Исполнительский сбор если исполнительный лист имеет

baranq / .com

Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены удержания по исполнительным листам. Рассмотрим особенности оформления и учета удержаний по исполнительному листу.

Удержания по исполнительному листу (форма и образцы бланков утв. пост. Правительства РФ от 31.07.2008 № 579; приказ Минфина России от 17.06.2009 № 237) регулируют следующие нормативные акты:

Исполнительный лист может поступить в организацию как от самого взыскателя, в пользу которого должны производиться удержания, так и от судебного пристава-исполнителя.

Так, взыскатель направляет документ о взыскании:

  • периодических платежей (например, в целях возмещения вреда здоровью);
  • денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей (ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление (ч. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) с указанием сведений (в частности, банковских реквизитов), без которых работодатель не может производить удержания.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на зарплату и иные доходы работника-должника:

  • по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании периодических платежей (например, алиментов);
  • при взыскании суммы, не превышающей 10 000 рублей;
  • при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (ч. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

ВАЖНО

Без обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством (ст. 13 Закона № 229-ФЗ), исполнительный лист недействителен. Бухгалтер не имеет права осуществлять удержания по нему.

Рассмотрим порядок удержания по исполнительным листам, направляемым в организации судебными приставами-исполнителями, так как это наиболее распространенный на практике случай.

Когда получен исполнительный лист

Компания узнает об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы своего работника, получив постановление по форме, утвержденной ФССП России (Приложение № 108 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318) (далее — Постановление). К нему также прилагают:

  • копию исполнительного листа;
  • постановление о взыскании исполнительного сбора;
  • банковские реквизиты для перечисления удержанных сумм.

Отметим, если исполнительный лист поступил в организацию ошибочно (например, указанное в нем лицо никогда не числилось в ее штате), то, по мнению автора, документ необходимо вернуть отправителю в кратчайший срок. Хотя законодательно требование о возврате «чужого» исполнительного листа не установлено, Закон № 229-ФЗ предусматривает обязанность незамедлительного возврата документа в отношении, например, уволенного работника (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Что касается организации документооборота исполнительных листов, то четких законодательных норм в отношении их учета и хранения не установлено. Однако за утерю исполнительного листа или за его несвоевременное отправление (например, при увольнении работника), а также за неисполнение требований по нему компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы на суммы от 50 000 до 100 000 рублей и от 15 000 до 20 000 рублей соответственно (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, осуществляется судебным приставом-исполнителем посредством проведения проверок организаций (п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, для снижения риска претензий со стороны ФССП России следует правильно организовать учет и хранение исполнительных листов и назначить лиц, ответственных за их регистрацию, хранение и исполнение. В этом может помочь памятка, утвержденная в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям (далее — Памятка).

Еще до получения первого исполнительного документа компании следует:

  • назначить сотрудника, ответственного за получение, обработку и хранение исполнительных документов;
  • разработать и утвердить формы журналов регистрации входящей корреспонденции и исполнительных листов;
  • утвердить порядок документооборота исполнительных листов, формы документов.

При получении Постановления необходимо проделать следующее.

1

Зарегистрировать его в специальном журнале (форма журнала сейчас не утверждена, поэтому компания вправе разработать ее самостоятельно (п. I Памятки)). В качестве примера можно воспользоваться старой формой журнала регистрации исполнительных листов (утв. приказом Минфина России от 15.05.2001 № 36н).

2

Заполнить и направить судебному приставу-исполнителю, указанному в Постановлении, отрывной корешок (уведомление к исполнительному производству), подтвердив таким образом, что исполнительный лист получен и принят к исполнению. Обратите внимание, срок возврата уведомления законодательно не установлен. В то же время в Памятке указано, что оно должно быть возвращено в день вручения. В уведомлении делают отметку о получении исполнительного листа (входящий номер и дата), указывают телефон. Также свою подпись ставит главный бухгалтер. Документ заверяют печатью организации.

3

Ознакомить работника-должника с содержанием исполнительного листа под подпись (ст. 136 ТК РФ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

4

Передать под подпись зарегистрированное Постановление бухгалтеру, ответственному за расчет заработной платы.

5

Хранить Постановление как документ строгой отчетности (в сейфе) (п. I Памятки).

Как было отмечено выше, при увольнении работника-должника следует «незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях» (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Понятие «незамедлительно» не расшифровывается ни в одном нормативном акте. В то же время положения Семейного кодекса указывают, что работодатель обязан сделать это в трехдневный срок (при взыскании алиментов) (пп. 1, 2 ст. 111 СК РФ). Автор полагает, что того же срока следует придерживаться при возврате и иных исполнительных документов.

При этом в исполнительном листе должна стоять отметка о произведенных удержаниях (ее заверяют печатью организации и подписью должностного лица, на которого приказом возложена ответственность по оформлению исполнительных листов), содержащая следующие данные (письмо ФССП России от 25.06.2012 № 12/01-15257):

  • сумму удержанных денежных средств;
  • номер платежного поручения (квитанции);
  • дату перечисления;
  • остаток задолженности.

Исполнительный лист направляют в территориальный отдел судебных приставов ФССП России с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией. О движении исполнительного документа одновременно извещают взыскателя. Порядок оповещения взыскателя не утвержден, однако при направлении ему письма с уведомлением о получении у компании остается доказательство извещения.

Общий порядок удержания по исполнительному листу

Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Компании следует своевременно передавать исполнительный лист бухгалтеру — до начисления зарплаты и осуществления выплат. Если Постановление получено после очередной выплаты за период, в котором должны производиться удержания, то их делают из выплат следующего периода.

Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.

ПРИМЕР

В компанию 27.04.2017 поступил исполнительный документ — постановление судебного пристава-исполнителя на взыскание алиментов. В постановлении указано, что алименты должны удерживаться с апреля 2017 г. Заработная плата за первую половину апреля уже выплачена должнику.
В данной ситуации работодатель обязан удерживать алименты начиная с заработной платы работника за вторую половину апреля и только в том размере, который указан в исполнительном документе.

Удержания производят при каждой выплате дохода работнику с учетом требований, приведенных ниже.

Расчет удержания по исполнительному листу

По общему правилу удержания из зарплаты, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ).

Однако при удержаниях по исполнительным листам с работника не может быть удержано более 50 процентов от заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм (ст. 138 ТК РФ; ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, удержание не может превышать 70 процентов (ст. 138 ТК РФ; ч. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Размер удержания рассчитывают из чистого дохода, то есть после обложения НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При исчислении НДФЛ нужно учитывать, что работник, уплачивающий алименты на ребенка, имеет право на предоставление ему стандартного налогового вычета (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ; письмо Минфина России от 11.10.2012 № 03-04-05/8-1179).

При определении базы для исчисления алиментов доходы, из которых они удерживаются, уменьшают только на ту сумму НДФЛ, которая является частью этих доходов.

ПРИМЕР

В компанию поступили два постановления службы судебных приставов на одного работника: первое — о взыскании алиментов на ребенка в размере 25% зарплаты, второе — о взыскании налоговых санкций в размере 50% зарплаты. Компания является основным местом работы сотрудника. Задолженность по имущественным налогам составляет 10 200 руб.

За апрель 2017 г. работнику начислена зарплата в размере 12 000 руб. Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, равна:

12 000 руб. х 13% = 1560 руб.

Сумма удержания по первому исполнительному листу составила:

(12 000 руб. — 1560 руб.) х 25% = 2610 руб.

Размер взыскания по второму исполнительному листу составляет 50%:

(12 000 руб. — 1560 руб.) х 50% = 5220 руб.

Это максимально возможный размер удержаний по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% зарплаты должно быть удержано в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам следует удержать не более:

(12 000 руб. — 1560 руб.) х 50% — 2610 руб. = 2610 руб.

Оставшуюся часть задолженности по второму листу в размере 2610 руб. (5220 — 2610) нужно удержать в следующих месяцах после удержания алиментов.

Ограничения на удержания по исполнительному листу

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. пост. Правительства РФ от 18.07.1996 № 841).

Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ), в частности:

  • на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.);
  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ);
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иных источников;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Кроме того, удержания не производят:

  • с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ (например, несмотря на то, что материальная выгода является видом дохода (п. 1 ст. 210 НК РФ), в базу для удержания взысканий она не включается; это следует из самого определения материальной выгоды, признаваемой доходом исключительно для целей Налогового кодекса);
  • с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.) (определение КС РФ от 17.01.2012 № 122-О-О).

ВАЖНО

Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ; ст. 109 СК РФ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

Очередность удержаний по исполнительному листу

При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • в первую очередь удовлетворяют требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью — требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Все прочие требования удовлетворяют в последнюю очередь.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяют после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме. При наличии нескольких исполнительных листов от разных взыскателей удержания одной очереди в пределах максимального размера удержания распределяют между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам (ч. 1-3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Индексация удержаний по исполнительному листу

Периодические платежи, установленные в твердом размере (не в процентах от заработной платы), подлежат индексации. Так, индексируются установленные периодические платежи, выплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др., в порядке, установленном законодательством РФ. О такой индексации организации следует издавать приказ (распоряжение), на основании которого бухгалтерия будет осуществлять индексацию (ч. 4 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

Кроме того, индексируются алименты, определенные в твердой денежной сумме (ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). В случае если они уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексацию производят в соответствии с этим соглашением (ст. 105 СК РФ).

Если алименты взыскивают по решению суда в твердой сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для конкретного региона, в котором проживает взыскатель. Индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства взыскателя. При отсутствии в субъекте РФ установленного прожиточного минимума необходимо брать данные о нем в целом по РФ (ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

ВАЖНО

Работодатель обязан индексировать удерживаемые с работника суммы, установленные в твердой денежной сумме, даже при отсутствии специального указания на это в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом с перечисляемых сумм никакие налоги удерживать не нужно.

Таким образом, компания, получившая Постановление, должна:

  • ежемесячно начиная с даты получения Постановления удерживать суммы из заработной платы и (или) иного дохода должника;
  • производить выплаты взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) дохода;
  • перечислять (переводить) их за счет должника;
  • в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю и взыскателю об увольнении должника, о новом месте его работы или жительства, если оно известно, а также возвратить в отдел судебных приставов исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях;
  • при взыскании алиментов по решению суда в твердой денежной сумме производить индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного для конкретного региона МРОТ.

ПРИМЕР

В компанию поступили два исполнительных листа на одного сотрудника:
— первый — на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% от дохода;
— второй — на содержание супруги до достижения ребенком трехлетнего возраста — в размере прожиточного минимума по субъекту РФ, в котором она проживает.

В сумме удержания по этим двум исполнительным документам будут составлять более 50% от дохода должника после удержания НДФЛ.

Так, за апрель 2017 г. работнику начислена заработная плата в размере 24 000 руб.

Сумма дохода после удержания НДФЛ:

24 000 руб. — 24 000 руб. х 13% = 20 880 руб.

Сумма удержаний по первому исполнительному листу составляет:

20 880 руб. х 25% = 5220 руб.

Предположим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на апрель 2017 г. составляет 9962 руб.

Размер удержаний по обоим исполнительным листам будет равен:

9962 + 5220 = 15 182 руб.,

то есть более половины дохода должника (более 10 440 руб.). Так как оба требования удовлетворяются в первую очередь, каждое из них должно быть удовлетворено частично.

По первому исполнительному листу:

Фото: Moscow Live

Разъяснения в пользу должников по исполнительному производству дал Верховный суд РФ в новом 157-страничном обзоре судебной практики, четвертом за 2018 год (читайте о документе также на Legal.Report ).

Как отмечает ВС, отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительского сбора.

На исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по первому делу между должником и взыскателем, с предметом исполнения – взыскание задолженности по лизинговым платежам. В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок со дня получения этого постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках рассмотрения другого дела между должником и взыскателем арбитражный суд утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу. По условиям мирового соглашения задолженность по лизинговым платежам по первому делу учтена в расчетах сторон по другому делу, в связи с чем решение суда по первому делу исполнению не подлежит.

Помимо того, должник и взыскатель обратились в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения в рамках первого дела, которое было удовлетворено.

На основании заявления взыскателя об отзыве исполнительного листа судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Однако в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения в постановлении, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и возбуждено соответствующее исполнительное производство.

Должник обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, размер подлежащего взысканию исполнительского сбора уменьшен, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила требования должника по следующим основаниям.

Исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34 (ч. 1), ст. 35 (чч. 1–3) и ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Реализация права на мирное урегулирование спора в течение пятидневного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа является объективно невозможной, поскольку ч. 4 ст. 141 АПК РФ допускает рассмотрение судом вопроса об утверждении мирового соглашения, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, в срок, не превышающий месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.

Однако обязанность добровольного исполнения требования исполнительного документа не может противопоставляться праву сторон исполнительного производства на урегулирование спора на основе взаимных уступок путем заключения мирового соглашения.

Тем более в ситуации, подобной рассматриваемому спору, когда задолженность взыскателя перед должником, являвшаяся предметом параллельных судебных разбирательств, завершившихся заключением мирового соглашения, во много раз превосходила долг должника перед взыскателем по настоящему делу. Иное бы означало, что исполнительский сбор взимается вопреки взаимным интересам взыскателя и должника, а также вопреки публично-правовой цели этой меры ответственности.

Соответственно, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения, впоследствии утвержденного судом, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве.

Исходя из положений ч. 7 ст. 141 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 229-ФЗ, утверждение судом мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, влечет прекращение его исполнения, является основанием для прекращения исполнительного производства и, применительно к п. 1 ч. 10 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исключает возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения соответствующего исполнительного производства (определение № 305-КГ17-23457).

На практике встречаются случаи, когда выданный судом или нотариусом исполнительный документ в силу различных причин является утерянным, причем это может произойти как по вине взыскателя, так и судебного исполнителя (или отдела принудительного исполнения) уже после возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» в случае утраты исполнительного документа исполнению подлежит дубликат этого исполнительного документа, выданный в установленном порядке судом, иным уполномоченным органом (лицом), выдавшими соответствующий исполнительный документ.

Таким образом, в случае утраты оригинала исполнительного документа, следует получить его дубликат, вместе с тем, сам Закон не содержит единых правил и положений по выдаче дубликата исполнительного документа.

В зависимости от того, каким органом был выдан исполнительный документ, регулируется и вопрос выдачи его дубликата.

А) исполнительные документы, выданные судами, рассматривающими экономические дела

Согласно ст. 330 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в случае утраты судебного приказа суд, рассматривающий экономические дела, принявший судебное постановление и выдавший судебный приказ, по заявлению взыскателя или представлению судебного исполнителя может выдать дубликат судебного приказа.

Несмотря на то, что в ст. 330 ХПК в качестве исполнительного документа, по которому может быть выдан дубликат, указывает только судебный приказ, в аналогичном порядке выдаются дубликаты и иных исполнительных документов (например, определения о судебном приказе).

В соответствии с п. 7 Приложения №16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее — НК) госпошлина за выдачу дубликатов, копий постановлений судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономических судов областей (города Минска) составляет 0,2 базовой величины и, кроме того, 0,03 базовой величины за каждую изготовленную страницу.

Если утрата исполнительного документа произошла по вине судебного исполнителя, то соответственно, восстановление исполнительного документа посредством выдачи его дубликата может быть осуществлено, в том числе, на основании представления судебного исполнителя в соответствии со ст. 330 ХПК.

Б) Исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции

Так, в противовес ст. 330 ХПК, ст. 464 ГПК не ограничивает вид исполнительного документа, по которому может быть дубликат. Так, в случае утраты исполнительного листа суд, вынесший судебное постановление, по заявлению сторон или представлению судебного исполнителя может выдать дубликат исполнительного листа.

Согласно п. 14 Приложения №14 к НК госпошлина за повторную выдачу копий судебного решения, приговора, определения и постановления суда составляет 1 базовая величина и, кроме того, 0,1 базовой величины за каждую изготовленную страницу.

Аналогично, если судебным исполнителем был утрачен исполнительный документ, выданный общим судом, то суд может выдать дубликат исполнительного документа и по представлению судебного исполнителя.

Что делать Взыскателю, если судисполнитель не обращается за выдачей дубликата?

Если исполнительный документ был утерян по вине судисполнителя, то справедливо, что дубликат должен быть выдан по представлению последнего, без несения взыскателем дополнительных расходов. Вместе с тем, зачастую, судисполнитель может не обращаться длительное время за выдачей дубликата, вследствие чего исполнительные действия могут не совершаться.

Взыскателю следует исходить из конкретной ситуацией: в целях оперативности взыскатель вправе обратиться самостоятельно за выдачей дубликата или продолжать настаивать на обращении самого судисполнителя за дубликатом.

Во втором случае взыскателю следует направить соответствующее обращение судисполнителю о необходимости обращения в суд за выдачей дубликата, а в случае бездействия судисполнителя обратиться с жалобой на его бездействие. (вначале вышестоящему судисполнителю, а впоследствии – в суд).

В) Исполнительные документы, выданные нотариусом (исполнительные надписи)

Согласно п. 32 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. в случае утраты исполнительной надписи по заявлению взыскателя нотариусы, дипломатические агенты дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь вправе выдать дубликат исполнительной надписи в порядке, установленном законодательством о нотариате.

В соответствии с п. 30 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. №1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» нотариальный тариф за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов составит 100% базовой величины, или 1 базовую вуличину.

Согласно ст. 93 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» нотариусы, уполномоченные должностные лица в случае утраты гражданами и юридическими лицами нотариально удостоверенных документов, экземпляры которых имеются на хранении у нотариуса, в нотариальной конторе, местном исполнительном и распорядительном органе, выдают дубликаты этих документов гражданам и юридическим лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых совершались нотариальные действия.

Таким образом, буквальное толкование указанных норм не позволяет нотариусу выдать судебному исполнителю дубликат исполнительной надписи, в случае, если исполнительная надпись утрачена по вине судебного исполнителя, за выдачей ее дубликата обращается не судебный исполнитель или должник, а сам взыскатель.

Могут ли расходы Взыскателя по получению дубликата исполнительного документы быть возложены на судисполнителя, если оригинал исполнительного документа был утерян по его вине?

Прямого ответа на данный вопрос законодательство не содержит.

Целесообразным в этом случае может быть (в том числе с целью формирования соответствующей практики) то, что Взыскатель, который понес дополнительные расходы, связанные с выдачей исполнительного документа, вправе потребовать их возмещения от судебного исполнителя (отдела принудительного исполнения), по чьей вине документ был утрачен в соответствии со ст. 938 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Согласно ст. 938 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы.

Также целесообразным является внесение изменений (дополнений) в законодательство, позволяющих судебным исполнителям также обращаться за выдачей дубликата исполнительного документа, выданного судебным исполнителем.

Новая редакция Ст. 428 ГПК РФ

1. Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. Для направления судом исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета заявление взыскателя не требуется.

Абзац второй утратил силу с 15 сентября 2015 г.

Исполнительный лист по определению о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, выдается взыскателю не позднее следующего дня после дня вынесения такого определения.

Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Выдача судебного приказа для исполнения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 130 настоящего Кодекса.

3. Если судебное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к выдаваемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копией судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист, может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

5. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 428 ГПК РФ

1. Порядок исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов регулируется в настоящее время исполнительным правом, представляющим собой одну из самых молодых отраслей российского права. Нормативной основой исполнительного производства являются, помимо разд. VII ГПК РФ, ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 28.07.2012) и от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 06.12.2011).

Возбуждение исполнительного производства производится путем предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, соответствующего требованиям ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве». Такими документами согласно ст. 12 данного ФЗ являются в первую очередь исполнительные листы, выданные арбитражными судами и судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов.

Исполнительный лист представляет собой исполнительный документ, выдаваемый судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании вступивших в законную силу судебных актов, о понуждении должника к совершению определенных действий или по несовершению определенных действий. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 (в ред. от 27.01.2009).

При исполнении решений судов исполнительный лист выдается взыскателю судом после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается сразу же после вынесения решения. Немедленному исполнению подлежат следующие решения:

— о присуждении алиментов;

— о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;

— о восстановлении на работе;

— о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума;

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Кроме того, помимо обязательных оснований немедленного исполнения, ст. 212 ГПК РФ предусматривает право суда (судьи) обратить решение к немедленному исполнению полностью или частично, когда судья сочтет, что вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или само исполнение может оказаться невозможным.

Исключением из общего правила о диспозитивном порядке возбуждения исполнительного производства является обязанность суда самостоятельно направлять исполнительный лист по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

2. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК.

Судебный приказ обладает рядом признаков:

— выносится не в результате судебного разбирательства, а в результате приказного производства;

— выносится только по основаниям, указанным в ст. 122 ГПК РФ, по требованиям, имеющим бесспорный характер;

— вынесению судебного приказа не предшествует рассмотрение дела по существу, он выдается исключительно на основе представленных суду письменных документов;

— заявление о вынесении судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50% ставки, установленной для исковых заявлений;

— состоит только из вводной и резолютивной части. Описательная часть в нем полностью отсутствует, а мотивировка ограничивается только указанием на закон, на основании которого удовлетворены требования;

— может быть отменен тем же судьей, который его вынес. Это возможно в случае, когда должник, не имея возможности по уважительной причине сделать это ранее, заявит свои возражения относительно исполнения судебного приказа;

— являясь разновидностью судебного постановления, одновременно представляет собой и исполнительный документ. Судебный приказ непосредственно предъявляется к исполнению. В его отношении применяются все правила исполнительного производства, относящиеся к исполнительному листу в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

3. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится по правилам, установленным гл. 24.1 БК.

4. Ничтожными признаются все выписанные до вступления решения в законную силу исполнительные листы, за исключением выписанных по делам о присуждении алиментов, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, о восстановлении на работе, о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, а также на основании судебных актов, в которых в резолютивной части специально оговорено обращение решения к немедленному исполнению.

5. Постановление Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 «О бланках исполнительных листов» (в ред. от 27.01.2009) было утверждено вместе с Правилами изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов. Бланки исполнительных листов изготавливаются на специальной бумаге с водяными знаками по заказам ВАС РФ, ВС РФ, Судебного департамента при ВС РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Бланки исполнительных листов имеют сквозную нумерацию с указанием порядкового номера и подлежат учету (по сериям и номерам) в журнале учета бланков по форме согласно приложению. Журналы учета бланков прошиваются, листы нумеруются работником, ответственным за ведение таких журналов. Количество листов в каждом журнале заверяется на последней странице подписью начальника подразделения, ответственного за делопроизводство, и оттиском печати соответствующего суда, мирового судьи. Бланки хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих порчу и хищение бланков. По окончании рабочего дня места хранения бланков опечатываются или опломбировываются.

Работники, ответственные за хранение и выдачу бланков исполнительных листов, определяются (назначаются) председателем соответствующего суда, мировым судьей, руководителями подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих материально-техническое обеспечение мировых судей.

Уничтожение испорченных бланков исполнительных листов, а также списание утерянных бланков осуществляются по акту специальной комиссии, возглавляемой председателем соответствующего суда, мировым судьей, руководителями подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих материально-техническое обеспечение мировых судей, о чем делается соответствующая запись в журнале учета бланков.

Другой комментарий к Ст. 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Нормами комментируемого раздела регулируется производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Исполнительным производством получают окончательную защиту права и охраняемые законом интересы граждан и организаций.

Исполнительное производство является принудительной формой реализации судебных и иных актов. Принудительное осуществление требований взыскателя и обязанностей должника — неотъемлемая часть юрисдикционной деятельности по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Исполнительное производство с 1998 г. обособилось, уже не рассматривается как завершающая стадия гражданского процесса, однако сохраняет с ним тесную связь.

С 1 февраля 2008 г. действует новый Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который изменил и детализировал многие его институты по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Деятельность органов по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах». На основании этого Закона создана самостоятельная федеральная служба, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов Российской Федерации и по исполнению судебных актов и актов других органов.

Наряду с указанными Законами исполнение судебных и иных актов регулируется нормами ГПК РФ, АПК РФ, НК РФ, Таможенным кодексом РФ, СК РФ, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и др.

В результате исполнительного производства складываются правоотношения по поводу принудительного исполнения требований взыскателя к должнику.

2. Субъектами исполнительных правоотношений являются:

— органы принудительного исполнения судебных и иных актов;

— суд;

— участники исполнительного производства.

Органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц является Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и иных исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов этой Федеральной службы — подразделений судебных приставов.

Исполнительное производство в целом и деятельность судебных приставов-исполнителей в современных условиях осуществляются под контролем суда.

Суд, в частности, решает следующие существенные вопросы исполнительного производства:

— выдает исполнительный лист, дубликат исполнительного листа (ст. ст. 428 — 430 ГПК);

— прерывает и восстанавливает срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432 ГПК);

— разъясняет судебный акт, подлежащий исполнению (ст. 433 ГПК);

— решает вопросы отложения исполнительных действий, отсрочки или рассрочки исполнения, проводит индексацию присужденных денежных сумм;

— приостанавливает, возобновляет и прекращает исполнительное производство в случаях, указанных в законе (ст. ст. 434, 436 — 439 ГПК);

— решает вопрос о повороте исполнения судебного решения. Любые действия или бездействие, постановления пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд.

Основными участниками исполнительного производства являются взыскатель и должник.

Взыскатель — это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должник — это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

3. Исполнительными являются документы, на основе которых возбуждается исполнительное производство. Перечень исполнительных документов дан в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве». К ним, в частности, относятся исполнительные листы, которые выдаются судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, судебные приказы и некоторые другие документы.

Свойство исполнимости судебный акт приобретает по общему правилу после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения (ст. ст. 211 и 212 ГПК). Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

Исполнительный лист выдается судом, который в результате рассмотрения спора по существу вынес судебное постановление, являющееся основанием для выдачи исполнительного листа.

4. Комментируемая статья содержит отсылку к ст. 130 ГПК, определяющей порядок выдачи судебного приказа.

Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом.

Выдача судебного приказа взыскателю для предъявления его к исполнению осуществляется судьей, если от должника в установленный законом срок не поступят возражения относительно его исполнения. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.

5. Особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлены Бюджетным кодексом РФ. Согласно п. п. 2, 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Миасс, Челябинская область, … 2010 года
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тороповой Л.В.,
при секретаре Б.Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению Л.В.Н. о признании незаконными действий судебного пристава- исполнителя и постановления о наложении арестов на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Л.В.Н. обратился в суд с жалобой о признании незаконными действий судебного пристава- исполнителя и постановления о наложении арестов на имущество.
В обоснование жалобы указал, что … 2009 года судебный пристав-исполнитель С.Е.Р. произвела арест (опись) принадлежащего ему имущества. … 2009 года судебным приставом – исполнителем С.Е.Р. вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Тем не менее, … 2010 года и … 2010 года получено 8 уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о государственной регистрации ограничений (обременения) не по заявлению правообладателя на 8 объектов недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на общую сумму более 700000000 рублей, на основании исполнительного производства № …, возбужденного … 2010 года в отношении него на сумму 5112610,70 рублей.
Учитывая, то, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства не была направлена в установленный законом срок, арест наложен на все объекты недвижимого имущества, просит: признать незаконными действия Судебного пристава – исполнителя Миасского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области С.Е.Р. и вынесенные ею постановления о наложении арестов на объекты недвижимого имущества незаконными.
Представитель должника Л.В.Н. — Л.Н.И. в судебном заседании отказался от поддержания жалобы, поскольку взыскатель Г.Н.Г. отозвала исполнительный лист.
Судебный пристав-исполнитель Миасского ГОСП С.Е.Р. жалобу посчитала необоснованной. Пояснила, что … 2010 года на исполнение поступил исполнительный лист, в этот же день вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое направлено должнику Л.В.Н. по почте. Конверт возвращен в Миасский ГОСП с отметкой об истечении срока хранения, т.е. должник не стал получать направленное ему постановление. … 2010 года и … 2010 года вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, копии которого направлены сторонам. Заказное письмо направленное в адрес должника также вернулось с отметкой об истечении срока хранения. Таки образом, должник считался уведомленным. Поскольку должник в добровольном порядке не исполнил требования о добровольном исполнении, то пристав в праве не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника, наложить арест на имущество должника. Однако, в настоящее время исполнительный лист отозван взыскателем и исполнительное производство прекращено.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Взыскатель Г.Н.Г. и ее представитель Гибадуллина И.С. посчитали жалобу не обоснованной.
Взыскатель Г.Н.Г. суду пояснила, что в настоящее время отозвала исполнительный лист, поскольку с должником достигнута договоренность.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав все материалы дела, суд считает, что жалоба Л.В.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 441 ГПК РФ на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления либо на отказ в совершении таких действий взыскателем или должником может быть подана жалоба. Жалоба подается в суд в течение десяти дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.
Федеральный Закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также — граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также — организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ст. 1 Закона).
Статьей 30 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. (п.17 ст. 30).
Установлено, что на основании исполнительного листа серии … № … от … 2009 г., выданного Миасским городским судом … 2010 года (л.д. 57-60), … 2010 года постановлением судебного пристава-исполнителя Миасского ГСП возбуждено исполнительное производство № … по взысканию с Л.В.Н. денежных средств в сумме 5 140 812 рублей 50 копеек в пользу Г.Н.Г. (л.д. 43,45). … 2010 года и … 2010 года вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, которыми объявлен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих должнику Л.В.Н. (л.д. 46,49)
Согласно ст. 24 Закона № 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства, о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества направлялись должнику Л.В.Н. заказным письмом, были возвращены с указанием на истечение срока хранения (л.д.54,55,56).
В ст. 28 Закона № 229-ФЗ установлено, что лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. При отсутствии такого сообщения повестка, иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица и оно считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится.
В судебном заседание заявитель (должник) Л.В.Н., его представители, не представили доказательства того, что Л.В.Н. отсутствовал по месту жительства, указанном в исполнительном документе, не получил заказное письмо с уведомлением о вручении по уважительным причинам.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с требованиями Закона № 229-ФЗ, они считаются извещенными о возбуждении в отношении них исполнительных производств.
Согласно ст. 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик); 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
В рамках исполнительного производства № … судебным приставом исполнителем было установлено имущество, принадлежащее Л.В.Н. (л.д. 46,49).
… 2010 года и … 2010 года судебным приставом – исполнителем вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества.
Согласно ст. 85 Закона № 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Вместе с тем, постановление о наложение ареста судебным приставом не выносилось, соответственно производить оценку имущества судебный пристав был не обязан. Довод должника Л.В.Н. о том, что произведен арест имущества на сумму значительно превышающую размер взыскания по исполнительному листу, не находит подтверждения в материалах дела.
У суда отсутствуют основания считать несоразмерными, незаконными действия судебного пристава-исполнителя по запрету регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих должнику Л.В.Н..
В ст. 80 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав- исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника, при этом судебный пристав — исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Кроме того, непринятие мер в виде запрета совершать регистрационные действия может привести к затягиванию производства по делу. Согласно ч.2 ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ, при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Соответственно, судебный пристав – исполнитель был вправе применить иные меры обеспечивающие исполнение исполнительного документа, в том числе и запрет на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, что следует из смысла ст. 68 Закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.
… 2010 года судебным приставом исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа (л.д. 42).
Учитывая то, что исполнительное производство прекращено, представитель должника Л.Н.И. отказался от поддержания заявления, т.е. отсутствует предмет судебного разбирательства. Вместе с тем, заявление Л.В.Н. о признании незаконными действий судебного пристава – исполнителя, постановлений от … 2010 года и … 2010 года о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, суд признает не подлежащим удовлетворению, по основаниям изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Л.В.Н. о признании незаконными действий судебного пристава- исполнителя и постановления о наложении арестов на имущество, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу

Исполнительский сбор если исполнительный лист имеет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *