента по удержанию у налогоплательщика исчисленного НДФЛ ограничиваются конкретным налоговым периодом — календарным годом (ст. 216 НК РФ) (п. 2 письма Минфина России от 07.12.2015 N 03-04-06/71413).
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что формально налоговый агент не может удержать в 2018 году суммы налога, ошибочно не удержанные у налогоплательщика из его доходов, выплаченных в прошлых периодах. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика.
Руководствуясь п. 5 ст. 226 НК РФ налоговый агент должен сообщить налоговому органу и налогоплательщику о невозможности удержать налог за прошлый налоговый период (например, за 2017 год), о суммах дохода, с которого не удержан налог — по форме 2-НДФЛ (далее — справка 2-НДФЛ) с указанием в поле «Признак» цифры 2 (пп. 1.1 п. 1, п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденного этим же приказом (далее — Порядок заполнения 2-НДФЛ)) (смотрите письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-06/1928, от 27.10.2011 N 03-04-06/8-290). Из письма ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@ следует, что налоговый агент должен сообщить о невозможности удержать налог и сумме налога даже в случае, если он своевременно этого не сделал.
При этом налоговый агент должен представить уточненный Расчет 6-НДФЛ за период, в котором ошибочно не был удержан НДФЛ.
Заполнение уточненного Расчета 6-НДФЛ происходит в соответствии с теми же правилами, которым нужно следовать при оформлении первичного отчета. Порядок корректировки 6-НДФЛ заключается в заполнении расчета 6-НДФЛ за прошлые периоды, содержащего достоверные сведения.
В корректировочном Расчете 6-НДФЛ необходимо верно указать суммы в строках:
— 020 «Сумма начисленного дохода»;
— 040 «Сумма исчисленного налога»;
— 080 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом».
Отметим, что строка 070 «Сумма удержанного налога» в корректировочных Расчетах 6-НДФЛ не изменяется в связи с тем, что фактически налоговый агент в прошлые периоды удержал налог в меньшем размере вследствие ошибочного предоставления вычета налогоплательщику.
*(4) Уточненный расчет представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Камеральная проверка ПФР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *