Государственные унитарные предприятия

Назначение на должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Зерноградского района осуществляется на конкурсной основе.

Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Зерноградского района утверждено постановлением Администрации Зерноградского района от 18.08.2016 № 593 «О порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Зерноградского района» (с изменениями и дополнениями).

Конкурс на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Зерноградского района осуществляется районной комиссией по проведению конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Зерноградского района, состав и порядок деятельности которой регламентируется постановлением Администрации Зерноградского района от 27.06.2017 № 858 «О внесении изменений в постановление Администрации Зерноградского района от 18.08.2016 № 593 «О порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Зерноградского района»

Постановление от 11.01.2018 № 20 «О внесении изменений в постановление Администрации Зерноградского района от 18.08.2016 № 593 «О порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Зерноградского района»»

Документы, представляемые претендентом для участия в конкурсе на замещение должности руководителя МУ и МУП:

а) заявление (по установленной форме);
б) личный листок по учету кадров (или заверенную копию);
в) одну фотографию размером 4х6;
г) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
д) заверенные в установленном порядке копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца;
е) документы, подтверждающие квалификационные требования;
ж) предложения по программе деятельности предприятия, учреждения в запечатанном конверте.
Претендент может представить другие документы, дополняющие информацию о его профессиональных и личностных качествах.

Форма заявленияdocx, 18 КбЛичный листок по учету кадровdocx, 31 КбФорма трудового договора
docx, 33 Кб

О проведении конкурса на замещение должности руководителя муниципального учреждения Зерноградского района

Информационное сообщение по конкурсу ЦСО
22.06.2020 doc, 44 Кб

Бланк личной карточки работника

К коммерческим юридическим лицам относятся и унитарные предприятия (от лат. unitus — объединенный, единый). Деятельность унитарного предприятия регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием является коммерческая организация, которая не имеет право на собственность на то имущество, которое закреплено за ней собственником имущество. При этом данное имущество унитарного предприятия не подлежит делению и запрещается распределять по вкладам. Организационноправовыми формами унитарных предприятий выступают государственные и муниципальные предприятия.

Среди них особо законодатель выделяет унитарные казенные предприятия.

Порядок их создания различается в зависимости от статуса предприятия: федеральное, муниципальное или казенное предприятие субъекта РФ. В частности, федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ.

Основным учредительным документом унитарного предприятия является устав. Он должен обязательно утверждаться уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. В уставе содержатся сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. В уставе унитарного предприятия, которое не является казенным, кроме того, должны быть указаны сведения о размере уставного фонда данного предприятия.

Органом унитарного предприятия является его единоличный руководитель. Он назначается уполномоченным собственником органом, за исключением, когда специальным законом может быть предусмотрен иной порядок назначения руководящего органа.

Таким образом, можно выделить следующие признаки унитарного предприятия:

  • • имущество унитарного предприятия не подлежит распределению по вкладам, долям, паям, а также между его работниками;
  • • основной целью унитарного предприятия является получение прибыли, потому оно является коммерческой организацией;
  • • унитарное предприятие не обладает правом собственности на имущество. Имущество унитарного предприятия, независимо от того оно переданное собственником или полученное в результате хозяйственной деятельности принадлежит ей либо на праве хозяйственного ведения, либо праве оперативного управления;
  • • собственником имущества унитарного предприятия может быть только Российская Федерация, субъект Федерации и муниципальное образование.

Кроме того, следует учитывать, что отличительным признаком унитарного предприятия от остальных коммерческих юридических является то, что оно наделено законом специальной правоспособностью.

В зависимости от того, на основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предприятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или, другими словами, казенное предприятие. Казенным может быть и государственное, и муниципальное предприятие.

По объему правомочий право хозяйственного ведения шире, чем право оперативного управления. В частности, правомочия казенных предприятий и учреждений ограничены как законом, так и собственником. Учреждение и казенное предприятие, имущество которых находится в оперативном управлении, владеют и могут распоряжаться этим имуществом в тех границах, которые установлены законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества или же могут распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Таким образом, право оперативного управления имуществом носит строго целевой характер, в соответствии с теми функциями, которые выполняют учреждения или казенные предприятия. При этом собственник имущества наделен правом устанавливать им специальные задания по целевому использованию данного имущества (в частности, в утвержденной им бюджете учреждения).

Также ограничен в правомочиях по распоряжению имуществом и субъект, наделенный правом оперативного управления. Например, казенное предприятие имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Действующее законодательство предусматривает возможность реорганизации унитарного предприятия.

Учредителями унитарных предприятий являются органы государственного управления и местного самоуправления. В зависимости от учредителя различается государственное унитарное предприятие (ГУП) и муниципальные унитарное предприятие (МУП).

Деятельность унитарных предприятий, как и любых коммерческих организаций, направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества. При этом решаются задачи удовлетворения общественных интересов и обеспечения государственных нужд.

Таблица 7. 7

Сравнение характеристик унитарных предприятий

Унитарное предприятие, основанное

на праве хозяйственного ведения

основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)

Устав предусматривает размер уставного фонда и направления использования прибыли

Устав содержит сведения о распределении дохода

Формирует уставный фонд

Не формирует уставный фонд

Вправе распоряжаться движимым имуществом самостоятельно, не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать под залог без согласия собственника

Распоряжается имуществом только с разрешения собственника

Учредитель не несет ответственность по обязательствам предприятия

Учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия

Находится на полном хозрасчете

Прямое управление собственником имущества и не вправе самостоятельно заключать сделки

Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия регламентируется законодательством (ГУП — не менее чем 5000 МРОТ, МУП — не менее чем 1000 МРОТ). В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Руководители унитарных предприятий назначаются учредителем. Унитарные предприятия не вправе создавать другие унитарные предприятия (дочерние предприятия), но могут иметь с разрешения учредителя свои филиалы и представительства в других районах.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

В зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий — основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

4.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные и муниципальные предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:

1) управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

2) обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

3) наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

4) являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

• федеральное государственное предприятие;

• государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

• муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

• федеральное казенное предприятие,

• казенное предприятие субъекта РФ,

• муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

1) наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

2) право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

3) казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

4) в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

5) государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества;

6) в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Государственные унитарные предприятия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *