Камеральная и выездная проверка разница

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Содержание

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).

Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.

Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.

Кроме того:

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.

В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.

Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме на сайте ФНС России nalog.ru.

***

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Связаться с экспертом

Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение

Правовое регулирование. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Какие еще бывают налоговые проверки

По каким критериям различаются КНП и ВНП

Сравнительная таблица КНП и ВНП

Являются ли результаты КНП обязательными для следующих мероприятий контроля

Встречные проверки налоговых органов. Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

Итоги КНП и ВНП

Может ли плательщик налогов повлиять на назначение КНП и ВНП

Правовое регулирование. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Налоговым органам предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе на проведение проверок. Ст. 87 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) разрешает проведение камеральных и выездных налоговых проверок (далее — КНП и ВНП) в отношении плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов.

При назначении камеральных и выездных налоговых проверок руководствуются:

  • гл. 14 НК РФ;
  • приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, утв. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и параметры оценки деятельности налогоплательщика (далее — Концепция);
  • письмом ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, дающим общие рекомендации по порядку проведения ВНП;
  • письмом ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, разъясняющим процедуру КНП;
  • письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, касающимся вопросов осуществления контрольных мероприятий во время налоговых проверок;
  • приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, установившим формы документов, используемых в процессе проведения мероприятий контроля, и др. нормативными актами.

Какие еще бывают налоговые проверки

По объему изучаемой информации налоговая проверка может быть комплексной (анализируются данные по всем налогам за определенный период) и тематической (контролируется порядок уплаты одного налога). Если КПН проводится отдельно по каждой сданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), то ВНП может быть назначена по нескольким налогам одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

По порядку назначения проверки можно разделить на плановые и внеплановые. КНП проводятся регулярно, вне зависимости от наличия критериев риска в деятельности плательщика. Включение налогоплательщика в план проведения ВНП связано с показателями представленной отчетности и иных собранных документов. В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в случае реорганизации или ликвидации юридического лица необходимо проведение внеплановой ВНП.

ВАЖНО! Деятельность органов ФНС не подпадает под сферу действия закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поэтому информация о будущих контрольных мероприятиях отсутствует в открытом доступе и не доводится до налогоплательщика в начале года путем размещения на сайтах ведомств.

Еще одним видом налоговых проверок по НК РФ является повторная ВНП, проводимая для контроля за деятельностью нижестоящих инспекций или при подаче уточненной декларации, уменьшающей сумму подлежащего к уплате налога.

По каким критериям различаются КНП и ВНП

Основные различия между камеральными и выездными налоговыми проверками, помимо сроков и места проведения контрольных мероприятий состоят в объеме представленных сотрудникам ФНС полномочий:

Во время ВНП у проверяющих лиц есть возможность воспользоваться альтернативными источниками и способами получения информации. Например, данные об имуществе предприятия могут быть подтверждены результатами инвентаризации и осмотра помещений и документов.

Перечень информации, который может быть истребован при КНП, указан в ст. 88 НК РФ. По общему правилу представляется только декларация. При выявлении несоответствий налогоплательщик дополнительно подтверждает правомерность заявленных вычетов и льгот, правильность расчетов пояснениями, приложениями к декларации и документами по его усмотрению (пп. 3, 4, 7 ст. 88 НК РФ).

При ВНП могут изучаться:

  • налоговая отчетность;
  • учредительные документы;
  • договоры, лицензии, приказы;
  • регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы и т. д.

Список не является закрытым (п. 5.1 письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Проведение ВНП может быть приостановлено на время получения ответов от третьих лиц, проведения экспертизы, осуществления перевода документов. На течение КНП сроки представления запрошенной информации и необходимость проведения дополнительных мероприятий и привлечения специалистов не влияют.

Ниже приведена таблица сравнения камеральной и выездной налоговых проверок.

Сравнительная таблица КНП и ВНП

Критерий сравнения

КНП

ВНП

Основание назначения

Представление налоговой декларации (расчета)

Решение руководителя ИФНС

Информирование налогоплательщика

о начале

Нет

Да

Место проведения

Территория налогового органа

Территория налогоплательщика

Срок проведения

3 месяца с момента представления декларации (расчета)

2 месяца с момента принятия решения о проведении проверки

Продление срока

Нет

Общий срок может быть увеличен до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев

Приостановление

Нет

До 6 месяцев (в исключительных случаях — до 9 месяцев)

Полномочия проверяющих

Осмотр (в исключительных случаях).

Истребование документов

Привлечение эксперта, специалиста

Осмотр.

Истребование документов.

Выемка документов и предметов.

Инвентаризация имущества.

Привлечение эксперта, специалиста

Предмет контроля

Соответствие текущей декларации (расчета) требованиям законодательства и информации, имеющейся у налогового органа

Полнота и своевременность уплаты налогов и сборов за период не более 3 лет до года назначения проверки

Ограничение по количеству

По количеству деклараций (расчетов)

Не более 1 по аналогичному налогу и периоду.

Всего не более 2 за год

Последствия нарушения сроков различаются. Так, при проведении КНП акт может быть составлен за пределами 3-месячного срока. Подробнее об этом — в статье на сайте Срок проведения камеральной налоговой проверки. При нарушении сроков во время ВНП ее результаты могут быть спорными (см. пп. 27, 31 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57).

Являются ли результаты КНП обязательными для следующих мероприятий контроля

КНП и ВНП являются видами налоговых проверок, при этом КНП может предшествовать ВНП. Если при проведении КНП получение какой-либо информации затруднено либо невозможно и существуют основания заподозрить налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов, информация передается в отдел планирования для решения вопроса о назначении ВНП (п. 13 письма ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Проведение контрольных мероприятий в отношении ранее изученных в ходе КНП деклараций (периодов и налогов) не может считаться назначением повторных проверок. ВНП является углубленной формой налогового контроля. В определении КС РФ от 20.12.2016 № 2672-О пересмотр результатов КНП при последующей выездной проверке не ущемляет права налогоплательщика, а гарантирует соблюдение баланса публичных и частных интересов.

Даже если лицо удачно оспорило в суде результаты КНП и было освобождено от доначислений, но при проведении ВНП были обнаружены ранее не выявленные нарушения, при рассмотрении результатов ВНП суд может поддержать налоговый орган, сославшись на новые доказательства (определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О). Если проверяющие используют законный механизм ВНП исключительно с целью исправления собственных ошибок, допущенных при КНП, суд может встать на сторону налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 29.11.2012 по делу № А46-17546/2012).

Встречные проверки налоговых органов

Встречные проверки к видам проверок не относятся. Под этим определением скрывается право требовать представления документов о налогоплательщике или конкретной сделке у контрагентов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Проводящее проверку уполномоченное лицо обращается к налоговому органу по месту учета контрагента с поручением об истребовании документов. Запрошенная информация представляется налогоплательщиком в свою инспекцию на основании копии поручения и выставленного на его основе требования.

НК РФ не содержит закрытого перечня документов, которые могут быть истребованы при проведении контрольных мероприятий. Проверяемому лицу необходимо самостоятельно анализировать объем запрошенных данных на предмет их соответствия поручению и требованию.

Документы представляются в срок не позднее 5 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В случае отсутствия информации либо необходимости в большем времени на изготовление копий документов налогоплательщику необходимо известить об этом налоговый орган под угрозой применения ответственности по ст. 126 НК РФ.

Поскольку встречка является одним из способов контроля, количество запросов о деятельности контрагентов ничем не ограничено.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

КНП и ВНП могут быть проведены в отношении поставленных на учет обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств), представляющих декларации (расчеты) и уплачивающих налоги по месту своего нахождения.

В случае если деятельность филиала (представительства) исследуется в рамках ВНП совместно с деятельностью головной организации, контрольные мероприятия проводит налоговый орган по месту нахождения организации с привлечением к участию сотрудников инспекции по месту нахождения подразделения. Орган ФНС вправе провести по месту нахождения филиала (представительства) самостоятельную ВНП. В таком случае ее срок не может превышать 1 месяца.

ВАЖНО! Количество отдельных ВНП филиалов (представительств) не учитывается при подсчете общего числа проверок, проведенных в отношении лица (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Итоги КНП и ВНП

При отсутствии претензий со стороны налогового органа КНП закончится без извещения плательщика, за исключением случая возмещения НДС по результатам камеральной проверки декларации. ВНП окончится составлением акта.

Критерий сравнения

КНП

ВНП

Информирование налогоплательщика об окончании

Нет, исключение — проверка декларации при возмещении НДС

Да, составление справки о проведенной проверке в день ее окончания

Составление итогового акта

Нет, исключение — выявление нарушений не позднее 10 дней с момента окончания проверки

Да, не позднее 2 месяцев с момента окончания проверки

Вынесение решения

В течение 10 дней с момента окончания 30-дневного срока на представление возражений

В течение 10 дней с момента окончания 30-дневного срока на представление возражений

В случае выявления нарушений КНП и ВНП имеют сходные негативные последствия для лица. Порядок вынесения решения, обжалования одинаков и предусмотрен ст. 101 НК РФ. О том, как и зачем оспорить акт налоговой проверки читайте в статье Возражение на акт камеральной налоговой проверки – образец. Налоговый орган вправе применить обеспечительные меры (наложить запрет на отчуждение имущества, приостановить операции по счетам в банке) до вступления решения в законную силу.

Может ли плательщик налогов повлиять на назначение КНП и ВНП

Основанием для назначения КНП является представленная налогоплательщиком декларация. Подробнее — в статье Как проводится камеральная налоговая проверка?.

ВНП назначается при отнесении деятельности предприятия, финансовых и налоговых показателей к группам риска в соответствии с Концепцией. Налогоплательщик может сам сравнить данные отчетности с общедоступными критериями, по которым проводится составление плана. Высок риск назначения ВНП при истечении 3-годичного периода существования предприятия, работе с недобросовестными контрагентами, отказе в представлении запрошенных документов.

Не стоит забывать, что значительную часть информации налоговые органы получают по межведомственным запросам. Эти данные также будут учитываться при назначении проверки.

Налоговая проверка

Основой системы контроля за правильностью исчисления обязательных платежей является налоговая проверка. Налоговая проверка бывает камеральной и выездной. Рассмотрим, чем похожи и чем отличаются эти виды ревизий.

Сходства между камеральными и выездными налоговыми проверками

Общее между камеральными и выездными налоговыми проверками (КНП и ВНП) только одно – и те, и другие являются формами налогового контроля. Их задача – проверить правильность расчета и уплаты бизнесменами различных платежей в бюджет и страховые фонды.

Фактически речь идет о том, что целью каждой налоговой проверки являются доначисления, т.е. дополнительные налоги и взносы, а также пени и штрафные санкции. Но решается эта задача разными способами.

Кто может «попасть» под налоговую проверку

Камеральная налоговая проверка не минует ни одного налогоплательщика. Инспектора обязательно проверяют любую сданную декларацию.

Отбор «кандидатов» на выездную налоговую проверку налоговики проводят на основании определенных критериев. Их открытая часть изложена в письме ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, но у инспекторов явно имеются и «секретные» приемы анализа, которыми они не делятся с бизнесменами.

В целом можно сказать, что проверяющие «не любят» любые отклонения от средних показателей, которые приводят к снижению налоговых платежей.

Зарплата ниже средней по отрасли, невысокая рентабельность (или вообще убытки), возмещение НДС – все это может привлечь внимание налоговиков.

Предмет и период налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка относится к отдельной декларации, и в ее рамках инспектора анализируют уплату конкретного налога или взноса. Соответственно – проверяемый период соответствует налоговому, т.е. может длиться от месяца до года.

Выездная налоговая проверка касается не отдельного отчета, а исчисления обязательных платежей в целом. Это может быть, как один или два налога, так и все обязательные выплаты, которые перечисляет предприятие.

«Спектр» выездной налоговой проверки определяют сами налоговики. Но по периоду здесь тоже есть ограничение — проверка может охватывать не более чем три предыдущие года (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Частота налоговых проверок

Камеральную налоговую проверку проходит каждая декларация, поэтому каких-либо ограничений по их частоте закон не предусматривает.

Выездных проверок может быть не более двух в течение календарного года. Исключения допускаются только по решению вышестоящего налогового органа (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Также возможны повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный период (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Вышестоящей инспекцией — с целью контроля.
  2. Специалистами той же ИФНС – если бизнесмен сдал за проверяемый период уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.

Повторные выездные налоговые проверки не учитываются при определении установленного лимита (две в год). Это же относится и к проверкам, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.

Методы налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в помещении инспекции, исключая особые ситуации, когда требуется осмотр.

Выездная налоговая проверка, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Однако и здесь возможны исключения: если проверяемая компания не имеет возможности предоставить помещение, то налоговики могут работать на своей территории.

Камеральная налоговая проверка в общем случае – это только анализ налоговой декларации. Дополнительные документы инспектор может запросить только в особых ситуациях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Например, проверяющие имеют право потребовать уточнений, если в отчете выявлены несоответствия. Также налоговики могут запросить документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в декларации по НДС заявлено возмещение.

Во всех подобных случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней предоставить проверяющим необходимую информацию.

При камеральной налоговой проверке по НДС налогоплательщик обязан предоставлять пояснения в электронном виде, иначе его обязанность считается неисполненной. Исключение здесь сделано только для тех, кто имеет право отчитываться «на бумаге», т.е. для налоговых агентов, которые не платят НДС по иным основаниям.

Из других мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки может проводиться только осмотр помещений, документов и предметов. И здесь речь снова идет об НДС. Если налогоплательщик запросил возмещение из бюджета, либо у инспекторов возникли сомнения в правомерности заявленных вычетов, то они имеют право выйти «на объект» и получить дополнительную информацию о бизнесмене (п. 1 ст. 92 НК РФ).

А при проведении выездной налоговой проверки инспектора могут не только изучать документы, относящиеся к проверяемому периоду, но и пользоваться всеми дополнительными способами налогового контроля.

Кроме упомянутого осмотра это может быть еще инвентаризация, выемка и экспертиза документов, допрос свидетелей и встречные проверки контрагентов налогоплательщика.

Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов

Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:

  1. При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
  2. При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.

Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.

Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:

  1. Разветвленная филиальная структура компании.
  2. Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
  3. Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).

Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.

Сроки для рассмотрения результатов проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.

Проверка Оформление акта по окончании проверки Передаче акта налогоплательщику Возражения налогоплательщика Вынесение решения
камеральная 10 дней

5 дней

1 месяц

10 дней

выездная 2 месяца

Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.

Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:

  1. Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
  2. Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.

Вывод

Основные мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка представляет собой анализ конкретной декларации и, при необходимости – отдельных подтверждающих документов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговики изучают все документы, относящиеся к исчислению включенных в план налогов за определенный период. Также при этом могут проводиться и дополнительные контрольные мероприятия: осмотр, допрос свидетелей, экспертиза и т.п.

Контроль деклараций налоговики производят в любом случае. Выездная налоговая проверка назначается только, если у инспекторов возникли серьезные подозрения по результатам анализа данных налогоплательщика.

Таким образом, избежать камеральной проверки невозможно. А чтобы «застраховаться» от визита инспекторов в компанию, нужно стремиться к тому, чтобы отчетные показатели не привлекали внимания налоговиков.

Отличие выездной от камеральной налоговой проверки

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.

Предмет проверок

Предмет для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Что проверяется

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).

А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ).

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

Когда к вам может прийти налоговая проверка?

Основание для проведения проверок

Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая — на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).

Основание для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Причина проведения проверки

План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.

Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.

Разрешения со стороны руководства инспекции

Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ).

Уточненная декларация как повод для назначения повторной выездной проверки

Осмотр территории при проведении проверок

Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится в налоговом органе.

Однако с 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в определенных случаях. Такими случаями являются:

  • представление налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;

  • выявление противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в п.1 ст.91 НК РФ и п.1, п.1 ст.92 НК РФ. И в настоящее время мы наблюдаем увеличение потока запросов от ИФНС в рамках камеральной проверки.

Сроки проведения проверок

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.

Сроки проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Основной срок проверки

В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета).

Дополнительный срок проверки

Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@):

— полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения);

— наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев);

— большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса.

Не предусмотрен

Право приостановки проверки

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз).

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Не предусмотрено

Порядок проведения проверок

Основаниями для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка. При использовании налоговых льгот, налоговый орган вправе запросить документы, подтверждающие право на льготу.

Важно!

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ).

Так, в отношении каждого налога, ФНС разработаны контрольные соотношения, позволяющие проверить взаимоувязку основных показателей (строк) декларации (налогового расчета).

Для выездной проверки установлены специальные правила. При проведении проверки могут быть запрошены подлинники документов. Срок представления документов – в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

Статья актуальна на 25.05.2016

Чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных

Камеральный вид

Камеральная проверка характеризуется тем, что документы компания подает в налоговый орган, где они и проверяются. Т.е. представителям ФНС для этого мероприятия не нужно никуда ехать. Они разбирают предоставленную им налоговую отчетность и делают на ее основании выводы на своем месте. Чаще всего здесь рассматриваются налоговые декларации, но могут исследоваться и другие бумаги, например транспортная документация.

Когда инспектор видит нарушение, он отправляет компании письмо с требованием данное нарушение устранить. Если с бумагами все хорошо и никаких претензий к ним нет, то в этом случае организация никакого уведомления не получит.

Часто при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов.

Чаще всего при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов. Бывает, что бумаги пророчены, т.е. они поданы в налоговый орган с опозданием, что уже считается нарушением. Когда получено предписание об устранении всех недоделок, то компания должна над этим поработать и затем отправить в ФНС исправленный вариант каждой бумаги.

Для камеральной проверки налоговикам не нужно получать особого указания со стороны своего начальства, которое обязательно должно быть при проверке выездного характера. У сотрудников налогового органа есть 3 месяца, чтобы тщательно проверить все декларации. Регулируется данное мероприятие ст. 88 НК РФ.

Проверять документы старше 3-летнего возраста нельзя.

Выездной тип

Особенность выездной проверки заключается в том, что сотрудники налоговой службы сами приезжают в организацию, где изучают документы и опрашивают сотрудников при необходимости. Чаще всего такая проверка проходит при ликвидации компании или при выявлении серьезных нарушений после проверки камеральной. Налоговики едут на предприятие, где руководство обязано предоставить им отдельное помещение, в котором они смогут спокойно изучить все необходимые бумаги.

Кроме того, на месте проверяются фактические условия работы компании и ее деятельность. Бывает, что заявлена одна сфера деятельности, а на деле организация занимается совсем другим. В конце такой проверки составляется предписание. Регулируется такое мероприятие ст. 89 НК РФ.

По одним и тем же налогам за один налоговый период не может быть проведено две налоговые проверки, это будет считаться нарушением закона. А срок такой процедуры не может превышать 2 месяцев, хотя есть некоторые исключения, когда возможно это время продлить.

Подробнее

Представленная вашему вниманию таблица позволить лучше провести сравнение и понять, каковы же основные отличия между этими двумя видами проверок.

Вид проверки Основание для проведения Срок Составление акта Место проведения
Камеральная Подача документов в налоговой орган со стороны организации 3 месяца Акт составляется только в случае выявленных нарушений. Если же их нет, то акт не оформляется В налоговой инспекции
Выездная Приказ руководителя подразделения ФНС 2 месяца Акт составляется, только если не было обнаружено нарушений На проверяемом предприятии

Каждому руководителю следует знать, что камеральная и выездная налоговая проверка имеют целый ряд важных отличий, которые нужно учитывать. Это знание поможет лучше подготовиться к проверке и пройти ее максимально успешно.

09.12.2018 | Комментариев нет

Налоговые органы тщательно следят за правильным, полным и своевременным начислением и перечислениемналоговыхобязательств. Для этого они проводят контрольные мероприятия. В 87 НК РФ закреплены два возможных вида проверок – камеральная и выездная.

Предмет проверок

Камеральная и выездная налоговая проверка необходимы для контроля над предприятиями в вопросах обложения налоговыми сборами. Основная разница между ними – это место проведения. Камеральная осуществляется в ИФНС, а выездная по адресу нахождения компании.

Предметом проверки при «камералке» являются налоговые декларации, сдаваемые учреждениями в конце каждого отчетного периода. При выезде на предприятие налоговики рассматривают документацию по одному или нескольким сборам за последние три года.

Основание для проведения проверок

Для камерального контроля никаких особых оснований не требуется. Он проводится в отношении каждого налогоплательщика, после сдачи отчетности.

Выездная проверка происходит только для налогоплательщиков, вызывающих интерес со стороны ИФНС, по следующим причинам:

  • в отчетности на протяжении длительного срока отражаются убытки;
  • начисление налогов меньше, чем в среднем по отрасли;
  • большие вычеты или льготы по НДС;
  • уровень расходов превышает доходы;
  • низкая зарплата у персонала;
  • низкая рентабельность;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском;
  • неоднократная смена инспекций;
  • пренебрежение запросами ИФНС.

Основанием для выезда инспекторов является распоряжение руководителя. Такие мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми.

Сроки проведения проверок

«Камералка» проводится в течение трех месяцев с момента подачи декларации. При выявлении нарушений она может быть дольше 3х месяцев.

Срок выездной проверки установлен НК РФ и равен двум месяцем со дня принятия решения о проведении контроля. При необходимости этот период может быть продлен до 6 месяцев, а в исключительных случаях до 1 года.

Порядок проведения проверок

Камеральный контроль проводится путем сверки показателей отчета с предыдущими периодами и средними значениями по отрасли. Если инспектор обнаружит несоответствия, то в адрес предприятия направляется требование об уточнении отчета или представлении пояснений.

В отличие от «камералки», при выездной проверке предприятие уведомляется заранее о том, что его будут проверять. Инспекторы изучают документацию организации и запрашивают сверки с контрагентами. Помимо этого они могут проводить инвентаризацию, осматривать производственные и складские помещения или осуществлять иные мероприятия.

Еще одно отличие камеральной проверки от выездной – оформление результата. После «камералки», при отсутствии замечаний, никаких документов налогоплательщик не получает. При выезде инспекторов на адрес организации после окончания контрольных мероприятий руководителю бизнеса выдается справка и акт. Если бизнесмен не согласен с фактами, изложенными в акте, он может представить пояснения или возражения в ИФНС.

Для успешного прохождения проверки необходимо заблаговременно к ней подготовиться, например, заказать аудит в компании ООО «Аудиторка». Специалисты проверят документацию и дадут практические рекомендации по оптимизации бухучета. Таким образом, предприятие сможет исправить замечания и избежать санкций со стороны проверяющих органов.

Виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. У всех видов проверок налоговой одна цель — проконтролировать соблюдение компаниями и ИП соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе проверить, правильно ли были рассчитаны и уплачены налоги, сборы и страховые взносы.

Камеральная налоговая проверка — это проверка, которую инспекция проводит регулярно на основе вашей декларации (или расчета) и документов, которые вы самостоятельно предоставили, а также документов, которые у нее есть. Камеральную проверку проводят на территории инспекции без какого-либо специального решения (п.п.1, 2,10 ст. 88 НК РФ). Камеральная проверка — это своего рода текущий контроль, который нужен для внесения корректировок (при необходимости).

Выездная налоговая проверка — это проверка, которую инспекция проводит на основе специального решения ее руководителя (его зама), как правило, на территории того, кого проверяют. Выездную проверку могут проводить по одному, несколькими или сразу всем налогам, сборам, страховым взносам. При этом инспекция может проверить три года, которые предшествуют году проверки. Обычно ее проводят, когда проверяемое лицо своими действиями вызвало интерес инспекторов и попало в план выездных проверок (п.п.1, 3, 4, 17 ст. 89 НК РФ). Выездная проверка — это глубокое изучение деятельности проверяемого лица для выявления серьезных недочетов схем ухода от налогов, а также признаков налоговых преступлений.

ОТЛИЧИЕ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ОТ ВЫЕЗДНОЙ

Основные отличия камеральной и выездной проверки следующие:

1. Основание проверки — камеральную проверку проводят без специального решения, основание — декларация и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию. Выездную проверку проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя.

2. Предмет проверки — в рамках камеральной проверки проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались. В рамках выездной проверки проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов).

3. Период проверки — камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная вами декларация (расчет). Например, за месяц, квартал, полугодие, год. Выездная проверка может охватить три года, которые предшествуют году проверки.

4. Место проверки — камеральную проверку проводят на территории инспекции без выезда к вам. Выездную проверку обычно проводят на вашей территории. Но если вы не можете предоставить помещение, то ее проведут в инспекции.

5. Срок проверки — камеральную проверку проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок нельзя продлить. Исключение — декларация по НДС, по ней, как правило, проверка идет два месяца, и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений. Срок выездной проверки — два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех — шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки — не больше одного месяца. В отличие от камеральной проверки выездную могут приостановить.

6. Периодичность проверки — камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной. Выездную проверку по общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год.

7. Мероприятия налогового контроля — в рамках камеральной проверки они используются не так широко. Так, проверяющие могут запрашивать у Вас дополнительные документы только в строго определенном случае. Например, если Вы заявляете НДС к возмещению или применяете налоговые льготы (для их подтверждения). Они также могут проводить и другие мероприятия, но делают это редко. При выездной проверке гораздо чаще используют мероприятия налогового контроля и прибегают к более разнообразным их видам. Так, проверяющие могут:

— истребовать документы, которые относятся к предмету проверки;

— допросить свидетелей;

— провести инвентаризацию имущества;

— привлечь эксперта (специалиста), переводчика для участия в проверке;

— провести осмотр помещений и территорий;

— сделать выемку документов и предметов.

8. Оформление результатов проверки — по итогам камеральной проверки оформляют акт, только если есть нарушения. По итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный анализ

Библиографическое описание:



По определению Конституционного суда РФ от 06.07.2010 г. № 933-О-О, в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковой признаётся деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом (далее — НК РФ). Исходя из положений ст.6 федерального закона от 21.03.1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации», такой контроль является одной из главных задач налоговых органов.

Налоговые органы проводят два вида проверок — камеральные и выездные (ч.1 ст.87 НК РФ). Цель у них одна (она закреплена в ч.2 ст.87 НК РФ) — проверить, насколько добросовестно и качественно выполняются обязательства по уплате налогов. А вот основания, условия, порядок проведения и результаты проверок различаются.

Основание проведения выездной проверки — установленный план выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения таких мероприятий закреплены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3–06/333. Принципы Концепции прозрачны и понятны: 1) режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; 2) своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; 3) неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах; 4) обоснованность выбора объектов проверки.

Выездная проверка осуществляется с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Основание проведение камеральной проверки — подача в налоговый орган налоговой декларации (расчёта) и иных документов. Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (ч.2 ст.88 НК РФ).

Следует учесть, что выездной налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (хотя в исключительных обстоятельствах этот срок может быть увеличен). Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за это время.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация (расчёт). Проверяется своевременность сдачи, правильность расчёта и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Различается и место проведения проверок. Выездная проверка проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. Но если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка, наоборот, в большинстве случаев проводится в налоговом органе. Однако с 1 января 2015 года налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях: 1) представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению; 2) выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС (ч.8.1 ст.88 НК РФ), которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Срок выездной налоговой проверки — 2 месяца со дня вынесения решения о проведении проверки (ч.ч.6,8 ст.89 НК РФ), камеральной — 3 месяца со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации, расчёта (ч.2 ст.88 НК РФ).

В отдельных случаях предусмотрены дополнительные сроки. Выездная проверка может проводиться вплоть до 4 или 6 месяцев при наличии следующих факторов: а) проведение проверки налогоплательщика, отнесённого к категории крупнейших; б) полученная информация от правоохранительных, контролирующих, иных органов о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, требующих дополнительной проверки; в) форс-мажор (затопления, пожары, наводнения) в месте проведения проверки; г) проверки организаций, имеющих в своём составе несколько обособленных подразделений (менее 4 обособленных подразделений — до 4 месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации; 4 и более обособленных подразделений — до 4 месяцев; 10 и более обособленных подразделений — до 6 месяцев); д) непредставление проверяемым лицом всех необходимых для проверки документов; е) иные обстоятельства. Эти положения закреплены в приказе ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7–2/189@. Стоит обратить внимание на то, что перечень является открытым.

Камеральная проверка может проводиться в течение 6 месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с ч. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Следующее отличие можно провести по мероприятиям налогового контроля. В рамках выездной проверки допускаются: запрос документов, осмотр, выемка, экспертиза документов, допрос, проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т. д.). Срок представления документов — 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учёт в налоговом органе в соответствии с ч. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения требования (ч.3 ст.93 НК РФ).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации. Запрашивать дополнительные документы в рамках камеральной проверки можно только в строго оговорённых НК РФ случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточнённой декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот — для их подтверждения). Все необходимые пояснения налогоплательщик должен предоставить в течение 5 дней (ч.ч.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

Руководитель налогового органа вправе приостановить выездную проверку по основаниям, указанным в ч.9 ст.89 НК РФ. Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние и майские праздники, потому что на территории организации в эти дни находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идёт. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда приходится запрашивать документы у контрагентов проверяемой компании. Выносится решение о приостановлении проверки, потом — о её возобновлении. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько. Однако общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев .

Приостановка камеральной проверки законом не предусмотрена.

По результатам выездной проверки итоговый акт составляется в любом случае, то есть независимо от того, были выявлены нарушения или нет. Акт составляется в течение 2 месяцев со дня вынесения справки о проведённой выездной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 3 месяцев (ч.8 ст.89 НК РФ).

Акт по результатам камеральной проверки не составляется, если не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах. В случае, если имеют место нарушения, то акт составляется в течение 10 дней по окончанию проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (или его уполномоченным представителем).

В течение 1 календарного года может проводиться не более 2 выездных проверок. Исключение — повторные проверки. Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Чаще всего повторные проверки назначают, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией — налогоплательщиком .

Что касается камеральной проверки. Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточнённая.

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС. Существуют определённые нюансы. Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может включаться любой инспектор ФНС России. К камеральной проверке могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ, если в ходе предпроверочного анализа возникли подозрения, что налогоплательщик прибегает к схемам уклонения от уплаты налогов, а сумма неуплаченных налогов достаточна для возбуждения уголовного дела. Камеральные проверки проводят сотрудники профильного камерального отдела ИФНС .

Сотрудники полиции также могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки — допросов, осмотров, проведения выемки и других, вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников налогового органа.

По итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику могут доначислить налоги, обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того, есть риск возбуждения уголовного дела, налоговый орган может инициировать банкротство проверяемой организации, директора и учредителей компании — привлечь к субсидиарной ответственности.

Итогом камеральной налоговой проверки компании может стать требование подать уточнённую декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Налоговые проверки — достаточно гибкий инструмент контроля, изменяемый и постоянно совершенствующийся. Конституционный суд РФ неоднократно касался вопроса разграничения камеральной и выездной налоговой проверки и пришёл к выводу: камеральная налоговая проверка — форма текущего документального контроля, который проводится на основании налоговых деклараций (расчётов) и иных документов, выездная налоговая проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения налогового закона .

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, проведение ряда специальных мероприятий контроля — осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 г. № 441-О-О).

С 2015 года грань между выездными и камеральными проверками сдвинулась. Теперь, если камеральная проверка может проводиться с выездом к налогоплательщику, пусть и в исключительных случаях, не становится ли она условно — выездной, или квазизвыездной? Законодатель по общему правилу запрещает повторную выездную проверку, так как, в противном случае, это будет чрезмерным ущемлением предпринимательской деятельности. Но камеральная проверка по факту противоречит этому запрету. Тогда надо исходить из баланса публичного и частного интереса. Конституционное основание допустимости такой проверки связано с возвратом сумм из бюджета. Если налоговые органы не будут иметь достаточных полномочий для проверки оснований возврата сумм, это может привести к необоснованным потерям бюджета. Истребование первичной документации тоже обусловлено необходимостью подтверждения сделок налогоплательщика с поставщиками и покупателями .

Как показывает практика, для эффективного налогового контроля, с учётом всех особенностей, необходимы оба вида проверок. Они вполне органично дополняют друг друга. При этом существует мнение, что основной выступает камеральная проверка, так как возрастающее число налогоплательщиков не позволяет обеспечить их 100 %-й охват выездными проверками. В то же время именно по результатам камеральной проверки многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговых органов для проведения выездных проверок, и объектом проверок в таких случаях становятся выявленные в рамках камеральной проверки «слабые места» и несоответствие данных в отчётности налогоплательщика .

Литература:

  1. Лермонтов Ю. М. Камеральная проверка как форма налогового контроля/ Налоговый контроль № 17 (185) — 2007.
  2. Маркова М. Г. Проверки: выездные, камеральные, встречные/ Бизнес-адвокат № 23, 2003.
  3. Сорокин В. А. Некоторые проблемы проведения камеральных налоговых проверок/ Таврический научный обозреватель № 6 (23) — июнь 2017.
  4. Чимидов В. Г. Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий/ http://1c-wiseadvice.ru
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ).
  6. Федеральный закон от 21.03.1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации».
  7. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  8. Приказ ФНС России от 08.09.2015 г. № ММВ-7–2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях»…
  9. Определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 г. № 441-О-О.
  10. Определение Конституционного суда РФ от 06.07.2010 г. № 933-О-О.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, камеральная проверка, налоговый орган, выездная налоговая проверка, выездная проверка, проверка, налоговая декларация, Конституционный суд РФ, камеральная налоговая проверка, налоговая проверка.

Камеральная и выездная проверка разница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *