Изменения в отчетности

Перед вами обзор изменений законодательства, вступающих в силу в III квартале 2019 года. Практически все из них не заставят себя ждать дольше 1 июля. В этот день прежних «освобожденцев» переводят на онлайн-кассы, а в чеках в отдельных случаях нужно будет указывать новые реквизиты. Кроме того будет скорректирован порядок расчета пропорции облагаемых и необлагаемых НДС операций и правила осуществления госзакупок.

Содержание

1 июля завершается очередной этап реформы ККТ

С 1 июля применение онлайн – касс станет обязательным для следующих случаев:

1) продажа билетов кондуктором или водителем в общественном транспорте;

2) расчеты ИП на ПСН по следующим видам деятельности:

  • парикмахерские и косметические услуги;
  • ремонт и техобслуживание бытовых: радиоэлектроники, машин, приборов, часов, металлоизделий;
  • техобслуживание и ремонт авто- и мототранспорта, машин и оборудования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов автомобильным транспортом;
  • ветеринарные услуги;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов водным транспортом;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • занятие медицинской или фармацевтической деятельностью по лицензии;
  • услуги по прокату;
  • производство молочной продукции;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

3) расчеты ИП на ПСН и ЕНВД сферы розничной торговли и общепита в отсутствии наемных работников;

4) расчеты предприятий на ЕНВД, оказывающих услуги:

  • бытовые и ветеринарные;
  • по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспорта, по предоставлению мест для стоянки, а также по хранению машин на платных стоянках;
  • по автотранспортным перевозкам пассажиров и грузов при собственным парке не более 20 авто;
  • распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • по временному размещению и проживанию, предприятиями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м.;
  • по передаче во временное владение или в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • по передаче во временное владение или в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

5) расчеты предприятий на ОСН и УСН за услуги населению, кроме услуг общественного питания;

6) расчеты предприятий на ОСН и УСН за услуги общественного питания в отсутствии наемных работников;

7) расчеты ИП, торгующих через автоматы, в отсутствии наемных работников;

8) расчеты предприятий с физлицами без статуса ИП в безналичном порядке, за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа;

9) прием предприятиями платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

10) зачет и возврат предприятиями предоплаты и авансов;

11) выдача предприятиями займов для оплаты товаров, работ, услуг.

Обращаем внимание, что предпринимателям без наемных работников при реализации товаров собственного производства, выполнении работ и оказании услуг можно не применять ККТ до 01.07.2021 благодаря Федеральному закону от 06.06.2019 № 129-ФЗ. Федеральный Закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный Закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 июля в чеках ККТ нужно указывать реквизиты клиента

С 1 июля в кассовых чеках при расчетах между юрлицами и ИП должны быть указаны:

  • наименование и ИНН покупателя;
  • страна происхождения товара для расчетов за товар;
  • сумма акциза для подакцизных товаров;
  • номер таможенной декларации для ввозных товаров.

При выдаче выигрышей от азартных игр и лотерей, а также страховых выплатах и приеме страховой премии в чеке также необходимо будет указать сведения о клиенте, ограничиваясь следующей информацией:

  • наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, физлица;
  • ИНН, а при его отсутствии – серию и номер паспорта физлица.

Федеральный Закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 июля чеки ККТ на обувные товары должны содержать код маркировки

Завершается эксперимент по маркировке средствами идентификации обувных товаров, который проводился с 1 июня 2018 года.

Теперь при розничной продаже товаров из этой категории в кассовых чеках и БСО необходимо указывать их коды идентификации. В противном случае нарушителю грозит штраф в соответствии со ст. 15.12 КоАП РФ, для юрлиц в размере от от 50 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией не промаркированных товаров.

Федеральный Закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации»

С 1 июля чеки ККТ на табачную продукцию должны содержать код маркировки

До 1 июля в системе мониторинга товаров, подлежащих обязательной маркировке, должны пройти регистрацию:

  • производители и импортеры табачной продукции;
  • розничные продавцы данной продукции;
  • оптовые продавцы, приобретающие эту продукцию напрямую у производителей и импортеров.

Для розничной торговли продавцам также необходимо подключить к ККТ средства сканирования и распознавания средств идентификации, обновить учетную программу и прошивку кассы.

Производство и ввод в оборот сигарет и папирос без нанесения на них средств идентификации и передачи сведений о них в информационную систему не допускается.

Розничная продажа указанных видов табачной продукции, произведенных или ввезенных после 1 июля 2019 года, возможна только при условии передачи в систему сведений об их продаже.

Оборот сигарет и папирос, произведенных до 01.07.2019, разрешен до 01.07.2020, прочих видов табачной продукции – до 01.07.2021.

Поставка маркированных товаров от производителя или импортера к оптовикам будет осуществляться только посредством электронных УПД с указанием кодов маркировки. Поставки табачной продукции оптовикам от других источников перейдут на электронные УПД с 1 июля 2020 года.

Правила маркировки табачной продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224, положения которого регламентируют:

  • порядок маркировки и предоставления участниками оборота табачной продукции информации оператору системы мониторинга;
  • характеристики средств идентификации табачной продукции;
  • требования к техническим средствам;
  • требования к участникам оборота табачной продукции, применяющим указанные технические средства;
  • порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота табачной продукции.

Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»

С 1 июля введена возможность вычета НДС по экспортным услугам

Вступает в силу ряд новшеств из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

Налогоплательщикам дается право принять к вычету сумы НДС, уплаченные в стоимости товаров и иных затрат, которые произведены для выполнения и оказания работ и услуг за пределами РФ (экспорта).

Ранее в аналогичных обстоятельствах входящий НДС можно было учесть лишь в цене покупок и отразить в расходах при расчете налога на прибыль. Единственное ограничение для применения нового правила: оказываемые услуги и работы не должны относиться к освобождаемым от налогообложения операциям, поименованным в ст. 149 НК РФ.

Соответственно уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и необлагаемых операций. Для целей ее определения реализация работ и услуг за границей приравнивается к облагаемым операциям.

Кроме того, к числу необлагаемых НДС операций относятся некоторые случаи передачи имущества в казну региона, муниципалитета или в собственность РФ.

Федеральный Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

С 1 июля закупка у единственного поставщика увеличена до 300 тыс. рублей

Вступает в силу множество изменений в Законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В частности, следующие.

Лимит закупки у единственного поставщика утроен

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае приобретения товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (ранее – 100 тыс. рублей).

При этом ограничение годового объема таких закупок остается без изменений:

  • не более 2 млн рублей;
  • или не больше 5 процентов совокупного годового объема закупок заказчика, но до 50 млн рублей.

Лимит закупки для культуры, образования и науки увеличен

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком – государственным или муниципальным учреждением культуры (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, концертная площадка, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, центр народного творчества, дом ремесел, клуб, библиотека, архив), образования или науки на сумму до 600 тыс. рублей (ранее – 400 тыс. рублей).

При этом годовой объем таких закупок не должен превышать:

  • 5 млн рублей (ранее такой критерий отсутствовал);
  • или не более 50 процентов совокупного годового объема закупок, но не более 30 млн рублей (ранее – 20 млн).

Обоснование закупки у единственного поставщика отменят

Сейчас в законе прописано, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные его существенные условия.

Данную норму исключат. Вместо нее будет прописано (с 31 июля 2019 года), что извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя не требуется.

Новые основания пересмотреть условия контракта с единственным поставщиком

По соглашению сторон будет позволено изменить существенные условия контракта, если закупаются, например:

  • услуги по содержанию, ремонту, охране помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • коммунальные услуги, услуги по газоснабжению, подключению к сетям;
  • услуги естественных монополий;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • электроэнергия или услуги по энергоснабжению;
  • аренда нежилых зданий и помещений.

Сроки и суммы по аукционов изменяются

Заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в нем, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн рублей (ранее – 3 млн рублей), в случае с контрактом на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капстроительства – до 2 млрд рублей.

Максимальный срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе будет 3 рабочих дня (сейчас – 7 календарных дней).

Цена этапа должна быть пропорциональна снижению НМЦК

При заключении контракта, проектом которого предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа должна устанавливаться в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

В настоящее время подобное правило отсутствует.

Контракт с неизвестным объемом должен содержать правила его определения

Если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом требований к предельной цены товара и нормативных затрат на свое обеспечение должен определить начальную цену единицы товара и максимальное значение цены контракта.

Контракт в таком случае должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В настоящее время подобные правила отсутствуют.

Можно будет менять вид строительных работ по контракту

Изменить существенные условий контракта будет допустимо при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (ранее можно было менять только объем). При этом по-прежнему допускается изменить цену контракта не более чем на 10 процентов.

Федеральный Закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

С 1 июля ограничивается начисление процентов по потребительским кредитам

Вступают в действие новеллы, защищающие права заемщиков потребительских кредитов:

  • ставка по ним не может превышать 1 процента в день.
  • вводится максимально допустимое значение фиксируемой суммы платежей по договорам потребкредита без обеспечения, со сроком, не превышающим 15 дней, и на сумму не выше 10 тыс. рублей: в случае достижения начисления 0,10 процента за каждый день использования кредита до величины 30 процентов от суммы кредита дальнейшее начисление процентов прекращается. То есть максимальная стоимость займа в размере 10 тыс. рублей не может достигать 3 тыс. рублей.

Кроме того, предусматриваются условия уступки кредитором прав требований по потребительским кредитам.

Кредитор вправе ее предоставить:

  • юрлицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов;
  • юрлицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц в качестве основного вида деятельности;
  • специализированному финансовому обществу или физлицу, указанному в письменном согласии заемщика.

Для договоров, заключенных на срок до одного года в период с 01.07.2019 по 31.12.2019, предусмотрено максимальное ограничение размеров процентов за пользование кредитом: двукратный размер суммы займа.

Федеральный Закон от 27.12.2018 № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

С 3 июля обновлена форма запроса о предоставлении информации о налогоплательщике

Вступает в силу изменение методики взаимодействия с налоговыми органами по вопросам получения выписок, справок, актов сверки и перечня представленных отчетов. Внесены правки в оформление запроса информации. Введено новое основание для отказа в предоставлении сведений – указание в запросе периода, превышающего трехлетний срок до текущей даты.

Приказ ФНС РФ от 03.06.2019 № ММВ-7-19/277@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@»

Первый квартал — горячая пора для бухгалтеров, когда необходимо подвести итоги прошедшего отчетного года и сдать годовую отчетность. При этом необходимо учесть все изменения в законодательстве, которые произошли в прошлом году. 2019 год был «богат» на всевозможные поправки в НК РФ, а значит, тем внимательнее следует быть организациям при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Что теперь включается в пакет форм отчетности, в какие сроки нужно отчитаться за 2019 г. и что учесть при заполнении и сдаче форм – узнайте далее.

Что включает в себя годовая бухгалтерская финансовая отчетность?

Состав годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей сдаче в контролирующие органы, перечислен в ст.14 закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и включает в себя:

  • Бухгалтерский баланс;

  • Отчет о финансовых результатах;

  • Приложения к ним.

К Приложениям относятся (п. 2, 4 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010 в ред. от 19.04.2019):

  • Отчет об изменениях капитала;

  • Отчет о движении денежных средств;

  • Отчет о целевом использовании средств;

  • Пояснения.

В качестве Пояснений могут предоставляться сведения, касательно:

  • вида деятельности;

  • состава членов исполнительных и контрольных органов организации;

  • движения по отдельным видам активов;

  • численности работников и т.д.

Несмотря на то, что термин «Пояснительная записка» более не применяется, сам документ с текстовым пояснением по-прежнему необходимо готовить в качестве приложения к формам отчетности. Такой же состав отчетности необходимо подготовить, отчитываясь за 2019 г.

Некоммерческие организации, малые предприятия и участники проекта «Сколково» вправе отчитываться в меньшем объеме – по упрощенным отчетным формам (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ). В состав такой отчетности входит лишь баланс, «Отчет о финансовых результатах» и «Отчет о целевом использовании средств».

Следует обратить внимание, что изменились сами формы годовой бухгалтерской отчетности (приказ Минфина № 61н от 19.04.2019 г.).

В форме бухгалтерского баланса теперь необходимо отражать информацию о том, подлежит ли организация обязательному аудиту и указывать сведения об аудиторской организации. Кроме того, вместо ОКВЭД нужно указывать коды по классификатору ОКВЭД2, а показатели отражать исключительно в тыс.руб.

Новые формы, которые нужно использовать уже при сдаче отчета за 2019 г., приложены к письму ФНС № ВД-4-1/24013@ от 25.11.2019 г.

Отчетность сдается по формам:

  • КНД 0710099 – бухотчетность по обычным формам;

  • КНД 0710096 – бухотчетность по упрощенным формам.

Формы для ликвидационной (реорганизационной) бухотчетности:

  • полная – КНД 0710095;

  • упрощенная – КНД 0710094.

Как и баланс, форма «Отчета о финансовых результатах» тоже претерпела изменения, в частности, исключены некоторые строки или переформулированы их наименования. Но по обновленной форме отчитаться нужно будет только по отчетному периоду 2020 г., за 2019 г. же может использоваться прежняя форма (ОКУД 0710002).

Новинкой для организаций станет требование об обязательном предоставлении в составе годовой бухгалтерской отчетности в 2020 г. аудиторского заключения для тех организаций, кто подлежит обязательному аудиту. Ранее сдавать в ИФНС данный документ не требовалось. В качестве методической помощи Минфин выпустил специальные рекомендации для аудиторов (приложение к письму Минфина № 07-04-09/102563 от 27.12.2019 г.).

Читайте также: Какие формы отчетности изменились в 2020 году

Годовая бухгалтерская отчетность 2020: что изменилось в порядке и сроках предоставления

С 01.01.2020 г. вступают в силу поправки, ранее внесенные законами № 444-ФЗ и № 447-ФЗ от 28.11.2018 г. Годовая бухгалтерская отчетность организации, начиная с отчетного периода 2019 г., теперь предоставляется по новым правилам. Основные изменения коснулись формы подачи и функционала госорганов-получателей информации.

Ст.18 закона о бухучете ранее обязывала организации предоставлять годовую отчетность кроме ИФНС еще и в органы статистики. Но, начиная с 01.01.2020 г. представление годовой бухгалтерской отчетности в Росстат отменено для подавляющего большинства организаций. Продолжат сдавать экземпляр годовой отчетности в органы статистики только организации, деятельность которых каким-либо образом относится к гостайне, а также, если это отдельно оговорено постановлениями Правительства РФ. Все остальные организации теперь должны отчитываться только в ИФНС (пп. 5, 5.1. п.1 ст. 23 НК РФ). Это связано с тем, что с Росстата сняты функции по ведению Государственного реестра бухгалтерской отчетности — эта обязанность возложена на ФНС.

Закон позволяет организациям сдавать отчетность:

  • в бумажном варианте;

  • в электронной форме (документ должен быть подписан ЭЦП).

Если законом установлено четкое требование для предоставления отчетности в определенный госорган в электронном виде, альтернативы у организации нет. Аналогична ситуация, если требование к форме предоставления документов прописано в договоре. Следовательно, на усмотрение организации форма остается только в случае, если требование к ней не оговорено изначально.

Направлять отчетность в ИФНС в 2020 году нужно исключительно в электронном виде по ТКС. Это указано в ч. 5 ст. 18 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Это как раз тот случай, когда требование к форме предоставления данных в госорган оговорены законом и организация не может на свое усмотрение выбирать удобную для себя форму. За 2019 г. отчитаться в ИФНС в бумажном виде смогут только субъекты малого предпринимательства (п.4 ст.2 закона № 444-ФЗ от 28.11.2018).Но и они за отчетный период 2020 г. должны будут уже сдавать отчеты тоже исключительно в электронном виде. Аудиторское заключение также должно быть подано в электронной форме.

Читайте также: Кто обязан сдавать электронную отчетность в 2020 году

Сроки годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год не изменились: пакет форм, в т.ч. упрощенная отчетность, по-прежнему сдается до окончания 1 квартала после завершения отчетного периода. Т.е. отчитаться за 2019 г. необходимо до 31.03.2020 г. (включительно). Этот срок установлен и для предоставления отчетности в ИФНС и для сдачи в Росстат (для тех, за кем эта обязанность сохранилась).

Для предоставления аудиторского заключения по отчетности за 2019 г. установлены следующие сроки:

  • вместе с отчетностью (т.е. до 31.03.2020 г.);

  • не позднее 10 рабочих дней с даты составления заключения (но не позднее 31.12.2020 г.).

Гибкость сроков относительно предоставления аудиторского заключения обусловлена длительными сроками проведения аудита крупных организаций. Если заключение не удается сдать вместе с годовым отчетом, его допустимо направить позже, отдельным электронным документом.

Чем грозит срыв сроков предоставления отчетности

Чем может грозить организации невовремя предоставленная налоговикам годовая бухгалтерская отчетность? Сдача годовой отчетности с задержкой или ее полное непредоставление караются штрафом в соответствии с НК РФ и КоАП РФ:

Поскольку предоставление отчетности в Росстат теперь отменено для большинства организаций, наказание за несдачу отчетности в органы статистики теперь грозит только тем, кто имеет отношение к гостайне. Штрафы в этом случае составляют (п.1 ст.13.19 КоАП РФ):

  • для должностных лиц 10-20 тыс. руб.;

  • для юрлиц 20-70 тыс. руб.

За повторное нарушение сумма штрафов увеличивается практически в 3 раза – до 50 тыс. и 150 тыс. руб. соответственно.

Читайте также: Сроки сдачи отчетности в 2020 году – таблица

Дайджест годовой отчетности за 2019 год

Александр Лихачев, финансовый консультант, аттестованный профессиональный бухгалтер

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2019 г.

Какую годовую отчетность, куда и в какие сроки нужно сдать в 2020 году.

Сведения о застрахованных лицах СЗВ-М

Сведения по форме СЗВ-М должны сдавать все работодатели не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Форма утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п.

СЗВ-М на 25 человек и больше следует сдавать в электронном виде. На меньшее число работников можно сдать сведения на бумаге (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ).

В СЗВ-М необходимо указать данные всех работников, которые трудились у вас в отчетном месяце, в том числе тех, кто в нем уволился, и тех, у кого не было никаких выплат.

Работников по гражданско-правовым договорам подряда или оказания услуг показывайте так же, как и работников по трудовым договорам.

Сведения о среднесписочной численности работников

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией и ИП, привлекавшим в указанный период наемных работников.

Сведения представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту жительства ИП (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Если у ИП нет работников, то данные сведения он не представляет.

Декларация по ЕНВД

Декларацию по ЕНВД соответствующие налогоплательщики – организации и ИП подают за каждый налоговый период – квартал (ст. 346.30, п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Срок подачи – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Форма декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@.

Единая упрощенная декларация

Единую (упрощенную) налоговую декларацию (ЕУД) могут подавать организации и ИП, если в течение отчетного (налогового) периода одновременно выполняются следующие условия (п. 2 ст. 80 НК РФ):

  • отсутствуют объекты обложения по тем налогам, плательщиками которых они являются;

  • не было движения денег по счетам в банке и в кассе.

Из этого правила есть исключение: для отчетности по НДФЛ и ЕНВД.

Подача ЕУД является вашим правом, а не обязанностью. То есть вместо ЕУД вы можете представить в инспекцию «нулевые» декларации по налогам, плательщиками которых вы являетесь.

Декларация подается ежеквартально – не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (п. 3 ст. 80 НК РФ), т.е. по итогам 2019 г. она представляется не позднее 20 января 2020 г.

Форма декларации утверждена Приказом Минфина РФ от 10.07.2007 № 62н.

Декларация по НДС

По итогам IV квартала календарного года налогоплательщики представляют исключительно в электронном виде налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 25 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Неплательщики НДС (организации и ИП) сдают декларацию по НДС – за тот квартал, в котором удержали налог как налоговый агент, выставили счет-фактуру с НДС, вели учет как участник, ведущий общие дела инвестиционного или простого товарищества, концессионер или доверительный управляющий (п. 5 ст. 174, п. 4 ст. 174.1 НК РФ).

Неплательщики НДС – посредники в некоторых случаях вместо декларации подают журнал учета счетов-фактур (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Формат декларации в электронном виде утвержден Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (в ред. от 28.12.2018).

Отчетность по страховым взносам

  1. расчет по страховым взносам – в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за календарным годом.

За 2019 г. его нужно заполнять по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, в соответствии с Порядком, приведенным в Приложении № 2 к данному Приказу;

  1. расчет по форме 4 – ФСС – в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации на бумажном носителе не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным годом; в форме электронного документа не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным годом.

Его форма приведена в Приложении № 1 к Приказу ФСС РФ от 26.09.2016 № 381, а Порядок ее заполнения – в Приложении № 2 к этому Приказу;

  1. сведения по форме СЗВ-СТАЖ – в ПФР не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Форма утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п.

Если у ИП нет наемных работников, то отчетность по страховым взносам он не представляет.

Основные тарифы взносов на 2019 г. – те же, что и в 2018 г.

Предельная база на 2019 г. по взносам на ОПС – 1,15 млн руб., на ОСС по ВНиМ – 865 000 руб. (Постановление Правительства от 28.11.2018 № 1426).

  1. Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности – в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации

Заявление и сопроводительные документы в соответствии с п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713, оформляются по формам согласно п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55.

Декларация по транспортному налогу

Организации и ИП, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, являются налогоплательщиками транспортного налога.

Налогоплательщики-организации представляют декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим годом (п. 1 ст. 360, п. п.1, 3 ст. 363.1 НК РФ).

Форма декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@ (в ред. Приказа ФНС РФ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/664@).

ИП уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и декларацию по транспортному налогу не представляют (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Декларация по земельному налогу

Организации и ИП, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения земельным налогом, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются налогоплательщиками земельного налога.

ИП уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и декларацию по земельному налогу не представляют (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Отчетность по НДФЛ

  1. справку по форме 2-НДФЛ – ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  1. расчет по форме 6-НДФЛ – за I квартал, полугодие, 9 месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за 2019 г. новый срок – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма утверждена Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ (ред. от 17.01.2018).

Необходимо учесть, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан также в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

ИП, получающие доходы в виде дивидендов, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам в части превышения установленных размеров и других, облагаемых по ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ, также представляют декларацию по форме 3-НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, если налог не был удержан источником этих доходов (ст. 216, п. 1 ст. 229, п. 3 ст. 346.11 НК РФ).

Декларация по налогу на прибыль

Декларации и расчеты по налогу на прибыль налогоплательщики и налоговые агенты подают за год не позднее 28 марта следующего года (ст. 285, п. п. 1, 3, 4 ст. 289 НК РФ).

Новая форма декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ и применяется с отчетности за 2019 г.

По сравнению с действующей формой изменения незначительные. Прежде всего это новые штрихкоды. Кроме того, на титульном листе больше нет поля, где указывался код ОКВЭД.

Есть еще одно изменение, на которое стоит обратить внимание всем организациям. Код признака налогоплательщика нужно указывать двумя цифрами, а не одной. Для большинства компаний это 01. Появились и новые коды, а также ряд иных изменений.

Если организация на УСН является налоговым агентом по налогу на прибыль, получила доход в виде прибыли КИК, дивиденды от иностранной организации или доход в виде процентов по отдельным видам долговых обязательств (налог с которых не удержал налоговый агент), то она обязана представить декларацию (налоговые расчеты) по налогу на прибыль по итогам года не позднее 28 марта года, следующего за истекшим календарным годом (п. 1 ст. 285, п. 4 ст. 289, п. п. 2, 5 ст. 346.11 НК РФ).

Декларация по налогу на имущество

Организации в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, должны уплатить налог и представить декларацию по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за истекшим календарным годом (п. 2 ст. 346.11, п. 1 ст. 379, п. 3 ст. 386 НК РФ).

Новая форма декларации утверждена Приказом ФНС РФ 14.08.2019 № СА-7-21/405@ и применяется с отчетности за 2019 г.

В новой форме учтена отмена обязанности налогоплательщиков ежеквартально представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций в соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ. Поэтому из ее разделов исключены строки, содержащие информацию о суммах авансовых платежей, исчисленных за отчетные периоды.

Также в декларацию дополнительно внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.

В ней появились и коды новых налоговых льгот для объектов высокой энергетической эффективности, имущества, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе РФ, которое используется при разработке морских месторождений углеводородного сырья. Кроме того, в декларацию внесены коды новых налоговых льгот для организаций, признаваемых фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с законом об инновационных научно-технологических центрах.

ИП уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налоговых уведомлений и декларацию по налогу на имущество не представляют (п. 3 ст. 346.11, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Декларация по единому сельскохозяйственному налогу

Плательщики ЕСХН в отношении данного налога отчитываются раз в год не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма декларации по этому налогу утверждена Приказом ФНС РФ от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@.

Декларация по УСН

По итогам календарного года организации на УСН представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ИП на УСН представляют декларацию по итогам года по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма декларации по УСН утверждена Приказом ФНС РФ от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@.

Бухгалтерская отчетность

Субъекты малого предпринимательства, не упомянутые в ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, вправе представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, Приложение № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность также в другие адреса и сроки, предусмотренные законодательством РФ, учредительными документами организации, решениями соответствующих органов управления организацией (п. 44 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, Информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012).

Если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то в орган государственной статистики необходимо представить аудиторское заключение о ней вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

В настоящее время в правила формирования бухгалтерской отчетности внесено ряд изменений.

Приказом Минфина РФ от 19.04.2019 № 61н внесены некоторые изменения в порядок оформления бухгалтерской отчетности и об этом выпущено Информационное сообщение Минфина РФ от 28.05.2019 № ИС-учет-18.

Изменения начиная с отчетности за 2019 г. (вступили в силу 01.06.2019):

  • Вместо кода ОКВЭД необходимо указывать код ОКВЭД2.

  • Изменены коды форм бухгалтерской отчетности.

  • Стоимостные показатели нужно приводить только в тысячах рублей (удалена единица измерения – миллионы рублей).

  • Добавлена группа показателей для отражения информации об аудиторской организации – при обязанности проведения аудиторской проверки необходимо указать сведения об аудиторской организации (ФИО индивидуального аудитора), ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Начиная с отчетности за 2020 г. в связи с изменениями в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» в Отчете о финансовых результатах:

  • Уточнены состав и наименования показателей, раскрывающих величину налога на прибыль

  • «Налог на прибыль» (2410) – расход (доход) по налогу на прибыль (ранее – отсутствовал).

  • «Текущий налог на прибыль» (2411) (ранее – «Текущий налог на прибыль, в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)»).

  • «Отложенный налог на прибыль» (2412) (ранее – «Изменение отложенных налоговых обязательств», «Изменение отложенных налоговых активов»).

  • «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (2530) – участвует в формировании совокупного финансового результата периода (ранее – отсутствовал).

  • Изменились коды строк (Приложение №4 к Приказу №66н).

  • Совокупный финансовый результат рассчитывается как сумма строк:

  • «Чистая прибыль (убыток)» (2400).

  • «Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» (2510).

  • «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» (2520).

  • «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (2530).

Изменения, внесенные приказом Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», вступают в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г.

Изменения, касающиеся порядка отражения в отчете о финансовых результатах информации о налоге на прибыль, вступают в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г.

Но организация вправе принять решение о применении таких изменений до указанного срока (с отчетности за 2019 г.)

Данное решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, а в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0, формирование бухгалтерской отчетности поддерживается во всех трех редакциях – старой, действующей и новой.

Федеральным законом от 27.07.2019 № 247-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (изменения вступили в силу 26.07.2019), а Информационным письмом Минфина РФ № ИС-учет-20 от 22.08.2019 даны соответствующие разъяснения. В частности, введены:

  • Запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность после ее утверждения

  • Обязательное исполнение требований главного бухгалтера – все требования должны быть зафиксированы письменно.

  • Новые условия исправления ошибок в бухгалтерской отчетности.

1 января 2020 г. ФНС РФ начнет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) и будут введены новые условия исправления ошибок в бухгалтерской отчетности.

При исправлении ошибки в отчетности, обязательный экземпляр которой включен в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО), организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности:

  • в тот же налоговый орган, куда отчетность была представлена первоначально;

  • в виде электронного документа;

  • по ТКС через оператора ЭДО;

  • не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность;

  • если изменения в бухгалтерскую отчетность внесены при ее утверждении,
    то исправленная отчетность представляется не позднее
    чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности.

Минфин в 2023 году впервые раскроет сводную отчетность госкомпаний

Очевидно, под госкорпорациями фонд имеет в виду все компании с государственным участием, а также бюджетные учреждения, пояснил РБК директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

В докладе «Обновленная оценка прозрачности в налогово-бюджетной сфере России», опубликованном 30 октября (.pdf), МВФ констатировал, что продвижения конкретно в этом вопросе нет: в России «практически отсутствуют существенные успехи в повышении прозрачности государственных корпораций и усилении надзора за ними».

В связи с этим фонд рекомендует начать формировать сводный документ о финансовых показателях сектора госкорпораций и публиковать их финансовые отчеты, проверенные аудиторами.

Аналогичная рекомендация содержалась и в докладе МВФ о прозрачности бюджетной политики, обнародованном летом этого года (.pdf). Тогда Минфин заявил РБК, что планирует составить статистику по финансам именно госкорпораций (их в России шесть) на консолидированной основе к началу 2020 года.

Что уже сделал Минфин

Как утверждает МВФ, российское Министерство финансов обязалось к 2022 году «опубликовать статистику консолидированного сектора государственных корпораций». Для этого власти уже предприняли ряд шагов, отмечает МВФ.

В частности, Минфин издал приказ «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019–2021 годы». Он предусматривает принятие двух федеральных стандартов бухгалтерского учета: «Консолидированный учет и финансовая отчетность» в сентябре 2020 года и «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» — в октябре 2022 года.

В совокупности эти реформы сделают обязательной публикацию консолидированной отчетности сектора государственных корпораций и государственного сектора в целом за 2022 год, подчеркивает МВФ. По его данным, Минфин и Росстат уже внесли поправки в формы отчетности государственных корпораций для их консолидации с сектором государственного управления.

Всего Минфин предусматривает разработку 29 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора в целях синхронизации методологии учета и формирования отчетности госфинансов с наилучшей международной практикой (.pdf).

«За последние пять лет правительством реализован переход на применение национальных федеральных стандартов государственных финансов, основанных на лучшей национальной и международной практиках раскрытия информации о государственных активах и обязательствах. Значительные успехи в расширении охвата и углублении детализации бюджетной отчетности способствовали росту качества и достоверности отчетности, что положительным образом отразилось на повышении и гарантии прозрачности в налогово-бюджетной сфере России», — подчеркнул Минфин в ответе РБК.

Сколько в России госкомпаний

По данным Росимущества на 15 ноября 2019 года, в федеральной собственности находятся акции 1013 компаний, в 410 из них государство имеет долю от 50% и выше.

По последним данным Росстата (на 1 июля 2019 года), к государственной собственности (федеральной и региональной) относятся 2299 акционерных обществ и 2366 унитарных предприятий.

Всего же, включая различные формы государственных учреждений, в государственной собственности находится 58,8 тыс. хозяйствующих субъектов.

Какие компании будут раскрывать отчетность

Согласно приказу Минфина от 30 ноября 2016 года, подведомственное ему Федеральное казначейство должно формировать и раскрывать годовую финансовую отчетность по сектору госуправления на основании бухгалтерской отчетности:

  • органов госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений;
  • госкорпораций «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Роскосмос», госкомпании «Российские автомобильные дороги»;
  • корпоративных юридических лиц, в которых более 50% акций принадлежат публично-правовым образованиям или государственным или муниципальным бюджетным учреждениям, а также унитарным юрлицам. В число публично-правовых образований входит Российская Федерация.

Крупные госкомпании публичны, мелкие — нет

МВФ настаивает на обязательной публикации всеми государственными компаниями финансовых отчетов, проверенных аудиторами. По данным фонда, сейчас это делают лишь порядка 8 тыс. госкомпаний России в форме акционерных обществ.

Госкорпорации и крупные госкомпании достаточно открыты в силу требований международной финансовой отчетности, поясняет руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «У них есть отчеты на сайтах, их проверяет Счетная палата. А вот у мелких компаний, которых очень много, нет требования обязательной публикации отчетности», — сказала она.

У разных госкорпораций и госкомпаний разные подходы к учету, поэтому, чтобы составить единую консолидированную финансовую отчетность, нужно разработать стандарты, говорит Владимир Назаров.

Сейчас получить представление о финансовой деятельности госкомпаний может «в лучшем случае Счетная палата», отмечает он. По мнению Назарова, Минфин будет публиковать консолидированную отчетность по разным статьям учета — совокупная заработная плата, совокупный долг, совокупная кредиторская задолженность и т.д.

По мнению Назарова, консолидированная отчетность госсектора важна, так как она может высветить неявные обязательства для бюджета — долги госкомпаний и госучреждений, которые могут лечь на государство.

В России очень низкий государственный долг, напоминает Суслина. Но есть долг и расширенного госсектора, включающий в том числе госкомпании, отмечает она. Введение консолидированной отчетности госсектора позволит выявлять и предавать огласке такие задолженности.

Как оценивается доля госсектора в российской экономике

По оценкам ЦСР и РАНХиГС, к 2019 году доля госсектора в России достигла 47% ВВП. Минэкономразвития в своем плане структурных реформ, необходимых для ускорения экономики, ориентируется на этот показатель и ставит задачу его ежегодного сокращения на 1 п.п. К 2024 году доля госсектора должна сократиться до 42% ВВП.

МВФ оценивал вклад госпредприятий в российский ВВП на уровне 33% (по итогам 2016 года).

ФАС в своем докладе о состоянии конкуренции в России указывала, что доля государства в экономике в 2018 году осталась на уровне выше 60–70%.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Изменения в отчетности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *