Государственная экспертиза условий труда и ее функции

И. Ю. Колосова

Журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2017

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания данной госуслуги Рострудом?

Содержание

Работодателям о государственной экспертизе условий труда.

Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда (далее – Административный регламент). Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания данной госуслуги Рострудом? В статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Согласно положениям ст. 126.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки

Качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)

Правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Фактических условий труда работников

Работодателю целесообразно инициировать проведение госэкспертизы в том случае, если у него есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ.

Напомним, что к расходам работодателя на предоставление работникам таких гарантий и компенсаций относятся:

  • расходы на оплату труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
  • расходы на оплату ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
  • затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Следует помнить: если гарантии и компенсации за вредные условия труда установлены неверно и противоречат нормам трудового законодательства, работодатель несет необоснованные затраты на их предоставление.

К сведению:

Если в ходе госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом, в частности, когда из-за неправильного проведения СОУТ допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными, они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены.

Если по итогам госэкспертизы понижен класс вредности, работодателю необходимо провести внеплановую СОУТ с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. При этом проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

При снижении или отмене гарантий и компенсаций нужно изменить обязательные условия трудового договора. Это возможно:

  • либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ);
  • либо по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

Уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, вносимых в трудовой договор, между работником и работодателем.

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда?

Государственную экспертизу условий труда проводят:

  • федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Лица, осуществляющие госэкспертизу, наделены определенными правами и обязанностями.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда

Имеют право:

Обязаны:

– в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

– запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

– проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ

– составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС;

– обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

– обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений

Названные органы осуществляют госэкспертизу в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 12.08.2014 № 549н (далее – Порядок проведения госэкспертизы).

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления срока проведения экспертизы установлены в абз. 2 п. 18 названного порядка: при необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в п. 27 настоящего порядка, или в случае невозможности их проведения в течение срока, указанного в абз. 1 настоящего пункта.

Предоставление Рострудом госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Согласно п. 3 Административного регламента информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме:

  • на официальном сайте Роструда;
  • в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу: www.gosuslugi.ru;
  • на информационных стендах в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги.

Информация может предоставляться с использованием средств телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений, при личном приеме.

Результатами предоставления государственной услуги по осуществлению госэкспертизы условий труда, которые направляются заявителю в срок не позднее трех рабочих дней с даты их оформления, являются (п. 14, 18 Административного регламента):

  • направление заявителю в соответствии с его заявлением заключения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте (рабочих местах) работодателя;
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин ее непредоставления.

Пунктом 15 Административного регламента установлено, что госуслуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом не предусмотрено участие иных организаций в ее предоставлении.

К сведению:

Плата за предоставление госуслуги не взимается (п. 31 Административного регламента).

Какие документы нужно представить для получения госуслуги?

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, приведен в п. 20 Административного регламента. Итак, документом, необходимым для предоставления госуслуги, является заявление, подписанное заявителем, где указываются:

  • полное наименование заявителя – для работодателей, профессиональных союзов или их объединений, иных представительных органов работников, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя – для работников;
  • контактная информация (почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии));
  • наименование цели проведения государственной экспертизы условий труда – оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • индивидуальные номера рабочих мест, наименования профессий (должностей) занятых на них работников, наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором находятся эти рабочие места и в отношении которых предоставляется государственная услуга. Если заявителем является работник, приводятся сведения о его рабочем месте;
  • обоснование необходимости предоставления государственной услуги с указанием доводов заявителя, на основании которых он не согласен с порядком предоставления и (или) размерами гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на этих рабочих местах;
  • сведения о ранее предоставленных государственных услугах (при наличии).

Заявление подписывается непосредственно заявителем – работником, а в случае обращения работодателя, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющих свою деятельность у работодателей, – их руководителями (заместителями руководителей).

Работодатели должны приложить к заявлению (п. 21 Административного регламента):

  • отчет о проведении СОУТ у работодателя;
  • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
  • коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
  • локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенную продолжительность рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
  • список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.

К сведению:

Представляемые документы должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде и не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается законодательством РФ.

Для получения госуслуги по экспертизе условий труда заявитель:

  • либо направляет в адрес Роструда заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • либо передает документы должностному лицу на личном приеме;
  • либо направляет заявление в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, для получения госуслуги в электронной форме. При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с законодательством РФ.

К сведению:

Заявление, в том числе направленное в электронном виде, регистрируется должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в течение одного рабочего дня со дня его поступления (п. 33 Административного регламента).

При приеме заявления и необходимых документов, представленных на бумажном носителе заявителем лично, на втором экземпляре заявления проставляется дата приема и указывается фамилия должностного лица, принявшего заявление.

После регистрации заявление передается руководителю (заместителю руководителя) службы, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения. Последний в течение одного рабочего дня рассматривает заявление и передает его на исполнение должностному лицу.

При получении заявления в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации заявления направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Каковы основания для отказа в предоставлении госуслуги?

Согласно п. 27 Административного регламента законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги.

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неполный состав документов, поданных работодателем, при условии что недостающие документы могут быть дополнительно запрошены у заявителя (п. 28 Административного регламента).

В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):

  • отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 регламента;
  • непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 регламента;
  • поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 Административного регламента;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Административные процедуры предоставления госуслуги перечислены в п. 49 Административного регламента.

Административные процедуры

Проверка правильности оформления заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, запрос недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги (при необходимости), рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги

Оценка соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям законодательства о специальной оценке условий труда

Оформление результатов предоставления государственной услуги

К сведению:

При подаче заявления через Единый портал госуслуг служба обеспечивает возможность мониторинга заявителями состояния исполнения административных процедур предоставления госуслуги с размещением на портале соответствующей информации.

Итак, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и прилагаемых к нему документов к должностному лицу, которое:

  • в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку соответствия оформления зарегистрированного заявления и комплектности прилагаемых к нему документов требованиям п. 20 и 21 Административного регламента (п. 52 регламента);
  • по результатам проверки вносит руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы предложение о возможности предоставления государственной услуги или оформляет уведомление о невозможности ее предоставления с указанием причин (п. 53 Административного регламента);
  • при наличии оснований для непредоставления госуслуги в течение двух рабочих дней составляет уведомление и представляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы (п. 54, 56 Административного регламента).

К сведению:

В случае выявления некомплектности документов в уведомлении дополнительно указываются сведения о перечне недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также о сроках их подачи в полном объеме, которые не должны превышать 30 рабочих дней с даты отправления уведомления.

Далее руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы при представлении работодателем неполного комплекта документов:

  • подписывает уведомление и направляет его заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа – если отсутствует возможность получения недостающих документов;
  • принимает решение о предоставлении госуслуги – при наличии возможности получения документов посредством запроса. Об этом решении он информирует должностное лицо в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.

При неподаче в 30-дневный срок запрашиваемых документов ранее поступившие для предоставления государственной услуги заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю с уведомлением.

После процедуры проверки документов проводится процедура оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда. При выполнении указанной административной процедуры должностное лицо анализирует заявление, а также прилагаемые к нему и (или) полученные документы посредством сравнения их положений о составе, порядке предоставления и размерах гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, установленных работнику (работникам), занятым на указанных в заявлении рабочих местах, с аналогичными требованиями ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ в отношении следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

При осуществлении данной административной процедуры рассматриваются только рабочие места, указанные в заявлении. Срок исполнения административной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с даты установления оснований для предоставления госуслуги.

Результатом исполнения процедуры оценки соответствия является установление фактического соответствия (несоответствия) состава, порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемых работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ, иных законодательных и нормативных правовых актов, действующих у работодателя отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективного договора, локальных нормативных актов работодателя (при наличии).

К сведению:

Не является несоответствием установление повышенных по сравнению с ТК РФ размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

По результатам проведения оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда должностное лицо составляет проект заключения государственной экспертизы условий труда.

В проекте заключения должен содержаться вывод о соответствии (несоответствии) состава, порядка предоставления и размеров гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям трудового законодательства и государственным нормативным требованиям охраны труда.

К сведению:

Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда прилагаемых к заявлению документов в проекте заключения приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, требования которого не соблюдены.

Проект заключения:

  • составляется в двух экземплярах;
  • визируется должностным лицом службы;
  • подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы;
  • утверждается руководителем (заместителем руководителя) службы.

Не позднее трех рабочих дней с даты утверждения заключения один его экземпляр выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если заявление поступило в службу с Единого портала госуслуг, заключение, оформленное в электронном виде, направляется по выбору заявителя на указанный им адрес электронной почты или с использованием сервиса личного кабинета Единого портала госуслуг.

К сведению:

Второй экземпляр заключения остается в уполномоченном структурном подразделении службы. Копия заключения направляется работодателю в случае, если работодатель не является заявителем.

* * *

Работодатели заинтересованы в проведении госэкспертизы условий труда в том случае, если у них есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ. Бесплатно соответствующая услуга предоставляется Рострудом при направлении соответствующего заявления и комплекта документов. Порядок проверки документов, оценка соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление результатов проведения экспертизы осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н и зарегистрированным в Минюсте 26.04.2017.

Государственная экспертиза условий труда создана согласно Закону «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Постановлением Совета Министров БССР от 18 января 1991г. № 20 «Вопросы Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения» при Государственном комитете БССР по труду и социальной защите населения была образована государственная экспертиза условий труда. В ее функции входило обеспечение защищенности трудящихся, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности путем осуществления мер по предупреждению и установлению выявленных нарушений, ущемляющих права работников на получение соответствующих льгот и компенсаций.

20 марта 1991года решением исполнительного комитета Гомельского областного Совета народных депутатов за № 70 создана областная государственная экспертиза условий труда.

Решением Государственного комитета БССР по труду и социальной защите населения за № 166 от 26.04.1991года было принято Положение о Государственной экспертизе условий труда Республики Беларусь.

Таким образом, днем образования службы стало 26 апреля 1991года.

Государственная экспертиза условий труда области в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, а также надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Государственная экспертиза условий труда с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников) подготавливает заключения о фактической занятости работника в условиях, предусмотренных списком № 1 и списком № 2, в периоды работы до 1 января 2009г., в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

При этом работодатели возмещают в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты расходы на выплату пенсий, назначенных с учетом этих периодов, в полном объеме в порядке, установленном указанным Министерством.

Государственная экспертиза условий труда оказывает консультативную и методическую помощь работодателям по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке условий труда, предоставлению работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Государственная экспертиза условий труда организовывает создание и актуализацию банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Должностные лица органов государственной экспертизы условий труда имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст.ст. 9.14 и 9.19 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» за нарушение законодательства о пенсионном обеспечении, труде.
Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

Государственная экспертиза условий труда

История становления Государственной экспертизы условий труда

О типичных нарушениях, выявленных в учреждениях здравоохранения области в период 2017-2018 годов в ходе контроля за правильностью применения списков № 1 и № 2, качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труд

В 2019 году истекает 5-ти летний срок действия очередной аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в 2014 году.

Согласно Законам Республики Беларусь «Об охране труда» и «О профессиональном пенсионном страховании», наниматель несет обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация), являются:

— Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. № 253 – устанавливает порядок ее проведение;

— Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. № 35 – определяет порядок проведения оценки условий труда, оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм.

В перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются профессии (должности) и виды работ (независимо от результатов предыдущей аттестации), которые предусмотрены:

  • списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и (особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;
  • перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»;
  • разделом I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490;
  • списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени».

По решению аттестационной комиссии в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются иные рабочие места при условии:

  • занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня и подтверждения данных условий результатами предыдущей аттестации;
  • наличия на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, обусловленных технологическим процессом, подтвержденных протоколами измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды»

Измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации осуществляют испытательные лаборатории, аккредитованные в системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025 и включенные в реестр аккредитованных, испытательных, поверочных и калибровочных лабораторий, формируемый органом по аккредитации Белорусского государственного института метрологии в соответствии с областью аккредитации.

Измерения уровней вредных и опасных факторов производственной среды проводятся в присутствии представителя аттестационной комиссии при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных, эффективно действующих средствах защиты и характерных производственных условиях.

Для оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса наниматель определяет исполнителей из числа собственных специалистов или привлекает на договорной основе юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации. Реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь .

Нанимателем в месячный срок после издания приказа об утверждении аттестации, в т.ч. внеочередной аттестации (внесении изменений и (или) дополнений в документы по результатам действующей аттестации) представляются в государственную экспертизу условий труда по месту регистрации нанимателя документы по результатам аттестации в электронном виде, сформированные посредством автоматизированной информационной системы мониторинга условий труда на производстве, в порядке определяемом Министерством труда и социальной защиты.

Представляемые нанимателями документы по аттестации в виде электронных документов должны быть подписаны электронной цифровой подписью и соответствовать требованиям закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Программное обеспечение Модуля электронной формы «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда» и пакет эксплуатационных документов к нему размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (адрес: http://mintrud.gov.by).

Получить бесплатно Модуль электронной формы «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда» можно посетив разделы сайта «Деятельность», «Государственная экспертиза условий труда», «Автоматизированная информационная система «Мониторинг условий труда на производстве».

Документы по аттестации в виде электронных документов предоставляются нанимателем в органы государственной экспертизы условий труда для формирования и актуализации Единого республиканского банка данных «Результаты аттестации» посредством АИС «Мониторинг условий труда» (адрес: http://mintrud.by).

Республиканский центр охраны труда (к.т. 226-03-58, 203-01-38), Научно исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь проводят на постоянной основе обучающие семинары по использованию программного обеспечения Модуля электронной формы «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда». Информация о проведении семинаров размещена на сайте www.instlab.by.

Отдел государственной экспертизы условий и охраны труда:

Литвинова Алла Викторовна – начальник отдела — заместитель главного государственного эксперта области по условиям труда;
Сафонов Вячеслав Евгеньевич – заместитель начальника отдела;
Сороколетова Ирина Алексеевна – главный специалист отдела — государственный эксперт области по условиям труда;
Федорович Андрей Николаевич – главный специалист отдела.

Временная нетрудоспособность — это невозможность для трудящегося выполнить работу вообще или по своей профессии. Такая нетрудоспособ­ность наступает в связи с заболеванием, травмой или от других причин, предусмотренных законодательством и носит относительно кратковремен­ный, преходящий характер. Экспертиза временной нетрудоспособности -вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого об­следования и лечения, возможности осуществлять профессиональную дея­тельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудо­способности. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в со­ответствии с инструкцией о порядке и выдаче документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующим законодательством и

положением.

Экспертиза ВН осуществляется врачами в ЛПУ, независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности, при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности.

В отдельных случаях проведение экспертизы ВН разрешается среднему медицинскому работнику.

Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне лечебно -профильного учреждения должны иметь лицензию на основной вид меди­цинской деятельности и проведение экспертизы временной нетрудоспособ­ности, а также удостоверение (свидетельство) об окончании курса повыше­ния квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.

Уровни проведения:

Первый — лечащий врач;

Второй — клинико — экспертная комиссия ЛПУ;

Третий — клинико — экспертная комиссия органа управлением здра­воохранением территории, входящей в субъект федерации;

Четвертый — клинико — экспертная комиссия органа управления здравоохранением субъекта Федерации;

Пятый — главный специалист по экспертизе временной нетрудоспо­собности Минздравпрома России.

Основные задачи ВТЭК:

1. определение постоянной или длительной утраты трудоспособности и установление инвалидности;

2. установление времени наступления инвалидности;

3. установление причины инвалидности;

4. определение для инвалидов условий и характера труда, доступных или по состоянию здоровья;

5. определение мероприятий, способствующих восстановлению трудо­способности (профессиональное обучение, переквалификация, восстанови тельное лечение, протезирование, рабочие приспособления, определение необходимости получения средств автотранспорта, санаторно — курортное лечение, изучение условий труда работающих инвалидов с целью выявления работ, доступных им по состоянию здоровья, и с целью проверки правиль­ности трудового устройства);

1. установление процентной утрать! трудоспособности трудящимися, получившими трудовое увечье.

Функции КЭК:

КЭК создается в государственных ЛПУ, а также в органах управления здравоохранением территории, входящих в субъект федерации. Комиссия организуется для коллегиального обсуждения и принятия решений по всем наиболее значимым клинико — экспертным вопросам диагностики, лечения, тактики ведения, реабилитации, определения трудоспособности и профес­сиональной пригодности, а также решение конфликтных ситуаций, возни­кающих в процессе оказания медицинской помощи. КЭК проводит свои заседания еженедельно в ЛПУ, а при органах управления здравоохранением — по мере необходимости. Возглавляется в ЛПУ заместителем руководителя по клинико — экспертной работе, либо заместителем по лечебной работе. В состав комиссии входят ведущие специалисты лечебно — профилактического учреждения или территории, на договорной основе могут привлекаться специалисты медицинских, научно — исследовательских институтов. Реше­ние принимается простым большинством голосов.

Функции:

— Проводит экспертную оценку качества и эффективности лечебно -диагностического процесса;

— Оценивает конечные результаты деятельности специалистов и струк­турных подразделений и учреждений, выполнение региональных медико -экономических стандартов;

— Принимает решение по представлению лечащего врача и заведующего отделением:

1) при продлении листка нетрудоспособности в случаях, предусмотрен­ных инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих времен­ную нетрудоспособность граждан.

2) в сложных конфликтных ситуациях экспертизы нетрудоспособности, а также решении вопросов о ■•дальнейшем лечении;

3) при направлении пациента на МСЭК;

4) при необходимости перевода трудоспособных лиц по состоянию здоровья на другую работу или рациональному трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью.

5) в случае исков и претензии медицинских страховых организаций и исполнительных органов фонда социального страхования по качеству меди­цинской помощи и качеству экспертизы ВН.

  1. при направлении на лечение за пределы административной террито­рии;

7) при освобождении от итоговой аттестации выпускников общеобра­зовательных учреждений, при предоставлении академического отпуска по состоянию здоровья студентам средних и высших учебных заведений;

8) в сложных конфликтных ситуациях при определении профессио­нальной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, кандидатов в водители и водителей транспортных средств, а также кандидатов при поступлении в высшие и средние учебные заведения.

9) в случае нуждаемости, по состоянию здоровья, в дополнительной жилой площади или в первоочередном получении жилья;

10) по запросу организации, фондов социального страхования, суда, прокуратуры по вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудо­способности;

11) при поступлении исковых заявлений и претензии пациентов по во­просам качества лечебного процесса, оценки состояния здоровья пациента.

Врачебно-трудоеая экспертиза — сроки потери трудоспособности при отдельных видал челюстно-лицевых повреждениях:

При оперативных методах лечения переломов скуловой кости срок временной нетрудоспособности составляет 15-20 дней, при повреждении гайморовой пазухи 18-22 дня. Лица, занятые тяжелым физическим трудом нетрудоспособны 28-32 дня. ‘ ,

При переломе костей носа продолжительность нетрудоспособности до 10 дней.

При переломах нижней челюсти:

а) одиночных 25-28 дней (у лиц, занятых тяжелым физическим трудом 40-43 дня).

б) двойные переломы 29-32 дня (у лиц, занятых тяжелым физическим трудом 44-47 дней).

в) тройные переломы от 30-50 дней. При переломах верхней челюсти:

Сроки временной нетрудоспособности от 36 до 60 дней.

Больничный лист (листок временной нетрудоспособности) является до­кументом, который дает право на освобождение от работы и получения денежного пособия. При заболеваниях и травмах .больничный лист врач единовременно выдает до 10 дней. Единолично больничный лист врач выда­ет на 30 дней. После 30 дней больной направляется на КЖ.

15. Классификация огнестрельных повреждений челюстно-лицевой области. Сочетанные повреждения: часто встре­чающиеся варианты сочетанных повреждений, их диагно­стика, организация неотложной и специализированной ме­дицинской помощи

Классификация

смотри вопрос 126.

Частота сочетанных повреждений

лицо и ЛОР органы 24%

лицо и цея 17,3%

лицо и глаза 11,8%

лицо и руки

лицо и ноги 4,6%

лицо и грудь 3,7%

Диагностика сочетанных повреждений

смотри вопрос 122.

Организация помощи.

Смотри вопрос 18.

БИЛЕТ 6

Прочитав статью, вы узнаете:

кем осуществляется государственное управление охраной труда, и кто его проводит; что такое государственная экспертиза условий труда и каков ее цели.

итак, начнем…

Главная задача, которая стоит перед госуправлением ОТ, – добиться, чтобы все трудящиеся страны работали в здоровых и безопасных условиях, сохраняли свое здоровье. Государственное управление охраной труда осуществляется:

• Правительством РФ;
• Минтрудом РФ;
• исполнительными властями всех уровней.

Они:

• занимаются международным сотрудничеством, обмениваются эффективным опытом создания и воплощения в жизнь полезных трудоохранных порядков и процедур;

• разрабатывают законодательные, нормативные документы по ОТ, определяют механизм практического применения ее положений;

• разрабатывают и курируют ввод в действие порядка обучения охране труда для трудящихся всех профессий и должностей – от директоров до слесарей;

• организуют правильную совместную работу органов власти разных уровней, распределяют между ними обязанности, ответственность, координируют их работу с профсоюзами, работодателями и другими объединениями;

• создают федеральные трудоохранные программы, финансируемые из бюджетов разных уровней подчиненности (федерального, местных и т. д.), контролируют ход воплощения в жизнь этих программ, оценивают достигнутый эффект;

• создают и вводят в действие порядки, методики, документацию по госэкспертизе и спецоценке условий труда (УТ);

• поощряют работодателей, которые улучшили УТ и повысили уровень безопасности на своих предприятиях;

• выполняют другие задачи.

Государственное управление охраной труда осуществляется организациями, которые не зависят от политических партий, объединений граждан, владельцев предприятий, хозяйственных структур и др. Эффективность этого управления обеспечивается скоординированными действиями государственных органов с одной стороны, объединений работодателей – с другой, профсоюзов и прочих представителей трудящихся – с третьей.

Каким образом осуществляется государственное управление охраной труда?

Государственное управление охраной труда осуществляется в основном методом разработки и реализации действий и мер, обеспечивающих:

• точное выполнение требований законодательства РФ;

• высокий уровень мотивации работодателей повышать уровень ОТ на своих предприятиях, улучшать условия труда;

• осознание трудящимися важности соблюдения требований ОТ, внимательного отношения к своему здоровью, сохранения трудоспособности, повышению качества жизни;

• прозрачное и скоординированное функционирование организаций, которые занимаются разрешительной деятельностью, выполняют контрольные функции, координацию работы с компетентными в этой сфере федеральными органами;

• усовершенствование системы общественного контроля выполнения требований трудоохранного законодательства;

• поддержку и координирование работы системы обучения, переподготовки специалистов по ОТ, сотрудников управляющих и контролирующих организаций, трудящихся, которые нуждаются в соответствующих знаниях (например, по промсанитарии, опасным видам работ);

• создание и усовершенствование законодательных и НПА;

• усовершенствование систем: спецоценки УТ, лицензирования (например, работы со взрывчаткой, химикатами).

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда изложены в:

1) инструкциях:
• по безопасности отдельных работ;
• межотраслевых;
• типовых;

2) стандартах и их системах:
• государственных;
• отраслевых;
• межотраслевых;

3) правилах:
• организующих безопасные работы или эксплуатацию оборудования;
• санитарных;
• строительных;
• межотраслевых;
•отраслевых;

4) нормах:
• гигиенических;
• санитарных;
• строительных.

Документация, определяющая государственные нормативные требования охраны труда, утверждается:

• Госстандартом;
• Госстроем;
• Минтрудом;
• Минздравсоцразвитием;
• Ростехнадзором.

Что может Минтруда в отношении безопасности работ?

Минтруда России относится к федеральным органам исполнительной власти. Правительство РФ поручило ему разрабатывать, внедрять и курировать исполнение:

1) порядках:
• назначения компенсационных выплат трудящимся, которые работают во вредных для здоровья условиях, расчета сумм этих выплат;
• осуществления госэкспертизы УТ;
• обучения по ОТ трудящихся рабочих профессий и ИТР;
• определения уровней профрисков;
• расследования НС и ПЗ;

2) типовых инструкций;

3) перечней:
• факторов, за работу под действием которых трудящимся положено выдавать молоко;
• ежегодных мероприятий по ОТ (типовой);
• работ, которые не могут выполнять женщины, лица младше 18 лет;
• услуг, которые могут выполнять только аккредитованные организации;

4) норм, по которым:
• выдается молоко или выплачиваются компенсации за него, выдаются моющие, обезвреживающие средства, спецодежда, спецобувь, СИЗ;
• организовывается перемещение тяжелых предметов лицами младше 18 лет, женщинами;

5) правил:
• безопасной организации разных видов и категорий работ;
• финансового обеспечения трудоохранных мероприятий, лечения трудящихся в санаториях, на курортах страны;

6) критериев оценки возможности работника трудиться после травмы или заболевания;

7) реабилитационных программ для травмированных либо заболевших при выполнении производственных заданий лиц.

Кем еще осуществляется государственное управление охраной труда?

Управляют охраной труда и другие государственные организации. Они делают это в рамках своих компетенций. Например, Минздрав + Минтруда и соцзащиты РФ согласовывают режимы работы трудящихся: рабочее время, длительность междусменных перерывов и т. д. Границы полномочий каждой из этих организаций определяют:

• ТК РФ;
• ФЗ и НПА;
• местные законы и НПА.

На уровне субъектов РФ органы исполнительной власти:

1. Организуют теоретическое и практическое обучение ОТ трудящихся любых организаций;
2. Проводят госэкспертизу УТ;
3. Разрабатывают и внедряют программы и процедуры, призванные улучшить УТ трудящихся и снизить профриски, полноценно внедрить программы федерального значения;
4. Полное соблюдение требований законодательства по ОТ;
5. Собирают и обрабатывают данные по региону;
6. Выполняют другие задания.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Ее руководитель – одновременно и главный госинспектор труда РФ, поэтому управление федеральной инспекцией труда также ложится на его плечи. Федеральная инспекция организует деятельность региональных госинспекций труда. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется также госинспекциями. Например, в Иркутской обл. госэкспертизу УТ выполняет областное Министерство труда и занятости.

За создание и утверждение методологии и последовательности выполнения государственной экспертизы условий труда отвечает Минтруд. Он устанавливает списки материалов, которые нужно предоставить на экспертизу (зависит от особенностей объекта, по которому проводится экспертиза). Для этого разрабатываются специальные административные регламенты.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

• выявление фактического состояния условий труда;
• выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;
• оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ;
• осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий;
• поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;
• наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

Эти лица обязаны:

• выполнить работы в срок;
• гарантировать конфиденциальность;
• сделать обоснованные и объективные выводы;
• составить заключение;
• направить его заявителю и заинтересованным лицам;
• обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;
• предъявлять удостоверение.

Когда осуществляется государственная экспертиза условий труда?

Государственная экспертиза условий труда осуществляется по:

• представлениям государственных инспекций труда;
• решениям судебных органов;
• заявлениям:
• работников;
• законных представителей работников;
• профсоюзов;
• уполномоченных трудовых коллективов;
• заявлениям отдельных работодателей, отраслевых и других объединений;
• обращениям страхователей (например, Фонд соцстраха РФ).

Исследования и заключения, проведенные в рамках госэкспертизы, оплачивает заявитель. Отправляя на экспертизу пакет материалов и документов, к нему необходимо приложить заявление. Регламент работ каждый из субъектов РФ составляет, утверждает и вводит в действие самостоятельно. Максимальный срок завершения работ – 1 месяц, начиная от дня приема пакета документов. Результаты госэкспертизы можно оспаривать в судах. Споры, которые возникают из-за несогласия с ее результатами, разрешает Минтруда.

Итак, вы узнали, кем осуществляются государственное управление охраной труда и государственная экспертиза условий труда, ознакомились с перечнями их задач и методиками их выполнения на практике, узнали, где изложены государственные нормативные требования охраны труда и кто их утверждает. Пусть эти знания помогут вам в профессиональной деятельности.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Государственная экспертиза условий труда и ее функции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *