Кадастровая стоимость земли устанавливается

Если не определена кадастровая или нормативная стоимость земельного участка, то в отношении такого участка земельный налог не уплачивается

Вопрос:

ООО является собственником земельных участков, уплачивает земельный налог.

Согласно п. 1 Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010. То есть размер новой кадастровой стоимости фактически был установлен и распространен на прошлый период.

В соответствии со ст. ст. 390 — 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 должна быть изменена налоговая база за 2010, 2011 гг. и произведен перерасчет земельного налога. Вместе с тем орган, осуществляющий кадастровый учет, на основании ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предоставляет информацию о кадастровой стоимости земельного участка только по состоянию на дату запроса и, следовательно, у ООО отсутствует возможность получить информацию о внесении изменений в кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2010 г. и 2011 г.

ООО направило запрос о предоставлении кадастровых справок в отношении земельных участков. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росреестра по Московской области, сведения о новой кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 и, соответственно, 01.01.2011 не были своевременно внесены в данные кадастрового учета.

Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения предоставляются по письменному заявлению заявителя органом, осуществляющим кадастровый учет, а также размещаются на официальном сайте такого органа. При этом законодательством не установлено преимущество ни одного из указанных способов получения информации о кадастровой стоимости земельных участков.

Может ли ООО в целях исчисления земельного налога использовать данные о кадастровой стоимости, утвержденные в Распоряжении Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, при отсутствии таких данных в реестре кадастрового учета?

Подлежит ли применению новая кадастровая стоимость, установленная Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ по состоянию на 01.01.2010 и внесенная в данные кадастрового учета, которая ухудшает положение ООО? Возникает ли у ООО обязанность произвести перерасчет суммы земельного налога за 2010 г.?

Как определяется налоговая база по земельному налогу, если кадастровая стоимость в отношении земельного участка не установлена и при этом не принят ненормативный акт, устанавливающий нормативную стоимость такого земельного участка?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 марта 2012 г. N 03-05-05-02/15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

На основании п. 4 ст. 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом отмечаем, что положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса).

Исходя из положений вышеназванного Определения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания п. 5 ст. 5 Налогового кодекса действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, полагаем, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

На основании ст. 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

Таким образом, если в отношении земельного участка не определена кадастровая или нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Земельный налог уплачивается в отношении участков, поставленных на кадастровый учет. Но бывает, что кадастровая стоимость на участок не определена и нет акта, устанавливающего стоимость такого участка. Как рассчитать налог в этом случае? Давайте разбираться.

Узнаем кадастровую стоимость земли

База для расчета земельного налога определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом.
По земельным участкам, образованным в течение календарного года, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.
Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сведения о кадастровой стоимости доводятся до плательщиков земельного налога двумя способами:
1) предоставляются по письменному заявлению в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
2) размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в интернете.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщика».
Получается, чтобы определить налоговую базу по земельному налогу, нужно подать заявление о предоставлении сведений либо найти необходимые данные в интернете. Первый вариант предпочтительнее, так как предприятие будет иметь письменное подтверждение кадастровой стоимости своего участка.

Если кадастровая стоимость пересмотрена

Бывает, что региональные власти пересматривают (чаще всего повышают) кадастровую стоимость земли задним числом.
К примеру, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. № 236-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Московской области по состоянию на 1 января 2010 года.
И у организаций, уплачивающих земельный налог, возник закономерный вопрос: нужно ли произвести пересчет налоговой базы за 2010–2011 годы?
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15, при утверждении новых результатов государственной оценки земельный налог нужно пересчитать. Но только в том случае, если это улучшает положение налогоплательщика.
Однако необходимо учесть один нюанс.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О, правовое регулирование земельного налога состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Соответственно, региональные нормативные акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков действуют на общих основаниях. То есть Конституционный суд отсылает нас к статье 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах:
– вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
– акты, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства и пр., обратной силы не имеют;
– акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они это прямо предусматривают.
Поскольку в распоряжении № 236-РМ не указано, что оно распространяется на предыдущие периоды, то для целей расчета земельного налога оно вступает в силу только с 1 января 2012 года.
Аналогичными аргументами можно воспользоваться, если сходная ситуация сложилась в иных регионах.

Если кадастровая стоимость земли не определена

А вот если кадастровая стоимость земельного участка вообще не определена, следует руководствоваться положениями пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.
То есть для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 (далее – постановление № 319) ежегодно определять нормативную цену земли обязаны органы исполнительной власти субъектов РФ.
Документ о нормативной цене земли выдают заинтересованным лицам районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (п. 4 постановления № 319).
Если окажется, что кадастровая стоимость земельного участка не определена, налогоплательщик должен обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству за документом о нормативной цене участка.
Если же и нормативная цена земли не определена, то, по мнению Минфина России (письмо от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15), в этом случае отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога. Для того чтобы подтвердить тот факт, что кадастровая стоимость и нормативная цена для конкретного земельного участка не установлены, желательно иметь соответствующие документы от уполномоченных органов.

Межевание земли

Бывают случаи, когда на тот или иной участок нет документов о межевании. Но в то же время участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с приблизительной площадью. Возникает ли в данном случае обязанность по уплате земельного налога? По мнению чиновников, возникает (письмо Минфина России от 19 апреля 2012 г. № 03-05-06-02/32).
Без межевания участка невозможна госрегистрация права на него. Однако если в ЕГРП отсутствует информация о существующих правах на участок, то плательщик земельного налога определяется на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих право на землю. Это установлено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ.
Такими документами могут быть оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы; соответствующее решение о предоставлении земельного участка и т. д.

Статья напечатана в журнале «Учет в производстве» №6, июнь 2012 г.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Тарногский район

Всё чаще в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области (Кадастровая палата) обращаются граждане, органы государственной власти и органы местного самоуправления в связи с отсутствием сведений о кадастровой стоимости у объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости. Разберемся в причинах.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки.
В случае образования или создания объекта недвижимости, при включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений площади, категории земель, разрешенного использования для земельных участков, а так же назначения, площади, номера кадастрового квартала или родительского объекта для объектов капитального строительства Кадастровой палатой осуществляется определение кадастровой стоимости.
Для расчета кадастровой стоимости используется такая величина, как «удельный показатель кадастровой стоимости».
В случае отсутствия в результатах государственной кадастровой оценки земель утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости определить кадастровую стоимость не представляется возможным. Определение кадастровой стоимости земельного участка в данном случае возможно только в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Также кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена при отсутствии в сведениях о земельном участке таких характеристик, как разрешенное использование и категория земель.
У объектов капитального строительства кадастровая стоимость может отсутствовать в случае, если объект недвижимости является сооружением, машино-местом, объектом незавершенного строительства, единым недвижимым комплексом или предприятием как имущественный комплекс, поскольку не установлен порядок определения кадастровой стоимости таких объектов недвижимости.
С 01.01.2017 г. в соответствии с нововведениями в законодательстве полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки, а так же определению кадастровой стоимости в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки наделяется бюджетное учреждение, которое будет создано и на территории Вологодской области, что значительно уменьшит количество объектов недвижимости без кадастровой стоимости.
На территории Вологодской области проведение государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением запланировано на 2019 г. по земельным участкам (все категории), на 2020 г. по объектам капитального строительства.

3. Неоднозначность вида разрешенного использования земельного участка

Существуют случаи, когда вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести его ни к одной из функциональных групп типового перечня видов разрешенного использования (приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39). В таком случае, определить кадастровую стоимость земельного участка также не представляется возможным.

Однако, Градостроительный кодекс РФ (ч. 3, ч. 4 ст. 37) допускает, что, основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов недвижимости правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Таким образом, в случае уточнения вида разрешенного использования земельного участка, путем представления в орган регистрации прав заявления в установленном порядке, и при наличии в результатах государственной кадастровой оценки удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего виду разрешенного использования, кадастровая стоимость такого земельного участка будет определена.

4.5. Если кадастровая стоимость земли не утверждена

Если данные по кадастровой стоимости земли отсутствуют, то налоговая база по земельному налогу определяется исходя из нормативной стоимости земли. Аналогичное мнение высказано в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54. Судьи свою позицию аргументировали нормами ст. 65 ЗК РФ и п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Эту позицию разделяют и в Минфине России (письмо от 12.08.2009 N 03-05-05-02/48).
Справка. Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ (ст. 25 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 «О плате за землю»).
В настоящее время порядок определения нормативной цены земли прописан в постановлении Правительства РФ от 15.03.97 N 319. В нем сказано, что нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Обязанность выдачи налогоплательщикам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возлагается на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Обратите внимание! Как только кадастровая стоимость будет утверждена, компании придется пересчитать и доплатить налог, сдав «уточненку». Но при этом не придется платить пени и штрафы.

Кадастровая стоимость земли устанавливается

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *