Какие субсидии предоставляются в сэз шеннон

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

• Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

• Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

• Предоставляется ряд налоговых преференций

• Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами

Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

  1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • указанное имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
  1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
  2. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

Таблица налоговых льгот по типам ОЭЗ

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

  1. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.10.2010) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

  1. Для резидентов портовых зон предусмотрены преференции по НДС: проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ относится к операциям, не подлежащим налогообложению НДС.

Таможенные льготы

В Российской Федерации функционируют следующие особые экономические зоны:

1. Промышленно-производственного типа:

  • «Алабуга»;
  • «Липецк».

2. Инновационные (Технико-внедренческого типа):

  • «Иннополис» в Верхнеуслонском районе РТ
  • «Дубна»
  • «Томск»;
  • «Зеленоград»;
  • «Санкт-Петербург».

3.Туристско-рекреационного типа:

  • «Бирюзовая Катунь»;
  • «Байкальская Гавань»;
  • «Ворота Байкала»;
  • «Алтайская Долина»;
  • «Гранд Спа Юца»;
  • «Куршская Коса»;
  • «Остров Русский».

4.Портово-логистического типа:

  • «Ульяновск»;
  • «Советская Гавань».

особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис»

Государственным Советом Республики Татарстан принят закон Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан» (от 11.11.2014 №83-ЗРТ).

Законом предусматривается установление льготных ставок по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис».

Резиденты ОЭЗ «Иннополис», согласно закону, будут освобождены от уплаты налога в течение пяти лет с момента получения первой прибыли. Последующие пять лет налоговая ставка для них составит 5%, по истечении 10 лет – 13,5%. Аналогичные льготы в настоящий момент действуют для резидентов особой экономической зоны «Алабуга».

Кроме того, в настоящее время согласно Налоговому кодексу Российской Федерации на резидентов ОЭЗ «Иннополис» распространяются следующие льготные налоговые ставки: налог на имущество – 0% (в течение 10 лет), налог на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, – 0% (до 1 января 2018 года), земельный налог также составит 0% в течение первых 5 лет.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, федеральным законодательством установлены пониженные тарифы страховых взносов (14%).

Напоминаем, что особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис» создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Кабинетом Министров Республики Татарстан, муниципальным образованием «Верхнеуслонский муниципальный район» Республики Татарстан и муниципальным образованием «Лаишевский муниципальный район» Республики Татарстан.

ОЭЗ «Иннополис» расположена на общей территории в 294,03 га (в том числе 192,71 га – в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан, 101,32 га – в Лаишевском районе Республики Татарстан).

Ключевыми объектами на территории особой экономической зоны будут являться здания технопарков, представляющие собой высокотехнологичные, многофункциональные комплексы с офисными помещениями, центрами разработок и развитыми конференц-возможностями. Резиденты ОЭЗ «Иннополис» смогут арендовать готовые офисные помещения в технопарках, получив доступ к современной инфраструктуре и необходимым сервисным услугам для успешного ведения бизнеса.

На территории особой экономической зоны будут размещаться как новые перспективные проекты, для которых будут созданы благоприятные условия развития, так и развивающиеся, или уже сформировавшиеся крупные российские и международные IT-компании.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ в ОЭЗ «АЛАБУГА»

ОЭЗ «Алабуга» обеспечивает благоприятные налоговые условия для своих резидентов. Компании на 10 лет освобождаются от земельного, имущественного и транспортного налогов. Налоговые каникулы начинаются с момента появления налоговой базы.

Для резидентов действуют льготные налоговые ставки на прибыль. С учетом федерального налога они составляют: 2% — первые 5 лет
7% — следующие 5 лет
15,5% — до 2055 г. Налогоплательщики могут также пользоваться ускоренной схемой амортизации с коэффициентом 2

Процедура получения статуса резидента ОЭЗ «Алабуга»

1. Претендент на получение статуса резидента ОЭЗ подает документы в ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Далее проект выносится на рассмотрение Наблюдательного Совета ОЭЗ «Алабуга».

2. Претендент на получение статуса резидента ОЭЗ «Алабуга» защищает инвестиционный проект в Наблюдательном Совете.

Председателем Наблюдательного Совета является Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов.

Наблюдательный Совет дает рекомендацию о заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (при необходимости претендент вносит изменения в бизнес-план).

3. После проведения Наблюдательного Совета копии всех документов, а также решение Наблюдательного Совета передаются в Экспертный Совет при Министерстве экономического развития РФ.

Председателем Экспертного Совета является заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савельев О.Г.

4. В случае одобрения инвестиционного проекта Экспертным Советом, между претендентом на получение статуса резидента и Министерством экономического развития заключается соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и в трехдневный срок компании выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, представляет заявку на заключение Соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, которая должна содержать:

1. сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

2. сведения о площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности заявителя;

3. сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

К заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности прилагаются:

1. копию свидетельства о государственной регистрации;

2. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

3. копию учредительных документов;

4. бизнес-план, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75.;

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы — программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования консультируют по вопросам бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) — поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, техническое задание (ТЗ) на разработку бизнес-плана или иной документации, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

  • в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
  • в Набережных Челнах: +7 (8552) 25-01-99, +7 9631-249-303

Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

Поделиться новостью

Вопросы и ответы по законодательству ОЭЗ

Департамент особых экономических зон и проектного финансирования оказывает информационную поддержку в случае возникновения вопросов касательно законодательства в сфере особых экономических зон. Контактное лицо: заместитель директора Департамента особых экономических зон и проектного финансирования Балмышева Татьяна Игоревна — balmisheva@economy.gov.ru

1. Кто может претендовать на получение статуса резидента особой экономической зоны?

На получение статуса резидента технико-внедренческой и туристско-рекреационной особой экономической зоны могут претендовать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и планирующие осуществлять в особой экономической зоне соответственно технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность. На получение статуса резидента промышленно-производственной и портовой особой экономической зоны может претендовать только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и планирующая осуществлять в особой экономической зоне соответственно промышленно-производственную деятельность и портовую деятельность либо деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

2. Установлены ли для резидентов особых экономических зон требования к минимальному объему инвестиций?

Требования к минимальному объему инвестиций установлены для резидентов промышленно-производственных и, в некоторых случаях, портовых особых экономических зон. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее трем миллионам евро (за исключением нематериальных активов). При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее одному миллиону евро (за исключением нематериальных активов) в течение года с даты заключения указанного соглашения. Если соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне предусматривается осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, резидент портовой особой экономической зоны в течение срока действия такого соглашения обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной: o не менее десяти миллионам евро (за исключением нематериальных активов) при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, в том числе новых морского порта, речного порта, аэропорта; o не менее трем миллионам евро (за исключением нематериальных активов) при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Осуществление резидентом портовой особой экономической зоны портовой деятельности обусловлено представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности не может быть менее: o тридцати миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими, в том числе подакцизных товаров или минерального сырья; o десяти миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием товаров, не являющихся подакцизными товарами или минеральным сырьем, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими; o двух с половиной миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности.

3. Из каких этапов состоит процесс получения статуса резидента особой экономической зоны?

Заявитель представляет в Минэкономразвития России заявку на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне, к которой прилагаются бизнес-план, соответствующий утвержденной Минэкономразвития России форме, а также иные документы, предусмотренные действующим законодательством. Заявитель вправе передать заявку через ОАО «Особые экономические зоны», его дочерние общества и филиалы на местах. Заявка и прилагаемые документы рассматриваются Минэкономразвития России, которое принимает решение либо о передаче заявки на заключение соглашения и бизнес-плана в экспертный совет по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам, либо об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения. Заявитель уведомляется о принятом решении. Соответствующий экспертный совет проводит оценку бизнес-плана заявителя на основании критериев, установленных Минэкономразвития России, выносит решение о поддержке либо об отказе в поддержке бизнес-плана и направляет его в Минэкономразвития России. Минэкономразвития России уведомляет заявителя о заключении с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне при принятии экспертным советом решения о поддержке бизнес-плана, либо об отказе в заключении с ним соглашения при принятии экспертным советом решения об отказе в поддержке бизнес-плана. Заявитель и Минэкономразвития России заключают соглашение об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. Типовые формы указанных соглашений утверждаются Минэкономразвития России. Минэкономразвития России вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации заявителя и выдает заявителю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента особой экономической зоны. Заявитель признается резидентом особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

4. Какую деятельность могут осуществлять резиденты на территории особой экономической зоны?

Резиденты имеют право осуществлять на территории особой экономической зоны предпринимательскую деятельность только в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. На территории промышленно-производственной особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять промышленно-производственную деятельность, под которой понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. На территории технико-внедренческой особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять технико-внедренческую деятельность, под которой понимаются создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз, топологий и систем. При этом по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам в границах технико-внедренческой особой экономической зоны допускается производство научно-технической продукции. Такое решение принимается экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам по каждому конкретному случаю в соответствии с бизнес-планом потенциального или действующего резидента. При принятии решения экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам руководствуется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять туристско-рекреационную деятельность, под которой понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. На территории портовой особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности: o хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; o снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов; o производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; o переработка водных биологических ресурсов; o операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции); o простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; o биржевая торговля товарами; o оптовая торговля товарами; o обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны. Резиденты особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством на территории особой экономической зоны не допускается:

1. разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

2. переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.

5. Могут ли в особой экономической зоне осуществлять деятельность лица, не являющиеся резидентами данной особой экономической зоны?

Лица, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, за исключением портовой особой экономической зоны, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая деятельность будет осуществляться данными лицами на общих основаниях без предоставления каких-либо дополнительных льгот и преференций. В портовой особой экономической зоне администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности), обеспечивающие функционирование и безопасность морского порта, речного порта, аэропорта, осуществляют деятельность и обладают полномочиями в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Какими нормативными правовыми актами регулируется создание особой экономической зоны? Каков путь создания ОЭЗ?

Создание особых экономических зон в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Минэкономразвития России. До принятия соответствующего приказа Минэкономразвития России можно руководствоваться Правилами оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 564. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Минэкономразвития России. До принятия соответствующего приказа Минэкономразвития России можно руководствоваться Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 563. В исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок (данная норма применятся до 1 января 2015 года). Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании особой экономической зоны.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы — программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования консультируют по вопросам бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) — поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, техническое задание (ТЗ) на разработку бизнес-плана или иной документации, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

За последние несколько десятилетий правительства стран все чаще стали прибегать к механизму создания особых экономических зон для стимулирования практически всех сфер экономики, в том числе сферы экспорта и импорта товаров, инновационной деятельности, промышленно-производственных технологий, получения валютных доходов и др.

По данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, сегодня особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) функционируют в более чем 120 государствах. Первые ОЭЗ в мире начали создаваться еще несколько столетий назад, но наиболее широкое распространение они получили во второй половине прошлого века. При этом процесс становления и механизмы функционирования данного института в разных странах происходили по-разному, в связи с чем представляется актуальным сравнение зарубежного опыта, в частности опыта США в данной сфере, где функционирует наибольшее число таких зон, с российским опытом.

В России процесс создания и функционирования особых экономических зон начался сравнительно недавно – на рубеже 80–90-х гг. XX в. со становлением рыночной экономики в СССР и интеграцией экономики страны в международные экономические отношения. Концепция по установлению ОЭЗ в СССР в этот период оказалась неэффективной в виду отсутствия необходимых условий для ее реализации. В первую очередь, это было связано с тем, что ОЭЗ устанавливались на огромных территориях. На создание таких масштабных проектов необходимо было выделить большие средства, которых в тот период в стране не было. Также были трудности с налаживанием механизмов таможенных льгот внутри таких зон, отсутствовали четкие критерии, в соответствии с которыми тот или иной регион мог получить статус ОЭЗ, к тому же скудная законодательная база наряду с общим экономическим и политическим кризисом в Союзе привели к тому, что почти треть территорий в стране имела статус свободных экономических зон.

Несмотря на процесс становления ОЭЗ в России еще в 80–90-х гг., соответствующая законодательная база начала появляться лишь в 2000-х гг. с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и ряда других законодательных актов, среди которых можно отметить: Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково”». Тем не менее можно говорить о том, что российское законодательство в сфере ОЭЗ до сих пор не отвечает всем международным требованиям.

В соответствии с российским законодательством на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны.

На сегодняшний день эффективность и проблема функционирования ОЭЗ в России является одной из актуальных и дискутируемых в научных кругах. Прежде всего, это связано с тем, что фактически российский опыт создания ОЭЗ не имеет существенных положительных результатов ни с точки зрения активизации экономик «депрессивных» регионов путем привлечения инвестиций, ни с точки зрения создания новых рабочих мест в этих зонах.

Так, к основным проблемам, связанным с созданием и эффективным функционированием ОЭЗ в РФ, можно отнести следующие:

– инвестирование в особые экономические зоны очень часто осуществляются не для укрепления экономики региона, в котором создается ОЭЗ, и страны в целом, а для получения краткосрочной прибыли, льгот и преимуществ;

– отсутствие четкого понимания задач и целей этих зон, как на государственном, так и на региональном уровнях. Ведь первоначально эти зоны создавались для привлечения иностранных и национальных инвестиций и предоставления льгот (таможенных (внешнеторговых), налоговых, финансовых, административных) и преимуществ резидентам ОЭЗ, а не для достижения определенных целей, которые бы способствовали развитию региона и страны в целом;

– отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти всех уровней, так как, к примеру, инвестор, получив поддержку на одном уровне, сталкивается с препятствиями на другом. В результате отсутствия четкого разграничения полномочий между органами исполнительной власти некоторые крупные инвестиционные проекты не были реализованы на территории РФ;

– халатное расходование выделяемых из федерального бюджета средств на создание ОЭЗ на местах;

– достаточно часто ОЭЗ устанавливаются на слишком обширных территориях, что значительно снижает эффективность механизмов управления и функционирования в таких зонах;

– низкий уровень доверия инвесторов к Правительству РФ и финансовым механизмам, большое количество бюрократических преград;

– использование ОЭЗ как инструмент уклонения от уплаты налогов;

– дефицит и проблема привлечения квалифицированных кадров в данной сфере. Ведь, чтобы кадры приезжали трудоустраиваться в такие регионы, необходимо прежде всего обустраивать инфраструктуру на местах, в том числе, строить жилье, школы, детские сады, больницы. Очень часто данный аспект упускается из виду при выделении бюджетных средств на создание ОЭЗ;

– низкая развитость инфраструктуры на местах и др.

Общие проблемы, характерные для всех ОЭЗ, дополняются еще и проблемами, характерными для той или иной ОЭЗ. Так, к примеру, проблема высоких транспортных расходов на ОЭЗ «Остров Русский», которая была создана в 2010 г. и так и не привлекла ни одного резидента-инвестора. Кстати, отмечалось, что региональный бюджет потратил на нее 56,05 млн руб. Уже в 2012 г. губернатор области Марина Ковтун заявила, что решение о создании ОЭЗ было принято «поспешно, без тщательной проработки всех деталей и последствий».

Несмотря на бесперспективность и неэффективность большинства ОЭЗ, в стране продолжают создаваться все новые зоны. Совсем недавно, 12 октября 2015 г., в России вступил в силу новый Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Данный законодательный акт предполагает создание еще одной особой экономической зоны на территории РФ, наделив порт «Владивосток» статусом порто-франко. В соответствии со ст. 23 данного закона, на территории свободного порта «Владивосток» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта «Владивосток» приравнивается к особой экономической зоне.

Режим порто-франко будет действовать на территории 15 муниципальных образований Приморского края: это Владивосток, Артём, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний, а также Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Ольгинский районы края, включая их морские акватории. Общая площадь этой свободной зоны составит 28,4 тысячи кв. км с населением 1,4 млн человек. Зачастую на инфраструктурное обустройство таких больших территорий (как в самих ОЭЗ, так и в прилежащих территориях) затрачиваются огромные средства из федерального бюджета. Причем данные затраты в последующем не окупаются. Так, согласно данным, имеющимся на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, на каждый вложенный рубль в России приходится 74 инвестиционных копейки, а для успешного развития ОЭЗ данные показатели являются очень низкими. И это при том, что в соответствии с российским законодательством, резидентам-инвесторам особых экономических зон предоставляются четыре вида различных льгот и преимуществ: внешнеторговые льготы (особый таможенно-тарифный режим, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций), налоговые льготы (изменение порядка исчисления налоговой базы, понижение уровня налоговых ставок по отдельным видам налогов или освобождение от налогообложения), финансовые льготы (различные формы государственных субсидий) и административные льготы (упрощение процедур регистрации предприятий и лицензирования).

В соответствии с законодательством РФ, помимо вышеуказанных льгот и субсидий, а также закрепленных в Конституции РФ гарантий, резидентам-инвесторам, в частности, иностранным, предоставляются следующие гарантии: гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов; гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к третьему лицу; гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства РФ; гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ с участием иностранного инвестора и др.

В отличие от российских ОЭЗ, которые находятся на стадии развития, США уже достаточно давно и успешно реализует проекты по созданию и функционированию ОЭЗ. Здесь такие зоны начали появляться еще в 30-х гг. XX в. За это время они вполне доказали свою эффективность, став образцом для многих стран мира.

В настоящее время в США существуют три типа особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технико-внедренческие зоны.

Первые зоны внешней торговли в США появились в 1934 г. в соответствии с Законом о зонах внешней торговли. Целью данного закона было снижение уровня безработицы и улучшение социально-экономической ситуации в стране после Великой Депрессии.

Предпринимательские же зоны в США создаются для развития социально-экономического положения наиболее «депрессивных» регионов, а также для снижения числа безработных, повышения уровня внутреннего валового продукта и других макроэкономических показателей, способствуют развитию малого и среднего бизнеса и т.д.

Что касается технико-внедренческих зон (или технопарков), то справедливо отметить, что эти зоны считаются одними их наиболее успешных во всем мире и являются эталоном ОЭЗ этого типа во многих развитых и развивающихся странах. Можно выделить две главные цели создания технопарков в США: ведение исследований в области компьютерных технологий (например, «Кремниевая долина») и осуществление научных исследований в области медицины, техники и электроники («Бостонская дорога 128»).

На сегодняшний день Россия сотрудничает с Соединенными Штатами Америки в сфере развития технопарков, приглашая различных специалистов, ученых из «Кремниевой долины», Гарварда, Массачусетского технологического университета для создания эффективной системы работы технопарков. Процесс развития инновационного сектора и сектора высоких технологий в нашей стране начался сравнительно недавно, но, несмотря на препятствия и трудности в этой сфере, вероятность успеха в этой области достаточно высокая, так как Россия обладает огромным потенциалом. Нельзя не отметить, что инвестиции в этой сфере не так быстро «окупаются». На формирование необходимой научной среды в таких зонах уходит порядка 10–15 лет.

Если сравнивать в общем ОЭЗ в России и США, то вполне очевиден тот факт, что процесс развития таких зон в нашей стране имеет догоняющий характер. Но, в отличие от США, в России данный механизм осуществления экономической политики еще недостаточно изучен. То есть, возможностей для дальнейшего развития и совершенствования в этой сфере у России больше.

Что касается портовых зон и зон свободной торговли, то стоить отметить, что им в России не уделяется должного внимания. Ведь такие зоны при правильном их использовании являются эффективным способом развития наиболее экономически слабых регионов путем активизации торговых потоков. В США данный вид экономических зон достаточно хорошо развит, функционируя по наработанной схеме и принося прибыль как самому региону, в котором находится такая зона, так и резидентам-инвесторам этих зон.

В отношении промышленно-производственных зон в РФ и предпринимательских зон в США можно сказать, что данные виды зон не являются аналогичными, так как в нашей стране целью промышленно-производственных зон представляется содействие развитию промышленного сектора в регионах, которые уже являются наиболее промышленно-развитыми. Иными словами, в тех регионах РФ, где до формирования там промышленно-производственной зоны имелись крупные предприятия. В качестве примера можно назвать Липецкую область, где на основе развитой металлургии установили ОЭЗ. Или созданная на базе уже существующего в Свердловской области завода по производству титановых сплавов «ВСМПО Ависма» в 2010 г. особая экономическая зона «Титановая долина». Стоит отметить, что именно промышленно-производственные зоны считаются наиболее успешными особыми экономическими зонами в РФ.

Главной целью создания предпринимательских зон в США, как уже отмечалось ранее, является улучшение социально-экономического положения населения в наиболее «депрессивных» регионах, снижение уровня безработицы, увеличение уровня внутреннего валового продукта и других макроэкономических показателей, а также стимулирование развития малого и среднего бизнеса и др.

Если говорить о прототипах предпринимательских зон США в России, то стоит назвать региональные ОЭЗ, которые совсем недавно начали появляться в нашей стране. Но, в отличие от США, в России программа региональных ОЭЗ пока еще на самой начальной стадии своего развития. Главным преимуществом региональных особых экономических зон можно назвать то, что заявка на создание ОЭЗ в регионе попадает не на федеральный конкурс. Таким образом, регион имеет больше шансов на введение льготного режима, а значит и на получение субсидий и инвестиций. Это отчасти решает проблему победы в государственном тендере, которая не дает нормально развиваться наиболее депрессивным регионам. Такие особые экономические зоны должны создаваться на средства, выделяемые из регионального, а не из федерального бюджета. Данный факт позволит сконцентрироваться не только на глобальных целях создания таких зон, но и на конкретных проблемах внутри самого региона.

То же самое можно говорить и о технико-внедренческих ОЭЗ, о которых было отмечено ранее. В России пока нет инфраструктуры для открытия подобных технопарков, в отличие от США, где накоплен богатый опыт их создания. Среди таких технопарков в РФ можно назвать технико-внедренческую зону «Дубна» и проект «Сколково», так и не получивший статус особой экономической зоны.

Особые экономические зоны и в США, и в России оказывают сильное влияние на социально-экономическое положение регионов. Но в России данные зоны чаще создаются в наиболее привлекательных с точки зрения инвестиционного климата регионах, то есть в регионах с благоприятным экономическим и социальным положением. Чего не скажешь о США, где главной целью создания ОЭЗ, за исключением техник внедренческих зон и технопарков, было создание благоприятных условий для осуществления торговли, снижения уровня безработицы, улучшения социально-экономического уровня регионов.

Говоря о недостатках функционирования ОЭЗ в РФ, справедливо выявить и недостатки функционирования ОЭЗ в США, хотя их значительно меньше чем в России. В частности, к основным можно отнести создание неравномерных условий для предприятий в рамках ОЭЗ, лазейки для «отмывания» денег в зонах свободной торговли, экологический урон (когда власти штата делают некоторые послабления в сфере экологического регулирования в целях привлечения инвестиций в экономические зоны), недополучения в федеральный и региональный бюджеты в результате предоставления инвесторам таможенных и налоговых льгот, нехватка инвестиций в человеческий капитал и др.

Одним из серьезных недостатков российских ОЭЗ, в отличие от особых экономических зон США, можно назвать отсутствие емкой нормативно-правовой базы, что создает значительные препятствия для эффективного и продуктивного функционирования этих зон. Данный фактор, наряду с такими недостатками, как коррупция, слабо развитая структура и др., препятствует привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, в экономику нашей страны.

Тем не менее наличие проблем и препятствий при реализации проектов ОЭЗ не означает, что они бесперпективны. На сегодняшний день Правительство РФ активно восполняет пробелы в законодательстве об ОЭЗ и оптимизирует систему администрирования в данной сфере. Кроме того, как уже отмечалось выше, начался процесс создания региональных ОЭЗ, которые нацелены на улучшение социального и экономического положений регионов в стране. Ведется работа по созданию технико-внедренческих ОЭЗ, создаются филиалы крупнейших мировых и российских научно-исследовательских институтов и т.д.

Стоит добавить, что имеется еще один тип ОЭЗ – туристско-рекреационные ОЭЗ. В нашей стране существует огромное количество уникальных природных мест, которые при создании там благоприятных условий можно превратить в места для отдыха мирового класса.

Важно достижение сбалансированного роста, где будут развиваться не только материальные активы, но и человеческий потенциал. Правительству страны необходимо проделать огромную работу, чтобы ОЭЗ в России стали эффективным механизмом успешной реализации экономической политики. Пока же, в отличие от США, российские экономические зоны, скорее, являются политическим инструментом влияния на экономику регионов.

Таким образом, можно отметить, что для достижения целей при создании ОЭЗ необходимо принятие некоторых мер:

– создать и внедрить новые механизмы управления ОЭЗ;

– усовершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую инвестиции и особые экономические зоны, которая будет способствовать эффективному развитию инноваций на государственном и региональном уровнях;

– определить основные направления развития экономики РФ с учетом специфики и приоритетов каждого региона, в котором создается ОЭЗ;

– разработать процедуры поддержки резидентов-инвесторов ОЭЗ при внедрении их проектов.

Налаженная система работы органов местного самоуправления, региональных и федеральных органов исполнительной власти будут способствовать повышению оперативности принятия решений, а развитая инфраструктура, оптимизация способов управления и создания особых экономических зон с помощью законодательных и административных механизмов будут способствовать привлечению инвесторов в страну и улучшению социально-экономического положения в регионах и в стране в целом.

АО «Дальтрансуголь» (входит в СУЭК) получил статус резидента свободного порта Владивосток для реализации проекта в Хабаровском крае по увеличению мощности закрытого специализированного терминала по перевалке угля до 40 млн тонн в год. Поддержку проекту оказывают институты Минвостокразвития России: Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) и Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ). Соглашение о выполнении проекта в условиях режима СПВ 11 сентября подписали генеральный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Долгополов и генеральный директор АО «КРДВ» Дмитрий Тетенькин на площадке предприятия в поселке Токи Ванинского района.

Проект расширения мощности терминала до 40 млн тонн планируется реализовать до 2024 года. Планируемый объем инвестиций в режиме СПВ – около 12 млрд рублей. При реализации проекта будет создано 79 новых рабочих мест.

Заместитель генерального директора — директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский подчеркнул: «При запуске терминала 15 лет назад мы ориентировались на перевалку 12 млн тонн в год, а с развитием подходов к порту Ванино и строительством ОАО «РЖД» Кузнецовского тоннеля расширили мощность до 24 млн тонн и теперь планируем дальнейшее расширение до 40 млн тонн. Безусловно, это результат нашего тесного и продуктивного взаимодействия с РЖД. Мы видим, как на Восточном полигоне меняются технологии, внедряются самые передовые решения и инновационные технические средства, применяются новые административные и управленческие подходы. Из последних достижений Дальневосточной железной дороги, дирекции тяги РЖД хочется отметить ежесуточное гарантированное обеспечение подвода 7 тяжеловесных поездов весом 7100 на станцию Токи под выгрузку на наш терминал. Еще в начале года это казалось фантастикой. Сегодня мы загрузили терминал почти на 100% мощности и наше дальнейшее развитие терминала будет синхронизировано с программой развития пропускной способности дальневосточной магистрали РЖД», — говорит он.

По словам Дениса Илатовского, уже сейчас компания прикладывает все усилия, чтобы обеспечить растущий объем перевозки угля. Так, в конце июня портовики погрузили в течение двух смен на судно объем в 141 018 тонн угля, что является самым большим показателем с момента запуска терминала. «По эффективности и экологичности Дальтрансуголь – один из лидеров среди специализированных портов. Мы ориентируем наших работников на работу в конкурентных условиях и стимулируем дух соревнования. Персонал при этом настроен на строгое соблюдение норм безопасности», — подчеркнул заместитель генерального директора.

«Режим свободного порта Владивосток предоставляет инвесторам уникальные возможности по реализации своих проектов за счет налоговых льгот и административных преференций при существенной поддержке со стороны государства. Сопровождение инвестпроектов со стороны управляющей компании и постоянно расширяющийся перечень сервисов и услуг формируют комфортную среду ведения предпринимательской деятельности. На сегодняшний день по соглашениям с КРДВ работают более 2 тысяч резидентов СПВ с обязательствами вложить более 1 трлн рублей инвестиций и создать около 84 тысяч рабочих мест», — сказал генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Дмитрий Тетенькин.

«Наше Агентство помогло инвестору подготовить комплект документов для получения статуса резидента свободного порта Владивосток. Преференциальный режим будет способствовать тому, чтобы проект был реализован за более короткий срок с меньшими финансовыми издержками для инвестора. Мы готовы и дальше оказывать содействие инвестору в успешной реализации проекта», – отметил генеральный директор АНО АПИ Леонид Петухов.

Терминал АО «Дальтрансуголь» расположен на территории Ванинского района в Хабаровском крае, построен для перевалки угля СУЭК потребителям в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. «Это один из самых современных угольных терминалов в России, соответствующий лучшим мировым стандартам эффективности и экологичности. Такой проект будет содействовать развитию экономики Хабаровского края, позволит создать новые рабочие места в регионе. Это также даст новый импульс для укрепления связей с международными партнёрами и увеличение экспорта угля», — заметил заместитель генерального директора АНО АПИ Алихан Хашиев.

Напомним, свободный порт Владивосток распространен на отдельные территории пяти регионов Дальнего Востока – Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, Сахалинской области, Чукотского автономного округа, его резиденты пользуются особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования.

В июле 2016 года на территорию порта Ванино был распространен особый льготный режим свободного порта Владивосток, который позволил значительно увеличить объемы перевалки грузов.

Помимо развития терминала, СУЭК обеспечивает развитие Ванинского района в части социальных программ, финансирует как многолетние проекты, такие как строительство парка отдыха, проект сад-школа-вуз-предприятие, проекты благоустройства жилых и общественных территорий, так и различные разовые проекты, по ремонту и оснащению учреждений спорта, дошкольного и школьного образования, помощь населению и социальным учреждениям района.

Справочно: СУЭК – одна из ведущих угледобывающих компаний мира, крупнейший в России производитель угля, крупнейший поставщик угля на внутренний рынок и на экспорт, один из ведущих производителей тепла и электроэнергии в Сибири. Добывающие, перерабатывающие, энергетические, транспортные и сервисные предприятия СУЭК расположены в 12 регионах России. На предприятиях СУЭК работают более 70 000 человек.

Информация предоставлена пресс-службой Корпорации по развитию Дальнего Востока

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

— Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

— Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

— Портовые зоны.

— Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

— автомобилей и автокомпонентов;

— строительных материалов;

— химической и нефтехимической продукции;

— бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

— нано- и биотехнологии;

— медицинские технологии;

— электроника и средства связи;

— информационные технологии;

— точное и аналитическое приборостроение;

— ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

< Предыдущая

Какие субсидии предоставляются в сэз шеннон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *