Как скопировать подпись?

Первый метод — бумажная калька.

Он уже долгое время почивает на лаврах со званием самого лёгкого в исполнении способа. Тише-тише, хватит слепить соседа по комнате искорками в глазах, ведь простота исполнения, в этом случае, эквивалентна простоте разоблачения. Практика — да, демонстрация в местах, где подпись будут более-менее тщательно проверять — нет.

Ближе к делу:

  1. Приложить кальку к оригиналу подписи. Калька обладает полезным свойством — полупрозрачностью, так что не стоит переживать на тему: «а будет ли видно?». Ответ: «да, будет». Если такой прелести нет в пределах досягаемости и надеяться на чудо не приходится, можно попробовать использовать бумагу тишью — она бывает в обувных коробках как подложка или в подарочных коробках в качестве декора (её так же называют папиросной). Достаточно тонкая и достаточно прозрачная для того, чтобы подделать подпись ручкой.
  2. Вторым шагом станет лёгкая обводка «узора» карандашом. Спешка тут не к чему, но и особо медлить не стоит, так как длинные линии легче всего проводить именно одним махом — меньше лишних чёрточек и перепадов. Обращайте внимание на толщину линий — что одна сторона буквы больше выделяется, чем другая — всё индивидуально, так что универсальных советов мы не припасли. Так же не игнорируйте наклон — это предельно важно. Порядок отображения деталей тоже влияет — если вы не были свидетелем создания настоящей подписи, на которую делается фейк, то сею деталь можно вычислить методом проб — уйдёт больше времени, но мы ведь не ищем лёгких путей, правда?
  3. На этом этапе стоит обратить внимание на выравнивание листа — многие люди не подписываются ровно-аккуратно, а косят всегда в одну сторону, задевают или не задевают линию-обозначение. Убедитесь, что с этим всё ок. Да, придумать как можно подделать подпись — легко, а вот осуществить – не очень-то.
  4. Пора взять в руки карандаш или что-то остренькое и начать обводить — не делайте то слишком усердно, ибо прорвать бумагу — не лучшее решение, да и сделать толстый-заметный контур — так себе. Старайтесь сделать его минимально видным, но при этом таким, чтобы суметь различить при дальнейшей обводке ручкой — не больше. Ведь вы искали как подделать подпись именно для того, чтобы всё прошло незаметно.
  5. Тихонько убираете кальку (или другую подходящую бумагу) и вот он — экшн! Ручку в руку и айда обводить — вспоминайте хорошие времена — первый класс с правописанием (когда по прерывистой нужно было буковки писать аккуратно) или раскраски всякие, где важно не выйти за грань отведённого.
  6. Ни в коем случае не отрывайте руку и не стоит при этом делать резких движений или трястись — не пойдёт на пользу, поверьте. Будет отлично, если вы прочувствуете атмосферу и начнёте махать пером максимально естественно.

Вот ещё один способ как лучше подделать подпись: от руки.

Проанализируйте подпись по таким параметрам:

  • обширность — занимаемое в пространстве место;
  • соединения букв — отсутствие или наличие места между модулями;
  • размер и высота петель — закруглённые или острые? маленькие или большие?;
  • наклон — сила и направление;
  • очертания букв — наличие завитков, неправильных форм, искривлений, неразборчивостей.

Попробуйте рассматривать подпись как рисунок, это моментально отсечёт физическое желание вашей руки написать всё так же, как в собственной — годами повторяемой подписи. Так же не помешает перевернуть «рисунок», чтобы рассмотреть детали под другим углом.

Имитируйте! Да-да, в этом случае имитация — это прекрасно. Если вам доводилось видеть как «жертва» подписывается, то вы — счастливчик, ибо можете скопировать (или попытаться скопировать) движения, что сделает повторку более правдоподобной.

Потренируйтесь! Напишите необходимое несколько раз, перед тем как лезть в «чистовик». С каждым повторением вероятность разоблачения уменьшается. Тем более во время тренировок можно подмечать мелкие погрешности и потом следить за их отсутствием. Тренировки стоит продолжать до момента, когда вы будете полностью уверены в том, что рука не дрогнет и будет делать своё дело автоматически.

Ни в коем случае не корректируйте и не подрисовуйте ничего! Это сразу же выдаст подделку!

Как работать с электронной подписью?

В предыдущей статье мы разобрались, где и как получить электронную подпись, и выяснили, что самой незащищенной является простая электронная подпись. Поскольку простая ЭП не содержит криптографические механизмы, алгоритмы и представляет собой, например, пару логин-пароль или SMS-код, то пользоваться ею довольно просто.

Гораздо больше вопросов вызывает использование усиленной ЭП, так как оно сопряжено с различными технологическими нюансами. Поскольку в основе усиленной ЭП лежат криптографические механизмы, то для того, чтобы все они работали, необходимы соответствующие инструменты: ПО, правильная реализация в информационной системе и др.

Все технологические вопросы, касающиеся использования ЭП, можно разделить на несколько базовых блоков:

  1. Как начать работать с ЭП. Что нужно сделать, чтобы на рабочем месте можно было пользоваться усиленной ЭП?
  2. Как работать с ЭП в электронных документах. Как создать ЭП для документа? С помощью каких инструментов это сделать? Как потом обработать результат?
  3. Как работать с ЭП внутри различных информационных систем (информационных систем с веб-доступом, информационных систем в виде настольных приложений, которые устанавливаются на рабочее место пользователя)?

Рассмотрим подробнее каждый блок задач.

Как начать работать с электронной подписью

Для начала нужно разобраться, какие инструменты потребуются владельцу усиленной ЭП (будем рассматривать усиленную ЭП, основанную на российских криптоалгоритмах по ГОСТу, как наиболее актуальную с точки зрения массового использования).

Инструмент №1 — криптопровайдер

Это специальное ПО, реализующее все криптографические алгоритмы. Оно дает инструментарий для их использования: чтобы создавать ЭП, проверять ее, зашифровывать и расшифровывать информацию. Одни из самых известных криптопровайдеров — КриптоПро CSP и ViPNet CSP.

Инструмент №2 — сертификат ЭП и закрытый ключ к нему

Эти элементы можно получить в удостоверяющем центре (УЦ). Они хранятся на защищенном носителе, который внешне выглядит как флеш-накопитель, но на самом деле является специализированным электронным устройством, обеспечивающим безопасное хранение закрытого ключа пользователя и сертификата ЭП. Этот носитель называется токеном. При осуществлении криптографических операций криптопровайдер обращается к защищенному носителю для получения доступа к закрытому ключу ЭП.

Токены на российском рынке выпускают различные производители. Флагманами считаются Рутокен (компания «Актив»), JaСarta (компания «Аладдин Р.Д.»).

Инструмент №3 — настроенное рабочее место

Основной вопрос касается установки корневых сертификатов УЦ, выдавшего сертификат ЭП. При работе с квалифицированными сертификатами ЭП настройка корневых сертификатов часто связана с дополнительной задачей — установкой кросс-сертификатов Минкомсвязи. Такие сертификаты позволяют удостовериться в том, что УЦ действительно аккредитован, так как в требованиях к квалифицированной ЭП указано, что она обязательно должна быть выдана аккредитованным УЦ.

Следующий блок задач касается правильной настройки браузера. При работе с площадками и системами с веб-доступом необходимо настроить браузер таким образом, чтобы он позволял осуществлять все необходимые операции. Если мы попробуем начать работу с браузером, настроенным по умолчанию, то работа с ЭП будет недоступна из-за политик безопасности операционной системы.

Также часто требуется установка дополнительных надстроек или плагинов для браузера.

Наличие трех основных инструментов — криптопровайдера, закрытого ключа и сертификата ЭП и правильно настроенного рабочего места — обеспечивает корректную работу в 99% случаев. Компания СКБ Контур создала специальный сервис для автоматической настройки рабочего места клиента. Чтобы осуществить настройку, достаточно зайти по адресу sertum.ru, выбрать нужный тип информационной системы, с которой планируется работать, и дождаться окончания работы веб-диска.

Как работать с ЭП в электронных документах

Порядок подписания будет отличаться в зависимости от типа электронного документа, с которым мы работаем. В целом можно выделить два вида документов:

1. Электронные документы специализированного формата, которые позволяют встроить ЭП внутрь самого документа (документы Microsoft Word, PDF).

Чтобы встроить ЭП внутрь файла, иногда нужны дополнительные настройки, но часто достаточно обычной версии программы. В случае с Microsoft Word многое зависит от версии продукта: в версии до 2007 года включительно ЭП в документе можно создавать без дополнительных надстроек, для более поздних версий понадобится специальный плагин — КриптоПро Office Signature. Руководство по настройке ЭП для Microsoft Word/Excel можно найти на сайте УЦ СКБ Контур.

Для подписания PDF-файлов можно использовать программу Adobe Acrobat. При помощи данного функционала можно встраивать ЭП внутрь документа. Проверка созданной таким образом ЭП осуществляется также при помощи программ Adobe Reader и Adobe Acrobat.

2. Неформализованные электронные документы, не обладающие дополнительным инструментарием для встраивания ЭП.

Для электронного документа можно создать ЭП без встраивания в сам документ. Такая подпись будет называться отсоединенной и представлять собой отдельный электронный документ. Таким способом можно подписывать любые электронные документы, в том числе и в форматах Word и PDF.

Набор инструментов для реализации таких возможностей в целом не ограничивается каким-то одним решением. Существуют отдельные программы, которые устанавливаются на рабочее место и позволяют создавать и проверять ЭП, например, КриптоАРМ. Есть веб-решения, с помощью которых можно прямо в браузере создать ЭП, загрузив документ в форму на сайте, присоединив свой токен с закрытым ключом. На выходе вы получите отсоединенную ЭП. Такие возможности предоставляет сервис Контур.Крипто.

Каким требованиям должно соответствовать рабочее место, чтобы с него можно было работать с ЭП? С критериями можно ознакомиться по .

Проверка электронной подписи

Чтобы проверить ЭП в документах Microsoft Word и PDF, можно воспользоваться штатной программой, открыть в ней документ и посмотреть, корректна ЭП или нет.

Второй способ более универсальный — воспользоваться отдельным инструментарием для работы с ЭП — КриптоАРМ или Контур.Крипто. Нужно загрузить в программу электронный документ с ЭП, сертификат, при помощи которого создавалась ЭП, и осуществить проверку. Данные утилиты в соответствии с алгоритмом проверки ЭП осуществят все необходимые действия. Во-первых, инструментарий позволяет убедиться в том, что сертификат, при помощи которого создавалась ЭП, действующий. Во-вторых, можно удостовериться в том, что сертификат выпущен УЦ, которому мы доверяем. В-третьих, можно получить подтверждение, что ЭП действительно соответствует тому электронному документу, который загрузили.

Как работать с ЭП внутри различных информационных систем

Информационные системы могут представлять собой веб-сервис или настольное приложение. Поскольку каждое настольное решение имеет свои особенности реализации и правила настройки для работы с ЭП, разбирать общие сценарии не имеет смысла. Остановимся на более унифицированных веб-решениях.

Чтобы получить возможность работать с ЭП в электронной облачной системе, нужно правильно настроить браузер. В данном случае потребуется установка плагинов, дополнительных настроек, которые помогают работать с ЭП. Например, на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» используется штатный плагин от Microsoft — Capicom. На портале госуслуг устанавливается свой плагин, работающий во всех браузерах и осуществляющий работу с ЭП.

Работа с ЭП на определенном веб-портале осуществляется при помощи интерфейса этого портала. Интерфейсы могут быть разные, но базовые сценарии сходны — это загрузка или создание документа и последующее его подписание ЭП. Веб-портал использует плагин, который совершает необходимые операции по созданию или проверке ЭП, и результат работы попадает на серверы информационной системы.

Чтобы начать работать на электронной торговой площадке, пользователю необходимо пройти аккредитацию и приложить копии требуемых документов, подписанных ЭП. В дальнейшем, участвуя в электронных торгах, все действия подтверждаются при помощи ЭП, и эта информация в юридически значимом виде сохраняется на серверах электронной торговой площадки.

Часто в процессе работы c веб-ориентированными информационными системами у пользователей возникают вопросы: почему мой сертификат не принимается системой? как проверить подлинность сертификата? Ответы на первый вопрос могут быть разными, но основных, как правило, три:

  1. Сертификат не подходит для работы в данной информационной системе.
  2. Недействительность сертификата (сертификат выпущен недоверенным УЦ, сертификат отозван, срок действия сертификата истек).
  1. Различные технические проблемы, которые могут зависеть как от площадки, так и от пользователя (например, неправильно настроено рабочее место).

Почему иногда сертификат не проходит проверку подлинности на портале госуслуг?

При проверке сертификата на портале госуслуг проверяются его действительность и квалифицированность. Портал госуслуг в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ и с Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795, проверяет все поля сертификата, их наполнение и соответствие данным правилам. Если обнаружено какое-то нарушение, например, в сертификате нет СНИЛС, то портал госуслуг укажет на то, что данный сертификат не является квалифицированным. После «мониторинга» структуры портал анализирует, выдан ли сертификат аккредитованным УЦ. Для этого используется механизм кросс-сертификатов. Каждый аккредитованный УЦ имеет свой кросс-сертификат, позволяющий доверять аккредитованному УЦ, и портал госуслуг обращает на это внимание. Также проверяется срок действия сертификата и его неотозванность.

Обратите внимание на то, что Постановление Правительства РФ от 27.08.2018 № 996 расширило действие простой ЭП на портале госуслуг. Ранее ее использование ограничивалось выполнением лишь элементарных действий, например, просмотром личного кабинета. Более серьезные операции требовали применения усиленной ЭП. Но, чтобы ее получить, нужно оплатить стоимость флеш-носителя, на котором она выдается в УЦ. Предполагается, что это нововведение позволит сократить расходы заявителей, связанные с выпуском физического носителя сертификата ключа ЭП.

Если резюмировать все описанное ваше, можно отметить, что работа с усиленной ЭП имеет некоторый технологический порог вхождения. Для преодоления этого порога можно пользоваться готовыми программными решениями по автоматической настройке рабочего места и началу работы с усиленной ЭП, что существенно облегчает процесс.

Как скопировать подпись?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *