ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Д.О. Зыкин, студент
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10687
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности системы государственных закупок в Китае, в частности отражены основные положения национального законодательства, регулирующего указанный институт, порядок формирования подходов к доступу иностранных поставщиков на рынок государственных закупок, проанализированы три способа проведения государственных закупок.
Ключевые слова: государственные закупки, способ закупок, открытые торги, селективные торги и единственный источник закупок.
Значительную долю ВВП в большинстве стран мира составляет система государственных закупок, посредством которой государство реализует социальные и экономические задачи. Сектор государственных закупок, выстроенный эффективно, с одной стороны стимулирует развитие малый, средний и крупный бизнес, а с другой стороны стимулирует потребителя данных товаров и услуг .
В Китае государственные закупки являются инструментом уменьшения финансовой и технологической зависимости национального производства от зарубежных источников ресурсов и капитала, а также имеют своим направлением поддержку национального для экспорта, что неизбежно способствует загруженности и развитию производства и исключает безработицу.
Правовое регулирование сферы государственных закупок в Китае состоит из Government Procurement Law (GPL) и Bidding Law (BL). Государственный закон о государственных закупках, обнародованный в 2002 году, устанавливает обязанность приобретать отечественные товары и услуги для учреждений правительства и юридических лиц Китая. Исключение составляют случаи, когда стоимость необходимых товаров или услуг в КНР превышена более чем на 20% в сравнении со стоимостью аналогичного товара или услуги, когда товары или услуги будут использо-
ваны за границей или иных случаях, прямо указанных в законе или административном регламенте. В законе закреплены дефиниции как отечественного, так и импортного товара. Отечественным продуктом является продукт, который производен на территории Китай и заводская себестоимость его превышает определенный процент от окончательной цены. Главным критерием для отечественного продукта является непрохождение его через таможенную границу КНР. Импортным же является товар, у которого менее 50 % добавленной стоимости было произведено на территории Китая.
Закон «О торгах» (BL) регулирует закупки в сфере строительных работ и сопутствующие товары и услуги.
Кроме того, Государственный Совет сформулировал и издал уведомление, в котором излагается план реализации закупок на центральном уровне и каталог централизованных закупок, включающий список товаров, работ и услуг, которые подлежат закупке методом торгов, и ежегодно правительственными органами обновляются на центральном и местном уровнях.
В ноябре 2012 году Китайской федерацией логистики и закупок был учрежден и запущен официальный сайт для размещения информации о закупках. Сайт www.china-cpp.com предоставляет общественности возможность контроля за сферой государственных закупок, исключает воз-
можность приобретения товаров для государственных нужд по необоснованно завышенным ценам, а также рынок государственных заказов приобретает свойство прозрачности и открытости.
В КНР существует три способа проведения государственных закупок: открытые торги, селективные торги и единственный источник закупок. Рассмотрим немного детальнее. При открытых торгах закупающая организация действует путем приглашения подать заявки организациям, уведомление о закупке обязательно в СМИ. При селективных торгах письма-приглашения для участия в торгах направляются только определённому кругу юридических лиц, но лишь при наличии 3 и более организаций, которые способны выполнить проект и имеют достойное финансовое положение. В BL содержаться два случая, позволяющих использовать селективный способ, а именно, если стоимость закупок с помощью открытых торгов будет несоизмеримой с общей стоимостью закупок, а так же в случае если товары, работы или услуги могут быть закуплены лишь у ограниченного количества организаций. Единственный источник закупок может быть использован закупочной организацией в конкретных случаях:
— если закупки возможны только у одного поставщика;
— если из-за непредвиденной аварийной ситуации закупать у других поставщиков нецелесообразно;
— если необходимы дополнительные услуги у того же поставщика с условием, что стоимость указанных услуг не превышает 10% стоимости первоначальных закупок.
Обязанностью закупающих организаций является подготовка тендерной документации, как в бумажной, так и в электронной форме. После выдачи заявки-извещения или письма-приглашения закупающая организация не имеет права прервать процесс торгов. Прекращение торгов возможно лишь в следующих случаях: противоправное поведения, подвергающее сомнению справедливость проведения процедуры торгов; превышение торговой цены уровня бюджета; наличие менее 3 поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям; отмены процедуры проведения торгов в связи с существенными изменениями.
Таким образом, правовое регулирование систему государственных закупок в Китае, несомненно, имеет свою специфику, которая заключается в использовании в целях снижения зависимости национального производителя от состояния мировых финансовых рынков, обеспечивая при этом открытость для международных потоков ресурсов и товаров.
Библиографический список
3. Китай исключил товары ряда компаний для госзакупок. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/. 01.03.2019.
4. Пономарева О. В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в развивающихся странах // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №9. С. 101119.
5. Тодоров В. Софтверная китайская стена. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/.
LEGISLATION OF CHINA REGULATING SYSTEM STATE PURCHASES D.O. Zykin, student
Китайский рынок экспорта товаров занимает лидирующую позицию в мире. Интерес к товарному рынку Азии со стороны торговых компаний, производителей и просто розничных покупателей, бесспорно, растет. Эта тенденция способствует развитию большого количества онлайн-сервисов, которые предоставляют возможность приобретения китайских товаров по доступным ценам. Давайте рассмотрим, каким образом можно заказать и, что не менее важно, доставить товар из Поднебесной.
Наиболее распространенным сервисом является ALIEXPRES – оптово-розничная «солянка» из китайских интернет-магазинов и частных продавцов, которые предлагают различные товары. Залогом удачной покупки на этом ресурсе станут: рейтинг продавца, отзывы покупателей и количество продаж. Часто вид товара или размер может не совпадать с реальностью, поэтому не стоит пренебрегать отзывами с фото, которые оставляют покупатели. Использование мобильного приложения упрощает выбор товара при заказе, а также дает возможность получить скидку от некоторых продавцов. Сайт работает на многих языках. Цены отображаются в той валюте, которую выбирает покупатель, но по умолчанию это доллары США. Чаще всего доставка товаров осуществляется бесплатно, но если вы хотите быть уверенными, что заказ придет целым и в нужные сроки, то тогда стоит воспользоваться платными службами доставки.
ALIBABA – сервис для оптовых покупателей, хотя розница здесь тоже есть. Продавцы работают по индивидуальной схеме и сами ставят условия не только по стоимости товара, но и от какого количества товара возможна сделка. Все условия можно оговаривать с продавцом индивидуально. Например, договориться о том, чтобы продавец поставлял товар с вашим логотипом.
Заказывать на Alibaba можно через посредников, 10-30% комиссионных решат таможенные вопросы и сделают покупку товаров более комфортной. Рейтинг продавца здесь также важен. Доставку осуществляют платные экспресс-службы, их стоимость зависит от количества и цены товара, а сроки составляют до 20 дней.
TAOBAO изначально был направлен только на китайский рынок и покупки осуществлялись в виде аукционов, поэтому сайт работал на китайском языке, и цены отображались в юанях. Сейчас это изменилось — ресурсом активно пользуются нерезиденты Китая. Но нужно учесть один неприятный нюанс – не все продавцы владеют английским и не всегда осуществляется отправка товаров за пределы Китая.
Лучшим сайтом для покупки электроники и товаров для дома как оптом, так и в розницу можно назвать GEARBEST. Оригинальный язык сайта английский, цены указаны в долларах. Возможна бесплатная доставка почтой или же платная – курьерскими службами. Чем выше стоимость товара, тем дешевле курьерская доставка, при крупной покупке плата за курьерскую доставку вообще отсутствует. Минус магазина в том, что не все товары, которые представлены, могут быть в наличии. Поэтому предварительно нужно связываться с продавцом. Бонусом при использовании сервиса является накопительная система скидок.
_____________________________
Среди сайтов покупки электроники, одежды и товаров для дома популярностью пользуется TINYDEAL. Несмотря на небольшой ассортимент, товар вам обойдется дешево и с бесплатной доставкой. Для повышения безопасности оплачивать покупку лучше через систему PayPal, что значительно снижает риск получения бракованного товара. Неприятным сюрпризом является то, что указанная цена товара не окончательная. Поэтому ее нужно уточнять у продавца. Связано это с тем, что курс вашего банка, картой которого вы платите, может отличаться от курса самого сайта. Обычно разница небольшая, но на дорогих покупках лучше перепроверить стоимость.
_____________________________
1688 – самый дешевый магазин Китая, который рассчитан на внутренний рынок страны. Поэтому без помощи посредников не обойтись. Зарегистрироваться на сайте можно только с китайского номера телефона. Поскольку магазин ориентирован на продажи внутри страны, цены тут гораздо ниже, чем на других ресурсах. Доставка осуществляется фирмами посредниками, которые берут комиссию 1-5%, но не менее 30 долларов за заказ, другие же, более элитные фирмы, запросят 10% комиссии. Выбор способа доставки стандартный.
_____________________________
Как видим, площадок, на которых можно осуществлять заказ товаров из Китая, множество. Критерии выбора онлайн магазина достаточно прост: цена, надежность поставщика, а также сроки доставки. И эти критерии отличаются у розничного покупателя и оптовика. Для предпринимателя временной ресурс является бесценным. А если есть сомнения или непонимание процессов – стоит обратиться к профессионалам – компаниям, занимающимся доставкой товаров и Китая.
ИССЛЕДОВАНИЕ
1 2 Проданова Н.А. , Зацаринная Е.И.
1 V V V
Россиискии экономический университет имени Г.В. Плеханова
2 Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Донского государственного аграрного университета в г.Зернограде
Особенности системы государственных закупок в Китае
АННОТАЦИЯ:
В статье отражены особенности системы государственных закупок в Китае; раскрыты основные положения законодательства о госзакупках в данной стране, порядок формирования подходов к доступу иностранных поставщиков на рынок государственных закупок, приоритетные направления государственной политики Китая в области закупок.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные закупки, способы закупок, закупочная деятельность, отечественный продукт, преференции, конкуренция, информационная безопасность
JEL: N25, N45, N70, N75
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Проданова Наталья Алексеевна, д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (prodanova2005@rambler.ru )
Зацаринная Елена Ивановна, канд. экон. наук, Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Донского государственного аграрного университета в г.Зернограде (e29175z@yandex.ru)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.09.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2015 СТРАНИЦА СТАТЬИ:
Введение
Важнейшим инструментом государственного регулирования являются государственные закупки, которые в подавляющем большинстве стран мира составляют значительную долю валового внутреннего продукта.
Сектор государственных закупок в любой стране играет одну из важнейших ролей, формируя значительную часть бюджетов, как федеральных, так и местных. Эффективно построенная и функционирующая система государственных закупок приносит благо как с позиции стимулирования и развития малого, среднего и крупного предпринимательства, так и с позиции простого потребителя таких услуг. Посредством государственных закупок государство выполняет свою социальную и экономическую роль.
За 2014 г. объем государственных закупок Китая превысил 1,73 трлн юаней ($283 млрд). Это на 5,6% больше, чем в 2013 году. На данный показатель пришлось 11,4% от всех финансовых расходов страны и 2,7% от объема внутреннего валового продукта (ВВП) Поднебесной.
Политика государственных закупок в Китае состоит из двух направлений:
— государственные закупки как инструмент уменьшения технологической и финансовой зависимости национального производства от иностранных источников ресурсов и капитала;
— государственные закупки как механизм поддержки национального на экспорт.
Такой подход способствует высокому уровню загруженности производства, позволяет избежать безработицы.
Государственные закупки в Китае регулируются законами Bidding Law (BL) и Government Procurement Law (GPL).
Государственный закон о госзакупках (GPL) был обнародован в 2002 году и гласит, что правительственные учреждения и юридические лица КНР должны приобретать отечественные товары и услуги, за исключением тех случаев, когда необходимые товары или услуги не могут быть закуплены в Китае на «приемлемых коммерческих условиях», то есть если в Китае они стоят на 20% дороже, чем за границей, а также когда закупаемые товары предназначены для использования за границей или в иных случаях, предусмотренных законом или административными регламентами».
Закон предусматривает, какой товар считается отечественным, а какой импортным. Под импортным товаром понимается продукт, у которого менее 50% добавленной стоимости было произведено на территории Китая.
«Отечественный продукт» — произведенный в границах Китая, заводская себестоимость которого превышает определенный процент от конечной цены (на практике чаще всего 50%). Также отечественными считаются проекты и услуги, произведенные гражданами и компаниями Китая. Главным признаком, определяющим «отечественный продукт», служит факт непрохождения его через таможню КНР.
Закон «О торгах» (BL), в основном, позиционируется как закон, регулирующий закупки по строительным работам и сопутствующим товарам и услугам.
Помимо BL и GPL, Государственный Совет издал уведомление, кратко излагающее план реализации закупок на центральном уровне и каталог централизованных закупок (CPCatalogue), который включает перечень товаров, работ и услуг, подлежащих закупке посредством торгов, и ежегодно обновляется как на центральном уровне, так и на местном уровне местными правительственными органами. CPCatalogue на местном уровне охватывает более широкий объем профессиональных услуг и работ, таких как консалтинг, аудит, юридические услуги, дизайн и прочее, нежели CPCatalogue на центральном уровне.
Кроме того, 3 ноября 2012 г. на форуме «Государственные закупки — 2012», состоявшемся в Ухане, был запущен Единый официальный китайский сайт для размещения информации о госзакупках. Сайт www.china-cpp.com учреждён и управляется Китайской федерацией логистики и закупок /CFLP/ и предоставляет общественности информацию о поставщиках и покупателях, обнародует детали сделок, в том числе информацию о предложенных разными поставщиками товарах и ценах. Этот сайт исключает возможность покупать товары для госнужд по необоснованным ценам и делает рынок госзакупок прозрачным.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В Китае выделяют три способа закупок:
1. Открытые торги — закупающая организация приглашает организации подать заявки. Также обязательно опубликование уведомления о закупках в СМИ, назначенных государством.
2. Селективные торги — определенному кругу юридических лиц направляются письма-приглашения для участия в торгах (отсутствует
требование к публичному опубликованию проведения госзакупок). Письма-приглашения отправляются при наличии трех и более организаций, способных выполнить предлагаемый проект и имеющих хорошее финансовое положение.
В BL указано, что селективный способ закупок только тогда, когда:
— закупки являются особенными и могут быть закуплены у ограниченного количества источников;
— стоимость закупок через открытые торги будет несоизмерима с общей стоимостью закупок.
3. Единственный источник закупок.
Закупающая организация может использовать единственный источник закупок только в случае, если:
— закупки могут быть сделаны только из единственного поставщика;
— нецелесообразно закупать у других поставщиков из-за непредвиденной аварийной ситуации;
— первоначальные закупки требуют дополнительных услуг у того же поставщика, при условии, что стоимость дополнительных закупок не будет превышать 10% стоимости первоначального договора.
Закупающие организации должны подготовить тендерную документацию в бумажном и электронном виде (идентичную и имеющую одинаковую юридическую силу). Закупающие организации не вправе прекратить процесс торгов после того, как заявка-извещение или письмо-приглашение уже выдано.
Закупочная деятельность должна удовлетворять следующим трем условиям:
1. Закупки должны осуществляться государственными органами, государственными учреждениями, общественными организациями на всех уровнях.
2. Закупки должны проводиться по тем товарам, услугам, работам, которые представлены в CPCatalogue или стоимость которых выше пороговых значений.
3. Закупки должны проводиться за счет бюджетных средств.
Закупающие организации не вправе прекратить процесс торгов
после того, как заявка-извещение или письмо-приглашение уже выдано. Прекращение торгов может быть оправдано только в следующих случаях:
— существуют менее трех поставщиков, которые соответствуют квалификационным требованиям;
— возникает противоправное поведение, что ставит под сомнение справедливость проведения торгов;
— торговая цена превышает уровень бюджета и закупающая сторона способна оплатить закупки;
— закупка отменена в связи с существенными изменениями.
Таким образом, государственные закупки в Китае имеют свою специфику, заключающуюся в том, что они используются для снижения зависимости национальных производителей от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Китай жестко регламентирует формы участия иностранного капитала в национальной экономике и вместе с тем обеспечивает открытость зарубежным странам относительно потоков ресурсов и товаров.
Многие производства страны находятся в провинциях, где, кстати, действует более либеральное законодательство. Местные учреждения и
и ^ и и «_»
ведомства располагают там большей свободой действий при закупке товаров и услуг, чем столичные или центральные предприятия. Считается, что укрепление связей с партнерами и должностными лицами в глубинке может способствовать расширению возможностей иностранных компаний в области госзакупок на окружном и муниципальном уровнях.
Деятельность иностранных компаний на рынке государственных закупок Китая существенно ограничена. После вступления в ВТО Китай законодательно закрепил правомочность предоставления преференций национальным поставщикам в рамках госзаказа. Статья 10 Закона о государственных закупках Китая устанавливает преференции по отношению к отечественным товарам. Исключение составляют лишь три ситуации:
— когда необходимые товары, работы или услуги невозможно приобрести на территории КНР или, если такая возможность есть, они не могут быть получены на разумных коммерческих условиях;
— если закупаемые товары предназначены для использования за рубежом;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— когда иное не предусмотрено другими законами и административными правилами.
На фоне роста напряжённости между Пекином и Вашингтоном Китай отказался от госзакупок ряда американской продукции. Руководство страны отказалось от государственных закупок у
производителя компьютерной и мобильной техники американской компании Apple. Для госзакупок, в частности, запрещены смартфоны iPhone, планшеты iPad и iPad Mini, а также портативные компьютеры MacBook Air и MacBook Pro.
Китайское правительство также исключило из перечня государственных закупок товары ряда крупнейших технологических производителей и заменил их аналогами местного производства. Последние два года систематически исключаются товары некоторых главных зарубежных (преимущественно американских) брендов в секторе высоких технологий из списка товаров, которые могут закупаться на бюджетные деньги, из соображения безопасности.
Если два года назад в перечне товаров, разрешённых для госзакупок в КНР, присутствовало около 60 продуктов Cisco, то к концу 2014-го этот производитель сетевого оборудования полностью исчез из списка. Не угодили китайским властям продукты для обеспечения безопасности McAfee — компании, являющейся подразделением Intel Security. Кроме того, из списка исключено серверное программное обеспечение Citrix Systems.
Ранее китайское правительство запретило госзакупки у американских компаний Symantec и Microsoft и российской «Лаборатории Касперского». Теперь госзаказчикам в этой стране доступны только антивирусы китайских компаний Qihoo 360 Technology Co, Venustech, CAJinchen, Beijing Jiangmin и Rising.
Китай готовит пятилетний план по информационной безопасности, направленный на защиту государственных тайн и данных. Правительство планирует усовершенствовать программное обеспечение в финансовом секторе, в правительственных структурах и в государственных предприятиях. Эти принципы будут частью национальной стратегии в области информационных технологий в 13-й пятилетке (2016-2020 гг.). Это может затруднить иностранным компаниям доступ на рынок программного обеспечения, которое используется институтами власти и госкомпаниями, так как правительство КНР и так делает ставку на разработанное в стране ПО.
Заклю чение
Власти Китая всеми силами пытаются снизить уровень конкуренции для китайского рынка высоких технологий со стороны США и стран Европы. Кроме того, уход западных компаний с китайского
рынка госзаказа позволит обеспечить дополнительный спрос на китайскую продукцию. Устранение иностранной конкуренции может стать приоритетом государственной политики Китая в области закупок.
ИСТОЧНИКИ
1. Статья 10 Закона о государственных закупках КНР. — Режим доступа:
2. Китай исключил товары ряда компаний для госзакупок. — Режим доступа:
http://www.vestifinance.ru/.- 26.02.2015.
3. Корасёв С. Китай жёстко ограничивает закупки продуктов Apple, Cisco и Intel
госструктурами. — Режим доступа: http://www.3dnews.ru/. — 28.02.2015.
4. В 2014 г. госзакупки КНР превысили $283 млрд. — Режим доступа:
http://www.chinapro.ru/.- 07.08.2015.
5. Пономарева О. В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в
развивающихся странах / О.В. Пономарева // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — №9. — С.101-119.
6. Тодоров В. Софтверная китайская стена. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/. —
The peculiarities of state procurement in China