Инвестиционные отношения

131

УДК 341.241.5

И. В. Миронова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализируются международные договоры в области инвестиционной деятельности, в которых участвует Российская Федерация. Рассматриваются универсальные и региональные договоры, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Выявляются основные гарантии, предоставляемые как российским инвесторам на территории иностранных государствах, так и иностранным инвесторам на территории РФ.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, соглашения о поощрении и защите капиталовложений.

Key words: foreign investments, agreements on encouragement and protection of capital investments.

© Миронова И. В., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 3. С. 131 — 139.

Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику всегда было одной из важнейших задач внутренней политики государства. Для ее решения необходимо как развитие и совершенствование национального законодательства страны, так и расширение международно-правовых механизмов, важнейшей частью которых выступают международные договоры, заключаемые между государствами и направленные за защиту прав инвестора.

В настоящее время международные инвестиционные отношения регулируются многосторонними, двухсторонними и региональными международными договорами.

К универсальным международным договорам в области инвестиционных отношений относится Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров (вступила в силу 14.10.1966 г.) . Данной Конвенций был создан специальный орган — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. До принятия Конвенции такие споры попадали под юрисдикцию национальных судов государств. Появление способа международного разрешения инвестиционных споров, безусловно, стало важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как обеспечивало им независимое и беспристрастное рассмотрение споров между государством и частным инвестором. Местонахождением Центра является штаб-квартира Международного банка реконструкции и развития. Конвенция предусматривает разрешение инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других Договаривающихся государств путем примирения и арбитража (ст. 1 Конвенции). Примирительная процедура не носит обязательного характера; в отличие от нее арбитражное решение становится обязательным для сторон и не может быть обжаловано. Юрисдикция Центра по урегулированию инвестиционных споров может быть основана только на письменном соглашении инвестора и государства, принимающего инвестиции, либо на положениях двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Россия подписала Вашингтонскую конвенцию 16.06.1993 г., но до настоящего времени не ратифицировала ее.

В 1978 г. с целью расширения юрисдикции Центра по урегулированию инвестиционных споров были приняты Правила о дополнительных средствах механизма разрешения спора и процедуры по установлению фактов. Эти Правила позволяют сторонам использовать примирительную процедуру или арбитражное рассмотрение для не предусмотренных Конвенцией споров между государствами и инвесторами, в частности в случае, когда государство — участник спора не является участником Конвенции.

В связи с вышеизложенным можно отметить, что некоторые двусторонние соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенные Российской Федерацией, предусматривают использование механизма Вашингтонской конвенции 1965 г. (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений от 13 ноября 1998 г.) .

Еще один многосторонний международный договор в области инвестиционных отношений — Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (вступила в силу в апреле 1988 г.) . Россия ратифицировала эту Конвенцию 02.12.1992 г. Данным документом было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), имеющее статус юридического лица и являющееся филиалом Международного банка реконструкции и развития. Задача МАГИ — «стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития».

Для достижения этой цели МАГИ предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов; а также проводит иную деятельность по содействию потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними.

Согласно Сеульской конвенции гарантии МАГИ покрывают следующие риски:

1) любое введение по инициативе принимающего инвестиции государства ограничений на перевод за пределы принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту, приемлемую для владельца гарантии;

2) любое законодательное либо административное действие или бездействие, исходящее от принимающего инвестиции государства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения;

3) любой отказ принимающего инвестиции государства от договора с владельцем гарантии или нарушение такого договора в случаях, когда: а) владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу для вынесения решения по иску об отказе от договора либо его нарушении; б) такой орган не принимает решение в течение разумного периода времени, как это предусмотрено в договорах о гарантии в соответствии с положениями Агентства; в) такое решение не может быть осуществлено;

4) война и гражданские беспорядки.

В каждой из двух приведенных многосторонних конвенций участвует более 100 государств, это свидетельствует о том, что государства заинтересованы в обеспечении защиты иностранных инвестиций, а предусмотренные названными конвенциями способы разрешения споров и гарантии являются весьма эффективными.

В качестве примеров региональных международных договоров (участниками которых становятся, как правило, государства определенного географического региона) в области инвестиционных отношений можно привести Соглашение о сотрудничестве в области инвести-

ционной деятельности 1993 г. и Конвенцию о защите прав инвестора 1997 г., подписанные между странами — членами СНГ , а также Договор о Евразийском экономическом союзе , подписанный между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном 29.05.2014 г.

Соглашением о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. устанавливаются основные гарантии и льготы для инвесторов из государств членов — СНГ: инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации, не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных случаях, с обязательной выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Инвесторы сторон имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий государственных органов либо должностных лиц, противоречащих законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего осуществления ими своих обязанностей по отношению к инвесторам. После уплаты соответствующих налогов и сборов инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод в государства — участники Соглашения, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями. В случае изменений законодательства стороны Соглашения в области инвестирования, повлекших за собой ухудшение условий для инвестора, в отношении него в течение последующих 5 лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации соответствующего предприятия.

Споры инвесторов сторон и предприятий с инвестициями сторон с государственными органами, юридическими и физическими лицами рассматриваются в судах по месту инвестирования либо, при наличии соглашения сторон, в третейском суде.

Следующим этапом в развитии международных договоров государств — участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. Сфера действия этого документа шире, чем Соглашений 1993 г., так как ее нормы распространяются на различные виды инвестиций, зарегистрированных на территории государств-участников, а также на инвесторов не только государств — участников Конвенции, но и третьих стран.

В Конвенции 1997 г. закреплен национальный режим иностранных инвестиций, изъятия из которого могут устанавливаться в особом порядке. Если государством — участником Конвенции будут изменены нормы в области инвестирования, и это, по мнению других сторон, ухудшит условия и режим инвестиционной деятельности, то данный вопрос может быть передан на рассмотрение Экономического суда СНГ, или других международных судов, или международных арбитражных судов. При вынесении указанными судами решения, подтверждающего ухудшение условий и режима инвестиционной деятельности, действие норм приостанавливается с момента их принятия и возобновляется по истечении пяти лет с даты вынесения судебного решения.

Необходимо отметить, что не все государства — члены СНГ участвуют в Соглашении 1993 г. и Конвенции 1997 г. Российская Федерация в связи с принятием в стране нового законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, прекратила применение этого Соглашения 1993 г. и не присоединилась к Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) был подписан 29.05.2014 г., ратифицирован РФ 03.10.2014 г. Положения о гарантиях инвесторам содержатся в этом документе в приложении 16 разд. VII «Инвестиции». Положения данного раздела применяются в отношении всех инвестиций, осуществленных инвесторами государств-членов на территории другого государства-члена начиная с 16 декабря 1991 г.

Договором о ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство — член Договора обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении всех инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами других государств-членов (п. 68). По выбору инвестора ему предоставляется национальный режим либо режим наибольшего благоприятствования в отношении непрямых инвестиций.

Каждое государство гарантирует инвесторам других государств-членов репатриацию доходов и капиталовложений после выполнения ими всех налоговых и иных предусмотренных законодательством обязательств. Инвесторы имеют право на возмещение ущерба, нанесенного их инвестициям в результате гражданских беспорядков, военных действий, революции, мятежа, введения чрезвычайного положения или иных подобных обстоятельств, возникших на территории государства-члена.

Инвестиции инвесторов одного государства-члена, осуществленные на территории другого государства-члена, не могут быть подвергнуты прямо или косвенно экспроприации, национализации, а также иным подобным мерам, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах и не являются дискриминационными, а также сопровождаются выплатой быстрой и адекватной компенсации.

Споры между государством и инвестором, возникающие в связи с инвестициями на территории государства, принимающего инвестиции, могут быть переданы по выбору инвестора на рассмотрение: суда государства, компетентного рассматривать подобные споры; международного коммерческого арбитража, согласованного участниками спора; арбитражного суда ad hoc; Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

К двухсторонним международным договорам относятся соглашения между государствами, а также между государствами и международными организациями, регулирующие отношения в области иностранных инвестиций. Отмечается, что только на двусторонней основе можно добиться принятия желаемых условий инвестиционного режима и защиты инвестиций . К таким документам, безусловно, относятся заключаемые на двусторонней основе соглашения о поощре-

нии и взаимной защите капиталовложений. В настоящее время Российская Федерация является участницей или правопреемницей более 60 подобных международных договоров. Исследователи считают, что двухсторонние договоры имеют свои преимущества и недостатки перед многосторонними. Так, одно из преимуществ состоит в возможности лучшего сбалансирования интересов сторон в текстах соглашений, а недостаток — в создании дифференцированного режима правового регулирования двухсторонних отношений государств в одной и той же области .

Любое из двусторонних соглашений о защите капиталовложений начинается с провозглашения целей заключения данного договора: развитие и углубление взаимных связей в области торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, создание благоприятных условий для осуществления капиталовложений, улучшение деловых контактов и укрепление доверия в области капиталовложений, поощрение и стимулирование деловой инициативы в области капиталовложений.

Все соглашения содержат определения основных понятий, используемых в документе, к которым в первую очередь относятся понятия «инвестор» и «капиталовложение», а также перечень видов собственности, подлежащих защите в соответствии с условиями того или иного соглашения. Например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений установлено, что понятие «капиталовложение» означает любой вид имущественных ценностей, включая:

1) права в отношении движимого и недвижимого имущества;

2) акции и другие формы участия в компаниях;

3) требования по денежным средствам или любому выполнению договора, имеющему финансовую ценность, связанные с капиталовложениями;

4) права на интеллектуальную собственность, включая патенты, товарные знаки, промышленные образцы, образцы интегральных схем, торговые наименования, указания на источник или обозначения происхождения и закрытую информацию;

5) концессионные права, включая права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

Изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются, не влияет на их характер в качестве капиталовложений.

Государства заключают двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений с целью обеспечить гарантии безопасности и защиты национальным хозяйствующим субъектам, осуществляющим капиталовложения на территории другого договаривающегося государства.

В заключенных Российской Федерацией соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений содержатся следующие виды гарантий иностранным инвесторам:

1) гарантия справедливого и равноправного режима: принимающее инвестиции государство обязуется воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениям (п. 1 ст.3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23.09.1997 г.; п. 2 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 15.12.1997 г.);

2) гарантия предоставления национального режима ц/или режима наибольшего благоприятствования: государство, принимающее инвестиции, обязуется обеспечить на своей территории режим, который будет не менее благоприятным, чем режим, который государство предоставляет капиталовложениям и деятельности в связи с капиталовложениями собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства (п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 19.04.1995 г.; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 04.10.1995 г.). Каждое государство оставляет за собой право сохранять или устанавливать в своем законодательстве ограниченные изъятия из национального режима;

3) гарантия возмещения ущерба: в случае нанесения капиталовложениям инвестора ущерба в результате вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения, гражданских беспорядков или иных подобных обстоятельств на территории принимающего инвестиции государства (ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 30.06.1993 г.; ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 29.09.1993 г.);

4) гарантия права на репатриацию дохода и капиталовложений: инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за границу после уплаты ими соответствующих налогов и сборов в связи с капиталовложениями: доходов; сумм, предназначенных для погашения займов; сумм, полученных инвестором в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей капиталовложения; компенсации в случае возмещения ущерба и экспроприации (ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 16.06.1994 г.; ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 29.09.1993 г.);

5) гарантия защиты капиталовложений от экспроприации: принимающее инвестиции государство обязуется воздерживаться от дейст-

вий по национализации, экспроприации, а также мер, равных по последствиям национализации или экспроприации, в отношении капиталовложений, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой компенсации (ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23.12.1994 г.; ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албании о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 11.04.1995 г.);

6) гарантия урегулирования споров посредством международного арбитража: в большинстве двусторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений с участием Российской Федерации предусмотрен арбитраж ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в качестве органа, полномочного решать споры между сторонами; в некоторых соглашениях в качестве органа для разрешения споров указан Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты либо Международный центр по разрешению инвестиционных споров.

Несмотря на то что в настоящее время заключение двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений стало главным способом регулирования межгосударственных отношений в области инвестиций, представляется целесообразной разработка унифицированного международного акта, определяющего единообразные принципы регулирования международных инвестиционных отношений.

Список литературы

1. Инвестиционное законодательство : сборник нормативных актов / сост. Ю. В. Лазарева. М., 2006.

2. Соглашения о защите и поощрении капиталовложений : сборник документов / под ред. Ю. Ю. Берестнева М., 2002.

3. Сеульская конвенция об учреждении МАГИ 1985 г. // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7 (специальное приложение). С. 92 — 114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 4.

5. Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1997. № 8. С. 80.

6. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2015).

7. О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности : распоряжение Президента РФ № 84-рп от 04.03.2002 г. . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств : распоряжение Президента РФ № 166-рп от 16.04.2007 г. . Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

9. Лабин Д. К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М., 2008.

10. Гаврилов В. В. Международное частное право. М., 2000.

Об авторе

Страница 1 из 2

Рассмотрение правового содержания инвестиционных правоотношений и инвестиционной деятельности следует начать, на наш взгляд, с главного критерия. Инвестиционные право-отношения являются разновидностью гражданско-правовых, обладают общими с ними чертами, их можно определить как общественные отношения, связанные с инвестициями и инвестиционной деятельностью, урегулированные нормами гражданского права, в результате чего у участников этих правоотношений возникают имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а под инвестиционной деятельностью понимается вложение материальных и нематериальных ценностей в объекты предпринимательской и других видов деятельности, а также фактические действия по реализации инвестиций с целью извлечения при-были, достижения положительного социального эффекта от использования этих объектов в будущем.
В зависимости от объекта инвестирования инвестиционные правоотношения подразделяются на правоотношения, связанные с вещным правом собственности (с вложением инвестиций в имущественные права, например денежные вклады), и правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью. К первой, группе относятся инвестиционные правоотношения, возникающие в связи с созданием коммерческих организаций, приобретением имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг; в результате вложения инвестиций во вновь создаваемые, и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами и т. д.
В ходе инвестиционной деятельности инвестор осуществляет акт отчуждения имущества, составляющего инвестицию. Однако следует обратить внимание на то, что, по край-ней мере, в момент отчуждения отчуждаемое имущество подлежит денежной оценке, поскольку подобно случаям с денежным капиталом акт отчуждения носит временный характер, и рано или поздно при нормальном развитии производства инвестор должен иметь разумные основания рассчитывать на возвратность инвестированных средств, если не в первоначальной форме, то в форме денежного эквивалента.
Кроме того, участниками правоотношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности, являются также государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования. Реализуя публичные интересы общества, государство, воздействует на коммерческую деятельность, регулирует и контролирует ее; кроме того, государство, субъекты Федерации и муниципальные образования организуют деятельность подведомственного им хозяйства, т. е. в хозяйственной деятельности этих субъектов преобладают организационные элементы, ими принимаются решения о создании и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности, управление собственностью, определении режимов хозяйствования.
Существенная особенность государства как субъекта гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной такого отношения не обусловливается наличием у него статуса юридического лица. Нормы, определяющие участие в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к государственным органам в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако вступать в гражданские правоотношения непосредственно государство не может. Взятые конкретно Российская Федерация, любой ее субъект представ-лены многими структурными звеньями, начиная с президентов, глав администрации и др. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Президент РФ и палаты Федерального Собрания РФ могут действовать в гражданско-правовой сфере на основе соответствующих положений Конституции РФ, Правительство РФ — на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и т.д.
Как субъект гражданского права государство через свои уполномоченные органы вступает в самые разнообразные отношения, его договорные и внедоговорные обязательства являются весьма обширными.
Инвестирование может осуществляться посредством вложения инвесторами денежных средств и имущества, принадлежащих им на основе различных правовых титулов, при этом наибольшими возможностями при осуществлении инвестиций обладают инвесторы, владеющие имуществом на основе права собственности, которое является наиболее широким по своему содержанию вещным правом.
Реальные инвестиции чаще осуществляются в форме инвестиционных проектов. Инвестиционная стратегия любого предприятия состоит из пакета проектов. Любой хозяйствующий субъект ведет предпринимательскую деятельность в той или иной мере в условиях неопределенности и риска. Под риском понимается возможность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям. Риск является экономической категорией. Слово «риск» в переводе с португальского означает «риф», «подводная скала», что ассоциируется с понятием «лавировать между скалами», а значит, сопряжено с опасностью.
Инвестиционный риск выступает составной частью общего финансового рынка и представляет собой вероятность (угрозу) финансовых потерь (потери, по крайней мере, части своих инвестиций), недополучения доходов от инвестиций или появления дополнительных инвестиционных расходов.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признание инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушений.
К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.
Инвестиционный климат является определяющим фактором привлечения инвестиций. Данное понятие как комплексное понятие представляет собой совокупность политических, экономических, правовых, административных и других условий для успешной деятельности инвестора. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает разумные условия для предпринимательства, а именно:
a) приближение правового регулирования к международным стандартам;
б) отказ от регулированности;
в) развитие общегражданского законодательства при сокращении императивных норм, развитие контрактного (договорного) права.
Разрешительная система регулирования инвестиций представлена двумя инструментами государственного управления: концессия и лицензия. Концессия исторически является классической формой допуска иностранных инвестиций к экономической деятельности на территории государства, допускающего инвестиции. Она применяется и к российским инвесторам.
Под концессией следует понимать акт государства или уполномоченного государством органа, в котором предусматривается предоставление лицу субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности в определенной области производства, торговле, сфере услуг в пределах ограниченной территории. Обязательной предпосылкой для применения концессии является формулировка в законе в общей форме запрещения заниматься указанной деятельностью частным лицам вообще, включая иностранных лиц. Такое определение концессии следует из трудов как отечественных, так и зарубежных юристов.
Система предоставления концессий как метод управления иностранными инвестициями в развивающихся странах широко применялась в сфере нефтедобычи. Однако, как подчеркивается в зарубежной литературе, именно в области добычи полезных ископаемых, особенно в нефтяной промышленности, были разработаны впервые основы правового регулирования иностранных инвестиций, которые позволяют понять изменения в правовом регулировании такое более позднего времени. Приспособленность концессии к целям правового регулирования иностранных инвестиций объяснялась просто. Концессия всегда является основанием возникновения субъективного права концессионера на пользование имуществом, находящимся в государственной собственности.
Указанный признак выделяет концессию в системе инструментов управления и сейчас. Однако, в настоящее время применение концессии ограничивается областью отношений, составляющих монополию органов государственной и муниципальной власти, а также отношений, связанных с пользованием государственной собственностью. Благодаря этим отличительным чертам, концессия позволяет заложить основы частно-хозяйственного использования государственной и муниципальной собственности, исключенной из программ приватизации.
Концессия в форме акта государственной власти в годы после Второй мировой войны прошлого столетия была практически полностью вытеснена концессионным договором. Концессия предоставлялась, как правило, при условии выполнения концессионером работ, связанных с созданием инфраструктурных и социальных объектов, в которых было пересовано государство. Указанные условия приобретали обязательств концессионера по договору, особенностью которого была абсолютная зависимость действия договора от воли участвующего в таком договоре государства, решающего сохранить или прекратить действие концессии.
Зависимость исполнения договора от односторонней воли государства — стороны в договоре — стала основанием для долгих споров о правовой природе концессионного договора. Существо спора в действительности сводилось к тому, следует ли признавать правомерными действия государства, волею которого было предоставлено конкретному лицу субъективное право, по отзыву такого права. Отзыв концессии может быть приравнен к акту национализации частной собственности, поскольку и в этом случае речь идет о прекращении частно-хозяйственной деятельности. Признание бесспорного права государства на национализацию было подтверждено в международно-правовых документах. Не оспаривается также и право государства отозвать концессию. В этой связи особенно большое внимание стали уделять различным способам обеспечения прав концессионера.
Первым шагом к пониманию концессионного договора как гражданско-правового стало включение в него условий, обеспечивающих защиту прав частного лица в таком договоре. Это были условия, касающиеся порядка разрешения споров между сторонами в договоре, а в случае если договор заключался с иностранным лицом — условие о выборе применимого права. Для обес-печения защиты прав частного лица в договоре, заключаемом с государством, важным обеспечительным эффектом обладало условие договора, предусматривающее применение норм международного права при разрешении споров, вытекающих из договора.
Включение в концессионные договоры условий о применении норм и принципов международного права при разрешении спора, возникающего между государством-концедентом, цедентом и концессионером, рассматривалось как надежное средство обеспечения защиты прав концессионера. Обращение к такой обеспечительной мере поддерживалось не всеми юристами в российской доктрине международного права.
Особенность концессионного договора как гражданско-правовой сделки состоит в том, что содержание договора сводится к установлению порядка финансирования частным предпринимателем объектов, в которых заинтересовано государство — объектов инфраструктуры. В работе С.А.Сосны приводится подробный перечень таких объектов. Изменение содержания договора и придание ему характера договора на организацию хозяйственных связей по финансированию деятельности сторон кардинально меняет его правовую природу и делает его универсальным инструментом управления инвестициями в любой сфере деятельности. Практика использования концессионного договора в сфере массовых коммуникаций, почтово-экспедиционных служб, образования и здравоохранения, туризма, строительства, жилищно-коммунального хозяйства в различных странах свидетельствует о том, что в современных концессионных договорах отсутствует сама категория концессии как акта, разрешающего осуществление частно-хозяйственной деятельности концессионером. Однако остается его главная отличительная черта — отношения между субъектом частного права и органом власти.
Концессионный договор — это договор на организацию деятельности, конкретно на осуществление инвестиции частным лицом.

  • «
  • Первая
  • предыдущая
  • 1
  • 2
  • следующая
  • Последняя
  • «

< предыдущая

Инвестиционные отношения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *