Как признать постройку самовольной

Приобретение права собственности на самовольную постройку и в силу приобретательной давности

Лицо, осуществившее самовольную постройку объекта недвижимости, по общему правилу не приобретает на нее право собственности, а сама эта постройка не становится недвижимостью, ибо она не подлежит государственной регистрации по причине допущенных при ее создании нарушений. Речь здесь может идти лишь о совокупности стройматериалов, которые их собственник вправе забрать, осуществив за свой счет снос такой постройки (п. 2 ст. 222 ГК). Самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии любого из следующих нарушений: нарушение порядка землеотвода или его целевого назначения; отсутствие необходимых разрешений на строительство (хотя бы одного из них); существенное нарушение строительных норм и правил. Застройщик может стать собственником самовольно возведенного строения как объекта недвижимости, если этим не нарушаются законные интересы других лиц (например, соседних землепользователей) и не создается угрозы жизни и здоровью граждан. Приобретательная давность распространяется на случаи фактического, беститульного владения чужим имуществом. Наличие у владельца какого-либо юридического титула (основания) владения, например, долгосрочного договора аренды, исключает действие приобретательной давности. Сколько бы времени арендатор или, допустим, хранитель ни владел чужим имуществом, он, разумеется, не становится его собственником. Но если соответствующее имущество не имеет собственника или утратило его, претендовать на роль его собственника может фактический владелец (а не государство, как ранее), разумеется при определенных, предусмотренных законом условиях. Для приобретения права собственности на вещь по давности фактического владения ею в соответствии с правилами ст. 234 ГК прежде всего необходимо владеть ею добросовестно. владение должно быть открытым, очевидным для всех иных лиц, владение должно быть непрерывным в течение установленных законом сроков. Срок приобретательной давности для движимости установлен в пять лет, а для недвижимости — в пятнадцать лет. Право собственности на недвижимость и в силу истечения срока приобретательной давности возникает только с момента государственной регистрации данного объекта.


61. Производные способы приобретения права собственности.

Прежде всего к производным способам приобретения права собственности следует отнести передачу.

При таких способах приобретения права собственности учитывается воля прежнего собственника (отчуждателя вещи), поэтому здесь основания приобретения права собственности у одних лиц одновременно являются основаниями прекращения этого же права у других лиц. Речь обычно идет о различных договорах — купли-продажи, мены, дарения, аренды с выкупом и т.д., а также о наследовании имущества граждан или о правопреемстве в отношении имущества юридических лиц или публично-правовых образований. Каждый из этих способов специально урегулирован законом в соответствующих институтах (договорного права, наследственного права, правопреемства при реорганизации юридических лиц), выходящих за рамки права собственности.

При этом важное значение получает точное определение момента, с которого на приобретателя вещи по договору переходит право собственности. Ведь с этого же момента на него переходят и бремя собственности, и риск случайной гибели или порчи вещи. такое право переходит на приобретателя в момент фактической передачи ему отчуждаемой вещи. Однако этот момент определен диспозитивно — законом или договором сторон может быть установлен и иной момент (например, заключение соглашения, получение свидетельства о праве на наследство, регистрация передаточного баланса). Закон специально раскрывает и понятие «передача». Ею признается не только фактическое вручение вещи приобретателю или сдача ее перевозчику либо в организацию связи для отправки приобретателю, но и фактическое поступление имущества во владение приобретателя или указанного им лица (например, доставка на его склад), а также передача ему товарораспорядительного документа на вещи. Фактическое владение вещью приобретателем к моменту заключения договора о ее отчуждении (например, при выкупе арендованного имущества) приравнивается к ее передаче. Иначе говоря, в такой ситуации заключение договора об отчуждении вещи признается законом и ее одновременной фактической передачей.

62. Классификация и общая характеристика способов прекращения права собственности. Приватизация(понятие, правовое регулирование, порядок осуществления, способы приватизации) и национализация.

Основания прекращения права собственности предусмотрены главой 15 ГК (ст. 235-243). Прежде всего это право прекращается по воле собственника; данные основания можно подразделить на виды: 1) отчуждение собственником своего имущества другим лицам; 2) использование собственником имущества по прямому назначению и в связи с этим уничтожение его; 3) добровольный отказ собственника от своего имущества.

В первом случае речь идет о различных сделках по отчуждению своего имущества, совершаемых собственником (купля-продажа со всеми ее разновидностями, мена, дарение, аренда с последующим выкупом и др.). Во втором — об использовании продуктов питания, топлива, смазочных материалов и т. д. (потребляемые вещи. Добровольный отказ от права собственности (ст. 236) Данная норма предусматривает отказ от определенной вещи путем публичного объявления об этом (устное или письменное заявление неопределенному кругу лиц), либо совершение фактических действий, которые бесспорно свидетельствуют о его намерениях (например, выброшенное имущество). Право собственности прекращается и в связи с исчезновением вещи (использование, гибель, уничтожение) как по воле собственника, так и помимо нее.

ПРИВАТИЗАЦИЯ. это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом.Способы приватизации государственного и муниципального имущества:1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

По существу все перечисленные в Законе способы приватизации могут быть сведены к:

— преобразованию крупных и средних государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

— аукционной продаже;

— иным формам продажи;

— внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

Приватизация жилых помещений — бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной и безвозмездной приватизации. Определены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда до 1 марта 2015 года (неоднократно продлевался)

Порядок передачи жилья в собственность в порядке приватизации установлен в ст. 6 Закона о приватизации жилищного фонда. На основании указанной нормы передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В случае осуществления передачи унитарными и казенными предприятиями, а также учреждениями согласия собственника в лице соответствующего органа по управлению государственным или муниципальным имуществом не требуется. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в 2-месячный срок со дня подачи документов.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, который заключается с гражданином от имени собственника органами государственной власти или органами местного самоуправления или предприятия, учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующее жилое помещение.

Договор передачи жилого помещения (сделка) не подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию — конфискацию, а также через полный или частичный выкуп — реквизицию.

В Российской Федерации, согласно ст. 235 ГК РФ, национализация должна проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажи.

86. Приобретение права собственности на самовольную постройку.

Статья 222. Самовольная постройка 1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Объектом самовольной постройки может выступать жилой дом, строение, сооружение и иное недвижимое имущество. Следует полагать, что в данном случае термин «недвижимое имущество» может быть употреблен лишь косвенно, поскольку статус недвижимого имущества объекты приобретают только с момента их государственной регистрации (ст. 131, 219 ГК РФ), до этого же момента правильнее было бы их классифицировать как объекты незавершенного строительства. Лицо, осуществившее самовольную постройку объекта недвижимости, по общему правилу не приобретает на нее право собственности, а сама эта постройка не становится недвижимостью, ибо она не подлежит государственной регистрации по причине допущенных при ее создании нарушений. Речь здесь может идти лишь о совокупности стройматериалов, которые их собственник вправе забрать, осуществив за свой счет снос такой постройки (п. 2 ст. 222 ГК). Самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии любого из следующих нарушений: нарушение порядка землеотвода или его целевого назначения; отсутствие необходимых разрешений на строительство (хотя бы одного из них); существенное нарушение строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК). Правила о последствиях самовольного строительства прежде широко использовались при нарушении застройщиками не всегда обоснованных ограничений на размер и характер возводимых построек, закреплявшихся ранее действовавшим законодательством. Однако отпадение таких ограничений вовсе не привело к возможности возведения любых объектов по усмотрению их заказчиков или застройщиков. Очевидна необходимость сохранения ограничений, предусматриваемых строительным, природоохранным, земельным и иными отраслями административного законодательства, устанавливаемых в публичных интересах. Лишь в порядке исключения возможно признание права собственности на самовольную постройку за застройщиком либо за собственником или иным титульным владельцем земельного участка, на котором осуществлено такое строительство. Застройщик может стать собственником самовольно возведенного строения как объекта недвижимости, если этим не нарушаются законные интересы других лиц (например, соседних землепользователей) и не создается угрозы жизни и здоровью граждан (что подтверждается наличием необходимых разрешений со стороны органов пожарной охраны, санитарного надзора, архитектурного или строительного контроля и т. д.), а лицо, осуществившее такую постройку, должным образом оформило право на соответствующий земельный участок (п. 3 ст. 222 ГК). При наличии перечисленных условий суд может признать право собственности на данную постройку за собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором она осуществлена. В последнем случае новый собственник обязан компенсировать застройщику необходимые расходы на строительство. !! Самовольная постройка- жилой дом, строение, сооружение или иное недвижимое имущ-во, созданное на земельном участке: -не отведённом для этих целей, -либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правил. Постройка должна быть осуществлена без существенных нарушений градостроительных и строительных правил; Лицо, осуществляющее Самовольную Постройку, не приобретает на нее право собственности: он не в праве распоряжаться ею, продавать, дарить. Самовольная постройка подлежит сносу.Самовольному застройщику вручается предписание о сносе постройки и приведении в порядок земельного участка. В предписании указывается срок, в течение которого застройщик обязан совершить указанные действия. Суд может признать право собственности на самовольную постройку при условии: -что данный участок будет предоставлен под возмездную постройку. -за лицом, в собственности которого находится земельный участок (пожизненном наследуемом владении или постоянном пользовании). -отсутствие нарушение прав и законных интересов других лиц. Приобретение права собственности на самовольную постройку относится к первоначальным способам независимо от того, за кем признано это право: за самовольным застройщиком или лицом, которому принадлежит земельный участок.

Признаки признания постройки самовольной

Самовольными постройками могут быть признаны объекты капитального строительства (недвижимого имущества). Временные постройки, являющиеся движимым имуществом, также попадают в категорию риска: могут быть демонтированы в связи с признанием права собственности на них отсутствующим.

В случае, когда зарегистрированные в ЕГРН объекты недвижимого имущества имеют признаки самовольной постройки, наличие регистрации не исключает удовлетворения судом требования об ее сносе (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», далее – Постановление). Это объясняется необходимостью наличия правового основания для внесения записи в ЕГРН: например, акта госоргана – разрешения на строительство как основания возведения здания.

Доказывание добросовестного приобретения постройки на основании действительной сделки также не защитит собственника от ее сноса. Способом правовой защиты добросовестного приобретателя может стать только взыскание убытков с первоначального собственника постройки.

Гражданское законодательство предусматривает следующие признаки для признания постройки самовольной:

  • нарушение норм земельного законодательства, в виде неоформления права на земельный участок под постройкой, то есть в отсутствии, например, права собственности или права аренды (с правом возведения на участке объекта) на земельный участок;
  • возведение постройки без полученного разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса;
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением его разрешенного использования (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 июля 2016 г. № 18-КГ16-61, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 29 апреля 2016 г. № 5-АПГ16-12);
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением территориального зонирования в соответствии со ст. 35-40 Градостроительного кодекса РФ;
  • незаконная реконструкция объекта, которая привела к возникновению нового объекта) и иные нарушений градостроительных норм.

В соответствии с п. 29 Постановления ст. 222 Гражданского кодекса не регулирует демонтаж временных построек, а также на перепланировку, переоборудование недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект.

Полномочиями по принятию решения о сносе самовольной постройки обладает:

  • с сентября 2015 года в административном порядке органы местного самоуправления городского округа и муниципального района при ряде нарушений земельного законодательства – строительство объекта в зоне с особыми условиями использования территории, в том числе, в охранной, санитарно-защитной зоне и иных зонах, в соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, за исключением зон охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей. В административном порядке в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» не могут быть признаны самовольными постройками объекты религиозного назначения.
  • суд при удовлетворении требований органов государственной власти о сносе самовольных построек. Решения органов местного самоуправления о сносе самовольной постройки могут быть обжалованы в судебном порядке. Существует позитивная для создателей постройки практика по отмене решений органов о сносе при доказывании ненарушения закона в части прав на землю под объектом (наличие действующего договора аренды с федеральным собственником земельного участка или градостроительного законодательства (наличие инженерно-топографических планов территории (земельных участков), подтверждающих ненахождение спорных объектов в полосе отвода инженерных сетей (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2018 № Ф05-819/2018 по делу № А41-11837/2017).

Виды судебных споров, связанных с самовольной постройкой

1

Споры по искам о признании права собственности на самовольную постройку, инициированные лицами, которые возвели такие объекты.

Истец может рассчитывать на признание права собственности на самовольную постройку, если:

  • участок под постройкой принадлежит истцу на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или на иных законных правах;
  • постройка соответствует параметрам строительства в документации по планировке территории и правилами землепользования и застройки;
  • соблюдены все требования безопасности (строительные нормы, правила пожарной безопасности и иные технические нормы), а также права третьих лиц.

Суды единообразно применяют названные условия, если они не соблюдены, шансов у собственника постройки на ее сохранение практически нет.

Смягчающим условием при применении п. 3 ст. 222 ГК РФ является то, что само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в признании права собственности. В соответствии с п. 26 Постановления истец должен доказать, что принял необходимые меры для легализации постройки, то есть подал все необходимые документы для получения разрешения на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию. Данное положение позволяет добросовестному застройщику, выполнившему иные требования п. 3 ст. 222 ГК РФ, рассчитывать на признание права собственности на спорную постройку.

2

Споры по искам о сносе самовольной постройки, в рамках которых уполномоченный орган (в Москве, например, в Департамент городского имущества г. Москвы) заявляет одновременно следующие требования:

  • о признании самовольной постройкой объекта недвижимого имущества;
  • об обязании ответчика снести объект недвижимого имущества;
  • о признании отсутствующим права собственности ответчика на объект;
  • об обязании ответчика освободить земельный участок путем демонтажа объекта.

Эти на первый взгляд противоречивые требования заявляют для предупреждения потенциально возможного отказа в удовлетворении иска по основанию неверного определения типа постройки, то есть по формальным основаниям в связи с неправильно сформулированными исковыми требованиями. Отнесение типа спорной постройки к капитальным или временным преимущественно происходит уже в процессе разрешения спора при проведении строительно-технической экспертизы.

Первые два требования относятся к капитальным строениям, связанные с ними отношения регулируются ст. 222 ГК РФ. Вторые два требования относятся к временным постройкам, к которым не применяются положения ст. 222 ГК РФ, в отношении таких строений заявляют негаторные требования о признании отсутствующим права собственности на объект в рамках ст. 304 ГК РФ.

Данный формат исковых требований вызывает у ответчика необходимость давать различные аргументы на каждый блок требований.

В случае если спор связан с объектом недвижимого имущества, возникшим в связи с проведением самовольной реконструкции, требования о приведении объекта в первоначальное состояние до проведения самовольной реконструкции или о сносе постройки также должны быть рассмотрены с учетом критериев признания постройки самовольной. При доказывании отсутствия факта создания нового объекта посредством самовольной реконструкции нужно учитывать, что созданием нового объекта является изменение индивидуализирующих характеристик объекта (высоты, площади, этажности и т.п.) (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 24-КГ15-6).

Для разрешения споров по требованиям о приведении объекта недвижимого имущества в первоначальное положение после проведения незаконной перепланировки (например, надстройки, изменившей высотные характеристики здания) не нужно доказывать наличие всех предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ обстоятельств. Достаточно доказать, что перепланировка не является реконструкцией (например, на основании технического заключения о состоянии несущих конструкций, допустимости и безопасности выполненных работ в здании), то есть изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. № Ф 05-8418/2017 по делу № А40-242003/2015). Установление таких фактических обстоятельств подтверждает отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство (подп. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Для сохранения постройки необходимо доказать следующие фактические обстоятельства:

1

Наиболее сложным является доказывание наличие всех обстоятельств п. 3 ст. 222 ГК РФ: наличия разрешения на строительство или необоснованного отказа в его выдаче, расположения объекта в территориальной зоне, в которой строительство объектов спорного типа разрешено, а также наличия прав на земельный участок под объектом у создателя постройки. Для доказывания фактов необходимо предоставить суду следующие доказательства:

  • законность владения и пользования или пользования землей может быть доказана свидетельствами о праве собственности на земельный участок (выпиской из ЕГРН), о праве постоянного (бессрочного) пользования, договором аренды (с правом возведения объекта);
  • добросовестность при получении разрешения на строительство и/или акта ввода постройки в эксплуатацию доказывают предоставлением обращений в уполномоченные орган или согласованных уполномоченными органами (например, Москомархитектуры, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора)архитектурных концепций строительства (реконструкции) объектов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2013 г. по делу № А40-15485/11-28-131) и судебных актов, подтверждающих признание незаконными отказов администрации в выдаче разрешений на строительство;
  • факт соблюдения иных градостроительных, строительных, экологических, противопожарных и иных норм и правил и отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересы других лиц, угроз жизни и здоровью граждан может быть доказано соответствующим экспертным заключением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2011 г. № по делу № А74-1315/2010).

2

Победа в споре с уполномоченными органами возможна также при доказывании хотя бы одного из двух фактов:

  • истечения срока исковой давности для предъявления требований о сносе самовольной постройки (три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о нарушении права);
  • возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ.

Срок исковой давности исчисляется для органов власти независимо от перераспределения полномочий между ними (постановление Президиума ВАС РФ от 11 октября 2011 г. № 7337/11 по делу № А10-1434/2009). Органы власти имеют возможность получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект (определение ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012, постановление Президиума ВАС РФ от 4 сентября 2012 г. № 3809/12, постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. № 17630/12). То есть передача полномочий по контролю в сфере строительства или земельных отношений не влечет перерыва в сроке исковой давности. Предполагается, что о нарушении своего права органы власти узнают с даты регистрации права собственности на здание в ЕГРН.

Поскольку органы государственной власти заявляют требования, которые применимые и к капитальным, и к временным постройкам, изначально необходимо доказать факт отнесения постройки к объектам недвижимого имущества. Доказать этот факт поможет строительно-техническая экспертиза и предоставление технического паспорта БТИ на здание. Если в ином деле рассматривался вопрос о капитальности спорного объекта, возможно использовать преюдициальное значение такого факта.

Доказать отнесение постройки к капитальным объектам важно, поскольку в отношении временных построек органы власти заявляют негаторные требования, к которым не применяются правила о сроке исковой давности (ст. 208 ГК РФ, п. 7 Постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»). То есть пропуск срока исковой давности органом власти можно только в связи со спорным объектом недвижимости.

Для применения срока исковой давности необходимо доказать отсутствие следующих фактов (п. 6, п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 143, п. 22 Постановления):

  • постройка влечет нарушение прав истца, владеющего земельным участком, при создании постройки на земельном участке без его согласия.
  • постройка угрожает жизни и здоровью граждан.

Доказывание отсутствия угроз жизни и здоровью населения, связанных с постройкой, возможно за счет предоставления в суд экспертного заключения. Отсутствие у собственника земли (не являющегося собственником объекта) фактического владения землей под спорным объектом, даже в случае отсутствия его прямого согласия на возведение объекта, подтверждает необходимость применения общего срока исковой давности (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2017 г. № Ф02-4560/2017 по делу № А19-8769/2016, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012). При этом неоднократное заключение краткосрочных договоров аренды земельного участка под спорным объектом свидетельствует об осведомленности истца о нахождении такого объекта на участке (определение ВС РФ от 4 сентября 2015 г. № 305-ЭС15-11735 по делу № А40-102753/2013).

3

Доказывание факта возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о сносе самовольной постройки. Правила о признании самовольной постройкой не применяются к объектам, возведенным до 1995 года, в связи с тем, что гражданское законодательство обратной силы не имеет (п. 1 ст. 4 ГК РФ) и на основании постановления Президиума ВАС РФ от 24 января 2012 г. № 12048/11, постановления Президиума ВАС РФ от 19 ноября 2013 г. № 6557/13.

Частой ситуацией является несовпадение даты фактической постройки здания и даты регистрации права собственности на нее. Доказывать нужно именно дату возведения постройки, для чего необходимо предоставить следующие документы: технический план приватизации и распоряжение Госкомимущества об утверждении плана. Косвенным доказательством постройки здания до 1995 года может быть акт оценки стоимости имущества при приватизации.

Таким образом, суды принимают решения в пользу сохранения спорной постройки при невозможности доказать наличие всех необходимых условий для признания ее режима законным только при наличии признака давности: пропуска уполномоченным органом срока исковой давности или возведения постройки до введения в действие ГК РФ.

>Экспертиза самовольной постройкиЗвоните: 8 (495) 762-07-99

Экспертиза самовольной постройки и её легализация

Экспертиза самовольной постройки

Частыми бывают случаи, когда собственник земельного участка считает себя вправе построить на нем любые объекты, изначально не утруждая себя получением разрешительных документов. Небольшие навесы и гаражи со временем могут расшириться до целого подворья с жилым домом. На земельном участке без разрешения иногда строятся даже средне- и многоэтажные дома.

До того времени пока эти здания не мешают соседям, и нет необходимости оформить прописку в доме, продать, подарить или завещать имущество, внести его в качестве залога и прочее, у владельца не возникает никаких затруднений с пользованием зданиями. Но если такой самострой имеет для вас ценность, рано или поздно обязательно возникнет необходимость узаконить, возведенные без разрешительной документации, здания или строения.

Самовольная постройка – это строительный объект (жилой дом, другие здания и сооружения, объекты недвижимости), который был возведен на земле, имеющей иное целевое назначение, не имеет полного комплекта разрешительной документации или выполнен с несоблюдением строительных норм и градостроительных правил. Ст.222 Гражданского кодекса РФ определяет три признака самовольной постройки:

  • здание построено на земле, которая под эти цели не отведена в установленном порядке;
  • здание построено без необходимых разрешений;
  • здание построено с существенными нарушениями градостроительных и/или строительных норм и правил.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации к самовольной постройке также приравниваются:

  • строительство дополнительных зданий и сооружений;
  • частичная либо полная реконструкция жилого дома (отдельной части дома);
  • постройка нового объекта при разрешении на капремонт старого;
  • переоборудование нежилых помещений в жилые и наоборот.

Самовольно возведенные постройки могут расцениваться как такие, которые несут угрозу жизни и здоровью людей. Согласно законодательству (ст. 222 Гражданского кодекса РФ), объект самостроя подлежит сносу за счет лица, которое его построило. Исключение составляет, когда право собственности на самовольную постройку признается в судебном порядке.

Как узаконить самовольную постройку?

Чтобы узаконить строение необходимо провести ряд юридических и технических мероприятий и подготовить необходимые документы для подачи искового заявления в суд о признании права собственности на самострой. При подаче заявления назначается обязательная судебная строительная экспертиза самовольной постройки.

Если вы хотите заранее (до подачи заявления в суд) узнать результаты экспертизы и исправить возможные недочеты в постройке, подготовить всю необходимую техническую документацию, то вы можете заказать независимую экспертизу самостроя. Если она будет проведена с соблюдением всех норм и требований, которые предъявляются к судебной экспертизе, даст ответы на главные вопросы, то результаты такой независимой экспертизы могут быть учтены судом без назначения дополнительных исследований.

Чаще всего перед экспертом в ходе обследования самовольной постройки ставятся типичные вопросы (такие же вопросы задаются и при проведении судебной экспертизы), поэтому нет необходимости в проведении предварительных консультаций и составлении технического задания. Экспертиза самостроя должна дать ответы на три основных вопроса:

  • Является ли объект строительства, объектом капитального, либо некапитального строительства?
  • Соответствует ли объект строительства градостроительным и строительным нормам и правилам?
  • Создает ли объект строительства, угрозу жизни и здоровью граждан?

Капитальный кирпичный дом по адресу: г. Москва, пос. Филимонковское садоводческое товарищество_Фасад 1

Капитальный кирпичный дом по адресу: г. Москва, пос. Филимонковское садоводческое товарищество_Фасад 2

Проведение экспертизы самовольной постройки, реконструкции

Судебная и внесудебная строительно-техническая экспертиза самовольной постройки, реконструкции назначается судом или проводится во внесудебном порядке для суда в случаях, если:

  • объект строительства был построен без утвержденного проекта, и при его строительстве не велась исполнительная документация;
  • после строительства объекта выявлены нарушения согласно градостроительным нормам;
  • есть отступление от использования земельного участка по целевому назначению;

Инициатор узаконивания должен начать с привлечения специализированной организации, занимающейся строительной экспертизой в случаях самовольной постройки или самовольной реконструкции. После проведения строительной экспертизы, даётся заключения от экспертной организации о том, что:

  • самовольная постройка, реконструкция соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам;
  • самовольная постройка, реконструкция относится к объектам капитального строительства;
  • самовольная постройка, реконструкция не несёт угрозу жизни и здоровью граждан

Так же при выявление отступлений в ходе строительной экспертизы самовольной постройки, реконструкции от предъявляемых к ним требованиям, в выводах экспертного заключения будут указаны рекомендации о их устранении.

После получения положительного заключения от экспертной организации можно через суд узаконить самовольную постройку (реконструкцию). После вынесения положительного определения суда в соответствии с п . 3 ст. 222 ГК РФ, на основании экспертного заключения, заказчик получит свидетельство о праве собственности.

Экспертиза самовольной постройки начинается с изучения и анализа всех имеющихся документов на здание. На этом этапе определяется причина, по которой объект был отнесен к категории несанкционированного строительства. Далее эксперты анализируют фактическое состояние самостроя, качество его строительных конструкций, безопасность эксплуатации здания, а также его соответствие строительным нормам (ГОСТ и СНиП) и градостроительным правилам.

В случае необходимости, эксперты могут доработать проект здания и согласовать его во всех инстанциях. Если объектом обследования является пристройка к другому зданию или если самострой находится очень близко от другого здания, то экспертами проверяется также влияние самовольной постройки на расположенные рядом объекты.

Основная задача экспертизы – доказать, что самовольно построенное здание пригодно и безопасно для эксплуатации, а также подтвердить это документально. Экспертное заключение позволяет решить конфликты в административном порядке и используется при рассмотрении исков в суде.

В суд для признания права собственности на самострой кроме документов, подтверждающих право собственности на земельный участок и факт возведения постройки, подтверждения, что постройка не принадлежит другому лицу, документов с техническим описанием самовольной постройки, необходимо предоставить документы, которые подтверждают соответствие построенного здания техническим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам, а также документы, которые подтверждают, что сохранение самовольной постройки не нарушит законные интересы и права третьих лиц. На эти вопросы также должна ответить строительная экспертиза самостроя.

Объект признается построенным законно только, если в ходе строительной экспертизы не выявлено серьезных нарушений. Если это так, за лицом, которое выполнило строительство, признается право собственности. Если же при обследовании были обнаружены серьезные дефекты и нарушения, то в экспертном заключении даются рекомендации, как их устранить. Легализация самовольной постройки возможна только после исправления всех несоответствий.

Стоимость экспертизы и узаконивания самовольной постройки,

реконструкции для суда от компании ТВИМС ПРОЕКТ

Услуга Срок выполнения экспертизы Цена
Экспертиза самовольной постройки от 5 рабочих дней от 25 000 руб.
Экспертиза самовольной реконструкции от 10 рабочих дней от 40 000 руб.
Легализация самостроя «под ключ» от 40 рабочих дней от 80 000 руб.
Рецензия на экспертное заключение других организаций по узакониванию самовольной постройки от 3 рабочих дней от 15 000 руб.

Компания ТВИМС ПРОЕКТ имеет большой опыт в проведении судебных и внесудебных строительно-технических экспертиз самовольных построек, реконструкций по городу Москве и Московской области. Компания ТВИМС ПРОЕКТ укомплектована высококвалифицированными специалистами, которые имеют опыт в сфере строительства от 12 лет и выше. Все эксперты в компании ТВИМС ПРОЕКТ имеют высшее образование в сфере строительства, документы по повышению квалификации.

Организация ТВИМС ПРОЕКТ состоит в СРО-П-188-24072013 НП «Региональный альянс проектировщиков» и имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №0613.01-2015-7709455025-П-188.

Обращаясь в компанию ТВИМС ПРОЕКТ, Вы получите бесплатную консультацию экспертов по вопросам узаконивания самовольной постройки либо реконструкции согласно вашей ситуации. В кратчайшие сроки наша организация осуществит обследование самовольной постройки или реконструкции с выдачей Экспертного заключения за разумные деньги, а также окажет помощь в легализации самостроя «под ключ».

Коттедж по адресу: МО, Одинцовский район, ДСК «Радио»

Центральная лестница коттеджа по адресу: МО, Одинцовский район, ДСК «Радио»

Жилой дом по адресу: МО, Дмитровский район, д.Редькино, СНТ «Горки-Р»

Гаражный бокс по адресу: МО, г. Реутов, ул. Никольская

Самовольные постройки: судебная практика

Темы использования, легализации и сносов, относящиеся к незаконным постройкам, и способов приобретения права собственности для таких объектов беспокоят многих. Возможно, кто-то приобретал такой объект посредством правовой сделки, кто-то без согласований и разрешений построил недвижимость, не выяснив, кому принадлежит участок. В поле зрения понятий по незаконным постройкам попадают и те, кто произвел реконструкцию старого объекта — надстройки, мансарды или пристройки без разрешений. Проблема незаконного строительства наиболее актуальна для бизнесменов и предприятий. Вопросы бизнеса не требуют долгих решений, потому деловым людям проще осуществить строительство без разрешительных документов, которые отнимают драгоценное время, а потом заниматься легализацией самовольно размещенного объекта. В контексте обновленной редакции ст 222 ГК РФ изменились подходы судебной и арбитражной судебной системы, после которых легализация объектов самовольного возведения стала более сложной и трудоемкой задачей, чем это было раньше.

Почему возникает самовольная постройка?

Ужесточение законодательства по незаконным постройкам скорее всего оправдано, но судебная практика по земельным спорам за последнее время, а именно в контексте новых законодательных актов, ярко продемонстрировала, что корень проблемы кроется в иных обстоятельствах, нежели желание граждан обойти закон. Но признание этого факта пока ничего не меняет. Наиболее существенная проблема — это длительность процедуры получения разрешений, превращенное чиновниками в нагромождение дублирующих друг друга документов и справок, а процедуры их проверки в долгосрочные процедуры. Получение разрешения на законное признание собственности только на первом этапе требует согласований от 80 структур. На оформление земельного участка уходит 3-4 года, потому многие застройщики вынуждены идти на риск, рассчитывая узаконить объект на этапе строительства. Серьезной проблемой считается финансовая сторона вопроса. Как показала судебная практика, кадастровая стоимость на земельную собственность предоставляется владельцам очевидно завышенной, в отличие от рыночной, в связи с чем у субъектов по данным делам возникает правомерный вопрос про уменьшение кадастровой стоимости земельного участка для получения разрешения.

Судебная практика по вопросам сноса самовольных построек

При осуществлении судопроизводства по некапитальным строениям необходимо определиться с правовыми позициями и использовать все нормы законодательства, позволяющие отстоять право собственности и осуществить признание ее законности. В статье 51 ГК прописано, что разрешения на строительство выдаются органами местного самоуправления, в пункте 26 постановления ВС от 2010 года Верховный Суд дает пояснение для судов, что отсутствие разрешительных документов на строительство не должно являться аргументом для отказа во встречном иске на признание законных прав собственности на самовольное строение. Кроме того, суд должен установить, предпринимались ли попытки и меры по узаконению самовольной постройки лицом, ее построившим. А также правомерен ли был отказ уполномоченных органов в выдаче разрешения на осуществление строительства или акта для начала эксплуатации. Зачастую в таких ситуациях суды стали останавливать судопроизводство по таким искам. Такая судебная практика считается оптимальной, иначе получается, что суды по факту выполняют функции местных органов. Могут возникнуть неправильные толкования судебных действий. Возникла бы ситуация, когда добросовестный застройщик, приступивший к строительству на законных основаниях, после получения всех разрешительных документов оказывался бы в неравном положении перед самовольным, который по суду в упрощенной форме легализует незаконное строение. Это противоречит принципам гражданского права о равенстве сторон. Признание прав собственности на незаконное строение по суду в процессе судебного разбирательства считается исключительным методом защиты прав, тем самым предотвращая снос объекта владения. Применяется такой метод защиты только к лицам, которые по исключительным причинам, независящим от них, были обделены возможностью получить разрешительные документы в установленном по закону порядке. Такие лица либо их юридические представители должны собрать доказательства предпринятых действий по легализации спорной постройки и доказать необоснованность отказов в выдаче разрешений уполномоченными органами до момента появления иска о самовольном строительстве, то есть до судебного разбирательства по иску, направленному на снос спорного объекта.

Как предотвратить снос самовольной постройки

Для сохранности нелегальной собственности, когда нет предписанной документации, существуют определенные способы, которые помогут в дальнейшем осуществить признание легального строения, то есть обретение права собственности.

  1. При благоприятных обстоятельствах можно ссылаться на сроки исковой давности, пропущенные истцом к моменту подачи иска в судебные инстанции.
  2. В случае, когда единственным фактом на признание постройки самовольной считается отсутствие разрешений на строительство или на начало эксплуатации, то в рамках текущего разбирательства подается встречный иск, запрашивающий признание прав собственности для данной постройки. В таком случае встречный иск приводит к отзыву первоначального заявления. Здесь важно учесть, что ответчик, подающий встречный иск, обязан обладать бесспорным правом собственности на тот земельный участок, где воздвигнута самовольная постройка. Речь идет о вещном праве на участок — у владельца он должен числиться в собственности с пожизненным владением, с правом наследования, пользование бессрочное. На этом список вещного права исчерпывается, из этого следует, что арендованный участок, на котором возведен спорный объект, не относится к данной категории и к данному случаю отношения не имеет, также вопрос становится спорным в момент, когда происходит раздел имущества супругов, то есть в момент, когда окончательный собственник не определен окончательно.
  3. Можно сослаться на ненадлежащего истца. Отсутствие разрешений по самовольным постройкам является нарушением публичных интересов, соответственно такой иск могут подавать только уполномоченные лица.
  4. В случае, когда высказывается претензия, что строительство самовольной постройки нарушает градостроительные требования, можно попытаться добиться признания этих нарушений несущественными, предотвратив снос постройки.

В основном судебная практика демонстрирует непреклонность, особенно последнее время, и чаще всего требует осуществить снос по многочисленным искам по самовольным постройкам; очень строго относится к изучению прав на собственность земельных участков. Чтобы избежать судебных неприятностей необходимо скрупулезно относится ко всей документации, относящейся к земельной и иной собственности, и следить, чтобы возводимые объекты не приобрели в будущем признание самовольно возведенного объекта.

Как признать постройку самовольной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *