Изделия художественных промыслов

25.07.2017 г. Совет Федерации одобрил изменения в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах». Докладчиком по вопросу выступил член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Олег Александрович Казаковцев, представитель от исполнительного органа государственной власти Кировской области

20.07.2017 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах».
Закон дает право оказывать господдержку промыслам как на региональном, так и на федеральном уровне, обусловив при этом неправомерность перекрестного субсидирования одних и тех же мероприятий и направлений использования средств субсидий.
Текст принятого Федерального закона (Документ Word)

10.05.2017
Президент утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области, состоявшейся 18 апреля 2017 года, в том числе по вопросу дополнительных мер поддержки народных художественных промыслов:
в) разработать и утвердить план мероприятий (дорожную карту), обеспечивающий:

  • сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел, в том числе в части создания условий для увеличения осуществляемых отдельными видами юридических лиц закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке;
  • использование изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, формирование профильного профессионального образования;
  • развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов.

Срок – 31 августа 2017 г.
Полный текст Поручения на официальном сайте Президента Российской Федерации >>>

12.01.2016 В течение ряда лет Ассоциация прилагала усилия для выделения производства изделий народных художественных промыслов (далее – НХП) в качестве самостоятельной в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и минимизации для организаций НХП тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование от профессиональных рисков). Обе эти взаимосвязанные задачи успешно решены.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029 2014 (КДЕС Ред.2), введенный в действие с 1 января 2017 г. (далее – ОКВЭД 2), включает группировку 32.99.8 «Производство изделий народных художественных промыслов».
Подробнее в письме Ассоциации >>>

12.01.2016 Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций народных художественных промыслов на федеральном уровне, на 01 января 2016 г. (Скачать документ Word)

25.12.2014 По инициативе Ассоциации в статью III утвержденных Президентом Российской Федерации 24 декабря 2014 года Основ государственной культурной политики сохранение и популяризация народных промыслов включены в качестве видов культурной деятельности, а в статью VI Основ внесено определение, что поддержка народных художественных промыслов и ремесел является задачей государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий
Подробнее Скачать (Документ PDF)

09.10.2014 В настоящее время в Минпромторге России подготавливается проект Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года (Документ Word) и План первоочередных мероприятий на 2016–2017 годы по реализации Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года (Документ Word). Доводим до Вашего сведения позицию Ассоциации по данному вопросу – рецензия на данные Стратегию и План (Документ Word).

На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/project/18599.html?point=view_project&stage=2&stage_id=12756 размещен для общественного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки организаций народных художественных промыслов)» (далее – Законопроект).
Указанный Законопроект является компиляцией проектов двух законов, разработанных Ассоциацией и представленных в Минпромторг России и Государственную Думу. При этом допущены искажения и ошибочные дополнения текстов проектов законов, а также прилагаемых пояснительных записок и финансово-экономических обоснований. Вместо последнего варианта Федерального Закона о внесении изменений в статью 58 Федерального Закона «О взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального Закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее – «Закон о страховых взносах и Закон о пенсионном обеспечении»), который был представлен 17 июля с.г. по электронной почте по просьбе специалиста Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка, использован прошлогодний вариант, что обуславливает несоответствие Законопроекта как зафиксированному в его статье 4 сроку вступления его в силу, так и действующей редакции статей 58 и 58.2 Закона о страховых взносах.
Основные замечания по тексту Законопроекта в письме Ассоциации на имя министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова Скачать(Документ Word)

Ассоциация обращает внимание руководителей организаций народных художественных промыслов промыслов на изменения, внесенные по нашей инициативе в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о госзакупках).
В процессе рассмотрения указанного закона Ассоциация приложила значительные усилия для адекватного отражения в нем специфики изделий народных художественных промыслов, обуславливающей неправомерность осуществления их закупок путем проведения конкурсов. Наши предложения получили реализацию в статье 83 «Проведение запроса предложений». Пунктом 9 части 2 указанной статьи установлено, что заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в случаях осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке.
В предыдущем письме по данному вопросу Ассоциация разъяснила, что проведение запроса предложений применительно к указанным изделиям практически может быть сведено к осуществлению закупок у единственного поставщика. Однако процедура такого перехода довольно сложна, продолжительна и требует определенных усилий как заказчика, так и поставщика.
С целью упрощения практической реализации порядка закупки изделий промыслов Ассоциация предложила внести соответствующую поправку в статью 93 Закона о госзакупках, которая была принята.
В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» часть 1 статьи 93 Закона о госзакупках, которая содержит перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика, дополнена пунктом 37 следующего содержания:
«37) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Ассоциация рекомендует применять данное положение статьи 93 Закона о госзакупках при реализации изделий Вашего промысла и заблаговременно проинформировать потенциальных заказчиков о возможности использования данного упрощенного порядка их закупок.
Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд»

В Ассоциацию поступил проект разработанной по поручению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года» . По результатам обсуждения документа сформирована позиция членов Ассоциации в отношении проекта Стратегии .

Установление специального порядка госзакупок изделий народных художественных промыслов
С 1 января 2014 г. вводится в действие вновь принятый Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон)
По инициативе Ассоциации в Законе предусмотрен порядок закупки изделий народных художественных промыслов, учитывающий их специфику. В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 83 закупка изделий промыслов, образцы которых зарегистрированы уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляется путем запроса предложений.
При этом заказчик обязан направить приглашение принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок.
В большинстве случаев организации-участники Ассоциации являются единственным изготовителем изделий соответствующего промысла, образцы которых зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти. Можно сказать, что заявка такой организации окажется единственной заявкой, удовлетворяющей потребности заказчика в товарах в соответствии с извещением о проведении запроса предложений.
В этом случае в соответствии с частью 8 статьи 83 закона запрос предложений признается несостоявшимся и согласно пункту 18 той же статьи заказчик вправе осуществить закупку изделий промыслов у единственного поставщика в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона.

Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального Закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Этот законопроект, как и действующий пока Закон №94-ФЗ, не учитывает специфику организаций народных художественных промыслов, которые, как правило, являются единственными возможными поставщиками изделий соответствующего промысла, имеющих признанное художественное достоинство.
Принятие указанного законопроекта в существующей редакции обусловит необходимость проведения искусственных конкурсов при закупке изделий промыслов для государственных и муниципальных нужд.
Для исправления этой неправомерной ситуации Ассоциацией подготовлены поправки, предусматривающие заключение контрактов при указанных условиях с поставщиком изделий промыслов как единственным источником, т.е. без проведения каких-либо конкурсов.
В связи с изложенным Ассоциация просит установить контакты с депутатами Государственной Думы, избранными в Ваших регионах, имея в виду поддержку ими подготовленной поправки – желательно, в качестве ее авторов при рассмотрении законопроекта во втором чтении. В случае достижения договоренностей о такой поддержке просим срочно об этом проинформировать.
Поправки к проекту Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»
Справка по поправкам к проекту Федерального закона » О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»
Пояснительная записка к поправкам к статье 85 проекта Федерального закона «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

Приказом Минпромторга России от 31 января 2011 года внесены изменения в Приказ Минпромторга от 22 июня 2010 года №509.

Ассоциация «Народные художественные промыслы России» доводит до сведения руководителей организаций народных художественных промыслов и всех заинтересованных организаций информацию о том, что в целях продления срока действия Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1.) до 1 января 2013 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2010 г. №1151-ст в них внесены изменения с введением их в действие с 1 января 2011 года. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2010 г. №1151-ст
Таким образом, группировки с кодами «36.63.8. Производство изделий народных художественных промыслов» и «36.63.8. Изделия народных художественных промыслов» в составе позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) действительны до 1 января 2013 года.
Ассоциация рекомендует пользоваться указанными группировками при заполнении соответствующих форм статистической и бухгалтерской отчетности.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Приказом от 22 июня 2010 г. N 509, зарегистрированным в Минюсте РФ 13 июля 2010 г. N 17803, утвердило новый расширенный Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств Федерального бюджета в 2010 году. Данный документ вступает в силу с момента вступления в силу распоряжения Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 586-р (пункт 2).
Приказ от 22 июня 2010 г. N 509 «Об утверждении Перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств Федерального бюджета в 2010 году»

СПРАВОЧНО:
Приказ Минпромторга России от 24 ноября 2009 г. № 1058 «Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по включению организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета » http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/395
Приказ Минпромторга России от 17 февраля 2009 г. № 64 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 — 2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов » http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/270
Приказ Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. № 1078 «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. № 64» http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/413
Приказ Минпромторга России от 17 марта 2009 г. № 140 «Об организации работы по предоставлению в 2009 — 2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов» http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/280

Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах» №7-ФЗ в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 05.12.2005 №157-ФЗ:

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций народных художественных промыслов на 01.01.2007 г.:

Ассоциация направила в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части распространения на организации народных художественных промыслов установления специального режима налогообложения, аналогичного применяемому товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции.
Проект Федерального закона «О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», который предусматривает внесение дополнений в пункт 2 статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации новым подпунктом 5 «Система налогообложения в виде единого налога для организаций народных художественных промыслов»:

По инициативе Ассоциации «Народные художественные промыслы России» депутаты Государственной Думы Российской Федерации А.А.Козерадский, Н.С.Максимова и А.А.Тягунов, принимая во внимание ежегодный рост тарифов на услуги естественных монополий и другие виды необходимых услуг, а также растущую инфляцию, внесли на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации во втором чтении поправки к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» № 94777-5. Данные поправки касаются увеличения финансовых средств из федерального бюджета на сохранение народных художественных промыслов:

График работы

Понедельник – пятница, с 09:00 до 17:00 час.,

суббота, воскресенье – выходные дни.

Контакты

директор Копосова Надежда Петровна

610007, г. Киров, ул. Ленина, д. 166а, офис 40

Телефон: (8332) 35-28-28, 35-61-68,

Е-mail: center.vyatka@gmail.com, center.vyatka@yandex.ru

Сайт: www.vyatskoeremeslo.ru

Из истории предприятия

ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» начал свою деятельность в октябре 1999 года. Необходимость его создания была продиктована условиями времени, когда крупные предприятия народных художественных промыслов города Кирова одно за другим стали сокращать сотрудников и перепрофилироваться. Целью создания «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» было объединение высококвалифицированных мастеров народных художественных промыслов, чтобы сохранить лучшие традиции и стилевые особенности художественных промыслов Кировской области. В результате членами коллектива предприятия стали мастера разных видов народных промыслов – мастерицы дымковской игрушки и плетения из природных материалов.

На заседании Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области (4 февраля 2000) весь перечень представленных изделий, созданных мастерами «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка», получил высокие оценки за качество исполнения, новизну форм и сочетания материалов. Образцы изделий, выпускаемые предприятием, были признаны в качестве изделий народных художественных промыслов высокого художественного уровня.

18 сентября 2001 года «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» прошел регистрацию образцов изделий народных художественных промыслов в Министерстве промышленности, науки и технологии РФ, изделия предприятия получили статус изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. В последующие годы предприятие регулярно регистрировало новые образцы в Министерстве промышленности и торговли РФ. На сегодняшний день зарегистрировано 368 образцов изделий: дымковская игрушка и плетеные изделия из лозы.

В творческом коллективе предприятия работают мастера высокой квалификации – это мастерицы дымковской игрушки члены ВТОО «Союз художников России», а также мастера по плетению из лозы, которым присвоено звание «Мастер народных художественных промыслов Кировской области». Высокий художественный уровень работ мастериц дымковской игрушки регулярно подтверждается участием в региональных выставках и всероссийских выставках ВТОО «Союз художников России» в 2008 и 2016 годах (Вологда, Нижний Новгород).

Предприятие с 2004 года является членом Ассоциации «Народные художественные промыслы России», активно участвует в круглых столах и конференциях, посвященным вопросам сохранения и развития художественных промыслов России.

В 2009 году «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» стал лауреатом общенациональной премии «Российские созидатели», а в 2010 году предприятие было признано победителем всероссийского конкурса «Золотой Меркурий», проводимого Торгово-промышленной палатой РФ. Продукция предприятия дымковская игрушка — многократный лауреат Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России».

Ассортимент выпускаемой продукции

Ассортимент продукции, выпускаемой мастерами «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка», включает в себя дымковскую игрушку и плетеныя изделия из природных материалов.

Художественно-стилевые особенености произведений, характерные для изделий ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка»

Большое внимание руководство предприятия уделяет высокому художественному уровню производимой продукции, соблюдению традиций дымковского промысла и сохранению традиционных технологий плетения из лозы. В работе мастеров предприятия приветствуется и поддерживается также творческое варьирование в изготовлении каждого изделия, при этом всегда строго соблюдаются стилистические особенности народных художественных промыслов Кировской области. В результате рождаются авторские уникальные изделия, формирующие узнаваемое лицо предприятия во многих регионах России.

География реализации продукции

Продукция ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» находит сбыт во многих городах России, в числе которых Владивосток, Вологда, Глазов, Екатеринбург, Красноярск, Медвежьегорск, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Тюмень, Улан-Удэ, Челябинск, Якутск и многие другие. Помимо этого, предприятие имеет партнеров в Австрии, Латвии, США, Франции, Чехии.

В 2019 году по госпрограмме «Развитие промышленности» из федерального бюджета на поддержку НХП было выделено почти 700 млн рублей в виде прямых субсидий, а общий объем господдержки отрасли с учетом налоговых льгот составил около 1,5 млрд рублей. Но это мало помогает отрасли. «В СССР к началу 90-х по всей стране насчитывалось 120-130 тысяч мастеров народных художественных промыслов (НХП), сейчас их менее 10 тысяч и их число продолжает сокращаться», — рассказал председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.

Объединение готовит обращение к властям с предложением вернуть специализированные магазины по торговле изделиями народных промыслов. «Раньше более половины изделий всех народных промыслов из всех регионов продавались в Москве, через сеть специализированных магазинов и художественных салонов. Сейчас в Москве таких магазинов осталось около пяти», — заявил Геннадий Дрожжин. В ассоциации «Производители изделий народных художественных промыслов и ремесел Санкт-Петербурга и Ленинградской области» поддерживают предложение, так как в Северной столице такой магазин остался всего один. НХП — это в основном микро и малые предприятия, численность сотрудников которых не превышает 10-15 человек, они не в состоянии позволить себе дорогую аренду.

Сегодня экспортируется всего около 5% изделий народных художественных промыслов

Изделия народных промыслов сегодня практически вытеснены с рынка сувенирной продукцией из азиатских стран с дешевым сырьем и рабочей силой. По данным Временной комиссии Совета Федерации по народным промыслам, в 64 регионах действуют 300 организаций, выпускающих продукцию НПХ. По информации минпромторга, объем продукции НХП за 2017-2019 гг. вырос на 45% до 7,8 млрд рублей.

ЗАКОН АТО ГАГАУЗИЯ

О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ И РЕМЕСЛАХ



Народные художественные промыслы и ремесла — неотъемлемая часть культуры АТО Гагаузия, являющаяся одновременно и областью народного творчества. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел являются важной задачей для АТО Гагаузия.

Народное Собрание принимает настоящий Закон.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

(1) Настоящий Закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов и ремесел на территории АТО Гагаузия.

(2) Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов и ремесел

Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов и ремесел основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Молдова, Уложения Гагаузии, Закона Республики Молдова «О поддержке и защите малого бизнеса», Закона Республики Молдова «О народных художественных промыслах», другими законами, настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами Республики Молдова и АТО Гагаузия (Гагауз Ери).

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;

народные художественные ремесла — самобытный вид деятельности, связанный с сохранением потомственных методов ручного труда, наследуемого мастерства, базирующегося на традиционной культуре многонационального народа АТО Гагаузия;

место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;

изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;

уникальное изделие народного художественного промысла — единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла;

типовой образец изделия народного художественного промысла — образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования;

мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями;

ремесленник — физическое лицо, самостоятельно либо при помощи подмастерьев и (или) учеников производящее конечный продукт труда, в том числе относящийся к изделиям народных промыслов на основе традиционных технологий, ориентированных на использование специальных навыков, инструментов, средств малой механизации, и отвечающий исторически сложившимся в определенной местности требованиям к функциональным особенностям и эстетическим нормам;

творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом.

Статья 4.Полномочия органов публичной власти АТО Гагаузия по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел

(1) В целях сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел, органы публичной власти АТО Гагаузия могут:

а) принимать в соответствии с законодательством Республики Молдова, АТО Гагаузия целевые программы по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на территории АТО Гагаузия;

б)предоставлять в пределах своей компетенции организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в области народных художественных промыслов и ремесел, налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством;

в) содействовать осуществлению инвестиционных проектов в целях сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел;

г) содействовать обучению и подготовке работников народных художественных промыслов и ремесел (в учреждениях начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования) на основе их взаимодействия с организациями народных художественных промыслов и ремесел;

д) способствовать пропаганде искусства народных художественных промыслов и ремесел АТО Гагаузия в Республике Молдова и за её пределами, в том числе посредством организации выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговли изделиями народных художественных промыслов и ремесел, оказания содействия средствам массовой информации, организации ежегодных изданий печатной продукции о народных художественных промыслах и ремеслах АТО Гагаузия, развития международного обмена и внешнеэкономической деятельности в данной области;

е) поддерживать деятельность некоммерческих организаций, общественных организаций (объединений) в области народных художественных промыслов и ремесел;

ж) устанавливать иные формы государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел.

(2) Главное Управление культуры и туризма Гагаузии выдает разрешение на вывоз с территории автономии изделий народного художественного промысла.

Статья 5. Полномочия органов местного публичного управления по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел

Органы местного публичного управления могут осуществлять следующие полномочия:

а) разрабатывать и утверждать программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел на территории административно-территориальных единиц;

б) устанавливать стимулирующие развитие народных художественных промыслов и ремесел АТО Гагаузия льготы по налогам, подлежащим зачислению в местные бюджеты, в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

в) содействовать объединению мастеров народного художественного промысла и ремесленников в общественные объединения, творческие союзы;

г) осуществлять иные полномочия в сфере сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел всоответствии с национальным законодательством и законами АТО Гагаузия, уставом административно-территориальной единицы.

Статья 6. Деятельность организации народных художественных промыслов и ремесел

(1) Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов и ремесел является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов и ремесел.

(2) К организациям народных художественных промыслов и ремесел относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов и ремесел, по данным Управления статистики Гагаузии за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

(3) В целях развития и защиты интересов ремесленничества и народных художественных промыслов мастера народных художественных промыслов, ремесленники, организации народных художественных промыслов и ремесел и иные заинтересованные лица могут создавать некоммерческие организации. Указанные организации создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством о некоммерческих организациях, общественных объединениях.

Статья 7. Права мастера народных художественных промыслов

Мастер народных художественных промыслов имеет право:

а) осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;

б) экспонировать свои изделия и иные результаты своей производственно-технической деятельности;

в) на возмещение дополнительных расходов в случае использования личного имущества (оборудования, материалов, инструментов и т.п.) в соответствии с трудовым договором;

г) на бесплатное посещение региональных музеев, работу с фондами библиотек и музеев, находящихся в собственности АТО Гагаузия.

Статья8. Отнесение изделий, изготавливаемых на территории АТО Гагаузия, к изделиям народных художественных промыслов и ремесел

(1) Отнесение изделий, изготавливаемых на территории АТО Гагаузия, к изделиям народных художественных промыслов и ремесел осуществляется на основе решений Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов и ремесел и в соответствии с традициями данного промысла на территории АТО Гагаузия.

(2) Условия и порядок отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов и ремесел определяются Исполнительным Комитетом Гагаузии с учетом положений закона Республики Молдова «О народных художественных промыслах».

(3) К изделиям художественных промыслов относятся изделия, в технологии изготовления которых возможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, исключая:

а) строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах
или полуавтоматах — без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной навышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;

б) изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;

в) изделия изтканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах безсочетания с ручным исполнением;

г) изделия, изготовленные на вязальных машинах-автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;

д) керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;

е) изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов декоративной ручной обработки металла;

ж) другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.

Статья 9.Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам

(1) В целях отнесения изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов и ремесел и координации деятельности расположенных на территории АТО Гагаузия организаций народных художественных промыслов и ремесел и индивидуально работающих мастеров Исполнительным Комитетом Гагаузии создается Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам при филиале торгово-промышленной палате Республики Молдова по АТО Гагаузия.

(2) Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам осуществляет свою деятельность на основании Постановления о Художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, которое утверждается Исполнительным Комитетом Гагаузии.

(3) Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам ходатайствует перед Исполнительным Комитетом Гагаузии о присвоении звания «Мастер народных художественных промыслов».

Статья 10.Места традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел

(1) Места традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел определяются Исполнительным Комитетом Гагаузии по предложению Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам.

(2) Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Республики Молдова и законодательством АТО Гагаузия.

Статья 11. Заключительные положения

Исполнительному Комитету Гагаузии:

— в трехмесячный срок представить Народному Собранию Гагаузии предложения о приведении действующего законодательства АТО Гагаузия в соответствие с настоящим законом;

— разработать и утвердить Положение о Художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам;

— утвердить положение об оценке изделий художественного промысла, разработанное Главным Управлением культуры и туризма Гагаузии.

Статья 12.Вступление в силу настоящего Закона

(1) Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(2) Признать утратившим силу закон АТО Гагаузия «О предприятиях народных художественных промыслов Гагаузии» №53-XXV/II от 14.12.2001г.

Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов 10 июля на заседании координационной комиссии по поддержке народных художественных промыслов отметил, что в регионе совершенствуются механизмы популяризации промыслов.

«Несмотря на введенные ограничительные меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, в регионе в полном объеме реализуются запланированные мероприятия, используются онлайн платформы, организована работа по совершенствованию мер государственной поддержки субъектов отрасли народных художественных промыслов, а также механизмов их продвижения и популяризации», – сказал Алексей Орлов.

Так, по рекомендации экспертов Свердловского областного художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов дополнен пятью муниципальными образованиями.

«До настоящего времени было девять мест традиционного бытования промыслов, теперь их четырнадцать. Перечень пополнили городские округа Сухой Лог, Верхотурский, Первоуральск, Полевской и муниципальное образование Ирбит. Это населенные пункты, где существовали ранее, и продолжают развиваться промыслы. Учитывая важность интеграции промыслов в сферу туризма, организована работа по включению мест традиционного бытования промыслов в туристские маршруты и увеличению количества таких маршрутов», – рассказала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.

Министр также сообщила, что для оказания поддержки отраслям туризма и народных художественных промыслов, как наиболее пострадавшим, федеральным агентством по туризму в 2020 году проводится конкурс на получение субсидий из федерального бюджета. Субсидии будут предоставлены на реализацию лучших проектов по развитию сельского, этнографического, культурно-исторического, событийного, инклюзивного и других видов туризма. Максимальная сумма гранта – 3 миллиона рублей.

Также для оказания поддержки отрасли, в том числе в условиях пандемии коронавируса, в 2020 году пяти муниципалитетам предоставлены субсидии из областного бюджета на сумму 5,4 миллиона рублей. Кроме того, во второй раз в регионе проводится конкурсный отбор предоставление субсидий субъектам народных художественных промыслов на поддержку производства изделий народных художественных промыслов на сумму 2,7 миллионов рублей.

Для популяризации и продвижения уральских промыслов и изделий народных художественных промыслов создается информационный сайт.

Изделия художественных промыслов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *