Какие организации относятся к социально ориентированным некоммерческим

Понятие социально ориентированная некоммерческая организация дано в 7 Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Формы социально ориентированных некоммерческих организаций:

  1. Общественные и религиозные организации (объединения).

  2. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

  3. Казачьи общества.

  4. Фонды.

  5. Некоммерческие партнерства.

  6. Частные учреждения.

  7. Государственные, муниципальные учреждения.

  8. Бюджетные учреждения.

  9. Автономная некоммерческая организация.

  10. Ассоциации (союзы).

Рассмотрим статью 31, пункт 1 «Виды деятельности», которые должны осуществлять организации, зарегистрированные в тех формах, которые перечислены выше:

  • социальная поддержка и защита граждан;

  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф;

  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

  • охрана окружающей среды и защита животных;

  • охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

  • профилактика социально опасных форм поведения граждан;

  • благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

  • деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

  • развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

  • деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

  • проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

  • участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

  • социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

  • содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.

Однако существуют определенные ограничения. Так, в статье 6 Закона о бухгалтерском учете перечислены организации, которые не могут составлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде:

  1. НКО, у которых поступления в виде денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год превысили 3 млн рублей.

  2. Коллегии адвокатов.

  3. Юридические консультации.

  4. Нотариальные палаты.

  5. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

  6. Кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы).

  7. Организации государственного сектора.

  8. Государственные корпорации.

  9. Государственные компании.

  10. Политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения.

  11. СРО (саморегулируемые организации).

  12. НКО, выполняющие функции иностранного агента и другие.

В конце 2013 года Министерство финансов выпустило письмо 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность». Это письмо, разрешает до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и для составления упрощенной бухгалтерской отчетности некоммерческим организациям, указанным в пункте 2 и 3 части 4 статьи 6, применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренных приложением №6 к Приказу 66н. Исходя из этого письма, государственные корпорации могут делать отчетность упрощенным способом. Несмотря на то что это письмо и дает право составлять отчетность в упрощенном виде по формам, предусмотренным для социально ориентированных некоммерческих организаций, делать это все же не рекомендуется, поскольку норма Федерального закона всегда выше.

Отдельно для религиозных организаций официально отменено письмо Министерства финансов от 16 мая 2003 года №ВГ-6-02/563@. В этом письме говорилось о том, что религиозные организации, у которых нет объекта обложения налогом на прибыль, имеют право не сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Теперь все религиозные организации также должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.

Письмо от 18 декабря 2013 года №03-02-07/2/55878 предназначается специально для религиозных организаций. В нем сказано, что если религиозная организация, помимо своего прямого назначения, еще ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, то эта религиозная организация может быть признана социально ориентированной, и она также может составлять отчетность по формам для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вам также может быть интересно:

  • Бухгалтерская отчетность НКО
  • Отчет о финансовых результатах НКО
  • Бухгалтерский баланс НКО

Дополнительные продукты для НКО:

  • Программа для учета бухгалтерии НКО 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5
  • Создание Официального Сайта НКО
  • Программа для учета бухгалтерии АО 1С-Рарус: Бухгалтерия для адвокатских образований
  • Создание Сайта адвокатских образований
  • Мобильное приложение для руководителей Uconto: Отчеты руководителя

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО (НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА ):

–А– –Б– –В– –Г– –Д– –Е– –З– –И– –К– –Л– –М– –Н– –О– –П– –Р– –С– –Т– –У– –Ф– –Ц– –Ч–

Благотворительное пожертвование – это пожертвование, осуществляемое цели, указанные в статье 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Следовательно, благотворительные пожертвования могут принимать только благотворительные по статуту организации и в этом случае необходимо заключать договор благотворительного пожертвования. Иные организации принимают пожертвования и заключают договор пожертвования.

При перечислении некоммерческой организацией средств физическим лицам, корректнее с точки зрения налогового законодательства указывать «благотворительная помощь».

Подробнее см. пожертвование.

Благотворительная организация – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных указанным Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами. При этом Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Организационно-правовые формы благотворительных организаций:

  • общественная организация;
  • фонд;
  • частное учреждение, при условии, что его учредителем выступает благотворительная организация;
  • иные формы, предусмотренные федеральными законами для благотворительных организаций.

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Отчет благотворительной организации

Благотворительная организация ежегодно представляет отчет, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчет предоставляется в территориальные отделения Минюста РФ ежегодный отчет в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Территориальные отделения Минюста РФ и непосредственно благотворительная организация обеспечивают открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к ежегодным отчетам благотворительной организации.

Территориальные отделения Минюста РФ обеспечивают открытый доступ к отчетам на портале для некоммерческих организаций http://unro.minjust.ru/Pages/102092.aspx, процедура обеспечения открытого доступа к отчетам, осуществляемого самой благотворительной организацией, не регламентирована. Возможные варианты: размещать отчет на сайте, публиковать в форме отдельного документа и хранить в офисе, напечатать в средствах массовой информации и пр.

Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Благотворительная деятельность – добровольная деятельность граждан, физических и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Цели благотворительной деятельности:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Перечень является закрытым, однако, цели благотворительной деятельности постоянно расширяются законодателем.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки, существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители – лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Для поощрения благотворительной деятельности, существует ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы благотворителям.

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из чистой прибыли. Кроме того, организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность. Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей» а также «целевые отчисления, произведенные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Органы законодательной власти субъектов РФ в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ, «имеют право уменьшать для отдельных категорий налогоплательщиков ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (с 18 до 13,5%)». Это означает, что региональные законодатели могут уменьшать налоговые ставки для тех организаций, которые занимаются благотворительностью.

Так, в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ «безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождается от обложения НДС с 2016 года при условии, что такая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров». Чтобы воспользоваться льготой по НДС с 2016 года в рамках благотворительной деятельности необходимо соблюсти некоторые условия:

  1. оказание благотворительной помощи должно осуществляться в целях, предусмотренных п. 1 ст. 2 ФЗ от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  2. наличие документов, подтверждающих такие операции. Примерный перечень этих документов привел Минфин России (см. письмо Минфина России от 26.10.2011 № 03-07-07/66): договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности; копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг; документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). При получении благотворительной помощи физическим лицом достаточно представить документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).

При осуществлении пожертвования в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать не нужно. Также в этом случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

В соответствии со ст. 219 НК РФ физическому лицу возвращают из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, подлежащего налогообложению.

Нормативно-правовые акты, регулирующие благотворительную деятельность:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благо­твори­тель­ной деятельности и благо­твори­тель­ных организациях»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Безвозмездное пользование помещением – это отношения между собственником (владельцем) и пользователем объекта недвижимости, не предусматривающие плату за пользование помещением. Для документарного оформления заключается договор безвозмездного пользования помещением.

Особенности договора:

  • объект, передаваемый в пользование, должен иметь определенное описание, позволяющее его идентифицировать. В случае отсутствия описания договор может быть признан незаключенным.
  • у ссудополучателя (благополучателя) отсутствует право передавать нежилое помещение в субаренду, по согласованию с ссудодателем однако он может передать нежилое помещение третьим лицам в безвозмездное пользование.
  • если нежилое помещение является объектом культурного наследия или его частью, то договор безвозмездного пользования должен пройти государственную регистрацию.

Кто может передавать нежилое помещение в безвозмездное пользование?

Данным правом, естественно, обладает собственник (владелец) помещения, физическое или юридическое лицо. Помимо него передавать объект в безвозмездное пользование могут другие уполномоченные на это лица. Если объект находится в оперативном управлении, закон разрешает его владельцам сдавать его во временное владение или пользование (это может быть документально подтверждено договором между реальным собственником помещения и третьим лицом).

Несмотря на отсутствие платы, у ссудополучателя при заключении договора безвозмездного пользования нежилым помещением возникает право эксплуатировать помещение в соответствии с его назначением и целями, указанными в договоре. Обязанности ссудополучателя при этом могут быть расширены по сравнению с обязанностями арендатора, так как закон предусматривает возможность возложения на ссудополучателя всех расходов, связанных с пользованием помещением. Иными словами, даже в случае безвозмездного пользования законодательно предусмотрена обязанность ссудополучателя нести эксплуатационные расходы и за свой счет производить ремонт помещения. Однако, условиями договора может быть предусмотрено и иное.

Бизнес-планирование – это отдельный вид планирования, нацеленный в большинстве случаев на привлечение финансирования со стороны инвестора (финансово-кредитных учреждений, компаний, государства) для реализации проекта (программы), создания или развития новых направлений деятельности организации. Некоммерческие организации активно используют бизнес-планирование для развития основных и предпринимательских направлений деятельности.

Благополучатели – лица или часть общества, получающие помощь добровольцев и (или) благотворительные пожертвования от благотворителей.

Благотворители – лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами. Благотворители вправе определять цели порядок использования своих пожертвований.

Благотворительные акции очень важны, поскольку позволяют привлечь внимание власти и граждан к серьезным общественным и частным проблемам. Благодаря этим мероприятиям, организаторы не только собирают средства на реализацию значимых проектов, но предоставляют людям возможность делать добрые дела. Проведение таких событий возможно лишь при поддержке неравнодушных граждан, крупного бизнеса и органов власти. Особое внимание нужно уделить освещению мероприятия в средствах массовой информации.

Прежде всего, необходимо определиться с тем, в пользу кого будет проведена благотворительная акция. Исходя из этого, нужно разработать формат мероприятия: это может быть ярмарка, спортивный праздник, концерт, аукцион и многое другое. Не менее важно найти источники средств, которые позволят покрыть расходы на организацию и проведение события. Наконец, следует заручиться поддержкой СМИ, которые осветят планируемую акцию на своих сайтах и в печатных изданиях.

Проще всего организовать такое мероприятие благотворительному фонду, крупной компании или волонтерскому движению. Например, фонды зачастую проводят благотворительные акции в торговых центрах. Чаще всего эти события приурочены к каким-либо праздникам. Их суть заключается в том, что каждому желающему предоставляется возможность подготовить подарок для ребенка-сироты и передать его в детский дом, положив в специальный бокс.

Чтобы провести такую акцию, прежде всего, нужно определиться с выбором магазина или торгового центра, который примет у себя событие. Для этого подойдут и рассылки, и непосредственное общение с пресс-службой организации. Администрации центра необходимо предоставить подробное описание планируемой акции: как она будет проходить, какие цели она преследует, и на что будут направлены собранные средства.

Руководство магазина должно быть заинтересовано в том, чтобы предоставить благотворительному фонду свои площади. Его можно привлечь отличными рекламными условиями, например, предложив войти в список партнеров мероприятия или в его попечительский совет. Но это далеко не единственный потенциальный «выигрыш» торгового центра: участие в благотворительности способно поднять имидж любого бизнеса. Кроме того, замечено, что в дни проведения различных акций у магазинов значительно увеличивается количество покупателей.

Другой тип благотворительных мероприятий – сбор средств на лечение. Фонды, которые организуют такие акции, гарантируют, что средства будут направлены по назначению и что они действительно необходимы. Как правило, благотворительные организации размещают на своих сайтах фотографии больных людей, сопровождающиеся подробным описанием поставленного диагноза и необходимого лечения. Также объявление обязательно должно содержать расчетный счет или иные реквизиты для перечисления денег. В более масштабном варианте к акции подключаются еще и СМИ. Объявления о сборе средств на лечение можно встретить сегодня во многих крупных газетах и журналах. Они сотрудничают только с фондами, потому что могут публиковать достоверную информацию.

Однако и сами печатные издания также могут провести благотворительную акцию, причем как в сотрудничестве с фондами, так и без их посредничества. Во втором случае СМИ сами передают собранные средства нуждающимся. Обычно такие мероприятия носят разовый характер и приурочены к праздникам. Например, в некоторых газетах перед Новым годом публикуются письма детей-сирот, адресованные Деду Морозу. Каждый читатель, прочитав послание, может приобрести «правильный» подарок и отправить его ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Благотворительную акцию можно организовать и в своем офисе. Для этого необходимо связаться с благотворительным фондом или волонтерской организацией, курирующей детские дома, больницы или дома престарелых. Приурочить мероприятие можно к какому-либо празднику. Волонтеры привезут письма от своих подопечных, в которых те рассказывают, какого подарка ждут. А сотрудники компании смогут приобрести все необходимое или перечислить пожертвования на банковский счет фонда.

Организация благотворительных акций – это совсем не сложно. Самое главное – четко определиться с тем, каковы цели и задачи столь важного события.

Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона, благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

Причины и цель благотворительности

Согласно большому числу научных исследований, основные причины благотворительности состоят в том, что

  • Люди по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим.
  • Люди чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма».

К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, более общее — всего живого на Земле, сопричастности и соответственности за мир, в котором мы живём.

Осознание это открывает общественно значимые задачи разного уровня иерархии, вложение сил и средств в решение которых обещают обществу в целом (или той или иной его подсистеме — от семьи, рода, предприятия, микрорайона до города, страны и т. д.) заметно большую отдачу, чем в личное самосовершенствование (от духовного, физического, профессионального до финансового), но по разным причинам не решаются здесь и сейчас при существующих обстоятельствах. Среди этих причин зачастую не столько нехватка сил и средств, сколько затянутость согласования соответствующих вопросов на верхах, нежелания иных чиновников брать на себя ответственность в обстоятельствах, требующих определённой грамотности и смелости, научные амбиции и споры разных учёных и научных школ, крайняя неторопливость и недостаточное качество законотворческой деятельности, а порой и просто недостаток сведений о тех или иных обстоятельствах или происшествиях, при которых целесообразно стороннее вмешательство.

Кроме указанных причин благотворительные подходы целесообразны для выполнения многих разовых, малопредсказуемых или достаточно редко производимых общественно значимых работ, например, весенних субботников, держать для быстрого выполнения которых целый год дополнительный штат уборщиков явно избыточно и накладно.

Другим широко известным примером является пресечение мелкого хулиганства, для чего создаются, в частности, ДНД и их разновидности от добровольных молодёжных дружин до соседского дозора: держать штат профессиональных полицейских для этих целей нецелесообразно с самых разных точек зрения (от наличия возможности навести порядок без привлечения особых средств и полномочий до избыточности финансовой нагрузки и нежелания жить в полицейском государстве).

Таким образом благотворительность в исходном смысле этого слова преследует цель более быстрого, гибкого и менее накладного (с точки зрения выбранного горизонта планирования) укрепления той общественной системы, в пределах которой она осуществляется.

Поскольку любое планирование (включая благотворительную деятельность) так или иначе предполагает выбор места, людей, предметов и явлений, по отношению к которым предполагается благотворительное вмешательство, а также отрезка времени, в течение которого ожидается положительный отклик и показатели (критерии) того, что это вмешательство положительно, благотворительная деятельность может быть разделена по:

  • времени планирования (например, краткосрочная, среднесрочное, дальнесрочное планирование);
  • месту (местное, городское, на уровне страны, материка и т. д.)
  • профессиональной, технологической, конфессиональной, национальной, возрастной и т. п. направленности.
  • источникам поддержки (государственные, отраслевые и общественные фонды, международные и зарубежные учреждения, сообщества граждан, отдельные лица и семьи, …) и т. д.

Формы выражения благотворительной деятельности

  • выработка и передача знаний и умений о более успешных, поощряемых и полезных данной общественной системе (на данном временном отрезке и при известных обстоятельствах) видах деятельности, создание приемлемых условий (среды) для их осуществления и деятельное приглашение к участию в оных («дарить удочку, а не рыбу»).
  • передача еды, имущества и иных предметов потребления, а также средств их приобретения, в том числе денег
  • бескорыстное выполнение работ, оказание услуг (деятельность про боно)
  • иная поддержка

Розничная благотворительность

Оказание адресной целевой помощи физическим, и юридическим лицам в микро финансовом, но достаточном для удовлетворения потребностей её получателей размере
.Гуманитарная помощь

Предоставление продовольствия, одежды, лекарств и др.. Наиболее эффективны те виды гуманитарной помощи, которые стимулируют деятельность, например, микро-кредиты (беспроцентные), а также мероприятия по очищению воды и предоставлению образования.

Социальная помощь

См. также: Волонтёрство

Работа с незащищёнными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.

Бесплатные услуги юриста

Оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить (т. н. про боно). Как правило, подобные услуги оказываются юристами в виде бесплатной юридической помощи. Эта деятельность не включает в себя иную благотворительную деятельность, не связанную с непосредственным применением навыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т. п.

см. также: Грант долевой.

Благотворительная ассоциация (союз) – добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.

Благотворительная программа – комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организации и направленных на разрешение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

Благотворительный вклад – пожертвование в благотворительную организацию или вклад в благотворительных целях.

Благотворительный фонд – общественная некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и имеющая целью своей деятельности финансирование различных благотворительных (в широком смысле) программ.

Бюджетная пенсионная схема – порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий, основанный на перераспределении взносов вкладчиков.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» — N 7-ФЗ — устанавливает правовое положение, порядок создания, ликвидации, деятельности, преобразования, использования имущества некоммерческих организаций/компаний/сообществ, как юридических лиц (это касается, в том числе, структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций). Определяет права и обязанности учредителей (участников) некоммерческих организаций, основы менеджмента таких структур, возможные формы их поддержки государственной властью и представительством местного самоуправления. Имеет силу действия по отношению ко всем созданным или создаваемым на территории нашей страны некоммерческим организациям кроме товариществ собственников жилья, потребительских кооперативов, садоводческих/дачных/огороднических некоммерческие объединений населения.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» 2015 года № 7-ФЗ был принят 08.12.1995 г.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Некоммерческая организация

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

Статья 5.1. Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов)

Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Статья 6.2. Казачьи общества

Статья 7. Фонды

Статья 7.1. Государственная корпорация

Статья 7.2. Государственная компания

Статья 8. Некоммерческие партнерства

Статья 9. Частные учреждения

Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

Статья 10. Автономная некоммерческая организация

Статья 11. Ассоциации (союзы)

Статья 12. Утратила силу. — Федеральный закон от 11.02.2013 N 8-ФЗ.

Глава III. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 13. Создание некоммерческой организации

Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

Статья 13.2. Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

Статья 16. Реорганизация некоммерческой организации

Статья 17. Преобразование некоммерческой организации

Статья 17.1. Изменение типа государственного или муниципального учреждения

Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации

Статья 19. Порядок ликвидации некоммерческой организации

Статья 19.1. Особенности ликвидации казенного учреждения

Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации

Статья 21. Завершение ликвидации некоммерческой организации

Статья 22. Исключена. — Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.

Статья 23. Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации

Глава IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

Статья 25. Имущество некоммерческой организации

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации

Статья 27. Конфликт интересов

Глава V. УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

Статья 30.1. Ограничения на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Глава VI. ПОДДЕРЖКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

Статья 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

Статья 31.2. Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки

Статья 31.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Ответственность некоммерческой организации

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ _____________________________________________2

Глава 1. Понятие и особенности некоммерческих организаций

    1. Характеристика правового статуса НКО __________________5

1.2. Деятельность некоммерческих организаций______________12

Глава 2. Некоммерческие организации как объект исследований

2.1.Статистический портрет некоммерческого сектора______ ___ 16

2.2.Исследование проблем в некоммерческом секторе ________22

2.3 .Среднесрочный прогноз развития гражданского общества___25

Глава 3. Социально ориентированные НКО____________________28

Заключение _______________________________________________36

Список используемой литературы. ____________________________38

ВВЕДЕНИЕ

Современное гражданское право России к субъектам гражданских прав относит особый вид юридических лиц — некоммерческие организации. Законодательное закрепление особенностей их правового статуса, прежде всего, основывается на том, что извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, а их участие в гражданских правоотношениях должно соответствовать тем целям, которые определены в документах, регламентирующих их деятельность (уставные документы, положения). В российском законодательстве используются три основных понятия: «некоммерческая организация», «общественное объединение», «неправительственная организация». Негосударственные, некоммерческие и добровольческие объединения принято называть организациями третьего сектора.

«Третий сектор» – это понятие, обобщающее в себе весь спектр существующих некоммерческих организаций. В одних странах их называют неправительственными, в других общественными, в третьих — добровольными, благотворительными, неприбыльными. Люди, впервые сталкивающиеся с определением «третий сектор», не понимают, почему некоммерческие организации именно «третий сектор», а не «четвертый» или «восьмой»?

«Секторная модель» общества исходит из экономического критерия и делит всех субъектов, которые принимают участие в создании валового национального продукта, на четыре категории. Критерием является источник доходов для развития организации.
• Первый сектор — государственные организации. Основной источник средств для развития — налоги.
• Второй сектор — бизнес. Основной источник средств для развития — прибыль.
• Третий сектор — неприбыльные некоммерческие организации. Основной источник средств для развития — пожертвования.
• Четвертый сектор — домохозяйства. Основной источник средств для развития — самоэксплуатация членов семьи.

Таким образом, НКО место себе не выбирали, «третий сектор» — это скорее удобное клише, которое избавляет от многих подробных объяснений.

Во всех развитых демократических государствах развитый «третий сектор» является предметом гордости и считается основой гражданского общества. Он включает в себя огромное количество различных объединений, работающих на благо общества. Часто методы и формы работы некоммерческих организаций превосходят в эффективности государственные организации, поэтому во многих странах НКО занимаются поддержкой и защитой населения, экологией, местным самоуправлением, медициной, образованием, социальной реабилитацией, оказанием специфических консалтинговых услуг и т.д.

Ведущиеся теоретические дискуссии и правоприменительные проблемы в совокупности ставят некоммерческие организации в положение объекта, представляющего интерес для изучения, прежде всего в рамках учебной дисциплины «Гражданское право».

Целью данной работы является изучение некоммерческих организаций и определение места данного института гражданского права в условиях современных правоотношений. Актуальность данной работы состоит в том, что изучение современных российских НКО, анализ их специфики, проблем и тенденций развития дает возможность определить приоритетные области интересов общества, степень активности участия населения в общественных процессах, прогнозировать тенденции развития общества в целом.

Кроме этого задачами данной работы являются раскрытие понятия и рассмотрение особенностей правового положения социально ориентированных некоммерческих организаций .

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. Характеристика правового статуса некоммерческих юридических лиц.

В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль, но такая деятельность может быть только неосновной, побочной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для их уставных целей.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.

Некоммерческие юридические лица имеют ряд иных особенностей, не характерных для коммерческих организаций. Так, в отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом, но и другими законами. Другое отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом.

Существенным различием является также то, что некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае же ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации.

И коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками(п. 1 ст. 50 ГК РФ) , а для коммерческих организаций такого запрета нет. В отличие от коммерческих организаций, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. (абз.2 ч.3 ст.50 ГК РФ),

Только в одном случае законодатель ограничивает некоммерческие организации в осуществлении предпринимательской деятельности: ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. по организационно-правовой форме превращается в коммерческую организацию; но тогда уже приобретается и право делить прибыль между участниками. К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится, и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено. Правоспособность юридических лиц — некоммерческих организаций всегда является специальной. Объем специальной правоспособности определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах. Учреждение некоммерческой организации представляется весьма перспективным, учитывая возможность практически неограниченного использования прибыли, полученной от такой деятельности, на уставные цели, к тому же условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц.

Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и благополучателями, то есть получать благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Благотворительные пожертвования могут осуществляться в следующих формах:

 бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

 бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

 бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Так, основные отличия некоммерческих организаций от коммерческих состоят в том, что некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и благополучателями; коммерческие — нет; коммерческие организации обладают общей правоспособностью, правоспособность же некоммерческих организаций всегда является специальной, и ее объем определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в учредительных документах и т.д.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями могут создаваться в организационно-правовых формах, установленных федеральным законом, хотя бы они и не были предусмотрены в Гражданском Кодексе РФ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Может иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Единственная организационно-правовая форма некоммерческих организаций — учреждение — отличается тем, что она наделяется имуществом создавшего его собственника на праве оперативного управления.

Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных как ГК РФ, так и иными федеральными законами. Кодекс предусматривает следующие формы некоммерческих организаций: потребительский кооператив; общественная и религиозная организация (объединение); благотворительный и иной фонд; учреждение; ассоциация (союз). Иные законы предусматривают возможность создания таких юридических лиц в форме товариществ собственников жилья; некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций; торгово-промышленных палат; товарных бирж. Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, представляют собой корпорации, построенные на началах членства. Однако среди некоммерческих организаций чаще встречаются юридические лица, не являющиеся корпорациями. К последним относятся фонды, учреждения и автономные некоммерческие организации.

Какие организации относятся к социально ориентированным некоммерческим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *