«Эксперт Сибирь» от 27 апреля
Современные IT-решения для сегмента малого и среднего бизнеса имеют массу преимуществ (прежде всего, оптимизация затрат) и один существенный недостаток – предприниматели не готовы ими пользоваться. Поэтому интеграторы и операторы сначала рассказывают клиентам о новых услугах и только потом их продают.
Одно из самых часто произносимых в 2014 году утверждений гласит: кризис все расставляет на свои места, и либо компания становится эффективной, либо уходит с рынка. Для сегмента малого и среднего бизнеса это правило должно действовать особенно безотлагательно: рентабельность в этом сегменте снижается, а значит, компаниям впору задуматься об эффективности собственных затрат. Теоретически одно из лучших решений в этом направлении – инвестиции в IT-инструменты, которые в промежутке от нескольких месяцев до года порой способны изменить бизнес кардинально, сократив издержки и повысив эффективность. Несмотря на очевидность решения, этим путем идут немногие, оставляя современные IT-продукты за пределами собственного внимания.
Актуальная статистика говорит о том, что сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ) – один из самых «неблагодарных» потребителей IT-услуг в пересчете на относительные показатели. Как подсчитали аналитики Gartner и Marketvisio, более 70% компаний этого сегмента тратят на информационные технологии в том или ином виде 50–150 тысяч рублей в год, и еще 20% компаний – не более 500 тысяч рублей ежегодно. При этом за такие деньги компании, как правило, ставят перед операторами и интеграторами невыполнимые задачи, на которые, скорее всего, найти простой, удобный и универсальный ответ не удается. Системные интеграторы делятся ощущениями, что заказчики такого типа практически не являются целевой аудиторией для них.
Другое дело, что в данном случае речь может идти о догоняющем развитии. Так, по данным компании Parallels, в прошлом году рынок «облачных» услуг для МСБ показал двузначный рост в процентном выражении. Отечественный малый и средний бизнес показывает высокие темпы роста – около 40% в годовом выражении, что позволит к 2016 году практически утроить затраты компаний на «облака», по оценкам аналитиков Parallels.
Анализируя эти данные, важно помнить, с чего все начиналось. Еще каких-то шесть–семь лет назад рынок IT-решений был четко поделен на сегменты: скажем, существуют сотовые компании с их услугами связи, а параллельно живут интеграторы, позволяющие создать некий комплексный продукт на основе IT-инфраструктуры. Еще пару лет назад быстрый мобильный Интернет казался роскошью – а значит, не могли существовать телематические сервисы, при которых машины и оборудование автоматически обменивается данными (например, грузовики в карьере сообщают диспетчеру о скорости и загрузке), и уж тем более не могли появиться сервисы удаленного управления бизнесом.
Теперь же все иначе. Самое заметное изменение – на рынок комплексных IT-услуг вышла «большая тройка». И теперь уже никого не удивишь, что в МТС или «Билайн» можно получить услуги виртуального хостинга, мини-АТС, дата-центра, электронного документооборота и так далее. Получается, рынок наполнен предложениями. А что со спросом?
Со своей стороны, спрос показывает разнонаправленное движение. МСБ одновременно хочет снижения издержек на все свои затратные статьи (включая IT), а с другой – стремится к тому, чтобы купленные дешевле обычного решения были гораздо эффективнее прежних. Однако участники рынка утверждают – этот запрос является абсурдным только на первый взгляд, практически же он вполне выполним.
Специалисты отмечают, что сейчас в тренде – нацеленность на результат, упрощение бизнес-процессов клиента, получение им максимальной эффективности с помощью телеком-решений. Популярны становятся проекты, предлагающие точечные решения, дающие почти мгновенный практический результат. Например, системы автоматизированного проектирования, модернизация и «виртуализация» коммуникаций, использование «облачных» сервисов, а также IT-аутсорсинг. «Еще одно важное направление – средства защиты от инсайдеров и утечек конфиденциальной информации (DLP-решения). Особенно с учетом того, что производители обновили в конце 2014 года продуктовые линейки и повысили их доступность для МСБ», – констатирует директор по развитию бизнеса в Западной Сибири компании Softline Павел Баруткин.
Таким образом, оптимизация – важный и очень практичный тренд современного периода, для реализации которого IT-решения подходят как нельзя лучше. Например, у компании наблюдается недостаток оборотных средств, и она не может держать большие товарные запасы – и тогда ей нужны IT-решения по оптимизации и аналитике складской логистики для качественного управления запасами.
Однако существует и иная крайность – возложение на IT-продукты чрезмерных ожиданий, поэтому важно понимать, что оптимизация бизнеса (в том числе и с применением IT-инструментов) – это комплексная задача, которая одними «облачными» решениями или виртуальной АТС не решится.
Каковы перспективы в вопросе выбора IT-инструментов для малого и среднего бизнеса? Какое будущее нас ждет? Отдельный вопрос – о тех технологиях, о которых массовый потребитель, возможно, еще не знает, но которые изменят облик бизнеса до неузнаваемости. «В первую очередь надо обратить внимание на различные «облачные» сервисы. «Облака» – это гибкий инструмент: клиент платит только за реально использованный объем ресурсов, при этом совершенно не заботясь о поддержании базовой инфраструктуры. Если честно посчитать прямые и накладные расходы, то «облака» – это еще и недорого. Однозначный тренд – это системы бизнес-аналитики (BI), как недорогие решения, так и инструменты энтерпрайз-уровня. Все собственники хотят получать информацию – актуальную, красивую и доступную – о том, как идут дела в бизнесе», – советует директор по развитию бизнеса в Западной Сибири компании Softline Павел Баруткин.
Еще один тренд, который только начинает применяться с полной отдачей – сегментирование клиентов и формирование предложений в зависимости от потребностей отдельных социальных групп, а в идеале – отдельных клиентов. Самый простой способ реализации такого информирования – таргетированные SMS-рассылки, которые позволяют на уровне оператора связи с достаточной точностью определить портрет среднего пользователя: возраст, пол, локацию абонента, модель телефонного аппарата и многое другое, а также выделить из всей аудитории часть, максимально удовлетворяющую заданным критериям (целевую аудиторию клиента).
Однако кому-то такое будущее может показаться даже фантастическим: реалии таковы, что иногда от оператора требуют поставить еще одну вышку связи, чтобы можно было просто совершать звонки с мобильного телефона, какая уж тут виртуальная АТС. Сегодня далеко не все клиенты сектора МСБ готовы воспринимать новые технологии так быстро, как они появляются. По словам директора департамента по работе с бизнес-рынком МТС-Сибирь Тамары Бажановой, более 50% компаний и организаций не пользуются из-за устаревшего оборудования уже, казалось бы, привычным стандартом связи 3G, не говоря уже о современных 4G/LTE. Тренд нынешнего сезона, по словам Бажановой, – комплексные («пакетные») решения. Например, за фиксированную абонентскую плату компания хочет получать мобильную, фиксированную связь, Интернет и средства навигации. Это уже считается продвинутым уровнем бизнеса в сфере IT.
«В целом можно отметить, что роль IT в компаниях сегмента малого и среднего бизнеса сильно недооценена. Клиенты не всегда видят преимущества от развития IT: для них не очевидна зависимость роста производительности и эффективности работы компании от этого фактора. Однако те игроки рынка МСБ, которые это понимают, достаточно быстро выбиваются в лидеры. Все лидеры всех отраслей отличаются более высоким уровнем информатизации по сравнению с конкурентами и со средним показателем по их отрасли», – констатирует Павел Баруткин из Softline.