Иностранная безвозмездная помощь

Содержание

Финансовая помощь от учредителя. Как выбрать наименее рискованное основание получения денег

15.04.2009

При острой нехватке денежных средств и трудностях в получении банковского кредита компанию может выручить собственный учредитель (участник), если его финансовое состояние это позволяет. Перед юристом компании, получающей такую поддержку, встает вопрос, как оформить передачу денег. Существует несколько способов: безвозмездная передача (целевое финансирование), беспроцентный заем, дополнительный вклад в уставный капитал, вклад в имущество общества с ограниченной ответственностью.

Эффективность любого из этих способов зависит не только от простоты оформления, но и от возможных гражданско-правовых рисков и налоговых последствий. А те, в свою очередь, связаны с особенностями каждой конкретной ситуации – кем является участник, предоставляющий финансовую помощь (физическим или юридическим лицом), какова доля его участия в уставном капитале получающей компании, в какой организационно-правовой форме создана компания, принимающая помощь (общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество). Выбрать конкретное основание передачи денежных средств поможет анализ всех возможных аспектов.

Безвозмездная передача денежных средств

Самый простой в части оформления способ предоставления финансовой помощи – это обычная безвозмездная передача денежных средств ее участником в собственность компании. Его безопасно использовать, только когда помогающий компании участник – физическое лицо.

Порядок оформления

На практике безвозмездную помощь учредителя чаще всего оформляют договором целевого финансирования. Хотя такой вид договора не поименован в Гражданском кодексе, он допустим в силу пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса. Также практикуется финансовая помощь на основании совместного решения органов управления материнской и дочерней компаний, после которого материнская компания перечисляет деньги на счет «дочки». Однако в арбитражной практике до сих пор нет однозначного мнения о том, является ли финансовая помощь учредителя дарением, запрещенным между коммерческими организациями. Поэтому в данном варианте есть гражданско-правовой риск признания сделки недействительной, если участник, передающий компании деньги, тоже является юридическим лицом.

Налоговые последствия

Безвозмездно полученные денежные средства не облагаются налогом на прибыль, если доля участия передающей стороны в уставном капитале получающей компании больше 50 процентов (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило применяется независимо от статуса участника, предоставившего безвозмездную помощь (юридическое или физическое лицо). Если же доля участия компании, предоставляющей денежные средства, в уставном капитале получающей стороны меньше или равна 50 процентам, то безвозмездная помощь в полном размере облагается налогом на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Получение денежных средств в виде финансовой помощи не облагается НДС ( подп. 1 п.3 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ).

Увеличение уставного капитала

Когда компания, получающая финансовую помощь, — общество с ограниченной ответственностью, получение денежных средств от участника можно оформить путем увеличения вклада в уставный капитал (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Правда, есть ограничение по сумме вклада. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше увеличенного уставного капитала, то его придется снижать (п. 3 ст. 20 закона № 14-ФЗ). Иначе налоговая инспекция вправе потребовать ликвидации компании (например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.01.09 по делу № А43-6947/2008-19-203). Поэтому если размер ожидаемой финансовой помощи больше размера чистых активов, лучше выбрать другое основание для передачи средств.
В акционерном обществе финансовая помощь акционера в форме увеличения уставного капитала тоже возможна. Но только путем размещения дополнительных акций (ст. 28 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Из-за того, что оформление получения средств от акционера осложняется процессом эмиссии, для акционерного общества увеличение уставного капитала — не самый удачный вариант основания для передачи денег.

Процедура увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью установлена в статье 19 закона № 14-ФЗ. Она зависит от того, сколько участников общества будут вносить дополнительные вклады – все (тогда применяется п. 1 ст. 19 закона № 14-ФЗ) или только некоторые из них (тогда действует п. 2 ст. 19 закона № 14-ФЗ).

Если профинансировать общество согласны все участники, то процедура начинается с созыва общего собрания. На нем нужно принять решение об увеличении уставного капитала путем внесения дополнительного вклада. В течение двух месяцев со дня принятия такого решения (если уставом общества не установлен другой срок) участники перечисляют денежные средства на счет общества.

Не позднее одного месяца со дня окончания сроков внесения дополнительных вкладов потребуется еще одно общее собрание участников. Оно должно принять решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участников (п. 1 ст. 19 закона № 14-ФЗ). В течение месяца после принятия этого решения необходимо подать документы для государственной регистрации изменений в уставе (о размере уставного капитала и увеличении номинальной стоимости доли участника, внесшего дополнительный вклад).

Если финансовые поступления ожидаются не от всех участников, то процедура внесения дополнительных вкладов немного упрощается. Участники, желающие внести эти вклады, представляют в общество соответствующие заявления. Затем созывается общее собрание, которое принимает решение об увеличении уставного капитала и о внесении соответствующих изменений в устав. Оно же устанавливает срок для внесения дополнительных вкладов. Документы для госрегистрации изменений в уставе подаются в течение месяца после передачи обществу дополнительных вкладов всеми участниками, подавшими заявление, но не позднее полугода со дня принятия решения общего собрания об увеличении уставного капитала.

В случае опоздания с принятием решения об утверждении итогов внесения дополнительного вклада и о внесении изменений в устав увеличение уставного капитала признается несостоявшимся. Такие же последствия у просрочки подачи документов для государственной регистрации изменений в устав (п. 1 и 2 ст. 19 закона № 14-ФЗ). В этой ситуации общество обязано вернуть дополнительные вклады участникам (п. 3 ст. 19 закона № 14-ФЗ). Но на самом деле распоряжаться полученными средствами компания может практически сразу после их получения, никаких запретов на это нет. Даже если из-за нарушения процедуры оформления увеличение уставного капитала будет признано несостоявшимся, можно переквалифицировать передачу денежных средств в целевое финансирование или заем. Для этого нужно просто подписать соответствующее соглашение.

Вариант с увеличением уставного капитала практически не имеет налоговых рисков для принимающей компании. Получение денежных средств в качестве дополнительного вклада не облагается НДС (подп. 4 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ) и не учитывается в качестве доходов при налогообложении прибыли (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Вклад в имущество общества с ограниченной ответственностью

Альтернативный вариант финансовой помощи компании от ее участников — внесение вкладов в имущество. Это возможно только в обществах с ограниченной ответственностью (ст. 27 закона № 14-ФЗ), так как в законе «Об акционерных обществах» аналогичного положения нет. Полученный вклад общество может использовать на любые цели, никаких ограничений в законодательстве нет. Каких-либо встречных обязательств по отношению к участнику, внесшему вклад, у общества не возникает. Этот способ применим, только если у общества один участник либо когда финансовую помощь согласны оказать все участники. Статья 27 закона № 14-ФЗ не предусматривает возможности внесения вкладов в имущества отдельными участниками общества.

Для внесения вклада в имущество необходимо решение общего собрания участников общества (п. 1 ст. 27 закона № 14-ФЗ). А если участник у общества один, достаточно его решения (ст. 39 закона № 14-ФЗ). Но поскольку такой вклад не затрагивает размер уставного капитала и долей участников (п. 4 ст. 27 закона № 14-ФЗ), нет необходимости вносить изменения в устав и регистрировать их в налоговых органах. Поэтому данный вариант по срокам и способу оформления проще, чем увеличение уставного капитала. Но только в том случае, когда в уставе общества уже закреплена обязанность участников по внесению дополнительных вкладов. Иначе необходимо сначала внести такое положение в устав (для чего требуется созвать общее собрание участников), зарегистрировать это изменение, и только потом созывать новое собрание участников для решения о внесении вкладов в имущество.

Как было отмечено ранее, получение денежных средств не признается объектом налогообложения НДС. Поэтому оснований для уплаты налога у получающей компании нет. В целях налогообложения прибыли вклад в имущество общества рассматривается как безвозмездно полученное имущество (п. 2 ст. 248 НК РФ). Следовательно, дохода не возникает только при условии, что доля участника, вносящего вклад, в уставном капитале получающей компании, больше 50 процентов (п. 8 ст. 250 НК РФ). Вклады остальных участников облагаются налогом на прибыль. Поэтому полностью избежать налогообложения можно лишь в ситуации, когда вклад вносит единственный участник общества.

Беспроцентный заем

Между компаниями и их участниками часто практикуется финансовая помощь в виде беспроцентных займов. Займы возможны в любой ситуации, независимо от правового статуса займодавца и организационно-правовой формы компании-заемщика.
При таком варианте, в отличие от предыдущих, компания получает деньги на возвратной основе, но из-за отсутствия обязанности по уплате процентов это все равно ощутимая поддержка. Учитывая взаимовыгодные отношения между компанией-заемщиком и ее участником-займодавцем, можно сразу установить большой срок возврата займа или увеличить его отдельным соглашением сторон, если к моменту окончания первоначального срока финансовое состояние заемщика не улучшается.

Прощение долга

Бывает, что вариант с беспроцентным займом используют, когда возврат денег не предполагается – фактически лишь для того, чтобы «прикрыть» безвозмездную передачу средств. По окончании срока займа материнская компания прощает долг. Но этот вариант тоже может быть расценен судом как запрещенное между коммерческими организациями дарение, если займодавец – юридическое лицо. Пользуясь этим, займодавец может потребовать вернуть сумму займа, ссылаясь на недействительность соглашения о прощении долга (например, если спустя какое-то время отношения между материнской и дочерней компанией ухудшатся).

Отношения кредитора и должника по прощению долга квалифицируется как дарение, если судом установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара. Тогда прощение долга подчиняется запрету, установленному в подпункте 4 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса. А об отсутствии намерения кредитора одарить должника может свидетельствовать, в частности, взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству между теми же лицами (п.3 информационного письма ВАС РФ от 21.12.05 №104).

Можно предположить, что, прощая долг дочерней компании, материнская компания получает имущественную выгоду в силу личной заинтересованности в экономическом положении «дочки». Однако арбитражной практики, которая подтвердила бы этот вывод, нет. Суды не признают прощение долга дарением, если займодавец простил только часть долга в обмен на добровольную уплату оставшейся части (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.08 по делу № А21-3512/2007) или когда долг прощен в счет погашения другой задолженности (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.09 № Ф04-248/2009(19774-А46-13). Ничем не обусловленное прощение долга в полной сумме суды, как правило, признают ничтожным (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.11.08 по делу № КГ-А40/10973-08).

Операции по предоставлению займов не облагаются НДС (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому ни компания, предоставляющая заем, ни компания, его получающая, НДС с этой операции не платят.

Заемщик не включает сумму полученного займа в налоговую базу по налогу на прибыль, и займодавец тоже не платит этот налог с суммы возвращенного долга (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Больше всего в связи с налогообложением заемщика интересует вопрос: должен ли он платить налог на прибыль в связи с тем, что заем беспроцентный? Понятие экономической выгоды в виде экономии на процентах существует только для налога на доходы физических лиц (то есть для заемщиков – физических лиц). У налога на прибыль такого объекта налогообложения нет, поэтому налог платить не нужно. Официально ФНС России признает эту позицию (письмо от 13.01.05 № 02-1-08/5@). Тем не менее, на практике территориальные инспекции иногда пытаются доначислить заемщикам налог на прибыль с неуплаченных процентов, считая заем «безвозмездно полученной услугой». Однако суды эту практику признают незаконной (постановление Президиума Высшего арбитражного суда от 03.08.04 № 3009/04, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.06.07 по делу № КА-А40/5440-07).

В случае прощения долга компания-заемщик включает сумму займа, которую ей не нужно возвращать, в налоговую базу по налогу на прибыль как безвозмездно полученное имущество. Но если доля компании-займодавца в уставном капитале заемщика превышает 50 процентов, то сумма прощенного долга не облагается налогом на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса. Такого же мнения придерживается Минфин России (письма от 03.03.09 № 03-03-06/1/106, от 06.03.09 № 03-03-06/1/112), а значит, вероятность спора с инспекцией по этому вопросу минимальна.

Оформить вклад в уставный капитал проще, если в ООО один участник

Когда в обществе только один участник, он принимает решение об увеличении уставного капитала, размере вклада, порядке и сроке его внесения (п. 1 ст. 19, ст. 39 закона № 14-ФЗ). Не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительного вклад участник перечисляет денежные средства на счет общества, а потом принимает решение о внесении изменений в устав. Изменения регистрируются на основании вышеуказанных решений единственного участника и документа, подтверждающего внесение вклада.

Возможные претензии налоговиков к участнику общества, передавшему деньги. Что можно возразить инспекции
Безвозмездная помощь

Передачу денежных средств инспекция может приравнять к реализации товаров, облагаемой НДС. Дело в том, что «товарами» в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). А под «имуществом» понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом (п. 2 ст. 38 НК РФ), в том числе и деньги (ст. 128 ГК РФ). При этом «реализацией товаров» считается передача права собственности на товары как на возмездной, так и безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Что возразить

Эта точка зрения не соответствует Налоговому кодексу. Передача денежных средств, если она не связана с оплатой товаров, работ услуг или имущественных прав, сама по себе не считается реализацией в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса.

Вклад в имущество ООО

Эту операцию налоговики тоже иногда приравнивают к безвозмездной передаче товаров и требуют заплатить НДС.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса не признается реализацией (а значит, и объектом налогообложения НДС) передача имущества, которая носит инвестиционный характер. Перечень возможных инвестиционных операций в данной статье открытый. Под инвестициями понимаются, в частности, денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Вклад в имущество хозяйственного общества увеличивает размер его чистых активов. А этот показатель влияет на распределение прибыли общества между участниками (ст. 29 закона № 14-ФЗ). Поэтому вклад участника в имущество общества, в конечном счете, нацелен на получение прибыли, а следовательно, носит инвестиционный характер и не облагается НДС. Такого же мнения придерживаются и суды (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.02.07 по делу № А-62-3799/2006).

Наиболее эффективные способы оформления безвозмездной помощи для конкретных ситуаций
Безвозмездная передача (целевое финансирование)

Идеально для случая, когда финансовую помощь передает участник, являющийся физическим лицом, и доля его участия в компании больше 50 процентов. Нет риска недействительности сделки (запрет на дарение не действует), нет налоговых последствий.

Подходит, когда в уставе ООО уже предусмотрена обязанность учредителя вносить вклад в имущество и при условии, что у общества только один участник. Простой способ оформления (не надо вносить изменения в устав) и нет налоговых последствий.

Вклад в уставный капитал

Можно применять в остальных случаях приема финансовой помощи обществом с ограниченной ответственностью. Сложный способ оформления, но минимальны риски признания сделки недействительной и нет налоговых последствий.

Безвозмездная финансовая помощь от учредителя с 2018 года — общие вопросы

С 2018 года процедура оказания организации безвозмездной помощи ее участниками не изменилась. Перечисление собственных средств участника (как гражданина, так и юридического лица) на расчетный счет компании — стандартная процедура, проводимая по самым различным причинам:

  • для погашения задолженности организации по своим обязательствам;
  • приобретения необходимого имущества;
  • расширения деятельности и т. д.

При этом пополнение счета организации технических сложностей у учредителя обычно не вызывает. Однако в силу требований статьи 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ организации, счет которой пополняется, необходимо грамотно отразить факт поступления средств, дабы они не были расценены контролирующими органами как выручка с последующей уплатой налоговых платежей в полном объеме.

Среди целей перечисления денег учредителя на счета компании могут быть:

  • взнос в уставный капитал ООО согласно требованиям статьи 19 ФЗ «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
  • перечисление денег на счет в качестве дара (безвозмездной помощи) без изменения размера долей участников, например в силу статьи 572 ГК РФ;
  • предоставление временной возвратной помощи в виде займа согласно статье 807 ГК РФ.

При выборе в пользу одного из перечисленных способов рекомендуется обращать внимание на 2 момента:

  1. Сложность и длительность процесса оформления документов.
  2. Возможность освобождения организации от уплаты налога на внесенные участником средства, что зачастую является определяющим фактором при проведении подобных операций.

Взнос в уставный капитал

При внесении средств в уставный капитал следует помнить, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ организация не должна включать полученные таким образом средства в налогооблагаемую базу. Внести деньги таким способом может как уже действующий участник (гражданин либо организация), так и лицо, намеревающееся стать участником данной компании в силу положений пункта 2 статьи 19 ФЗ № 14.

Процедура внесения вклада выглядит следующим образом:

  1. Участнику (либо третьему лицу) необходимо подать заявление о внесении им дополнительного вклада в уставный капитал (либо принятии его в состав участников организации), в котором следует указать:
  • размер и состав вклада;
  • процедуру и срок его внесения;
  • размер той доли, которую участник или третье лицо планирует приобрести в ходе данной операции.
  1. Другим участникам общества на своем собрании необходимо одобрить заявление своим решением об увеличении уставного капитала, а также принять решение о внесении изменений в устав компании в связи с изменением процентного соотношения долей других участников.

Оплата доли и регистрация изменений

После принятия обществом перечисленных решений участнику необходимо в течение 6 месяцев полностью внести обозначенную в заявлении сумму. После внесения доли в силу пункта 2.1 статьи 19 ФЗ № 14 директор компании обязан в течение 1 месяца подать заявление в орган, осуществляющий ведение ЕГРЮЛ, о внесении изменений в реестр, а также документы, подтверждающие факт полной оплаты доли участником. Процедура внесения вклада будет считаться завершенной после государственной регистрации вносимых в устав изменений.

Безвозмездная финансовая помощь от учредителя — как оформить ее правильно?

Безвозмездная финансовая помощь от учредителя в 2018 году может быть оформлена также договором дарения (предоставления так называемой матпомощи). Однако данный вариант, несмотря на необходимость оформления всего лишь одного документа, имеет свои ограничения.

В частности, в силу положений пункта 1 статьи 575 ГК РФ он неприемлем в том случае, если учредителем коммерческой организации выступает иная коммерческая фирма, так как сделки по дарению между коммерческими организациями запрещены, за исключением подарков на сумму до 3000 руб.

Другой минус данного способа — это необходимость учитывать величину доли в ООО конкретного учредителя. Так, в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ в том случае, если доля данного учредителя превышает 50% величины всего уставного капитала организации, передаваемые в качестве безвозмездной помощи средства под налогообложение налогом на прибыль не попадают.

Кроме того, важно помнить, что данное правило в отношении вещей (на деньги данное ограничение не распространяется) действует также тогда, когда переданное учредителем имущество в течение 1 года не передается иным лицам. Подобная «привилегия» учредителя в силу положений подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ распространяется и на организации с УСН, которые не платят налог на прибыль в общем порядке.

В случае если предоставляющий помощь учредитель не владеет долей в размере больше половины общей величины уставного капитала, переданные средства в силу положений пункта 8 части 1 статьи 250 НК РФ подпадут под внереализационные доходы и, следовательно, войдут в состав налогооблагаемой базы.

Временная финансовая помощь от учредителя — как оформить?

Помимо взноса в уставный капитал компании денежных средств на безвозмездной основе (безвозвратной помощи) учредитель может перечислить финансовую помощь временно, с условием последующего возврата. Такой договор некоторые называют договором временной финансовой помощи, однако ГК РФ такого договора не содержит.

В рассматриваемом случае может быть использован обыкновенный договор займа (), заемщиком по которому в силу статьи 807 ГК РФ выступает организация в лице ее директора, заимодавцем — учредитель.

Договор займа, как и договор дарения между гражданином (организацией) и иной организаций, в силу статьи 161 ГК РФ должен быть письменным.

Существенных условий, согласно статье 807 ГК РФ, у сделки по займу 2:

  1. Точное указание суммы передаваемых взаймы денег или перечень иных неупотребляемых вещей, которые могут быть возвращены в том же количестве.
  2. Возвратность займа.

В силу требований статьи 809 ГК РФ договор займа предполагается возмездным, то есть у заемщика возникает обязанность вернуть заем с процентами, указанными в договоре либо исчисленными по ставке рефинансирования ЦБ РФ, если в соглашении не указано иное. Именно поэтому сторонам, если речь о безвозмездной помощи, необходимо указать в договоре, что предоставляемый компанией заем является беспроцентным.

Срок по договору займа, согласно статье 810 ГК РФ, не является обязательным условием. Это означает, что заем может быть предоставлен на неопределенный срок (например, до момента, когда у организации улучшиться финансовое положение и она сможет возвратить полученные средства).

При отсутствии в договоре займа точного срока возврата займодавец вправе потребовать вернуть переданные деньги обратно в любой момент. При этом заемщик обязан в силу пункта 1 статьи 810 возвратить полученные средства в течение 1 месяца со дня получения соответствующего уведомления. Однако в силу диспозитивности норм указанного пункта статьи данный срок может быть и увеличен в интересах компании.

Налогообложение и образец договора

Преимущество данного способа оказания финансовой помощи состоит в отсутствии возникновения налоговых обязательств как у организации, так и у учредителя при возврате средств.

Организация, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не должна включать в налогооблагаемую базу денежные средства, которые ей предоставлены по сделкам займа или кредита. Аналогичное правило закреплено и в пункте 1.1 статьи 348.15 НК РФ — оно касается организаций, работающих по УСН, которые также вправе не включать заемные средства в перечень полученных ими доходов.

Что касается самого учредителя, то в силу статьи 38 НК РФ полученные им обратно от компании средства не подпадают под понятие дохода, потому не могут быть объектом налогообложения.

Отвечающий всем перечисленным параметрам образец договора временной финансовой помощи от учредителя вы также можете скачать на нашем сайте.

***

Подводя итог, остается отметить, что действующее законодательство предлагает участнику несколько способов пополнения оборотных средств организации, в том числе с возможностью не включать данную помощь в налогооблагаемую базу. При этом подробное описание в предложенном обзоре каждого из них поможет учредителю выбрать оптимальный для него и компании вариант.

Иностранная безвозмездная помощь: получение, регистрация и использование, в том числе на иностранном языке (English, Deutsch)

Gratuitous foreign aid: receipt, registration and usage

Ausländische unentgeltliche Hilfe: Empfang, Registrierung, Verwendung

Главой государства 31 августа 2015 г. подписан Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее − Декрет), предусматривающий новый порядок получения, регистрации и использования иностранной безвозмездной помощи, гуманитарных программ. Декрет предусматривает признание утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» и вступил в силу с 4 марта 2016 г.
Декретом утверждено Положение, определяющее порядок получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее – Положение).

Получение иностранной безвозмездной помощи
Действие Декрета не распространяется на иностранную безвозмездную помощь (далее, если не указано иное, − помощь), получаемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, Национальным банком, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (часть вторая пункта 1 Положения).
Порядок получения и использования помощи, на которую действие Декрета не распространяется, регулируется иными актами законодательства: Указом Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь», межгосударственными договорами и др.

Положением изменено понятие помощи. Так, к получателем помощи отнесены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, к отправителям – граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные анонимные жертвователи (ранее указание на иностранный статус этих лиц отсутствовало) и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (абзац шестой пункта 2 Положения). При этом недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь, и имущественные права к помощи не отнесены (абзац третий пункта 2 Положения).
Установлен перечень товаров, предоставление которых в качестве помощи не допускается:
— пищевые продукты со сроком годности менее 4 месяцев, изделия медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года, медицинская техника — менее 5 лет;
— запрещенные к ввозу товары;
— ограниченные к ввозу товары без наличия разрешения на ввоз, выданного в соответствии с законодательством;
— транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 15 лет (пункт 5 Положения).
Предоставление данных товаров в качестве помощи является безусловным основанием для отказа в их регистрации, а также невозможности их выпуска в свободное обращение на территории Республики Беларусь. В этой связи при предоставлении указанных товаров в качестве помощи они подлежат вывозу с территории Республики Беларусь или уничтожению в установленном порядке.

Определен перечень товаров (имущества), в отношении которых возможна подача заявления о регистрации помощи до ее ввоза в Республику Беларусь. В частности, это лекарственные средства при наличии ходатайства Министерства здравоохранения Республики Беларусь (подчиненных ему учреждений и иных организаций); пищевых продуктов, требующих специальных условий хранения; иных товаров (имущества), за исключением изделий медицинского назначения и медицинской техники, − при наличии ходатайства компетентного органа (пункт 21 Положения).

Установлены сроки приемки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи, полученной в качестве товара (имущества). В частности, для ввезенного товара – в течение 1 месяца со дня его ввоза на территорию Республики Беларусь, а приобретенного отправителем на территории Республики Беларусь – не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем предоставления помощи.
Осталось без изменения требование о приемке юридическими лицами помощи, полученной в качестве товара (имущества), комиссией в присутствии представителя того местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого хранится помощь.
По результатам приемки помощи юридическим лицом составляется акт приемки помощи по форме, установленной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов».
Постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов» размещено на официальном сайте Департамента www.dha.gov.by в разделе «законодательство».
При выявлении в ходе приемки помощи в виде товаров (имущества) их непригодности для дальнейшего использования комиссией составляется акт о непригодности помощи по форме, установленной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов». В данном случае товары (имущество) подлежат возврату их отправителю, а при невозможности такого возврата − уничтожению в порядке, предусмотренном законодательством.
Положением определен упрощенный порядок приемки помощи в виде товаров (имущества) индивидуальным предпринимателем – самостоятельно, без участия комиссии и без присутствия представителя местного исполнительного и распорядительного органа (пункт 7 Положения). Приемка помощи индивидуальным предпринимателем производится на основании транспортных (перевозочных) и иных документов, в соответствии с которыми товары (имущество) ввозились либо приобретались (товарно-транспортных накладных и других первичных учетных документов в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
При этом система приемки помощи должна позволять эффективно контролировать получение помощи и ее целевое использование.

Положением сохранена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих помощь в виде денежных средств, открывать в банке благотворительный счет в иностранной валюте или белорусских рублях. При этом срок внесения на благотворительный счет помощи, полученной наличными денежными средствами, сокращен с пяти до трех банковских дней (пункты 9-11 Положения).
На законодательном уровне закреплены основания для отказа банка в перечислении (выдаче) денежных средств, полученных в качестве помощи, − в случаях непредставления получателями помощи документов, предусмотренных Положением, или выявления несоответствия целей использования помощи, указанных в копии плана целевого использования (распределения) помощи, целям использования помощи, указанным в платежных документах (пункт 13 Положения).

Регистрация иностранной безвозмездной помощи
Помощь, полученная организациями и индивидуальными предпринимателями, как и ранее, подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее − Департамент) (пункт 17 Положения).
При этом Декретом устанавливается срок обращения получателей помощи за ее регистрацией – не позднее 3 месяцев со дня поступления помощи (пункт 20 Положения). В случае нарушения указанного срока предусмотрена административная ответственность (статья 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Не подлежит регистрации в Департаменте помощь, предоставленная в виде:
— товаров (имущества) стоимостью до 500 базовых величин на дату ее поступления, полученных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для их использования в своей производственно-хозяйственной деятельности;
— рекламной продукции, образцов товаров, полученных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств (пункт 18 Положения).
При этом требования Декрета распространяются на получение такой помощи, ее приемку, целевое использование. За нарушение установленного порядка приемки и использования помощи предусмотрена административная и уголовная ответственность (статьи 23.23, 23.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статья 369² Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Нововведением является исключение необходимости регистрации помощи физическими лицами (пункт 19 Положения). При этом на физических лиц распространяется ограничение по использованию помощи на экстремистскую деятельность, другие деяния, запрещенные законодательством, либо финансирование политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий; подготовку или проведение выборов, референдумов, отзыв депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местного Совета депутатов, организацию либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространение агитационных материалов; проведение семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения. Нарушение указанной нормы влечет административную или уголовную ответственность (статья 23.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статья 369² Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Вместе с тем, предоставляется возможность малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским, приемным семьям или гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за освобождением полученной помощи в размере (стоимостью) более 200 базовых величин от подоходного налога с физических лиц. Доходы, получаемые от физических лиц в результате дарения, в размере менее 200 базовых величин, освобождается от подоходного налога согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (часть вторая пункта 19, пункт 34 Положения).
Для освобождения помощи от подоходного налога с физических лиц физическим лицом — получателем в Департамент подается заявление по форме, установленной приложением 7 к постановлению Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов» с приложением:
— плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи (два экземпляра);
— копии договора, дарственного письма или иного документа, содержащих сведения об условиях и целях использования помощи;
— документа, подтверждающего внесение (зачисление, поступление) помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, на благотворительный счет в банке Республики Беларусь, и его копии;
— копии документа, удостоверяющего личность;
— копии документа, подтверждающего статус физического лица (удостоверения инвалида, многодетной семьи, пенсионного удостоверения, справки о размере заработной платы и других).

Положением уточнен перечень документов, предоставляемых получателем помощи для ее регистрации, в том числе в рамках реализации гуманитарных программ (пункты 22 и 23 Положения).
Так, при составлении документа о предоставлении помощи в виде товаров (имущества) на иностранном языке предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи копии этого документа, переведенного на один из государственных языков Республики Беларусь.
В случае выявления несоответствий сведений, указанных в транспортных документах о ввозе либо приобретении товара (имущества), с их фактическим наличием предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи письма отправителя, поясняющего причины такого несоответствия.
При получении в качестве помощи продуктов питания, изделий медицинского назначения, медицинской техники предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи документа, содержащего сведения о сроках годности (сроках службы, гарантийных сроках) таких товаров (имущества).
В случае если получатель помощи претендует на освобождение от налогов, предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи заключения компетентного органа о согласовании целей использования помощи и (или) целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин).
При предоставлении отправителем товаров (имущества), в отношении которых должны быть проведены работы по монтажу (наладке, установке), стоимость помощи указывается без стоимости таких работ. При этом в договоре (дарственном письме, ином документе, содержащих сведения об условиях и целях использования помощи) и документе, подтверждающем поступление товаров (имущества) получателю, стоимость работ по их монтажу (наладке, установке) должна быть указана отдельно. При этом ходатайство об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) может быть заявлено в отношении товара без учета стоимости работ по монтажу (наладке, установке).
Так, например, стоимость оборудования составляет 300 000 долларов США, в том числе стоимость работ по его монтажу и наладке – 50 000 долларов США. В данном случае ходатайство об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) заявляется в отношении 250 000 долларов США.

Использование иностранной безвозмездной помощи
Расширен перечень целей, на которые может использоваться помощь (пункт 3 Положения):
— обеспечение исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни;
— укрепление материально-технической базы государственных учреждений, строительство, ремонт (реконструкция) объектов социального назначения;
— развитие физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Кроме того, некоторые цели использования помощи конкретизированы:
— содействие охране историко-культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
— оказание медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи.
Кроме того, помощь может быть использована для иных целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. К таким целям могут быть отнесены, например, реализация проектов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты.

Новшеством Декрета является целевое использование имущества, приобретенного за счет средств помощи. За использование помощи, а также имущества, приобретенного за ее счет, на цели, не предусмотренные в плане целевого использования (распределения) помощи, предусмотрена административная или уголовная ответственность (статьи 23.23, 23.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статья 369² Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Срок регистрации помощи Департаментом изменен. Так, помощь регистрируется в течение:
— 5 рабочих дней, следующих за днем согласования Президентом Республики Беларусь цели использования помощи и (или) ее освобождения от налогов, сборов (пошлин), − при регистрации помощи на цели, определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, и (или) освобождении ее от налогов, сборов (пошлин);
— 10 рабочих дней, следующих за днем подачи в Департамент заявления о регистрации помощи, − в иных случаях (пункт 28 Положения).

Конкретизированы некоторые вопросы освобождения получателя помощи от налогов, сборов (пошлин).
Перечень налогов, от которых может быть освобожден получатель помощи, расширен по сравнению с ранее установленным. В него включены в том числе налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог для производителей сельхозпродукции (пункт 31 Положения).
По общему правилу от перечисленных в части первой пункта 31 Положения налогов не будет освобождаться помощь в виде беспроцентных займов, взносов иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь.
При необходимости освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин) и использовании на цели, не поименованные в Положении, вводится обязательное оформление соответствующим государственным органом заключения о целесообразности освобождения помощи от налогов и таможенных платежей, которое представляется получателем при ее регистрации в Департаменте.
Определен порядок получения заключения в зависимости от размера полученной помощи и территории ее использования:
— менее 5000 базовых величин − заключение выдается районным (городским) исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой используется (распределяется) помощь;
— от 5000 до 10 000 базовых величин или использование (распределение) которой осуществляется на территории нескольких административно-территориальных единиц соответствующей области (г. Минска) − заключение выдается областным (Минским городским) исполнительным комитетом;
— свыше 10 000 базовых величин или использование (распределение) помощи осуществляется на территории нескольких областей Республики Беларусь и города Минска − заключение выдается республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами, которые реализуют государственную политику в сфере заявленных получателем целей. Сферы реализации государственной политики определены в положениях о соответствующих государственных органах, утвержденных актами законодательства Республики Беларусь.
Для получения заключения получатель должен обратиться в соответствующий компетентный орган с приложением плана и копии договора, дарственного письма или иного документа, содержащих сведения об условиях и целях использования помощи.
После рассмотрения указанных документов, компетентными органами в течение 5 рабочих дней, следующих за днем поступления заявления, выдается заключение либо отказ в выдаче заключения в случае несоответствия помощи критериям, предусмотренным в пункте 33 Положения. При этом получатель вправе при устранении причин, послуживших основанием для отказа в выдаче заключения, повторно обратиться в компетентный орган для его получения.
При этом получение заключения в ином государственном органе, не в рамках установленной компетенции, будет являться основанием для отказа в регистрации помощи.

Не допускается использование организациями — получателями помощи в течение календарного года свыше 20% помощи в виде денежных средств, освобожденной от налогов, указанных в части первой пункта 31 Положения, на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (пункт 57 Положения). К таким работникам относятся руководитель, бухгалтер организации, иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. В этой связи при получении помощи в виде денежных средств в плане целевого использования (распределения) помощи необходимо указывать общую сумму помощи с разбивкой ее по целям использования (оплата труда работников, общехозяйственные расходы (оплата коммунальных услуг, услуг связи и др.), укрепление материально-технической базы). При этом в отношении оплаты труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в плане необходимо указывать количество работников, а также период, в течение которого планируется осуществлять выплату заработной платы.

Особенности использования некоторых видов имущества
Положением определены особенности использования недвижимого имущества, транспортных средств в качестве помощи.
Так, получатели помощи в виде недвижимого имущества, находящегося в Республике Беларусь, не вправе без согласования с Департаментом осуществлять в дальнейшем какие-либо сделки с недвижимым имуществом, а также осуществлять реконструкцию такого недвижимого имущества.
Установлены сроки регистрации соответствующего договора в организации по государственной регистрации − 1 месяц после регистрации полученного в качестве помощи недвижимого имущества в Департаменте и не более 6 месяцев со дня заключения договора. За нарушение установленного срока предусмотрена административная ответственность (статья 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Гуманитарные программы
Декретом вводится понятие гуманитарных программ, определяется порядок их регистрации. Устанавливается сопровождение гуманитарных программ соответствующими государственными органами, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. При этом гуманитарные программы согласовываются с государственными органами, компетенцию которых они затрагивают.
Предусматривается возможность государственным органам, сопровождающим гуманитарную программу, направлять на ее финансирование средства в размере не более 30 процентов от общей суммы финансирования такой программы. Вводится ограничение на использование средств на оплату труда и общехозяйственных расходов. Указанные расходы не должны превышать 20 процентов от общей суммы финансирования гуманитарной программы. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, непосредственно участвующих в реализации гуманитарной программы.
Денежные средства, поступающие для реализации зарегистрированных гуманитарных программ, размещаются на благотворительных счетах, открытых юридическими лицами — получателями в открытых акционерных обществах «Паритетбанк» или «Сберегательный банк «Беларусбанк», а при сроке реализации гуманитарных программ более 3 лет — также на благотворительных счетах в иных банках (пункт 12 Положения).
Регистрация помощи, поступившей в рамках реализации зарегистрированной гуманитарной программы, будет производиться Департаментом в ускоренном порядке (в течение 10 рабочих дней).

Контроль целевого использования
Положением вводится представление отчетности индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, получившими помощь в порядке распределения согласно плану, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, получателям, получившим помощь от отправителей. Отчет об использовании (распределении) этой помощи представляется по форме, устанавливаемой Управлением делами Президента Республики Беларусь.
В отношении помощи, полученной в виде денежных средств (за исключением помощи, полученной в рамках зарегистрированных гуманитарных программ), юридические лица, индивидуальные предприниматели — получатели не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, представляют в Департамент отчет об использовании (распределении) этой помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Также вводится отчетность в отношении гуманитарных программ. Получатели помощи − исполнители (соисполнители) не позднее 15 января года, следующего за отчетным, а по завершенным гуманитарным программам − не позднее 30 календарных дней с даты их окончания представляют отчет компетентным органам о ходе выполнения мероприятий в рамках этих программ по форме, устанавливаемой Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Компетентные органы в свою очередь ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным, представляют в Департамент отчет о ходе выполнения мероприятий, реализуемых в рамках гуманитарных программ, а по завершенным гуманитарным программам − отчет об итогах реализации этих программ и их эффективности.

Иностранная безвозмездная помощь

Далее мы рассмотрим следующие основные вопросы:

  • что понимается под иностранной безвозмездной помощью и какой субъектный состав лиц соответствующих правоотношений;
  • каков порядок ее получения, регистрации и использования;
  • какая отчетность составляется получателями помощи;
  • ответственность за нарушение установленного порядка регистрации и использования помощи.

Понятие иностранное безвозмездной помощи и субъектный состав лиц соответствующих правоотношений

Итак, что же понимается под иностранной безвозмездной помощью?

В общем плане, под иностранной безвозмездной помощью (далее – ИБП) понимается предоставление иностранными лицами резидентам Республики Беларусь денежных средств, а также имущества на безвозмездной основе.

В частности, к ИБП относятся:

  • денежные средства, в т.ч. выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь;
  • взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций;
  • беспроцентные займы, предоставляемые нерезидентами;
  • товары (имущество), безвозмездно предоставляемые нерезидентами.

При этом не имеет значение, предоставляются ли денежные средства и имущество в собственность или во временное пользование (владение). Т.е. и передача в собственность недвижимости, расположенной на территории Республики Беларусь, иностранным лицом резиденту, и предоставление недвижимости в пользование на безвозмездной основе – будут относиться к ИБП.

Таким образом, определение ИБП достаточно широкое.

Что же не относится к ИБП?

К ИБП не относятся:

  • недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь;
  • имущественные права (например, исключительные права на объекты интеллектуальной);
  • товары, приобретенные за счет средств ИБП;
  • проценты по вкладу (депозиту);
  • услуги, безвозмездно оказываемые иностранными лицами резидентам.

Как было указано выше, в общем плане, отношения по поводу предоставления и получения ИБП возникают между резидентами и нерезидентами. Декрет №5 оперирует понятиями «отправители» (нерезиденты) и «получатели» (резиденты).

В частности, под отправителями ИБП понимаются иностранные государства, международные и иностранные организации, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранные анонимные жертвователи.

Необходимо отметить, что представительства иностранных организаций, в установленном порядке созданные в Республике Беларусь, не рассматриваются как самостоятельные субъекты, а лишь представляют интересы иностранных отправителей ИБП в Республике Беларусь. Таким образом, ИБП, поступающая белорусским субъектам непосредственно от представительств иностранных организаций, рассматривается как отправленная соответствующей иностранной организацией.

Под получателями ИБП понимаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, и юридические лица Республики Беларусь, в том числе государственные органы.

Важно отметить, что под получателями понимаются не только лица, которые получили ИБП непосредственно от отправителя (иностранного лица), но и лица, которые получили ИБП в порядке ее распределения от «первого» получателя.

Получение ИБП в порядке распределения довольно распространенная ситуация на практике. Такая ситуация, например, имеет место, когда нерезидент предоставляет финансирование белорусской общественной организации, которая, в свою очередь, оказывает помощь в соответствии с направлением своей деятельности нуждающимся физическим лицам. Т.е. такое физическое лицо будет также рассматриваться в качестве получателя ИБП, что может иметь значение для налогообложения его доходов в виде полученной ИБП.

Юридически взаимоотношения между иностранным отправителем ИБП и белорусским получателем может оформляться по-разному: путем заключения договора (соглашения) о финансировании или о предоставлении ИБП, путем оформления дарственного письма или иного документа. В любом случае, в документах, оформляемых иностранным отправителем должны быть указаны условия и цели использования выделяемой помощи.

Порядок получения, регистрации и использования иностранной безвозмездной помощи

Декрет №5 устанавливает определенные правила получения ИБП, которые отличаются в зависимости от того, идет ли речь об ИБП в форме имущества или денежных средств.

Каких-либо особенностей при получении ИБП в виде имущества физическими лицами законодательство не предусматривает. Физические лица получают товары в отделениях почтовой связи или в таможенных органах.

Юридические же лица для осуществления приемки ИБП в виде имущества должны соблюдать следующие требования:

  • создать комиссию для приемки;
  • осуществить приемку в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа;
  • по результатам приемки составить акт по установленной форме.

Приемка юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ввезенного в Республику Беларусь имущества должна быть осуществлена в течение 1 месяца со дня его ввоза, а если речь идет о приобретении имущества на территории Республики Беларусь — не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем его предоставления.

Для получения ИБП в виде денежных средств юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны открыть в банке благотворительный счет. Соответственно, ИБП в безналичном порядке зачисляется на этот благотворительный счет, а наличные денежные средства должны быть внесены на благотворительный счет в течение 3 банковских дней со дня их получения.

Денежная ИБП, поступающая в адрес физических лиц, зачисляется на их обычный банковский счет (однако в некоторых случаях наличие благотворительного счета необходимо и для физических лиц) либо выдается наличными денежными средствами.

Полученную ИБП, по общему правилу, необходимо зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент).

Из общего правила есть ряд исключений. Так, не требуется регистрировать ИБП:

  • в виде товаров (имущества) стоимостью до 500 базовых величин, полученных субъектами хозяйствования для их использования в своей производственно-хозяйственной деятельности;
  • в виде рекламной продукции, образцов товаров, полученных субъектами хозяйствования и предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств;
  • полученную физическим лицом, если такое лицо не обращается за освобождением от подоходного налога с физических лиц.

Все остальные виды ИБП подлежат обязательной регистрации в течение 3 месяцев после получения (за исключением некоторых видов товаров, когда возможно обратиться за регистрацией ИБП до их ввоза).

Перечень документов, которые необходимо подать субъекту хозяйствования в Департамент для регистрации ИБП, установлен в пункте 22 Декрета №5.

Отдельно хотелось бы отметить такой документ, как заключение компетентного органа. Такое заключение требуется в тех случаях, когда заявитель обращается за освобождением помощи от налогов, сборов (пошлин). В заключении профильный государственный орган (например, Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения и проч.) согласовывают цели использования ИБП и (или) указывают о целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин).

По общему правилу, регистрация ИБП осуществляется Департаментом в течение 10 рабочих дней, следующих за днем подачи полного комплекта документов. В случаях, когда заявитель обращается за освобождением от налогов, сборов (пошлин), регистрация ИБП осуществляется в течение 5 рабочих дней, следующих за днем согласования Президентом Республики Беларусь освобождения ИБП от налогов, сборов (пошлин).

Необходимо отметить, что на практике процесс регистрации ИБП в тех случаях, когда запрашиваются налоговые льготы, может существенно затянуться. Так, до обращения в Департамент заявителю-субъекту хозяйствования необходимо получить заключение компетентного органа. На практике получение такого заключение занимает 1-2 месяца, а иногда и больше. Кроме того, законодательством не определен срок согласования освобождения от налогов с Президентом Республики Беларусь.

В подтверждении регистрации ИБП получателям-субъектам хозяйствования выдается удостоверение установленной формы (физическим лицам удостоверение выдается лишь в случае освобождения ИБП от подоходного налога с физических лиц).

Декретом №5 предусмотрена также возможность регистрации гуманитарных программ для получателей ИБП-юридических лиц.

Гуманитарная программа представляет собой документ, определяющий перечень мероприятий, объединенных общей целью (целями) и единым содержанием, финансируемых частично или полностью за счет средств ИБП.

Гуманитарные программы подлежат согласованию с компетентными государственными органами Республики Беларусь, а также с Президентом Республики Беларусь.

Преимуществом регистрации таких программ является их долгосрочный характер, что снимает необходимость обращаться за регистрацией ИБП в каждом отдельном случае предоставления ИБП.

Только после осуществления регистрации ИБП (в тех случаях, когда она требуется) получатели вправе использовать ИБП.

Прежде всего важно отметить, что ИБП, а также имущество, приобретенное за счет средств ИБП, могут быть использованы лишь для определенных целей, указанных в Декрете №5. В целом, эти цели можно охарактеризовать как общественно-полезные:

  • ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проведения научных исследований, разработок, обучения, а также реализации научно-исследовательских программ;
  • содействия охране историко-культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • обеспечения исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни;
  • оказания медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи;
  • оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • укрепления материально-технической базы государственных учреждений, строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;
  • развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Использование ИБП на иные цели возможно лишь при условии их согласования с Управлениями делами Президента Республики Беларусь.

Как указывалось выше, ИБП может предназначаться как для ее непосредственных получателей, так и для лиц, которые получают ИБП в порядке распределения согласно плану целевого использования ИБП, согласованного Департаментом.

ИБП в виде денежных средств при распределении ее субъектами хозяйствования в адрес иных субъектов хозяйствования перечисляется владельцем благотворительного счета на благотворительные счета таких лиц. Если же ИБП распределяется в пользу физических лиц, денежные средства выдаются физическим лицам в наличной форме. При этом, как разъяснил Департамент, денежные средства могут перечисляться и на карт-счета физических лиц.

Распределение ИБП в виде имущества осуществляется соответствии с актом приема-передачи, товарно-транспортной накладной или другим первичным учетным документом, а физическим лицам — по ведомости, формакоторой устанавливается Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Распределение транспортных средств физическим и юридическим лицам производится по актам приема-передачи, составляемым в двух экземплярах.

Необходимо отметить, что использование ИБП в виде недвижимого имущества разрешается лишь после государственной регистрации права, ограничения (обременения) на данное имущество. За государственной регистрацией необходимо обратиться в течение 1 месяца со дня регистрации ИБП, но не позднее 6 месяцев со дня подписания соответствующего договора о предоставлении недвижимого имущества в качестве ИБП.

При этом получатель ИБП в виде недвижимого имущества не вправе без согласования с Департаментом осуществлять сделки с таким имуществом, а также осуществлять реконструкцию и другие действия, влекущих изменение технических характеристик такого имущества.

Отчетность получателей в отношении иностранной безвозмездной помощи

Субъекты хозяйствования, получившие ИБП в порядке распределения обязаны не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, предоставить получателям, получившим помощь от отправителей, отчет об использовании (распределении) этой помощи.

В отношении ИБП, полученной в виде денежных средств (за исключением помощи, полученной в рамках гуманитарных программ), субъекты хозяйствования не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем использования ИБП по целевому назначению в полном объеме, также предоставляют отчет.

В отношении гуманитарных программ получатели помощи предоставляют компетентным органам отчет не позднее 15 января года, следующего за отчетным, а по завершенным гуманитарным программам — не позднее 30 календарных дней с даты их окончания.

Формы указанных выше отчетов, а также иных документов, используемых при регистрации ИБП, установлены Постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 08.02.2016 № 2 «Об установлении форм документов».

Ответственность за нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи

За нарушение порядка использования ИБП, а также за нарушение законодательства об ИБП предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность (ст.23.23, ст.23.24 КоАП).

В частности, согласно ст.23.23 КоАП:

  • использование получателями ИБП до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию,- влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин;
  • нецелевое использование (полностью или частично) ИБП ее получателями, а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств в нарушение законодательства — влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации, а на юридическое лицо — до 100% стоимости полученной ИБП с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации;
  • невнесение ИБП, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством, — влечет наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.

Необходимо отметить, что при нецелевом использовании ИБП необходимо будет также уплатить все предусмотренные законодательством налоги, сборы (пошлины).

Иностранная безвозмездная помощь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *