Какой налог на транспорт

26.Транспортный налог: плательщики, объект налогообложения, ставки и льготы по налогу, порядок исчисления и уплаты (15 баллов).

Транспортный налог— налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок. (Статья 356. Общие положения)

Нормативная База.

  • НК РФ. Глава 28. Транспортный налог

  • Законы городов федерального значения, республик и краев

  • Законы областей, автономной области, автономных округов

Налогоплательщики. Статья 357.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Закон предусматривает возможность возложения обязанностей налогоплательщиков на лиц, «купивших» автомобиль по доверенности до 30.07.2002.

Налоговые ставки.Статья 361

Налоговый кодекс устанавливает базовые ставки налога. Эти ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5раз (c 2010 года — в 10 раз). Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Базовые налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Объект налогообложения и налоговая база. Ст 358 и 359.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в зависимости от видов транспортных средств мощностью двигателя, тягой реактивного двигателя или валовой вместимостью транспортных средств и т. д.

27.Особенности расчета и уплаты транспортного налога (15 баллов).

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом

2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Транспортный налог

Транспортный налог можно охарактеризовать как региональный, прямой, смешанный, имущественный.

Транспортный налог установлен Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Федерации. После принятия законов субъектами Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Федерации.

Законодательные органы субъекта Российской Федерации при принятии региональных законов о транспортном налоге устанавливают:

  • конкретную ставку налога (на основе базовой ставки налога);
  • порядок и сроки уплаты налога.

Помимо этого при установлении налога законами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В Москве транспортный налог взимается на основании Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге».

Плательщики транспортного налога

Плательщиками налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом обложения. Налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию (собственность, аренда и др.), которое приводит к обязанности регистрации данного транспортного средства.

Объектом налогообложения признаются:

  1. Наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
  2. Водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суды, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
  3. Воздушные транспортные средства — самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства

Не являются объектом налогообложения весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. е., автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. е., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, тракторы и другие транспортные средства в соответствии с п. 2 ст. 358 НК.

Налоговая база

Налоговая база, согласно ст. 359 НК, определяется:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в вышеназванных пунктах, — как единица транспортного средства.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки транспортного налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Федерации на основе базовых ставок, указанных в ст. 361 НК, которые могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз. Допускается дифференциация налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса. Практически по всем объектам налогообложения ставки установлены в рублях в расчете на каждую единицу мощности двигателя транспортного средства — 1 л. с. В таблице 22 представлены ставки транспортного налога в соответствии со ст. 361 НК и ставки, действующие в Москве в 2010 году.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения отдельных категорий налогоплательщиков не предусмотрены на федеральном уровне. Однако льготы установлены во многих регионах для инвалидов разных категорий, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и т. д.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей содержатся в ст. 362 и 363 НК. Организации самостоятельно исчисляют налог и авансовые платежи по налогу на основании данных технических паспортов транспортных средств и свидетельств о государственной регистрации транспортных средств. Авансовые платежи уплачиваются о истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Источником налога для организаций являются расходы (прочие расходы), учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Сроки уплаты налога, авансовых платежей устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В Москве отчетные периоды не установлены, следовательно, авансовые платежи организации не уплачивают. Срок уплаты налога — не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для физических лиц транспортный налог исчисляется налоговым органом на основании сведений, представляемых регистрирующими

транспортные средства органами в срок с 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

Направление налогового уведомления в соответствии со ст. 363 НК допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Сроки уплаты налога физическими лицами устанавливаются также соответствующим законом субъекта Федерации. Срок уплаты для физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября следующего года за истекшим налоговым периодом.

При расчете налога указывается количество месяцев владения транспортным средством, в течение которых было зарегистрировано транспортное средство на налогоплательщика. Если в течение года произошла регистрация или снятие с учета транспортного средства, то сумма налога определяется с учетом коэффициента, равного отношению числа полных календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к 12. Месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за целый месяц.

Если транспортные средства не эксплуатируются по различным причинам или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог исчисляется и уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с государственного учета позволит не платить налог по таким транспортным средствам.


Дорожные налоги в разных странах: где автомобиль – роскошь

Фото носит иллюстративный характер. Источник: .com

Для чего вводятся «дорожные налоги»?

В большинстве стран подобные платежи обычно вводят как заградительную меру, чтобы заставить граждан как-то изменить поведение в приобретении и пользовании транспортом.

Так, выше платежи за авто с большим объемом двигателя. Таким образом власти стимулируют покупку машин, которые меньше загрязняют атмосферу. По этой же причине от налогов частично или полностью освобождают электромобили.

Другая цель дорожных налогов – поддержание состояния дорог.

Россия

В России налог на автомобили – это экологический налог с элементами налога на роскошь.

Величина налога зависит от мощности двигателя в лошадиных силах, а также от цены авто и региона.

Для машин дороже 3 млн. росс. руб. применяются повышающие коэффициенты. Имеет значение возраст авто: к машинам в 3-5 млн. руб. в течение 3-х лет от даты выпуска применяется повышающий коэффициент «1,1», для машин дороже 15 млн. руб. повышающий коэффициент «3» действует в течение 20 лет.

Налог на авто различается в разных административно-территориальных единицах.

Для примера: в Краснодарском крае за 1 лошадиную силу самого маломощного автомобиля нужно уплатить 12 российских рублей, в Ставропольском крае – 7 российских рублей руб., в Курской области – 25 руб., в Санкт-Петербурге – 24 руб. Фото носит иллюстративный характер. Источник: .com

США

Говорят, что автомобиль создал Америку. И Америка это помнит! Налог на авто в США взимается самым щадящим образом – его включают в стоимость топлива. При этом цена автомобильного топлива в США невысока.

В США также есть ежегодная плата за регистрацию авто. Сумма, по американским меркам, незначительная – примерно $50. За электромобили, кстати, такая плата не взимается.

Япония

Платежи на авто тут взимаются в 3 этапа:

  1. При покупке машины в казну платят примерно 5% от цены авто.
  2. Следующий платеж – в момент регистрации транспорта. Все зависит от объема двигателя и веса машины. За мотор в 2,5 литра попросят примерно $500.
  3. Еще один сбор нужно уплачивать в мае каждого года. Тут преимущество у небольших авто. За них назначают налог от $50, а мощная машина может обойтись и в $500.

Фото носит иллюстративный характер. Источник: .com

Австралия

В этой части света все сделано максимально просто: при покупке легковой машины следует заплатить государству 10% от ее стоимости. За грузовик – 5%.

Дания

Дания не просто так стала «страной велосипедистов», владеть машиной в этой стране довольно дорого.

Платить нужно сразу при регистрации купленной машины. Величина налога зависит от стоимости авто, может варьироваться от 105% до 180% цены машины.

Есть существенные скидки на электромобили. Но к 2022 году планируется 100% налог и на такой транспорт.

Сингапур

Все написанное про Данию меркнет на фоне другого государства.

Чтобы пользоваться машиной в Сингапуре, нужно выиграть в лотерею право на покупку авто.

Цель лотереи – не допустить, чтобы автопарк города-государства рос более, чем на 3% в год.

Выигравший в лотерею имеет право пользоваться машиной только 10 лет. Затем понадобятся новые усилия и траты. Потому большинство 10-летних машин уходит обратно за границу.

После покупки авто придется заплатить:

  • налог в 140% от его цены (при первой регистрации);
  • таможенную пошлину – 31% от цены авто;
  • регистрационный сбор – $1 000 за легковую машину для граждан.

Также придется платить и за пользование дорогами.

***

Налоги на авто – явление распространенное, но не обязательное. В Израиле, к примеру, его нет, а есть довольно дорогая страховка.

В некоторых странах налоги на авто гораздо выше, чем в Беларуси – это если сравнивать величину налога с ценой машины.

Если сопоставить отечественную пошлину со средним доходом граждан, то выяснится, что мы и на машину зарабатываем дольше других, и довольно много платим за право ею пользоваться.

Аудит расчетов по транспортному налогу

Цель аудита операций, связанных с транспортным налогом

— установление соответствия порядка исчисления транспортного налога требованиям налогового законодательства

Задачами аудита операций, связанных с транспортным налогом являются:

  • — оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по транспортному налогу;
  • — проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
  • — контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • — проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по транспортному налогу, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

Для аудита транспортного налога в ООО » Северный форт» аудитору были предоставлены основные нормативные документы:

  • § бухгалтерский баланс (форма № 1)
  • § отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
  • § Оборотно-сальдовая ведомость
  • § регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
  • § налоговые декларации по транспортному налогу
  • § регистр расчета транспортного налога
  • § первичные документы, подтверждающие поступление транспортных средств
  • § паспорта транспортных средств (ПТС, справки — счет). Приложение 1-8

На основании предварительного анализа и оценки системы бухгалтерского учета в организации и внутреннего контроля установлен сплошной способ проведения аудита.

На основном этапе производиться:

-оценка правильности определения налогооблагаемой базы по транспортному налогу;

-проверка налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам;

— расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

Объекты аудита транспортного налога:

1. Проверка отнесения организации к категории налогоплательщика транспортного налога.

В соответствии с частью первой статьи 357 Кодекса налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

В соответствии с предоставленными ПТС право собственности на автотранспорт зарегистрирован на ООО » Северный форт».

Также законодательством о налогах и сборах предусмотрены случаи, когда налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога даже при наличии факта регистрации на него транспортного средства. Например, в силу п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектами налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Общество не пользуется льготами по налогу на транспорт, т.к. в проверяемом периоде документом, подтверждающих льготы не представлено.

2. Проверка правильности формирования базы по транспортному налогу.

Руководствуясь методикой аудиторской проверки, была проведена оценка правильности определения налогооблагаемой базы по транспортному налогу.

Согласно предоставленных первичных документов (ПТС, регистров расчета транспортного налога) Общество имеет на балансе два автотранспортных средства. На основании проведенных действий аудиторами составлена таблица соответствия данных.

Наименование автотранспортного средства

Мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). указанная в строке 10 паспорта транспортного средства (ПТС) (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

Налоговая база по данным Общества, указываемая в регистрах расчета

TOYOTA Camri — …

2014 год

ДТ 26 КТ 68/3 — 2 977,44 руб. — начислен налог для уплаты в бюджет

ДТ 68/3 КТ 51 — 2 977,44 руб. — налог, перечисленный в бюджет.

Уплата суммы налога и авансовых платежей по налогу осуществляется налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, на что указывает п. 3 ст. 397 НК РФ.

Также по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, налогоплательщики-организации обязаны представлять по истечении налогового периода налоговую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена Приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения». Причем налоговую декларацию налогоплательщики должны представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). Налоговая декларация Общества (приложение) оформлена соответствующим образом, срок подачи декларации соответствует установленному законом.

При проверке правильности заполнения налоговой декларации по земельному налогу аудиторами были затребованы Оригиналы документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, регистры бухгалтерского учета , отражающие начисление и уплату земельного налога ( Оборотная ведомость).

При проведении сверки данных оборотной ведомости счета и раздела 2 строки 280отклонений не выявлено.

Декларация заполнена на основании первичных документов, исчисление произведено согласно законодательства.

Основными видами нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита земельного налога, являются следующие:

неправильное формирование налоговой базы;

отсутствие комплекта документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, или нарушения в порядке регистрации прав собственности; нарушение порядка применения налоговых ставок;

отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля за правильностью исчисления земельного налога;

арифметические ошибки.

Статья: Аудит транспортного налога (Бычкова С.М., Фомина Т.Ю.) («Аудиторские ведомости», 2008, n 7)

«Аудиторские ведомости», 2008, N 7
АУДИТ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Приводятся нормативная база, цели и задачи, основные объекты проверки при аудите транспортного налога. Перечисляются соответствующие аудиторские процедуры и наиболее часто обнаруживаемые в процессе их выполнения нарушения.
Цель аудита операций, связанных с транспортным налогом, — установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.
Задачи данного вида аудита:
оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по транспортному налогу;
проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по транспортному налогу, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.
Аудитор осуществляет проверку на основе норм гл. 28 НК РФ, а также документов, представляемых ему проверяемым субъектом:
бухгалтерского баланса (форма N 1);
отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;
учетной политики организации;
данных регистров бухгалтерского учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по транспортному налогу»;
налоговым декларациям по транспортному налогу;
регистров расчета транспортного налога;
первичных документов, подтверждающих поступление транспортных средств;
паспорта транспортных средств.
Работы при проведении аудита транспортного налога можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап
С целью контроля за правильностью формирования сумм налоговых обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:
оценить систему бухгалтерского и налогового учета;
рассчитать аудиторские риски;
определить уровень существенности;
установить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
Выполнение перечисленных аудиторских процедур позволяет выделить объекты налогообложения, проверить соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
Аудитор должен сделать запрос на представление организацией налоговых деклараций по транспортному налогу (включая все уточненные расчеты), регистров расчета транспортного налога, первичных документов, подтверждающих права собственности на транспортные средства, в частности паспорта транспортных средств (ПТС, справка-счет), регистров бухгалтерского учета.
Основной этап
На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны при определенном на ознакомительном этапе значении уровня существенности. Для этого:
оценивается правильность определения налоговой базы по транспортному налогу;
проверяется налоговая отчетность, представленная организацией по установленным формам;
осуществляются расчеты, касающиеся налоговых последствий для организаций в случае некорректного применения норм налогового законодательства.
По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложения по созданию в организации системы внутреннего контроля за правильностью исчисления транспортного налога.
Основные объекты проверки при рассматриваемом виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры приведены ниже.
Отнесение организации к категории налогоплательщика транспортного налога. Аудитор должен учитывать, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
При этом аудитору следует детально изучить список транспортных средств, для того чтобы правильно составить перечень объектов, подлежащих налогообложению. В состав таких объектов входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Не подлежат налогообложению:
как весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, и др.
Формирование налоговой базы по транспортному налогу. Аудитор должен убедиться, что по каждому объекту основных средств сформирована налоговая база. При этом аудитор должен проверить расчет налоговой базы. Для транспортных средств, имеющих двигатели, это мощность двигателя в лошадиных силах. Для воздушных транспортных средств определяется тяга реактивного двигателя — паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств определяется валовая вместимость в регистровых тоннах.
Налоговые ставки. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Федерации вправе осуществлять собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования — срока эксплуатации).
Исчисление суммы транспортного налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (года), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом учитываются суммы авансовых платежей по налогу. Аудитор должен проверить, что организация исчислила суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода (квартала) в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае постановки на учет и (или) снятия с учета транспортного средства (исключения из государственного судового реестра и т.п.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Месяц регистрации транспортного средства, как и месяц снятия транспортного средства с учета, принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
После того, как была определена сумма транспортного налога за отчетный период, аудитор должен проверить правильность отражения налога в регистрах бухгалтерского учета. Большинство организаций включают сумму транспортного налога в состав расходов по обычным видам деятельности, т.е. с использованием счета 26 «Общехозяйственные расходы». Порядок отнесения суммы транспортного налога должен быть закреплен в учетной политике организации для целей налогообложения.
Заполнение налоговой декларации. Прежде всего аудитор должен удостовериться в том, что форма налоговой декларации соответствует Приказу Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Затем выборочно проверяется своевременность уплаты сумм в бюджет, представления расчетов по транспортному налогу в налоговые органы, правильность заполнения форм налоговых деклараций. При этом необходимо сопоставить данные главной книги оборотно-сальдовой ведомости (сальдо на начало периода, обороты за период, сальдо на конец периода) и расчеты аудитора. После этого выводятся обнаруженные отклонения.
Кроме того, следует проанализировать частоту проведения налоговых проверок по налогу. Для этого аудитор изучает копии последних актов проверки, имеющиеся разногласия с налоговыми органами и ведущиеся судебные разбирательства. Указанные факты отражаются в рабочих документах аудитора.
Заключительный этап
На заключительном этапе оформляются результаты налогового аудита транспортного налога, анализируется выполнение программы аудита, классифицируются выявленные ошибки и нарушения, формулируются рекомендации. По окончании работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
Основными видами нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита транспортного налога, являются:
формирование налоговой базы, не соответствующее законодательству;
неправильное применение налоговых ставок;
отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля за правильностью исчисления транспортного налога;
арифметические ошибки.
С.М.Бычкова
Д. э. н., профессор
Санкт-Петербургский государственный
аграрный университет
Т.Ю.Фомина
Аттестованный аудитор
Подписано в печать
17.06.2008

Аудиторская проверка транспортного налога

Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Налогообложение предприятия…………………………………………… 6
1.1. Система налогообложения……………………………………………. 6
1.2. Общая характеристика транспортного налога………………………. 8
1.3. Элементы транспортного налога……………………………………… 10
1.4. Цели, задачи и нормативно — правовое регулирование аудита транспортногоналога…………………………………………………………. 13
2. Организация аудиторской деятельности на ЗАО «Автомобилист»……. 15
2.1. Аудит, его виды………………………………………………………… 15
2.2. Этапы организации аудита……………………………………………. 16
3. Аудит исчисления и уплаты транспортного налога на примере ЗАО «Автомобилист»………………………………………………………………. 26
3.1. Планирование аудиторской проверки………………………………… 26
3.2. Аудиторский расчет налоговой базы и проверка учета расчетов с бюджетом потранспортному налогу………………………………………… 33
3.3. Расчет существенности…………………………………………………47
3.4. Расчет аудиторского риск………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………52
Список использованной литературы …………………………………………55
Приложение 1…………………………………………………………………..56
Приложение 2…………………………………………………………………..58
Приложение 3…………………………………………………………………..59
Приложение 4…………………………………………………………………..62Приложение 5…………………………………………………………………..63
Приложение 6…………………………………………………………………..64
Введение
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственногорегулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.
С 1 января 2003 года главой 28 Налогового кодекса РФ был введен новый налог — транспортный, его плательщиками являются как юридические, так и физические лица.Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.
Очень мало организаций обходится без транспортных средств,поэтому транспортный налог касается почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог приходится платить и тем фирмам, у которых собственного транспорта нет и они пользуются им по доверенности. При этом транспортный налог относится к региональным налогам и сборам, что означает обязательность его уплаты только на территории того субъекта РФ, где такой налог введен в действие соответствующим законом.Граждане, владеющие автомобилями, мотоциклами, мотосанями, катерами и т.д., также должны платить транспортный налог. С одной стороны, сделать это довольно просто, поскольку чиновники сами рассчитывают сумму, которую человек должен казне, и отправляют ему по почте уведомление вместе с платежным документом. Однако налогоплательщик должен следить за сроками, и лучше уплатить налог в тотпериод, который установлен региональным законом о транспортном налоге, иначе придется платить пени. Кроме того, имеет смысл убедиться, что в инспекции правильно рассчитали сумму налога. К тому же знание законодательства позволит проверить, нельзя ли воспользоваться налоговой льготой.
Необходимость включения аудита налогообложения в программу проверки организации в целом определяется прежде всегосущественностью расчетов по налогам и сборам, весомостью их доли в структуре расходов организации. Неполное формирование информации о налогах в системе налогового учета ведет к ошибочному заполнению налоговых деклараций, что может обернуться для организации финансовыми потерями. Транспортный налог — один из…

Транспортный налог статьей 14 НК РФ отнесен к числу региональных налогов. То есть, транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов должны быть определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При установлении ставок налога законами субъектов Российской Федерации ставки, установленные главой 28 «Транспортный налог» НК РФ могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

Помимо этого к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и сроков уплаты налога, формы отчетности, а так же налоговых льгот, основания и порядка их применения.

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании статьи 357 НК РФ признаются налогоплательщиками транспортного налога. Налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица независимо от того, используют ли они транспортное средство сами или передали другому лицу на основании доверенности.

Рассмотрим, кто будет являться плательщиком транспортного налога в отношении наземных транспортных средств.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации утверждены Приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 года №59 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее Правила №59). Пунктом 12 Правил №59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 16 января 1995 года. Пунктом 2.1 Правил №59 установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств налогоплательщиками транспортного налога будут являться владельцы транспортных средств.

У организаций нередко возникают вопросы о том, кто должен платить транспортный налог в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга.

«Лизинговый» транспорт по соглашению сторон договора может быть зарегистрирован либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя, либо одновременно на обе стороны договора. В первом варианте регистрация будет осуществляться на общих условиях и на постоянной основе. В двух других вариантах у получателя транспортного средства будет временная регистрация в местной ГАИ, срок которой ограничен сроками действия договора лизинга (сублизинга).

Пункт 52 Правил №59 посвящен регистрации транспортных средств, приобретенных в собственность физическим или юридическим лицом и переданным им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование.

Регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях.

Если договором лизинга или сублизинга предусмотрена регистрация транспортного средства за лизингополучателем, то транспортные средства временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства). Основанием для регистрации являются договор лизинга или сублизинга и паспорт транспортного средства.

Если договором лизинга не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с учета и могут быть зарегистрированы за лизингополучателем только на основании документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства, а также паспортов транспортных средств, в том числе выданных таможенными органами.

В случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем временно зарегистрированных за лизингополучателем транспортных средств на основании письменного заявления лизингодателя, транспортные средства снимаются с регистрационного учета.

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом. Фактически в этот перечень вошли транспортные средства, по которым уплачивается налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

· автотранспортные средства;

· водные транспортные средства;

· воздушные транспортные средства.

Все вышеперечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств, а соответственно, и в отношении автотранспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

2. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Объектом налогообложения по автотранспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

ü троллейбусы;

ü железнодорожные и трамвайные локомотивы;

ü рельсовый подвижной состав;

ü прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен Письмом Министерства социальной защиты населения РФ №1-707-18 и Министерства финансов Российской Федерации №28 от 23 марта 1993 года.

2. Сельскохозяйственные товаропроизводители не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:

ü тракторы;

ü самоходные комбайны всех марок;

ü специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Однако данную льготу могут применять не все сельскохозяйственные товаропроизводители, а лишь те организации, у которых выручка от продажи сельхозпродукции составляет более 50 процентов от общего дохода. У рыболовецких предприятий — более 70 процентов. Такой вывод следует из статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Если налогоплательщики осуществляют наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, то они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от производства сельскохозяйственной продукции, а так же сельскохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, транспортных средств, связанных с производством данной продукции.

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, согласно статье 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности — в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в кВт, то производится перерасчет во внесистемные единицы мощности. Для этого мощность двигателя, выраженную в кВт, умножают на множитель 1,35962. Этот множитель представляет собой переводной коэффициент 1 кВт =1,35962 л.с. Полученный результат следует округлить с точностью до второго знака после запятой.

В некоторых случаях сведения, предоставленные государственными органами, осуществившими регистрацию транспортных средств, расходятся с данными, которые содержатся в технической документации на транспортное средство. В этом случае при определении мощности двигателя принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

По общему правилу налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи). Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций признаются первый, второй и третий квартал. В пункте 3 статьи 360 НК РФ указано, что при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. Пунктом 6 статьи 363 НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации дано право при установлении налога предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ в рублях, в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л.с./кВт), один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В таблице, представленной ниже, приведены ставки транспортного налога в отношении наземных транспортных средств:

В законах субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным в НК РФ, при этом допускается уменьшение (увеличение) ставок налога, но не более чем в пять раз.

Минимальные и максимальные предельные налоговые ставки приведены в пункте 26 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177. Таким образом, если ставки налога увеличены (уменьшены) более чем в пять раз, по сравнению с базовыми ставками, то налогоплательщик должен платить налог по ставке, установленной НК РФ.

Налоговые ставки могут быть введены на территории региона дифференцированно, то есть в отношении отдельных категорий транспортных средств может быть принято решение увеличить или, наоборот, уменьшить величину налоговой ставки. В Налоговом кодексе не оговорено, чем должен при этом руководствоваться региональный законодатель.

Кроме того, налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования транспортных средств, как в отношении всех, так и в отношении отдельных категорий транспортных средств.

Транспортный налог в соответствии со статьей 362 НК РФ исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признающемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики — организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. В свою очередь, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика (например, если организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства. Согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Нередко налогоплательщики осуществляют регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, но в связи с производственной необходимостью данные транспортные средства направляются для работы в другие города, где осуществляется их постановка на временный учет. В связи с этим возникает вопрос, необходимо ли уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации транспортных средств.

Ответ на данный вопрос содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 16 июля 2004 года №БГ-03-05-11/103. В Письме, в частности, говорится о том, что налогоплательщики – организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в установленный срок. Этот же налоговый орган осуществляет контроль уплаты в бюджет транспортного налога и ведет карточку лицевого счета.

В связи с этим Методическими рекомендациями установлено, что в том случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Таким образом, организация не должна представлять налоговую декларацию и производить уплату транспортного налога в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.

Также пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата налога производится в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты для налогоплательщиков – организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом — срока подачи налоговой декларации.

Налогоплательщики – организации по окончании налогового периода согласно статье 363.1 НК РФ должны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Налоговая декларация должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств и налоговый расчет по авансовым платежам.

Налоговая декларация по транспортному налогу (в том числе электронная версия) для юридических лиц и порядок ее заполнения утверждаются Минфином РФ в соответствии со статьей 80 НК РФ. Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 13 апреля 2006года № 65н.

Более подробно с особенностями учета транспортного налога в автомобилестроении Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Автомобиль от производства до списания».

До 30 апреля этого года фирмам, имеющим автомобили, нужно отчитаться по транспортному налогу за 1 квартал этого года. Напомним основные моменты и последние изменения законодательства, которые нужно при этом учесть

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате в том субъекте Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены главой 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ.

Как сказано в Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщики транспортного налога — лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Как сказано в ст. 357 НК РФ, не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

  • 1. весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • 2. автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3. промысловые морские и речные суда;
  • 4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • 5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6. транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • 7. транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • 9. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база в отношении видов транспорта, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

В отношении других водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, отчетными периодами — 1, 2, 3 кварталы. При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, предусмотренных в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Этот порядок ввел Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ. Ранее законодательство предусматривало возможность лишь пятикратной корректировки ставок.

Напомним, что изначально законодатели хотели увеличить с 2010 года сами ставки транспортного налога.

В письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-05-06-04/401 разъяснено, что внесенные Законом № 282-ФЗ поправки не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по их установлению.

Как сказано в ст. 361 НК РФ, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Эти положения также введены Законом № 282-ФЗ.

Сроки сдачи отчетности установлены в п. 3 ст. 363.1 НК РФ.

  • Декларацию по налогу нужно подать не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Расчет по авансовым платежам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей для регионов не могут быть установлены ранее тех, что указаны в НК РФ. Причем по новому правилу, которое действует с 1 января 2010 года, это касается и авансовых платежей (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам утверждены приказами Минфина России от 13 апреля 2006 г. № 65н и от 23 марта 2006 г. № 48н соответственно.

Внимание: если региональным законом отчетные периоды не установлены, то авансовые расчеты представлять не нужно.

Обратите внимание: организации, применяющие УСН, освобождены от сдачи авансовых расчетов независимо от того, установлены в регионе отчетные периоды по транспортному налогу или нет.

Подача декларации по налогу и расчета по авансовым платежам производится в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств.

Какой налог на транспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *