Как сэкономить на страховых взносах 2018

Кошкина Т. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Выдача премий используется не только для повышения мотивации работников, но и в целях получения экономии на суммах уплачиваемых налогов и страховых взносов. При этом важно различать премии за производственные результаты и премии социальной направленности.

Премии за производственные результаты учитываются в составе расходов на оплату труда при определении баз по налогу на прибыль и единому налогу, уплачиваемому «упрощенцами», премии социального характера в налоговые расходы не включаются.

По мнению контролеров, страховые взносы необходимо начислять с любых видов премий. Однако у судов на этот счет иная позиция: суммы премий социального характера не облагаются страховыми взносами.

Вид премии не важен при исчислении НДФЛ: налог из доходов работника придется удержать в обоих случаях.

Налоги, страховые взносы

Вид премии

За производственные результаты

Социального характера

Налог на прибыль, единый «упрощенный» налог

Учитывается в расходах

Не включается в расходы

Страховые взносы

Облагается

Не облагается

НДФЛ

Облагается

Облагается

В связи с тем, что по общему правилу совокупный размер тарифов страховых взносов превышает ставки налога на прибыль и единого «упрощенного» налога, работодателю выгоднее выплачивать премии социального характера. Однако, прежде чем принять решение о неначислении страховых взносов на суммы премий или о представлении уточненных расчетов по страховым взносам за истекшие периоды, необходимо проанализировать документы, на основании которых премии начислены.

Нужно учитывать, что в случае возникновения спора судьи будут руководствоваться правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 и Определении ВС РФ от 04.09.2017 № 303-КГ17-6952. Суть этой позиции в следующем.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

К сведению: несмотря на то, что указанная правовая позиция была сформирована применительно к положениям утратившего силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), она не утратила актуальности и применима в отношении страховых взносов, начисляемых в соответствии с гл. 34 НК РФ, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился (см., например, Постановление АС МО от 29.01.2019 № Ф05-23073/2018 по делу № А40-12924/2018).

Таким образом, работодателю важно доказать как минимум, что начисленные премии не предусмотрены трудовыми договорами, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и поэтому не признаются объектом обложения страховыми взносами.

Причины начисления премии (события, в связи с которыми выплачивается премия) могут быть различными (юбилей работника или фирмы, выход сотрудника на заслуженный отдых, профессиональный праздник и т. д.). Важна именно суть (характер) премии.

В частности, в Постановлении АС ВСО от 11.02.2019 № Ф02-61/2019 по делу № А19-13708/2018 судьи признали необоснованным доначисление страховых взносов на суммы выплат, приуроченных ко дню профессионального праздника. При этом было учтено, что они производились единовременно в фиксированном размере на основании приказа о премировании сотрудников и не ставились в зависимость от квалификации работников, количества и качества выполняемой ими работы.

В Постановлении АС ДВО от 26.12.2018 № Ф03-5630/2018 по делу № А73-4750/2018 (Определением ВС РФ от 26.04.2019 № 303-ЭС19-4302 отказано в передаче дела на пересмотр) арбитры также встали на сторону страхователя: выплаты работникам в связи с юбилеем со дня рождения или трудовой деятельности, достижением пенсионного возраста, к празднику, в том числе профессиональному, производились в соответствии с условиями коллективного договора и носили социальный характер.

Еще пример – Постановление АС ДВО от 12.02.2018 № Ф03-5580/2017 по делу № А73-5074/2017: суммы единовременных поощрений при выходе на пенсию не признаются оплатой труда, так как выплаты не зависели от установленных окладов, тарифов, квалификации, сложности и условий труда (Определением ВС РФ от 13.06.2018 № 303-КГ18-6529 отказано в передаче дела на пересмотр).

Обратите внимание! Рассматривая споры, судьи указывают:

  • выплаты работникам, предоставляемые безотносительно к их вкладу в работу организации и ее результату, не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера;

  • такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами независимо от того, указаны ли они в ст. 422 НК РФ или ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Несмотря на обилие судебной практики в пользу организаций, последним не всегда удается добиться отмены решений о доначислении страховых взносов. Так, в Постановлении АС ПО от 16.06.2020 № Ф06-60061/2020 по делу № А55-13178/2019 организации не удалось доказать необоснованность доначисления страховых взносов в размере свыше 1,2 млн руб.

Налоговый орган указал на занижение базы, поскольку выплаченная премия связана с надлежащим выполнением трудовых обязанностей сотрудников, имеет стимулирующий характер для определенной группы работников общества (стаж не менее одного года) и рассчитывается исходя из заработной платы.

В данном случае общество представило в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам за 2017 год, отразив в нем в качестве сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, расходы в размере более 4 млн руб.

В обоснование корректировки были представлены коллективный договор, приказ о премировании, положение об оплате труда, справка-пояснение.

Согласно данной справке работникам была произведена выплата единовременной премии в связи с исполнением в 2017 году 50 лет со дня образования общества.

Обратите внимание: суды опирались на правовые позиции, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 по делу № А64-1493/2012, согласно которым необходимо учитывать характер выплаченной премии; попадают ли премии под содержание ст. 15 «Трудовые отношения», 16 «Основания возникновения трудовых отношений», 56 «Понятие трудового договора. Стороны трудового договора», 57 «Содержание трудового договора», 129 «Основные понятия и определения», 135 «Установление заработной платы», 191 «Поощрения за труд» ТК РФ, из которых следует, что разовые премии, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей и имеющие стимулирующий характер, являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений.

Таким образом, рассматривая спор, который касался уплаты страховых взносов в 2017 году, то есть в период действия гл. 34 НК РФ, судьи применили позиции Президиума ВАС, выработанные на основании положений Закона № 212-ФЗ.

Проведя анализ положения об оплате труда и премировании, арбитры признали, что выплаты дифференцированы, зависят от результатов труда, носят стимулирующий характер.

Судьи отметили:

  • характер расчета премии свидетельствует о прямой зависимости от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой работы;

  • в списки по премированию не включены работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, пенсионеры, бывшие работники предприятия;

  • в коллективном договоре в разделе «Выплаты социального характера» премия к 50-летию общества не поименована.

Подробно рассуждения судей изложены в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу № А55-13178/2019.В нем, в частности, указано следующее.

Премия в связи с юбилеем предприятия предусмотрена положением об оплате труда и премировании (!), в котором отмечено, что юбилейной считается дата со дня образования общества, кратная пяти годам. Следовательно, возможность ее получения потенциальный сотрудник учитывает при оценке целесообразности работы в той или иной организации. Поэтому такие стимулирующие выплаты могут способствовать привлечению необходимых специалистов (в трудовом договоре указано, что работник до подписания трудового договора знакомится с внутренними локальными нормативными документами работодателя по оплате труда).

Согласно положению об оплате труда премированию подлежат работники, имеющие непрерывный стаж работы в обществе не менее одного календарного года и работающие на дату издания приказа о премировании, за исключением работающих на условиях внешнего совместительства, учеников и стажеров, лиц, имеющих в течение отчетного года дисциплинарные взыскания за прогул, появление на рабочем месте в состоянии опьянения. Следовательно, ограничение по стажу работы на предприятии (не менее одного года) стимулирует работника продолжить свою деятельность в обществе.

В соответствии с положением об оплате труда размер премии к юбилею общества зависит от расчетной месячной заработной платы сотрудника, которая включает в себя оплату по окладу (часовой тарифной ставке), сдельную оплату труда, доплаты за исполнение обязанностей отсутствующего работника и за расширение зоны обслуживания, надбавки (за классность, секретность), компенсации за вредные условия труда, работу в ночное время и др. Следовательно, размер премии зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой работы.

В бухгалтерском учете начисленная премия отнесена на расходы по обычным видам деятельности, то есть классифицирована в качестве расходов на оплату труда. В случае отнесения премий к социальным выплатам затраты списываются за счет прочих расходов (Дебет 91-2).

Спорные суммы выплат учтены в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль (социальные выплаты в целях налогообложения прибыли не учитываются).

Полагаем, изложенное позволяет понять, как судьи определяют характер выплаченных премий и классифицируют их в качестве производственных или социальных. Тем не менее сошлемся еще на один судебный акт – Постановление АС ЗСО от 06.02.2020 № Ф04-7253/2019 по делу № А27-13593/2019. В нем отмечено: положением общества о материальной помощи работникам при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск установлен размер материальной помощи – 30% часовой тарифной ставки, должностного оклада по штатному расписанию, определены критерии наступления права на получение материальной помощи (продолжительность работы в компании, наличие нарушений дисциплины, взысканий). Суммы выплаченной материальной помощи к ежегодному отпуску учтены в расходах при налогообложении прибыли. Арбитры подтвердили, что спорные выплаты материальной помощи являются элементами оплаты труда и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Подведем итог. Выплаты социального характера не учитываются в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль и единого «упрощенного» налога, но позволяют экономить на уплате страховых взносов. Отстаивать законность этой экономии неизбежно придется в судебном порядке, поэтому подтверждающие документы должны свидетельствовать о социальной направленности выплат (независимо от их названия – премия, материальная помощь и др.). Если в ходе рассмотрения спора судом будет установлено, что выплата связана со стажем работы на предприятии, дифференцирована исходя из должности, специальности, зависит от качества, количества и условий труда, доказать обоснованность неначисления страховых взносов не удастся.

В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый страховой сбор. По сути страна должна была вернуться к уплате единого социального налога (ЕСН), с которым бухгалтеры попрощались с 2010 года. В конечном итоге правительство решило не менять название платежа. По-прежнему страхователи исчисляют страховые взносы, но платят их в Федеральную налоговую службу. Есть одно исключение: как и до смены администратора взносов, нужно платить в ФСС взносы от несчастных случаев на производстве.

Многие бухгалтеры среди своих коллег для упрощения именуют страховые взносы ЕСН. В данной статье мы тоже будем использовать это понятие. Но стоит помнить, что НК РФ не содержит такого термина.

Ставки взносов в 2020 году (таблица)

Страховые взносы в 2020 году включает в себя четыре вида взносов:

  • на случай материнства и болезни;
  • медицинские;
  • пенсионные;
  • на травматизм.

Общая ставка взносов в 2020 году составляет 30 % плюс ставка страховых взносов от несчастных случаев (величина переменная и зависит от опасности производства). Тарифы в 2020 году напрямую зависят от максимального значения базы для расчета страховых взносов. Размеры тарифов для преобладающей массы плательщиков (ст. 425 НК РФ) приведены в таблице.

Таблица Тарифы

Взносы на обязательное пенсионное страхование, %

Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства, %

Взносы на обязательное медицинское страхование, %

Если сумма выплат отдельному работнику не превысила 1 292 000 рублей

Если сумма выплат отдельному работнику превысила 1 292 000 рублей

Если сумма выплат отдельному работнику не превысила 912 000 рублей

Если сумма выплат отдельному работнику превысила 912 000 рублей

5,1

2,9

Сдавайте единый расчет по страховым взносам в срок и без ошибок! Пользуйтесь Контур.Экстерном 3 месяца бесплатно!

Куда сдавать отчетность

В 2020 году по взносам нужно отчитываться в ФНС и ФСС.

Расчет по страховым взносам сдается в ФНС ежеквартально до 30-го числа месяца, начинающегося сразу после отчетного периода.

Как заполнить расчет по взносам

Помимо данного расчета страхователям нужно сдавать форму 4-ФСС. С 2017 года форма стала более упрощенной и содержит цифры только по «травматическим» взносам. Бумажный вариант формы нужно сдавать до 20-го числа, а электронный вариант — до 25-го числа месяца, наступающего за отчетным периодом.

Пример расчета

Фонд зарплаты ООО «КГБ» в феврале 2019 года составил 358 378 рублей. Ни у кого из сотрудников выплаты не вышли за рамки установленного законом лимита. ООО «КГБ» не имеет льгот. По ставке 0,3 % ООО «КГБ» платит «травматические» взносы.

Бухгалтер ООО «КГБ» рассчитал взносы и получил такие значения:

ОПС = 358 378 х 22 % = 78 843,16 рубля

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 01.12.14 N 401-ФЗО СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Принят
Государственной Думой
21 ноября 2014 года
Одобрен
Советом Федерации
26 ноября 2014 года

Статья 1

Установить, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 2

Установить, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 02.12.13 N 323-ФЗО СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

Принят
Государственной Думой
22 ноября 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
27 ноября 2013 года

Статья 1

Установить, что в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 2

Установить, что в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Принят
Государственной Думой
23 ноября 2012 года
Одобрен
Советом Федерации
28 ноября 2012 года

Статья 1

Установить, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 2

Установить, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Принят
Государственной Думой
18 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
25 ноября 2011 года

Статья 1

Установить, что в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Принят
Государственной Думой
24 ноября 2010 года
Одобрен
Советом Федерации
1 декабря 2010 года

Статья 1

Установить, что в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ Принят
Государственной Думой
20 ноября 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
25 ноября 2009 года

Статья 1

Установить, что в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ Принят
Государственной Думой
31 октября 2008 года
Одобрен
Советом Федерации
12 ноября 2008 года

Статья 1

Установить, что в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

УДК 349.314.5 ББК Х404.213.3

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

А.В. Боброва, д.э.н., профессор ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный

исследовательский университет)» E-mail: ms.Bobrova_AV@mail.ru

В.С. Климонова, студент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

E-mail: viktoriya.klimonova.96@mail.ru

Аннотация

Страховые взносы на обязательное страхование в условиях экономического кризиса являются залогом социальной политики государства, но чрезмерные тарифы снижают активность бизнеса. Текущие законодательные изменения не решили всех проблем со страховыми взносами. Для плательщика в условиях ужесточения контроля и роста тарифов актуальными становятся вопросы оптимизации взносов. Авторы выделяют проблемы управления страховыми взносами и предлагают легитимные меры по снижению платежной нагрузки бизнеса. Выявлены резервы и условия для разработки и применения схем оптимизации страховых взносов.

Ключевые слова: тарифы, страховые взносы, обязательное страхование, оптимизация, налоговые органы, самозанятое население.

В последние годы в открытой печати появился ряд работ, сигнализирующих о нарастающих проблемах формирования доходов внебюджетных фондов. В качестве основных из них выдвигались отсутствие единого подхода при формировании бюджета и внебюджетных фондов1, неэффективное управление собранными средствами со стороны внебюджетных фондов2, высокие временные затраты плательщика на предоставление отчетности, игнорирование единой природы налогов и страховых взносов3, несовершенство законодательства по страховым взносам4.

Законодатели не менее активно занимались вопросами поступления страховых взносов на обязательное страхование государству. Все эти усилия привели к кардинальным изменениям в управлении страховыми взносами. В качестве приоритетной цели выступает формирование накопительной части пенсии самим работником с отчислением до 6% заработной платы и формированием индивидуального пенсионного капитала5. Вместе с тем осталось множество нерешенных вопросов по распределению полномочий в сфере обязательного страхования, по процедуре перехода на новую систему управления страховыми взносами, по информированности плательщиков, полноте и точности формирования законодательства по страховым взносам. Особое значение эти вопросы приобрели для различных категорий плательщиков взносов в зависимости от организационной формы, применяемых режимов налогообложения, наличия или отсутствия льгот. К сожалению, воспользоваться прямыми льготами для подавляющего большинства плательщиков не представляется возможным из-за их специализированной направленности и завышенных критериев применения льгот, установленных государством6. Целесообразно разработать рекомендации по расчету и уплате страховых взносов именно с позиции плательщика, т. к. в условиях экономического кризиса его совокупная платежная нагрузка со стороны государства возрастет. Необходимость оптимизации страховых взносов подтверждается исследованиями отдельных ученых7. При этом применяемые плательщиком схемы снижения взносов должны

быть легитимны, в противном случае штрафные санкции перекроют финансовые выгоды

о

плательщика8.

Учет страховых взносов на обязательное страхование исключительно в рамках Консолидированного бюджета РФ может потерять свою актуальность с 2017 г. в связи с передачей полномочий по их администрированию налоговым органам. Этот вопрос еще не обсуждается в открытой печати, но проистекает из смены статуса страховых взносов. За внебюджетными фондами останется только учетная функция, если страховые взносы будет аккумулировать федеральный бюджет. Пока неясно, каким образом произойдет уменьшение объема отчетности для плательщика, декларируемое государством, т. к. она теперь будет иметь, как минимум, два направления: в налоговые органы и во внебюджетные фонды.

Страховые взносы являются залогом реализации социальной политики государства, поэтому в условиях экономического кризиса оно предпринимает меры по консолидации и обеспечению прироста взносов. Довольно значительная доля страховых взносов в Консолидированном бюджете РФ дополнительно увеличивается от года к году из-за роста фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и отмены льгот (таблица 1).

Таблица 1 — Поступления страховых взносов на обязательное страхование в консолидированный бюджет РФ9

Год

201 4 2015

абсолютное значение, млрд руб. доля в доходах, % абсолютное значение, млрд руб. доля в доходах, % прирост

абсолютный, млрд руб. относительный, %

5 035,7 18,81 5 636,3 20,94 600,6 11,93

Данные о поступлении страховых взносов государству различаются по источникам официальной информации. По отчетности Министерства финансов РФ в 2015 г. сумма поступлений составила 5 947,5 млрд руб.10 Причина расхождения данных неясна. В этом случае относительный прирост увеличится до 18,11%.

Принципиальным изменением в области страховых взносов на обязательное страхование с 2017 г. станет передача полномочий по их администрированию налоговым органам. Заявленной целью указанной меры служит снижение административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, а также за счет оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

Тарифы страховых взносов на обязательное страхование остаются высокими и имеют тенденцию к дальнейшему росту (таблица 2).

Таблица 2 — Тарифы страховых взносов на обязательное страхование на 2017 г.11

Категория плательщика Тарифы страховых взносов на обязательное страхование

пенсионное социальное медицинское Итого

основной дополнительный

Организация 22% (0-8)% 5,1% 2,9% (30-38)%

Индивидуальный 22% (0-8)% 5,1% 2,9% (30-38)%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предприниматель (работники)

Индивидуальный 23 400 — — 4 590 27 990

предприниматель, руб. РУб. РУб.

самозанятое

население

Дополнительно установлены следующие условия установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 2017 г.

1. Для периода 2017 г. установлены специальные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 26%.

2. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом средней заработной платы в РФ, увеличенной в 12 раз, с учетом повышающего коэффициента 1,9.

3. Тариф 22% применяется в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

4. Свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется ставка 10%.

5. Для отдельных категорий плательщиков и в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу отдельных физических лиц применяются пониженные страховые взносы на обязательное страхование.

6. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на отдельных видах работ, устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 9% и 6%. В зависимости от класса и подкласса условий труда дополнительные тарифы для юридических лиц устанавливаются в диапазоне (0-8)%.

7. Фиксированный размер страховых взносов на обязательное страхование установлен для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам.

8. При превышении суммы годового дохода у самозанятого населения в 300 000 руб. выплачивается дополнительно 1% от суммы годового дохода, уменьшенного на 300 000 руб., но не более 163 800 руб.

9. Тарифы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются в размере (0,2-8,5)% в зависимости от класса профессионального риска. Начисление и уплату указанных тарифов будет контролировать Фонд социального страхования РФ.

В результате обобщения и анализа изученных материалов были выявлены следующие проблемы в области регулирования страховых взносов:

1. Несмотря на значительную долю страховых взносов, поступающих в консолидированный бюджет РФ, и ее увеличение от года к году, государство не может в полной мере реализовать меры социальной политики в условиях экономического кризиса.

2. Высокие тарифы страховых взносов на обязательное страхование после 2018 г. станут еще выше в части обязательного пенсионного страхования, что противоречит мировой практике по размерам страховых взносов и распределению их между работодателем и работником.

3. Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, уравнены в обязанностях с организациями, хотя масштабы их деятельности в массе своей ниже, чем у организаций.

4. Для индивидуального предпринимателя установлены дополнительные фиксированные страховые взносы на обязательное страхование, помимо страховых взносов по выплатам физическим лицам — работникам, что, по формальным признакам, является двойным обложением взносами.

5. Установление фиксированных страховых взносов для индивидуального предпринимателя не проистекает из установленного в соответствии с Налоговым кодексом РФ порядка расчета и уплаты страховых взносов на обязательное страхование. Приходится обращаться для уточнения ситуации в юридическую, аудиторскую фирму12 или к научным

аргументам13.

6. Самозанятое население уравнено в обязанностях с индивидуальными предпринимателями в части фиксированных страховых взносов на обязательное страхование, хотя регистрация в качестве индивидуального предпринимателя у них отсутствует.

7. Фиксированные платежи для самозанятого населения не установлены Налоговым кодексом РФ.

8. Сохранение тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не проистекает из установленного в соответствии с Налоговым кодексом РФ порядка расчета и уплаты страховых взносов на обязательное страхование. Приходится обращаться к другому федеральному закону14.

Пути решения указанных проблем лежат в сфере деятельности государства, но в условиях экономического кризиса оно не располагает средствами для снижения бремени страховых взносов на обязательное страхование. Усиливающееся экономическое расслоение в обществе, рост незанятого населения, насущные социальные проблемы вынуждает государство не только сохранять высокий уровень тарифов страховых взносов на обязательное страхование, но и увеличивать их. В этой связи решение отдельных проблем страховых взносов можно свести к деятельности самого плательщика, т. е. рассматривать их на микроуровне. Оптимизировать страховые взносы на обязательное страхование для плательщика в условиях кризиса стало насущной задачей, но все действия его по снижению страховых взносов должны быть легитимны.

Предложим способ снижения страховых взносов на обязательное страхование и определим условия его реализации, когда организация заключает гражданско-правовой договор на оказание услуг (выполнение работ) с индивидуальными предпринимателями (ИП) — большинством занятых в компании людей. Эта мера широко распространена в практике ведения бизнеса в России. Благодаря ей, организация оптимизируют налоги и страховые взносы во внебюджетные фонды, но у работников организации зачастую применение данной схемы не оставляет выбора. При этом ИП переходят на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» или «доходы за вычетом расходов». Таким образом, организация-работодатель становится заказчиком услуг (работ). Условный средний ежемесячный доход ИП примем в расчетах как 20 000 руб.

Для оценки эффективности и целесообразности осуществления такой схемы оптимизации страховых взносов необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать положительные и отрицательные стороны этой ситуации для организации и ИП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) выявить ключевые проблемы для организации и ИП;

3) провести сравнительный анализ варианта налогообложения ИП, работающего в организации, и сотрудника в штате организации;

4) оценить положительные и отрицательные стороны альтернативной ситуации для организации и ИП;

5) найти оптимальный вариант для организации и занятых в ней людей;

6) сформулировать программу действий для организации и ИП, для организации и работника в штате.

Условиями реализации указанной схемы могут служить:

1) преимущества для организации: отсутствие обложения выплачиваемого физическому лицу — ИП вознаграждения страховыми взносами во внебюджетные фонды, включение в договор с ИП дополнительных условий, которые недопустимы в трудовых соглашениях, например, право организации на досрочное одностороннее расторжение договора с ИП в случае ненадлежащего оказания услуг (выполнения работ);

2) недостатки для организации: высокая вероятность оценки ее действий в описанной ситуации, как уклонения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

3) преимущества для ИП: обложение вознаграждения по ставке 6% при условии выбора налоговой базы «доход», а не по ставке 13% для налога на доходы физических лиц в

случае выплаты, как сотруднику организации в штате; невозможность навязать ИП соблюдение определенного режима рабочего времени и отдыха; зачастую более высокая оплата работ (услуг), чем заработная плата;

4) недостатки для ИП: личный характер всех налоговых затрат и страховых взносов во внебюджетные фонды; обложение вознаграждения по ставке 15% единым налогом при условии выбора налоговой базы «доходы за вычетом расходов» при не существенности расходов; переложение бремени страховых взносов во внебюджетные фонды с организации на ИП; неустойка в случае расторжения договора по инициативе ИП, не позволяющая прекратить отношения с организацией без серьезных последствий; использование ИП технических средств компании на возмездной основе; неравномерность оплаты только за фактически выполненную работу; отсутствие пособий, выплачиваемых организацией; отсутствие отпусков и компенсаций за не использованный отпуск, иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством (обучение, командировки, получение травмы на производстве, обязательное социальное страхование).

Ключевой проблемой при реализации указанной схемы оптимизации страховых взносов на обязательное страхование будет являться:

1) для организации — высокая вероятность оценки действий организации в описанной ситуации как уклонения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

2) для ИП — переложение бремени страховых взносов во внебюджетные фонды с организации на ИП и ответственность за исполнение данных обязанностей.

Сравнительный анализ вариантов налогообложения до и после применения указанной схемы проведем в виде таблицы 3.

Таблица3 — Сравнение годового налогового бремени ИП и работника в штате организации

Ставка Тарифы страховых взносов на обязательное

Категория и страхование Итого

сумма пенсионное социальное медицинское

налога основной прочий

ИП 6% 23 400 руб. — — 4 590 руб. единый налог и взносы

14 400 23 400 руб. — — 4 590 руб. 42 390 руб.

руб.

Работник 13% 22% 2,9% 0,2% 5,1% НДФЛ и взносы

в штате 31 200 72 480 руб. / месяц 103680 руб.

руб.

Для организации переход на новый вариант уплаты страховых взносов позволит сэкономить 72 480 руб. При этом у работника сумма единого налога и страховых взносов превысит налог на доходы физических лиц при нахождении его в штате организации на 11 190 руб. Следует однозначный вывод: перевод работников организации в статус индивидуальных предпринимателей выгоден только юридическому лицу.

Для того чтобы схема была признана налоговыми органами легитимной, организации необходимо следовать следующим принципам действий:

1) обоснование сложившейся ситуации, ее тщательное документальное оформление, при котором налоговые органы не смогут переквалифицировать гражданско-правовые отношения в трудовые;

2) перевод в статус ИП тех сотрудников, заработная плата которых напрямую зависит от эффективности, качества и объема работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) отсутствие дублирования услуг (работ), оказываемых ИП в рамках гражданско-правовых договоров и должностных обязанностей штатных сотрудников;

4) грамотное оформление договоров с ИП — отсутствие положений: место работы, должность в соответствии со штатным расписанием, испытание при приеме на работу, режим

рабочего времени и времени отдыха, подчинение внутреннему трудовому распорядку, заработная плата, полная материальная ответственность, дисциплинарная ответственность, пособия, отпуска, компенсация неиспользованного отпуска, иные гарантии и компенсации;

5) варьирование объема выполняемых ИП работ (услуг) во времени с соответственным изменением дохода ИП.

Порядок действий организации при переходе на новый вариант уплаты страховых взносов должен включать следующие этапы:

1) перед началом проведения процедур увольнения сотрудников провести корпоративную процедуру (внеочередное собрание участников по итогам работы за определенный период) и зафиксировать нецелесообразность содержания в штате большого количества сотрудников, прийти к выводу о необходимости применения сдельной системы оплаты труда (по проектам, заказам и т. д.);

2) разработать формы договоров на оказание услуг (выполнение работ) с учетом выше приведенных рекомендаций;

3) не совершать одномоментное увольнение всех сотрудников компании с последующим заключением долгосрочных гражданско-правовых договоров, желательно переходить на схему «работник — индивидуальный предприниматель» в течение более длительного периода.

Работник организации может отказаться от ее предложения и перейти в другую организацию. Путь судебного решения трудовых споров тоже возможен, но требует финансовых, временных и психологических затрат. Часто, восстановившись на рабочем месте, человек увольняется по собственному желанию под давлением обстоятельств и уже признанной новой политики организации. Многие соглашаются на такой вариант работы и оплаты, рассматривая, как преимущества, свободный график. Нужно внимательно изучить гражданско-правовой договор с организацией, внести, если это возможно, изменения, защищающие права работника.

Описанную схему применяют плательщики страховых взносов в своей деятельности, однако упущения в процедурах и документах не позволяют получить многим из них финансовую выгоду. Результатом применения схемы зачастую является штраф контролирующего органа и судебный процесс при неуплате страховых взносов. Для получения положительного финансового эффекта перевод сотрудников в категорию индивидуальных предпринимателей должен быть тесно связан с потребностями бизнеса и грамотно оформлен юридически.

В целом исследование показало, что страховые взносы обременительны для плательщиков, тарифы их завышены и экономически не обоснованы, поэтому для дальнейшего развития системы страховых взносов на обязательное страхование в можно рекомендовать:

— для плательщика — оптимизировать страховые взносы на основе легитимных схем;

— для государственных органов — снизить общие тарифы страховых взносов, распределить их между работодателем и работником в соотношении (50-50)%, ввести специальные счета физических лиц с отражением и накоплением на них всех уплаченных страховых взносов, определить условия использования средств этих счетов, ввести льготы по страховым взносам для плательщиков, ведущих бизнес в неблагоприятных климатических и экологических условиях, обеспечивающих пороговую занятость в этих регионах, привести тарифы для индивидуальных предпринимателей к тарифам гражданина, работающего по найму.

Результаты исследования могут быть использованы плательщиками страховых взносов и законодателями, а также послужить основой для дальнейшей научной работы по совершенствованию системы страховых взносов на обязательное страхование.

Примечания

2 Бокач, С.Б. Дополнительная налоговая нагрузка при переходе на администрирование Пенсионным фондом внебюджетных платежей // Налоги и финансовое право. — 2014. — № 5. — С. 157-162.

4 Бит-Шабо, И.В. Реформирование законодательства в области функционирования государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Социальное и пенсионное право.

— 2015. — № 3. — С. 13-17.

5 Беляков, Е. Чего ждать от новой пенсионной реформы // Газета «Комсомольская правда». Официальный сайт.

— URL: http://www.chel.kp.rU/daily/26591.3/3605774/ (дата обращения: 04.12.2016).

8 Шаманин, В.И. Ответственность и профилактика преступлений и правонарушений за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации // Высшая школа. — 2015. — № 4. — С. 7-10.

10Министерство Финансов. Официальный сайт. — URL:

http://minfin.ru/ru/document/index.php?id_4=93454&page_id=2104&popup=Y&area_id=4 (дата обращения: 30.11.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 О страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год: федер. закон от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ (с изм. и доп.).

OPTIMIZATION OF INSURANCE PREMIUMS FOR OBLIGATORY INSURANCE

V.S. Klimonova, student, South-Ural Institute of Management and Economics E-mail: viktoriya.klimonova.96@mail.ru

Как сэкономить на страховых взносах 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *