Иностранные инвесторы

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Тадевосян Г.Г.*

ПОНЯТИЕ «ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР»

Участниками любого правоотношения выступают субъекты права, под которыми понимаются физические и юридические лица, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей Круг субъектов конкретного правоотношения в конечном счете зависит о воли государства. В частности, в соответствии с Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»2, субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Статья 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» говорит о том, что инвесторами, осуществляющими капитальные вложения на территории Российской Федерации, могут быть, помимо прочего, также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Иностранный инвестор — основной субъект трансграничных инвестиционных отношений, лицо, которое осуществляет вложение капитала в тот или иной предпринимательский объект на территории государства — реципиента. В связи с этим определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет важное практическое значение в правовом регулировании иностранных инвестиций, что связано с тремя обстоятельствами:

a) возможностью осуществления ими предпринимательской деятельности в стране осуществления инвестиций;

b) предоставлением иностранным инвесторам предусмотренных национальным законодательством и международными договорами соответствующих прав и льгот. Например, в сравнении с национальными инвесторами, иностранным инвесторам в соответствии с двусторонними соглашениями о поощрении и защите капиталовложений, зафиксировано право на обращение в международные арбитражные суды в случае возникновения споров между иностранным инвестором и принимающим инвестиции иностранным государством3;

* Аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

1 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.

2 Закон применяется, если он не противоречит Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

J Напр., ст. 8. Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Индонезия о поощрении и защите капиталовложений.

с) установлением национальным законодательством и международными договорами изъятий ограничительного характера из общего режима деятельности иностранных инвесторов.

В Российской Федерации легальное определение иностранного инвестора дается в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях).

В соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений Российской Федерации с другими государствами обычно подразумевается, что термин «инвестор» означает (далее — двусторонние соглашения об инвестициях)1:

1) Физические лица, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этой договаривающейся стороны рассматриваются в качестве граждан ее государства. Общий признак для физического лица для признания его иностранным инвестором, согласно двухсторонним соглашениям об инвестициях, является признак гражданства физического лица (national) в стране — участнице двустороннего инвестиционного соглашения и осуществления инвестиций на территории другого договаривающегося государства. Наряду с гражданами в ряде соглашений в качестве иностранного инвестора признаются лица, постоянно проживающие на территории договаривающегося государства 2. Однако во внутреннем законодательстве ряда стран установлено, что иностранными инвесторами могут быть также и собственные граждане, в случае, если они постоянно проживают на территории другого государства 3.

2) Юридические лица, созданные или учрежденные в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны 4. В ряде двусторонних инвестиционных соглашений, заключенных Российской Федерацией для определения юридического лица как иностранного инвестора, кроме признака регистрации или учреждения его в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Договаривающейся Стороны, также закреплен принцип местонахождения на территории этой Договаривающейся Стороны5.

1 Важность исследования дефиниции «иностранный инвестор», закрепленной в двусторонних соглашениях об инвестициях, обуславливается значением норм международных договоров по сравнению с нормами национального законодательства. Конституция Российской Федерации в ст. 15 закрепила примат норм, закрепленных в международных договорах, по сравнению с нормами национального законодательства.

2 См.: Двусторонние соглашение об инвестициях с Канадой (ст.1).

J См.: Закон Республики Армения от 31 июля 1994 г. «Об иностранных инвестициях».

5 См.: Двусторонние соглашения об инвестициях с Катаром (ст. 1), с Китаем (ст. 1), с Аргентиной (ст. 1), с Болгарией (ст. 1) и др.

Особый интерес вызывает определение иностранного инвестора, закрепленное в двусторонних инвестиционных соглашениях, договаривающейся стороной которых выступают Соединенные Штаты Америки. В соответствии с двусторонним соглашением между США и Республикой Аргентина (далее — Аргентина) компания (осуществляющая инвестиции на территории другой договаривающейся страны) стороны означает любую корпорацию, компанию, ассоциацию, государственное предприятие и другие предприятия, правомерно учрежденные в соответствии с законодательством этой страны или ее территориального подразделения, с целью или без цели получения прибыли, и в независимости от частной или государственной структуры ее владения . Указанное определение помимо уже упомянутых двух признаков, определяющих иностранного инвестора (учреждение в соответствии с применимым правом страны соглашения и местонахождение в этой же стране) выделяет еще два:

а) наличие цели создания компании, т.е. с целью получения прибыли или без таковой;

б) признак контроля компании, т.е. вне зависимости от того, какой объем участия частных лиц или государства в капитале компании, данное юридическое лицо будет признано иностранным инвестором.

В ряде двусторонних инвестиционных соглашений контролю придается иное выражение. В частности, в двустороннем инвестиционном соглашении между Российской Федерацией и Республикой Филиппины, в отношении Республики Филиппины в качестве иностранного инвестора, кроме всего прочего, признаются также компании, созданные не в рамках законов Филиппин, но реально контролируемые гражданами Филиппин или компаниями, созданными в соответствии с законами Филиппин. В Соглашении между Республикой Боливия и Республикой Аргентина в качестве иностранного инвестора признается любое юридическое лицо, установленное в соответствии с законодательством любой страны, которое действительно контролируется инвесторами другой Договаривающейся Стороны 2.

В связи с вышесказанным становится очевидно, что при определении понятия «иностранный инвестор» во внутреннем законодательстве и понятия «инвестор» в двусторонних инвестиционных соглашениях используются различные подходы.

1 Подобные определения содержатся также в двусторонних инвестиционных соглашениях, договаривающейся стороной в которых выступает США, в частности между США и Российской

Федерацией (Вашингтон, 17 июня 1992 г.). См.: http://www.imctadxi.org/ templates/ DocSearch_

779.aspx?PageIndex=l&TextWord=’United%20States%20of%20AmeKica,,%20″%20,l

& Category Browsing= False&syear= (последнее посещение — 15 февраля 2009.

2 http://www.imctad.org/sections/dite/iia/docs/bits/argen_bolivia_sp.pdf. (последнее посещение — 15 февраля 2009 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основополагающим подходом при определении понятия «иностранный инвестор» выработан подход, основанный на теории инкорпорации Об этом свидетельствуют нормы как внутреннего законодательства, так и международного. Закон «Об инвестициях» закрепил следующее определение иностранного инвестора: иностранный инвестор — это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Согласно Закону Турции № 4875 от 5 июня 2003 г. «Об иностранных прямых инвестициях», иностранный инвестор — это иностранные юридические лица, учрежденные в соответствии с законами иностранных государств … осуществляющие иностранные прямые инвестиции на территории Турции.

Двусторонние инвестиционные соглашения, заключаемые Российской Федерацией, в качестве основного критерия для определения национальности иностранного инвестора — юридического лица также используют критерий, основывающийся на теории инкорпорации.

В ряде международных соглашений для определения национальности иностранного инвестора одновременно используется несколько критериев. Например, для получения гарантий производимых инвестиций на территории иностранного государства от Международного агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) юридическое лицо должно быть сформировано, и его основные учреждения расположены на территории страны-члена или большая часть его капитала принадлежит стране-члену или странам-членам или их гражданам при условии, что такой член не является принимающей страной в любом из вышеприведенных случаев; и такое юридическое лицо, независимо от того, находится ли оно в частном владении или нет, действует на коммерческой основе2.

Формальный по своей природе подход, основанный на теории инкорпорации, во многом не учитывает происходящих в глобальной экономике процессов. Проблема определения национальности иностранного инвестора — юридического лица, помимо прочего, связана еще с тем, что в условиях глобализации юридические лица (чаще всего, хозяйственные общества) формально зарегистрированы в юрисдикции с льготным налогообложением, фактически подконтрольны либо гражданам или юридическим лицам

2 Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Заключена в г. Сеуле в 1985 г.

третьего государства, либо гражданам или юридическим лицам страны реципиента. В инвестиционном праве такие компании получили название Shell companies. Shell companies — компании, которые не имеют значительного имущества, не ведут предпринимательскую деятельность в месте регистрации, а которые владеют акциями другой компании или компаний В науке существуют различные мнения относительного того, какой критерий следует применять в данном случае: siege social2 или место регистрации; более осторожный подход, принимающий во внимание не только формальный критерий (такой, как место регистрации), но и экономическую реальность, как контроль через владение акциями и долями.

Наиболее интересной в связи с вышесказанным и в то же время проблематичной видится практика применения теории контроля. Данный критерий широко применяется в международной договорной практике.

Критерий контроля, к примеру, использован в таком документе, как «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государственными членами — с другой стороны»3. «Компания, например, считается «контролируемой» другой компанией, и, таким образом, дочерней компанией этой другой компании, если:

— этой другой компании принадлежит прямо или косвенно большинство голосов; или

— эта другая компания имеет право назначать или отстранять большинство состава административного органа, органа управления или органа наблюдения, и в то же время является обладателем доли или участником дочерней компании». Однако представленные критерии не считаются исчерпывающими, а вопрос контроля зависит от фактических обстоятельств в каждом конкретном случае.

1 http://www.fincen.gov/statutes_regs/guidance/pdf/Advisory OnShells_ FINAL, pdf. (последнее посещение — 15 февраля 2009 г.)

2 http://en.wikipedia.org/wiki/Siege_Social. Подход к определению национальности юридического лица, сформированный в международном праве в противовес теории инкорпорации, который в основу определения национальности юридического лица закладывает связь юридического лица не с местом его учреждения, а с местом осуществления деятельности и структурой корпоративной собственности. (Последнее посещение — 15 февраля 2009 г.)

3 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны (вместе с «индикативным списком преимуществ…», «количественными преимуществами», «изъятиями, сделанными в соответствии с п. 2 ст. 28», «трансграничным предоставлением услуг…», «определениями, касающимися финансовых услуг», «положениями в отношении ст. 36 и 38», «переходным периодом для положений о конкуренции…», «охраной прав интеллектуальной собственности…», «протоколом № 1 о создании контрактной группы по углю и стали», «протоколом №2 о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства», «заключительным актом», «совместными декларациями», «обменными письмами» // СЗ РФ. 20 апреля 1998. № 16. Ст. 1802.

Признак контроля становится как бы «волшебной палочкой», по взмаху которой публичная власть, соразмерно своей экономической политике, контролирует баланс интересов в своей национальной экономике. К примеру, в двустороннем инвестиционном соглашении между Российской Федерацией и США признак контроля использован «для сужения» сферы применения соглашения. В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного соглашения принимающее государство вправе отказать компании другой Договаривающейся Стороны в предоставлении преимуществ по этому соглашению в двух случаях:

1) если такая компания контролируется гражданами любого третьего государства и не ведет существенной предпринимательской деятельности на территории другой страны;

2) если такая компания контролируется гражданами третьего государства, с которым принимающее государство не поддерживает нормальные экономические отношения. В двустороннем инвестиционном соглашении между Российской Федерацией и Государством Кувейт1 говорится о капиталовложениях, которые прямо или косвенно контролируются инвесторами. Под косвенно контролируемыми понимаются капиталовложения, осуществленные инвесторами одной договаривающейся страны на территории другой договаривающейся страны, при посредничестве третьего государства.

В последние годы теория контроля стала оказывать все большее влияние также и на внутреннее законодательство об иностранных инвестициях. Практическим выражением такого влияния становится принятие норм, ограничивающих общий правовой режим деятельности иностранных инвесторов на территории страны — реципиента инвестиций.

К примеру, 29 апреля 2009 г., в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон, устанавливающий изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее — группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами (далее — Закон об инвестициях в предприятия, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны)2. Согласно закону вводятся ограничения на сделки, связанные с акциями

1 Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт о поощрении и взаимной защите капиталовложений // СЗ РФ. 31 марта 1997. № 13. Ст. 1474.

2 Федеральный закон от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства РФ. 05 мая 2008. № 18. Ст. 1940.

(долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

В Законе установлены 42 вида деятельности, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства. Контроль заключается в:

1) возможности иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом;

2) возможности заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего (управляющей организации) или подобного соглашения;

3) возможности иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения;

4) наличии права иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган и (или) десять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества, или

5) безусловной возможности иностранного инвестора или группы лиц избирать десять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества.

Причем контроль иностранного инвестора в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, может быть как прямым, так и косвенным.

Примечательным будет отметить, что в законодательстве ряда стран, например в Японии 1 и США2, установлены нормы, имеющие схожее, что и Закон от 29 апреля 2008 года, значение. Совершение сделок с акциями (долями) компаний, имеющих важное значение для экономики Японии и США, подлежит предварительному согласованию с целью выявления обстоятельств, угрожающих национальной безопасности (в Японии и США) и публичному порядку, общественной безопасности и экономике в целом (в Японии).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: The Foreign Investment and National Security Act of2007 (FITSA). Pub. L. No. 110-49 (2007).

Парадокс теории контроля и связанных с ним изъятий ограничительного характера заключается в том, что в современной глобальной экономике каждое государство, вступающее в международные экономические отношения, обладает определенным набором качеств, которые становятся неким катализатором для инвестиционной активности на ее территории иностранных физических и юридических лиц. Наличие природных ресурсов, развитой производственной инфраструктуры, наличие устойчивых экономических связей как внутри страны, так и с сопредельными государствами, все, вплоть до менталитета граждан этого государства, оказывает существенное влияние на иностранные инвестиции. Ни для кого не секрет, что инвестиции по своей природе наполняются экономическим содержанием, а основной приток капиталов направляется в отрасли, где присутствует наибольшая отдача на единицу вложения. Естественно, что иностранные инвесторы нацелены на вложение как раз именно в такие отрасли. Для государства в данном случае встает законный вопрос, в каком объеме допустить иностранных инвесторов в экономику страны, а где необходимо ограничить деятельность иностранных инвесторов.

Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы отметить тот факт, что, выступая в международных инвестиционных отношениях в качестве одного из их основополагающих элементов, иностранный инвестор, по сути, определяется совокупностью признаков (условий, критерий), предъявляемых ему как со стороны государства — реципиента инвестиций, так и со стороны государства, правом которого определяется его личный закон. Однако набор этих признаков (условий, критериев), как в государствах — реципиентах инвестиций, так и в государствах, по праву которых определяется личный закон иностранного инвестора, для каждого отдельно взятого инвестора неодинаков. Кроме того, дифференциация правового регулирования различных сфер экономической деятельности в государствах — реципиентах инвестиций, где доля участия иностранного капитала ограничивается соразмерно проводимой в этом государстве экономической политикой, не позволяет сформулировать такого определения, который бы отвечал требованиям полноты, достаточности, неоспоримости и законченности. Однако такие признаки для физического лица, как наличие гражданства страны иной, чем страны осуществления инвестиций; для юридического лица — создание или учреждение в соответствии с правом иностранного государства, несомненно, являются основополагающими для признания их в качестве иностранных инвесторов в стране осуществления инвестиций. В дополнение к вышеперечисленным основным признакам в национальном законодательстве и международном праве сформулированы также и дополнительные признаки, о которых говорится в настоящей статье, но применение их в качестве определяющих понятие «иностранный инвестор» возможно только в рамках тех общественных отношений, на регулирование которых направлены нармативно-правовые акты, устанавливающие данные признаки.

Главная » Экономисту » Иностранный инвестор это

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором


Вернуться назад на Иностранный инвестор

Порой иностранные инвестиции являются хорошим источником финансирования, а иностранные инвесторы привлекаются для совместной реализации международных инвестиционных проектов. Привлечение иностранных инвесторов имеет целый ряд преимуществ и выгод.
Иностранный инвестор это лицо, осуществляющие процесс инвестиционной деятельности на территории страны в которой данное лицо не проживает.
Согласно Федеральному Закону № 160-ФЗ иностранным инвестором могут считать следующие группы лиц:
• предприятия и организации, образованные на основе правовых норм иностранно законодательства. Стоит отметь, что государство в котором учрежден данный вид иностранного инвестора должно обладать правами на осуществление инвестиций на территории Росси;

• организации, учрежденные в соответствии с законодательством другой стране и не являющиеся юридическими лицами;
• лица, являющиеся гражданами иной страны, а также лица, не имеющие гражданства, которые в данный период времени не проживают на территории Российской Федерации, однако законодательство их родной страны позволяет осуществлять инвестиции на территории РФ;
• международные организации, как правительственные так и не правительственные;
• иностранное государство согласно и в соответствии нормам закона Российской Федерации.
Иностранные инвесторы способны осуществлять вложения в форме:
• образования совместного предприятия, либо покупки доли в уставном капитале;
• образования собственной фирмы не территории страны, или представительства других иностранных фирм;
• полного приобретения компании;
• осуществления кредитования представителей бизнеса;
• приобретения ценных бумаг;
• приобретения имущества разного рода, как движимого, так и недвижимого.
По большей части иностранные инвесторы занимаются осуществлением инвестиций на долгосрочной основе. Финансирую различные области экономической и хозяйственной деятельности страны.
Это могут быть инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, энергетику, проекты инфраструктуры и многое другое.
Компания, сумевшая привлечь иностранные инвестиции и заручиться поддержкой иностранных инвесторов, имеет возможность извлечь из этого сотрудничества целый ряд выгод:
• денежные и финансовые средства;
• новые технологии;
• новые маркетинговые стратегии;
• эксклюзивный опыт;
• новые системы управления;
• технические и производственные ноу-хау.
Справедливо будет заметить, что для привлечения иностранных инвестиций предприятию необходимо разработать и подготовить четко вымеренное инвестиционное предложение. Для этого необходимо составить полный пакет инвестиционной документации в строгом соответствии со всеми международными стандартами.
Провести экономическую и аналитическую работу. Изучить рынки сбыта, потенциальных клиентов и сопоставить эти данные с возможностью их удовлетворения. Разработать четкую, грамотную и понятную стратегию развития собственного предприятия.
На территории Российской Федерации распространяются следующие гарантии иностранных инвесторов, регламентируемые законодательством:

• иностранный инвестор вправе участвовать в приватизации;
• использовать разные формы инвестиционной деятельности;
• иметь правовую защиту своей деятельности;
• иностранный инвестор вправе приобретать ценные бумаги;
• инвестор вправе претендовать на земельные участки, здания и другие природные ресурсы;
• рассчитывать на правомерное разрешение споров, возникающих при осуществлении инвестиционной деятельности;
• иностранный инвестор вправе вывозить за рубеж доходы, полученные легальным путем, а также любую информацию, привезенную в виде иностранных инвестиций;
• иностранный инвестор вправе рассчитывать на гарантию компенсации в случаи национализации его бизнеса.
Во время осуществления инвестиционной деятельности на территории нашего государства иностранные инвесторы сталкиваются с определенными рисками.
Риски иностранных инвестор, по мнению этих самых инвесторов, выглядят именно так:
• налоговые, юридические и прочие финансовые риски;
• технологические риски;
• информационные риски;
• рыночные риски;
• административные и управленческие риски.
По большей части иностранные инвесторы выделяют риск налогообложения, мотивируя это несправедливым размером начисленных налогов, применения налогообложения к иностранному бизнесу в целом, а также спорных и необъективных решений по результатам налоговой проверки бизнеса.

Инвестиции в России
Инвестиционные инструменты
Риски инвестиций
Стратегия и способы инвестирования
Роль иностранных инвестиций в современных условиях России


| | Вверх

Главная » Экономисту » Средства иностранных инвесторов

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором


Вернуться назад на Иностранный инвестор

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.
Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.
Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.
В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.
Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.
В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.
Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.
Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.
Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.
В зависимости от формы собственности выделяют:
— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.
Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.
Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.
В зависимости от объекта вложений выделяют:
— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.
Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.
Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.
В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.
В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).
В зависимости от характера использования выделяют:
— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.
Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.
Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.
С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.
По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ.
Основными формами иностранных инвестиций являются:

— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.
Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.
Объектами инвестиционной деятельности являются:
— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.
Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом.
Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.
Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.
Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.
Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.
Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.
Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.
Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.
Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия.
Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
— возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.
Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Инвестиции в России
Инвестиционные инструменты
Риски инвестиций
Стратегия и способы инвестирования
Роль иностранных инвестиций в современных условиях России


| | Вверх

УДК 341.1/8

Е. Д. Транковская1 А.П. Алексеенко2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Основные правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве

В настоящей статье анализируются вопросы защиты прав иностранных инвесторов, исследуются основные правовые гарантии иностранных инвестиций в международном праве. Рассмотрен вопрос обеспечения в Российской Федерации основных правовых гарантий иностранных инвестиций.

Ключевые слова и словосочетания: национализация, экспроприация, иностранные инвестиции, правовые гарантии, защита прав инвесторов

E. D. Trankovskaya A. P. Alekseenko

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Fundamental legal guarantees for protection of foreign investments in international law

Key words: nationalization, expropriation, foreign investment, legal guarantees; investor protection.

В настоящее время одной из актуальных проблем международных инвестиционных отношений остается национализация (экспроприация) принимающими государствами иностранной собственности. Такое принудительное изъятие собственности учитывается инвесторами и экспертами в качестве значимого риска. Помимо этого, все большее распространение получает косвенная экспроприация иностранной собственности, которая предполагает «действия официальных властей, носящие формальный или неформальный характер, влияющие на режим работы компании с иностранными инвестициями негативным образом. Это вид экспроприации, прежде всего, приводит к снижению стоимости активов компании, невозможности их дальнейшего использования или иным образом ограничивает

1 Транковская Елена Дмитриеана — бакалавр 4 курс Института права; етаД:1епа.1гапкоУ8кауа@таД.ги.

2 Алексеенко Александр Петрович — старший преподаватель кафедры частного права Института права; a1ekseenko.a.p@gmai1.com.

операционную деятельность компании» . Надежная защита от всех форм национализации является одним из важнейших факторов повышения инвестиционной привлекательности любого государства.

Также следует обратить внимание на то, что существенную роль для иностранных инвесторов играют правовые гарантии, позволяющие в разумные сроки урегулировать споры, которые возникают между инвестором и государством-реципиентом инвестиций. Эти споры могут быть вызваны экспроприацией принимающим государством иностранной собственности, а также иными, например «ползучими» или скрытыми, видами принудительного изъятия собственности иностранного инвестора.

Анализ мирового опыта правового регулирования гарантий защиты от принудительного изъятия иностранных инвестиций, включая непрямую экспроприацию, имеет существенное теоретическое и практическое значение. Изучение современных подходов к решению данных вопросов, с одной стороны, позволит учитывать их при совершенствовании российского законодательства об иностранных инвестициях, а с другой — обеспечит российским инвесторам, осуществляющим вложения за рубежом, возможность оценки рисков, связанных с принудительным изъятием их собственности.

Изложенные обстоятельства определили актуальность настоящего исследования.

Отметим, что основные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории того или иного государства, как правило, базируются на положениях:

— национального законодательства, регулирующего отношения, связанные с иностранными инвестициями (например, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Закон КНР «О паевых совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» от 1979 г.). Такие специальные нормативно-правовые акты конкретизирует общие, базовые положения, закрепленные в конституциях соответствующих государств (например, положения ст. 18 Конституции КНР) ;

— международных правовых актов (например, «Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств», заключенная в г. Вашингтоне 18.03.1965);

— двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений (например, Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в г. Пекине 09.11.2006 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики).

Анализ соответствующих правовых актов, регулирующих инвестиционные отношения, показал, что к основным правовым гарантиям защиты иностранных инвестиций следует относить следующие:

1) так называемая защитная или «зонтиковая» оговорка (umbrella clause), которая подразумевает под собой практическую реализацию такого принципа, как принцип обязательности выполнения принятых на себя обязательств в соответствии с заключенными инвестиционными договорами, например:

— Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Правительством РФ и Правительством КНР от 9 ноября 2006 г.: «Государство обязано обеспечивать в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами полную защиту на своей территории капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны» (п. 2 ст. 2) ;

— Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в г. Нью-Дели 23 декабря 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Индии, гласит: «Капиталовложениям инвесторов одной из Договаривающихся Сторон будет предоставляться справедливый и равноправный режим, а также обеспечиваться полная защита и безопасность на территории государства другой Договаривающейся Стороны» (ст. 3) .

В случае неисполнения или нарушения государством-реципиентом принятых на себя обязательств у иностранного инвестора, как правило, возникает право на обращение в международный арбитраж. Кроме того, неисполнение или нарушение принимающим государством своих обязательств предполагают привлечение к международно-правовой ответственности.

Таким образом, защитная оговорка гарантирует правовую безопасность иностранных инвестиций, укрывая обязательства принимающего государства перед иностранными инвесторами «под зонтиком» (umbrella) международно-правовых средств защиты;

2) правовая гарантия, предполагающая надлежащее обеспечение реализации механизма разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством. Следует отметить, что инвестиционные споры, возникающие между инвесторами и государством, разрешаются на основе положений, закрепленных в соответствующих международных соглашениях, в которых, как правило, предусмотрено, что инвестиционных споры могу разрешаться в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), в Комиссии ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ) либо в Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты .

Необходимо обратить внимание на то, что правовые основы механизмов разрешения инвестиционных споров заложены с 1965 года, когда была принята Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и юридическими, физическими лицами другого государства. По состоянию на апрель 2014 г. Вашингтонскую конвенцию подписали 155 стран, а ратифицировали — 143. Отметим, что Россия подписала Конвенцию 16 июня 1992 г., однако до сих пор не ратифицировала её;

3) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационная оговорка — Grandfather clause) тесно соприкасается с первой гарантией. Важной составляющей благоприятного инвестиционного климата является стабильность правового регулирования, что предполагает установление определенного срока, в течение которого действует запрет на законодательное изменение условий инвестирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упоминание о стабилизационной оговорке содержат законодательства Российской Федерации, Армении, Молдовы, Казахстана. Суть такой оговорки состо-

ит в том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения. Так, например, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 9.07.99 г. № 160-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) «Об иностранных инвестициях в РФ» в случае, если вступают в силу новые нормативные правовые акты (далее — НПА) РФ, изменяющие размеры федеральных налогов либо способствующие увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора, то такие новые НПА РФ не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций .

Не содержат упоминания о стабилизационной оговорке документы Организации экономического сотрудничества и развития; Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г. (хотя ст. 2 Хартии специально посвящена международным инвестиционным отношениям); инвестиционное законодательство некоторых государств, например, Китая ;

4) гарантии компенсации при национализации имущества инвестора не подвергаются в настоящее время сомнению, однако споры вызывает вопрос об объеме компенсации.

Данные гарантии предусматриваются:

— в национальном законодательстве (Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ст. 8): «Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации» ;

— в двусторонних соглашениях (Россия-Индия, о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23 декабря 1994 г., ст. 5): «Капиталовложения инвесторов одной из Договаривающихся Сторон, осуществленные на территории государства другой Договаривающейся Стороны, не будут национализированы, экспроприированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации или экспроприации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в соответствии с законодательством государства последней Договаривающейся Стороны, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой компенсации» ;

5) гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью.

Как только у человека появляется свободный капитал, он незамедлительно отправляется в банк для оформления депозита. На сегодня данный способ инвестирования привлекает своей простотой и надежностью. С другой стороны рассчитывать на существенный прирост капитала не приходится, да и процентные ставки которые предлагаются банками, этому не особо способствуют. Вклад в банке будет логичен, если речь идет о большой сумме — в несколько миллионов рублей. При наличии на руках небольшого капитала от банковских процентов «тепло» кошельку не будет. Есть и более перспективный способ — инвестирование в цен-

ные бумаги. Здесь можно рассчитывать на получение большей прибыли, но и риски увеличиваются в разы. При неправильном выборе активов можно остаться без капитала в считанные дни. Если вы не уверены в своих силах и не обладаете необходимым объемом знаний, то лучше и не рисковать. Так что же делать? Есть еще вариант — отдать предпочтение так называемой «золотой середине» — инвестициям в МФО. Оказывается, такие организации могут не только выдавать кредиты под огромные проценты, но и принимать средства инвесторов (ведь фонд займов с чего-то должен формироваться).

Согласно информации, предоставляемой Международным валютным фондом, такая гарантия предоставляется:

Многие инвесторы отказываются сотрудничать с МФО просто из-за непонимания механизма работы данной организации. Но все просто. Внести деньги можно дистанционно или же лично посетив офис организации. В первом случае все переговоры осуществляется путем телефонной связи, через почту или интернет. При этом изучаются документы, оговариваются условия, сумма инвестирования и прочие моменты. Как только все нюансы оговорены, согласовывается время и адрес встречи. Курьер приезжает с договором, после чего инвестор переводит оговоренную сумму на указанные реквизиты. С этого момента происходит начисление процентов. В случае с личным посещением офиса МФО все проще. Необходимо с документами прийти в интересующую организацию. При этом деньги наличными лучше не давать, а переводить со своего счета. В этом случае больше шансы защититься от мошенничества.

Открыть депозит в банке можно даже с небольшой суммой на руках. Что касается МФО, то здесь вопрос обстоит по-другому. Если в роли инвестора выступает юридическое лицо, то каких-то серьезных требований по минимальной сумме инвестиций нет. Что касается физических лиц, здесь минимальная сумма должна быть от 1,5 миллионов рублей и выше (мы же говорили об этом). Конечно, можно схитрить, оформить ИП и обойтись меньшей инвестицией — от 100 тысяч рублей. Есть и еще один плюс — можно снизить НДФЛ до 6%.

Кстати, о налогах. При оформлении депозита налог на прибыль не взимается. Другое дело — инвестиции в МФО. Здесь необходимо быть готовым выплатить 13% от полученного дохода. Но не стоит отчаиваться. Есть организации, которые берут данные расходы на себя. Основное преимущество вкладов в микрофинансовые организации — более высокие процентные ставки. При успешной деятельности компании можно иметь до 50-60% годовых. Посчитать прибыль не сложно. К примеру, с инвестированных 2 миллионов рублей можно иметь около 100 тысяч дохода в месяц. Разве банк может такое предложить? Преимущество МФО — возможность в любой момент забрать деньги с начисленными процентными ставками без каких-либо штрафных санкций (как это происходит в случае с банками).

Вложения в МФО в ряде ключевых моментов отличаются от банковского депозита. Здесь оформляется стандартный договор инвестирования, который предполагает определенные риски для вкладчика. Принцип схемы очень прост. Вы -инвестируете деньги в МФО, которая выдает кредиты под большие проценты населению. С полученных средств и выплачиваются проценты инвестору. При от-

сутствии сбоев механизм может приносить бесконечную прибыль. Чтобы принять взвешенное решение, вы должны четко представлять себе отличия между банковскими вкладами и инвестициям в МФО. Рассмотрим основные из них: При вложении в МФО можно забыть о государственном страховании, которое действует в случае с депозитами в банке. Конечно, застраховать свои инвестиции в микрофинансовые организации можно, но делается это только через страховые компании. Но здесь необходимо учитывать, что речь идет о внушительной сумме — более полутора миллионов рублей (меньше МФО от физических лиц просто не берет). При этом большой вопрос, можно ли будет вернуть деньги в случае провала. Особенно, если МФО и страховая компания — одно «лицо».

— правовыми актами почти 50 государств (Россия, Китай, Кипр и др.) . Например, согласно ст. 11 ФЗ от 9.07.99 г. № 160-ФЗ (в ред. от 5.05.14 г.) «Об иностранных инвестициях в РФ»: «Иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов и других доходов…» ;

— двусторонними соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Следует отметить, что в указанных соглашениях определенные способы (механизмы) регулирования перевода доходов иностранных инвесторов. В зависимости от содержания этих механизмов регулирования соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений можно классифицировать следующим образом:

1. Соглашения, в которых предоставляется гарантия беспрепятственного перевода доходов в связи с капиталовложениями в свободно конвертируемой валюте в соответствии с механизмом, предусмотренным международным соглашением. К данной группе соглашений могут быть отнесены, например, Соглашения с Японией от 13.11.1998 г. .

2. Соглашения, в которых регулирование перевода платежей осуществляется в соответствии с действующим валютным законодательством той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены. К ним относится, например, Соглашение между СССР и Испанией от 26 октября 1990 г.

3. Соглашения, в которых данная гарантия предусматривается без указания механизма ее реализации (Соглашение с Вьетнамом от 16.06.1994). В этой группе договоров определение правил перевода платежей предлагается осуществлять используя механизм применения режима наибольшего благоприятствования ;

6) страхование иностранных инвестиций в случае экспроприации или введения ограничений на вывод капиталов как одна из гарантий компенсации убытков за счет государства, ответственного за причинение ущерба.

Отметим, что 6 декабря 2011 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» (далее — Постановление). Постановлением (п. 1) утверждены Правила осуществления деятельности по страхованию

экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков (далее — Правила), которые устанавливают принципы страховой деятельности общества . Приняв Постановление и утвердив Правила страхования, Российская Федерация восполнила существовавший пробел, выражавшийся в отсутствии национальной системы страхования иностранных инвестиций российских предприятий. Такие системы давно сложились и успешно функционируют во многих развитых странах мира.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что институт предоставления гарантий защиты иностранных инвестиций является одним из важнейших институтов международного инвестиционного права, призванных обеспечить надлежащий инвестиционный режим в соответствии с нормами национального законодательства и международными договорами в сфере иностранных инвестиций. При этом отметим, что Российская Федерация поддерживает большинство правовых гарантий, проанализированных в настоящей работе. Гарантии защиты иностранных инвестиций закреплены как в национальных нормативно-правовых актах РФ, прежде всего, в Федеральном законе от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», так и в международных соглашениях России с иностранными государствами.

Несмотря на провозглашение соответствующих правовых гарантий, недостаточная разработанность механизма правовой защиты, нестабильность смежных отраслей права являются наиболее уязвимым местом национального инвестиционного законодательства РФ. Кроме того, тот факт, что Россия подписала Вашингтонскую конвенцию 1965 г., но не ратифицировала ее, стал существенным препятствием для ее применения как Россией, так и инвесторами, осуществляющими работу в России. Такое положение вещей создает дополнительные трудности и двусмысленность в законодательном обеспечении режима иностранных инвестиций, что в конечном итоге не способствует улучшению инвестиционного климата в стране.

2. Алексеенко А.П. Критерии определения косвенной экспроприации прямых иностранных инвестиций на примере арбитражного решения по делу «Sergei Pau-\shok, CJSC Golden East Company and CJSC Vostokneftegaz Company v. Mongolia» / А.П. Алексеенко // Международное публичное и частное право. — 2013. -№3. — С. 2-4.

3. Богатырев А.Г. Инвестиционное право: монография / А.Г. Богатырев. — М.: Рос сийское право, 1992. — 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О поощрении и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики (вместе с Протоколом от 09.11.2006) (заключено в г. Пекине 09.11.2006) // СПС «Консультант плюс»

8. О поощрении и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии (заключено в г. Нью-Дели 23.12.1994) // СПС «Консультант плюс»

9. О поощрении и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам (заключено в г. Москве 16.06.1994) // СПС «Консультант плюс»

10. О поощрении и защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии (вместе с Протоколом от 13.11.1998, Согласованным протоколом от 13.11.1998) (заключено в г. Москве 13.11.1998) // СПС «Консультант плюс»

11. О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков: постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. №964 // СПС «Консультант плюс»

12. О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией (заключено в г. Мадриде 26.10.1990) // СПС «Консультант плюс»

13. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 09 июля 1999 г. №160-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) // СПС «Консультант плюс»

Е. В. Шестакова генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2015

Почему важно привлечь иностранные инвестиции?

Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.

Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.

Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).

За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).

Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:

  • получение статуса международной компании;
  • получение дополнительных средств на развитие;
  • возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
  • получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.

Оценка экономических показателей проекта

В большинстве случаев инвесторам не требуются дорогостоящие отчеты и бизнес-планы компании. Для потенциального инвестора важно понять, какую прибыль он получит, когда вложения окупятся и принесут максимально ощутимый эффект. Прежде всего нужно показать потенциальному инвестору, какие капиталовложения необходимы для реализации того или иного проекта. Обычно достаточно рассчитать планируемые доходы и расходы в пятилетней перспективе. Пример таких вложений в строительной компании представлен в таблице.

Расчет показателей вложений в проект и выручки, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

Инвестиционная деятельность

1.1

Капиталовложения

(500 000)

1.2

Прирост собственного капитала

(100 000)

1.3

Сальдо инвестиционной деятельности

(600 000)

2

Операционная деятельность

2.1

Выручка от реализации

750 000

880 000

1 020 000

1 170 000

1 050 000

2.2

Фонд оплаты труда со страховыми взносами

200 000

210 000

220 000

230 000

240 000

2.3

Стоимость материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)

240 000

265 000

280 000

305 000

330 000

2.4

Накладные расходы

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

2.5

Амортизация

100 000

100 000

100 000

100 000

100 000

2.6

Налоги в себестоимости

10 000

10 000

20 000

20 000

20 000

2.7

Проценты по кредитам

125 000

125 000

93 800

62 500

31 300

2.8

Прибыль до налогообложения (п. 2.1 – п. 2.2 – п. 2.3 – п. 2.4 – п. 2.5 – п. 2.6 – п. 2.7)

65 000

160 000

296 200

442 500

318 700

2.9

Налог на прибыль (20 %)

13 000

32 000

59 240

88 500

63 740

2.10

Чистый доход

52 000

128 000

236 960

354 000

254 960

Оценка сильных и слабых сторон проекта

Как показывает практика, очень часто для развития компании важно получить доступ к заемным средствам, иметь достаточный спрос и предложение на товары и услуги. В данном случае нужно представить инвестору SWОТ-анализ, предполагающий оценку различных положительных и отрицательных моментов деятельности.

Рассмотрим пример оценки сильных и слабых сторон строительной компании (рис. 1).

Преимущества компании

Недостатки компании

• опыт работы в строительной отрасли с 1998 г.;

• опыт возведения 12 жилых домов;

• высокая компетентность;

• опыт грунтовых работ и проведения работ в тяжелых климатических условиях;

• партнерство с европейскими компаниями (Bauer, SoilMec);

• наличие гарантийных условий после сдачи домов в эксплуатацию в течение двух лет;

• наличие программы социальной ответственности;

• наличие высококвалифицированных рабочих

• отсутствие возможности получить банковское финансирование по низким процентам;

• непостоянство денежных средств и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, нереальной к взысканию;

• высокие издержки строительного производства;

• слабая маркетинговая политика

Возможности рынка

Угрозы рынка

• необеспеченность потенциальных потребителей дешевым жильем;

• наличие постоянного спроса на жилье;

• приток частного и внешнего (иностранного) капитала в строительную отрасль

• угроза нарушения сроков строительства и штрафных санкций;

• дефицит специалистов в области строительства;

• изменение контроля в области строительства;

• угроза поглощения более крупной компанией

Рис. 1. SWОТ-анализ строительной компании

Исходя из слабых и сильных сторон, строительная компания может выбрать одно из четырех направлений развития:

1. Стратегия быстрого роста. Пути реализации данной стратегии:

  • внешнее кредитование иностранными инвесторами;
  • продажа части компании или выход на IPO с целью получения новых финансовых возможностей для реализации новых проектов в строительной отрасли.

2. Стратегия укрупнения посредством слияния и поглощения. Подобная стратегия характеризуется слиянием с другими строительными компаниями, продажей части акций иностранному инвестору с целью получения дополнительного финансирования для реализации новых строительных проектов.

3. Стратегия диверсификации предполагает:

  • выпуск на рынок новых продуктов (например, предложение вариантов малоэтажного, дачного строительства);
  • кооперацию с другими отраслями (производство бетона и железобетонных конструкций).

4. Создание холдинга. Для привлечения иностранных инвестиций компания может разработать концепцию создания холдинговой структуры с иностранным участием.

Иностранные инвесторы часто опасаются заключать договоры с российскими компаниями непосредственно в России и предпочитают выбрать иную юрисдикцию, которая позволит максимально обезопасить финансовые вложения. Это может быть как европейская юрисдикция (Великобритания, Германия), так и азиатское направление с использованием в холдинговой структуре Сингапура, Китая.

Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций

Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.

1. Продажа акций компании. При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.

Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).

2. Привлечение займов и кредитов. Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом — необходимость выплаты процентов.

Обратите внимание

Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.

Из приведенных норм можно сделать вывод: пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.

3. Создание новой компании. Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор — денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).

Рис. 2. Создание совместного предприятия

Создание совместного предприятия с участием иностранного капитала позволяет повысить привлекательность компании, расширить географию работы компании.

Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и ГК РФ. Особенность данной схемы: создается новое юридическое лицо, не обремененное рисками предыдущей деятельности учредителей, директоров, принятием неправильных решений. Репутация компании создается заново.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

4. Выход на IPO. Выход на IPO позволяет действительно привлечь в компанию денежные средства. Например, в российской экономике в первой половине 2000-х гг. отсутствовали длинные инвестиционные деньги при хорошем экономическом росте. В эти годы наши компании массово отправились за инвестиционными деньгами на международные рынки капитала. В результате повального выхода российских компаний на IPO сформировался отчетливый тренд по приглашению в состав совета директоров иностранного директора. Это обеспечивало условную уверенность иностранных инвесторов в приемлемом качестве корпоративного управления, а следовательно, более высокую оценку стоимости акций.

Публичным признается обращение ценных бумаг на организованных торгах, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, включая использование рекламы.

Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг возможно только при наличии следующих условий, которые должны быть соблюдены одновременно:

  • регистрация проспекта ценных бумаг, допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
  • раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями, установленными в законе, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, — в соответствии с требованиями организатора торговли.

Сегодня азиатские биржи с удовольствием принимают российские компании для выхода на IPO. Азиатские зарубежные компании готовы инвестировать даже в маленький бизнес. Достаточно получить независимое заключение и разместить биржи с помощью посредников на зарубежных площадках, таких как Сингапур или Китай.

Версия для печати

Иностранные инвесторы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *