Кадровый аудит

Предприятия и организации, которые хотят достигнуть успеха и обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса не могут себе позволить выступать в роли пассивных потребителей рабочей силы, воспринимая ее как один из многих ресурсов, необходимых для производства продукта или услуги. Работник — это не просто человек, который продает свое время и свой труд организации-нанимателю. Работник — это личность, предоставляющая работодателю набор определенных способностей, знаний и умений, которые в совокупности составляют человеческий капитал.

Управление человеческим капиталом, который выступает в виде персонала организации, представляет задачу не менее сложную, чем управление финансами, материальными потоками, запасами или сбытом готовой продукции. Однако руководителями многих предприятий функция управления персоналом зачастую воспринимается как рутинная работа, связанная лишь с правильным оформлением кадровой документации. Главный показатель такого отношения — низкий статус кадровых служб на многих предприятиях и недостаточное внимание к кадровым вопросам со стороны высшего руководства. В то же время нельзя не отметить некоторые положительные изменения в отношении руководителей к функции управления персоналом.

Сегодня наиболее прогрессивные руководители предприятий находят время и возможность задумываться об организации системы и процессов управления на возглавляемых ими предприятиях и заниматься их совершенствованием. В частности, у многих руководителей вызывает интерес оценка эффективности управления человеческими ресурсами предприятия, которые совершенно справедливо воспринимаются ими как наиболее значимый фактор успешной деятельности. В таком случае руководитель, заинтересованный использовать все потенциальные возможности для повышения эффективности работы предприятия, прибегает к кадровому аудиту как способу комплексной оценки организации управления персоналом.

Кадровый аудит в целом — это оценка эффективности работы с кадрами. В частности, это может быть оценка соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития, выявление проблем в управлении трудовыми процессами, оценка возможности лучшего использования кадров и др. Результатом аудита, как правило, являются рекомендации по решению выявленных управленческих проблем. Кроме того, возможна консультационная помощь или реальное участие специалистов-аудиторов в их практическом решении.

Анализ эффективности управления персоналом организации является задачей, для решения которой обычно приглашаются внешние специалисты-консультанты. Это связано с тем, что большинство организаций не имеет в своем штате специалистов по организации управления, которые занимались бы только тем, что исследовали систему управления и изыскивали резервы ее улучшения. Многие предприятия не могут себе позволить содержать таких специалистов на постоянной основе, многие не считают нужным это делать. В таком случае действительно выгоднее обратиться к внешним специалистам, чем отвлекать своих работников на выполнение несвойственной им работы. Тем более что аналитическая работа и работа по проектированию новых организационных решений требует много времени и сил, наличия определенного опыта и знаний, методических разработок.

Но, несмотря на то, что кадровый аудит обычно проводится внешними консультантами, данная работа не может осуществляться без активного участия руководителей и штатных работников организации. Это выражается в том, что работники разных подразделений и уровней управления участвуют в опросах, анкетировании, беседах о реальных проблемах управления и возможных способах их решения.

Хотя и существует определенный набор элементов оценки работы с персоналом, нельзя утверждать, что выработана единая методика проведения кадрового аудита. На каждом предприятии работа строится по-своему, в зависимости от целей и задач, которые формулируются высшим руководством организации совместно с консультантами. Например, в одном случае руководитель хочет, чтобы были выявлены перспективные работники на среднем уровне управления с тем, чтобы в дальнейшем сформировать из их числа резерв на выдвижение. В другом случае недавно вступивший в должность директор ставит задачу оценить возможность формирования из имеющихся работников управленческой команды. Большой интерес среди руководителей вызывают оценки уровня сплоченности коллектива в целом или отдельных его частей, выявление мотивационной структуры работников и т.п. Таким образом, направления исследования и анализа могут быть самыми разными в зависимости от приоритетов руководителей и от реальной ситуации, в которой работает организация. Но в любом случае информация, получаемая в ходе кадрового аудита, является полезной как для принятия разовых управленческих решений, так и для формирования перспективного плана совершенствования системы управления в целом.

Практика показывает, что в процессе внешней оценки, каковой является кадровый аудит, работники вместе с консультантами встают в позицию внешнего наблюдателя и смотрят на свои проблемы как бы со стороны. Один только этот результат кадрового аудита уже способен принести значительный эффект. Присутствие внешних специалистов, их участие и помощь формируют ситуацию, в которой мобилизуются знания и опыт обеих сторон для поисков наилучшего варианта решения проблем. Создается ситуация сотрудничества. А именно это и нужно для решения проблем организации управления, характеризующихся большой неопределенностью и отсутствием выверенных алгоритмов решения.

Можно назвать несколько наиболее типичных направлений исследований и анализа, проводящихся в процессе кадрового аудита.

Анализ кадровой

политики организации

Кадровая политика организации — это внутренний документ, в котором формулируется система целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с персоналом.

Анализируя кадровую политику предприятия, аудиторы рассматривают ее соответствие официальным целям и общим задачам развития предприятия, оценивают, не является ли этот документ формальным. Это важно, так как формально составленный документ не может быть инструментом управления.

Практика кадрового аудита показывает, что большинство современных предприятий не имеют сформулированной стратегии развития и соответствующей ей кадровой политики.

Оценка системности работы

по управлению персоналом

Управление персоналом как процесс, как известно, включает в себя целый ряд действий и работ, которые обеспечивают формирование и эффективное использование персонала организации. К ним относятся: выработка кадровой стратегии и кадровой политики, анализ содержания работ, планирование потребности в персонале, набор, отбор кадров, адаптация работников, определение заработной платы и льгот, перемещение работников, обучение и повышение квалификации, деловая оценка, планирование карьеры и некоторые другие.

Эффективность работы персонала зависит от эффективности выполнения каждого из этих видов работ и от реализации их всех вместе взятых. Невыполнение хотя бы одной из функций снижает эффективность использования человеческого потенциала. Поэтому важно, чтобы работа с персоналом была именно системной. В то же время исследования системности работы с персоналом на целом ряде московских предприятий показали, что во многих случаях системы как таковой нет. В полной мере работниками отделов кадров выполняется функция кадрового делопроизводства. То есть осуществляется документирование работ по найму, увольнению работников, учету личного состава, ведению личных дел, выдаче справок, оформлению документов, необходимых для назначения пенсий и др. Лишь отчасти реализуются функции поиска и отбора необходимых для предприятия работников, планирования форм, методов и сроков повышения квалификации работников управления. Практически не выполняются на обследованных предприятиях функции планирования потребности в кадрах, деловой оценки, адаптации работников и планирования карьеры.

Анализ демографических
и профессионально-квалификационных

характеристик персонала

Это оценка кадрового обеспечения предприятия. На практике оценка кадрового обеспечения включает в себя оценку по демографическим характеристикам (пол, возраст), по уровню образования работников, по степени заполненности вакантных рабочих мест в аппарате управления. Таким образом, создается картина, показывающая наличие кадров по их количеству и отчасти характеризующая его качество.

Если же стоит задача более подробной качественной оценки человеческих ресурсов организации, то, очевидно, что здесь нельзя ограничиваться одной кадровой статистикой. Особое внимание нужно уделить качественным характеристикам персонала. Качественная оценка кроме анкетно-биографических данных и профессионально-квалификационных характеристик может осуществляться, например, по следующим направлениям:

 психические свойства личности, важные для обеспечения профессиональной деятельности (способности, характер, темперамент, потребности);

 мотивированность к труду;

 социально-значимые качества (умение общаться, умение владеть собой в стрессовых ситуациях, умение расположить к себе и др.);

 потенциал развития работника и др.

При оценке личных качеств работников учитывается, что они важны не сами по себе, а в приложении к требованиям должности и рабочего места, которое занимает сотрудник. То есть в ходе оценки должен быть получен ответ на вопрос: соответствует ли работник требованиям именно «своей» должности.

Оценка качества основных
документов, регламентирующих
работу по управлению персоналом

Регламентирование является ключевым вопросом организации управления. Оно дает возможность упорядочить полномочия и ответственность работников, четко определить их права и обязанности. Это мощный инструмент исполнительского контроля. В то же время на практике часто встречается пренебрежение к документам, регламентирующим труд работников управления. Они воспринимаются как бюрократическое излишество. Зачастую даже на достаточно крупных предприятиях наблюдается либо полное отсутствие регламентирующих управление документов, либо настолько формальный подход к их составлению, что они действительно становятся никому не нужными бумагами. Например, «красиво» составленное Положение о подразделении содержит множество новомодных терминов, перечисляет все, чем в соответствии с теорией должен заниматься отдел. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот документ не имеет ничего общего с реальностью, так как указанные в нем виды работ никто не выполняет и выполнять не собирается. Работники занимаются тоже важными и нужными, но другими делами. Очевидно, что в таком случае Положение о подразделении, даже будучи утвержденным директором предприятия, не является инструментом управления, так как не может регулировать ни деятельность отдела, ни взаимоотношения сотрудников.

Оценка показателей,
характеризующих управление
персоналом

В качестве таких показателей можно рассматривать текучесть кадров, производительность труда, количество нарушений трудовой дисциплины и др.

Вышеперечисленные направления исследований в процессе кадрового аудита являются наиболее общими и широко применяются на практике. Анализ и оценка по этим направлениям дают общее представление о системе работы с персоналом предприятия, выявляют наиболее крупные недостатки и проблемы.

В то же время необходимо заметить, что оценка демографических, профессионально-квалификационных характеристик персонала или трудовых показателей позволяет получить безусловно полезную для руководства предприятия информацию о качестве управления персоналом, но она, как и любая информация, верна на определенный момент времени (момент проведения кадрового аудита). В связи с этим было бы полезнее выявить тенденции изменения показателей. Поэтому желательно, чтобы подобный анализ проводился с определенной периодичностью. В таком случае руководитель мог бы реально и целенаправленно регулировать ситуацию.

Кроме указанных, наиболее общих направлений кадрового аудита, существуют и многие другие, которые определяются заказчиком по согласованию с консультантами. Практика показывает, что интересным направлением является изучение морально-психологического климата в коллективе, степени приверженности работников своему предприятию, удовлетворенности работников работой на данном предприятии.
В процессе анализа социального взаимодействия можно рассмотреть также внутриорганизационные коммуникации, уровень внутриорганизационного и ценностно-ориентационного единства трудового коллектива, мотивационный климат и другие факторы.
Для исследования социально-психологического аспекта организации труда используются анкетные и устные опросы, социометрия, групповые тренинги и персональные консультации. В результате проведения подобных мероприятий и анализа собранной информации получается обобщенная характеристика наличия и использования персонала организации в разрезе рабочих групп и трудового коллектива в целом.

Таким образом, в ходе кадрового аудита может быть собрана, обобщена и проанализирована информация, которую невозможно получить в ходе текущей деятельности аппарата управления организации. При этом порой получаются неожиданные и весьма интересные результаты. Иногда они радуют, иногда огорчают руководителей, но в любом случае эту информацию можно и нужно использовать в интересах дела.

Кадровый аудит – это масштабная процедура, в ходе которой оцениваются все составляющие процесса управления персоналом, кадровый потенциал компании, анализируется эффективность системы управления кадрами. Один из этапов этого процесса – аудит кадрового делопроизводства.

Необходимость этого мероприятия в компании возникает в следующих случаях:

  • при смене кадрового работника, отвечающего за ведение кадрового делопроизводства (при увольнении или переводе на другую должность, в другое подразделение, филиал);
  • при вручении трудовой инспекцией предписания о предстоящей плановой проверке;
  • при угрозе проверки после увольнения обиженного работника (невыплата вовремя заработной платы, премии, увольнение по инициативе работодателя);
  • при смене руководства организации;
  • при приведении кадровой документации в соответствие с действующим законодательством после произошедших в нем изменений.

Конечно, кадровый аудит можно поручить компании-провайдеру, оказывающей подобные услуги. Специально обученные люди проведут вам комплексную проверку по наработанной методике и представят отчет по результатам работы. В отчете укажут выявленные нарушения, их возможные последствия и дадут рекомендации по устранению ошибок. Однако цена на услуги аудита довольно высока. Кроме того, не все руководители согласны доверить работу со сведениями о работниках компании сторонней организации.

Можно провести проверку собственными силами. В этом случае нужно издать приказ о проведении кадрового аудита в организации, определить цели и задачи данного мероприятия, сформировать соответствующую комиссию (например, в составе юриста, заместителя главного бухгалтера, начальника отдела кадров), определить сроки проверки.

Рассмотрим основные этапы проведения аудита кадрового делопроизводства в организации.

I. Определение пакета необходимых документов

Каждый работодатель должен, используя законодательную базу, создавать локальные нормативные акты под свою организацию. Принимая локальные нормативные акты, работодатель создает внутреннюю правовую базу, которая отражает условия труда, созданные для работников именно в данной организации.

Прежде всего необходимо составить список документов, которые обязательно должны быть в кадровой службе. Обязательность некоторых документов прямо определена в Трудовом кодексе. Например, обязательность трудовых договоров предусмотрена статьями 56 и 67, трудовых книжек – статьей 66, правил внутреннего трудового распорядка – статьей 189, графика отпусков – статьей 123.

О многих локальных нормативных актах в Трудовом кодексе говорится косвенно (например, штатное расписаниеупоминается в статьях 15, 57 ТК РФ). Однако это не говорит о том, что иметь их в кадровой службе не нужно. Помимо Трудового кодекса необходимость многих документов закреплена в других нормативных актах, например, о Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним упоминается в постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225.

Некоторые документы носят рекомендательный характер, например, унифицированные формы кадровых приказов. Но, несмотря на это, кадровую документацию необходимо вести именно по унифицированным формам, так как многие из них поступают в бухгалтерию организации (например, для начисления зарплаты) и в этом случае уже можно говорить об обязательности этих документов.

Не надо забывать, что работодатель сейчас обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, еще до подписания трудового договора (ст. 22, 68 ТК РФ). Поэтому нужно разработать лист ознакомления с этими документами либо завести журнал ознакомления.

Помимо вышеназванной документации есть документы, которые становятся обязательными при определенных условиях (см. таблицу).

Характеристика документов, обязательных в работе кадровой службы

Обязательные документы

Правила внутреннего трудового распорядка, положение о защите персональных данных работников, инструкции по охране труда, трудовые договоры

Эти локальные нормативные документы должны быть у любого работодателя. Составляются в произвольной форме. Особенностью содержания всех локальных документов является наличие в них условий, которые не могут ухудшать положения работников по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами

Штатное расписание, график отпусков, приказы по основной деятельности, приказы по личному составу (прием, перевод, предоставление отпуска,увольнение, направление в командировку, поощрение работника), личная карточка № Т-2, табель учета рабочего времени

Наличие этих документов обязательно. Учет труда и заработной платы основывается на первичной учетной документации, которая ведется по унифицированным формам (кроме приказов по основной деятельности). Данные формы применяются в организациях независимо от формы собственности

Трудовая книжка, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, журнал учета прохождения инструктажа по охране труда, журнал учета мероприятий по контролю

Ведутся обязательно с использованием установленных образцов

Документы, которые могут стать обязательными

Перечень документов

Условия, при которых эти документы становятся обязательными

Должностные инструкции

Если должностные обязанности не включены в содержание трудового договора(либо есть ссылка на должностную инструкцию в тексте трудового договора)

Положение об оплате труда и материальном стимулировании

Если в трудовых договорах не расписана система оплаты труда и материального стимулирования (необходимость в таком документе отпадает, если его содержание включено в состав коллективного договора или в правила ВТР)

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

Если в организации есть такой режим работы

График сменности

Если в организации введена сменная работа

Положение об охране коммерческой тайны

Если в трудовом договоре закреплено соблюдение работником коммерческой тайны

Коллективный договор

Если достигнута договоренность об этом между работниками и работодателем

Договор о коллективной материальной ответственности

Если в организации ведутся работы в соответствии с Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности

Если в организации работают сотрудники – материально ответственные лица

Важным моментом кадровой проверки станет ревизия журналов регистрации. Нужно учесть, что все кадровые операции должны фиксироваться в специальных журналах (книгах) учета. К ним относятся журналы регистрации: приказов по личному составу, трудовых договоров, личных дел, личных карточек № Т-2, отпусков, направления вкомандировки, выдачи командировочных удостоверений, а также журналы: учета листков нетрудоспособности, выдачи справок, проверок состояния воинского учета, прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования и т. д.

При этом можно использовать как утвержденные, так и самостоятельно разработанные формы этих документов. Но оформление журналов должно быть единым: листы пронумерованы, журнал прошнурован, скреплен сургучной печатью или опломбирован, заверен руководителем организации.

Необходимо упомянуть, что работодатели могут создавать и другие локальные нормативные документы, наличие которых не закреплено в трудовом законодательстве, но они могут значительно помогать в работе, например, облегчать процесс адаптации новых сотрудников (положения о персонале, аттестации, адаптации и т. д.).

II. Проведение сверки документов

После того как мы составили список документов, обязательных для отдела кадров, необходимо произвести сверку – что есть и что должно быть, чтобы в дальнейшем восстановить все необходимые кадровые документы. Результаты сверки удобно свести в таблицу: ТАБЛИЦА СВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ

Документ отсутствует

Документ есть, но требует внесения изменений и дополнений

Документ полностью соответствует действующему законодательству, в корректировке не нуждается

Положение о защите персональных данных работников

Правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) (в связи с многочисленными поправками в ТК РФ, создать проект новой редакции ПВТР, утвердить в соответствии со ст. 190, 372 ТК РФ, ознакомить всех работников под роспись)

Штатное расписание

Инструкции по охране труда

Трудовой договор(недостающие сведения внести непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определить приложением ктрудовому договору или отдельным соглашением сторон, оформить с работниками в письменной форме)

График отпусков

Таблица наглядно покажет, какие локальные нормативные акты требуют доработки, а какие нужно создать вновь. Теперь предстоит не только разработать юридически корректные документы, но и правильно их утвердить и ввести в действие.

Рассмотрим, как поступить в ситуации, когда Правила внутреннего трудового распорядка устарели и требуют корректировки.

Есть два варианта:

  • издать новую редакцию ПВТР;
  • создать приложение с внесением дополнений и изменений к действующей редакции ПВТР.

В обоих случаях алгоритм утверждения такой же, как и при первичном создании и утверждении этого локального нормативного акта.

Этап 1. Составляются проект ПВТР и обоснование к нему, которые направляются выборному органу первичной профсоюзной организации (если в организации профсоюзной организации нет, представлять интересы всех работников может иной представитель (представительный орган), избранный из числа работников (ст. 31 ТК РФ)).

Этап 2. Не позднее пяти рабочих дней профсоюз направляет работодателю мотивированное мнение по проекту (в письменной форме).

Этап 3а. Если представительный орган работников согласен с проектом ПВТР, Правила утверждаются работодателем.

Этап 3б. Если представительный орган работников не согласен с проектом ПВТР или имеет предложения по его совершенствованию, работодатель рассматривает предлагаемые изменения. Работодатель может либо согласиться с изменениями, либо в течение трех дней после получения мотивированного мнения обсудить с представителями профсоюза проект ПВТР с целью прийти к обоюдному решению. Если соглашение не достигнуто, все разногласия оформляются протоколом и работодатель может вводить в действие ПВТР.

Этап 4. С принятыми и утвержденными ПВТР знакомят всех работников под роспись, размещают в доступных местах для более детального их изучения.

Совет: Обязательно ознакомьте каждого работника с новой редакцией всех локальных нормативных актов, даже если в личном деле есть лист ознакомления с предыдущим вариантом этих документов. Получить подтверждение можно, например, в такой форме:

«С Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными 30.03.2007, ознакомлен.

Сидорчук О.Д. Сидорчук
02.04.2007″

III. Проверка кадровой документации

Итак, мы определили, каких документов в отделе кадров пока нет, но они должны появиться, какие следует доработать, какие можно оставить без изменения. Теперь важно обратить внимание на качество документов, правильность их составления с точки зрения кадрового делопроизводства, юридическую грамотность.

Просматривая распорядительные документы, нужно проверить, чтобы приказы по основной деятельности хранились отдельно от приказов по личному составу. Также проверьте, насколько правильно оформлены приказы о назначении на новую должность руководителей (генерального директора, директоров структурных подразделений, главного бухгалтера, начальника производства и т. д.).

Все кадровые документы имеют различные сроки хранения, поэтому документы после исполнения должны формироваться в дела в соответствии с номенклатурой дел (внутри дела документы тоже систематизируют по определенным признакам), это позволяет хранить документы, обеспечивать сохранность, систематизацию, учет документов, оперативно находить необходимый документ, осуществлять быструю передачу дел на архивное хранение. При формировании дел нужно сразу проверять правильность оформления документов – наличие визы согласования, подписей, регистрационных номеров, отметки работника об ознакомлении с приказом, отметок об исполнении.

Особое внимание следует уделить порядку ведения трудовых книжек. Прежде всего нужно проверить наличие заверенной копии приказа по основной деятельности о назначении ответственного по ведению трудовых книжек. Проводя ревизию трудовых книжек и вкладышей к ним, надо убедиться, что все они зарегистрированы в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, все книжки есть в наличии и все записи в них внесены (на основании соответствующих приказов). В личных карточках работников должны быть продублированы записи из трудовых книжек (вкладышей) о приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и увольнении, а рядом стоять подписи работника в том, что он с этими записями ознакомлен. Трудовые книжки и вкладыши к ним должны храниться все вместе в несгораемом сейфе. Работа с трудовыми книжками должна вестись в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек и Инструкцией по заполнению трудовых книжек.

IV. Оформление отчетов по кадровому аудиту

В заключение комиссия по проведению кадрового аудита составляет отчет о текущем состоянии кадрового делопроизводства, анализирует, достигнуты ли цели проверки, фиксирует выявленные недостатки, прописывает меры, которые следует предпринять, делает выводы.

В случае передачи дел по кадровому делопроизводству от одного лица другому комиссия дополнительно составляет акт о приеме-передаче дел. В акте фиксируется, какие документы были проверены, какие обнаружены несоответствия и недочеты, составляется опись передаваемых дел. К акту прилагаются перечень трудовых книжек (указывается фамилия, имя, отчество владельца, а также серия, номер трудовой книжки и вкладыша), перечень личных дел работников, журналов по учету кадров и т. д.

Таким образом, мы рассмотрели алгоритм проведения очень важной и ответственной процедуры – аудита кадрового делопроизводства. В дальнейшем мы будем продолжать разбирать многие аспекты, касающиеся организации работы кадровой службы. В частности, в ближайших номерах более подробно поговорим о том, как провести процедуру приема-передачи дел и грамотно составить соответствующий акт.

Что такое кадровый аудит?

Кадровый аудит – это комплексная всесторонняя проверка кадровой документации, которая ведется на предприятиях с наемным персоналом, на предмет её соответствия требованиям трудового законодательства и кадрового делопроизводства.
Для процедуры кадрового аудита принято приглашать независимых аудиторов по договору лизинга или аутсорсинга, которые обладают соответствующими знаниями в области трудового права и могут сделать объективную, независимую, профессиональную оценку.
По итогам проведения кадрового аудита составляется экспертное заключение, в котором излагается подробная информация о выявленных нарушениях действующего трудового законодательства.

Данное экспертное заключение и кадровый аудит, как процедура, позволяют исправить все выявленные в ходе проверки ошибки и недочеты в системе внутреннего кадрового документооборота. Ведь в заключении обозначается список выявленных нарушений, риски, которые могут возникнуть в случае их неустранения, а также вид и размер ответственности работодателя за каждое нарушение трудового законодательства.
Соответственно, с помощью процедуры кадрового аудита можно избежать любых возможных санкций, которые может наложить на работодателя трудовая инспекция в ходе обязательной проверки.
По сути, кадровый аудит – это необязательная процедура для работодателя, а если для этих целей привлекать сторонних аудиторов, то еще и оплачиваемая.
Но в то же время, кадровый аудит позволяет подготовиться к обязательным проверкам со стороны государственных учреждений, выявить недочеты в документах раньше, чем это сделает трудовая инспекция, избежав, таким образом, штрафов.

Что проверяют в ходе кадрового аудита?

1) Алгоритмы кадрового документооборота, условия хранения, правильность архивирования документации.
2) Документальное оформление приема и увольнения сотрудников: заявления работников, трудовые книжки, трудовые договора, кадровые приказы (о приеме, об увольнении и др.)
3) Наличие и корректность составления документов по учету кадров: приказы (по личному составу, перевод, отпуска, командировки и проч.), штатное расписание, графики отпусков, табели учета рабочего времени, личные карточки работников, должностные инструкции, книги и журналы, и другие документы;
4) Наличие локальных нормативных актов работодателя, а также порядок ознакомления сотрудников с ними: правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о персональных данных, инструкции по охране труда и другие.

Польза проведения кадрового аудита

1) Получение руководителем полной информационной картины относительно системы управления персоналом в целом.
2) Возможность исправить все имеющиеся нарушения, подготовившись к будущим проверкам (со стороны профсоюзных организаций, налоговых органов, инспекции по труду и др.), без дополнительных временных затрат на поиск недочетов.
3) Объективная оценка реального положения дел в сфере ведения кадрового делопроизводства, а также общая оценка деятельности кадрового отдела компании и компетентности его работников.
4) Минимизация рисков в сфере трудовых отношений, существенное укрепление трудовой дисциплины.
4) Дать понять наемным сотрудникам, что работодатель беспокоится об их трудовых правах, получив, таким образом, повышенную лояльность.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2008, N 6

Аудит кадрового делопроизводства

Кадровая документация любого предприятия должна вестись в установленном законом порядке. Она не только используется в работе отдела кадров, но требуется и сотрудникам бухгалтерии для расчета заработной платы, премиальных, отпускных. Кадровые документы может проверить трудовая или налоговая инспекция, они могут понадобиться самим сотрудникам для представления в Пенсионный фонд или для получения предусмотренных законодательством льгот.

Аудит кадрового делопроизводства направлен на проверку соответствия ведения последнего в организации нормам российского законодательства и иных правовых актов, обязательных для исполнения на территории РФ, выявление и исправление допущенных нарушений, а также предотвращение негативных последствий этих нарушений. В данной статье мы расскажем, в каких случаях нужно проводить данный аудит, кто его проводит, как правильно оформить его результаты.

Случаи проведения аудита кадрового делопроизводства

Аудит кадрового делопроизводства (далее — аудит) можно проводить в любое время, когда необходимо оценить степень соответствия имеющегося состояния кадровой документации требуемым нормам. Однако есть случаи, когда желательно провести аудит с целью устранения в будущем вопросов об ответственности за допущенные ошибки, предупреждения привлечения к ответственности и т.д.:

— при смене кадрового работника, отвечающего за ведение кадрового делопроизводства;

— при увольнении обиженного работника (не согласен с формулировкой увольнения, лишен премии и т.д.) и его обращении в трудовую инспекцию;

— при смене руководителя организации;

— при изменении законодательства, регламентирующего порядок ведения кадровой документации;

— при изменении системы оплаты труда;

— при массовом высвобождении работников.

Кто проводит аудит

Аудит кадрового делопроизводства не нужно путать с аудитом, проводимым в бухгалтерии организации. В последнем случае аудит проводят профессиональные аудиторы, прошедшие экзамен и получившие аттестат. Аудит кадрового делопроизводства может проводить специалист, знающий требования законодательства РФ, а также обладающий профессиональной компетентностью в области трудового права и кадрового делопроизводства. В настоящее время проведение данного вида аудита зачастую поручают сторонним организациям. В этом случае специалисты проверяют кадровую документацию и представляют отчет с указанием выявленных нарушений и рекомендациями по их устранению.

Аудит можно провести и своими силами. В качестве специалиста могут выступать начальник отдела кадров, юрист, а при смене лица, ответственного за ведение кадрового делопроизводства, в комиссию можно включить и прежнего работника, и нового и таким образом осуществить передачу дел.

Этапы проведения аудита кадрового делопроизводства

1. Организационный этап.

2. Определение перечня подлежащих проверке документов.

3. Сверка документов.

4. Проверка кадровой документации.

5. Оформление отчетов по кадровому аудиту.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

На первом, организационном, этапе необходимо:

— определить цели и задачи проведения кадрового аудита;

— сформировать комиссию, в которую желательно включить начальника отдела кадров, главного бухгалтера, юриста;

— определить сроки проведения аудита (законом не установлено, зависит от количества сотрудников организации и может варьироваться от нескольких дней до одного — двух месяцев);

— издать приказ о проведении аудита кадрового делопроизводства.

Далее необходимо определить перечень документов, подлежащих проверке. Единого перечня документов, которые должны быть в каждой организации, законодательством не установлено. Различные правовые акты содержат упоминания о необходимости ведения тех или иных журналов, приказов и других документов. В связи с этим, основываясь на том, в какой отрасли действует предприятие, необходимо составить перечень документов, которые в соответствии с правовыми актами должны быть в организации. К обязательным документам относятся:

— трудовые договоры (ст. ст. 56, 67 ТК РФ);

— график отпусков (ст. 123 ТК РФ);

— штатное расписание (ст. ст. 15, 57 ТК РФ). Хотя обязательность данного документа законом не установлена, необходимость его ведения была обоснована в N 1 нашего журнала за 2008 г.;

— трудовые книжки (ст. 66 ТК РФ);

— приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Обязательность ведения данных книг указана в разд. VI Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (далее — Постановление N 225). Формы книг утверждены Приложениями 2, 3 к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»;

— табель учета рабочего времени. Рекомендуемая форма табеля утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1). Однако согласно п. 2 данного Постановления форма табеля учета рабочего времени не распространяется на бюджетные учреждения. Вместе с тем ст. 91 ТК РФ установлена обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Поэтому табель обязателен для ведения в каждой организации, а его форма может быть установлена на уровне ведомств;

— личные карточки формы N Т-2 и N Т-2ГС(МС) («Личная карточка государственного (муниципального) служащего»). Утверждены также Постановлением N 1. Обязательность ведения данного документа следует из п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением N 225. В частности, указано, что с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку. Форма личной карточки утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по статистике;

— приказы по личному составу (приказ о приеме работника на работу, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении (расторжении) трудового договора, о направлении в командировку, о поощрении). Формы указанных унифицированных форм первичной учетной документации утверждены Постановлением N 1. Согласно п. 2 рассматриваемого Постановления данные формы распространены на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ;

— личные дела сотрудников. Необходимость их ведения установлена ведомственными нормативными актами. В качестве примера можно привести ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», согласно которой прохождение службы в таможенных органах отражается в личном деле сотрудника таможенного органа. Личное дело сотрудника таможенного органа ведется кадровой службой таможенного органа и при переводе указанного сотрудника направляется по новому месту службы. Порядок ведения личных дел сотрудников таможенных органов определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Схожая норма содержится в ст. 41.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации». В частности, указано, что личное дело прокурорского работника содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации. Порядок ведения личных дел прокурорских работников устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации, а работников Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации — Председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. В настоящее время действуют и иные ведомственные нормативные акты, устанавливающие необходимость ведения личных дел сотрудников;

— локальные нормативные акты. Статья 8 ТК РФ устанавливает право работодателей принимать не противоречащие действующему законодательству и не ухудшающие по сравнению с ним права работников локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Среди них можно выделить: правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), инструкцию по охране труда (п. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ), положение о защите персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ), положение об оплате труда и премировании, если соответствующего раздела нет в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 135 ТК РФ), и др.

Также, если это требуется по условиям труда, в организации могут вестись следующие документы:

— коллективный договор (если между работодателем и работниками достигнуто соглашение об этом);

— должностные инструкции (если должностные обязанности не включены в трудовые договоры);

— перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем;

— график сменности;

— договор о коллективной материальной ответственности (ст. 245 ТК РФ);

— договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ);

— положение об охране коммерческой тайны;

— положение об адаптации работников;

— положение о порядке прохождения испытательного срока;

— положение о проведении аттестации работников.

Особое внимание следует уделить систематизации информации по кадровому учету. Для этого в учреждениях и организациях рекомендуется вести следующие журналы:

— журнал учета трудовых договоров. Особенно полезен в случае большого количества принимаемого на работу сотрудников, а также при заключении срочных трудовых договоров, чтобы можно было отследить даты их окончания. Это необходимо в связи с требованием, установленным ст. 79 ТК РФ, согласно которой о прекращении срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден не менее чем за три календарных дня до увольнения. В противном случае условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ);

— журнал учета приказов по личному составу. Требуется для точного учета порядковых номеров кадровых приказов. В зависимости от количества сотрудников фирмы можно вести один журнал на все приказы — прием, перевод, увольнение и т.д. либо каждый вид приказов регистрировать в отдельном журнале;

— журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Необходимость его ведения следует из ст. 68 ТК РФ, согласно которой с локальными нормативными актами работодатель должен знакомить работника под роспись при его приеме на работу еще до подписания трудового договора.

Это далеко не полный перечень требуемых для учета кадровых журналов. Возможно ведение журналов учета личных дел, отпусков, направления в командировки, выдачи командировочных удостоверений, учета листов нетрудоспособности, выдачи справок, проверок состояния воинского учета, прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования, выдачи полисов медицинского и пенсионного страхования и др.

Рекомендуемые формы указанных журналов закон не устанавливает, поэтому на каждом предприятии они разрабатываются в свободной форме. Обязательным является то, что все страницы журнала должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью организации и подписью руководителя организации или ответственного за ведение кадровых документов лица.

Когда определен перечень необходимых документов для полноценного кадрового учета, проводится сверка документов, представляющая собой процесс сопоставления имеющихся в учреждении документов и требуемых. Это можно оформить в виде таблицы.

Перечень необходимых
документов

Документ
в наличии

Документ
отсутствует

Примечание

Штатное расписание

+

График отпусков

+

Положение об оплате
труда и премировании

+

В связи с изменением трудового
законодательства разработать
проект новой редакции
Положения, утвердить в
соответствии со ст. 135 ТК РФ.
Ознакомить работников с новой
редакцией Положения под
роспись

Трудовые договоры

+

Недостающие сведения внести
непосредственно в текст
трудового договора, а
недостающие условия определить
приложением к трудовому
договору либо отдельным
соглашением сторон,
заключаемым в письменной форме

Журнал по учету
трудовых договоров

+

Разработать форму журнала

Журнал ознакомления
с локальными
нормативными актами

+

После того как была проведена сверка документов, проверяется качество составления имеющихся с точки зрения требований законодательства. Приказы по основной деятельности должны храниться отдельно от приказов по личному составу. Все документы необходимо проверить на наличие подписей уполномоченного лица, виз согласования, регистрационных номеров, отметок работника об ознакомлении с приказом, отметок об исполнении.

Особое внимание следует уделить проверке трудовых книжек. Во-первых, в учреждении должен быть приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек лица. Далее необходимо сверить, все ли трудовые книжки зарегистрированы в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Записи в трудовых книжках должны быть внесены на основании соответствующих приказов, не может быть подчисток, помарок. Все записи должны быть продублированы в личной карточке работника формы N Т-2 и заверены подписью работника. Хранить трудовые книжки и вкладыши к ним нужно в несгораемом сейфе.

Заключительный этап кадрового аудита — оформление отчета о его проведении. Отчет составляется в свободной форме, разработанной непосредственно организацией. В нем должны быть отражены данные о текущем состоянии кадрового делопроизводства, о выявленных недостатках, о рекомендуемых мерах для их устранения и установлено, достигнуты ли цели аудита.

При смене работника, ответственного за ведение кадрового делопроизводства, необходимо составить акт приема-передачи дел и отметить в нем, какие документы были проверены, какие обнаружены несоответствия и недочеты. К акту прилагается перечень трудовых книжек (с указанием Ф.И.О. владельца, серии и номера трудовой книжки и вкладышей (при их наличии)), перечень личных дел работников, журналов по учету кадров и т.д.

Н.Н.Булыга

Редактор журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Подписано в печать

Проведение кадрового аудита позволяет оценить эффективность существующей в организации системы управления кадрами, а также соответствие кадрового потенциала заявленным целям и стратегии развития.

Поскольку законодательство не требует обязательного аудита кадрового делопроизводства, обычно проверку кадровой документации и работы кадровой службы заказывают руководители, стремящиеся избежать возможных претензий со стороны контролирующих органов.

Однако кадровый консалтинг и аудит помогает в решении более широкого круга задач: он выявляет проблемы управления персоналом, предлагает эффективные методы управления с учётом требований законодательства и отраслевых норм, предоставляет полные сведения о кадровых ресурсах и перспективах их использования в соответствии с долгосрочной стратегией развития организации.

Порядок проведения проверки кадрового делопроизводства

Существуют несколько видов аудита кадровой документации, основными из которых являются полная и выборочная проверка кадровых документов.

Выборочный кадровый аудит позволяет выявить различные нарушения законодательства, однако в экспертном заключении приводится только по два-три примера таких нарушений.

При полной кадровой проверке выявляются и документируются все нарушения, допущенные предприятием в кадровом делопроизводстве, как по каждому работнику в отдельности, так и в целом по всему коллективу. Процедура полного кадрового аудита отличается более высокой стоимостью и большим сроком проведения, однако она обеспечивает заказчика достаточной информацией для быстрого исправления выявленных нарушений и восстановления отсутствующей документации.

При оформлении заказа на кадровую проверку предварительно оцениваются объёмы работ, после чего назначаются ответственные за проведение кадрового аудита персонала со стороны ГК «Мой бизнес» и заказчика, составляется план-график работ по проверке кадрового делопроизводства и выполняется сам аудит.

Итогом работ является экспертный отчёт с информацией о:

  • состоянии кадрового делопроизводства и его соответствии действующему законодательству
  • выявленных нарушениях
  • возможных административно-штрафных санкциях

Кроме того, мы готовим детальные рекомендации, позволяющие в сжатые сроки устранить нарушения и восстановить кадровое делопроизводство, либо сами восстанавливаем его.

Проконсультироваться со специалистами ГК «Мой бизнес» вы можете по телефону (343) 228-48-92.

Также Вы можете заказать звонок и мы с Вами свяжемся в удобное для Вас время.

Кадровый аудит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *