Инструкция по охране труда при дорожных работах

Типовая инструкция № 12 по охране труда для дорожных рабочих при строительстве и ремонте автомобильных дорог

Утверждена

Федеральным дорожным департаментом

Минтранса РФ 11 марта 1993 г.

1. К дорожным работам допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, обученные безопасным методам и приемам работ, прошедшие инструктажи по безопасности труда, имеющие квалификационное удостоверение.

2. Поступающие на работу дорожные рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасности и охране труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должна быть сделана запись в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Не реже одного раза в каждые три месяца проводится повторный инструктаж. При переходе на другой участок работы или при изменении условий работы, влияющих на безопасность труда, при введении в действие новых правил, инструкций, стандартов; при нарушении требований безопасности, которые могут привести или привели к травме; при перерывах в работе более 30 календарных дней или по требованию органов надзора рабочий должен получать внеплановый инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах.

4. К работе с пневмо- и электроинструментами допускаются дорожные рабочие, прошедшие специальное обучение и инструктаж по безопасным методам и приемам работы, обращению с инструментами и имеющие I квалификационную группу по технике безопасности. Работы необходимо производить в спецодежде, спецобуви и пользоваться защитными средствами.

5. К установке звеньев и оголовков труб, перепадов и других бетонных изделий с помощью крана допускаются только рабочие, имеющие квалификацию такелажника (стропальщика), прошедшие инструктаж по безопасным приемам выполнения этих видов работ и имеющие соответствующее удостоверение.

6. К работе по устройству битумной гидроизоляции труб, мостов и других конструкций допускаются рабочие, имеющие квалификацию изолировщика на гидроизоляции, прошедшие инструктаж на рабочем месте согласно инструкции № 9, имеющие соответствующее удостоверение.

7. Дорожный рабочий обязан:

— работать только там, куда направлен бригадиром или мастером;

— во время работы быть внимательным, особенно при движущемся транспорте, не отвлекаться посторонними делами и разговорами, не отвлекать других, за исключением обстоятельств, связанных с необходимостью предотвращения несчастного случая или аварии;

— не приступать к работе без ограждения рабочего места, установки требуемых знаков, сигналов, других типовых и проектных решений, обеспечивающих охрану труда, согласно ВСН 37-84;

— пользоваться выданными ему спецодеждой, сигнальными жилетами, спецобувью, индивидуальными защитными и предохранительными средствами. При этом он обязан следить за сроками очередных испытаний предохранительных средств по штампам на них; пользоваться предохранительными средствами, не прошедшими испытаний, запрещается;

— соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, не допуская его захламления, быть опрятно одетым.

8. Запрещается садиться и выходить из автомашины, открывать и закрывать борта, производить разгрузку или погрузку материалов до полной остановки автомашины и предупреждения шофера.

9. Посторонних лиц и лиц в нетрезвом состоянии в зону производства работ допускать запрещается.

10. Запрещается выполнять работы в темное время суток без освещения или при недостаточном освещении, а также во время тумана, сильного дождя и снегопада.

11. При строительстве и ремонте проезжей части, обочин, искусственных сооружений на автомобильной дороге с открытым движением автотранспорта не разрешается:

— работать без предупредительных знаков и ограждений;

— выходить за ограждения на открытую для движения полосу дороги.

12. Во время работы дорожным рабочим запрещается:

— приближаться к работающим каткам, скреперам, укладчикам ближе, чем на 5 м;

— проходить между работающими и движущимися машинами;

— отдыхать на рабочих площадках, под неработающими машинами и в зоне движения транспорта;

— работать или находиться в опасной зоне (радиус вылета стрелы плюс 5 метров) работы подъемного крана или экскаватора.

13. При выполнении работ на высоких и крутых откосах и на высоте выше 1 м над площадкой (при отсутствии настилов с ограждениями) рабочий обязан пользоваться предохранительным поясом и закрепляться за прочную опору, место закрепления карабина должно быть указано мастером.

14. На территории строительной площадки необходимо выполнять следующие правила:

— быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками грузоподъемных кранов и водителями движущегося транспорта;

— проходить только в местах, предназначенных для прохода и обозначенных указателями;

— не прикасаться к электрооборудованию и электропроводам (особенно оголенным или оборванным), не снимать ограждений и защитных кожухов с токоведущих частей оборудования;

— не устранять самим неисправности электрооборудования;

— не работать на механизмах без прохождения специального обучения и получения допуска;

— при несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и одновременно сообщить мастеру или прорабу о нем;

— заметив нарушение требований безопасности другими рабочими или опасность для окружающих, не оставаться безучастными, а предупредить рабочего и мастера о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.

Требования перед началом и во время производства работ

15. Подготовить необходимый для работы инструмент и средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.

16. Внимательно осмотреть рабочее место и оградить его типовыми инвентарными ограждениями, конусами, тумбами, штакетными барьерами или сплошными деревянными ограждениями и дорожно-сигнальными переносными знаками.

17. В темное время суток и во время тумана по внешним контурам ограждений и на дорожно-сигнальных знаках вывесить сигнальные красные фонари.

18. Получить задание от бригадира и одеть положенную спецодежду, сигнальные жилеты и индивидуальные средства защиты.

19. При применении такелажных и других приспособлений (блоков, талей, строп) необходимо проверить их исправность и работу проводить только при наличии допуска к стропальным или монтажным работам.

20. При производстве ремонтных работ с использованием передвижных ручных битумных котлов необходимо соблюдать требования инструкции № 9 и следующие требования:

— котел нужно устанавливать не ближе 50 м от места работы с учетом преобладающего направления ветра, чтобы предохранить работающих от действия дыма и паров, образующихся при подогреве;

— перед разжиганием котла необходимо проверить исправность котла и топки, наличие и исправность инструмента и защитных средств;

— разжигать битумоплавильный котел, имеющий неисправности, запрещено;

— прикасаться руками без рукавиц к крышке битумного котла запрещается.

21. Загружать битум в котел следует небольшими кусками во избежание разбрызгивания; чтобы не допустить вытекание битума в случае его вспенивания, котел нельзя загружать больше, чем на 2/3 его емкости.

22. При разжигании котла запрещается применять бензин, керосин и другие быстровоспламеняющиеся вещества. Огонь в топке следует увеличивать постепенно, обеспечивая медленное плавление битума.

23. Загружаемый битум не должен содержать воды и грязи — присутствие в битуме воды при его плавлении вызывает вспенивание битума и может повлечь вытекание его из котла. Для прекращения вспенивания битума следует применять специальный препарат СКТН-1 (Синтетический каучук тиоколовый низкомолекулярный). При введении этого препарата в горячий битум в количестве двух капель вспенивание прекращается. При отсутствии указанного препарата в случае вспенивания необходимо интенсивно перемешивать битум веслом, не допуская проникновения его в топку. Если уменьшить вспенивание перемешиванием не удается, необходимо отлить специальным черпаком на длинной ручке часть битума в запасную емкость, закрываемую крышкой.

24. Во избежание попадания воды и вспенивания битума необходимо во время дождя горловину котла закрывать несгораемой крышкой.

25. При возгорании битума в топке или котле необходимо закрыть дверцу топки или крышку котла и гасить огонь песком или грунтом. Применять воду для тушения запрещается.

26. Добавлять битум в разжижитель (керосин) разрешается только при погашенном огне в топке.

27. Переносить разогретый или разжиженный битум разрешается только в специальных конусообразных ведрах, оборудованных крышками. Наполнять ведра следует только специальным черпаком и лишь на 3/4 их высоты во избежание выплескивания горячего битума при переноске.

28. При доставке асфальтобетонных, цементобетонных, щебеночных, песчано-гравийных смесей, щебня, гравия и других материалов к месту укладки рабочим запрещается находиться в кузове автомобиля.

29. При доставке материалов в автомобилях-самосвалах рабочим необходимо соблюдать следующие требования:

— в момент подхода самосвала все рабочие должны находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;

— не разрешается подходить к самосвалу до полной его остановки, стоять у бункера укладчика и находиться под поднятым кузовом в момент разгрузки самосвала.

30. Остатки материалов в кузове автомобиля-самосвала очищать разрешается одному, специально проинструктированному рабочему. Находясь на земле, он должен очистить кузов от налипшей смеси совковой лопатой (скребком), укрепленной на длинной (не менее 2.0 м) рукоятке. При этом не разрешается влезать в кузов, вставать на скаты, стучать снизу или раскачивать кузов самосвала.

31. При укатке покрытий моторными катками смазка вальцов вручную запрещена.

32. Разгрузку смеси следует производить только после предварительного предупреждения рабочих, занятых на ее укладке.

33. Ручная переноска горячей смеси совковыми лопатами допускается на расстояние до 8 м. Переброска горячей массы запрещена.

34. Подачу горячей смеси (асфальтобетонной) на расстояние свыше 8 м необходимо производить на носилках, огороженных бортами с трех сторон (высотой не менее 8 см) и тачками с разгрузкой опрокидыванием вперед.

35. Запрещается работать стоя на горячей асфальтобетонной смеси при ее укладке.

36. Работы по обрубке асфальтобетонного покрытия должны производиться, как правило, отбойными молотками с обязательным применением защитных очков.

37. При работе с применением кувалды, топора, зубила и клиньев рукоятки их должны быть надежно укреплены.

38. Затирку пористых мест на покрытии запрещается производить со стороны движения катка.

39. При укладке сборных бетонных изделий (бордюрный камень, укрепительная плитка, лотки и др.) рабочий обязан пользоваться ломами, крючками и другими приспособлениями.

40. Перенос бордюрных камней разрешается только одновременно четырьмя рабочими с помощью двух пар клещей. Перемещение бордюра вручную с помощью крюков или методом кантовки запрещается.

41. Обсадку бордюрных камней трамбовкой разрешается производить только через деревянную прокладку.

42. Подъем и перемещение тяжестей вручную на 1 чел:

10 кг — для женщин старше 18 лет, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);

7 кг — постоянно в течение рабочей смены.

Предельно допустимые величины динамической работы совершаемой в течение каждого часа рабочей смены:

1750 кгм — с рабочей поверхности; 875 кгм — с пола.

Для мужчин старше 18 лет — до 50 кг, если эта работа носит не постоянный характер, но не более 7000 кгм в смену.

43. При работе автогудронаторов и заливщиков швов и трещин необходимо:

— следить за состоянием кранов, вентилей и других сочленений, а в случае обнаружения в этих местах просачивания битума прекратить работу и устранить неисправность;

— при наборе вяжущих материалов надежно присоединять шланг к всасывающему патрубку специальными зажимами (хомутами);

— при розливе битуминозных материалов запрещается находиться людям на расстоянии ближе 10 м от распределительных труб и шлангов. Площадки заливки трещин и розлива битума должны быть ограждены. Рабочие, занятые на засыпке трещин, должны иметь специальную одежду и обувь на кожаной подошве.

44. При подаче бетонной смеси стреловыми кранами в бадьях последние укрепляются и загружаются так, чтобы не произошла их самопроизвольная разгрузка. Неисправные и непроверенные бадьи использовать для подачи бетона запрещается. Рабочий, открывающий бадьи, должен находиться на прочном огражденном настиле. При выгрузке бетонной смеси из бадьи расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую выгружают, не должно превышать 1 м.

45. При транспортировании бетонной смеси ручными тележками (на мелких работах) необходимо устраивать катальные ходы, которые должны систематически очищаться от бетона и грязи. Груз, перемещаемый в тачках, не должен превышать 160 кг.

46. При открывании бортов грузового автомобиля вначале следует открывать задний борт, а затем боковые. Рабочие должны находиться сбоку открываемого борта. Запрещается открывать борта, если в кузове находятся люди.

47. При перевозке грузовым автомобилем штучного камня и бордюра, они должны быть размещены по всей площадке кузова автомобиля равномерно. Перевозка людей в кузове вместе с камнем и бордюром запрещается.

48. При работе с ручным инструментом к нему предъявляют следующие требования:

— рукоятки должны быть изготовлены из прочной, выдержанной древесины дуба, клена, бука и других твердых пород;

— инструмент должен быть насажен на рукоятки так, чтобы он не мог с них соскочить, для чего рукоятка расклинивается;

— затылки (бойки) клиньев, зубил и других инструментов должны быть гладкими и ровными, без сколов, выбоин, трещин и заусениц;

— стальные ломы должны быть круглого сечения и иметь один конец в форме лопаточки, а другой — в виде четырехгранной пирамиды. Погнутый лом применять запрещается, его следует заменить на исправный.

49. Бетонщики, работающие с вибраторами, должны предварительно пройти медицинское освидетельствование. Рукоятки вибраторов должны быть снабжены амортизаторами, отрегулированными так, чтобы амплитуда вибрации рукояток не превышала норм для ручного инструмента.

Бетонщики, работающие с вибраторами, обеспечиваются резиновыми сапогами и перчатками.

50. Питание вибратора производится от сети при помощи шлангового провода. Для предохранения от повреждений провода последний должен быть привязан к вибратору на расстоянии 20-30 см от конца с образованием небольшой петли.

51. При уплотнении бетонной смеси переносными вибраторами запрещается прижимание вибраторов руками или ногами к поверхности. Ручное перемещение вибраторов производится только при помощи гибких тяг.

52. При перерывах в работе и при переходе бетонщиков с одного места работы на другое вибратор должен быть отключен.

53. Работа с клиньями при помощи кувалд разрешается только при условии применения клинодержателя. Длина рукоятки клинодержателя должна быть не менее 70 см.

54. До начала работы следует внимательно проверить исправность пневматического инструмента, надежность присоединения резинового шланга к инструменту и воздухопроводящей сети, а также закрепления рабочего органа инструмента в буксе. Во время работы пневматического инструмента должна быть исключена какая-либо возможность вылета рабочей части из буксы.

55. Рабочий инструмент пневматического действия должен быть отрегулирован так, чтобы во время работы не было сильной отдачи. При прекращении нажима на управляющую рукоятку клапаны в закрытом положении не должны пропускать воздуха, должны легко открываться и быстро закрываться.

56. При проявлении во время работы пневматическим инструментом вибрации, причиняющей неприятные ощущения и вызывающей необычно быструю утомляемость, рабочий должен прекратить работу и сообщить об этом мастеру.

57. Присоединять к пневматическому инструменту и отсоединять от него резиновый шланг разрешается только после выключения подачи воздуха. До присоединения шланг необходимо продуть сжатым воздухом.

58. При работе с пневматическим инструментом рабочий обязан соблюдать следующие меры предосторожности:

— включать подачу воздуха только после того, как инструмент поставлен в рабочее положение;

— не допускать холостого хода инструмента;

— при переносе держать пневматический инструмент за рукоятку или корпус. Не разрешается переносить инструмент, держась за шланг или за рабочую часть;

— запрещается работать пневматическим инструментом и электрическим инструментом с приставных лестниц или когда рабочее место не обеспечивает устойчивого положения;

— менять рабочую часть инструмента разрешается только после его остановки;

— при окончании работы или при ее перерыве следует вынуть рабочую часть.

59. При работе в зимнее время следует своевременно удалять конденсат из воздухопровода при помощи конденсационных устройств на воздухопроводной сети.

60. Перед началом работы с электроинструментом необходимо проверить его исправность внешним осмотром. Ручки электроинструмента должны быть изолированы, инструмент заземлен.

Инструмент должен иметь закрытые и изолированные вводы (контакты) питающих проводов и специальные штепсельные вилки для включения в сеть с контактом «Земля».

Готовность инструмента проверяется на холостом ходу.

61. Дорожному рабочему разрешается включать электроинструмент только в специальную розетку (разъем), установленную электромонтером.

62. Работа электроинструмента должна быть немедленно прекращена:

— при заедании или заклинивании рабочей части;

— при перегреве электродвигателя;

— при пробое изоляции и во всех случаях, когда рабочий почувствовал хотя бы слабое действие тока, запах жженой изоляции или резины.

63. Исправлять или регулировать электроинструмент самими рабочими запрещается — его следует сдать в ремонт.

64. Работать электрифицированным инструментом с электродвигателем напряжением выше 42 В разрешается только в защитных диэлектрических галошах. Во время дождя и снегопада работа с электрическим инструментом допускается только под навесом.

65. При перерывах в работе и при переходе на другое место работы электроинструмент, пневмоинструмент должен быть выключен.

Требования после окончания работ

66. После окончания смены рабочий должен очистить и сдать инструмент в специальную кладовую или сложить в специально отведенное для этого место.

67. По окончании работ необходимо:

— убрать со строительной площадки инструменты, переносное оборудование, шланги, электрокабель;

— очистить рабочее место от строительных отходов, не оставлять на верху виброагрегата незакрепленных деталей или инструментов;

— электроинструмент сдать на хранение ответственному лицу;

— сдать в кладовую предохранительные пояса;

— спецодежду сдать на хранение в гардеробную; спецодежда хранится отдельно от повседневной; передавать ее другим лицам запрещается;

— доложить руководителю работ о выполнении задания, состоянии инструмента.

68. О всех замеченных неполадках механизмов, возможных опасностях в ходе работы необходимо сообщить мастеру или прорабу.

Ограждение мест производства дорожно-строительных работ и организация движения построечного транспорта. Организация работы по обеспечению охраны труда и техники безопасности при строительстве и реконструкции автомобильных дорог должна осуществляться при соблюдении требований СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования, СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство и других общероссийских и отраслевых нормативных документов (см. гл. 29, разд. 29.1).

При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. Организация мест производства дорожно-строительных работ является необходимым условием обеспечивающим безопасность как работающих на дороге, так и всех участников производственного процесса. Поэтому до начала ведения работ генподрядная (подрядная) организация должна выполнить подготовительные работы на всех объектах строительства.

Одним из важных объектов повышенного внимания в дорожном строительстве является построечный транспорт. Организация движения построечного транспорта должна обеспечивать как безопасность ведения дорожно-строительных работ, так и безопасность движения самого построечного транспорта и существующего движения транспортных средств (в случае его наличия).

Движение построечного транспорта по существующей сети автомобильных дорог и территории городов и населенных пунктов осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

При движении построечного транспорта по территории строительства необходимо соблюдение следующих основных правил:

движение автомобилей-самосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки разрешается на расстояние не более 50 м и должно сопровождаться звуковым сигналом;

при выгрузке грунта или материалов из автомобиля-самосвала в насыпь расстояние от оси его заднего колеса до бровки естественного откоса насыпи должно быть не менее 2 м, а расстояние от бровки до внешнего колеса машины, движущейся по насыпи, — не менее 1 м;

при работе автомобиля-самосвала в карьере запрещается:

движение с поднятым кузовом, а также задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев прокладки траншей),

переезд через кабели, проложенные по почве без специальных предохранительных укрытий,

перевозка посторонних лиц в кабине автомобиля,

остановка автомобиля на уклонах и подъемах,

запуск двигателя за счет движения автомобиля под уклон.

На территориях производственных баз, строящихся комплексов дорожной и автотранспортной служб у въезда на строительную площадку необходимо устанавливать схему внутрипостроечных дорог и подъездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения и пр.

Внутрипостроечные дороги должны быть оборудованы соответствующими стандартными дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин в соответствии с правилами дорожного движения Российской Федерации.

При движении построечного транспорта по готовому или отсыпаемому земляному полотну следует осуществлять регулирование движения (изменение местоположения полос движения последовательно по всей поверхности земляного полотна) с целью обеспечения равномерного доуплотнения земляного полотна и предотвращения образования колейности.

Повышенное внимание требуется также при производстве работ в населенных пунктах или на территории производственных баз, где строительные площадки должны иметь ограждения, исключающие доступ посторонних лиц к местам производства дорожно-строительных работ. При этом высота ограждений участков работ должна быть не менее 1,2 м, а ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и быть оборудованы сплошным защитным козырьком. Козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов. Ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Строительные площадки, участки работ и рабочие места, проезды и подходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

Вопросы ограждения мест производства дорожно-строительных работ и организации движения на участках строительства или реконструкции дорог регламентирует Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ: (ВСН 37-84).

Инструкцией определено, что при организации движения и ограждении мест производства работ основными задачами являются:

заблаговременное предупреждение водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами;

четкое обозначение направления объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка — его маршрута;

создание безопасного ведения дорожно-строительных работ и режима существующего движения транспортных средств и пешеходов как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ.

Основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства и другие технические средства.

При отсутствии стационарного освещения для обеспечения видимости ограждающие и направляющие устройства в темное время суток должны быть снабжены световозвращающими элементами размером 5×5 см, а на автомагистралях размером 10×10 см, закрепленными на верхней перекладине ограждающих устройств через 0,5 м. В случае проведения дорожных работ в застроенной местности место работ должно быть обозначено сигнальными фонарями и иметь освещение в соответствии с нормативными документами. На автомагистралях, оборудованных осветительными установками, зона дорожных работ должна быть обозначена сигнальными фонарями, установленными на переносных барьерах или щитах. Их размещают из расчета 1 фонарь на 1 м длины барьера или щита, установленного поперек дороги. Если инвентарные щиты устанавливают вдоль дороги, то фонари размещают на них через 15 м, при этом барьеры и щиты должны быть оборудованы устройствами для крепления фонарей.

Цвет сигнальных огней или световозвращающих элементов, применяемых совместно с ограждающими устройствами, должен быть красным.

Сигнальные фонари устанавливают на высоте 1,5-2 м над уровнем проезжей части. Мощность ламп в светильниках не должна превышать 15-25 Вт. Расстояние их видимости при нормальной прозрачности атмосферы должно равняться 150-300 м. Они не должны вызывать ослепления участников движения. Сигнальные фонари включают с наступлением вечерних сумерек, выключают с окончанием утренних сумерек. В дневное время фонари включают при наличии дымной мглы или тумана. Допускается установка мигающих сигнальных фонарей с частотой мигания 50-80 в минуту.

Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы, устраиваемое при укреплении обочин корыто глубиной 0,1 м и более) необходимо ограждать, применяя сигнальные шнуры или направляющие конусы, а также инвентарные щиты или барьеры, которые устанавливают на всем протяжении зоны работ через 15 м и оборудуют сигнальными фонарями. При отсутствии электрического освещения такие места в темное время суток должны быть обозначены факелами. В населенных пунктах ограждающие щиты или барьеры оборудуют сигнальными фонарями, которые зажигают с наступлением сумерек.

Для разделения встречных потоков транспортных средств в местах проведения дорожных работ, ограждения мест проведения работ, обозначение рядности и безопасной траектории движения применяют обычно переносные направляющие конусы, вехи и стойки. Этой же цели служит и нанесенная на проезжую часть временная разметка.

При значительной интенсивности существующего движения транспортных средств и длительном периоде производства дорожных работ участки работ ограждаются бетонными блоками или современными переносными ограждениями наливного типа (как правило, пластмассовыми ограждениями барьерного типа, заполняемыми водой).

Основные мероприятия по охране труда и технике безопасности. Охрана труда и техника безопасности при строительстве автомобильных дорог должна соответствовать нормативным требованиям.

Генеральный подрядчик обязан при выполнении работ на производственных территориях с привлечением субподрядчиков разработать совместно с ними план мероприятий, обеспечивающих безопасные условия работы, обязательные для всех организаций и лиц, осуществляющих работы на данной территории, а также при заключении договоров подряда предусматривать ответственность сторон за выполнение указанных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда.

Перед началом производства строительно-монтажных работ необходимо определить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;

места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

К зонам потенциально опасных производственных факторов относят:

зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

места, над которыми происходит перемещение грузов кранами;

участки территории вблизи строящегося здания (сооружения).

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны устанавливаться предохранительные защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов — сигнальные ограждения и знаки безопасности.

На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск по установленной форме. Кроме того, должен быть составлен перечень мест производства и видов работ, где выполнение работ допускается осуществлять только по наряду-допуску. Указанный перечень должен быть утвержден руководителем организации.

Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и провести инструктаж с записью в наряде-допуске.

При выполнении работ в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд-допуск может быть выдан только при наличии письменного разрешения организации — владельца этого сооружения или коммуникации.

Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случаях возникновения в процессе производства работ опасных и вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядом-допуском, работы должны быть прекращены, а наряд-допуск должен быть аннулирован. Возобновление работ может быть осуществлено только после выдачи нового наряда-допуска, учитывающего новые условия. Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных нарядом-допуском, должно осуществлять лицо, его выдавшее.

К работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, предъявляются дополнительные требования безопасности. К таким профессиям при строительстве автомобильных дорог относятся асфальтобетонщики (асфальтировщики, варильщики), взрывники (при производстве земляных работ в скальных грунтах с применением буровзрывного метода), газосварщики, копровщики, маляры (занятые покраской конструкций нитрокрасками и другими материалами с токсичными свойствами), машинисты строительных машин и производственного оборудования, термоизолировщики (при работе с теплоизоляционными материалами из минеральной ваты, стекловолокна, асбеста и полиуретана), рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах с применением транспортных и грузоподъемных средств, работах с применением этилированного бензина, пропитки древесины антисептическими и огнезащитными составами, разработке и применении грунта в выемках глубиной более 2 м, а также электросварщики и электромонтеры.

К выполнению указанных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными, и имеющие профессиональные навыки после прохождения обучения безопасным методам и приемам работ и получения соответствующего удостоверения.

Производство строительно-монтажных работ на открытом воздухе, а также перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах следует осуществлять в диапазонах температур, не превышающих предельные их значения (при которых необходимо приостановить работы на открытом воздухе и перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах), устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в каждом регионе.

В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Общее руководство по обеспечению охраны труда возлагается на руководителя организации или лицо, им уполномоченное. Как правило, таким лицом является главный инженер организации или заместитель руководителя.

При выполнении своих должностных обязанностей работники должны выполнять обязанности по охране труда, определенные их должностными инструкциями или инструкциями по охране труда, которые утверждаются работодателем. Должностные инструкции доводятся до сведения работника под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность.

Приказами по организации назначаются лица, ответственные за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, в том числе в целом по организации, в структурных подразделениях, на производственных территориях, при эксплуатации машин и оборудования, а также при выполнении конкретных работ и на рабочих местах.

В организации должно быть организовано проведение проверок, контроля и оценки состояния охраны и условий безопасности труда, включающие следующие уровни и формы проведения контроля:

постоянный контроль работниками исправности оборудования, приспособлений, инструмента, проверка наличия и целостности ограждений, защитного заземления и других средств защиты до начала работ и в процессе работы на рабочих местах согласно инструкции по охране труда;

периодический оперативный контроль, проводимый руководителями работ и подразделений в соответствии с должностными инструкциями;

выборочный контроль состояния условий и охраны труда в подразделениях организации, проводимый службой охраны труда в соответствии с утвержденными планами.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, должна быть обеспечена выдача работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви.

Работники, занятые на строительстве, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева и т.д.). Причем в составе санитарно-бытовых помещений должны быть выделены и укомплектованы места для размещения аптечек с медикаментами, носилок, фиксирующих шин и других средств для оказания первой помощи пострадавшим.

Участки работ и рабочие места должны быть обеспечены необходимыми средствами коллективной зашиты или индивидуальной защиты работающих, первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и условиями соглашений.

Строительные машины, транспортные средства, оборудование, приспособления и инструмент, применяемые при производстве строительно-монтажных работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда. Запрещается эксплуатация средств механизации без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

Подробные требования по безопасности труда в строительстве при производстве отдельных видов работ отражены в указанных выше нормативных документах.

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда.
Строительство автомобильных дорог.
Асфальтобетонные и черные покрытия и основания.
Требования безопасности.

ОСТ 35-23-83

Введен впервые

Приказом Министерства транспортного строительства от 15 декабря 1983 г. № 296.

Срок введения установлен с 1 марта 1984 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону.

Настоящий стандарт распространяется на проведение работ по сооружению асфальтобетонных и черных покрытий и оснований автомобильных дорог и устанавливает общие требования безопасности труда при производстве работ дорожными организациями и трестами «Транстехмонтаж», входящими в профобслуживание ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог и железнодорожного транспорта и транспортного строительства.

ОСТ-35-23-23 разработан с учетом требований Государственных и отраслевых стандартов системы безопасности труда, а также СНиП III-4-80 и «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог».

1.1. Стандарт устанавливает общие требования охраны труда при транспортировке и укладке асфальтобетонных и черных смесей (смеси).

1.2. Работы по строительству асфальтобетонных и черных покрытий и оснований автомобильных дорог должны выполняться с соблюдением настоящего стандарта и ГОСТ 12.3.002-75, а также строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, и санитарных правил организации технологических процессов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР.

1.3. Проект организации работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий и оснований должен предусматривать максимальную механизацию и автоматизацию технологических процессов, содержать технические решения безопасного производства работ и меры ограждающие работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

1.4. Место строительства асфальтобетонных и черных покрытий и оснований должен соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-76.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ

2.1. Рабочие и инженерно-технические работники, занятые на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий и оснований, должны проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в сроки предусмотренные приказом Министра здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г. № 400 «О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров трудящихся».

2.2. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующее обучение, инструктаж и проверку знаний в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79 «ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения». Машинистам самоходных машин дополнительно необходимо иметь удостоверение на право управления ими.

2.3. К работе со смесями, в состав которых входят вредные вещества, должны допускаться рабочие, прошедшие специальное обучение по безопасным приемам труда с этими веществами.

2.4. Администрация дорожной организации обязана обеспечивать рабочих, занятых на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий и оснований спецодеждой, спецобувью соответствующих размеров, а также другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и характером выполняемой работы.

2.5. При изменении технологического процесса строительства асфальтобетонных и черных покрытий и оснований, применяемых машин, оборудования, материалов и условий труда необходимо проводить внеплановый инструктаж и проверку знаний по безопасности труда.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЯЕМЫМ СРЕДСТВАМ МЕХАНИЗАЦИИ И ИНСТРУМЕНТУ

3.1. Машины и механизмы, применяемые на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий должны соответствовать требованиям безопасности, указанным в ГОСТ 12.1.003-76, ГОСТ 12.1.005-76, ГОСТ 12.1.012-78, ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.2.011-75*), а также санитарным правилам по организации технологических процессов и санитарно-гигиенических требований к производственному оборудованию, утвержденным Минздравом СССР.

3.2. Каждая самоходная машина должна находиться в исправном состоянии, быть оборудована звуковой, световой или комбинированной сигнализацией и закрепляться приказом за определенным машинистом.

3.3. Цепные, ременные и другие открытые движущиеся части машин и механизмов в местах доступа к ним людей, должны быть ограждены. Для возможности осмотра и смазки ограждения должны быть легкосъемными или с открывающимися дверцами.

3.4. При работе в темное время суток и при плохой видимости рабочие органы и механизмы управления машиной должны быть освещены.

3.5. Рабочее место машиниста самоходных машин должно быть удобным и обеспечивать хороший обзор фронта работ, защиту от атмосферных осадков и солнечных лучей.

3.6. Смазка вальцев моторных катков должна быть механизирована.

3.7. Площадки управления, рычаги и штурвальные колеса машин должны быть чистыми и сухими.

3.8. Механизированные инструменты должны использоваться только в соответствии с их назначением, указанным в паспорте и инструкции по эксплуатации.

3.9. Деревянные рукоятки ручных инструментов, применяемых при устройстве асфальтобетонных и черных покрытий и оснований должны быть сделаны из выдержаной древесины твердых и вязких пород.

Инструмент следуем правильно насаживать и прочно укреплять на гладко обработанных рукоятках. Длина рукояток граблей, метел, ручных металлических трамбовок, утюгов и др. должна обеспечивать безопасность работы с горячими смесями.

3.10. Для разогрева вальков, утюгов, грабель, лопат и др. должны использоваться передвижные жаровни.

Жаровни должны устанавливаться в безопасных местах, где отсутствует движение транспортных средств и самоходных машин.

3.11. Складывать инструмент при перерывах в работе необходимо в специально отведенном безопасном месте.

3.12. Перед использованием пневматического инструмента необходимо проверить его исправность и надежность прикрепления резинового шланга к инструменту и к воздухопроводящей сети.

3.13. Напряжение, подаваемое на электроинструменты не должно превышать 42 В.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

4.1. До начала работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий необходимо, произвести ограждение мест работы и расстановку дорожных знаков согласно ВСН 179-83 и схемой, согласованной с ГАИ и утвержденной руководителем дорожной организации, направить движение транспортных средств в объезд, наметить безопасную для рабочих, занятых на укладке, схему заезда и выезда из зоны работ автомобилей-самосвалов, подвозящих смеси.

Дорожные знаки и ограждения устанавливают организации, выполняющие дорожные работы.

4.2. При работе в ночное время место укладки смесей должно быть освещено. Освещение на уровне земли должно быть не менее 30 лк.

Для освещения следует использовать передвижные или переносные осветительные приборы, а также осветительные приборы, установленные на работающих дорожно-строительных машинах, исключая их ослепляющее действие.

4.3. К работе по укладке смесей должны допускаться лица, профессия и квалификация которых соответствуют характеру выполняемой работы.

4.4. Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки смесей разрешается только по сигналу приемщика смеси; перед началом движения водитель обязан подать звуковой сигнал.

4.5. При выгрузке асфальтобетонной и черной смесей в бункер асфальтоукладчика, в случае необходимости, оттягивать задний борт автомобиля-самосвала следует специальным металлическим крючком.

4.6. Разгрузка смесей из самосвала в приемный бункер асфальтоукладчика должна производиться лишь после его остановки и предупредительного сигнала, а также удаления рабочих на расстояние 1 м от боковых стенок бункера.

4.7. Застрявшую в кузове автомобиля-самосвала смесь необходимо выгружать специальными скребками или лопатой с ручкой длиной не менее 2 м, стоя на земле сбоку от кузова самосвала.

4.8. При изменении направления движения самоходных катков машинисты должны подавать звуковой сигнал.

4.9. При применении смесей, содержащих поверхностно-активные вещества (ПАВ) и активаторы, необходимо соблюдать правила по охране труда, изложенные в ВСН 59-68. Лица, занятые на работах с указанными материалами должны проходить периодический медицинский осмотр согласно приказу Минздрава СССР от 30.05.1969 г. № 400. Рабочие, страдающие глазными и кожными болезнями, беременные женщины не должны допускаться к работе с ПАВ.

4.10. При использовании полимерно-битумных вяжущих в асфальтобетонных смесях следует использовать в качестве растворителя только дизельное топливо, соляровое масло, гудрон, жидкий битум.

4.11. При ручной укладке и исправлении дефектных участков покрытия разноска смеси лопатами должна допускаться на расстояние не более 8 м. При расстоянии более 8 м необходимо применять носилки с бортами с трех сторон или легкие тачки с опрокидывнием вперед.

4.12. Смесь, выпавшую за стенки бункера асфальтоукладчика при его загрузке, необходимо перекидывать в бункер только по окончании выгрузки ее из самосвала и его отъезда.

4.13. Bо время работы катков и других самоходных машин не разрешается проходить между ними и исправлять дефекты покрытия.

Дистанция между самоходными машинами катков, асфальтоукладчиков идущих друг за другом, навстречу должна быть не менее 10 м. При движении параллельно интервал между машинами должен быть не менее 1 м.

4.14. При работе асфальтоукладчиков и катков запрещается:

находиться посторонним лицам в зоне действия рабочих органов;

сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки машины;

регулировать работу уплотняющих органов;

оставлять без присмотра машины с работающими двигателями;

ремонтировать шнеки, питатели и др. механизмы.

4.15. При использовании автоматической системы обеспечения ровности типа «Стабилослой» при укладке при укладке смесей асфальтоукладчиком и уборке просыпавшейся из бункера смеси не следует находиться ближе 1,5 м от кронштейна датчика вертикальных отметок.

4.16. При распределении вяжущих материалов автогудронаторами необходимо соблюдать следующие требования:

перед началом работы проверить исправность битумопроводов, кранов, распределителей и при необходимости очистить их;

проверить исправность звуковой сигнализации, электроосвещения и наличие огнетушителей;

проверить надежность крепления топливопровода к форсунке и исправность системы подачи топлива;

зажигать форсунку необходимо факелом с ручкой длиной не менее 1,5 м, стоя сбоку.

4.17. Во время розлива битума запрещается рабочим находиться ближе 10 м от распределительных труб автогудронатора.

4.18. Дорожные машины и оборудование на период темного времени суток, если в это время не проводятся работы, должны быть убраны за пределы земляного полотна. Нетранспортабельные дорожные машины и оборудование, оставляемые на ночь на проезжей части должны быть ограждены в соответствии с требованием ВСН 179-83.

4.19. При укладке горячих смесей слоями повышенной толщины (200 мм) и отсутствием боковых ограничителей для сохранения устойчивости уплотняющих средств необходимо начинать уплотнение крайней части укладываемой полосы при температуре смеси, исключающей возможность ее выдавливания.

4.20. Рабочие, осуществляющие укладку смесей слоями повышенной толщины должны быть обеспечены полусапогами или сапогами.

4.21. При укладке слоев покрытий эмульсионно-минеральных смесей необходимо ограничивать скорость движения до 5 км/час и производить россыпь материала (каменных выставок или мелочи), исключающего прилипание и выброс черного щебня из под колес технологического транспорта.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

5.1. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работающих, применяемые в процессе строительства асфальтобетонных и черных покрытий, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-75.

5.2. Рабочие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с типовыми отраслевыми нормами и приказами соответствующих министерств.

5.3. Рабочие, занятые на строительстве асфальтобетонных и черных покрытий, должны быть одеты поверх обычной спецодежды в яркооранжевые сигнальные жилеты.

5.4. Рабочие, занятые на укладке горячей смеси, должны работать в спецобуви с теплоизолирующими прокладками и в рукавицах.

5.5. Машинисты дорожных машин должны работать в спецодежде и применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы.

5.6. Для защиты от вредного воздействия вибрации при работе с виброинструментом необходимо пользоваться рукавицами антивибрационными ГОСТ 12.4.011-75.

5.7. Для защиты работающих от воздействия избыточного уровня шума, не поддающегося ликвидации в настоящее время, должны выдаваться средства индивидуальной защиты: антифоны, противошумные вкладыши «Беруши», противошумные наушники и др.

5.8. Рабочие, работающие со смесью, содержащей поверхностно-активные вещества и активаторы, должны пользоваться герметичными очками и универсальными респираторами.

5.9. При работе с асфальтобетонными смесями, содержащими каменноугольные дегти и пеки, рабочие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и санитарными правилами, утвержденными Минздравом СССР 23 ноября 1973 г. № 1131-73.

6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

6.1. При попадании на тело работающих битумных материалов необходимо немедленно удалить их чистой ветошью, смоченной керосином, затем смыть теплой водой с мылом.

6.2. Бригада рабочих, занятых на укладке смесей, должна быть обеспечена санитарно-бытовыми помещениями для обогрева, приема пищи, а также доброкачественной питьевой водой в соответствии с инструкцией по проектированию бытовых помещений строительно-монтажных организаций СН 276-74, утвержденной Госстроем СССР и аптечкой с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

6.3. Для защиты кожных покровов от воздействия растворителей и др. вредных веществ необходимо применять защитные средства:

«Биологические перчатки», мазь Салисского, пасту «Миколаи» и пасту «ИЭР».

7. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда и проведении мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда при сооружении асфальтобетонных и черных покрытий осуществляют профсоюз рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, Министерство транспортного строительства, дорожные министерства союзных республик и органы Государственного надзора.

7.2. Санитарный Государственный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил осуществляют территориальные санитарно-эпидемиологические станции.

7.3. Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны должен осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-76.

7.4. Периодичность контрольных замеров и вредных производственных факторов должна устанавливаться администрацией дорожной организации в соответствии со сроками, установленными органами Государственного надзора, но не реже одного раза в год в начале строительного сезона.

7.5. При любом изменении в технологических процессах (использование новых веществ, машин и оборудования) следует проводить внеочередные замеры вредных веществ в рабочей зоне, а также внеплановый инструктаж по безопасности труда.

7.6. Контроль за уровнями шума и вибрации при работе машин и механизмов необходимо проводить в соответствии с ГОСТ 12.1.003-76 и ГОСТ 12.1.012-78.

7.7. Контроль и осмотр СИЗ должен производиться ответственным лицом, из числа ИТР назначенным распоряжением администрации дорожной организации в сроки и в соответствии с требованиями, установленными нормативно-технической документацией на все виды СИЗ.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

На основание

Номер листов (страниц)

Номер документа

Подпись

Срок введения изменения

измененных

замененных

новых

аннулированных

И.о. директора Союздорнии

Б.С. Марышев

Зав. сектором управления качеством

и стандартизации в дорожном строительстве

О.И. Хейфец

Зав. сектором охраны труда Союздорнии

В.И. Колышев

Руководитель темы, м.н.с.

П.В. Маренич

Исполнители:

Старший научный сотрудник ОЧП

Б.М. Слепая

Младший научный сотрудник ОМДС

Э.Б. Островский

СОГЛАСОВАНО:

Нач. отдела по технике безопасности

Минтрансстроя

В.И. Островский

Зав. отделом охраны труда ЦК профсоюза

рабочих автомобильного транспорта и

шоссейных дорог

В.П. Кондрашов

Зав. отделом охраны труда ЦК профсоюза

железнодорожного транспорта и

транспортного строительства

B.C. Крутяков

Начальник отдела охраны труда

Минавтодора РСФСР

М.А. Покатаев

Главное санитарно-эпидемиологическое

Управление Минздрава РСФСР

Инструкция по охране труда при дорожных работах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *