Инспекция по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Государственного центра занятости письмом от 16.08.2012 г. № ДЦ-09-4005/0/6-12 предоставила разъяснения касательно порядка оформления разрешения на трудоустройство иностранца.
В письме отмечается, что в соответствии с Порядком выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Кабмина от 08.04.2009 г. № 322 (далее — Порядок), разрешение на использование труда иностранца или лица без гражданства оформляется и выдается соответствующим органом Государственной службы занятости, предприятиям, учреждениям, организациям, которые пригласили иностранца на определенную должность или рабочее место. То есть конкретному работодателю для трудоустройства иностранца на конкретном рабочем месте или должности.
Для оформления разрешения на трудоустройство иностранца работодатели представляют в Государственную службу занятости перечень документов в соответствии с п. 5 Порядка. В частности — заявление, обоснование целесообразности использования труда иностранца, а также проект трудового договора (контракта) работодателя с работником — иностранным гражданином, который заключается при условии оформления разрешения на использование труда данного иностранца. В этих документах указана должность (рабочее место), на которой предусматривается использование труда иностранного работника.
Пунктом 16 Порядка определены основания аннулирования разрешения на использование труда иностранца: разрешение аннулируется, в частности, в случае установления факта использования труда иностранца на иных условиях, нежели указанные в разрешении на использование труда иностранца, или другим работодателем.
Следовательно, действующими нормативно-правовыми актами Украины установлены ограничения относительно использования труда иностранцев, временно пребывающих в Украине, на нескольких рабочих местах (должностях) или двумя и более работодателями, в связи с чем Государственная служба занятости не может выдать более одного разрешения на использование труда иностранца в период действия выданного разрешения.
В свою очередь инспекция отмечает, что разрешение на трудоустройство в Украине не нужно иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Украине (имеют вид на постоянное жительство в Украине).
Иностранные граждане, которые получили высшее образование в Украине и не имеют вида на постоянное жительство в Украине, имеют право работать в Украине при условии получения работодателем разрешения на использование труда иностранца или лица без гражданства.
Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на ЮРЛІГУ в соцсетях. Выбирайте, что вам удобнее — Телеграм t.me/jurliga, Фейсбук https://www.facebook.com/jurliga/ или Твиттер https://twitter.com/jurligaua.
Информация актуальна на 01.06.2015
***
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством или международными договорами Российской Федерации.
Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ) обязаны иметь:
— документ, удостоверяющий личность (паспорт иностранного гражданина или вид на жительство, разрешение на временное проживание, или иные документы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации);
— визу (за исключением случаев въезда на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами);
— уведомление о прибытии иностранного гражданина (отрывная часть с отметкой Миграционной службы);
— миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию (освобождаются от заполнения миграционных карт Российской Федерации при пересечении государственной границы и могут находиться на территории России без их наличия граждане Республики Беларусь).
Иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации, обязаны встать на учет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на гарантированное соблюдение конституционных прав каждого, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, а также на реализацию национальных интересов в сфере миграции. Органы миграционного учета, в соответствии с законодательством, фиксируют и обобщают сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях формирования полной, достоверной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий этих перемещений, управления в кризисных ситуациях, а также для решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Российское законодательство выделяет три категории иностранных граждан:
— временно пребывающие в Российской Федерации;
— временно проживающие в Российской Федерации;
— постоянно проживающие в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства определяется сроком действия выданной ему визы. В случае прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, этот срок не может превышать 90 суток. При получении разрешения на работу (с обязательным заключением договора)- на срок действия договора, но не более 1 года с момента въезда на территорию России.
Срок временного проживания в Российской Федерации иностранного гражданина составляет 3 года. Разрешение на временное проживание может быть выдано временно пребывающему иностранному гражданину в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.
Срок постоянного проживания в Российской Федерации иностранного гражданина (по виду на жительство) не ограничен. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на 5 лет и может продлеваться по его заявлению каждые пять лет многократно.
Иностранный гражданин обязан покинуть территорию России, если срок действия его визы или иной срок временного пребывания, предусмотренный законодательством или международным договором, истек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен или сокращен, если изменились условия и обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Если иностранный гражданин уклонился от исполнения этой обязанности, то, как лицо, утратившее законные основания для дальнейшего пребывания или проживания в Российской Федерации, он может быть принудительно выслан из России (депортирован).
Постоянно проживающий (по виду на жительство) иностранный гражданин вправе свободно избирать место жительства в пределах Российской Федерации, за исключением территорий, для въезда на которые, в соответствии с законодательством, требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий утверждается Правительством Российской Федерации.
Проверять документы у иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России имеют право лишь сотрудники миграционной службы и сотрудники полиции при наличии достаточных оснований подозревать их в нарушении законодательства, в том числе и миграционного. При этом и сотрудник полиции, и сотрудник миграционной службы обязан представиться и предъявить служебное удостоверение.
Если у иностранного гражданина украли или он потерял документ, удостоверяющий личность, он должен заявить об этом в органы внутренних дел по месту совершения кражи или утраты документа. Восстановить утраченный документ можно лишь в консульском учреждении государства своей принадлежности.
Если сотрудники полиции изъяли у иностранного гражданина документ, удостоверяющий его личность, это незаконно. За такого рода незаконные действия должностное лицо может быть привлечено к ответственности. В таких случаях иностранному гражданину необходимо обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, в Управление собственной безопасности ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В случае непринятия должностными лицами органов внутренних дел мер по его жалобе иностранный гражданин вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
К административной ответственности иностранного гражданина можно привлечь, если он:
— нарушил правила въезда на территорию России или режим пребывания (проживания) в России (порядок миграционного учета, передвижения, транзитного проезда через территорию России, выбора места пребывания или жительства);
— не имеет документов ( в том числе потеряны), подтверждающих его право на пребывание( проживание) на территории России, и он не подал заявления об их утрате в милицию;
-не уведомил миграционную службу о своем проживании в России или уклоняется от выезда из России по истечении срока пребывания;
— уклоняется от прохождения иммиграционного контроля, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном миграционной службой для временного пребывания, а также нарушает правила пребывания в указанных местах или уклоняется от предоставления сведений или предоставляет недостоверные сведения во время определения статуса иммигранта в России;
— занимается деятельностью, не соответствующей цели его приезда в Россию (например, въехал с частным визитом, а сам работает);
— совершил иное административное правонарушение.
Необходимо знать, что иностранный гражданин, не соблюдающий Российское законодательство, может быть не только оштрафован, но и выдворен из Российской Федерации. Решение об административном наказании в отношении иностранного гражданина принимает либо должностное лицо миграционной службы, либо суд. Причем, решение о выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации принимает исключительно суд.
Если иностранному гражданину предлагают уплатить штраф без составления протокола и выдачи квитанции, то это незаконно. О таких фактах обязательно нужно сообщать в Управление собственной безопасности ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.