Индивидуальное жилищное строительство

Содержание

Таблица отличий от других ВРИ

Утвержденный законом классификатор ВРИ в разделе «Жилая застройка», содержит, кроме ИЖС, ещё один вид разрешений, который допускает строительство на участке жилых трехэтажных домов. Это — ЛПХ, разрешающее ведение на участке личного подсобного хозяйства. К этому ВРИ относятся и популярные у горожан дачные участки, входящие в состав СНТ и ДНТ.

Наименование ВРИ Чем отличается от ИЖС
Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  1. Участок может входить в состав земли населенного пункта или быть с/х назначения.
  2. На участке разрешено выращивание с/х продукции и скота.
  3. Обычно такие ЗУ располагаются вне поселений, поэтому подведение к ним коммуникаций затруднено.
  4. Прописаться на участке можно только при условии, что он принадлежит к землям поселений, но дело это хлопотное.
Садовые некоммерческие товарищества (СНТ) и дачные некоммерческие партнерства (ДНП)
  1. Строить на таких участках разрешается только летние дома, для круглогодичного проживания непригодные. Соответственно, и возможность прописки в этих домах отсутствует.
  2. Коммуникации на такие участки подводятся за счет средств товарищества или партнерства, государство никакой помощи не оказывает.
  3. Доступная социальная инфраструктура отсутствует.
  4. Цены на потребляемые энергоресурсы на таких участках обычно выше государственных.

ЗУ под ИЖС обязан находиться в пределах границ населенных пунктов, и это изначально предполагает возможность его использования для постоянного места жительства (ПМЖ).

То есть, в непосредственной близости от такого участка находятся все энергоснабжающие коммуникации и дороги, и собственнику надо только присоединить к ним соответствующие системы дома после его постройки.

Обратите внимание! Статусом ПМЖ могут обладать и участки ЛПХ, но только если они тоже располагаются на территории какого-либо поселения.

Краткие пошаговые инструкции по приобретению ЗУ под возведение дома

Получить ЗУ под ИЖС можно:

  • купив у частного лица или приняв участие в аукционных торгах государственных земель;
  • взяв в аренду из государственных фондов, опять-таки, посредством аукциона;
  • воспользовавшись правом его бесплатного получения;
  • поменяв на ИЖС существующий ВРИ ЗУ.

Аукцион

Необходимость организации аукционных торгов при продаже государственных ЗУ для ИЖС предписывается статьей 39.3. ЗК РФ.

Аукцион участков под ИЖС инициируется муниципальными властями, информацию о его начале можно узнать либо в администрации, либо в местных СМИ.

Для участия в нем гражданину необходимо:

  1. Подать заявление соответствующей формы в муниципалитет, указав в нем, что надел приобретается в собственность.
  2. Предоставить в администрацию документ, удостоверяющий личность.
  3. Внести в кассу аукциона необходимую сумму задатка.
  4. Принять участие в аукционе.

Начальную цену предлагаемого земельного участка устанавливает администрация, она же определяет шаг торгов. Договор купли-продажи земли заключается с тем участником аукциона, который заплатил максимальную цену, и на основании этого договора он уже может оформлять право собственности на участок.

Покупка у частного лица

Процесс приобретение земельного надела под ИЖС, находящегося в частной собственности, состоит из 5 основных этапов:

  1. Поиск подходящего ЗУ (через интернет или при помощи кадастровой карты).
  2. Тщательная проверка документации на участок, в частности, внимательное ознакомление с выпиской из ЕГРН на него.
  3. Предоставление задатка продавцу.
  4. Оформление сделки купли-продажи надела в Росреестре.
  5. Проверка законности сделки при помощи запроса информации об участке из Единого Государственного реестра.

Важно! В выписке из ЕГРН обязательно должны быть указаны точные размеры и границы надела, его принадлежность к землям населенных пунктов и вид его разрешенного использования ИЖС.

Подробную инструкцию по грамотной покупке земельного участка под ИЖС вы можете найти в этой статье.

Аренда

Земельные наделы в аренду предоставляются из государственных земельных фондов на основании статей V главы ЗК РФ. Муниципальные власти, предлагающие участки в аренду, объявляют соответствующий аукцион.

Для приобретения земельного надела в аренду будущему арендатору необходимо:

  1. Подать заявление в муниципалитет на участие в аукционных торгах, в котором необходимо указать свое желание взять надел в аренду.
  2. Подождать месяц, и если по истечении этого муниципальные власти примут по результатам аукциона положительное решение, то можно составлять договор аренды ЗУ на предлагаемый арендодателем срок.

Обычно срок аренды земельных наделов составляет три года, при этом арендатор обязуется за время действия договора выстроить на участке жилой дом, а также ввести его в эксплуатацию. При соблюдении этого условия ближе к концу арендного срока арендатор ЗУ может получить его в собственность вместе с построенным на нем домом.

О том, что такое аренда земельного надела под ИЖС и как ее правильно оформить, мы рассказывали в отдельной статье.

Бесплатное получение

Правом бесплатного получения ЗУ обладают лишь некоторые, льготные категории граждан. Их общее перечисление содержит статья 39.5 ЗК РФ, однако региональные законодательные органы могут этот список корректировать. Воспользоваться этим правом льготник может только один раз в жизни.

Оформление ЗУ в безвозмездное пользование предусматривает следующий порядок действий:

  1. Самостоятельный поиск подходящего земельного надела.
  2. Его согласование с местной администрацией и подача заявления о его выделении.
  3. После получения решения о возможности выделения надела, поставка его на кадастровый учет и составление специалистами его кадастрового плана.
  4. Проверка инженерных коммуникаций, существующих на территории ЗУ и составление их плана.
  5. Получение разрешения на строительство.
  6. Регистрация права на землю.

Важно! С 2018 года процедура постановки ЗУ на кадастровый учет без проведения его межевания невозможна.

Собственник, получивший участок в безвозмездное пользование, обязан построить на его территории дом, зарегистрировать право собственности на него и использовать его, как ПМЖ.

Оформление недвижимости в собственность

Жилой дом, построенный на участке под ИЖС, необходимо обязательно зарегистрировать. Заявление о регистрации дома подается в органы Росреестра. При этом заявителю необходимо будет предоставить следующие документы:

  1. личный паспорт;

  2. разрешение на строительство;

  3. кадастровый паспорт на участок застройки;

  4. документ, подтверждающий права владельца на него;

  5. акт о том, что дом принят в эксплуатацию (если он построен до 2015 года);

  6. справка об уплате госпошлины.

Перевод других ВРИ

Возможность перевода земель одного целевого назначения на другое предусмотрена статьей 8 ЗК РФ. На ИЖС обычно переводят земли садоводств и личные подсобные хозяйства, для чего собственнику участка необходимо:

  1. Подготовить необходимые документы.
  2. Подать их в муниципалитет вместе с заявлением соответствующей формы.
  3. Дождаться решения муниципальных органов.
  4. В случае положительного решения оформить новый ВРИ в ЕГРН.

О том, как перевести землю в ИЖС, говорится , а о том, как осуществить перевод земли из ИЖС в коммерческую категорию, рассказано .

Уточнены параметры объекта индивидуального жилищного строительства

Hannamariah / .com

В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, вступившими в силу 4 августа, под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Предусмотрено, что параметры, установленные Градостроительным кодексом РФ для объектов ИЖС, применяются также к жилым домам и индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено законодательством (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ).

Градостроительный кодекс РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми при строительстве, реконструкции объектов ИЖС и садовых домов не требуется выдача разрешения на строительство. Вместе с тем в таких случаях застройщик должен будет подать в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве (реконструкции). Уполномоченный орган после проверки представленных застройщиком документов направит ему уведомление о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

До какой даты сохранен упрощенный внесудебный административный порядок легализации объектов индивидуального жилищного строительства, создаваемых или созданных на земельных участках, предназначенных для этих целей? Узнайте из материала «Самовольная постройка» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

После окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщику необходимо будет подать в уполномоченный орган соответствующее уведомление, по результатам проверки которого уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям. Минстрой России уже подготовил проект1 соответствующих уведомлений.

Объект ИЖС, разрешение на строительство которого получено до дня вступления в силу рассматриваемого закона, может превышать параметры, указанные в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции этого закона), при условии, что параметры данного объекта соответствуют разрешению на строительство.

1 С текстом проекта приказа Минстроя России «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/08-18/00082994).

Понятие «объект индивидуального жилищного строительства» предлагается приравнять к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»

Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона N 302153-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2017 года

Предложенными Правительством РФ поправками предлагается, в том числе:

ввести в Градостроительный кодекс РФ понятие «объект индивидуального жилищного строительства» (это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости), и приравнивание данного понятия к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»;

исключить необходимость подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции объекта ИЖС, садового дома (застройщик вправе по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к указанному объекту, дому);

определить порядок принятия решений о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, обеспечении сноса самовольных построек или их приведении в соответствие с установленными требованиями;

предусмотреть, что (в случае если это установлено законом субъекта РФ) обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа;

расширить основания для приостановления регистрации прав на недвижимое имущество регистратором (в том числе если в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенного, реконструированного объекта ИЖС, садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство);

предусмотреть, что до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемом строительстве указанных объектов и уведомлений об окончании строительства таких объектов.

Термин «индивидуальное жилищное строительство» используется очень часто в подзаконных актах советского периода. Нередко он используется и сейчас

Довольно часто встречается термин «малоэтажное жилищное строительство». В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 20 июня 1993 г. N 595 «О Государственной целевой программе «Жилище“ основным направлением структурных изменений в архитектуре и градостроительстве является постепенный переход на преимущественно малоэтажное строительство в один-два этажа с приусадебными участками с сохранением многоэтажного жилищного строительства только для оборудованных инженерной инфраструктурой зон крупных и крупнейших городов.

Индивидуальное жилищное строительство имеет место не только в случае долевого финансирования строительства, но и в случае, когда финансирование осуществляется одним участником, желающим, например, иметь в собственности коттедж для проживания своей семьи и располагающий необходимыми для этого средствами. В данном случае отсутствует один из признаков правоотношений, регулируемых Федеральным законом «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, — долевое участие. Здесь можно вести речь только об участии, но не долевом, так как финансирует строительство только одно лицо. Однако по всем остальным показателям имеют место именно правоотношения в сфере строительства. Для них также свойственны практически все характеристики, предусмотренные названным Законом.

Понятие „индивидуальное жилищное строительство“ резко ограничивает круг субъектов рассматриваемых правоотношений. Так, со стороны заказчиков (участников) строительства здесь могут выступать только физические лица. Это дает дополнительные возможности для широкого применения законодательства о защите прав потребителей. Важна и цель правоотношений — приобретение жилья для личных, семейных нужд. Что же касается упомянутого выше Федерального закона, то он имеет универсальное применение, так как регламентирует правоотношения и с участием юридических лиц, выступающих в качестве дольщиков.

Перечисленные признаки характеризуют индивидуальное жилищное строительство как разновидность жилищного строительства и позволяют отличать рассматриваемый вид. Говоря о понятии «индивидуальное жилищное строительство“ стоит отметить, что это одна из составляющих понятия «жилищное строительство“.

Понятие объекта правоотношений важно для определения сущности индивидуального жилищного строительства.

В широком смысле объектом индивидуального жилищного строительства являются дома, предназначенные для индивидуального пользования гражданина (нескольких граждан, семьи), и объекты малоэтажного строительства.
В узком смысле в качестве объекта рассматриваемого вида строительства принято считать отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).

В Постановлении Госстроя России от 22 февраля 1994 г. N 1 «О современных направлениях в градостроительстве и жилищной политике России“ различаются понятия „индивидуальные жилые дома“ и „малоэтажные жилые дома“. При этом четкого определения ни первому, ни второму понятию не дается. О различном понимании индивидуального и малоэтажного строительства может говорить буквальное толкование положений Постановления. Разновидностью малоэтажного строительства являются блокированные дома с небольшими приквартирными участками. К ним относятся жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Кроме этого, различают многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Таким образом, по объекту индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство различаются. В литературе можно встретить различные определения. Например, индивидуальные жилые дома — это жилые дома с количеством этажей не более трех. Малоэтажные жилые дома — это жилые дома с количеством этажей не более чем три. Считаю, что приведенные определения требуют конкретизации, а именно: в первом случае дома предназначаются для проживания отдельных семей, а во втором случае — для проживания двух и более семей.

Объекты индивидуального жилищного строительства различаются в зависимости от их территориального расположения. Преимущественно данные объекты строятся в сельской местности. Крестьянский дом может быть отдельно стоящим или блокированным, оборудованным автономными системами жизнеобеспечения с максимальным использованием возобновляемых источников энергии. Могут быть разработаны следующие разновидности построек как в зоне существующих поселений, так и за их пределами:

  • отдельные поселки или группы домов;
  • отдельные дома с большими садово-огородными участками, крестьянскими подворьями или фермерскими хозяйствами.

Немаловажно для точного понимания объекта индивидуального жилищного строительства уточнить значение понятия многоквартирного дома.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ впервые на федеральном уровне закрепил понятие „многоквартирный дом“. Принципиально важно, что упомянутый Федеральный закон в соответствии с назначением здания разделил понятия «жилой дом» и «многоквартирный дом».

Понятие многоквартирного дома раскрывается в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, в соответствии с которым под многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

По мнению П.В. Крашенинникова, под многоквартирным домом понимается строение, разделенное на отдельные жилые помещения, как правило квартиры, предназначенное для проживания граждан и отвечающее соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-техническим требованиям.

Европейская экономическая комиссия ООН полагает, что отдельную категорию составляют двухквартирные жилые дома. Выделение двухквартирных домов в отдельную категорию возможно в зависимости от структуры такого дома, поскольку и в обычном доме тоже может быть общее имущество собственников. Однако в некоторых случаях двухквартирные дома характеризуются тем, что общей собственности на предметы общего пользования не возникает.

В целом можно отметить, что некоторые объекты индивидуального жилищного строительства можно рассматривать с учетом отмеченной выше позиции как многоквартирные дома.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что определение понятия «индивидуальное жилищное строительство» имеет существенное значение, в первую очередь для правового регулирования правоотношений, возникающих в важнейшей сфере человеческой деятельности.

Особенности оформления прав на объекты индивидуального жилищного строительства

Журнал «Загородный дом», ноябрь 2008 г.

Константин Зернин, Заместитель Генерального директора по юридическому консалтингу.

Объектами индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) по действующему градостроительному законодательству являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи.

Цель законодателя при оформлении прав на объекты недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, — легитимность созданных и создаваемых объектов (зданий, строений, сооружений). Это достигается, во-первых, соблюдением требований закона при строительстве, во-вторых, наличием необходимых документов для регистрации права собственности.

Соблюдение требований закона при строительстве объектов фактически гарантирует то, что права будут зарегистрированы без лишних проблем. Если говорить в целом о строительстве, наиболее важными вехами, контрольными точками можно назвать появление трех документов:

  • проектная документация на создаваемый объект
  • разрешение на строительство
  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Когда мы говорим об индивидуальных домах, следует отметить, что законодатель существенно облегчил процедуру строительства. Так пункт 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) устанавливает правило, в соответствии с которым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства подготовка проектной документации не требуется.

Разрешение на строительство также получается в упрощенном порядке, поскольку для этого необходимо лишь подать заявление и приложить к нему:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок
  2. градостроительный план земельного участка
  3. схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС.

По окончании строительства на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, также как и на другие объекты, выдается соответствующее разрешение.

При регистрации прав на объекты ИЖС также существуют особенности, но они действуют при следующих условиях:

Основаниями для государственной регистрации права собственности на объект ИЖС в данном случае являются:

  • документы, подтверждающие факт создания объекта ИЖС и содержащие его описание
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект ИЖС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) документами подтверждающими факт создания объекта ИЖС являются кадастровый паспорт такого объекта и разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию. Иными словами для того, чтобы зарегистрировать за собой право собственности на объект ИЖС в регистрирующий орган необходимо предоставить лишь кадастровый паспорт на сам объект, разрешение на ввод в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок. Разрешение на строительство предоставлять не требуется, за исключением случаев регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.

Важно отметить, что в настоящее время идет переходный период – выстраивается новая система градостроительной деятельности. В связи с этим до 1 января 2010 года при регистрации права собственности на индивидуальные дома не требуется предоставление разрешения на ввод в эксплуатацию, что существенно облегчило процедуру, поскольку позволяет проводить регистрацию лишь на основании кадастрового паспорта и правоустанавливающего документа на земельный участок.

В этом случае основополагающим документом является правоустанавливающий документ на землю, однако именно с этим на практике возникает наибольшее количество проблемных ситуаций, которые отличаются своей специфичностью и сложностью. Отсутствие надлежащего оформления прав на землю ведет к признанию факта самовольного строительства объекта ИЖС. А это означает невозможность регистрации права собственности на них и решение о сносе построенных объектов.

Кроме того, наличие в законе по сути льготного порядка регистрации, действующего до 1 января 2010 года, на практике ведет к злоупотреблениям в виде создания объектов ИЖС вообще без разрешения на строительство с целью регистрации права собственности на него до наступления указанного выше срока. При этом, как правило, не обращается внимание на то, что статьей 9.5 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в виде административных штрафов: для граждан до 5 тысяч рублей, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей до 50 тысяч рублей, юридических лиц до 1 миллиона рублей. И это наказание может накладываться неограниченное количество раз, пока правонарушение не будет устранено в силу его длящегося характера.

Как ввести в эксплуатацию объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС)?

Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в эксплуатацию подтверждает, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства выполнены в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и построенный, реконструированный объект полностью соответствует градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).

Разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию является основанием для постановки построенного объекта на государственный учет (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ).

Обратите внимание! До 1 марта 2018 года нет необходимости получать разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также представлять разрешение для осуществления технического учета (инвентаризации) этого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта объекта (ч. 4 ст. 8 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ в ред. Закона от 28.02. N 20-ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации ).

Порядок ввода построенного объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию в каждом муниципальном образовании регулируется нормативным актом администрации соответствующего муниципального образования.

Для получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию советуем придерживаться следующего алгоритма.

1. По окончании строительства объекта ИЖС подготовьте заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ).

Форма и содержание заявления утверждаются нормативным актом соответствующего муниципального образования.

2. Подготовьте документы, необходимые для выдачи разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию.

К заявлению прилагаются следующие документы (ч. 3 ст. 55 ГрК РФ):

— правоустанавливающие документы на участок земли. Такими документами могут являться, например, свидетельство о праве собственности, документ-основание выдачи свидетельства о праве собственности — свидетельство о праве на наследство, договор дарения, купли-продажи и т.д.

— градостроительный план земельного участка, выдаваемый органом местного самоуправления (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ)

— разрешение на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения участка земли (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ)

— технический план объекта капстроительства, который выдается кадастровым инженером (Постановление Правительства РФ от 01.03. N 175 Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ст. 41 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости )

— акт приемки объекта капстроительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора)

— документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капстроительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство

— схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах участка земли и планировочную организацию участка земли и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком либо заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора)

— документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капстроительства техническим условиям и подписанные представителями компаний, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии)

— заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капстроительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капстроительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГрК РФ.

3. Обратитесь с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию в администрацию соответствующего муниципального образования или в МФЦ (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ).

Обратиться в МФЦ можно при наличии у администрации муниципального образования соглашения о взаимодействии с МФЦ. Правильность оформления документов проверяет администрация муниципального образования.

4. Представьте объект ИЖС для осмотра.

В зависимости от требований порядка, установленного соответствующим муниципальным образованием для ввода объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, может потребоваться представление построенного объекта ИЖС для осмотра.

5. Получите разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Выдача разрешения осуществляется в порядке и сроки, утвержденные нормативным актом соответствующего муниципального образования.

Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию должно быть заполнено в соответствии с утвержденным порядком (ч. 11 ст. 55 ГрК РФ).

Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем техплан объекта капитального строительства (ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ).

Примечание. В случае отказа в выдаче разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию указываются причины принятого решения, а само решение об отказе может быть оспорено в судебном порядке (ч. 6, 8 ст. 55 ГрК РФ).

Обратите внимание! С момента регистрации права собственности на объект ИЖС в отношении этого объекта у вас появляется обязанность по уплате налога на имущество физических лиц (ст. 401 НК РФ).

Кроме того, по завершению строительства вы имеете право вернуть уплаченный ранее НДФЛ путем применения имущественного налогового вычета.

Алексей Кулебякин

В статье использованы материалы Электронного журнала Азбука права и заместителя Председателя Президиума Коллегии адвокатов Грибаков, Поляк и партнеры Поляк М.И.

Принадлежность земли ИЖС

Согласно действующему законодательству, целевое использование ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) возможно лишь на территориях населенных пунктов — это должно быть отражено в ГП (Генеральном плане развития территорий) каждого муниципального образования. Справедливости ради скажем, что Генплан также может включать земли ЛПХ (личного подсобного хозяйства) и дачного строительства в территории, предназначенные для строительства, о чем мы расскажем впоследствии. Что до ИЖС, то в другой статье по этой теме эксперты отмечали отличия ИЖС и дачной застройки. Здание на землях ИЖС регистрируется как жилой дом, получает милицейский адрес для почты и прописки. Подключение к инженерным схемам остается за поставщиками энергоресурсов. Особенность ИЖС — в получении разрешения на строительство к ИЖС, где предъявляются строгие требования в части расположения зданий, проектирования и т. п.:

  • от лицевого фасада жилого дома до забора, выходящего на улицу, должно быть не менее пяти метров;
  • от стены капитальной постройки до забора с соседним участком — не менее трех метров;
  • от границ участка ИЖС до хозпостроек — свыше трех метров;
  • расстояние между каменными домами — от 10 метров и больше;
  • пожарный разрыв между деревянными домами — минимум 15 метров;
  • туалеты и выгребные ямы — более метра до соседней земли;
  • расстояние от скважины до септика – не менее 15 метров

Граждане, покупая участок под ИЖС, претендуют на услуги муниципалитета: выезд полиции и пожарной охраны, предоставление детского сада, школы и обслуживания в поликлинике и больнице. Другой вопрос, готова ли мэрия к финансированию? Нередко она относится к ИЖС как к нелюбимому детищу, направляя деньги на более важные для нее проекты — строительство дорог, капремонты, социальную инфраструктуру в традиционных и более населенных поселениях. Совет. Покупая землю под ИЖС, обратитесь к Генеральному плану развития территорий и, конкретно, перспективе застройки. Может статься, что в сотне метров от вашего уютного домика вырастут высотки из стекла и бетона, и их жильцы будут смотреть в ваши окна. Именно так и произошло в Краснолесье пару лет назад.

Особенности индивидуальной жилой застройки

Требования прописаны в федеральном законодательстве, однако субъектам на местах позволено уточнять нормы участка под ИЖС. К примеру, закон нигде не оговаривает минимальную и максимальную площадь участка, тогда как депутаты Белоярского и Сысертского ГО сумели определить нижнюю и верхнюю границу. Если вас они устраивают, смело стройтесь. Если считаете, что нарушены конституционные права, подавайте в суд с указанием незаконных действий народных избранников. Иначе рискуете стать нарушителем локального нормативного акта. Пример. В Сысертском районе минимум при дачном строительстве составляет 6 соток, максимум не оговорен. Норма участка под ИЖС — минимум 4 сотки, максимум — 35. В Белоярском районе дачный участок находится в коридоре 4-30 соток, ИЖС — 4-20 соток. Обращаем внимание, что налог на землю ИЖС обычно получается выше того, которым облагается дачная застройка или ЛПХ за счет более высокой кадастровой стоимости земли. По всей вероятности, это обусловлено привязкой к муниципалитету и оплате всех благ цивилизации. И, как говорилось выше, органы муниципальной власти не спешат построить дороги и детские сады на новых территориях. Идеальный вариант — приобрести земельный участок под ИЖС в организованном коттеджном поселке, где вся инфраструктура уже построена, а управляющая компания (УК Вилла) сама заинтересована в правильном содержании и своевременном ремонте инфраструктуры. Остались вопросы? Позвоните нам по телефону +7 (343) 339-45-91 или напишите нам на почту: mail@villa66.ru. Мы с радостью вам поможем разобраться в том, что такое ИЖС.

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство

Основная статья: Исходно-разрешительная документация

Согласно требованиям ч. 9, ст. 51 ГрКРФ:

«9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет… заявление о выдаче разрешения на строительство. <…> 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. <…> 19. …

Заявитель освобожден от обязанности в предоставлении правоустанавливающих документов на земельный участок и градостроительного плана. так как: в части 9.1.ст. 51 ГрКРФ уточнено, что » документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно». (часть 9.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет».

Размеры и общий план

См. также: Градостроительный регламентСтроительство частного дома

Согласно «Общим положениям» СП 55.13330.2011, СНиП, в состав помещений одноквартирного жилого дома как минимум входят: жилая комната, кухня-столовая, ванная комната (душевая), туалет, кладовая (встроенные шкафы), при отсутствии централизованного теплоснабжения — помещение теплогенераторной. Должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение. Минимальные площади помещений: общая жилая комната, гостиная — 12 м²; спальня — 8 м² (при размещении её в мансарде — 7 м²); кухня — 6 м² (при наличии газового котла — 8 м²). Ширина кухни, кухонной зоны — 1,7 м; передней — 1,4 м; внутриквартирных коридоров — 0,85 м; ванной — 1,5 м; туалета — 0,8 м. Высота жилых комнат и кухни — не менее 2,7 м (в IА, IБ, IГ, IД и IIA климатических районах по СНиП 23-01), в остальных — не менее 2,5 м; в мансарде не менее 2,3 м; в коридоре не менее 2,1 м. Усадебный, одно-двухквартирный дом по санитарно-бытовым условиям должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов — не менее чем на 3 м. До границы соседнего приквартирного участка расстояния должны быть не менее — 3 м. Предельные размеры выделяемых земельных участков под ИЖС до 2015 года составляли: в городе — до 0,10 Га; в городских поселках — до 0,15 Га; на селе — до 0,25 Га.

Проект на объект индивидуального жилищного строительства

Основные статьи: Архитектурный проект, Проектная документацияПлан частного дома. Финляндия, 1937 год

Проект на строительство частного жилого дома включает в себя две основные части: архитектурно-строительную и инженерную.

В примерный состав проектно-технической документации входят (по СП 11-111-99 и СПДС):

  1. Ситуационный план (М1:500);
  2. Топосъемка участка с прилегающей частью улицы (М1:500);
  3. Генеральный план участка: с вертикальной планировкой и привязкой проекта к местности (М1:200—1:1000);
  4. План подвала (техподполья, цокольного этажа);
  5. Планы этажей (М1:100, 1:50);
  6. Фронтальный и боковой фасады зданий (М1:50, 1:100);
  7. Разрезы дома (характерные) (М1:100, 1:50);
  8. Планы перекрытий и покрытий неповторяющихся этажей (М1:100);
  9. План и спецификация элементов стропильной конструкции крыши (М1:100);
  10. План кровли (М1:100, 1:200);
  11. План фундаментов (М1:100, 1:50);
  12. Сечение фундаментов (продольные и поперечные разрезы), характерные архитектурно-строительные узлы и детали (М1:10, 1:20);
  13. Общая пояснительная записка и технико-экономические показатели;
  14. Сметно-финансовый расчет стоимости строительства;
  15. Чертежи инженерного обеспечения (по заданию на проектирование);
    1. Раздел по электрике, принципиальная схема и главный распределительный щит, схема громоотводной установки;
    2. Раздел по водопроводу и канализации, схема канализационной установки, аксонометрическая схема установки холодной и горячей воды;
    3. Раздел по отоплению и вентиляции, схема установки системы отопления;
    4. Раздел по газовой установке, схема расположения газовой установки;
  16. Паспорт проекта.

Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов ИЖС (ч. 2, ст. 49 ГрКРФ). Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (ч. 3, ст. 48 ГрКРФ).

Паспорт проекта частного жилого дома

Примерный перечень материалов, входящих в паспорт проекта частного жилого дома (СП 11-111-99):

  1. Договор на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке;
  2. Постановление Администрации о разрешении строительства;
  3. Документ, удостоверяющий право застройщика на земельный участок;
  4. Архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
  5. Задание на проектирование частного жилого дома и хозяйственных построек;
  6. Ситуационный план;
  7. Выкопировка из генерального плана соответствующей градостроительной документации;
  8. Инженерно-геологические изыскания (при необходимости);
  9. Технические условия присоединения к инженерным сетям (ТУ) со схемой;
  10. Планы этажей, фасады, разрезы;
  11. Акт о натурном установлении границ земельного участка и разбивки строений (со схемой выноса в натуру).

Регистрация ИЖС

См. также: Дачная амнистия

Основаниями для регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, являются:

  1. документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
  2. правоустанавливающий документ на земельный участок (если право заявителя ранее не было зарегистрировано).

Согласно ч. 4, ст. 25.3 № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства и содержащими описание такого объекта, являются кадастровый паспорт и разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта в эксплуатацию. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регулируется ст. 55 ГрКРФ.

Технический и кадастровый (после присвоения почтового адреса) паспорт здания — выдается в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Составление технического плана регламентируется ст. 41 № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

> См. также

  • Объект капитального строительства
  • Жилище
  • ЛПХ
  • Подворье

Примечания

  1. ГрК РФ, Статья 51. Разрешение на строительство / КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения 14 марта 2016.
  2. СНиП 2.07.01-89. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений.
  3. МДС 41-2.2000. Инструкция по размещению тепловых агрегатов, предназначенных для отопления и горячего водоснабжения одноквартирных или блокированных жилых домов.
  4. СНиП 2.08.01-89. Жилые здания.
  5. СНиП 2.07.01-89. Приложение 1: Противопожарные требования.
  6. В соответствии с «Правилами землепользования и застройки» муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 33 ЗК РФ — статья отмеена в 2015 году
  7. Состав проекта жилого дома (Компания «Парфенон»). Архивировано 23 апреля 2009 года.
  8. Приказ Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 № 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества».
  9. Приказ Минюста РФ от 18.02.2008 № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка».
  10. Состав необходимых для кадастрового учета документов устанавливается ст. 22 № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

Литература

  • Справочник индивидуального застройщика. От расчетных формул до экономии материалов / Сост. В. И. Рыженко. — М., 2005. — 448 с.
  • Асаул А. Н., Денисова И. В. Развитие индивидуального жилищного строительства на селе (на примере Ленинградской области). — СПб.: СПбГАСУ, 2002.
  • Асаул А. Н. и др. Теория и практика малоэтажного жилищного строительства в России. — СПб.: «Гуманистика», 2005. — 563 с.
  • ТСН 301-97-ЯО. Индивидуальная застройка в Ярославской области. Часть I. Порядок разработки и согласования проектной документации для индивидуального строительства
  • РСН 70-88. Порядок разработки и согласования проектной документации для индивидуального строительства в РСФСР
  • СП 11-111-99. Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства
  • СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства
  • СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные (СП 55.13330.2011)
  • НПБ 106-95. Индивидуальные жилые дома. Противопожарные требования
  • СП 31-106-2002. Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов
  • МДС 40-2.2000. Пособие по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов

Индивидуальное жилищное строительство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *