Инвентаризация на производстве

Порядок проведения инвентаризации сырья и материалов

Группа материальных запасов включает в себя различные категории активов: сырье и материалы, товары, готовую продукцию, полуфабрикаты, остатки незавершенного производства и расходы будущих периодов. Не во всех организациях материальные запасы составляют существенную величину, и в этих случаях проверять их необязательно.

Если величина операций с запасами или их остатками составляют существенную величину, их проверка необходима.

В отношении материальных запасов высокорисковыми областями являются:

· затоваривание складов, отсутствие работы по анализу состояния запасов и определению норматива запасов;

· завышение стоимости запасов в бухгалтерском учете по сравнению с рыночной (ошибка в учете, запасы приобретены по завышенным ценам по различным причинам или утрачены, похищены и т.п. потеряли свою стоимость в результате неправильного хранения или резкого снижения цен на рынке);

· величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные записи).

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материалов, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей.

Инвентаризация проводится по местам хранения запасов и при присутствии материально — ответственных лиц.

Планируя проведение инвентаризации запасов, следует учитывать структуру складского хозяйства. Отдельные склады и кладовые подразделений организации могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц, а в некоторых подразделениях организации склады и кладовые вообще могут отсутствовать. В этом случае отнесение складов к самостоятельным учетным единицам определяется руководителем организации по представлению главного бухгалтера организации.

В тех складах и кладовых, которые не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация хранящихся запасов производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства в подразделении, где расположены данные склады и кладовые.

До начала проверки фактического наличия имущества ревизору надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей. Он визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам, с указанием даты, что должно служить бухгалтерии организации основанием для определения остатков на складе к началу инвентаризации по учетным данным.

ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру или отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись. В ней указывают дату поступления, наименование поставщика, дату и номер приходного документа, наименование товара, количество, цену и сумму. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

В процессе проведения инвентаризации решается широкий перечень вопросов:

· наличие условий, способствующих сохранности материально — производственных запасов, оформлению их приема и отпуска;

· состояние складского и весоизмерительного хозяйства;

· постановка складского учета;

· выявление фактического наличия запасов и сопоставление его с данными бухгалтерского учета и др.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание и обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, партии, сорта в единицах счета, массы или меры. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки фактического наличия.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидированные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

Инвентаризационные описи заполняются не менее чем в двух экземплярах четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных измерителях, записанных на данной странице. В описях необходимо указывать полное наименование товаров, тары, их номенклатурные и прейскурантные номера, артикулы, сорта и другие отличительные признаки, предусмотренные прейскурантами, количество мест, единицы измерения, массу-брутто, массу-нетто или количество.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки — они прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку. Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.

Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносится по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

В целях подтверждения достоверности результатов инвентаризации по распоряжению руководителя организации могут проводиться контрольные проверки с участием материально ответственных и членов инвентаризационной комиссии. Результаты контрольных проверок оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (ф. № ИНВ — 24) и регистрируются в Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (ф. № ИНВ — 25). Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризацией обобщаются бухгалтерией в Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ — 26). В дальнейшем информация, содержащаяся в ведомости, используется как один из основных источников при анализе эффективности инвентаризаций, проведенных на предприятии в отчетном периоде.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности.

При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.

Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись:

Дебит 10 «Материалы»; Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам — в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:

Дебит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; Кредит 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).

Списание недостач в пределах норм естественной убыли относится в дебет счетов учета расходов организации:

Дебит 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.; Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, делается запись:

Дебит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчёт «Расчеты по возмещению материального ущерба»; Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостача сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков отражается:

Дебит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт «Прочие расходы»; Кредит 94 «недостачи и потери от порчи ценностей»

Инвентаризация: бухгалтерские проводки

В случае, если выявлены излишки при инвентаризации, проводки формируются следующие:

Операция Дебет счета Кредит счета
Выявлены излишки основных средств в результате инвентаризации 08 «Вложения во внеоборотные активы» 91-1 «Прочие доходы»
При инвентаризации выявлены излишки материалов 10 «Материалы»
Выявлены излишки товаров при инвентаризации 41 «Товары»

Если, например, выявлены излишки в кассе, проводка будет следующая:

Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 91-1

Таким образом, если выявляются излишки проводка строится как дебет счетов учета имущества, на которых оно учитывается, и кредит счета 91-1.

Бухгалтерские проводки по инвентаризации в случае выявления недостач:

Операция Дебет счета Кредит счета
Выявлена недостача материалов в результате инвентаризации 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 10 «Материалы»
При инвентаризации выявлена недостача основных средств 01 «Основные средства»
Выявлена недостача готовой продукции при инвентаризации 43 «Готовая продукция»
Списана недостача в пределах норм естественной убыли 20 «Основное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»
44 «Расходы на продажу» и др.
94
Списана недостача ценностей сверх норм убыли при наличии виновных лиц 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Списана недостача ценностей сверх норм убыли, если виновные лица не установлены или во взыскании с них отказано судом 91-2 «Прочие расходы»

Инвентаризация на производстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *