Государственный лесопатологический мониторинг

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ и экологии РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минприроды России)

ПРИКАЗ !

г. МОСКВА

2Ш2Ш

№ 3611

Об утверждении Правил ликвидац____

вредных организмов

мштсп рст юстиции российской фтлсмции !

1. Утвердить прилагаемые Правила ликвидации очагов вредных организмов.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 09 июня 2015 г. № 182 «Об утверждении методического документа ■ по обеспечению санитарной безопасности в лесах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2015 г., регистрационный № 40084).

Министр

С.Е.Донской

1

Утверждены приказом Минприроды России ота.Уо&.ао4б .№364

ПРАВИЛА ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГОВ ВРЕДНЫХ ОРГАНИЗМОВ

I. Общие положения

1. Правила ликвидации очагов вредных организмов

(далее — Правила) устанавливают порядок назначения, организации

и осуществления мероприятий по защите леса от вредных организмов, а также методы оценки эффективности их проведения.

3. Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры1:

проведение обследований очагов вредных организмов;

уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества);

рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, заражённых вредными организмами.

4. Территории насаждений с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52, ст. 5498; 2007, № 45,

Часть 1 статьи 60.8 Лесного Кодекса.

2

5. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется с учетом особенностей правового режима особой охраны территорий.

6. Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, вносится в государственный лесной реестр в порядке, установленном приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30979).

7. До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов лесных насаждений уполномоченными органами осуществляется комплекс подготовительных работ. Основными подготовительными работами являются:

— организация авиационных работ;

— организация и контроль завоза пестицидов (химических или биологических препаратов, используемых для борьбы с вредными организмами, повреждающими лесные растения);

— проведение контрольного обследования очагов вредных организмов в порядке, предусмотренном пунктами 11-14 настоящих Правил;

— проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств.

II. Проведение обследований очагов вредных организмов

8. Для назначения рубок лесных насаждений, зараженных вредными организмами, проводится обследование. Результаты обследования оформляются актом обследования, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, площадь запланированного мероприятия, информация о фактической таксационной характеристике, причинах ее несоответствия таксационному описанию, причины повреждения насаждений, с указанием вида вредителя, его встречаемости, степени заселения, расчета процента выборки деревьев, полноты после уборки деревьев, заключения о виде и площади мероприятия с дополнительным заполнением ведомости перечета деревьев, подлежащих вырубке с приложением абриса лесного участка.

9. Акт обследования утверждается органом государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных

3

в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».

10. Контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий,

предусмотренных актами обследований, осуществляет уполномоченный

федеральный орган исполнительной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса.

11. Для подтверждения необходимости проведения мероприятий

по уничтожению или подавлению численности вредных организмов проводится контрольное обследование. Контрольные обследования в соответствии

с биологическими особенностями вредителя проводятся не позже, чем за месяц до начала работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.

12. Контрольные обследования проводятся комиссией, сформированной уполномоченным органом.

13. Целью контрольных обследований является определение количественных и качественных характеристик показателей популяции (выживаемость, абсолютная численность, заражённость энтомопатогенными (вызывающими гибель вредных насекомых) и фитопатогенными (вызывающими заболевание деревьев) микроорганизмами, энтомофагами (хищные и паразитические насекомые, являющиеся естественными врагами вредителей леса), доля диапаузирующих особей (часть особей популяции насекомых, находящаяся в периоде временного физиологического покоя, развития и размножения), сроки развития вредителей. Обследования проводятся на лесных участках, различающихся по уровню численности и особенностям распространения вредных организмов. По данным обследований уточняются сроки и объемы проведения обработок лесных насаждений.

14. Результаты обследования оформляются актом контрольного обследования, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, фазы развития очагов, период обработки насаждения, плотность популяции на единицу учета, дополнительно заполняется ведомость учета численности вредных организмов, в которой указываются: участковое лесничество, номер обрабатываемого участка, квартал, выдел, повреждаемая порода, вид вредного организма, номера пунктов и точек учета, фазы развития вредителя, прогнозируемое повреждение насаждения.

15. На основании данных контрольных обследований комиссиями, сформированными уполномоченным органом, могут быть изменены (сокращены или продлены) сроки проведения мер по ликвидации очагов вредных организмов, но не более чем на десять дней.

4

III. Уничтожение или подавление численности вредных организмов

16. Планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах, в том числе на лесных участках, переданных в пользование, проводится в соответствии с документом, являющимся основанием для проведения указанных мероприятий (Обоснованием).

17. Обоснования составляются уполномоченными органами по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой, в том числе, на основании данных государственного лесопатологического мониторинга.

18. В соответствии с подготовленными Обоснованиями, а также по итогам проведения контрольных обследований, уполномоченные органы принимают решение о проведении мероприятий, и включают выбранные лесные участки в план мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.

19. В плане мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях указывается следующая информация: лесничество (лесопарк), участковое лесничество; площадь планируемых мероприятий в гектарах; вид вредного организма, против которого будут осуществляться мероприятия по ликвидации (в комплексных очагах -преобладающий вредитель); способ обработки лесных насаждений; используемый препарат и доза его внесения; количество летательных или наземных аппаратов, необходимых для проведения работ; сроки обработки (декада, месяц); плановая стоимость обработки; источник финансирования (субвенции из федерального бюджета, бюджет субъекта, другие источники); наименование лиц, использующих леса, по лесным участкам, переданным в пользование.

20. При проведении обследований для оценки результата эффективности проведённых мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов определяются техническая эффективность и лесозащитный эффект (результат применения пестицида (биологических и химических препаратов), выраженный показателями снижения степени повреждения лесных насаждений или снижения интенсивности питания гусениц (личинок).

21. Техническая эффективность определяется на основе данных учёта гибели вредителей по результатам проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов. Лесозащитный эффект определяется на основе данных о сохранности листвы (хвои) на деревьях после проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.

22. Мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов могут осуществляться наземным и авиационным способами.

23. При проведении мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов авиационном способом основным методом внесения пестицидов является опрыскивание; наземным способом — опрыскивание или аэрозольная обработка лесных участков.

24. В целях уничтожения или подавления численности вредных организмов могут использоваться следующие средства: пестициды; биологические фунгициды (биологически активные вещества органического происхождения, подавляющие

5

жизнеспособность или вызывающие гибель микроорганизмов), энтомофаги (хищные и паразитические насекомые, являющиеся естественными врагами вредителей леса); вирусы; и иные (например, аэрозоли или вещества, образующие на поверхности кладок яиц воздухонепроницаемые пленки), а так же следующие виды работ: развешивание феромонных ловушек; сбор и уничтожение яйцекладок, гнезд вредителей; обработка нетоксичными средствами; нанесение ловчих клеевых поясов.

25. Препараты для обработки насаждений уполномоченные органы выбирают из числа разрешённых к применению на территории Российской Федерации (в соответствии с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации1).

26. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны), в зеленых зонах, в городских лесах, на особо защитных участках лесов (заповедные лесные участки) использование токсичных химических препаратов (химических препаратов, обладающих токсическим воздействием) запрещается в соответствии со статьями 103-105, 107 Лесного кодекса2 3 4.

28. При осуществлении работ по ликвидации очагов вредных организмов ежедневно в ведомости проведения мероприятий по подавлению численности вредных организмов отмечается площадь обработанных лесных участков, расход препаратов, количество полётов (поездок) на лесных участки, время обработки и погодные условия.

29. В период обработок еженедельно заполняется ведомость учета проведения мероприятий по уничтожению и подавлению численности вредных организмов, в которой указываются лесничество, участковое лесничество, дата проведения учета, субъект, способ обработки, препарат, вид вредного организма, площадь обработки.

30. Техническая эффективность при применении химических препаратов для проведения мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов должна быть не менее 90 %, при применении биологических

6

препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности) не менее 75%. Площадь участков, на которых техническая эффективность обработок меньше установленной техническим заданием, не должна быть более 20 % от общей площади обработок.

31. По результатам обследований для оценки технической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов оформляется акт, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, количество пунктов учета, способы обработки, техническая эффективность, степень повреждения насаждения на обработанных лесных участках, дополнительно заполняется ведомость учетов эффективности мер по уничтожению (подавлению) численности вредных организмов, в которой указываются номера обрабатываемых участков, кварталов, выделов, вид вредного организма, его численность до и после обработки, единица учета, эффективность обработок.

IV. Рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, заражённых вредными организмами

32. Рубки лесных насаждений, зараженных вредными организмами,

проводятся на основании утвержденного в установленном порядке акта обследования, согласно пунктам 8-9 настоящего Приказа.

33. Рубка лесных насаждений, зараженных вредными организмами,

включает в себя следующие мероприятия:

— рубку и выкладку ловчих деревьев с их последующей уборкой;

— рубку лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов.

34. Выкладка ловчих деревьев направлена на частичный отлов и уничтожение стволовых вредителей. После заселения ловчих деревьев они должны быть вовремя окорены или обработаны инсектицидами и вывезены из леса в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах3.

35. Число ловчих деревьев определяется для каждого лесного участка отдельно и зависит от соотношения относительной численности текущего поколения вредных организмов к предыдущему.

36. Для усиления привлечения вредных организмов на ловчие деревья могут применяться феромоны (или аттрактанты) стволовых вредителей (синтетические аналоги природного аттрактивного феромона, вызывающие направленное движение особей вредителя к источнику запаха).

37. Рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, планируется в случае развития активного процесса заражения деревьев от первой до третьей категорий состояния, определенных в соответствии с Правилами 5

7

санитарной безопасности в лесах6, стволовыми вредителями или возбудителями сосудистых и бактериальных заболеваний.

38. Рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, проводится сплошным способом. Отвод лесосек для рубки лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, осуществляется в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 г. № 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный № 22883).

Статья 3 Федерального закона от 19.07.1997 Лг 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами

и агрохимикатами» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 29, ст. 3510; 2003,

Об утверждении Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 апреля 2017 года N 156

Об утверждении Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 340 «Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга» (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38815).

Министр
С.Е.Донской

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 июня 2017 года,
регистрационный N 47257

Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минприроды России
от 5 апреля 2017 года N 156

I. Общие положения

1. Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных методов) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.
________________
Статья 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2016, N 1, ст.75).

2. Государственный лесопатологический мониторинг (далее — ГЛПМ) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Целями ГЛПМ являются своевременное обнаружение, анализ, оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

5. Уполномоченные органы, осуществляющие ГЛПМ, на безвозмездной основе получают от органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, имеющиеся у них сведения о состоянии лесов и неблагоприятных факторах; сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; таксационные описания на электронных и бумажных носителях с приложением актуальных планов лесонасаждений и лесоустроительных планшетов; лесные планы, лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков); проекты освоения лесов; материалы по отводу лесосек и иную информацию, которая может повлиять на санитарное и лесопатологическое состояние лесов.
________________
Статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 11, ст.1261; 2011, N 1, ст.54, N 27, ст.3880; 2015, N 27, ст.3997).

6. Источниками информации для осуществления ГЛПМ являются:

а) данные дистанционного зондирования Земли;

б) сведения федеральных органов исполнительной власти;

в) сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе данные, полученные в результате лесопатологических обследований;

г) данные государственного лесного реестра;

д) сообщения граждан, юридических лиц и средств массовой информации;

е) иные источники информации о состоянии лесов и их количественных и качественных характеристиках.

7. К наземным методам осуществления ГЛПМ относятся следующие способы проведения ГЛПМ:

а) регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

б) выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;

в) выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

г) инвентаризация очагов вредных организмов;

д) экспедиционные обследования;

е) оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов, в том числе по актам лесопатологических обследований.

8. К дистанционным методам осуществления ГЛПМ относятся дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов.

а) зона сильной лесопатологической угрозы — не более 10%;

б) зона средней лесопатологической угрозы — не более 15%;

в) зона слабой лесопатологической угрозы — не более 20%.

10. Основными результатами ГЛПМ являются составляемые уполномоченными органами:

а) реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно);

б) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно);

в) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

г) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

д) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (ежегодно до 1 ноября текущего года);

е) прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации (один раз в шесть месяцев);

ж) обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России (ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным).

11. Уполномоченный орган, осуществляющий ГЛПМ, размещает результаты ГЛПМ на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

II. Регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов

12. Основной задачей проведения регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов (далее — регулярные наземные наблюдения) является сбор данных о динамике изменения состояния лесов для осуществления прогноза и своевременное обнаружение отклонений в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

13. Регулярные наземные наблюдения должны осуществляться на постоянных пунктах наблюдения, которые характеризуют определенную группу лесотаксационных выделов (типологическая группа) по следующим показателям:

а) главная порода или группа видов, составляющих данную породу;

б) доля главной породы в составе древостоя;

в) возрастная группа древостоя;

г) группа относительной полноты древостоя;

д) группа бонитета.

14. Совокупная площадь типологических групп должна составлять не менее 80% от покрытой лесом площади.

15. Постоянный пункт наблюдений представляет собой размерную пробную площадь с индивидуальным описанием и маркировкой всех деревьев основного полога (включая 1, 2 и 3 ярусы, если они имеются) на покрытой лесом площади.

16. Минимальное количество живых деревьев первого яруса главной породы на постоянном пункте наблюдений должно составлять 30 экземпляров.

17. Центр постоянного пункта наблюдений должен находиться не ближе 50 м от края таксационного выдела, за исключением типологических групп, образованных мелкими выделами линейной формы.

18. На основе материалов распределения типологических групп по площади должны исключаться незначительные по площади типологические группы с преобладанием малоценных пород и труднодоступные лесные насаждения.

19. Из совокупности выделов каждой наблюдаемой типологической группы выбирается не менее трех выделов, в которых планируется размещение постоянных пунктов наблюдений. Выделы для постоянного пункта наблюдений отбираются таким образом, чтобы их количество и пространственное размещение обеспечивало доступность и равномерное покрытие типологической группы сетью постоянных пунктов наблюдения. Площадь таксационного выдела для размещения постоянного пункта наблюдения должна составлять не менее 1 га.

20. Регулярные наземные наблюдения проводятся только во время вегетационного периода, характерного для лесорастительной зоны или лесного района.

21. Периодичность осуществления регулярных наземных наблюдений на одном и том же постоянном пункте наблюдения определяется в зависимости от зоны лесопатологической угрозы:

а) зона сильной лесопатологической угрозы — не реже 1 раза в 2 года;

б) зона средней лесопатологической угрозы — не реже 1 раза в 3 года;

в) зона слабой лесопатологической угрозы — не реже 1 раза в 5 лет.

22. Результаты регулярных наземных наблюдений на постоянных пунктах наблюдения одной типологической группы распространяются на всю площадь соответствующей типологической группы.

23. Не допускается закладывать постоянный пункт наблюдений на лесных участках, назначенных в рубку для заготовки древесины, а также в рубку в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.

24. Результатом регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является оценка динамики состояния лесных насаждений по типологическим группам для прогноза санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации.

III. Выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов

25. Задачей выборочных наблюдений за популяциями вредных организмов (далее — выборочные наблюдения) является сбор данных о состоянии популяций вредных организмов, оценка их динамики и прогнозирование угрозы повреждения лесов.

26. Выборочные наблюдения осуществляются путем учета численности вредных организмов и определения фазы развития наблюдаемых популяций вредных организмов. Учёт численности вредных организмов представляет собой процесс подсчёта количества особей вредных организмов на учётных единицах (модельных деревьях, ветвях, кустарниках, палетках (участках подстилки, оголенного минерального слоя) площадью 1 дм, 1 м, 1 га, длиной 1 погонный метр, массой 100 г хвои (листвы), 100 точек роста, получения качественной и количественной характеристики популяций вредных организмов и анализа полученной информации.

27. Выборочные наблюдения организуются и ежегодно проводятся на пунктах детального надзора, расположенных на постоянных маршрутных ходах, заложенных на лесных участках, где установлено наличие постоянного скопления вредных насекомых видов, отнесенных к особо опасным вредным организмам, в период стабильно низкой численности популяции вредных насекомых или в лесах, наиболее пригодных для образования первичных очагов вредных организмов.

28. Выборочные наблюдения зависят от вида вредного организма, условий произрастания его кормовой породы и иных факторов, значимых для определения характеристик наблюдаемых популяций.

29. Пункты детального надзора должны располагаться в лесничестве (участковом лесничестве), лесопарке, в котором имеются места постоянного скопления вредных насекомых видов, отнесенных к особо опасным вредным организмам, в период стабильно низкой численности популяции указанных насекомых; количество пунктов детального надзора должно быть не менее трех в одном месте скопления вредных насекомых.

30. При обнаружении лесного участка, где в насаждении прогнозируется повреждение вредными организмами более 25% листвы или хвои, или фактическое повреждение листвы или хвои составляет 25%, сведения о таком лесном участке вносятся в реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, и (или) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам.

31. Результаты выборочных наблюдений используются для подготовки обзора санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России и прогноза санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации.

IV. Выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов

32. Основной задачей выборочных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов (далее — выборочные наземные наблюдения) является сбор и уточнение информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и (или) лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения) вредными организмами) на лесных участках.

33. Выборочные наземные наблюдения осуществляются в соответствии с порядком проведения лесопатологических обследований, утвержденным приказом Минприроды России от 16 сентября 2016 г. N 480 (зарегистрирован Минюстом России 13 января 2017 г., регистрационный N 45200).

34. При выборочных наземных наблюдениях должны осуществляться визуальная и (или) инструментальная оценка состояния леса по маршрутным ходам или на пунктах учета. Маршрутные ходы должны намечаться с учетом наибольшего охвата лесотаксационных выделов.

35. При обнаружении повреждения (поражения) леса или других признаков массового размножения вредных организмов должен осуществляться учет численности вредных организмов с учетом биологических особенностей развития вредителей.

36. Результаты выборочных наземных наблюдений должны включаться соответственно в реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями, реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов, реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам и реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам.

37. Результаты выборочных наземных наблюдений используются для подготовки обзора санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России и прогноза санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации.

V. Инвентаризация очагов вредных организмов

38. Задачей инвентаризации очагов вредных организмов является ежегодный учёт действующих, затухших и вновь выявленных очагов вредных организмов, прогноз возможного повреждения лесов.

39. При инвентаризации очагов вредных организмов должны проводиться учет численности вредных организмов, анализ данных дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, выборочных наблюдений за популяциями вредных организмов, лесопатологических обследований, камеральное списание очагов вредных организмов на основании биологических особенностей развития вредителей и фактических данных о повреждении соответствующих лесных насаждений.

40. Участок леса (лесотаксационный выдел, лесопатологический выдел, группа лесотаксационных выделов), в котором суммарный запас древесины зараженных деревьев составляет 10% и более (кроме корневой губки в сосняках), относится к очагам болезни. При наличии суммарного запаса древесины зараженных деревьев от 10% до 20% от общего запаса древесины в соответствующем выделе или группе выделов степень заражения определяется как слабая, от 21 до 30% — средняя, более 30% — сильная.

41. Для корневой губки в сосновых насаждениях при наличии суммарного запаса древесины зараженных деревьев до 10% от общего запаса древесины в соответствующем выделе или группе выделов очаг относится к слабой степени пораженности, от 11 до 30% — к средней, более 30% — к сильной.

42. В очагах хвое- и листогрызущих вредителей степень повреждения крон деревьев (далее — дефолиация) определяется путем глазомерной оценки и выражается в процентах по породам и в среднем для всего зараженного участка с указанием вида и возраста личинок или иной фазы развития вредителя.
Слабой является дефолиация до 25%, средней — 26-50%, сильной — 51-75%, сплошной — более 75%.

43. Участок леса, в котором запас древесины заселенных стволовыми вредителями деревьев превышает 10%, относится к очагам стволовых вредителей. Деревья, поврежденные насекомыми-стволовыми вредителями в стадии имаго, не учитываются (кроме очагов черного пихтового усача). При наличии запаса древесины заселенных (поврежденных) стволовыми вредителями деревьев от 11% до 20% степень повреждения определяется как слабая, от 21 до 30% — средняя, более 30% — сильная.

44. Граница очага вредного организма проводится по внешней границе группы заселенных (зараженных) лесотаксационных выделов, в колочных лесах — группы заселенных (зараженных) лесотаксационных выделов, расположенных в пределах одного водосбора с выраженным водотоком в меженный период. Допускается включение в границу очага вредного организма участков леса с повышенным заселением (заражением), которое не повлекло повреждения деревьев для отнесения указанного участка леса к очагу вредного организма, но в котором прогнозируется резкое увеличение численности популяции.

45. Учет численности вредных организмов в полевых условиях осуществляется путем анализа их наличия на модельных деревьях, ветвях или анализа данных, полученных в результате учета вредителей в лесной подстилке или в почве, а также на кустарниках, поваленных стволах деревьев, скальных поверхностях, поверхности земли или на травянистой растительности.

46. Количество единиц учета должно обеспечивать достоверную оценку плотности популяции вредного организма или концентрации болезней леса. Достоверная оценка должна рассчитываться как среднее значение для очага вредных организмов. Результаты учета должны оформляться документально.

47. На основании анализа результатов учета численности вредных организмов должен составляться реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов.

48. В реестре лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, должна указываться следующая информация:

а) местоположение очага (субъект Российской Федерации, лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал, выдел (лесопатологический выдел), географические координаты характерных точек по границам лесного участка, на котором обнаружен очаг;

б) площадь насаждений, в которых требуется проведение мер по ликвидации очагов вредных организмов, в гектарах;

в) площадь планируемых для проведения мер по ликвидации очагов вредных организмов с учётом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, в гектарах;

г) вид вредного организма, в отношении которого требуется проведение мероприятий по ликвидации (в комплексных очагах — преобладающий вид вредных организмов).

49. Реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, в срок до 1 ноября текущего года должен быть передан в уполномоченные органы для планирования и осуществления мероприятий по защите лесов.

50. Результаты инвентаризации очагов вредных организмов должны включаться в реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам или реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам и использоваться для подготовки обзора санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России и прогноза санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации.

VI. Экспедиционные обследования

51. В целях подтверждения данных дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов в труднодоступных или удаленных районах, а также в районах с наличием массовых очагов вредных организмов или при значительном повреждении лесных насаждений неблагоприятными факторами, работы по проведению ГЛПМ наземными методами должны проводиться путем экспедиционного обследования.

52. Способы ГЛПМ, применяемые при проведении экспедиционных обследований, выбираются в зависимости от поставленных задач, планируемой точности работ и доступности лесных участков.

53. Минимальным объектом работ, проводимых посредством экспедиционных обследований, является лесничество или лесопарк.

VII. Оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов

54. Оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов осуществляется в целях определения достоверности прогнозов санитарного и лесопатологического состояния лесов, контроля результатов проводимых мероприятий по защите лесов и основана на сравнительном анализе результатов ГЛПМ и данных о фактическом санитарном и лесопатологическом состоянии насаждений, в которых проведены работы по ликвидации очагов вредных организмов, а также санитарно-оздоровительные мероприятия.

55. Для сравнительного анализа и прогнозирования санитарного и лесопатологического состояния лесов на текущий год применяются результаты ГЛПМ текущего года и прогнозы санитарного и лесопатологического состояния лесов предыдущего года.

56. Для сравнительного анализа результатов проведенных мероприятий по защите лесов применяются результаты ГЛПМ текущего года и сведения о результатах проведенных работ по ликвидации очагов вредных организмов, а также сведения о проведенных санитарно-оздоровительных мероприятиях предыдущего и текущего годов.

57. С целью определения динамики санитарного и лесопатологического состояния насаждений под влиянием негативных факторов и процессов ослабления лесных насаждений проводится сравнительный анализ результатов ГЛПМ предыдущего и текущего годов.

58. По результатам оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов путем сравнительного анализа данных, полученных при проведении ГЛПМ, должен уточняться реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями, а также должны составляться прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации и обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России.

VIII. Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов

59. Задачей дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является выявление изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов, а также предварительное определение границ и площади лесных насаждений, на которых выявлены такие изменения.

60. Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов должны осуществляться путем дешифрирования космических снимков и аэрофотоснимков, полученных с применением воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов.

61. Подбор космических снимков по параметрам для дешифрирования указанных снимков (пространственное разрешение, режим, спектральный диапазон, периодичность космической съемки и другие характеристики космических снимков) осуществляется исходя из задач дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов.

62. При осуществлении дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов с использованием аэрокосмических снимков, исходя из производительности и возможностей применения для целей дистанционного наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, должны использоваться аэрокосмические снимки пространственного разрешения от 1 до 30 метров включительно.

63. Аэрокосмические снимки с пространственным разрешением от 30 до 100 метров включительно используются для дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов только при отсутствии возможности получения аэрокосмических снимков, указанных в пункте 62 настоящего Порядка.

64. При использовании мультиспектральных аэрокосмических снимков пространственного разрешения от 1 до 3 метров включительно, изменения в санитарном и лесопатологическом состоянии должны фиксироваться на лесных участках площадью 0,1 га и более.

65. При использовании мультиспектральных аэрокосмических снимков пространственного разрешения от 3 до 10 метров включительно, изменения в санитарном и лесопатологическом состоянии должны фиксироваться на лесных участках площадью 1,0 га и более.

66. Аэрофотосъемка может осуществляться в случае возникновения массовых повреждений лесов (более 1 тыс.га в зоне сильной лесопатологической угрозы, 10 тыс.га — в средней, 100 тыс.га — в слабой) и в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях.

67. Результатами дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов являются:

а) подготовленные специальные карты масштаба не мельче 1:50000 для защитных и эксплуатационных лесов и не мельче 1:100000 для резервных лесов с нанесением границ (контуров) лесных насаждений с выявленными изменениями в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в растровом формате с экспликацией, содержащей сведения о субъекте Российской Федерации, лесничестве, участковом лесничестве, урочище;

б) сформированный отчет о площади лесных насаждений, на которых по результатам дистанционных наблюдений выявлены изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов, включающий данные о предполагаемой причине повреждения, дате и источнике съемки.

68. В зонах сильной и средней лесопатологической угрозы результаты дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов являются одним из оснований для планирования объемов и мест проведения работ по ГЛПМ наземными методами на следующий год. В зоне слабой лесопатологической угрозы и в экономически труднодоступных для проведения наземных работ участках результаты дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов используются для обобщенной оценки площади погибших и поврежденных лесных насаждений.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 03.07.2017,
N 0001201707030033

Государственный лесопатологический мониторинг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *