Определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»
Определение, кто такие сельхозтоваропроизводители дано в главе 26.1 НК РФ.
Однако это определение применяют и при общем режиме налогообложения.
Рассказать, какими критериями для налогообложения следует руководствоваться сельхоз- организациям, которые не переходили на ЕСХН.
Какими документами это подтвердить.
Дополнительно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-03-05/59.
Определение, кто такие сельхозпроизводители, дано в главе 26.1 Налогового Кодекса Российской Федерации. Так, статьей 346.2 НК РФ установлены критерии признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем для целей применения специального льготного налогового режима, предусмотренного положениями гл. 26.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ и в целях главы 26.1 НК РФ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов.
Предприятия – сельскохозяйственные производители, применяющие общий режим налогообложения, тоже имеют предусмотренные законодательством Российской Федерации льготные режимы по отдельным налогам. Так, например, сельскохозяйственные товаропроизводители вправе использовать льготный режим налогообложения по налогу на прибыль до 1 января 2015 г., при этом до 2008 года такие налогоплательщики полностью освобождены от уплаты налога на прибыль.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ, чтобы организация могла воспользоваться льготным режимом налогообложения, у нее должен быть статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, и еще она должна вести деятельность, связанную с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции.
Вот почему так важно теперь рассмотреть, в каких нормативных актах дано определение «сельскохозяйственный товаропроизводитель» для организаций, которые не применяют специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
На сегодняшний день, на наш взгляд, ключевое определение «сельскохозяйственного производителя» содержится в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее по тексту — Федеральный закон № 264-ФЗ). Закон вступил в действие, начиная с 1-го января 2007 года.
Так, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 264-ФЗ определено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года.
Такое же процентное соотношение содержится еще в одном действующем нормативном акте. Так, статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 216-ФЗ) статья 2.1 Закона № 110-ФЗ дополнена новой частью 1 следующего содержания:
«С 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации». И хотя на сегодняшний день Перечень видов продукции, относимый к сельскохозяйственной продукции, Правительством Российской Федерации не утвержден, Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 3 июня 2008 года № 03-03-05/59 отмечает, что при определении принадлежности налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2007 году следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства № 458.
Также пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
- крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Таким образом, на сегодняшний день, полное и исчерпывающее определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, на наш взгляд, содержится в Федеральном законе № 264-ФЗ.
Отметим, что совсем недавно Министерство финансов выпустило Письмо № 03-03-05/59 от 5-го июня 2008 года, в котором разъясняется, что начиная именно с 1 января 2007 года в целях налогообложения прибыли организаций для определения категории налогоплательщиков, именуемой «сельскохозяйственный производитель», следует использовать положения Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В Письме также отмечено, что до вступления в силу Закона № 264-ФЗ при отнесении налогоплательщика к сельскохозяйственному товаропроизводителю налогоплательщикам и налоговым органам следовало руководствоваться определением «сельскохозяйственный товаропроизводитель», установленным статьей 1 Закона № 193-ФЗ.
Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержит положений о том, каким образом налогоплательщик подтверждает свой статус «сельскохозяйственного товаропроизводителя». Однако имеются отдельные разъяснения налоговых органов, например, в Письме УФНС по МО от 06.10.2006 N 19-42-И/1164@ говорится о том, что сельскохозяйственный товаропроизводитель должен подтверждать свой статус путем представления в налоговый орган расчета стоимости произведенной продукции с выделением сельскохозяйственной. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары. При рассмотрении споров такой же позиции придерживаются и арбитражные суды. Так, в Постановлении ФАС ПО от 25.01.2007 № А65-14601/2006-СА2-8 судьи заняли сторону налоговых органов и сочли правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, так как организация не подтвердила статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Поэтому в подтверждение своего статуса организация может составить экономически обоснованный отчет в произвольной форме, основанный на данных бухгалтерского учета, возможно, с приложением копий первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья, и подтверждающий, что в общем доходе доля от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года. Кроме того, еще нужно будет подтвердить, что предприятие осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Отметим, что учет произведенной сельхозпродукции ведется по Унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России постановлением от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».
УДК 664.0 (571.51) Г.И. Цугленок, В.В. Матюшев, М.А. Янова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
В статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных технологий переработки продукции растениеводства в Красноярском крае. Приводятся результаты исследования перспективных направлений зерноперерабатывающих производств.
Ключевые слова: технология, производство, продукция растениеводства, экструдирование, экс-пандирование
G.I.Tsuglenok, V.V. Matushev, M.A. Yanova INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR THE CROP PRODUCT PROCESSING IN KRASNOYARSK REGION
Key words: technology, production, crop production, extruding, expansion.
Стратегической целью технологической платформы «Продовольственная безопасность Сибири» является развитие инновационной деятельности, формирование эффективной системы подготовки кадров аграрного сектора экономики, интеграция научно-образовательных и производственных процессов, внедрение новых технологий и технических средств поддержки малого инновационного предпринимательства для сельских территорий Восточной Сибири и укрепление научно-образовательных и производственных связей с зарубежными странами.
Одним из приоритетных направлений в рамках деятельности региональной технологической платформы (РТП) «Продовольственная безопасность Сибири. Инновационные технологии производства, переработки и логистики с.-х. продукции» является внедрение инновационных технологий переработки растениеводческой продукции».
На основании стратегической цели определены следующие стратегические задачи:
1. Организационно-экономические:
■ Развитие малых форм хозяйствования.
■ Осуществление эффективной государственной поддержки сельскохозяйственных организаций.
2. Технологические:
■ Внедрение новых интенсивных, высокопроизводительных ресурсосберегающих технологий переработки растениеводческой продукции.
■ Увеличение объемов переработки продукции растениеводства.
3. Институциональные.
■ Расширение рынков сбыта производимой сельскохозяйственной продукции и обеспечение населения края высококачественными продуктами питания.
4. Социальные:
■ Создание условий социально-экономического развития сельских территорий, обеспечивающих устойчивое развитие производства.
Промышленные сельскохозяйственные технологии являются фундаментом экономики и устойчивого развития сельскохозяйственных территорий, базирующихся на возобновляемых источниках сырья, и минимизируют отрицательное воздействие на окружающую среду при одновременном росте производства сельскохозяйственной продукции.
Значительным фактором дальнейшего развития экономики Красноярского края является развитие зерноперерабатывающих производств. Наличие сырьевой базы и отсутствие местной переработки откры-
вают реальные перспективы в сфере производства и реализации продукции. Инновационные технологии переработки растениеводческой продукции в рамках РТП должны соответствовать современным стандартам на базовых предприятиях, способствовать увеличению рентабельности производства продукции. Освоение высоких технологий основывается на решении проблемы производства и хранения продуктов переработки зерна как основы сельскохозяйственного производства за счет снижения энергопотребления и антропогенной нагрузки при проведении технологических операций, что приводит к улучшению условий труда обслуживающего персонала.
Предлагается развивать следующие направления и технологии:
— Совершенствование технологии производства круп.
— Производство муки с повышенной пищевой и биологической ценностью для получения продуктов функционального назначения.
— Производство высокоэффективных кормов. Технология экструдирования и экспандирования.
В качестве базовых предприятий для апробирования предложенных технологий определены ООО «Учхоз Миндерлинское» и ведущие предприятия зерноперерабатывающей отрасли края: СПК «Шилинский», ОАО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», ООО «Атамановское ХПП».
Избыток собственного зерна в крае целесообразно превращать в молоко, мясо, крупы, используя экономичные и экологически чистые инновационные технологии. Это позволяет снизить себестоимость мяса путем увеличения его производства на сельхозпредприятиях и в частном секторе.
В Красноярском крае 6,5 % от общей потребности в крупе производят местные предприятия, а большая часть (40482 тонн) на рынок Красноярска завозится (табл. 1). Ассортимент производимой местными заводами продукции ограничивается крупой пшеничной, ячневой, перловой и хлопьями овсяными «Геркулес». Внедрение новых технологий и производств позволит войти на рынок крупяной продукции края местным производителям и расширить возможность получения новых крупяных продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью.
Таблица 1
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Производство крупы в Красноярском крае
Наименование предприятий 2007 г. 2008 г. 2010 г.
ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» 3056,0 2093,0 2122,0
ООО «Дарс» 413,0 509,0 731,0
Итого: 3469,0 2602,0 2853,0
Потребность — — 43335,0
Общее производство зерна овса в крае в 2010 году составило 333,3 тыс. тонн, ячменя 245 тыс. тонн, что показывает достаточный объем сырьевой базы. Перспективным направлением является использование зерна ячменя и овса для производства муки, что позволит расширить ассортимент продуктов функционального назначения (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная оценка различных видов муки
Показа- тель Стоимость 1ц зерна, руб. Рентабельность, % Себестоимость 1ц муки, руб. Стоимость 1ц муки Рентабельность, % Общий прирост рентабельности с учетом безотходного производства, %
Пшеница 342 31,5 1000 1500 50 38,7
Овес 368 22,3 1800 2500 28 25,9
Ячмень 336 33,9 1800 4000 122 108.3
Производство муки из ячменя и овса по всем экономическим показателям значительно превосходит муку из пшеницы. Дополнительный прирост рентабельности обеспечит использование отходов при производстве комбикормов методом экструзии.
Одним из наиболее простых и эффективных способов повышения питательной ценности зернового корма является экструдирование. Его сущность заключается в том, что зерно подвергается кратковременному, но очень интенсивному механическому и баротермическому воздействию за счет высокой температуры (150-180 °С), давления (около 50 атм) и сдвиговых усилий в винтовых рабочих органах экструдера, в результате чего меняется структурно-механический и химический состав исходного сырья. Сложные структуры белков и углеводов распадаются на более простые, клетчатка — на вторичный сахар, крахмал — на простые сахара. За короткое время обработки сырья белок не успевает коагулировать.
Получаемый корм сохраняет все витамины и физиологические активные вещества, а бактерии, инфекционные палочки и плесневые грибки уничтожаются. Крахмал частично переходит в сахарозу. Токсичные материалы перестают быть опасными, так как разлагаются на неактивные. За счет резкого падения давления при выходе разогретой зерновой массы происходит «взрыв» (увеличение объема) продукта, что делает его более доступным для воздействия ферментов желудка животных и резко повышает его усвояемость .
Включение экструдированных кормов в рационы откормочного скота повышает продуктивность животных в среднем на 19…23% при одновременном снижении затрат сухого вещества, обменной энергии и концентратов на 1 кг прироста живой массы в пределах 13.19%. Замена в рационах коров 1,0 кг комбикорма на аналогичное количество подготовленного корма способствовала повышению суточного надоя молока до 15% и 15.20%, снижению затрат сухого вещества, обменной энергии, сырого протеина и комбикорма в расчете на 1 кг молока. Экструдирование зерна злаков (пшеница, ячмень, овес, горох и др.) в свиноводстве снижает себестоимость выращивания поросят на 30-40 % и позволяет существенно (на 30-60%) сократить использование молочных кормов и белковых источников микробиологического и животного происхождения.
Использование экструзионных технологий позволяет:
-интенсифицировать производственный процесс;
-снизить энергозатраты (кроме электроэнергии для обеспечения технологического процесса не нужны другие энергоносители: газ, пар, горячая вода);
-уменьшить трудовые затраты;
-повысить степень использования сырья;
-улучшить усвояемость продуктов и снизить себестоимость мяса;
-снизить микробиологическую обсеменённость продуктов;
-уменьшить загрязнение окружающей среды (отсутствуют выбросы в атмосферу, стоки и вторичные отходы).
В результате экструзии получается более структурированный корм, специально приспособленный и лучше отвечающий потребностям животных, отрицательный эффект при обработке сведен до минимума (деструкция витаминов, жиров и аминокислот) за счет быстроты операции, время прохождения продукта через экструдер составляет 30 секунд, а под воздействием максимальной температуры — всего 5-6 секунд.
Одним из ведущих предприятий Красноярского края, производящих экструдированные корма, является ООО «Атамановское ХПП» Сухобузимского района. Производство кормов предприятия ориентировано на личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Как показало исследование розничного рынка г. Красноярска, спрос на корма составляет 200 тонн в месяц, соответственно в год около 2,4 тысяч тонн.
В четырех близлежащих к предприятию районах (Сухобузимский, Большемуртинский, Березовский и Емельяновский) только в личных подсобных хозяйствах поголовье крупнорогатого скота и свиней составляет 68 тысяч голов. Потребность в зернофураже — более 15 тысяч тонн в год.
Всего в крае около 300 тысяч личных подсобных хозяйств производят около 215 тыс. тонн мяса и мясопродуктов. Потребление составляет в год 76 кг на душу населения. Дефицит составляет около 35%, уменьшить его возможно при увеличении доли производства мяса в ЛПХ и КФК, эффективно используя энергию корма.
На примере ОАО «Племзавод «Таежный», который учавствовал в эксперименте по скармливанию экструдированных кормов молодняку и дойному стаду, вводя его в рацион от 10 до 15%, потребность составила 1 тысячу тонн в год. Пищевая ценность корма позволяет увеличить его в общем рационе животных до 50%, что составит уже 5 тысяч тонн в год.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Разработанная программа внедрения технологий переработки растениеводческой продукции Красноярского края обеспечит:
— получение высококачественного кормового продукта, в котором максимально сохраняется биологическая ценность исходного сырья, позволяющая достигать высоких показателей при откорме скота и птицы;
— возможность переработки отходов растительного и животного происхождения сельскохозяйственных предприятий в полноценные корма с использованием экономичных и экологически чистых технологий;
— повышение качества продукции до уровня международных стандартов, что особенно актуально в связи со вступлением России в ВТО;
— производство новых видов мукомольной и крупяной продукции функционального назначения;
— планомерное обновление технических средств для производства зерновой продукции; имеющиеся в настоящее время превышают паспортный «срок службы» на 2-3 срока.
Литература
19 февраля 2019, 16:55 599
Для перехода на упрощенную систему налогообложения или ежегодного подтверждения статуса плательщика единого налога четвертой группы сельскохозяйственные производители до 20 февраля 2019 г. должны подать документы, которые определяются Налоговым Кодексом Украины.
Об этом информирует Главное управление ГФС в Ивано-Франковской области.
Список документов для подачи включает:
- общую декларацию налога на 2019 г. по всей площади земельных участков, с которых взимается налог;
- отчетную декларацию налога на 2019 г. отдельно по каждому земельному участку;
- расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства;
- ведомость о наличии земельного участка.
ГФС обращает внимание, что список документов для подачи определен п.п. 298.8.1 п. 298.8 ст. 298 Налогового Кодекса Украины, а неподача полного пакета налоговой отчетности с обязательными дополнениями в соответствующие органы контроля является основанием для анулирования регистрации плательщика единого налога четвертой группы.
Напомним, что С 1 января 2019 г. аграрии будут платить налог за недвижимость, переданную в аренду.
Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу .
Для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительством утверждены Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 года №580 «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»).
В связи с упразднением Федерального агентства по сельскому хозяйству Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23 марта 2006 года №157 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федерального агентства по сельскому хозяйству», которое внесло поправки в данные правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций.
Государственным заказчиком по организации создания и использования федерального продовольственного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определено Минсельхозом Российской Федерации.
Минсельхоз Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам определяет уровни цен, при достижении которых проводятся государственные закупочные и товарные интервенции.
Размер платы за услуги по хранению сельскохозяйственной продукции определяется ежегодно Минсельхозом Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Объемы осуществления государственных закупочных и товарных интервенций определяются Минсельхозом Российской Федерации.
Гражданско-правовые основы договоров по закупке сельхозпродукции
Основанием для закупки продукции у сельхозпроизводителей является договор купли – продажи, заключенный с производителями сельхозпродукции.
Договором определяются условия поставки. Например, договором по закупке хлебопродуктов у их производителей, условиями поставки являются: количество, ассортимент, качество, цена за тонну, способ доставки и скидки.
На договорных условиях хлебоприемные предприятия производят закупку муки, крупы, комбикормов и других видов хлебопродуктов у предприятий, производящих эту продукцию, а зерно — у других хлебоприемных предприятий и по импорту.
Порядок оформления договоров по закупке сельхозпродукции
Договор контрактации.
Договор контрактации является одним из видов договора купли-продажи. Отношения по договору регулируются специальным параграфом «Контрактация» главы 30 ГК РФ.
По договору контрактации, согласно пункту 1 статьи 535 ГК РФ, производитель сельхозпродукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами параграфа 5 главы 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 524 ГК РФ), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 – 534 ГК РФ).
Существенным условием договора контрактации является информация о количестве и ассортименте сельхозпродукции, подлежащей передаче заготовителю. Также в договоре контрактации указывается цена сельхозпродукции, качество, место и сроки передачи сельхозпродукции, права и обязанности сторон, а также ответственность сторон договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Продавцом по договору контрактации является производитель сельхозпродукции — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующее собственную сельхозпродукцию.
Покупатель по договору контрактации – это заготовитель, ведущий предпринимательскую деятельность по закупке продукции для ее продажи или переработки. Заготовитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Предмет договора контрактации.
Предметом договора контрактации является самостоятельно выращенная сельхозпродукция или сельхозпродукция, произведенная сельхозяйственным производителем, не подвергнутая промышленной переработке.
Зерно, овощи, фрукты — примеры самостоятельно выращенной производителем сельхозпродукции. Молоко, живой скот, птица, рыба – сельхозпродукция, произведенная сельхозпроизводителем.
При заключении договора контрактации необходимо учитывать особенности предмета договора – сельскохозяйственной продукции. В первую очередь то, что в силу своих физико-химических свойств сельскохозяйственная продукция подвержена естественной убыли, порче и гибели.
Особенности сельскохозяйственной продукции не только влияют на формирование условий об ассортименте продукции, цене и количестве. Особенности данного предмета договора должны найти отражение на специальных условиях: о сроке исполнения договора, нормах естественной убыли и других. Кроме того, особенности сельскохозпродукции должны быть учтены при приемке, хранении, транспортировке продукции, при затаривании и упаковке.
Договором контрактации может быть предусмотрена, например, поставка молока покупателю, а по заявке продавца – поставка покупателем обрата. В договоре может быть предусмотрен, например, пункт о расчете за полученный обрат молоком.
Обязанности по договору контрактации.
Обязанности производителя и заготовителя по договору контрактации прописаны в ГК РФ. Отметим, что договором контрактации может быть установлено иное.
Обязанности заготовителя предусмотрены статьей 536 ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 536 ГК РФ, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.
Пунктом 2 статьи 536 ГК РФ предусмотрено: в случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.
Также договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (пункт 3 статьи 536 ГК РФ).
Заготовитель несет ответственность за нарушение сроков оплаты полученной сельхозпродукции. В договоре контрактации ответственность заготовителя должна быть оговорена в виде штрафов и пеней за несвоевременную оплату. Например, в Указе Президента Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» установлено, что за несвоевременную оплату произведенной и поставленной сельхозпродукции покупатели уплачивают пени в пользу поставщика в размере 1 процента от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа.
Заготовитель не сможет взыскать с сельхозпроизводителя неустойку за отказ от передачи продукции, если условие о предоплате является существенным в договоре контрактации. Об этом говорит следующий пример из судебной практики.
Пример 1.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2003 года по делу №Ф08-1316/2003.
Заготовитель не произвел предоплату сельхозтоваропроизводителю, то есть не выполнил существенное условие договора контрактации. Суд постановил, что неисполнение заготовителем условия о предоплате лишает права на взыскание с производителя неустойки за отказ от передачи сельхозпродукции.
Окончание примера.
Статьей 537 ГК РФ предусмотрена обязанность производителя: передать заготовителю выращенную (произведенную) сельхозпродукции в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.
Рассмотрим ответственность сторон по договору контрактации на примере из судебной практики. Продавец осуществил поставки зерна покупателю по договорам контрактации на общую сумму 506500 рублей. Покупатель оплатил продавцу зерна 10 000 рублей. В результате задолженность составила 496500 рублей.
Продавец обратился в суд о взыскании задолженности по договорам контрактации. Покупатель утверждает, что от продавца были получены семена ячменя низкого качества. Поэтому настаивает на том, что оплату следует производить из расчета 1700 рублей за тонну, а не 5000 рублей за тонну, как это предусмотрено договором контрактации с продавцом семян.
Низкое качество поставленных семян не было доказано покупателем, поэтому суд правомерно взыскал с ответчика задолженность по договорам контрактации.
Пример 2.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2006 года №А33-29411/05-Ф02-2306/06-С2 по делу №А33-29411/05.
ЗАО «МалКор» обратилось с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (СХПК) о взыскании 496500 рублей — задолженности по договорам контрактации.
По условиям договора контрактации продавец — ЗАО «МалКор» — обязался передать в собственность покупателя семена овса «Сельма» IV репродукции, а покупатель СХПК обязался принять товар и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.
В пункте 2.1 договора предусмотрено, что продавец обязан отгрузить покупателю семена овса в количестве 50 тонн при показателях качества: всхожесть 74%, чистота 3 класса.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 стоимость товара определяется сторонами в размере 5000 рублей за тонну, а покупатель обязуется произвести оплату за товар в срок до 1 декабря 2004 года.
В соответствии с пунктом 3.3 продавец обязуется произвести отгрузку товара в срок до15 мая 2004 года.
В пункте 4.2 договора стороны установили, что в случае просрочки сроков оплаты (после 1 декабря 2004 года) продавец имеет право изменить цену товара по сложившимся ценам на момент оплаты.
Во исполнение договора продавец 29 мая 2004 года передал покупателю семена овса в количестве 42,05 тонны на общую сумму 210250 рублей.
ЗАО «МалКор» и СХПК 7 февраля 2004 года заключили между собой второй договор, согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя семена ячменя сорта «Ача» II репродукции, а покупатель обязался принять товар и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.
Согласно пункту 2.1 договора, продавец обязан отгрузить покупателю семена в количестве 60 тонн при показателях качества: всхожесть — 88%, чистота соответствует 3 классу, а покупатель обязан оплатить товар в порядке и в сроки, предусмотренные договором.
В пунктах 3.1, 3.2, 3.3 договора стороны определили стоимость товара в размере 5000 рублей за тонну семян и срок оплаты товара до 1 августа 2004 года, а продавец обязался произвести отгрузку товара в срок до 15 мая 2004.
В случае просрочки оплаты в пункте 4.2 договора предусмотрено условие о том, что в случае просрочки сроков оплаты (после 01.12.2004), продавец имеет право изменить цену товара по сложившимся ценам на момент оплаты.
Во исполнение второго договора с мая по июнь 2004 года продавец передал покупателю семена ячменя в количестве 59,25 тонны на общую сумму 296250 рублей.
На оплату поставленной продукции истец выставил ответчику счет на сумму 506500 рублей.
СХПК перечислил ЗАО «МалКор» сумму 10000 рублей.
В связи с тем, что ответчик имеет задолженность за поставленные ему семена, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями о взыскании долга.
В ходе дела ответчик утверждал, что он получил от истца семена ячменя в количестве 59,25 тонны, но данные семена не соответствуют ГОСТу, в связи с чем оплату следует производить из расчета 1700 рублей за тонну. В подтверждение низкого качества семян ячменя (в том числе всхожесть 40%) ответчик представил удостоверение о качестве, выданное Иланским районным филиалом Госсеминспекции.
В соответствии с Правилами проведения сравнительных анализов семян сельскохозяйственных растений в спорных случаях, утвержденными Приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 6 октября 1999 года №689, проведение сравнительных анализов посевных качеств семян в спорных случаях осуществляется по заявлению поставщика или потребителя, и их проводят аккредитованные органы по сертификации семян по поручению Государственной семенной инспекции Российской Федерации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Арбитражный суд Красноярского края сделал обоснованный вывод о том, предоставленное покупателям семян удостоверение о качестве семян не может служить доказательством некачественности полученных от истца в июне 2004 года семян ячменя.
Исследовав в совокупности все представленные в дело доказательства, Арбитражный суд Красноярского края пришел к правомерному выводу о недоказанности ответчиком некачественности и нестандартности поставленных семян.
Суд правомерно взыскал с покупателя задолженность по договорам контрактации.
Окончание примера.
Особенностью договора контрактации является то, что производство сельхозяйственной продукции находится в зависимости от различных случайных факторов: погодные условия, вредители растений, заболевание скота или птицы и прочее. Поэтому производитель освобождается от ответственности по поставке сельхозпродукции при условии отсутствия его вины (статья 538 ГК РФ). При этом сельхозпроизводитель должен доказать, что его вина отсутствует. Приведем пример из судебной практики.
Пример 3.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №А33-7805/04-С1-Ф02-88/05-С2.
Производителю зерновых культур причинены убытки от потери урожая зерновых, вызванного засухой. Сельхозпроизводитель в этом случае доказал, что его вины в этом нет. Поэтому производитель зерновых культур за непоставку зерна заготовителю ответственности не несет.
Окончание примера.
Сельхозпроизводитель будет нести ответственность, если не докажет в суде почему он не смог исполнить обязательства по поставке.
Пример 4.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2004 года по делу №А52-3059/2003/1.
У сельхозпроизводителя из-за неблагоприятных погодных условий погибло не все количество засеянной пшеницы и производитель не представил доказательств, что он не мог исполнить обязательство за счет урожая пшеницы с оставшейся площади. Поэтому в этом случае сельхозпроизводитель несет ответственность по договору контрактации.
Окончание примера.
Сельхозпроизводитель будет нести ответственность, если при заключении договора контрактации известно об ожидаемых неблагоприятных погодных условиях.
Пример 5.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2004 года по делу №А52-3059/2003/1.
Суд установил, что в момент заключения договора контрактации производитель уже знал о неблагоприятных погодных условиях и предполагаемом снижении урожая. В ходе судебного заседания вина производителя установлена, и он понес ответственность за непоставку сельхозпродукции по договору контрактации.
Окончание примера.
Особенности бухгалтерского учета в организациях, осуществляющих закупку, хранение и отпуск сельхозпродукции
Минсельхозом Российской Федерации в 2003 году утверждены «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях» (далее — Методические рекомендации).
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с государственными нормативными актами, касающимися вопросов бухгалтерского учета, учетной политики, на основании НК РФ и с учетом поправок к главе 25 НК РФ. Методические рекомендации разработаны с учетом отраслевых особенностей ведения бухгалтерского учета при многообразии условий деятельности хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий системы хлебопродуктов.
Методические рекомендации разработаны для предприятий, осуществляющих закупку хлебопродуктов, хранение и отпускающих хлебопродукты федерального и регионального фондов.
Хлебопродукты федерального и регионального фондов предприятиями отгружаются, отпускаются покупателям на основании нарядов (приказов) организаций, ведающих этими фондами. Отпуск, отгрузка хлебопродуктов из коммерческих ресурсов производится самостоятельно предприятием, имеющим такие ресурсы.
В Методических рекомендациях приведен порядок поступления хлебопродуктов в порядке закупки их у сельхозпроизводителей.
Поступающее на предприятие зерно взвешивается на автомобильных весах, результаты взвешивания записываются в журнал (форма №ЗХС-28), а по окончании суток на каждую культуру составляется реестр накладных по форме №ЗХС-3 с определением качества по среднесуточному образцу или реестр по форме №ЗХС-4 на принятое зерно с определением качества каждой отдельной партии.
На основании реестров накладных выписываются приемные квитанции по форме №ПК-9 или №ПК-10 по закупкам в федеральный или региональный фонды с пометкой в верхнем правом углу «Федеральный фонд», «Региональный фонд». Поступление зерна в коммерческие ресурсы, на давальческую переработку и обмен оформляется выпиской приходной квитанции по форме №13.
Стоимость поступивших хлебопродуктов определяется в реестрах накладных формы №ЗХС-3 и №ЗХС-4 и приемных квитанциях по формам №ПК-9, №ПК-10 и №13 исходя из зачетного веса и цены, установленной договором, с добавлением других платежей или удержанием расходов, предусмотренных договором, с добавлением НДС.
Зачетный вес устанавливается путем определения процента зачетного веса. Для этого из 100 процентов вычитается процент скидки по влажности и сорной примеси, после чего физический вес умножается на процент зачетного веса и делится на 100.
Пример 6.
Принято 10000 кг пшеницы мягкой с повышенной влажностью на 3,5% и повышенной сорной примесью на 1,7%.
Окончание примера.
Разработка первичных документов и учет поступления хлебопродуктов должны обеспечить накопление учетных данных, необходимых для:
— своевременного составления оперативного отчета о поступлении хлебопродуктов в зачетном и физическом весе;
— проверки со складскими отчетами физического веса принятых за день хлебопродуктов, обозначенных в приемных квитанциях;
— определения стоимости поступивших культур;
— проверки полноты и правильности денежных расчетов с поставщиками;
— составления годового отчета о закупках в федеральный и региональный фонды;
— контроля за использованием приемных квитанций как бланков строгой отчетности.
Этим целям служат журналы, которые приводятся в Методических рекомендациях с примером их заполнения.
В Методических рекомендациях освещаются особенности методики ведения бухгалтерского учета в организациях системы хлебопродуктов, которые не освещены в методических указаниях Минфина и Минсельхоза Российской Федерации. В частности, такие, как порядок закупки и учета зерна и продуктов его переработки; учет затрат на приемку, хранение, сушку, очистку; вопросы реализации хлебопродуктов и учет оказываемых услуг на хлебоприемных предприятиях; формирование и учет затрат на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции и другое.
Сопровождающим документом при поставке сельхозпродукции железнодорожным или водным транспортом является железнодорожная или водная накладная. При поступлении груз взвешивается получателем на вагонных или иных весах. При выявлении отклонений веса, определенного при взвешивании, от веса, указанного в железнодорожной или водной накладной, органами транспорта составляется соответствующий документ (коммерческий акт, акт общей формы) или делается отметка в железнодорожной или водной накладной.
После приема груза материально-ответственное лицо выписывает на поступившие грузы приемный акт по форме №14 при многовагонном поступлении или приемный акт по форме №15 при одновагонном поступлении груза и при отчете представляет их в бухгалтерию.
Расчеты с поставщиками производятся по договорной цене за физический вес без каких-либо скидок или надбавок.
Методические рекомендации содержат примеры заполнения журнала поступления хлебопродуктов и тары.
Излишки, выявленные при инвентаризации и периодических зачистках всех мест хранения, приходуются по среднесложившейся цене по дебету субсчета 41-1 «Товары на складе» в корреспонденции с кредитом счета 99 «Прибыли и убытки».
Как указано в Методических рекомендациях, к числу излишков хлебопродуктов при хранении относятся также собранные сметки зерна, муки, крупы. Сметки приходуются по цене возможной их реализации на основании акта, подписанного руководителем предприятия, заместителем руководителя по качеству, заведующим лабораторией и заведующим складом. В акте указывается вид и сорт муки, крупы и зерна, от которых образовались сметки, причины их образования и лица, виновные в этом.
Если излишек используется на перекрытие неоправданной недостачи, составляется счетная проводка, которая применяется при перекрытии одноименных, а также менее ценных культур:
дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в сумме, числящейся на субсчете 73-2.
Если излишком перекрывается неоправданная недостача более ценной культуры (например, излишком ячменя недостача пшеницы), то недостача перекрывается только в пределах недостачи пшеницы по цене ячменя (например, недостача пшеницы 5 тонн стоимостью 5000 рублей, излишки ячменя 10 тонн стоимостью 6000 рублей, то зачтено может быть только 5 тонн стоимостью 3000 рублей).
Хлебопродукты федерального и регионального фондов предприятиями отгружаются, отпускаются покупателям на основании нарядов (приказов) организаций, ведающих этими фондами. Отпуск, отгрузка хлебопродуктов из коммерческих ресурсов производится самостоятельно предприятием, имеющим такие ресурсы.
Хлебопродукты, отгруженные (отпущенные) покупателям со складов предприятий, списываются на основании отгрузочных документов (квитанций железных дорог — при отгрузке железнодорожным транспортом и товарно-транспортных накладных — при отпуске на месте). Списание отгруженных (отпущенных) хлебопродуктов производится по среднесложившейся цене каждой культуры, сорта за данный месяц, которые определяются на основе данных по количеству и стоимости остатков на начало месяца и количеству и стоимости поступивших в данном месяце.
Разработка документов осуществляется в «Журнале отгрузки и реализации хлебопродуктов».
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».