Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 мая 2014 г.
Регистрационный N 32369
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).
1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).
2. Считать утратившим силу приказ МВД России от 30 марта 2010 г. N 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»1.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.
Министр генерал-полковник полиции В. Колокольцев
1Зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 года, регистрационный N 17645.
Приложение N 1
Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств1. Действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
2. Проведение обследования с учетом территориальной компетенции (обслуживаемой территории) назначает должностное лицо органа внутренних дел, указанное в Перечне должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств2 путем издания (подписания) распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1)3.
II. Подготовка к проведению обследования
3. Для принятия решения о проведении обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность4, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт.
4. В рапорте должны быть изложены:
4.1. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
4.2. Полученная в результате проведения предшествовавших оперативно-розыскных мероприятий информация, относящаяся к объекту обследования.
4.3. Соответствующее основание для проведения оперативно-розыскного мероприятия из числа указанных в статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»5.
4.4. Сведения, указывающие на возможность получения достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела посредством проведения обследования.
4.5. Дата, время и место предлагаемого проведения обследования.
4.6. Сведения о лицах, которых предлагается привлечь к проведению обследования.
4.7. Информация о наличии в месте проведения обследования предметов, документов и материалов6, содержащих сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.
5. Подписанное распоряжение регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2). Распоряжение, подготовленное сотрудником специализированного подразделения Управления «Р» Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации7 и подписанное в порядке, определенном пунктом 7 настоящей Инструкции, регистрируется в соответствующем структурном подразделении Управления «Р» ГУСБ МВД России по месту дислокации.
6. В случае необходимости проведения обследования за пределами обслуживаемой территориальным органом МВД России территории руководитель, подписавший распоряжение, обязан до начала проведения обследования письменно проинформировать начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого планируется проведение обследования.
7. В случаях, не терпящих отлагательств:
7.1. При проведении обследования за пределами обслуживаемой территории уведомление начальника (заместителя начальника, ответственного от руководства) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого проводится обследование, осуществляется руководителем в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проведения обследования.
7.2. Начальники специализированных подразделений Управления «Р» ГУСБ МВД России представляют проект распоряжения о проведении обследования на утверждение в соответствии с дислокацией начальнику Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, Восточно-Сибирского или Забайкальского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте с последующим незамедлительным уведомлением ГУСБ МВД России (в случае подписания распоряжения).
8. В целях обеспечения физической защиты сотрудников, проводящих обследование, к его проведению могут привлекаться в том числе сотрудники подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном МВД России8, а также в целях оказания правовой помощи — сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
III. Общие условия проведения обследования
9. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
10. Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.
11. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.
IV. Основания и порядок изъятия предметов и документов
12. При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения9.
13. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»10.
14. Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
15. При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации11.
16. Сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.
17. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
18. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
19. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
20. При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.
21. Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.
22. В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
23. Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.
24. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
25. В протоколе указываются:
25.1. Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
25.2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
25.3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
25.4. Перечень изъятых предметов и документов, а также . обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
25.5. Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
26. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.
27. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
28. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.
29. Если лицо, участвующее в обследовании, отказалось подписать протокол, сотрудник, проводивший обследование, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
30. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.
31. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.
32. В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
33. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.
V. Ведомственный контроль за соблюдением законности при проведении обследования
34. О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю.
35. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования.
36. В случае изъятия в ходе проведения обследования предметов и документов, а также документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, к рапорту прилагается соответствующий протокол.
37. В случае использования в ходе проведения обследования аудио- и видеозаписи, материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи, прилагаются к рапорту.
38. На основе представленных документов, содержащих результаты обследования, руководитель принимает необходимые решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
39. Изъятые в ходе обследования предметы и документы, подлежащие последующему использованию в уголовном судопроизводстве, учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств.
40. Изъятые электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации, а после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, возвращаются их законному владельцу.
1Далее — «обследование».
2Далее — «руководитель».
3Далее — «распоряжение».
4Приложение к приказу МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России». Зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005. Далее — «сотрудник».
6Далее — «предметы и документы».
7Далее — «ГУСБ МВД России».
8Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. N 210дсп «Об утверждении Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий)». Зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2012 года, регистрационный N 24304, 28 ноября 2013 года, регистрационный N 34081.
9Пункт 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.
10Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 51, ст. 6689.
11Далее — «протокол».
12Абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
дата публикации: 02.01.2020
Не секрет, что каждый Новый год сопровождается для банковского бизнеса массой новых норм в законодательстве. Да и регулятор с завидным постоянством преподносит нам сомнительные «подарки»: проявляя особенное упорство, он публикует свои нормативные акты прямо в преддверии Нового года с датой вступления их в силу с 1 января. В этой статье мы сделали обзор главных нововведений, которые коснутся банков в 2020 году.
Для начала напомним, что 2020 год является високосным. Это значит, что начисление процентов в учете следует вести, исходя из базы 366 дней в году.
Новая инструкция по нормативам
Вечером 30 декабря Банк России опубликовал на сайте Инструкцию № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией», отменив с 1 января 2020 года действие Инструкций № 180-И и 112-И. Название новой Инструкции теперь четко отражает, что она касается банков с универсальной лицензией. Внутри «спрятались» 12 нормативов: Н1.0 ≧ 8%, Н1.1 ≧ 4,5%, Н1.2 ≧ 6%, Н1.4 ≧ 3%, Н2 ≧ 15%, Н3 ≧ 50%, Н4 ≦ 120%, Н6 ≦ 25%, Н7 ≦ 800%, Н25 ≦ 20%, Н12 ≦ 25% и Н18 ≧ 100% (последний перекочевал в 199-И из 112-И). Норматив Н10.1 отменен.
В отношении нормативов достаточности капитала: согласно новой Инструкции, каждый банк обязан осуществлять расчет нормативов достаточности капитала в соответствии со стандартным подходом, установленным главой 2 Инструкции 199-И, но только если банк не решил применять финализированный подход, предусмотренный главой 3 (при этом информация о принятии банком решения о применении финализированного подхода доводится до ЦБ РФ письменно в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения). После выбора финализированного подхода вернуться к стандартному подходу нельзя. Исходя из комментариев регулятора, оставаться на стандартном подходе можно максимум в течение года.
Стандартный подход подразумевает расчет Н1.1, Н1.2, Н1.4 и Н1.0 по той же схеме, что была в 180-И (ныне это Глава 2 в 199-И), с делением активов на группы I-V, но при беглом просмотре формула нормативов (кроме Н1.4) немного отличается: в знаменателе появился новый код 8656.i. Также мы заметили изменения в Таблице пункта 2.6.1 Инструкции.
Финализированный подход (глава 3 в 199-И) предполагает новую формулу и разделение активов не по группам, а по классам контрагентов с взвешиванием на коэффициент риска. Взвешивание активов по уровню риска осуществляется путем умножения остатка (сумм остатков) на соответствующем балансовом счете (счетах) или его части (их частях), уменьшенных на величину сформированных резервов на потери в соответствии с Положениями 590-П и 611-П.
Например, коэффициент 0% установлен по номинированным и фондированным в рублях кредитным требованиям и требования по получению процентов к Российской Федерации, к Банку России, к НСПК по внутрироссийским операциям по картам МИР, Visa и Mastercard. С коэффициентом риска 20% взвешиваются, например, номинированные и фондированные в рублях кредитные требования и требования по процентам к субъектам РФ. Кредитные требования и требования по получению процентов к кредитным организациям взвешиваются с коэффициентом риска в зависимости от отнесения их к классам «А» («А*»), «В» и «С» с учетом их кредитоспособности и соблюдения ими установленных в стране регистрации обязательных нормативов и минимальных значений надбавок (см. Таблицу 4 в пункте 3.3.2 в 199-И).
К классу «А» согласно 199-И относятся банки и небанковские кредитные организации, являющиеся налоговыми резидентами РФ, своевременно выполняющие свои обязательства по погашению основного долга и процентов в течение всего срока обязательства и соблюдающие обязательные нормативы на последнюю отчетную дату, предшествующую дате расчета нормативов, и на отчетные даты на протяжении 180 календарных дней до указанной даты. Но не так всё просто. Для банков с базовой лицензией и для НКО значения отдельных нормативов должны быть повышенными (Н1.0 для банков с базовой лицензией равно или превышает 10,5% при минимальной норме 8% согласно 183-И, для НКО – равно или превышает 14,5% вместо обычных 12%, установленных для РНКО Инструкцией № 129-И; Н1.3 для платежных НКО должно быть равно или превышать 4,5%, хотя согласно Инструкции 198-И норматив считается соблюденным при значении 2% и выше). В общем, в отношении нормативов достаточности капитала изменений довольно много.
В 199-И выделяется категория корпоративных заемщиков «инвестиционный класс» с пониженным коэффициентом риска 65% при отнесении их к I или II категориям качества в целях формирования резервов и допуска ценных бумаг к торгам на организованном рынке (см. пункт 3.3.4 в 199-И).
Кредитные требования и требования по получению процентов по ссудам, входящим в портфели однородных ссуд, предоставленным субъектам МСП, взвешиваются с коэффициентом риска 75% при соблюдении на дату расчета нормативов ряда условий (пункт 3.3.5 в 199-И).
Но это далеко не все изменения, так что Инструкция 199-И обязательна к внимательному прочтению.
Формы отчетности
В 2020 году банки столкнутся с новыми формами отчетности: в 4927-У внесены изменения Указанием № 5320-У, большинство из которых вступило в силу с 31 декабря 2019 года, и одно из изменений – с 1 января 2020 года.
Появилась форма отчетности 0409704 «Информация о долговой нагрузке заемщиков — физических лиц».
Формы 906 и 907 признаны утратившими силу.
Рынок ценных бумаг
Довольно значительные изменения с 2020 года произошли в законодательстве о рынке ценных бумаг: федеральный закон № 39-ФЗ местами переписан полностью, а также с 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Во-первых, в РФ появился новый вид ценных бумаг – цифровое свидетельство. Это неэмиссионная бездокументарная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного цифрового права и (или) распоряжения им определенным образом. Цифровое свидетельство выдается депозитарием обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется этим депозитарием. В инвестиционной платформе могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
- право требовать передачи вещи;
- право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
В общем, это появилось что-то вроде российского аналога ICO и краудфандинга.
Во-вторых, поменялось определение облигации и эмиссионных бумаг в целом.
Согласно новой статье 16.1 закона № 39-ФЗ, вступившей в силу с 2020 года, «если иное не предусмотрено федеральными законами о ценных бумагах, эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарными ценными бумагами, права владельцев которых закрепляются в решении об их выпуске». Это значит, что права владельцев на эмиссионные ценные бумаги теперь удостоверяются только записями на лицевых счетах у регистратора или по счетам депо в депозитариях, то есть документарных облигаций закон «О рынке ценных бумаг» теперь не предусматривает вообще, и, как следствие, облигации на предъявителя канули в Лету, равно как и сертификаты, удостоверяющие права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска. НО! Есть Бюджетный кодекс (это, кстати, Федеральный закон) с Главой 14.1 в нем, где сказано, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций в документарной форме или бездокументарной. Так что документарные облигации всё же могут эмитироваться, но исключительно государством или субъектами федерации.
В-третьих, как следствие, поменялось определение депозитарной деятельности. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по учету и переходу прав на бездокументарные ценные бумаги и обездвиженные документарные ценные бумаги, а также по хранению обездвиженных документарных ценных бумаг при условии оказания услуг по учету и переходу прав на них, и в случаях, предусмотренных федеральными законами, по учету цифровых прав.
Для учета прав на ценные бумаги депозитарии и держатели реестра могут открывать, помимо прочего, счет эскроу-агента. По лицевому счету (счету депо) эскроу-агента осуществляется учет прав на ценные бумаги, депонированные по договору эскроу. Указанный счет открывается эскроу-агенту, если последний не является держателем реестра (депозитарием), открывшим указанный счет. Ценные бумаги, права на которые учитываются на указанном счете, принадлежат лицу, передавшему их на депонирование эскроу-агенту, а при наступлении указанных в договоре эскроу обстоятельств – лицу, в пользу которого осуществляется депонирование ценных бумаг.
По общему правилу регистрировать выпуск акций, которые должны размещаться при учреждении АО, можно будет через регистратора.
Документы для регистрации выпуска (допвыпуска) эмиссионных ценных бумаг можно будет подать в электронной форме.
Понятие «государственный регистрационный номер» из закона «О рынке ценных бумаг» пропало, теперь есть просто «регистрационный номер». Порядок присвоения выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг регистрационных номеров и порядок аннулирования регистрационных номеров и индивидуальных кодов должен быть установлен Банком России. Судя по всему, в ближайшее время Указание Банка России № 3417-У должно быть заменено или актуализировано.
Регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России, но в отдельных случаях может осуществляться регистратором, биржей или центральным депозитарием.
Электронные трудовые книжки
Это, конечно, не специфическое банковское нововведение, но банков оно коснется в той же мере, что и всех организаций вообще. С 2020 года начнется переход на электронные трудовые книжки, что связано со вступлением в силу с 1 января 2020 года Федеральных законов № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» и № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», и, в частности, с появлением в ТК РФ новой статьи 66.1 «Сведения о трудовой деятельности», которую рекомендуем внимательно прочитать.
Цифровая трудовая книжка должна обеспечить постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности. Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте ПФР или на портале Госуслуг.
Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку тем, у кого она уже имеется, столько, сколько это необходимо.
В течение 2020 года банки-работодатели осуществляют следующие мероприятия:
– письменно уведомляют не позднее 30 июня 2020 года каждого работника об изменениях в трудовом законодательстве и о праве работника сделать выбор между продолжением ведения имеющейся бумажной трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ и представить соответствующее заявление;
– принимают от каждого работника по 31 декабря 2020 года включительно письменные заявления о сохранении бумажной трудовой книжки или о переходе к электронному формату (в случае, если работник не подал ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в привычной бумажной форме);
– передают информацию о поданном работником заявлении и его выборе в Пенсионный фонд.
Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на новый формат отношений в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится соответствующая запись.
В отношении тех, кто впервые устроится на работу с 2021 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной книжки. Те, кто впервые устроится на работу в 2020 году, могут попросить о заведении бумажной книжки.
Работникам, на которых не ведется трудовая книжка на бумаге, работодатель обязан предоставить сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе или в электронном виде, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя):
– в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
– при увольнении в день прекращения трудового договора.
С 2020 года появляется новая форма отчетности СЗВ-ТД со сроком сдачи не позднее 15-го числа месяца (начиная с отчета за январь), то есть первая сдача нового отчета с учетом выходных дней придется на 17 февраля 2020 года. Форма СЗВ-ТД разработана, но на момент написания данной статьи ещё не утверждена. Отчет касается случаев приема на работу, увольнения, перевода или подачи работником заявления о выборе формы трудовой книжки. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица банк одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года в данной кредитной организации. Новый отчет обязаны сдавать все работодатели вне зависимости от численности штата и способов ведения книжек.
Начиная с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться работодателем в Пенсионный фонд не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Налоги, страховые взносы, бухгалтерская отчетность
Снова поговорим об изменениях общих для всех (не только для банков):
– утверждена новая форма расчета по страховым взносам (см. Приказ ФНС № ММВ-7-11/470)
– с 2020 года 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно сдавать не позже 1 марта (ранее – 1 апреля)
– начиная с декларации по налогу на прибыль за 2019 год её нужно сдавать по новой форме (см. Приказ ФНС России № ММВ-7-3/475@)
– не нужно больше сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество (начиная с отчетности за 2019 год подаются только налоговые декларации), помимо этого, узаконили централизованный порядок подачи налоговой декларации и обновили её форму
– отменена налоговая декларация по транспортному налогу; налог организации будут платить на основании сообщений из ИФНС так, как платят транспортный налог физлица (налоговые инспекции будут самостоятельно рассчитывать налог на основании имеющихся у них сведений); последнюю декларацию надо сдать за 2019 год
– то же верно в отношении земельного налога.
С 2020 года годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно сдавать только в один адрес: в ФНС России или Банк России (для банков – только в Банк России). С мая 2020 года сданная отчетность будет публиковаться на сайте ФНС России. Любой пользователь сможет найти всю информацию о бухгалтерской отчетности компаний (за плату). Подробную информацию о государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) можно получить на сайте ФНС России.
Потребительское кредитование и ипотека. Исполнительное производство
С 1 января 2020 года вступают в силу новые ограничения предельной задолженности граждан по кредитам, полученным от банков, и займам, полученным от МФО, сроком не более 1 года: начисленные на такой кредит или заем проценты, неустойка (штрафы, пени), иные меры ответственности, а также платежи за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату, не могут превышать сам долг более чем в 1,5 раза суммы предоставленного потребительского кредита (была возможность увеличения долга в 2 раза) – см. пункт 24 статьи 5 Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
С 30 января 2020 года закон № 353-ФЗ претерпевает ещё некоторые изменения, связанные с ипотекой. К кредитному договору (договору займа), который заключен с физлицом в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, также начнут применяться требования в части размещения условий кредитного договора в виде таблицы, форма которой установлена Указанием 3240-У, начиная с первой страницы такого договора, четким, хорошо читаемым шрифтом, с указанием ПСК. Требования по определению ПСК и размещению информации о ПСК на первой странице кредитного договора не распространяются на договоры целевого жилищного займа, заключенные в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
С 1 июня 2020 года судебный пристав сможет получить сведения о любых видах банковских счетов должника (номера счетов, информацию о количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте). Такая информация может быть запрошена у налоговых органов, кредитных организаций. До этой даты приставы могли узнать информацию только по расчетным счетам. Соответствующие правки внесены в статью 69 Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
С июля 2020 года искать информацию о залоге имущества станет удобнее: на Едином портале госуслуг можно будет найти открытую информацию о залоге движимого имущества, в том числе принадлежащего юрлицам, о заключении договора лизинга, о купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом.
Система быстрых платежей
Глава ЦБ РФ обещала, что с 2020 года в рамках Системы быстрых платежей станет доступной возможность осуществлять платежи по QR-коду на кассах магазинов по всей России.
С 2020 года кредитные организации для работы в СБП могут использовать внутридневные кредиты круглосуточно, включая выходные и праздничные дни. Соответствующие изменения в Положение № 595-П вступили в силу с 1 января 2020 года.
С 1 января 2020 года кредитные организации обязаны использовать зарегистрированный Банком России знак обслуживания сервиса быстрых платежей при предоставлении своим клиентам услуг по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей, в том числе путем размещения знака обслуживания сервиса быстрых платежей в программном обеспечении, используемом клиентами для осуществления операций с использованием СБП.
С 1 января 2020 года действуют ненулевые тарифы на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей. Сервис быстрых платежей с 1 октября 2020 года будут обязаны использовать не только кредитные организации, являющиеся системно значимыми (как сейчас), но и все иные кредитные организации, имеющие универсальную лицензию на осуществление банковских операций.
Другие события в 2020 году
Специальный налоговый режим для самозанятых с 1 января 2020 года появится в 19 новых регионах, среди них Санкт-Петербург, Ростовская и Челябинская области, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а с 1 июля 2020 года распространится на всю Россию. Это значит, что в банках будет больше открываемых счетов ИП с НПД (налог на профессиональный доход), а также надо будет поменять внутренние регламенты по открытию счетов, чтобы не блокировать их почём зря (самозанятый имеет право получать деньги от клиентов наличными, на банковскую карту, открытую на своё имя как обычного физлица, на свой обычный текущий счет). Банк должен предоставить комфортную возможность самозанятому использовать счет, открытый им как гражданином-непредпринимателем, для поступлений от «самозанятой» деятельности.
С 14 июня 2020 года обновятся нормы статьи 29 закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности», которые в СМИ звучат как «отмена банковского роуминга», но подробности мы уже рассказывали в нашем новостном материале.
Весной и летом 2020 года существенно изменяется Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Меры за предоставление в БКИ информации без УИД, соответствующих правилам 5251-У, будут применяться к банкам и иным участникам финансового рынка с 24 мая 2020 года.
У российских банков к 01 апреля 2020 года появится доступ к сведениям Федеральной налоговой службы о выплатах страховых взносов физическим лицам благодаря подключению банков к СМЭВ «Интеграционный модуль». Предполагается, что на основании суммы страхового взноса можно будет рассчитать официальный доход клиента. Это поможет банкам проверять доходы заемщиков и оценивать их закредитованность, рассчитывать ПДН.
Банк России будет заключать с кредитными организациями сделки купли-продажи драгоценных металлов по новой форме (см. Информационное письмо № ИН-01-19/96). С 3 февраля 2020 года заключение сделок купли-продажи драгоценных металлов в слитках будет осуществляться только с кредитными организациями, заключившими новое соглашение.
Возможно, в 2020 году мы станем свидетелями новой попытки продажи Банком России «Азиатско-Тихоокеанского Банка», а также перехода контрольного пакета акций Сбербанка.
Мы запускаем новый дистанционный курс для банковских работников
В 2020 году мы открываем новый дистанционный курс «Операционист высшей квалификации по обслуживанию физических лиц». Начиная все объяснения «с нуля», постепенно охватывая весь спектр работы операциониста в современном банке, к концу курса мы выйдем за пределы оперзала, чтобы окончательно понять сложные взаимосвязи операций клиентов с внутрибанковским бизнесом.
Помимо этого, мы постараемся порадовать наших клиентов ещё несколькими новыми курсами и запустим сайт ПрофБанкинг в полностью обновленном современном дизайне. Следите за новостями!
Ссылки по теме:
- Дистанционный учебный курс «Банковский специалист широкого профиля»
- Дистанционный учебный курс: «Операционист высшей квалификации по обслуживанию физлиц»
- Дистанционный учебный курс по изучению языка Java с нуля