Как правильно списать материалы в бюджетной организации

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

О нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Номер разряда счета

19–21

24–26

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример, счет 110532340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

105 — материальные запасы

3 — иное движимое имущество

2 — продукты питания

340 — увеличение стоимости

Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в данной статье не рассматриваются.

О том, как бюджетное учреждение учитывает основные средства, читайте в материале «Бюджетный учет основных средств в 2018-2019 годах (нюансы)».

Учет поступления материалов

Материалы приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • другие расходы, связанные с покупкой материалов.

Для отражения поступлений выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24–26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).

БУ может закупать материалы самостоятельно или через головное учреждение (при недостаточности полномочий). Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).

Проводка

Описание проводки

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Покупка материалов

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача материалов от вышестоящего учреждения

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340)

Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.)

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

  • по фактической стоимости отдельного предмета;
  • средней фактической стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года. Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.

Пример

На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.

Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:

(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.

Общая сумма затрат на использованный ватман равна:

166,8 × 15 = 2 502 руб.

Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.

Проводка

Описание проводки

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Использование материалов в текущей деятельности или при производстве

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче

Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Передача материалов от головного учреждения подведомственному

О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Загрузка документа «Меню-требование на выдачу продуктов питания (форма 0504202)»

Подождите: 19 сек

Имя файла документа: menyu-trebovanie_na_vydachu_produktov_pitaniya_forma_0504202

Доступный формат скачивания: xls

Размер текстовой версии файла: 51,0 кб

Договор-образец.ру — это база из более чем 5 тысяч типовых образцов договоров и документов, ежедневное обновление и большое сообщество, объединяющее специалистов в юриспруденции. На сайте собраны самые различные договоры, контракты, соглашения, заявления, акты, бухгалтерские и финансовые документы, анкеты, доверенности и многие другие образцы, которые могут потребоваться в жизни каждого человека. Спасибо за ваше участие.
Пожалуйста, обратите внимение, что представленный образец документа является типовым, в нем отражены существенные условия, но без учета конкретной ситуации. Если вам нужен индивидуальный документ под вас, то лучше обратиться к квалифицированным специалистам.
Документы, которые также Вас могут заинтересовать:

  • Бланк требования для выписки ядовитых лекарств в амбулаторию, лазарет медицинского пункта, подразделение медицинского учреждения
  • Заказ-требование аптечной организации для повседневного контроля за поступлением медицинского товара со склада, базы, фирмы и других предприятий. Форма N А-1.12
  • Квалификационные требования к стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Московской области в Министерстве финансов Московской области
  • Квалификационные требования к специалистам по профессиональному психологическому отбору
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих Федерального архивного агентства
  • Квалификационные требования в органах наркоконтроля. Подразделения аналитического обеспечения в сфере антинаркотической деятельности в субъектах Российской Федерации соответствующего федерального округа. Ведущая группа должностей категории «специалисты
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по энергетике
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федерального агентства по недропользованию
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими территориального органа Федерального агентства по недропользованию
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей для федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости
  • Квалификационные требования к уровню профессионального образования для федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по образованию

Зачем и как списывать

Нередко организациям приходится сталкиваться с ситуациями, когда материальные ценности и запасы, имеющиеся у них в собственности, становятся негодными или используются в производственном процессе.

Согласно нормам действующего законодательства, в данных ситуациях такие ценности должны сниматься с учета. Для этого происходит составление акта списания. ТМЦ включают в себя следующие направления и элементы:

  • сырье;
  • товарные запасы;
  • производство незавершенного характера;
  • готовые продукты.

С практической точки зрения процесс списания представляет собой документальное оформление и снятие их с учета. Есть несколько обстоятельств, которые вызывают необходимость проведения подобных операций:

  • пуск элементов ресурсной базы в производственный процесс;
  • завершение срока службы единиц;
  • износ и амортизация;
  • поломка;
  • утрата качества в ходе стихийных бедствий;
  • несение серьезных убытков, связанные с содержанием ТМЦ.

Выявление обстоятельств осуществляется со стороны лиц, несущих ответственность за ТМЦ компании. Во всех случаях учет невыгоден, поскольку подразумевает несение дополнительных затрат.

Иногда отсутствие мероприятий по списанию может выступать в качестве основания для злоупотребления со стороны лиц, которые непосредственно с ними взаимодействуют. Перед тем как руководителем будет принято решение о списании, за работу принимается специальная комиссия.

Утверждение состава ее производится со стороны руководства. Она состоит из главного бухгалтера, лиц, несущих материальную ответственность, прочих специалистов (если процесс списания подразумевает необходимость знаний в определенной области). Основные задачи комиссии заключаются в следующих аспектах:

  • осмотр материальной базы;
  • установление причинно-следственной связи;
  • определение виновников потерь;
  • решение вопроса о дальнейшей судьбе списанных ценностей;
  • составление специального акта;
  • анализ стоимостных показателей материалов;
  • контроль утилизации.

Каким документом оформляется

Основным документом, посредством которого происходит оформление подобных сделок и операций, является акт. Его обязательная форма не имеет четкого утверждения в законодательстве.

Традиционно применяется образец, который установлен в рамках локального акта компании. В этой бухгалтерско-экономической бумаге должны обязательно содержаться следующие сведения:

  • место, время составления документации;
  • наименования материальных ценностей, подлежащих списанию;
  • инвентаризационные номера, если таковые имеются;
  • число ТМЦ, подлежащих списанию, их сумма;
  • дата поступления;
  • продолжительность хранения (если в этом есть необходимость);
  • причинные факторы списания;
  • данные о порядках и сроках взыскания ущерба с виновных сотрудников.

Подписание осуществляется со стороны всех членов комиссии. Затем эта процедура подлежит оформлению в бухгалтерском учете. Помимо мероприятий по списанию, на базе акта осуществляется еще несколько основных операций:

  • отнесение стоимостного показателя на затратные направления производственного процесса;
  • направление материалов на склад, если они могут быть применены в рамках хозяйственных целей.

Документы для скачивания (бесплатно)

Составление акта не является обязательной процедурой. Подтверждение фактов расходования и выбытия ТМЦ фигурирует в накладной и лимитной карте. Стоит принять во внимание тот факт, что представители налоговой инспекции проверяют документальные свидетельства очень внимательно.

Примеры и бухгалтерские проводки

Бухгалтерские операции в процессе списания товарно-материальных ценностей выглядят следующим образом.

  1. Дт 20 Кт 10. Отпуск материалов в основной производственный процесс. При этом во внимание принимается расход по материалам в основном производстве. Проводка составляется на себестоимость материалов (таковой является ее сумма). В качестве документа-основания для проведения операции используется лимитная заборная карта, требование-накладная.
  2. Дт 23 Кт 10. Отпуск материалов во вспомогательные производства и учет расхода. Сумма та же и равна себестоимости материалов. В качестве документов-оснований выступают те же бумаги, что и в первом случае.
  3. Дт 25 Кт 10. Отпуск материалов на нужды общепроизводственного характера с учетом расхода. Сумма та же, документация аналогична.
  4. Дт 26 Кт 10. Отпуск материалов на общехозяйственные цели. Расход материалов находится в учете. Документация, на базе которой делается проводка, аналогичная.
  5. Дт 10 Кт 10. Отпуск материалов на склады и в кладовые помещения цеховых подразделений. Документом-свидетельством считается накладная на внутреннее перемещение.

Таким образом, проводок, подтверждающих проведение операции, достаточно много.

Как правильно списать материалы в бюджетной организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *