Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства как субъекты предпринимательской деятельности

Хозяйственные партнерства – это созданная 2 или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с ФЗ «О хозяйственных партнерствах» принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники – граждане и (или) юридические лица. ФЗ «О хозяйственных партнерствах» может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юрид. лиц в партнерствах.

Партнерство не может быть учреждено 1 лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с 1 участником. Если число участников партнерства уменьшится до 1 участника, партнерство подлежит реорганизации в соответствии с указанным ФЗ или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юрид. лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено ФЗ.

Число участников партнерства не должно быть более 50. В случае, если число участников партнерства превысит установленный предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юрид. лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено ФЗ.

Права и обязанности:

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных ФЗ, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Права:

1) участвовать в управлении деятельностью партнерства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством;

2) получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией в установленном указанным ФЗ и соглашением об управлении партнерством порядке;

3) продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли в складочном капитале партнерства (если иное не установлено соглашением об управлении партнерством) партнерству, одному участнику партнерства или нескольким участникам партнерства либо другому лицу в порядке, установленном ФЗ, или в ином, установленном соглашением об управлении партнерством, порядке;

4) получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость в порядке, установленном ФЗ и соглашением об управлении партнерством;

5) выйти из партнерства, заявив об отказе от участия в партнерстве, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством, или потребовать приобретения партнерством, участниками партнерства или иными лицами принадлежащей им доли в складочном капитале партнерства в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмисс. ценных бумаг.

Партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.

Обязанности:

1) вносить вклады в складочный капитал партнерства в порядке, в размерах и в сроки, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.

3) Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства, если иное не предусмотрено ФЗ и (или) соглашением об управлении партнерством. Устранение всех участников партнерства от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается.

4) Каждый участник партнерства вправе знакомиться со всей документацией партнерства. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению об управлении партнерством, ничтожны.

Помимо прав и обязанностей, предусм. ФЗ «О партнерстве», иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам РФ условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим ФЗ такие положения должны содержаться в уставе партнерства.

Учредительные документы:

Устав партнерства – это учредительный документ партнерства.

Устав партнерства должен содержать:

1) полное фирменное наименование партнерства;

2) сведения о целях и видах деятельности партнерства;

3) сведения о месте нахождения партнерства;

4) сведения об общем размере и о составе складочного капитала партнерства;

5) сведения о порядке хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

6) сведения о наличии или об отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии в соглашении об управлении самого партнерства;

7) порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Изменения вносятся в устав партнерства по единогласному решению участников партнерства. Изменения, внесенные в устав партнерства, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменения, внесенные в устав партнерства, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Первоначальный капитал:

Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства.

Органы управления:

В партнерстве образуется единоличный исполнительный орган партнерства (генеральный директор, президент и другие), избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определяются уставом. При учреждении партнерства единоличный исполнительный орган партнерства, являющийся постоянно действующим исполнительным органом партнерства, избирается решением учредителей партнерства. Функционирование партнерства без избранного единоличного исполнительного органа партнерства не допускается. Сведения о единоличном исполнительном органе партнерства и о его изменении вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Иные органы партнерства, если их образование предусмотрено соглашением об управлении партнерством, не вправе действовать от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами. Единоличный исполнительный орган партнерства не может быть избран не из числа его участников. В качестве единоличного исполнительного органа партнерства выступает физическое лицо.

Ответственность :

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.

Если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним участником партнерства, несколькими участниками партнерства или всеми участниками партнерства.

Статья 96. Основные положения об акционерном обществе

1. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Статья 97. Публичное акционерное общество

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Статья 98. Создание акционерного общества

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.

Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Устав акционерного общества должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве, о размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законом.

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.

5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом.

Статья 99. Уставный капитал акционерного общества

1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества.

Оплата размещаемых обществом дополнительных акций путем зачета требований к обществу допускается в случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах.

3. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.

4. Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше его уставного капитала, общество в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, обязано увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

5. Законом или уставом общества, не являющегося публичным, могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества

1. Акционерное общество в соответствии с законом об акционерных обществах вправе увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.

2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты.

3. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг.

Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества

1. Акционерное общество в соответствии с законом об акционерных обществах вправе уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества.

Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. Права кредиторов в случае уменьшения уставного капитала общества или снижения стоимости его чистых активов определяются законом об акционерных обществах.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, определяются также законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются законом.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Краткое понятие о хозяйственном партнерстве

Хозяйственное партнерство — предприятие, создаваемое как минимум двумя физическими лицами или юридическими лицами. Согласно законодательному акту “О хозяйственных партнерствах” предприятие имеет полную правоспособность, которая ограничивается лишь парой запретов.

По количеству правомочий партнерство превосходит инвестиционное товарищество, но уже уступает такой форме, как ООО.

Целью создания ХП, как и другого любого коммерческого предприятия, служит извлечение максимальной прибыли. Отличительная особенность в том, что внедренная организационно-правовая форма максимально удобна в сфере реализации особо рискованных бизнес-проектов, зачастую связанных с предметами либо интеллектуальной деятельности, либо научной.

На данный момент существует не много организаций в России, имеющих статус хозяйственных партнерств. Одновременно существует весомый размах в их деятельности:

  • ХП “РОСС” — стоянки для транспортных средств;
  • ХП «ВАПСО-ГРУПП» — консультирование относительно управления и коммерческой деятельности;
  • ХП “УРАЛ” и ХП “ПОБЕДА”- производство сельскохозяйственной продукции;
  • ХП “РОДИНА” и ХП “БАЙКАЛОВСКОЕ” — разведение молочного крупного рогатого скота;
  • ХП «СПК «ВОСТОК» — управление финансово-промышленными группами.

Пусть правовая форма вроде хозяйственного партнерства ориентирована на инновационную экономику, многие лица используют ее для традиционных видов деятельности.

Про виды деятельности, которую ведет хозяйственное партнерство согласно ГК РФ, расскажет данное видео:

Виды деятельности

Ст. 2 ФЗ указывает, что хозяйственные партнерства имеют право на любой вид деятельности, что не запрещен законодательством РФ, кроме эмиссии облигаций, иных ценных бумаг. Какой бы вид деятельности ни был избран, запрещается его всяческая реклама. Сам закон принимался с целью облегчения деятельности в венчурной, инновационной сферах и ориентировался на такие виды деятельности:

  • реализация и инвестирование рисковых бизнес-проектов;
  • производство объектов интеллектуального труда;
  • консалтинговые услуги;
  • услуги в сфере искусства;
  • медиа услуги.

Хозяйственное партнерство служит неким промежуточным звеном между товариществами, которые не имеют собственной правоспособности, и хозяйственными обществами, деятельность которых строго регулируется законодательством.

Про плюсы и минусы хозяйственного партнерства читайте ниже.

Особенности организации

Хозяйственные партнерства могут создаваться физическими лицами и юридическими лицами. Наименьшее количество участников — два, максимальное — пятьдесят. Если в предприятии остается единый участник, то партнерство следует ликвидировать, а если количество превышает 50 — преобразовать в АО.

Юридическим лицом партнерство становится после регистрации. Учредительный документ — это устав. Он обязательно содержит:

  • фирменное название (обязательно включающее слова “Хозяйственное партнерство”);
  • разновидности и цель деятельности;
  • местонахождение;
  • размер, состав складочного капитала;
  • сведения об исполнительном органе;
  • наличие соглашения об управлении и сведения о нем.

Интересно, что каждый участник партнерства должен внести свою долю в денежной или иной материальной форме, в виде имущественных прав, но минимальный размер капитала законом не устанавливается. Суммами внесенных вкладов ограничивается ответственность участников относительно долгов и обязательств созданного партнерства.

Отличия от других предприятий

Организационно-правовая форма по вопросам ответственности вкладчиков очень схожа с акционерным обществом. Однако хозяйственные партнерства имеют свои особенности, что отличают их от других предприятий:

  • если кредиторы партнерства — субъекты предпринимательской деятельности, то договоры с ними могут содержать отдельные пункты, предполагающие условия о прекращении обязательств предприятия перед кредиторами;
  • если организации недостает имущества для расчета по обязательствам, они удовлетворяются исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что принадлежат партнерству. Во избежание этого участники могут добровольно удовлетворить обязательства перед кредиторами собственным имуществом;
  • партнерство не может выступать, как учредитель или входить в состав иных юридических лиц, исключая ассоциации и союзы;
  • при создании организации в обязательном порядке следует назначить индивидуального аудитора или аудиторскую организацию;
  • обязательный орган управления — исполнительный орган в виде ген директора или президента — избирается среди участников-физических лиц единогласно;
  • все внутрикорпоративные отношения прописываются внутри соглашения об управлении партнерством, заверенным у нотариуса. Данный документ не оглашается.

Минусы и плюсы

Из особенностей хозяйственного партнерства вытекает его главное преимущество, а именно — максимальная гибкость и свобода в управлении предприятием. Среди недостатков правовой формы можно выделить такие:

  • приватность соглашения об управлении партнерством служит фактором, ограничивающим доверие инвесторов. Партнерство может потерять ряд важных кредиторов, которые не будут достаточно уверены в надежности предприятия при дефиците информации о нем;
  • запрет на рекламу, с одной стороны, защищает денежные средства населения и юридических лиц, учитывая ограниченность ответственности участников партнерства, но, с иной стороны, препятствует привлечению дополнительной выгоды самим партнерством путем рекламирования предоставляемых ими услуг;
  • хозяйственное партнерство не получает никаких налоговых льгот. Раздельное налогообложение для отдельных участников партнерства также не предусмотрено;
  • деятельность партнерства ограничивается запретами на выпуск облигаций и продажу эмиссионных ценных бумаг, учреждение юридических лиц.

Еще одним недостатком в отдельных случаях выступает и главное преимущество хозяйственного партнерства — чрезмерная свобода участников. Ведь при возникновении споров касательно вопросов, не прописанных в уставных документах, нет никаких возможностей у государства для их урегулирования.

Про управление предприятием (хозяйственные партнерства) и ответственность его участников читайте ниже.

Управление и участники

Участниками партнерства являются только те лица, которые внесли какую-либо долю в складочный капитал. Однако это не значит, что участники предприятия будут ним управлять. Это могут делать даже третьи лица, не прописанные в реестре участников. Поэтому соглашение об управлении партнерством имеет огромное значение, ведь может регулировать:

  • право на управление партнерством, непропорциональное вкладу участника;
  • непропорциональное вкладам распределение прибыли или расходов;
  • ограничение прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале;
  • наличие права вето;
  • степень ответственности участников при нарушении ими обязательств перед партнерством.

То есть, соглашение об управлении партнерством вмещает в себя выбор способа управления, структурирует отношения между участниками, степень их влияния на предприятие, устанавливает порядок прав и обязанностей, зачастую различный для разных участников.

Одновременно данный документ может обозначать права и обязанности тех лиц, которые не есть участниками организации. Они невидимы для посторонних лиц, однако участвуют в управлении организацией, возможно даже в процессе распределения прибылей, убытков и расходов.

Помимо способов и органов управления, обозначенных соглашением об управлении, законодательство требует создание только одного исполнительного органа в лице президента или ген директора. Занимать эту должность может только физическое лицо.

Также это физическое лицо обязательно должно быть участником организации, то есть числиться в реестре. Лишь единоличный исполнительный орган наделен властью принимать решения от лица организации в отношениях с посторонними лицами.

Кто есть собственники капитала в хозяйственных партнерствах, а также порядок распределения прибыли и убытков — все это расписано ниже.

Порядок распределения прибыли и убытков

Как уже упоминалось, хозяйственное партнерство отличается тем, что предполагает большую свободу и гибкость во внутрикорпоративных отношениях. Соглашение об управлении партнерством предусматривает разработку произвольного механизма передачи участникам прибыли независимо от вклада.

  • Также в соглашении возможно указание отдельных обязательств для некоторых участников и степень их ответственности относительно обязательств самого партнерства, а также убытков, вызванных его деятельностью.
  • Однако есть и ограничения: не допускается полное отстранение от участия в прибыли, убытках какого-либо участника партнерства.
  • Если порядок раздачи доходов и убытков не прописан в соглашении, то, согласно законодательству, средства и обязательства распределяются пропорционально вкладу единожды за год между всеми участниками.

По решению участников прибыль может не распределяться. Она направляется на увеличение капитала организации, развитие партнерства.

При ликвидации хозяйственного партнерства имущество распределяется в порядке, что устанавливается в документах партнерства, или пропорционально вкладам.

О налогах и экономических проблемах в рассматриваемой сфере расскажет директор одного из хозяйственных партнерств в видео ниже:

Новая разновидность коммерческой организации — хозяйственное партнерство

С 01.07.2012 вступает в силу Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».

Новая форма юридического лица позволяет управлять бизнесом, вообще не являясь участником хозяйственного партнерства (далее – ХП Партнерство), при полном отсутствии ответственности перед кредиторами, а все внутриорганизационные вопросы регламентируются не уставом – единственным учредительным документом ХП, а договором (соглашением об управлении), предоставляющим его сторонам полную свободу в управлении ХП и позволяющим использовать немыслимые доселе российскому праву юридические конструкции: tag/drag-alone rights, опционы, отказы от прав, indemnity, межкредиторские соглашения.

Рассмотрим основные особенности, достоинства и недостатки, а также целесообразность использования данной организационно-правовой формы.

Особенности

  1. Партнерство — коммерческая организации, признанная законом наряду с хозяйственными обществами и товариществами, сочетающая в себе ограниченную ответственность участников по обязательствам юридического лица и свободу осуществления ими управленческих правомочий.
    • Оно может быть создано лишь в порядке учреждения, а не реорганизации юридического лица, при этом численный состав учредителей не может быть менее двух и более 50 лиц (ч. 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона о хозяйственных партнерствах, далее — Закона).
  2. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций (ч. 7 ст. 2 Закона).
  3. Партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности (ч. 5 ст. 2 Закона).
  4. Единоличный исполнительный орган партнерства не может быть избран не из числа его участников. В качестве единоличного исполнительного органа партнерства выступает физическое лицо (ч.3 ст. 18 Закона)
  5. Статус самого партнерства определяется главным образом не законом, не уставом, а соглашением об управлении партнерством, не являющимся при этом учредительным документом партнерства (ст. 6 Закона)
    • Из ст. 6 Закона следует, что указанное соглашение может содержать практически любые положения. В ч. 1 названной статьи, правда, содержится некое ограничение, требующее, чтобы соглашение не противоречило действующему законодательству и уставу в части тех положений, которые должны содержаться в учредительном документе партнерства.
  6. Положения ст. 6, посвященные соглашению об управлении партнерством, и ст. 9, где говорится об уставе партнерства, позволяет утверждать, что устав носит лишь номинальный характер. Он не содержит информацию о размере и стоимости принадлежащих участникам партнерства долей в складочном капитале организации, более того, эта информация не включается и в Единый государственный реестр юридических лиц (ч. 5 ст. 11 Закона). Уставные сведения ограничиваются характеристикой общего размера и состава складочного капитала партнерства (п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах):
    • Устав должен содержать лишь сведения о процедуре и сроке избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядке его деятельности и принятия им решений (п. 7 ч. 2 ст. 9 Закона).
    • Более того, участники партнерства осуществляют свои управленческие правомочия главным образом посредством реализации возможностей, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, а не в процессе проведения общего собрания, о котором Закон вообще умалчивает.
  7. Как следует из п. 1 ч. 7 ст. 6 Закона, соглашение может содержать условие о правах участников партнерства на непропорциональное размеру принадлежащих им долей участие в управлении партнерством, а также о правах на непропорциональное участие в распределении прибыли и покрытии расходов, связанных с деятельностью партнерства.
  8. Права участников партнерства на участие в управлении и в распределении прибыли, полученной от ее деятельности, в хозяйственном партнерстве могут принадлежать сторонам соглашения, не обладающим статусом участников партнерства, что напрямую следует из ч. 1 ст. 6 Закона.

Соглашение об управлении партнерством

  1. Соглашение об управлении партнерством является многосторонним договором, заключаемым в письменной форме и требующим нотариального удостоверения. Лица, участвующие в таком соглашении, могут быть разделены на две группы:
    • Первую группу образуют обязательные субъекты, к числу которых относятся все участники партнерства. Отдельный учредитель партнерства не вправе отказаться от заключения соглашения (ч. 2 ст. 6 Закона). При отчуждении доли в складочном капитале партнерства к ее приобретателю переходят права и обязанности по соглашению об управлении партнерством. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона условия соглашения об управлении партнерством принимаются приобретателем доли путем присоединения к нему в целом. Вместе с тем объем, и порядок приобретения прав и обязанностей определяются в соответствующем соглашении участников партнерства и приобретателя доли, которое рассматривается в качестве неотъемлемой части соглашения об управлении партнерством (ч. 3 ст. 6 Закона).
    • Вторая группа состоит из лиц, участие которых в соглашении об управлении партнерством не является обязательным. Это могут быть как субъекты, не являющиеся участниками партнерства, так и само партнерство. Последнее может стать стороной соглашения лишь при наличии соответствующего положения в его уставе (ч. 2 ст. 6 Закона).
  2. Особое внимание Закон уделяет последствиям нарушения обязательств, возникающих на основании соглашения об управлении партнерством:
    • Неустойка.
    • Соглашение может предусматривать выплату компенсации — твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в самом соглашении (ч. 8 ст. 6 Закона).
    • Признание в судебном порядке недействительными решений органов управления партнерства (п. 2 ч. 9 ст. 6, ч. 5 ст. 18 Закона).
    • Для контрагентов партнерства могут иметь существенное значение последствия нарушения условий соглашения в виде признания судом недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения. Для принятия соответствующего судебного акта необходимо установить, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством (п. 3 ч. 9 ст. 6 Закона).
  3. Поскольку соглашение не является учредительным документом, сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Оно хранится у нотариуса по месту нахождения партнерства (ч. 2 ст. 6 Закона). Информация, содержащаяся в таком соглашении, может быть раскрыта контрагентам партнерства его единоличным исполнительным органом (ч. 5 ст. 6 Закона).

Достоинства и недостатки

  1. Плюсы:
    • Большие возможности по управлению партнерством и распределению прибыли лицами, не являющимися участниками партнёрства.
    • Конфиденциальность.
    • Возможность создания непрозрачной системы управления и принятия решений.
    • Возможность ограничения ответственности лиц, управляющих партнерством.
    • Информация о размерах долей в складочном капитале участников партнерства не содержится в ЕГРЮЛ.
    • Возможность изменения состава участников партнерства без нотариального удостоверения.
    • Большие возможности по оспариванию сделок партнерства.
  2. Минусы:
    • ЕИО – только ФЛ.
    • Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
    • Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.
    • Отсутствие каких-либо налоговых преференций.

Резюме

Представляется, что принципиальных отличий для практических целей мелкого и среднего бизнеса ХП от ООО не имеет, возможность «удаленного» управления бизнесом на безопасном расстоянии уже давно практикуется в российских реалиях, эти способы известны. А потому целесообразность использования ХП остается под вопросом. Но попробовать стоит.

Вместо заключения

«Закон чудовищен» (Суханов Е.А. «Хозяйственные партнерства в России», Закон, №1/2012).

Законопроект о хозяйственных партнерствах, а позднее и одноименный закон подвернулись критике с самого начала.

Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, дал отрицательное заключение на законопроект о хозяйственных партнерствах. В этом заключении был проведен обстоятельный анализ текста, а также убедительно и доходчиво показано, почему в предложенном виде законопроект принимать нельзя. Такой же вывод содержался и в аналогичном по содержанию экспертном заключении Совета по кодификации, принятом на заседании от 27.06.2011.

Напомню, что в состав Совета по кодификации входят судьи ВАС, ВС, КС, а также авторитетнейшие юристы страны, к их мнению прислушиваются, в том числе судьи.

Шквал критики в адрес Закона продолжается и сейчас (См. напр.: «Хозяйственные партнерства и параллельная «реформа» гражданского законодательства», Вестник ВАС РФ, № 4/2012. «Хозяйственное партнерство и инвестиционное товарищество – новые для России формы привлечения иностранного капитала: налоговые и правовые аспекты», Закон, №4/2012).

Думается, отечественной правовой доктрине с Советом по кодификации во главе под силу создать в умах правоприменителей негативное отношение к хозяйственным партнерствам «на входе», что нивелирует преимущества, предоставляемые законом, в реалиях судебной практики.

Баширов Марат Тахирович

Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

7. Распределение прибыли

  • •Экзамен по предпринимательскому праву
  • •1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права.
  • •2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
  • •2. Рисковый характер предпринимательской деятельности.
  • •3. Систематическое получение прибыли.
  • •4. Прибыль извлекается субъектом от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
  • •5. Предпринимательская деятельность должна осуществляться субъектом, зарегистрированным в установленном законом порядке.
  • •3. Принципы предпринимательского права
  • •1. Принцип свободы предпринимательской деятельности.
  • •2. Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равной правовой защиты.
  • •4. Принцип поддержания конкуренции и ограничения монополистической деятельности, в том числе, недобросовестной конкуренции.
  • •5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • •6. Принцип законности.
  • •4. Наука предпринимательского права.
  • •5. Источники предпринимательского права.
  • •1. Конституция.
  • •2. Федеральные конституционные законы.
  • •3. Федеральные законы.
  • •4. Подзаконные нпа: Указы Президента и Постановления Правительства.
  • •5. Акты министерств и ведомств.
  • •6. Нпа субъектов рф.
  • •7. Нпа омсу.
  • •8. Локальный акт.
  • •2. Международные нормы и принципы.
  • •3. Обычай.
  • •4. Судебный прецедент.
  • •6. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие, признаки, виды
  • •1.Хозяйственная правосубъектность. 4 вида:
  • •7. Индивидуальный предприниматель
  • •8. Коммерческие организации. Организационно-правовые формы. Способы создания коммерческих организаций.
  • •9. Государственная регистрация предпринимателей: цели, процедура.
  • •10. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: понятие, принципы ведения, сведения.
  • •11. Предпринимательские объединения
  • •1. По экономическому содержанию, основанному на цели создания объединения:
  • •2. По организационно-правовой форме
  • •3. По способу организации объединения.
  • •12. Лицензирование предпринимательской деятельности. Лицензия.
  • •13. Порядок получения лицензии. Лицензионные условия (это старый закон, теперь только лицензионные требования – разницы никакой).
  • •14. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, цели и принципы.
  • •15. Товарные биржи
  • •16. Фондовые биржи
  • •17. Биржевые сделки. Биржевые посредники.
  • •18. Полное товарищество: общая характеристика
  • •7. Распределение прибыли:
  • •8. Ответственность:
  • •9. Форма преобразования:
  • •19. Товарищество на вере: общая характеристика.
  • •2. Учредительные документы:
  • •7. Распределение прибыли:
  • •5. Капитал:
  • •6. Имущественные основы:
  • •7. Управление. Ведение дел:
  • •8. Распределение прибыли:
  • •9. Порядок выхода участника:
  • •10. Ответственность:
  • •11. Преобразование:
  • •21. Управление обществом с ограниченной ответственностью: органы, их формирование, компетенция и ответственность.
  • •22. Крестьянское (фермерское) хозяйство: общая характеристика.
  • •23. Хозяйственные партнерства: общая характеристика.
  • •7. Распределение прибыли
  • •8. Порядок выхода участников:
  • •9. Ответственность:
  • •6. Капитал:
  • •7. Имущественные основы:
  • •8. Управление. Ведение дел.
  • •9. Распределение прибыли.
  • •10. Порядок выхода участников:
  • •11. Ответственность:
  • •12. Преобразование:
  • •25. Управление акционерным обществом: органы, их формирование и компетенция, ответственность.
  • •26. Производственный кооператив (артель): общая характеристика.
  • •1. Наименование:
  • •2. Нормативная основа:
  • •9. Ответственность:
  • •29. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • •1.Понятие и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • •1.Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:
  • •1. По степени воздействия государства на те или иные отношения:
  • •2. В зависимости от территории, на которой реализуется государственное воздействие.
  • •3. Правовые средства государственного регулирования
  • •30. Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки (внешние и сущностные) несостоятельности (банкротства).
  • •31. Субъекты несостоятельности (банкротства).
  • •1. Должник.
  • •4. Конкурсные кредиторы
  • •5. Уполномоченные государственные органы.
  • •6. Собрание кредиторов и комитет кредиторов.
  • •7. Собрание работников, бывших работников должника (новое, с 29.06. 15).
  • •8. Арбитражный управляющий.
  • •9. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
  • •32. Процедуры несостоятельности: общая характеристика.
  • •33. Арбитражные управляющие: понятие, требования, предъявляемые к кандидатам, полномочия, вознаграждение, ответственность.
  • •34. Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства).
  • •35. Финансовое оздоровление как процедура несостоятельности (банкротства).
  • •36. Внешнее управление как процедура несостоятельности (банкротства).
  • •37. Конкурсное производство как процедура несостоятельности (банкротства).
  • •38. Мировое соглашение сторон как процедура несостоятельности (банкротства).
  • •39. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: понятие, особенности.
  • •40. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя: понятие, особенности.
  • •42. Понятие, признаки, содержание векселя.
  • •43. Индоссамент. Аваль. Протест и взыскание по векселям.
  • •I. Индоссамент.
  • •II. Аваль
  • •III. Протест и взыскание по векселям.
  • •44. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Правовое регулирование приватизации.
  • •45. Объекты и субъекты приватизации государственного и муниципального имущества.
  • •1. По своему содержанию объекты делятся на:
  • •2. В зависимости от формы собственности выделяют
  • •3. В зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации выделяются объекты:
  • •II. Субъекты приватизации:
  • •46. Способы приватизации государственного и муниципального имущества: правовая характеристика.
  • •8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
  • •47. Преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия в публичное акционерное общество.
  • •48. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе и по конкурсу как способы приватизации.
  • •I. На аукционе
  • •II. По конкурсу
  • •49. Продажа акций публичного ао на специализированном аукционе.
  • •50. Продажа за пределами рф находящихся в государственной собственности акций публичного ао.
  • •51. Продажа акций публичного ао через организатора торговли на рынке ценных бумаг и по результатам доверительного управления как способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • •I. Через организатора торговли (биржу)
  • •II. По результатам доверительного управления.
  • •52. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены как способы приватизации.
  • •I. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
  • •II. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены
  • •53. Понятие, виды и правовое регулирование конкуренции.
  • •54. Антимонопольные органы рф: понятие, компетенция, акты.
  • •55. Обеспечение конкуренции на товарных рынках. Составы монополистической деятельности.
  • •1. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • •2. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.
  • •3. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
  • •56. Конкуренция на финансовых рынках. Составы монополистической деятельности.
  • •1. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • •8. Запрет на иную недобросовестную конкуренцию.
  • •58. Естественная и государственная монополии.
  • •59. Формы и способы защиты прав предпринимателей
  • •60. Судебные способы защиты прав предпринимателя
  • Важнейший документ недели с 20 по 26 декабря 2011 года

Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-фз «О хозяйственных партнерствах»

(15 kb)

Федеральным законом о хозяйственных партнерствах в российское право вводится новая организационно-правовая форма юридического лица — хозяйственное партнерство. Хозяйственные партнерства определены в рассматриваемом Законе как новый вид коммерческих организаций корпоративного типа (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).
В Пояснительной записке к законопроекту, который лежал в основе рассматриваемого Закона, разработчики указывали на желание предусмотреть в российском праве такой вид юридического лица, который соответствовал бы зарубежным аналогам ведения инновационной (в том числе венчурной) деятельности (к примеру, limited partnership и др.). Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ были признаны разработчиками этого законопроекта не соответствующими запросам современного хозяйственного оборота в данной сфере деятельности.
Представляется, что Закон о хозяйственных партнерствах призван выполнить ту же роль, что и Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее — Закон об инвестиционном товариществе) — создание российского аналога правовой конструкции ограниченного партнерства (limited partnership). Однако способы осуществления этой цели в названных Законах различаются. Закон о хозяйственных партнерствах предполагает достижение такого результата через использование нового вида юридического лица, а Закон об инвестиционном товариществе — через особые договорные формы.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» дополняет перечень коммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, новым видом юридического лица — хозяйственным партнерством. Внесение иных изменений в Гражданский кодекс РФ не предусмотрено. Следует отметить, что в первоначальной версии законопроекта, на котором основан данный Закон, предполагалось ввести новый параграф в гл. 4 ГК РФ, однако законодатель отказался от этого решения. Закон о хозяйственных партнерствах вступает в силу 1 июля 2012 г.
Устав партнерства и соглашение об управлении партнерством
Закон о хозяйственных партнерствах предусмотрел общую правоспособность для этого вида юридических лиц (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Однако в нем специально оговорены небольшие исключения из общей правоспособности для данного вида юридических лиц (ч. 4, 5, 7 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах):
— эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
— реклама своей деятельности;
— учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).
Однако указание этих ограничений не может быть расценено как установление специальной правоспособности для данного вида юридических лиц.
Права хозяйственного партнерства также могут быть ограничены уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Эти документы являются основными для определения статуса хозяйственного партнерства и прав и обязанностей его членов. Однако учредительным документом согласно ч. 1 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах может считаться только устав партнерства.
Закон о хозяйственных партнерствах устанавливает небольшой перечень необходимых положений, которые должны содержаться в уставе (ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах):
— полное фирменное наименование партнерства;
— цели и виды деятельности;
— место нахождения;
— общий размер и состав складочного капитала;
— порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;
— наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;
— порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.
Иные сведения об управлении хозяйственным партнерством, а также права его участников должны содержаться в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (ч. 1 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Важно отметить, что согласно данному положению рассматриваемого Закона соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства.
Столь необычная норма уникальна для российского корпоративного права.
Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же хозяйственным партнерством (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах), что также нехарактерно для российских договорных и корпоративных правовых конструкций.
Устав партнерства является публичным документом, который должен предоставляться для ознакомления по просьбе любого третьего лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ч. 3 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах).
Соглашение об управлении партнерством разглашается в строго установленном порядке: с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке (ч. 5 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Закона о хозяйственных партнерствах).
По общему правилу участники партнерства не могут ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством в своих отношениях с третьими лицами (ч. 4 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Исключение составляет случай, когда участники партнерства смогут доказать, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.
Соглашение об управлении партнерством не подлежит государственной регистрации, но в обязательном порядке должно быть удостоверено нотариусом (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Как и договор инвестиционного товарищества, соглашение об управлении партнерством должно храниться у нотариуса (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах и ст. 8 Закона об инвестиционном товариществе).
Предполагается, что с помощью соглашения об управлении партнерством стороны этого соглашения смогут максимально свободно и без каких-либо легальных ограничений определять права и обязанности участников хозяйственного партнерства и других лиц, регулировать порядок управления этим юридическим лицом, а также распределять прибыль и расходы (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). При указании данных условий в соглашении об управлении хозяйственным партнерством права и обязанности могут быть распределены как угодно непропорционально. Рассматриваемый Закон в полной мере полагается на свободное волеизъявление сторон этого договора, устанавливая такое регулирование условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством. Право на выход из состава партнерства может быть ограничено соглашением об управлении хозяйственным партнерством (пп. 2 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Примечательно, что столь важная информация о деятельности хозяйственного партнерства должна быть указана не в уставе, свободном для ознакомления кредиторов, а в соглашении об управлении, информацию о котором кредиторы могут получить только с большими издержками. Третьи лица при ознакомлении лишь с уставом хозяйственного партнерства не смогут определить степень устойчивости такой организации, что может отрицательно сказаться на защите их интересов.
Права и обязанности участника хозяйственного партнерства, закрепленные в соглашении об управлении этим юридическим лицом, при выходе из состава участников партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором, который заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства. Этот договор является неотъемлемой частью соглашения об управлении (ч. 3 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). В данной норме не определена роль сторон соглашения об управлении партнерством, не являющихся его участниками, а также самого хозяйственного партнерства, если оно является стороной такого соглашения, при заключении этого специального соглашения с приобретателем доли в складочном капитале.
Рассматриваемый Закон устанавливает случаи принудительного исключения участника хозяйственного партнерства (ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах). Данная норма вновь указывает на сходство этой организационно-правовой формы с обществом с ограниченной ответственностью (см. ст. 10 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).
Участник хозяйственного партнерства может быть исключен из него в судебном и во внесудебном порядках. В судебном порядке участник может быть исключен в следующих случаях:
— участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом о хозяйственных партнерствах или соглашением об управлении партнерством;
— своими действиями (бездействием) участник партнерства делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.
Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства лишь в случае, если участник не исполняет в установленный срок обязанности по внесению в складочный капитал вклада (части вклада) (ч. 2 ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах).
Интересы исключенного участника защищаются тем, что решение о его исключении может быть обжаловано им в суд (ч. 2 ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах).
Складочный капитал партнерства
Правила о складочном капитале хозяйственного партнерства во многом схожи с нормативным регулированием уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью. Складочный капитал хозяйственного партнерства формируется за счет вкладов тех участников партнерства, которые не могут быть освобождены от обязанности по внесению такого вклада (ч. 1 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах).
Необходимо отметить и важное отличие: порядок внесения вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства не урегулирован рассматриваемым Законом и должен быть описан в соглашении об управлении партнерством (пп. 1 ч. 2 ст. 5, ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах). Складочный капитал может вноситься по частям в различные сроки, что может привести к появлению юридического лица без какого-либо собственного имущества. Ранее российское гражданское право этого не допускало.
Для сравнения можно привести пример общества с ограниченной ответственностью, в отношении участников которого установлено правило об обязательном внесении по меньшей мере половины всей суммы уставного капитала к моменту государственной регистрации этого общества (п. 3 ст. 90 ГК РФ).
Минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства в рассматриваемом Законе не предусмотрен. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать нормативы достаточности собственных средств для хозяйственных партнерств, осуществляющих деятельность в определенной сфере (ч. 9 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).
Партнерство обязано вести реестр участников партнерства с указанием размера их доли и сведений о внесении вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства (ч. 5 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах). При этом публичной информацией является только перечень участников партнерства, а не размер их долей.
Важно, что в этот реестр не попадут лица, которые являются сторонами по соглашению об управлении партнерством, но не являются участниками партнерства (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Они будут иметь влияние на деятельность хозяйственного партнерства, но идентифицировать их третьи лица не смогут, что может привести к различным злоупотреблениям. Такие лица, являющиеся стороной по соглашению об управлении партнерством, смогут анонимно участвовать в хозяйственном обороте, не отвечая по своим обязательствам перед кредиторами.
На значительные риски кредиторов хозяйственного партнерства, возникающие при этом, указывалось в заключении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 24.06.2011 N 147 «О проектах Федеральных законов N 557159-5 «О хозяйственных партнерствах» и N 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах».
Выход участника из партнерства путем отказа от участия в нем и передача доли в складочном капитале возможны, только если это предусмотрено соглашением об управлении партнерством (ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах).
Если возможность выхода путем отказа от участия в партнерстве предусмотрена, то такой отказ возможен при уведомлении партнерства о выходе из него за три месяца (пп. 1 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах). При выходе участника из партнерства в форме отказа от участия он имеет право на получение действительной стоимости своей доли (ч. 5 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах). Доля вышедшего участника при этом переходит к партнерству.
Если же участник выбыл из хозяйственного партнерства без перехода прав на долю к участникам, третьим лицам или самому партнерству (к примеру, в случаях, установленных в ч. 7 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах), то доли оставшихся участников в этом случае увеличиваются пропорционально их долям в складочном капитале партнерства (пп. 3 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).
Прием в партнерство новых членов допускается только с единогласного согласия всех его участников (ч. 1 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).
При передаче прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства у участников возникает преимущественное право на ее приобретение, если иное не предусмотрено в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (пп. 3 ч. 1 ст. 12 и ст. 15 Закона о хозяйственных партнерствах).
Рассматриваемый Закон содержит правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли в складочном капитале хозяйственного партнерства (ч. 3 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах). Партнерство должно быть уведомлено в письменной форме о совершении такой сделки на следующий рабочий день после ее нотариального удостоверения. При этом требуется представить доказательства ее совершения. Приобретатель прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства приобретает права и обязанности участника партнерства с момента такого уведомления.
Данные правила имеют мало отличий от норм, регулирующих переход прав на долю в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (см. ст. 21 Закона об ООО).
Права и обязанности участников хозяйственного партнерства
Хозяйственное партнерство описывается в рассматриваемом Законе как юридическое лицо корпоративного типа, так как его деятельность определяется на основе членства, а число участников не может быть менее двух (ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах). Следует отметить, что ограничение по числу участников хозяйственного партнерства 50 членами указывает также на сходство этой правовой конструкции с инвестиционным товариществом (ч. 3 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах и ч. 6 ст. 3 Закона об инвестиционном товариществе).
Система прав и обязанностей участников, а также организационная структура хозяйственного партнерства в значительной степени напоминает общество с ограниченной ответственностью.
Права и обязанности участников хозяйственного партнерства в общем виде указаны в ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах. Так, в соответствии с частью 1 данной нормы участник партнерства вправе:
— участвовать в управлении деятельностью партнерства;
— получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией;
— продать свою долю в складочном капитале партнерства или осуществить ее отчуждение иным образом;
— получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;
— выйти из партнерства, заявив об отказе от участия в партнерстве, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством, или потребовать приобретения партнерством, участниками партнерства или иными лицами принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства.
Обязанности участников хозяйственного партнерства по сравнению с их правами сформулированы в рассматриваемом Законе лаконичнее (ч. 2 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах):
— вносить вклады в складочный капитал партнерства;
— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.
В то же время не следует забывать, что большая часть прав и обязанностей может быть установлена в соглашении об управлении партнерством. Более того, все права участника партнерства могут быть ограничены таким соглашением (ч. 1 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В качестве исключения можно привести право на ознакомление со всей документацией партнерства, которое не может быть ограничено даже соглашением об управлении партнерством (ч. 4 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах).
Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства по общему правилу пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале. Однако иной порядок управления может предусматриваться соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В Законе указано, что устранение всех участников партнерства от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается, но отсутствует норма, запрещающая устранение одного или нескольких участников.
Ответственность хозяйственного партнерства и его участников по обязательствам
Ответственность партнерства по своим обязательствам обеспечивается всем его имуществом (ч. 1 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах). Это правило в российском праве характерно для всех хозяйственных обществ.
Особенностями регулирования ответственности хозяйственного партнерства, отличающего его, к примеру, от обществ с ограниченной ответственностью, являются два момента:
— возможность исполнения участниками партнерства обязательства перед кредиторами хозяйственного партнерства, если встает вопрос об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах);
— возможность предусмотреть в договоре с кредиторами-предпринимателями условие о полном или частичном прекращении обязательств хозяйственного партнерства перед ними при наступлении определенных условий, указанных в таком договоре (ч. 3 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).
Последнее правило может вступить в противоречие с принципом недопустимости ограничения ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 400 ГК РФ). В этой норме установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи ограничения (но не исключения полностью) права на полное возмещение убытков по определенным обязательствам или возникших из определенного рода деятельности. В то же время рассматриваемая норма Закона о хозяйственных партнерствах формулирует данное правило без каких-либо ограничений по видам обязательств или деятельности.
Управление хозяйственным партнерством
Система и структура органов и подробные правила управления хозяйственным партнерством указываются в соглашении об управлении партнерством, тогда как в уставе определяются лишь общие положения о порядке и сроке избрания единоличного исполнительного органа партнерства, а также о порядке его деятельности и принятия решений (пп. 7 ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).
Органом управления партнерством, без которого невозможно его существование и нормальное функционирование, является единоличный исполнительный орган (ч. 3 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Он избирается из числа участников партнерства — физических лиц единогласным решением всех участников партнерства на срок, установленный в уставе. Если такой срок не будет указан, то он считается равным сроку существования этого юридического лица. Иные органы управления хозяйственным партнерством не вправе взаимодействовать с третьими лицами от имени партнерства.
Иные органы управления могут предусматриваться соглашением об управлении хозяйственным партнерством. Каких-либо предписаний и ограничений в отношении их числа, взаимодействия, функций и полномочий рассматриваемый Закон не устанавливает. Представляется, что членами таких органов управления могут быть и лица, не являющиеся участниками хозяйственного партнерства.
Соглашением об управлении хозяйственным партнерством предусматриваются такие важные вопросы управления деятельностью юридического лица, как правила голосования участников по различным вопросам, право вето (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах) и одобрение решений единоличным исполнительным органом хозяйственного партнерства (ч. 4 ст. 19 Закона о хозяйственных партнерствах).
Решения органов управления хозяйственным партнерством могут быть обжалованы в суд участником партнерства в течение трех месяцев с момента, когда такому участнику стало известно (или должно было стать известно) о принятии оспариваемого решения или об обстоятельствах, являющихся основаниями для признания их недействительными (ч. 6 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Основания недействительности решений органов управления могут быть установлены в том числе и соглашением об управлении хозяйственным партнерством (ч. 5 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).
По общему правилу члены органов управления партнерства и его единоличный исполнительный орган несут ответственность перед хозяйственным партнерством за убытки, причиненные ему их виновными действиями (бездействием). Следует отметить, что соглашением об управлении партнерством может быть предусмотрено ограничение такой ответственности или ее отсутствие (ч. 2 ст. 22 Закона о хозяйственных партнерствах).
Представляется, что кредиторы должны учитывать это правило при заключении сделок с хозяйственными партнерствами.
Закон о хозяйственных партнерствах не устанавливает случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности и деятельности партнерства, если иное не указано в соглашении об управлении партнерством. Аудит в отношении этого юридического лица может быть проведен лишь по желанию участника партнерства с отнесением всех расходов на его проведение на счет этого участника (ст. 20 Закона о хозяйственных партнерствах). Данное правило не учитывает интересы участников партнерства и его кредиторов и может быть использовано в целях сокрытия различных злоупотреблений со стороны органов управления партнерством.
Из текста рассматриваемого Закона неясно, могут ли отдельные участники хозяйственного партнерства заключать между собой различные соглашения по вопросам управления хозяйственным партнерством (по аналогии с акционерным соглашением) и как будут соотноситься такие договоры с соглашением об управлении хозяйственным партнерством, которое принимается всеми его участниками.
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-фз «О хозяйственных партнерствах», можно .

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

13. Правовое положение хозяйственных партнерств.

приняты:

–Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»;

– Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах».

Оба федеральных закона вступают в силу с 1 июля 2012 года.

Законы вводят новую формуюридического лица, являющегосякоммерческой организацией, – хозяйственное партнерство (наряду с существующими коммерческими организациями в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий). Определяются правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации.

Понятие и участники хозяйственного партнерства

Хозяйственное партнерство(далее – партнерство) – это созданная двумя или более (максимально 50) гражданами и (или) юридическими лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Партнерство ведет реестр участниковпартнерства с указанием сведений о каждом участнике партнерства, его доле в складочном капитале, о долях, принадлежащих партнерству, и др.

Виды деятельности партнерства

Партнерство может осуществлять любыене запрещенные законами виды деятельности, кроме эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг и рекламы своей деятельности. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц (за исключением союзов и ассоциаций). Устав партнерства и соглашение об управлении партнерством могут устанавливать иные ограничения.

Ответственность в партнерстве

Участники партнерства не отвечаютпо обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерствоне отвечаетпо обязательствам своих участников и несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его имени могут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного требования к партнерству.

Управление деятельностью партнерства

Участники партнерства управляют его деятельностью пропорционально своим долямв его складочном капитале, если соглашением об управлении партнерством не предусмотрено иное.

Устав партнерства

Устав партнерства является учредительным документом партнерства и содержит общиесведения о нем (наименование, место нахождения, размер и состав складочного капитала и пр.). В уставе также должна находитьсяинформацияо наличии или отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или неучастии в соглашении самого партнерства.

Соглашение об управлении партнерством

Если соглашение об управлении партнерством заключается, его сторонами должны быть все участники партнерства, а также могут бытьпартнерство и другие лица. Соглашение предназначено длядетальной регламентации работыпартнерства и может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. В частности, в соглашении должны быть условия о порядке изменения долей участников в складочном капитале партнерства, а также о порядке разрешения споров между участниками. Соглашение может включать права участников на непропорциональное участие в управлении партнерством (включая право вето) и распределении прибыли, ограничения прав на свободное распоряжение долями, право требовать продажи, приобретения или выкупа доли, особые условия выхода из партнерства или вступления в него, обязательство о неконкуренции с партнерством, индивидуальный порядок образования и деятельности органов управления партнерства (если они образуются), способы обеспечения обязательств из соглашения, меры гражданско-правовой ответственности (убытки, неустойка, компенсация, иные) и пр.

Соглашение подлежит нотариальному удостоверениюи хранению у нотариуса, но не государственной регистрации и внесению сведений о нем в ЕГРЮЛ. При изменении соглашения каждый его участник имеет один голос независимо от размера его доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения о правах участника на участие в управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства предоставляет лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о соглашении, в том числе в части полномочий органов управления партнерства на совершение и одобрение сделок. Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи единоличным исполнительным органом согласия в письменной форме на ознакомление с соглашением. Подпись единоличного исполнительного органа на согласии должна быть засвидетельствована нотариусом. Отсутствие засвидетельствования влечет недействительность согласия.

Складочный капитал партнерства

Минимальный размер складочного капитала партнерства не установлен. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал. Соглашением об управлении партнерством могут быть определены виды объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада.

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, в случае последовательного внесения вклада и неисполнения участником этой обязанности по первоначальной части вклада такой участник обязан уплатить процентына сумму задолженности, а при неисполнении по последующей части вклада онапереходитк другим участникампропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению вклада.

Сделки с долями в складочном капитале партнерства. Выход и исключение из партнерства

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством:

  • участник партнерства не вправепередать в залог принадлежащую ему долю в складочном капитале другому участнику партнерства или третьему лицу;

  • участник партнерства вправепродать или осуществить иное отчуждение доли в складочном капитале партнерства партнерству, участнику (участникам) партнерства либо третьему лицу;

  • участники партнерства и партнерство пользуются преимущественнымперед третьими лицами правом покупки доли в складочном капитале в установленном данным Федеральным законом порядке, который может быть изменен соглашением об управлении;

  • при передаче доли к получившему ее лицу в соответствующей части переходят права и обязанности участника партнерства, передавшего долю, и приобретатель доли принимает соглашение об управлении партнерством в целом.

Требование участника о приобретении партнерством, его участниками или иными лицами доли участника в складочном капитале партнерства допустимо в случаях, предусмотренныхсоглашением о партнерстве.

Выход из партнерства допустим, еслитакая возможностьпредусмотрена соглашением об управлении партнерством.

Участник партнерства по требованию других участников в установленных случаях может быть исключениз него судом или при невнесении им вклада – единогласным решением остальных участников (с правом обжалования в суд).

Сделка, направленная на отчуждение доли, должна быть совершена в нотариальной форме, иначе она является недействительной. Приобретатель доли осуществляет права и исполняет обязанности участника партнерства с момента уведомления партнерства о совершении сделки.

Органы управления партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашениемоб управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства (только физическое лицо) избирается из числа участниковпартнерства. Функционирование партнерства без такого органа не допускается.

Соглашением об управлении партнерством может предусматриваться необходимость дополнительного одобрениярешений единоличного исполнительного органа.

Иные, кроме единоличного исполнительного органа, органы управления партнерства не вправедействовать от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами.

Особенности реорганизации партнерства

Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.

Хозяйственные партнерства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *