Инструкции по бюджетному учету в 2018

Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения. И это вполне логично: с 1 января 2019 года вступили в силу 5 очередных Федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции. А чтобы вы были «на волне» последних изменений, мы подготовили обзор обновленных Инструкций № 157н, 162н, 174н, 183н.

«Виновники» изменений

Изменения в инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету были внесены следующими нормативными актами:

  • в Инструкцию № 157н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н;
  • в Инструкцию № 162н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 297н;
  • в Инструкцию № 174н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 299н;
  • в Инструкцию № 183н — Приказом Минфина России от 28.12.2018 № 300н.

Каждый из перечисленных Приказов был официально опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» 30 января 2019 года. Учитывая, что нормативные Правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней *(1) после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу, Приказы о внесении изменений в инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вступят в силу 10 февраля 2019 года.

В то же время данные Приказы и, соответственно, изменения в инструкции применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного (бухгалтерского) учета, начиная с 2019 года. Об этом сказано в преамбуле каждого из названных приказов.

Изменения в Инструкцию № 157н

Инструкция № 157н является «общей» и применяется учреждениями всех типов. В нее были внесены следующие интересные изменения:

1. Из Инструкции № 157н были исключены некоторые нормы, которые теперь прямо регулируются положениями вступивших в силу Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В нормах Инструкции № 157н, однако, остались отсылы на конкретные федеральные стандарты.

К примеру, теперь порядок формирования учетной политики регулируется исключительно Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (п. 6 Инструкции № 157н). А учет операций в иностранной валюте осуществляется в рамках Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (п. 13 Инструкции № 157н).

В п. 18 Инструкции № 157н осталось минимальное количество информации об исправлении ошибок. Данная операция теперь регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время в п. 18 обновленной Инструкции № 157н указывается на то, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в учете и отчетности в отдельном Журнале по прочим операциям, содержащим отметку «Исправление ошибок прошлых лет».

2. В п. 333 Инструкции № 157н дополнен перечень примеров учитываемого на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды. Это:

  • имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя);
  • имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления. Отметим, что ранее такой нормы не было, но специалисты финансового ведомства указывали на такой порядок отражения капитальных вложений до полученного права оперативного управления в разъяснениях (Письмо Минфина России от 11.11.2016 № 02-06-10/66367).

Этот пункт не только указывает на то, какие объекты нужно отражать на забалансовом счете 01, но и помогает принять решение о невозможности отнесения того или иного имущества к объектам учета аренды.

Новые счета учета

Когда появился новый порядок применения статей (подстатей) КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, многие бухгалтеры госсектора задались вопросом: на какой же счет относить те или иные доходы, расходы, для которых предусмотрены новые статьи (подстатьи) КОСГУ? Ответ на него содержится в приказах о внесении изменений в инструкции. А именно:

1. Используемые тем или иным типом учреждений государственного сектора счета приведены в Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 162н (используется, в частности, казенными учреждениями, органами власти и местного самоуправления), Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 174н (для бюджетных учреждений) и в Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 183н (для автономных учреждений).

Обратите особое внимание на новые перечни счетов. Они значительно дополнены так же, как и подстатьи КОСГУ. При выборе конкретного аналитического счета учета, зная подстатью КОСГУ, не забывайте старое доброе правило: наименование аналитического счета и подстатьи КОСГУ, как правило, практически совпадают.

Итак, значительно были дополнены субсчета счетов 206 00, 208 00, 302 00. К примеру, теперь не просто появились новые счета, такие, например, как 0 302 14 00 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме», соответствующий подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме » КОСГУ, но даже счета с буквами. Например, счет 0 302 4А 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию», соответствующий подстатье 24А «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию».

Отметим, что в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету часто указываются группировочные счета. Поэтому имейте в виду перечень возможных применяемых конкретным типом учреждений счетов и используйте их, исходя из экономического содержания операции.

2. Изменены аналитические группы синтетического счета объектов учета счета 205 00 «Расчеты по доходам» (п. 199 Инструкции № 157н). В частности:

  • по группе 10 отражаются не только расчеты по налоговым доходам, как прежде, но и по таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование;
  • группы 50 и 60 переименованы с учетом положений Порядка № 209н в «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера» и «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера» соответственно.

3. Забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» переименован в новой редакции Инструкции № 157н в «Сомнительную задолженность» (п. 339 Инструкции № 157н). И по тексту инструкции задолженность неплатежеспособных дебиторов именуют уже сомнительной. То есть в связи с изменениями произошла и смена данного понятия.

Безвозмездные поступления объектов нефинансовых активов

В целях соответствия положений Инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету нормам Порядка № 209н изменились проводки по безвозмездному поступлению нефинансовых активов в учреждения, а также оприходованию неучтенных объектов по результатам инвентаризации*(2).

Обратите внимание: в некоторых бухгалтерских записях в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету указаны группировочные коды КОСГУ, например, статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ. Но при отражении операции в учете бухгалтеру нужно выбрать уже конкретный код КОСГУ для отражения его в 24-26 разрядах номера счета 401 10 (п. 21 Инструкции № 157н).

Анализ п. 9.9 Порядка № 209н позволяет сделать вывод, что подстатьи статьи 190 детализированы:

  • по типу передающей стороны: сектор государственного управления и организации государственного сектора, организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физические лица, нерезиденты;
  • по характеру поступлений: текущий или капитальный.

Что относится к сектору государственного управления и организациям государственного сектора, указано в п. п. 2, 5 Порядка № 209н, а с остальными типами передающей стороны все понятно. Что относится к поступлениям капитального и текущего характера, указано в п. 7 Порядка № 209н. В частности, вложения в основные средства, нематериальные и непроизведенные активы относятся к поступлениям капитального характера, а в материальные запасы — текущего характера.

Покажем описанное на примерах.

1. Казенное учреждение получает безвозмездно от другого казенного учреждения, подведомственного тому же ГРБС, комплект мебели. В бюджетном учете отразится следующая запись:

  • Дебет КРБ 1 101 36 310 Кредит КРБ 1 304 04 310

2. За бюджетным учреждением закрепляется на праве оперативного управления оборудование, относящееся к иному движимому имуществу. В бухгалтерском учете следует сделать следующую запись:

  • Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 401 10 195

3. Автономному учреждению от физического лица передается в дар постельное белье. В бухгалтерском учете данный факт отразится следующей записью:

  • Дебет 2 105 35 000 Кредит 2 401 10 193

4. По результатам проведенной инвентаризации в казенном учреждении было выявлено неучтенное имущество — микроволновая печь. В бюджетном учете отразится следующая запись:

  • Дебет КРБ 1 101 36 310 Кредит КДБ 1 401 10 199

5. Бюджетному учреждению ООО безвозмездно передает компьютеры. В бухгалтерском учете отразится корреспонденция:

  • Дебет 2 101 34 310 Кредит 2 401 10 196

Итак, мы окунулись в нововведения инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету. Однако, это далеко не все, что поменялось. Поэтому в последующих статьях мы будем еще не раз обращаться к интересным изменениям и разбирать их на примерах.

Опубликовано 08.02.2019

С 1 января 2018 года учреждения госсектора начали переход на новые стандарты ведения учета. В частности, меняется порядок учета нефинансовых активов. И то, что ранее понималось под «групповым учетом основных средств», постепенно дополняется новыми понятиями. Какие новшества следует знать и как их применять на практике, рассмотрим в данной статье.

Что понималось под групповым учетом основных средств до 01.01.2018?

Групповой учет основных средств до 01.01.2018 применялся в отношении объектов библиотечных фондов и однородных предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 40 000 рублей включительно.

При этом групповой учет производственного и хозяйственного инвентаря мог осуществляться при одновременном соблюдении условий:

  • объекты приобретены единовременно по одной учетной стоимости;
  • объекты имеют одно и то же производственное и хозяйственное назначение, технические характеристики.

На объекты, подлежащие групповому учету, открывалась Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). При этом каждому из учтенных на карточке объектов производственного и хозяйственного инвентаря присваивался индивидуальный инвентарный номер. Объектам библиотечного фонда инвентарные номера не присваивались.

Что нового появилось в учете группы основных средств с 01.01.2018?

Согласно п. 10 СГС «Основные средства»*(1) объекты основных средств могут объединяться в один инвентарный объект. Для целей бухгалтерского учета такой объект признается комплексом объектов. Это возможно при одновременном выполнении следующих условий:

  • срок полезного использования объектов одинаков;
  • стоимость объектов не является существенной.

В качестве примера таких объектов в стандарте приведены:

  • библиотечные фонды;
  • периферийные устройства и компьютерное оборудование;
  • мебель, которая используется в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения).

При этом критерии объединения основных средств в комплекс объектов учреждение определяет самостоятельно в учетной политике*(2). К примеру, критерием отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной может быть критерий начисления 100% амортизации при вводе в эксплуатацию (100 000 рублей).

Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов (п. 46 Инструкции N 157н*(3)). Он формируется как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

Это означает, что на комплекс объектов основных средств может быть открыта Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Только отдельным составляющим частям комплекса присваиваются еще и внутренние порядковые номера. В п. 54 Инструкции № 157н также указано, что на комплекс объектов основных средств открывается Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032).

В то же время Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, который устанавливает порядок ведения регистров бухгалтерского учета, в частности, инвентарных карточек, соответствующие новшества пока не учтены. В данном нормативном акте понятие «комплекс объектов основных средств» не применяется. Стоимостные критерии для возможности учета объектов на Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) остались прежними (стоимость до 40 000 руб.).

С учетом указанной коллизии норм рекомендуем закрепить положениями учетной политики решение о применении в отношении комплекса объектов Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032).

*(1) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н
*(2) п. 4 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», доведенных Письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237
*(3) Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Опубликовано 12.09.2018

Добавить в «Нужное»

Обновление: 1 ноября 2018 г.

Инвентарный номер – это уникальный номер, присваиваемый каждому объекту основных средств при принятии к учету. Такие номера необходимы для целей ведения бухучета в целом и для контроля за сохранностью ОС в частности (п. 11 Методических указаний по бухучету ОС, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н).

Если объект состоит из нескольких частей и для них установлен общий срок полезного использования, то ОС присваивается единый инвентарный номер. Если же у разных частей разные сроки полезного использования, то они учитываются как разные инвентарные объекты со своими инвентарными номерами.

Как присваивается инвентарный номер

В Методических указаниях нет каких-либо особых требований к порядку формирования инвентарных номеров. Соответственно, в небольших организациях можно использовать хоть ряд натуральных чисел: 1, 2, 3 и т.д.

Вместе с тем, в инвентарные номера можно добавлять и буквенные коды, которые будут нести дополнительную информацию об объекте ОС. К примеру, указывать, к какому отделу (подразделению, сектору, цеху) он относится. Допустим, отдел логистики можно обозначить, как «ОЛ», а отдел маркетинга, как «ОМ». Тогда инвентарные номера могут выглядеть так: ОЛ-01, ОЛ-02, ОМ-01, ОМ-02 и т.д.

Также в инвентарный номер можно «зашить» и иную информацию, допустим, год постановки на учет ОС.

Как наносится инвентарный номер

Обозначить инвентарный номер на объекте можно разными способами: нанести краской (несмываемыми чернилами, маркером), прикрепить металлический жетон, приклеить нестирающуюся этикетку и т.д. Сегодня при нанесении номеров используются также штрихкоды. В любом случае номер должен быть таким, чтобы его невозможно было изменить или удалить с объекта.

Инвентарный номер сохраняется и не подлежит изменению на протяжении всего периода «жизни» объекта в организации. И даже после выбытия ОС в течение 5 лет его инвентарный номер не рекомендуется присваивать новому объекту.

В каких документах фигурируют инвентарные номера

Инвентарные номера указываются в первичных документах по учету ОС: в акте по форме ОС-1, в инвентарной карточке ОС-6, а затем и в акте о списании ОС-4. При инвентаризации номера с объектов сличаются с номерами в аналитическом учете.

Также в разделе 2.1 декларации по налогу на имущество организаций (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@) есть строка с кодом 030, предназначенная для инвентарного номера объекта недвижимости. Но указывать его в декларации нужно в том случае, если у объекта нет ни кадастрового номера, ни условного номера (п. 2 Рекомендаций к Письму ФНС от 14.03.2018 N БС-4-21/4786).

УЧЕТ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О. В. ЛЕВИНА, О. В. МОНАКО, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрен порядок учета объектов учета основных средств бюджетной организации, приводится корреспонденция счетов. Дается обоснование принятия окончательного решения о порядке учета объектов имущества в соответствии с заключением профильной комиссии учреждения с учетом их профессионального суждения и соответствующей технической документации.

Ключевые слова: бюджетная организация, учет основных средств, группа амортизации, государственный контракт, вновь созданные объекты основных средств

В бюджетной организации в составе основных средств числятся инвентаризационные объекты, поставленные на учет в Росимуществе. В рамках государственного контракта проводятся работы по реконструкции и модернизации данных объектов, устанавливается новое оборудование в помещении и за пределами здания, оформляются технические паспорта. Вновь созданные объекты ставятся на учет в Росимуществе, им присваиваются отдельные реестровые номера федерального имущества. Рассмотрим порядок учета объектов имущества.

Пример. В бюджетной организации в составе основных средств на учете числится инвентаризационный объект «Котельная». Данный объект принят к учету 01.12.1992, группа амортизации 10 (свыше 30лет), ОКОФ11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная».

Здание котельной поставлено на учет в Росимуществе 28.05.2008. В 2009 г. производились работы по реконструкции и модернизации объекта «Котельная» в рамках государственного контракта, установлено новое оборудование в помещении, и построен объект «Труба дымовая» за пределами здания котельной взамен старой. Отдельный объект основных средств «Труба дымовая» был

принят к учету 25.12.2009, его стоимость составила 2 млн 506тыс. руб. ОКОФ был определен как 12 2811284 — «Трубы дымовые», объект отнесен к 6-й группе амортизации (от 10 до 15 лет).

По состоянию на 01.04.2010 был оформлен технический паспорт здания «Котельная», в котором отдельно числится «Труба дымовая». Объект «Труба дымовая» был поставлен на учет в Росимуществе 21.06.2010, и ему был присвоен отдельный реестровый номер федерального имущества.

Кадастровый паспорт здания котельной датирован 27.03.2012, в примечании которого указано, что в состав котельной входит труба дымовая (Литер: Д) площадью застройки 3,1 м2.

На основании свидетельства о государственной регистрации внесено изменение в карту учета имущества «Котельной» в связи с добавлением площади 3,1 кв. м, при этом стоимость объекта «Котельная» не изменилась.

Обращение в Росимущество с просьбой об исключении из реестра федерального имущества объекта «Труба дымовая» осталось неудовлетворенным.

Должна ли бюджетная организация в учете объединить два инвентарных объекта на основании свидетельства о государственной регистрации?

Если должна, то каким образом поступить с суммами амортизации, накопленной по объекту «Труба дымовая», так как там отличная от котельной группа (нужно ли делать перерасчет с начала введения в эксплуатацию данного объекта)?

Какие основания предоставить в Росимущес-тво для исключения «Трубы дымовой» из реестра федерального имущества?

Окончательное решение о порядке учета объектов имущества может быть принято на основании заключения профильной комиссии учреждения, основанном на их профессиональном суждении и соответствующей технической документации.

Также комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов, имеющая в своем составе профильных (технических) специалистов из числа сотрудников учреждения или привлеченных, принимает решение о сроке полезного использования по единому объекту.

Основанием для изменения сведений об объектах учета федерального имущества могут служить изменения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения указанных объектов.

Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права: согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. То есть для отражения на балансовом учете объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Вместе с тем положениями Инструкции № 157н не урегулированы вопросы учета объектов основных средств, когда по тем или иным обстоятельствам правоустанавливающие и технические документы на объекты недвижимости заменяются на новые. Отметим, что право оперативного управления на эти объекты не прекращалось. В связи с этим, по мнению авторов, получение новых единых кадаст-

рового паспорта и свидетельства государственной регистрации права на недвижимое имущество для объектов учета «Котельная» и «Труба дымовая» не может служить безусловным основанием для объединения в учете бюджетного учреждения данных объектов в единый — эти документы являются необходимыми, но не достаточными. Принятие решения об объединении объектов в учреждении возможно, но не обязательно.

Для решения вопроса о порядке учета указанных объектов в качестве единого инвентарного объекта или же самостоятельных инвентарных объектов ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде поставить соответствующие вопросы перед руководителем и (или) профильным структурным подразделением. И только затем может быть принято окончательное решение о порядке учета объектов на основании заключения профильной комиссии учреждения, основанного на их профессиональном суждении и соответствующей технической документации.

Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных средств ОК 01394, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее — ОКОФ). Согласно введению в ОКОФ объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных

самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

При этом в соответствии с ОКОФ котельная относится к нежилым зданиям и может учитываться, например, по коду 114527391, а труба дымовая отнесена к сооружениям (код 122811284).

Действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлен порядок объединения нескольких инвентарных объектов основных средств в один.

Согласно п. 27 Инструкции N° 157н изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. То есть эта норма фактически содержит закрытый перечень оснований для изменения первоначальной стоимости основного средства.

Однако, если в установленном порядке (например, на основании распоряжения уполномоченного органа) будет принято решение об объединении нескольких инвентарных объектов в один, то при отражении хозяйственной операции в бухгалтерском учете необходимо принять во внимание следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— фактически ни один объект учета не выбывает, стоимость активов и обязательств не изменяется, поэтому, на взгляд авторов, нет оснований для отражения операций по выбытию какого-либо из объектов на сч. 40100 «Финансовый результат экономического субъекта»;

— также некорректным будет и применение сч. 10600 «Вложения в нефинансовые активы», так как дополнительных вложений (инвестиций) в уже существующие инвентарные объекты не осуще ствляется.

Объединение инвентарных объектов в один, по мнению авторов, целесообразно провести «на базе» одного из них (критерием выбора могут быть, например, технические особенности объектов). При этом также необходимо проработать вопросы определения остаточной стоимости «еди-

ного» инвентарного объекта, срока его полезного использования и начисления амортизации. Одним из способов определения остаточной стоимости может быть применение агрегированной стоимости, т. е. стоимости, полученной путем суммирования стоимостей (первоначальной и начисленной амортизации), объединенных в один объект учета. Срок полезного использования определяется в установленном порядке с учетом срока фактической эксплуатации (п. 44 Инструкции № 157н). Годовая сумма амортизации в этом случае определяется исходя из остаточной стоимости объединенного объекта и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н).

С учетом изложенного операция по объединению самостоятельных инвентарных объектов в учете бюджетного учреждения может быть отражена с применением следующих корреспонденций (за «базу» единого инвентарного объекта в примере используем объект «Котельная»):

Д-т сч. 410112310 («Котельная») К-т сч. 410113310 («Труба дымовая») — сформирована балансовая стоимость инвентарного объекта;

Д-т сч. 410413410 («Труба дымовая») К-т сч. 010412410 («Котельная») — отражен перенос начисленной амортизации.

Отражение операции по объединению инвентарных объектов в учете может быть оформлено Справкой (форма 0504833).

Сведения о произведенных изменениях в стоимости и качественных показателях объекта недвижимости следует отразить в Инвентарной карточке (форма 0504031).

Списание объекта «Труба дымовая» следует оформить Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003), при этом следует закрыть ранее открытую на него инвентарную карточку. В инвентарной карточке в таблице движения в графе «Причина выбытия объекта» может быть сделана запись «В результате объединения с инвентарным объектом» с указанием номера объединенного объекта. В инвентарной карточке, открытой для объекта «Котельная», нужно дать ссылку на инвентарный номер объекта «Труба дымовая».

Полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В соответствии с постановлением Правительства от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального

имущества» (далее — Постановление № 447) Роси-мущество осуществляет учет имущества и ведение реестра федерального имущества. Объектом учета в реестре является как недвижимое, так и движимое имущество. Следовательно, стоимость любого имущества должна быть внесена в реестр.

В целях исполнения п. 15 Постановления № 447 учреждению при изменении сведений об объекте учета следует в 2-недельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представить в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений об объекте учета:

— запись об изменениях сведений об объекте учета по форме согласно приложению № 2 в соответствующей карте сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета, то правообладатель представляет запись по каждой из них (далее — записи об изменениях сведений);

— копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета.

Заполнение представляемых в Росимущество форм реестра федерального имущества и записей об изменениях сведений об объекте учета и о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество осуществляется учреждениями в соответствии с едиными правилами, приведенными в приложении 4 к Постановлению № 447.

Постановление № 447 не содержит конкретных рекомендаций по заполнению форм и перечня документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета в случае объединения объектов учета. Поэтому учреждению следует получить разъяснения от территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Следует обратить внимание, что согласно п. 19 Постановления № 447 территориальный орган в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, указанных в пп. 14—16 настоящего Постановления (далее — документы правообладателя), обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

б) об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

в) о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим постановлением и законодательством Российской Федерации требованиям.

При этом решения территориального органа, указанные в подп. «б» п. 19 Постановления № 447, могут быть обжалованы правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их (п. 26 Постановления № 447).

Список литературы

1. О совершенствовании учета федерального имущества: постановление Правительства от 16.07.2007 № 447.

2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

3. Общероссийский классификатор основных средств ОК 013-94: утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

Инструкции по бюджетному учету в 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *