Разработана Государственным научно — исследовательским институтом автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
1. Введение
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования к работникам по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов.
1.2. Все работники должны знать места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
Каждый работающий, обнаруживший загорание или пожар, должен немедленно сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
1.3. При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, дизельным топливом и др.);
подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой емкости «самотеком»;
сварке или пайке непромытой и непропаренной емкости из-под легковоспламеняющихся жидкостей;
неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;
применении нестандартных или не соответствующих номинальному току электропредохранителей;
неисправной электропроводке;
работе в загрязненной горюче — смазочными материалами специальной одежде;
работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;
тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.
2. Общие требования безопасности
2.1. При пуске двигателя и уходе за ним:
2.1.1. Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.
2.1.2. Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.
2.1.3. Запрещается: использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;
оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;
подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.
2.2. Перед выездом на линию и при работе на линии:
2.2.1. Проверить наличие и исправность электропредохранителей и электропроводки. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголенных мест, а места ее соединения должны исключать возможность искрообразования.
2.2.2. Проверить герметичность системы питания (нет ли подтекания топлива или утечки газа). При обнаружении утечек принять меры к их устранению.
2.2.3. Проверить укомплектованность автомобиля исправными огнетушителями.
Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться.
2.2.4. Ремонт системы питания двигателя на линии следует производить с осторожностью, не допуская попаданий бензина на двигатель и систему выпуска отработавших газов.
При обнаружении на линии утечки газа из системы питания газобаллонных (газодизельных) автомобилей, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить в предприятие.
При утечке газа из арматуры баллона необходимо отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона.
2.2.5. Перевозка легковоспламеняющихся веществ должна производиться специально оборудованным автомобилем в соответствии с действующими инструкциями.
2.2.6. Запрещается:
подавать топливо в карбюратор из открытой тары «самотеком»;
проверять наличие топлива в баке или цистерне с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т.п.);
хранить и перевозить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели;
выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.
2.2.7. В случае загорания автомобиля во время работы на линии необходимо:
немедленно остановить автомобиль;
заглушить двигатель (на автомобилях, работающих на газе, перекрыть магистральный и баллонные вентили);
принять все меры для эвакуации пассажиров (груза) и приступить к тушению пожара.
При тушении пожара на автомобиле необходимо соблюдать личную осторожность — использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.
2.3. При техническом обслуживании и ремонте автомобиля:
2.3.1. Не допускать подтекания топлива или масла из агрегатов автомобиля.
Пролитое топливо или масло необходимо сразу же убирать с помощью песка или опилок.
2.3.2. Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго установленном месте.
2.3.3. Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать только в специальную тару.
2.3.4. Хранение, слив и заправку горюче — смазочных материалов следует осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах.
2.3.5. Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления следов этих жидкостей.
2.3.6. Курить на территории предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
2.3.7. Загрязненную горюче — смазочными материалами специальную одежду следует своевременно сдавать в химчистку (стирку).
2.3.8. Запрещается:
проверять аккумуляторы путем короткого замыкания. Для этой цели следует пользоваться нагрузочной вилкой;
сливать отработанные масла и отстой топлива из топливных баков в водостоки и канализацию;
работать в специальной одежде, облитой топливом;
подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облиты топливом;
пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;
пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;
хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;
применять самодельные нагревательные электроприборы.
РЕКОМЕНДАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно — методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.
Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать приложениям 1, 2, 3 <*>.
———————————
<*> Не приводятся.
Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, — не реже одного раза в три года.
Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.
Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.
Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т.п.
Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи — как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача — как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) — или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.
В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную работу.
Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:
Введение.
Общие положения.
Требования безопасности перед началом работы.
Требования безопасности во время работы.
Требования безопасности в аварийной ситуации.
Требования безопасности по окончании работы.
Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты (СИЗ).
Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно — шубной) за счет средств фонда социального развития (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 N 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.
В разделе три, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.
Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.
Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно — технических документов.
Содержание
по охране труда для работников автотранспортного предприятия
1. Общие требования охраны труда.
1.1. Настоящая инструкция разработана работника автотранспортного предприятия.
1.2. Работник предприятия допускается к самостоятельной работе после прохождения:
1.2.1. Вводного инструктажа по охране труда.
1.2.2. Первичного инструктажа на рабочем месте, проведённого руководителем структурного подразделения, службы или участка, производителем работ или мастером.
1.2.3. Обучения безопасным методам работы в течение 1 – 2 дней (или смен).
1.2.4. Обучения элементарным правилам электробезопасности, проверки знаний с присвоением квалификационной I группы по электробезопасности.
1.3. Проверка знаний настоящей инструкции для работников предприятия проводится один раз в год.
1.4. Работник предприятия обязан выполнять свои должностные обязанности, работать по заданию своего руководителя, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно выполнять распоряжения руководства, требования по охране труда и технике безопасности, бережно относиться к имуществу предприятия.
1.5. Работник предприятия, эксплуатирующий электрооборудование при выполнении трудовых обязанностей должен:
1.5.1. Знать основные меры предосторожности по охране труда, соблюдать организационно – технические меры при выполнении работ (знание настоящей инструкции; применение средств защиты; исправность питающей линии подключения – перегибы, оголённые участки, места смятия; использование инструмента с изолированными ручка — ми, проверка подключения заземления и зануления).
1.5.2. Иметь элементарное знакомство с эксплуатируемой электроустановкой (инструкция по эксплуатации, место подключения электроустановки в распределительном устройстве, входной рубильник, принципиальную электрическую схему трассы подключения и так далее).
1.5.3. Иметь отчетливое представление об опасности электрического тока и опасности приближения к токоведущим частям (опасное напряжение, опасная сила тока, классификация помещений по электробезопасности, величина сопротивления заземления).
1.5.4. Иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от электротока.
1.6. За нарушение требований настоящей инструкции, относящейся к выполняемой им работе, работник несёт ответственность в соответствии с действующим трудовым, и административным законодательством.
1.7. О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец должны немедленно сообщить соответствующему руководителю. Руководитель должен организовать первую помощь пострадавшему, его доставку в лечебное учреждение, сообщить инженеру по охране труда и технике безопасности и сохранить для расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает здоровью и жизни окружающих работников и не приведёт к аварии.
2. Требования охраны труда перед началом работы при работе с электрооборудованием.
2.1. Работник перед началом работы с электрооборудованием должен провести:
- осмотр электрооборудования;
- проверку комплектности и надежности крепления деталей;
- проверку внешним осмотром исправности кабеля (шнура);
- проверку четкости работы выключателя;
- использовать только штатные приспособления.
2.2. Работник обязан доложить руководителю при обнаружении дефектов в электрооборудовании и не эксплуатировать неисправное электрооборудование.
2.3. Включение электрооборудования производить вставкой исправной вилки в исправную розетку для бытовых приборов.
2.4. Работник во время работы с электрооборудованием обязан поддерживать порядок на рабочем месте.
2.5. При работе с электрооборудованием запрещается:
- оставлять включенное электрооборудование без надзора;
- передавать электрооборудование лицам, не имеющим право работать с ним;
- ударять по электрооборудованию;
- снимать средства защиты;
- дергать за подводящий провод для отключения;
- держать палец на выключателе при переносе электрооборудования;
- натягивать, перекручивать и перегибать подводящий кабель;
- ставить на кабель (шнур) посторонние предметы;
- допускать касание кабеля (шнура) с горячими или теплыми предметами
2.6. Работник обязан выполнять с электрооборудованием только ту работу, для которой предназначено электрооборудование.
2.7. Если во время работы обнаружится неисправность электрооборудования или работающий с ним почувствует хотя бы слабое действие тока, работа должна быть немедленно прекращена и неисправное электрооборудование должно быть сдано на проверку или в ремонт.
2.8. Отключение электрооборудования необходимо производить:
- при перерыве в работе;
- при окончании рабочего процесса.
2.9. Работник должен отключить электрооборудование, вынув исправную вилку из исправной розетки.
2.10. Работник должен убедиться, что включение оборудования никого не подвергает опасности.
3. Требования охраны труда во время работы.
3.1. Работник во время работы ОБЯЗАН:
3.1.1. Выполнять только ту работу, которая ему была поручена и по которой он был проинструктирован, не допуская при этом спешки с учетом безопасных приёмов и методов работы.
3.1.2. В течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место.
3.1.3. Держать открытыми все вентиляционные устройства.
3.2. Работнику во время работы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
3.2.1. Допускать захламленность рабочего места бумагой в целях недопущения накапливания органической пыли: производить отключение питания во время выполнения активной задачи.
3.2.2. Производить частые переключения питания.
3.2.3. Включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование.
3.2.4. Производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
4.1. Работник обязан во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрику предприятия.
4.2. При обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь.
4.5. При возгорании оборудования отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислого или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю работ.
5. Требования охраны труда после окончания работы.
5.1. Привести в порядок рабочее место, для чего убрать инструменты, обрывки проводов и другой мусор.
5.2. Сообщить своему непосредственному начальнику о всех замечаниях, неисправностях аппаратуры и оборудования, выявленных в ходе работы.
5.3. Снять спецодежду.
5.4. Отключить электроэнергию.
6. Требования охраны труда во время местной командировки.
6.1. Работник, выполняющий свои обязанности в местной командировке, обязан:
- при движении пешком необходимо выполнять правила дорожного движения для пешехода;
- при отсутствии пешеходных мостов и тоннелей переходить автодорожные проезды по зеленому сигналу светофора по обозначенному переходу «зеброй»;
- при отсутствии инженерных сооружений или светофоров, передвигаться по обочине автопроезда или по тротуару, оценив расстояние до приближающихся автомашин, переходить автопроезд по перпендикулярному направлению при отсутствии транспорта.
6.2. Железнодорожные пути переходить по пешеходным тоннелям и мостам.
6.3. При пользовании служебной машиной, оборудованной ремнём безопасности, работник обязан быть пристёгнутым им.
6.4. Работник обязан производить посадку и высадку в служебную машину со стороны тротуара или обочины, посадка со стороны проезжей части возможна при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
6.5. Работнику при езде в служебной машине или другом транспортном средстве запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения автомобиля и открывать двери транспортного средства во время его движения.
Открытое акционерное общество
«Залив»
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ОАО «Залив»
________________ И. М. Иванов
«____»________________ 2009 г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель профсоюзного
комитета ОАО «Залив»
______________ Ю.А.Иванова
«____» _________________ 2009 г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для главного механика
ИОТ-050-2009
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации и проведению безопасной работы главного механика.
1.2. Главный механик может быть подвержен воздействию следующих опасных для жизни и здоровья факторов:
— поражению электрическим током;
— травмам;
— возможность падения с высоты;
— при работе с персональным компьютером воздействию электромагнитных полей, статического электричества. Условия труда при работе на персональном компьютере (далее ПК) могут усугубляться повышенными уровнями шума, неудовлетворительными микроклиматическими условиями и недостаточной освещенностью на фоне зрительного и нервно-эмоционального напряжения.
Работа на ПК может сопровождаться ограниченной двигательной активностью и монотонией.
1.3. К непосредственной работе с ПК допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.
1.4. При поступлении на работу главный механик обязан пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж у инженера по охране, первичный инструктаж на рабочем месте у непосредственного руководителя, стажировку и устную проверку знаний требований безопасности труда в течение 10 дней со дня поступления на работу, кроме случая, когда должность включена в перечень профессий и должностей освобождённых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.
1.5. Главный механик обязан:
— в течение 30 дней со дня поступления на работу пройти обучение и сдать проверку знаний требований охраны труда на предприятии. Затем не реже одного раза в три года он должен проходить повторную проверку знаний;
— проходить повторный инструктаж по охране труда не реже 1 раза в 3 месяца, кроме случая, когда должность включена в перечень профессий и должностей освобождённых от прохождения инструктажа;
— проходить периодические медицинские осмотры (не реже одного раза в 2 года);
— оказывать помощь представителям совместного комитета по охране труда предприятия;
— выполнять предписания уполномоченного лица по охране труда профсоюза;
— иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже чем у подчинённых ему работников;
— знать и выполнять требования настоящей инструкции, «Общей инструкции по охране труда для работников ОАО «Залив», «Общей инструкции о мерах пожарной безопасности для работников ОАО «Залив», а также инструкций на рабочих местах, где могут выполняться производственные задания.
В случае невыполнения положений инструкций по охране труда он может быть привлечён к дисциплинарной (замечание, выговор, увольнение), материальной (возмещение ущерба), административной (штрафы) или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от тяжести последствий;
— выполнять требования правил внутреннего распорядка. Запрещается употреблять, а также находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
— уметь пользоваться средствами пожаротушения, знать место их нахождения.
Запрещается использовать пожарный инвентарь не по назначению. На территории предприятия запрещается курение табака и разведение открытого огня. Курение табака разрешено в месте, оборудованном ёмкостью с водой и обозначенном табличкой «Место для курения»;
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь себе и пострадавшему, используя для этого аптечку и подручные средства;
— соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовой, умывальником, шкафом для одежды. Перед приёмом пищи и курением табака вымыть руки с мылом;
— выполнять только ту работу, которая определена инструкцией по эксплуатации оборудования или должностными инструкциями, утверждёнными генеральным директором, и при условии, что безопасные способы её выполнения хорошо известны;
— выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем;
— заметив нарушение требований охраны труда другим работником предупредить его о необходимости их соблюдения;
— обнаруженные неисправности оборудования и нарушения требований охраны на рабочем месте устранить до начала работ;
— немедленно извещать непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления). При необходимости главный механик обязан вызвать карету «Скорой медицинской помощи» по городскому телефону 03 или телефону сотовой связи 030.
1.9. Продолжительность рабочего времени главного механика не должна превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемого генеральным директором по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.11. Главному механику запрещается:
— проходить в местах, не предназначенных для прохода людей;
— заходить без разрешения за ограждения технологического оборудования и опасных зон;
— снимать и перемещать ограждения опасных зон;
— стоять и проходить под поднятым грузом;
— при выполнении производственных заданий в зоне действия кранов использовать наушники для прослушивания музыки и информации;
— открывать люки, лазы, находиться вблизи запорной и предохранительной арматуры и фланцев под давлением;
— прикасаться к оборванным электропроводам и электропроводам с поврежденной изоляцией;
— проходить под работающими наверху сварщиками, слесарями-ремонтниками, электромонтёрами;
— приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по должности без получения целевого инструктажа (например, участие в субботнике, при убытии в командировку и т.п.).
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты необходимые при производстве работ.
2.2. Получить у непосредственного руководителя задание на рабочий день, при необходимости получить целевой инструктаж по мерам безопасности на проведение предстоящих работ.
2.3. Поставить задачи работникам механической службы энерго-механического отдела:
2.3.1. при постановке задач рабочим напоминать требования по охране, изложенные в инструкциях по охране по профессиям рабочих или по видам работ;
2.3.2. проверить у рабочих наличие и исправность спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты необходимых при выполнении производственного задания;
2.3.3. проверить внешним осмотром оборудование, инвентарь, инструмент и приспособления на рабочих местах;
2.3.4. подготовить рабочие зоны для безопасной работы:
— проверить достаточность освещения в проходах, проездах, на рабочих местах;
— обеспечить наличие свободных проходов к рабочим местам;
— проверить состояние полов (отсутствие щелей, выбоин);
— исправность грузовых тележек, приставных лестниц, стремянок.
2.3.5. принять доклады механика и рабочих о проверке рабочих мест, готовности оборудования к работе, исправности средств пожаротушения; при выявлении неисправностей принять меры к устранению, разрешать работу рабочим только на исправном оборудовании, с исправным инструментом и приспособлениями; сделать запись о нарушениях требований охраны труда в журнале проверки состояния техники безопасности (трехступенчатого контроля) во 2 ступени.
2.4. Перед началом работы в кабинете:
2.4.1. осмотреть и привести в порядок рабочее место;
2.4.2. проверить правильность установки и исправность стола, стула;
2.4.3. проверить исправность электрооборудования:
— проверить правильность подключения оборудования в электросеть;
— отрегулировать освещённость на рабочем месте, убедиться в достаточности освёщенности, отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;
— протереть влажной салфеткой экран видеомонитора;
— проверить правильность установки стола, стула, положения оборудования, угла наклона экрана, положение клавиатуры и, при необходимости, произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.
2.5. Включать электрооборудование (ПК, принтер и т.п.) разрешается после проведения осмотра.
2.6. Главному механику запрещается приступать к работе при обнаружении неисправности оборудования. Замеченные недостатки необходимо немедленно устранить. После устранения неисправностей приступить к работе.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Главный механик во время работы обязан:
3.1.1. Осуществлять непосредственное руководство организацией работ по выполнению требований законодательства, действующих норм и правил по охране труда, культуре производства и промышленной санитарии в отделе.
3.1.2. Определять и устанавливать обязанности и ответственность своих специалистов (ИТР), по выполнению требований охраны труда.
3.1.3. Обеспечивать содержание оборудования отдела в работоспособном состоянии и его эксплуатацию, в соответствии с требованиями безопасности труда и требованиями технической эксплуатации.
3.1.4. Проводить подготовку специалистов и рабочих отдела к проверке знаний по охране труда.
3.1.5. Организовывать обеспечение отдела правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда.
3.1.6. Разрабатывать и в установленные сроки пересматривать инструкции по охране труда для специалистов и рабочих отдела с учётом действующих правил, стандартов безопасности труда и конкретных условий труда по перечню согласованному с инженером по охране труда предприятия.
3.1.7. В зоне действия кранов на площадке склада готовой продукции, на площадке склада металла, в цехе металлоконструкций носить защитную каску.
3.1.8. При выполнении производственных заданий вне территории предприятия соблюдать маршрут указанный непосредственным руководителем и выполнять только порученную работу.
3.1.9. При проведении работ в газоопасных и пожаровзрывоопасных местах оформлять наряд-допуск.
3.2. При работе на компьютере с текстовой информацией выбирать наиболее физиологичный режим представления чёрных символов на белом фоне; выбирать оптимальное расстояние от глаз до экрана; следить за освещением.
3.3. Соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе; проветривать помещение и выполнять рекомендованные упражнения для глаз, шеи, рук, туловища, ног для работающих на компьютере.
3.4. Соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории завода, пользоваться только установленными проходами. В кабинете при переходе от стола к столу следить за тем, чтобы не зацепить ногами свисающие электрические и телефонные провода. Обращать внимание на предметы мебели, небольшое по размерам оборудование находящееся на столах, тумбочках, на временно оставленные коробки в проходах между рабочими местами.
3.5. Допускать на рабочее место уборщика производственных и служебных помещений предварительно подготовив его: убрать с поверхности стола, тумбочки предметы, которые могут упасть; отключить электрооборудование от сети.
3.6. Отключать от электрической сети электрооборудование при перерывах в подаче электроэнергии.
3.7. Соблюдать правила эксплуатации вычислительной техники в соответствии с инструкциями по эксплуатации.
3.8. В течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место.
3.9. Главному механику во время работы запрещается:
— спрыгивать с лестниц и стремянок;
— переносить грузы вручную больше установленной нормы;
— прикасаться к задней панели системного блока (процессора) компьютера при включенном питании;
— переключать разъёмы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
— загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;
— допускать захламленность рабочего места бумагой в целях недопущения накапливания органической пыли;
— допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и др. устройств;
— включать сильноохлаждённое (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;
— производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации главному энергетику и дежурному электромонтёру.
4.2. При обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путём отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь.
4.3. В случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости — невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем непосредственному руководителю и обратиться к врачу.
4.4. При возгорании оборудования отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную охрану и сообщить о происшествии непосредственному руководителю. При невозможности потушить огонь необходимо эвакуироваться по маршруту указанному в схеме эвакуации.
Пожарную охрану можно вызвать по городскому телефону 01 и или сотовому телефону 112.
4.5. При несчастном случае оказать первую (доврачебную) помощь пострадавшему и направить его в лечебное учреждение, сохранить обстановку для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, сообщить непосредственному руководителю и инженеру по охране труда. Карету «Скорой медицинской помощи» можно вызвать по городскому телефону 03 или сотовому телефону 030.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Осмотреть рабочее место и привести его в порядок.
5.2. Оборудование отключить от сети или перевести в режим, оговоренный инструкцией по эксплуатации.
5.3. Принять доклад подчинённых о приведении рабочих мест в порядок.
5.4. Проверить пожарную безопасность в отделе.
5.5. Доложить непосредственному руководителю о выполненных мероприятиях по безопасности труда.
РАЗРАБОТАЛ
Инженер по охране труда ____________ Абросимов Н.А.
Абросимов Н. Н. Статья написана 17.05.2011 г.
Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта по профессии «Автомеханик». Рассмотрены основные вопросы организации работ по охране труда на предприятиях автомобильного транспорта, требования к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава по обеспечению безопасности дорожного движения, техники безопасности при техническом обслуживании, ремонте и хранении подвижного состава автомобильного транспорта. Уделено внимание правам, обязанностям и ответственности работодателей и работников в области охраны труда. Рассмотрены некоторые аспекты влияния производственной деятельности на окружающую среду и транспортную экологию. Учебное пособие может быть использовано при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП «Охрана труда» в соответствии с ФГОС НПО для профессии 190631.01 «Автомеханик». Для учащихся учреждений начального профессионального образования. Может быть полезно работникам, занимающимся вопросами охраны труда и безопасности производственной деятельности на автомобильном транспорте.5-е изданпе, стереотипное.
Категория: Устройство автомобиля
Публикация: Техника безопасности на автомобильном транспорте
Читать далее:
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Эксплуатация автомобилей требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи производственного травматизма и обеспечивающих сохранение здоровья водителей и лиц, причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
В нашей стране охрана труда и технике безопасности уделяется большое внимание во всех отраслях народного хозяйства, и Вооруженных Силах. Водители автомобилей должны твердо знать требовании правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их на практике.
При парках необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
— перед пуском двигателя машину затормаживают стояночным тормозом, а рычаг коробки передач устанавливают к нейтральное положение;
— техническое обслуживание и ремонт машин;
— запрещается производить работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях (в этом случае автомобиль устанавливают на подставки или козлы, а под снятые колеса подкладывают колодки или упоры);
— личный состав по парку перемещается только по тротуарам; движение машин по территории парка должно производиться со скоростью не более 10 км/ч, а в производственных помещениях — 5 км/ч;
— не допускается длительная работа двигателя в крытых помещениях парка.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
К техническому состоянию автомобилей также предъявляются определенные требования техники безопасности. Ветровые и боковые стекла кабины должны быть цельными и обеспечивать хорошую видимость через них. Стекла дверей должны плавно подниматься и опускаться стеклоподъемниками. Стеклоочиститель должен быть исправным, хорошо очищать ветровые стекла. Выпускные трубы двигателя не должны пропускать вредные газы в кабину и подкапотное пространство. Замки дверей кабины и запорные устройства бортов грузовой платформы должны исключать произвольное их открывание. Не допускается течь воды, масла, топлива в двигателе и его системах.
Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем на всех скоростях и в любых дорожных условиях. Свободный ход рулевого колеса должен быть не более установленной нормы.
Тормозная система должна обеспечивать остановку автомобиля в соответствии с Правилами дорожного движения и одновременность начала торможения всех колес.
Шины допускаются к эксплуатации при отсутствии сквозных порывов и трещин, если не полностью изношен рисунок протектора и давление в них соответствует норме. Не разрешается эксплуатировать шины, не соответствующие размеру ободьев колес. Диски и ободья, имеющие погнутости и выработку отверстий под шпильки, к эксплуатации не допускаются. Замочные кольца должны надежно удерживаться в канавках.
Приборы электрооборудования должны работать надежно на всех режимах, особенно приборы освещения и сигнализации. Не допускается искрение в проводах и клеммах. Автомобили с неисправным освещением, стоп-сигналом, задними фонарями не допускаются к эксплуатации. На автомобиле обязательно должно быть установлено зеркало заднего вида.
Грузовая платформа автомобиля не должна иметь поломанных брусьев и досок.
Прицеп присоединяется к автомобилю жестким дышлом к тягово-сцепному устройству, дающему возможность свободно поворачиваться дышлу. В сцепке автомобиля с прицепом должен быть дополнительный трос или цепь, исключающие отрыв прицепа.
Автомобили, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся грузов, должны иметь не менее двух густопенных огнетушителей. Автобензоцистерны и топливозаправщики, кроме того, должны иметь металлические цепи для заземления, а их выпускные трубы должны быть выведены вперед справа по ходу с наклоном выпускного отверстия вниз. Люки и краны должны быть исправны и не иметь подтеканий.
Бортовые автомобили, перевозящие легковоспламеняющиеся, огнеопасные и взрывчатые грузы в таре, должны быть оборудованы трубой глушителя, выведенной вперед вправо по ходу с наклоном отверстия вниз, и двумя огнетушителями.
На автомобилях, перевозящих огнеопасные грузы, должна быть надпись «Огнеопасно».
Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах.
При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач п под колеса подложить не менее двух упоров.
Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генераторов, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т. д.) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.
На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать—-работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.
Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.
При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.
Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревянные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.
После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.
Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тормозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.
При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следующие требования:
— при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы;
— поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом г. установить упоры под колеса;
— пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В;
— не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали па раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих:
— -перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования: следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего.
При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним. Бензин – легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бензином, в котором содержится сильно действующее вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин ядовит». Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыт), руки.
Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд — этиленгликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживании системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.
Тормозные жидкости и их кары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения сними следует тщательно вымыть руки.
Кислоты храпит и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании па кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты па кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.
Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а нх пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.
Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими газами.
Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.
Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.
При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током напряжением 127—220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при перевозке грузов все лица, в том числе и водители, должны соблюдать правила техники безопасности. Автомобиль, находящийся под погрузкой, должен быть надежно заторможен, водитель не должен отлучаться с места погрузки или разгрузки. При погрузке сыпучих грузов в кузове не должно быть людей. Если автомобиль загружается экскаватором, водитель должен подать автомобиль так, чтобы ковш экскаватора не проходил над кабиной. При загрузке из бункера подъезжать к нему следует задним ходом так, чтобы центр кузова расположился под бункером. Запрещается выполнять ремонтные работы и техническое обслуживание автомобиля при погрузочно-разгрузочных работах.
Прн перевозке грузов в ящиках, контейнерах, поддонах необходимо помнить, что при перевозках крупногабаритных грузов повышается центр тяжести автомобиля, поэтому нужно вести машину и тормозить плавно, на поворотах уменьшать скорость движения. Перевозить личный состав вместе с грузами в кузове запрещается.
При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:
— монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях — на разостланном брезенте или другой подстилке;
— перед демонтажом шины с обода колеса воздух из камеры должен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин;
— производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, запрещается;
— во время накачивания шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.
Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.
Рекламные предложения:
Читать далее: Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Категория: — Устройство автомобиля