Кадастровая стоимость налог на имущество

Содержание

Пример расчета налога на имущество

Приведем пример расчета налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости.

Условие примера

Отчетная дата Остаточная стоимость (руб.)
На 01.01.2019 2500000
На 01.02.2019 2225000
На 01.03.2019 2150000
На 01.04.2019 2700000
На 01.05.2019 2550000
На 01.06.2019 2400000
На 01.07.2019 2250000
На 01.08.2019 2100000
На 01.09.2019 1950000
На 01.10.2019 1800000
На 01.11.2019 1650000
На 01.12.2019 1500000
На 31.12.2019 1350000

Решение

Шаг 1. Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества

Шаг 2. Рассчитаем годовую сумму налога

Для нашего примера возьмем максимальную ставка налога на имущество – 2,2%.

2086538,46 руб. х 2,2% = 45903,85 руб.

Так как налоги уплачиваются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ), плательщик с учетом округления должен перечислить в бюджет 45904 руб. налога на имущество организаций.

Шаг 3. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за I квартал

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000)/4 = 2393750 руб.

Шаг 4. Рассчитаем авансовый платеж за I квартал

2393750/4 х 2,2% = 13166 руб.

Шаг 5. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за полугодие

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000)/7 = 2396428,57 руб.

Шаг 6. Рассчитаем авансовый платеж за полугодие

2396428,57/4 х 2,2% = 13180 руб.

Шаг 7. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за 9-ть месяцев

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000 + 2100000 + 1950000 + 1800000)/10 = 2262500 руб.

Шаг 8. Рассчитаем авансовый платеж за 9-ть месяцев

2262500/4 х 2,2% = 12444 руб.

Шаг 9. Рассчитаем сумму налога, подлежащую доплате в бюджет по итогам года

45904 – (13166 + 13180 + 12444) = 7114 руб.

Об объектах «кадастрового» налогообложения

На основании п. 1 ст. 378.2 НК РФ налог исходя из кадастровой стоимости недвижимости уплачивается в отношении следующего имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  2. нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;
  3. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Сразу скажем, что далее мы будем рассматривать споры, касающиеся первых двух подпунктов.

О проведении обследования для определения видов фактического использования объекта

Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным порядком.

Оформленным с нарушением признается акт обследования, если он составлен сотрудником, не входящим в состав утвержденной комиссии, и подписан членами комиссии, не осуществлявшими обследование объекта (Определение ВС РФ от 16.06.2016 N 49-АПГ16-23).

Бывает, что недвижимость включается в перечень объектов «кадастрового» налогообложения на основании актов обследования, составленных без доступа в здание (строение, сооружение), а потому не отражающих реальной картины использования объекта. В таком случае организация вправе обратиться в уполномоченный орган с просьбой о повторном проведении обследования в целях определения фактического использования объекта недвижимости либо в судебном порядке обжаловать приказ (постановление) об утверждении перечня объектов «кадастрового» налогообложения.

Примечание. Ниже мы убедимся в том, что не повторное, а очередное обследование (то есть обследование в целях формирования перечня на следующий год) не позволяет добиться исключения объекта из перечня (см. раздел «Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?»).

Так, из Апелляционного определения ВС РФ от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 следует, что здание было включено в перечень на основании акта обследования, согласно которому 76,2% общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений. Однако было установлено, что, поскольку организация не предоставила доступ в здание для обследования, вывод о фактическом использовании был сделан:

  • по результатам осмотра фасада здания;
  • на основании полученной из Интернета информации о размещении по данному адресу коммерческих организаций;
  • с учетом вывесок организаций на контрольно-пропускном пункте, через который осуществляется проход на территорию, где расположено здание.

Повторное обследование здания работниками уполномоченного органа (госинспекции) с представителем организации показало, что офисы занимают только 0,8% от общей площади здания. Остальная площадь используется для производственных целей и размещения складов. Поэтому суд признал недействующим соответствующий пункт перечня.

Схожие ситуации описаны в Апелляционных определениях ВС РФ от 14.07.2016 N 5-АПГ16-31 и N 5-АПГ16-32. В них отмечено: сведения из ЕГРЮЛ и Интернета, свидетельствующие о нахождении в здании нескольких торговых организаций, сами по себе не подтверждают, что для размещения офисов используется более 20% помещений в здании.

Таким образом, если вывод о фактическом использовании здания сделан госинспекцией на основании осмотра фасадов и информации, размещенной в Интернете, без доступа в помещения, у налогоплательщиков есть возможность добиться исключения здания из перечня объектов «кадастрового» налогообложения. Причем если уполномоченный орган отказал в проведении повторного обследования, то доказательством непревышения 20%-ного лимита площади может быть составленный налогоплательщиком расчет, основанный на фактических сведениях (Апелляционное определение ВС РФ от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42).

Парковка как объект «кадастрового» налогообложения

Из содержания п. 3 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что площадь парковок учитывается при решении вопроса, подпадает ли здание (строение, сооружение) под «кадастровое» налогообложение.

К сведению. В частности, согласно п. 3 здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Аналогично фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 4.1 здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Однако из указанных норм не следует, что парковки, представляющие собой самостоятельные объекты недвижимости, в любом случае должны включаться в перечень объектов «кадастрового» налогообложения. Верховный суд в Определении от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18 подчеркнул: спорная парковка не является сопутствующей офисной инфраструктурой административно-делового центра, а представляет собой самостоятельный объект недвижимости — 4-этажную автостоянку. Согласно акту обследования фактического использования здания автостоянка занимает 13 135,9 кв. м площади здания, остальная часть здания сдается в аренду (размещены автомойка, ресторан, клиринговая компания). Сданная в аренду площадь составляет 1 370,7 кв. м, то есть меньше 20% от общей площади здания. Следовательно, здание многоуровневой автостоянки было необоснованно включено в перечень объектов «кадастрового» налогообложения.

Кабинеты руководства организации — не офисы, столовая для работников — не объект общепита

Расположенные в производственном здании кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат, а также помещения столовой, оказывающей услуги работникам предприятия, не свидетельствуют о том, что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов и (или) объектов общественного питания.

Подтверждение тому — позиция ВС РФ, выраженная в Апелляционных определениях от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42 и от 25.08.2016 N 5-АПГ16-59. В обоих случаях уполномоченный орган включил здание в перечень объектов «кадастрового» налогообложения в связи с тем, что общая площадь кабинетов превысила установленный 20%-ный лимит.

Обратившись в суд, налогоплательщики сослались на то, что кабинеты административно-управленческого персонала не имеют самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания производственной деятельности.

Судьи учли, что основным видом деятельности организации является производство продукции. Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию «офис», поскольку:

  • используются самим налогоплательщиком для целей осуществления его хозяйственной деятельности;
  • в аренду третьим лицам помещения не сдаются.

Размещение офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Дополнительно ВС РФ указал: столовая, созданная в целях удовлетворения потребностей работников, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности организации и не относится к объектам общественного питания, о которых идет речь в ст. 378.2 НК РФ. Помещения столовой, используемой не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников организации, не учитываются в составе площади, которая определяет объект «кадастрового» налогообложения.

Неоднозначность вида разрешенного использования земельного участка — повод для установления видов фактического использования

Положения федерального и регионального законодательства предусматривают отнесение недвижимости к административно-деловому или торговому центру (комплексу) в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, его площади и (или) вида его фактического использования.

Верховный суд в Апелляционном определении от 25.08.2016 N 5-АПГ16-60 указал: виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов «кадастрового» налогообложения, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 39 (Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»), а именно:

  • код 1.2.5 — земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • код 1.2.7 — земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, — земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, — относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9 и не соответствует кодам 1.2.5 и 1.2.7. Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Акт обследования, проведенного по просьбе организации, подтверждает, что 100% общей площади здания фактически используется под размещение склада, не связанного с торговлей.

При таких обстоятельствах включение спорного здания в перечень объектов «кадастрового» налогообложения противоречит закону.

Еще один схожий случай описан в Апелляционном определении ВС РФ от 29.09.2016 N 5-АПГ16-58. В данном случае земельный участок, на котором расположено спорное здание, имел вид разрешенного использования «использование территории для дальнейшей эксплуатации зданий под административный и складской корпуса». Судьи указали:

  • этот вид использования однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • вопрос о правомерности включения здания в перечень «кадастровых» объектов должен решаться с учетом фактического использования объекта недвижимости.

Согласно проведенному обследованию 86,6% общей площади здания используется под склад, 12,35% составляют помещения общего пользования и 1,05% — технические помещения. Следовательно, здание включено в перечень необоснованно.

Что дает обращение в суд?

Некоторые налогоплательщики полагают, что обращение в суд с требованием об исключении того или иного объекта из перечня бессмысленно, поскольку судебные разбирательства могут тянуться долго и, скорее всего, к моменту вступления в силу решения суда перечень уже будет неактуальным, ведь его действие ограничено одним налоговым периодом. Эти опасения беспочвенны.

Верховный суд неоднократно указывал, что соответствующий пункт перечня признается недействующим не с момента вступления в силу решения суда, а с даты принятия приказа об утверждении перечня. В противном случае решение суда не позволяет восстановить нарушенные права организации. Предположим, перечень был утвержден в 2015 году в целях исчисления налога в 2016 году, а решение суда в пользу организации принято в 2017 году. Соответственно, исключение объекта из перечня в 2017 году, когда перечень уже не действует, не имеет смысла и не позволяет организации избежать уплаты налога исходя из кадастровой стоимости за 2016 год. Именно поэтому ВС РФ не раз подтверждал обоснованность мнения тех судов, которые признавали незаконным включение объекта в перечень с момента его утверждения (см. Определение от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18, Апелляционное определение от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 и др.).

Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?

Если обследование проведено государственной инспекцией для формирования перечня объектов «кадастрового» налогообложения на следующий год, такой акт не позволит доказать необоснованность включения здания в перечень на текущий год. Поясним этот вывод на примере ситуации, описанной в Апелляционном определении ВС РФ от 08.09.2016 N 5-АПГ16-43.

Согласно акту обследования от 30 сентября 2014 года 84,1% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 15,9% — в иных целях. Здание включено в перечень на 2015 год.

Акт, составленный 27 ноября 2015 года, свидетельствовал о том, что объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов.

Организация обратилась в суд, указав на следующие обстоятельства:

  • в первом акте отражено, что при проведении обследования доступ в здание был частично ограничен;
  • вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, сделан сотрудниками госинспекции на основании его визуального осмотра и поэтажного плана здания.

При этом организация не отрицала факт сдачи части помещений в здании в аренду, но настаивала на том, что доля офисов существенно ниже установленного законодателем 20%-ного порога. В связи с этим включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Сотрудник госинспекции, подписавший акт обследования и допрошенный судом в качестве свидетеля, подтвердил, что при обследовании здания дальше проходной их не пропустили, фотографии делать не разрешили, в связи с чем в акте указано: частично ограничен доступ в здание, вывод о его фактическом использовании для размещения офисов сделан на основе результатов визуального осмотра фасада здания, сведений, содержащихся в Интернете, и экспликации здания.

Суд решил: в 2015 году обследование проведено в целях формирования перечня на очередной налоговый период (на 2016 год), то есть обследование не являлось повторным (осуществлялось не для разрешения спора в отношении перечня на 2015 год). Поэтому второй акт, согласно которому объект не используется для размещения офисов, не опровергает вывод о наличии офисов в указанном здании по состоянию на дату составления первого акта, поскольку второй акт оформлен существенно позже даты обследования здания, результаты которого послужили основанием для включения объекта недвижимости в перечень на 2015 год.

Верховный суд разъяснил, как понимать п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ

В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Соответственно, фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% общей его площади для размещения вышеуказанных объектов.

Судебная коллегия ВС РФ в Апелляционном определении от 22.09.2016 N 91-АПГ16-3 отметила следующее.

Отнесение здания (строения, сооружения) к объектам налогообложения на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае, когда для таких объектов используется более 20% площади здания, но менее 20% под торговую деятельность и менее 20% под офисную, что не позволяет признать здание ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).

Судебная коллегия также указала, что если собственниками административно-делового или торгового центра (комплекса) выступают несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.

В качестве заключения

Мы рассмотрели позиции ВС РФ по некоторым спорным вопросам, связанным с отнесением имущества к объектам «кадастрового» налогообложения. Этими позициями будут руководствоваться в своей работе налоговые органы. Надеемся, данный материал поможет налогоплательщику оценить правомерность своей точки зрения и целесообразность и перспективы судебного разбирательства.

>
Земельные отношения > Налог на имущество от кадастровой стоимости 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.93

Налог на имущество физических лиц

Законом Белгородской области от 02.11.2015 № 9 «Об установлении единой даты начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» определена единая дата начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости – 1 января 2016 года.

Первый срок уплаты налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости за 2016 год – 1 декабря 2017 года.

Объектом налогообложения признается следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс (совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически – ст. 133.1 Гражданский кодекс РФ);

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение (например, хозяйственные постройки: теплицы, бани, сараи; коммерческие объекты: производственные, торговые, офисные здания и помещения; принадлежащее физическим лицам любое другое недвижимое имущество, не указанное в пунктах 1-5).

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговые льготы определяются статьей 407 Налогового кодекса РФ и муниципальными нормативными правовыми актами

Налоговым кодексом РФ не устанавливаются конкретные ставки налога на имущество физических лиц – это право органов местного самоуправления, так как налог на имущество физических лиц является местным налогом. Однако на федеральном уровне определяются правила установления налоговых ставок, в том числе их предельные максимальные значения. Максимальные размеры налоговых ставок в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения приведены в таблице:

Вид объекта Максимальная ставка
Объекты, стоимость которых не превышает 300 млн. руб.:
Жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) 0,1 процента (Предельная налоговая ставка 0,1% может быть уменьшена до нуля или увеличена до 0,3% нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований)
Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом
Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)
Гаражи и машино-места
Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС
Объекты, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объекты, образованные путем их раздела (или другого преобразования): торговые, административно-деловые (офисные) центры, отдельные объекты торговли, офисного назначения, общественного питания, бытового обслуживания 2 процента
Прочие объекты налогообложения (например, коммерческие производственные объекты, хозяйственные постройки площадью более 50 кв.м) 0,5 процента
Объекты, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб. 2 процента

Полную информацию о ставках налога и перечне льгот по налогу на имущество физических лиц можно получить с использованием специального сервиса официального сайта Федеральной налоговой службы «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» официального сайта ФНС

Если информация о ставках налога на сайте ФНС будет не доступна, когда Вы обратитесь к этому сайту, то воспользуйтесь справочной информацией, которую подготовил департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области:

Справочная информация о ставках налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в Белгородской области на 2016 год

Справочная информация о ставках налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в Белгородской области на 2017 год

Ознакомьтесь с Брошюрой «Налог на имущество от кадастровой стоимости: пособие в форме «вопрос-ответ», которая содержит ответы на актуальные вопросы, которые возникающие в связи с введением нового порядка налогообложения недвижимого имущества от кадастровой стоимости, пошаговую инструкцию, пользуясь которой каждый гражданин может узнать кадастровую стоимость своего имущества и сумму налога на имущество физических лиц:

Брошюрой «Налог на имущество от кадастровой стоимости: пособие в форме «вопрос-ответ»

Налог на имущество организаций

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, законом Белгородской области от 03.06.2015 № 356 «О внесении изменений в закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций» с 1 января 2016 года уплата налога на имущество организаций осуществляется исходя из кадастровой стоимости для следующих видов объектов:

1) объекты торговли, офисного назначения, общественного питания и бытового обслуживания, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области (ознакомиться с Перечнем):

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
— нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Ставка налога в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается по общему правилу в размере 2,0 процента.
Для объектов торговли, офисного назначения, общественного питания и бытового обслуживания, включенных в Перечень, принадлежащих организациям, применяющим специальные налоговые режимы, ставка налога устанавливается в 2016 году в размере 1,0 процента, в 2017 году — 1,5 процента при соблюдении следующих условий:
— для административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них — площадь административно-делового центра или торгового центра (комплекса), являющегося объектом налогообложения или помещение в котором является объектом налогообложения, не превышает 5000 кв. м;
— для отдельных нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания — площадь нежилого помещения, являющегося объектом налогообложения, не превышает 5000 кв. м;
— объект недвижимости, являющийся объектом налогообложения, поставлен на государственный кадастровый учет не позднее 1 января 2015 года и по состоянию на 1 января 2015 года находился в собственности организации, применяющей специальный налоговый режим.

Правила оплаты для юридических и физических лиц

Имущественный налог находится в ведении регионов. В 2019 году, до 1 декабря, вносятся платежи за период-2018.

Физические лица

Заплатить налог придется любому человеку, в чьей собственности есть недвижимость, указанная в ст.401 НК.

Базой начисления признается кадастровая оценка по ЕГРН (ст. 403 гл.32). Обязательно учитываются законные пути уменьшения платежной суммы.

Юридические лица

Организации и предприятия всех форм также платят налоги. Все основные моменты этого отражает глава 30 НК.

Чтобы недвижимость попала в поле зрения налоговиков, требуются всего два условия:

  • балансовый учет объекта;
  • его принадлежность к основным средствам.

А вот способ имущественного обладания у предприятия куда больше, чем у гражданина, начиная с привычной собственности и заканчивая непонятными порою для обывателя вариантами:

  • временным владением/распоряжением;
  • доверительным управлением, концессией;
  • и другими.

В целом налоговая система для юридических лиц значительно сложнее, чем «гражданские» правила. До настоящего времени многие объекты юридических собственников облагаются налогами по среднегодовой оценке.

Кадастр применим для следующего имущества:

  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).

Налоговая ставка имущественных платежей из кадастрового расчета находится в ведении местных органов власти, которые определяют точное значение ставки, согласно ст. 380.

Изменения в законодательной базе по данному вопросу

Громкие изменения определил ФЗ № 284 от 04.10.14 о дополнении Налогового Кодекса главою 32 «Налог на имущество физических лиц». В соответствие с п.1 ст.402 инвентаризационная оценка для исчисления недвижимости заменяется на кадастровую стоимость объекта. Фактически можно говорить о совершенно новом налоге на недвижимость.

Соответствующие поправки в законодательство начали действие 01.01.15. Тот год стал экспериментальной площадкой по отработке новых положений. Платежки за налоговый период-2015, обсчитанные по кадастровому принципу, собственники получили в 2016 г.

Для нивелирования недовольства граждан и более мягкого перехода к жесткой схеме «удовольствие» от роста налогов растянули во времени до 2020 года:

  • в предстоящие 5 лет ставки растут за каждый год на 20%;
  • применяются понижающие коэффициенты;
  • регионы подключаются поэтапно в зависимости от экономической обоснованности реформ (то бишь, платежеспособности населения и числа бюджетных «дыр»).

Основные направления ФЗ № 335, принятого в ноябре прошлого года, удивили тем количеством изменений, которые коснулись налогов на имущество. Довольно неприятным сюрпризом для многих явилось налогообложение для категорий лиц, выступающих плательщиками ЕНДС с 1 января 2018 года. Правило действует и в 2019 году. Если до этого момента перечисление было обязательным для организаций, работающих по общему режиму отчислений, ЕНДВ, УСН и по патентной форме, то теперь нововведения коснулись и производителей товаров сельскохозяйственной группы.

В то время как для организаций налог стал обязателен только на имущественные объекты, облагаемые кадастровой стоимостью, для тех, кто относится к категории плательщика НДС – он введен абсолютно по всем формам имущества, как движимого, так и недвижимого.

С этого года налоговая нагрузка вырастет не только в области ввода НДС, но и вводе бюджетных отчислений на все основные средства, не имеющие прямого отношения к сельскохозяйственной сфере.

Кроме того, новый закон регламентирует, что физические лица теперь будут отчислять 0,1% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Регионы применения

Для граждан

В настоящее время большинство регионов перешло на новую налоговую схему – 61 субъект.

Процесс реформирования происходил так:

  1. С 2015 года схема запущена в качестве «пилотного» проекта в 28 регионах страны. Список «первопроходцев» открыли Бурятия, Ингушетия, респ. Коми, Забайкальский край, Удмуртия, Татарстан, г. Москва и некоторые другие регионы страны с приемлемым качеством жизни населения.
  2. На следующий год налоги по кадастру начали взимать еще в 21 субъекте. В 2017 году реформы пришли в Оренбуржье, Адыгею, в Карелию, в Астраханскую, Мурманскую, Орловскую и Тамбовскую области, в Еврейскую область и Чукотскую автономию.
  3. В 2019 году актуально действие программы в 57 регионах РФ. Список пополнил ряд крупных промышленных областей, где качество жизни населения на порядок выше.

Для юридических собственников

Здесь изменения не столь стремительны: в регионах не торопятся применять законодательные новшества.

Кадастровая стоимость для административных объектов, торговых и деловых центров по налоговым периодам применяется следующим образом:

  • 2015 – ввели 29 регионов;
  • 2016 – подключились 19 субъектов;
  • 2017 – список дополнили 8 местностей;
  • 2018 — список субъектов федерации, где изменения, принятые на законодательном уровне, вступили в силу и активно применяются, составляет 64 региона, что в 2,5 раза больше, чем в 2015.

Предоставление льгот и вычетов

В «бочке дегтя» есть «капля меда» – инициаторы новой схемы налога сохранили применяемые налоговые преференции.

Налогоплательщикам по-прежнему предоставляется возможность уменьшить налоговые расходы, а то и вовсе не платить.

Категории льготников

Статья 407 НК определяет круг лиц, полностью освобожденных от имущественных платежей.

В списке льготников:

  • Ветераны всех категорий;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • инвалиды детства;
  • граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах;
  • лица, принимавшие участие в термоядерных испытаниях особого риска;
  • ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • члены семьей военнослужащих, погибших на службе;
  • пенсионеры;
  • представители творческих профессий в отношении объектов, используемых непосредственно в такой деятельности;
  • физлица – на хозяйственные постройки до 50 «квадратов», находящиеся на садово-огородных участках, под ИЖС.

Государство пресекает попытки переоформления недвижимости на льготника. Поэтому исключения предоставляется на один объект каждого типа недвижимости по выбору собственника. Если же он не делает этого, ФНС поможет определиться, но не в пользу льготника.

Таким образом, можно одновременно не платить за дом, квартиру и гаражный объект, но вот избежать платежей сразу за две квартиры не выйдет.

Налоговые вычеты

Уменьшить налоги может каждый путем снижения налогооблагаемой площади.

Вычеты предоставляются на такие типы недвижимости (в кв. метрах):

  • комнаты – 10;
  • квартиры – 20;
  • частный дом – 50.

Это общероссийские нормы. Муниципалитеты и власти городов с федеральным статусом вправе увеличивать вычеты.

На практике процедура осуществляется путем вычета из общей оценки кадастровое начисление за льготную площадь. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению. Собственник может порадоваться: налоговая база считается равной нулю, и платить ничего не придется.

Порядок расчета

Кадастровая стоимость устанавливается субъектом с применением 135-го закона «Об оценочной деятельности».

Периодичность пересмотра:

  • 3 года в городах федерального значения;
  • 5 лет – для других регионов.

Узнать актуальную стоимость можно на портале Росреестра через раздел справочной информации. Также можно обратиться к сервису налоговой службы. Но для этого понадобится кадастровый номер объекта.

Собственник не обязан считать налог на свою квартиру самостоятельно. За него это сделает налоговая служба и уведомит соответствующей квитанцией. Однако, в связи с последними изменениями, лучше заранее узнать сумму, которую предстоит выложить в бюджет.

Налоговый расчет по новой схеме проводится с применением формулы:

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К + Н2*СИ

Где:

  • Н – итоговая сумма платежа;
  • Н1 – кадастровая оценка недвижимости;
  • СК – ставка по кадастру;
  • Н2 – инвентаризационная стоимость;
  • СИ – ставка инвентаризационного налога;
  • К – коэффициент.

Коэффициенты понижения: 2016 – 0,2; 2017 – 0,4; 2018 – 0,6; 2019 – 0,8. Собственники выходят на 100-процентную оплату по кадастру без понижения к 2020 г., после чего платеж считается как умножение кадастровой стоимости на ставку за минусом налогового вычета.

Алгоритм вычислений:

  • определяем размер налога от кадастра;
  • считаем инвентаризационный платеж;
  • определяем разницу между этими показателями;
  • полученный результат умножаем на коэффициент понижения;
  • к итогу прибавляется инвентаризационный налог.

Порядок оспаривания оценочных действий

Массу вопросов вызывает кадастровая оценка. Часто показатель прилично завышен.

Особенно это касается домов старой постройки: 60-х и 70-х годов. Морально и физически эти строения устарели: амортизационный износ превышает половину их реальной стоимости. Но у государственной системы иное мнение: домик-то, оказывается, еще в цене. На практике продать дом за такие деньги не реально, зато налог получается внушительный. Несоответствия характерны и для более «молодых» объектов.

Поэтому логичен вопрос: можно ли оспорить кадастровую оценку недвижимости при ее завышении? Закон такую возможность предоставляет, но придется проявить настойчивость.

Предоставляется два способа:

  • обращение с иском в судебные инстанции;
  • комиссионное разрешение споров в местном подразделении Росреестра. Ознакомиться с порядком оспаривания можно на ведомственном сайте.

Другая возможная ситуация – ошибки в начислении платежа. Но их обнаружить сможет человек, осведомленный о порядке расчета налога и своих правах на применение льгот.

Восстановить справедливость не сложно:

  • направляется письменная претензия в подразделение ФНС по месту своей регистрации или через личный кабинет налогового портала. В обращении нужно перечислить ошибки в расчете, указать основания для предоставления льгот (если таковые есть). Завершается претензия требованием возврата переплаты;
  • представители ведомства обязаны дать письменный ответ;
  • при несогласии с отрицательным решением или если обращение проигнорировано, нужно идти в суд.

Что входит в список объектов недвижимости, по которым налог на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости?

  • Недвижимость
    • Государственный кадастр объектов недвижимости
      • Кадастровая выписка
      • Кадастровая стоимость объекта недвижимости (жилья)
        • Кадастровая стоимость дома
        • Кадастровая стоимость здания
        • Налог и кадастровая стоимость недвижимости
      • Кадастровый номер объекта недвижимости
        • Как и где узнать (посмотреть, получить) кадастровый номер объекта недвижимости?
      • Кадастровый паспорт на объект недвижимости
      • Кадастровый учет объекта недвижимости
    • Земельный участок
      • Аренда земельного участка
        • Аренда сельскохозяйственных земель
        • Договор аренды земли
        • Муниципальных земель
        • Сроки аренды
        • Стоимость земельного участка
        • У государства
      • Дарение
        • Дарение с домом
      • Использование, владение и распоряжение землей
        • Право пользования земельным участком
          • Сервитут на земельный участок
            • Виды сервитутов
      • Категории земель
        • Виды разрешенного использования земель
          • Вид разрешенного использования земельного участка — ИЖС
            • Как перевести землю в ИЖС?
            • Нормы застройки участков ИЖС
          • Вид разрешенного использования земельного участка — ЛПХ
        • Земли лесного фонда
        • Земли населенных пунктов
        • Земли сельскохозяйственного назначения
        • Земли специального назначения
      • Купля-продажа земельных участков
        • Договор купли-продажи земли
        • Налогообложение купли-продажи земли
      • Межевание земельных участков
        • Кадастровый паспорт
          • Кадастровая выписка
          • Кадастровый план
            • Межевой план
        • Межевание земель разных видов назначения
      • Наследование земельного участка
      • Предоставление земельных участков
        • Для целей не связанных со строительством
        • Льготные категории
          • Многодетным семьям
    • Ипотека
      • Аннуитетные и дифференцируемые платежи по ипотеке
      • Банки
        • ВТБ 24
        • Газпромбанк
        • Россельхозбанк
        • Сбербанк
      • Брак, брачный договор и ипотека
        • Ипотека при разводе
      • Ипотека и купля-продажа недвижимости
        • Купля-продажа земельного участка с домом и без в ипотеку
        • Купля-продажа квартиры и ипотека
      • Налоговый вычет и возврат по ипотеке
        • Возврат налога за проценты по ипотеке
        • Возврат налога при покупке квартиры в ипотеку
      • Оформление ипотеки
        • Документы для ипотеки
        • Ипотека без справок и документов
          • Ипотека без официального трудоустройства
          • Ипотека по двум документам
        • Ипотека для индивидуальных предпринимателей
        • Ипотека для пенсионеров
          • Банки, которые выдают ипотеку пенсионерам
        • Ипотека на жилую недвижимость
          • Ипотека на дом
          • Ипотека на земельный участок
          • Ипотека на квартиру
            • Ипотека на вторичные квартиры
              • Банки с ипотекой на вторичное жилье
            • Ипотека на долю в квартире
            • Ипотека на комнату
            • Ипотека на новостройки
          • Ипотека на строительство дома
        • Ипотека на нежилую недвижимость
        • Ипотека с плохой кредитной историей
        • Льготные и социальные ипотечные кредиты
          • Военная ипотека
            • Банки для военной ипотеки
          • Ипотека для многодетной семьи
          • Ипотека для молодой семьи
            • Ипотека для молодой семьи в Сбербанке
          • Ипотека для молодых специалистов
          • Ипотека при рождении детей
          • Социальная ипотека для инвалидов
        • Оценка недвижимости для ипотеки
        • Первоначальный взнос по ипотеке
          • Ипотека без первоначального взноса
            • Банки с ипотекой без первого взноса
      • Погашение ипотеки
        • Досрочное погашение ипотеки
          • Банки и досрочное погашение ипотеки
            • Досрочное погашение ипотеки в Сбербанке
        • Снятие обременения по ипотеке
      • Рефинансирование
        • Банки для рефинансирования ипотеки
        • Рефинансирование льготных ипотечных кредитов
      • Страхование ипотеки
        • Ипотечное страхование Сбербанка
        • Ипотечные страховые компании
        • Страхование жизни при ипотеке
        • Страхование недвижимости при ипотеке
    • Квартира
      • Аренда квартиры
        • Договор для аренды квартиры
          • Приложение к договору для аренды квартиры
        • Документы для аренды квартиры
        • Сдача квартиры в аренду
          • Договор для сдачи
          • Документы для сдачи
          • Квартирант
        • Съем (найм) квартиры
          • Договор для найма
            • Приложение к договору
          • Документы для найма
          • Социальный найм
            • Договор для соц.найма
      • Выписка из квартиры
        • Выписка ребенка из квартиры
          • Выписка ребенка из квартиры при разводе родителей
          • Порядок выписки ребенка из квартиры
        • Порядок выписки из квартиры
          • Выписка из муниципальной квартиры
      • Выселение из квартиры
      • Дарение квартиры
        • Аннулирование сделки дарения квартиры
        • Дарение доли квартиры
          • Дарение доли квартиры родственникам и детям
        • Между родственниками
        • Между супругами
      • Купля-продажа квартиры
        • Договор купли-продажи квартиры
        • Доля в квартире и комната
        • Налогообложение купли-продажи квартиры
          • Налоговый вычет при купле-продаже квартиры
        • Новостройки и вторичка
      • Приватизация
        • Вопросы собственности при приватизации квартиры
        • Документы для приватизации квартиры
        • Порядок оформления приватизации квартиры
        • Приватизация доли (части) квартиры
        • Приватизация муниципального (социального) жилья
      • Прописка граждан в РФ
        • Временная прописка
          • Документы для регистрации по месту пребывания
          • Порядок регистрации по месту пребывания (временная прописка)
        • Проживание без регистрации по месту жительства
        • Регистрация иностранных граждан
        • Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства
          • Где, куда и с кем должен быть прописан несовершеннолетний ребенок?
          • Документы для регистрации несовершеннолетнего ребенка
          • Регистрация новорожденного ребенка
        • Регистрация по месту жительства (постоянная прописка)
          • Документы для регистрации по месту жительства
          • Место регистрации гражданина
            • Регистрация в собственной квартире по месту жительства
          • Порядок регистрации по месту жительства
          • Регистрация супругов по месту жительства
    • Нежилая недвижимость
      • Коммерческая недвижимость
        • Виды коммерческой недвижимости
        • Сделки с коммерческой недвижимостью
          • Аренда коммерческой недвижимости
          • Купля-продажа коммерческой недвижимости
      • Перевод жилой недвижимости в нежилую и нежилой в жилую
      • Перепланировка, переустройство и реконструкция нежилых зданий и помещений
      • Правила пользования и владения нежилой недвижимостью
      • Право собственности на нежилые здания и помещения
      • Промышленная недвижимость
      • Сделки с нежилой недвижимостью
        • Аренда нежилых помещений
          • Порядок оформления аренды нежилых помещений
            • Аренда и субаренда нежилых помещений у ИП
              • Договор аренды и субаренды нежилых помещений для ИП
            • Аренда нежилых помещений для юр лиц
            • Как правильно заключить договор аренды нежилого помещения
              • Сроки договора аренды нежилой недвижимости
          • Порядок расторжения аренды нежилого имущества
          • Субаренда нежилых помещений
        • Купля-продажа нежилой недвижимости
    • Обмен недвижимости
      • Обмен квартиры
        • Обмен квартиры на квартиру
    • Управление МКД
      • ЖСК
      • ТСЖ
        • Как организовать ТСЖ?
        • Как работает ТСЖ?
        • Председатель
        • Сотрудники
      • УК
        • Жалобы и заявления в УК
        • Как управлять УК в сфере ЖКХ
        • Штат

Кадастровая стоимость налог на имущество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *