Главный принцип деятельности IBM

Ведущая роль в проведение в жизнь политики компании в IBM отводится руководителям. В среднем на одного руководителя приходится от 8-12 подчиненных.

Система аттестаций и собеседований (САС) – это важный формальный момент во взаимоотношениях сотрудника и его руководителя. Ключевой элемент САС – оценка деятельности с точки зрения достижения целей, которые в процессе предыдущих САС были поставлены. Длительность проведения САС – как минимум половина рабочего дня, категорически запрещается отвлекать сотрудников во время САС. Деятельность сотрудника оценивается по шкале от «1» — высшей оценки до «5» — низшей.

Заработная плата в IBM определяется путем сложной системы расчетов. При этом главные факторы, от которых зависит она, — это оценка по САС, «уровень» сотрудника и тип его работы, размер прежней его зарплаты.

С понятием «уровень» связано много тайн в IBM. Сотрудникам не сообщается их уровень, поскольку считается, что «уровень» связан не с человеком, а с должностью и стажем. На самом же он имеет непосредственное отношение к работнику и в IBM не так много людей, которые не знают свой «уровень» и «уровень» окружающих его людей. Эта система подрывает привычную для многих компаний, в том числе и в России, субординацию, так как управление в IBM – это одна из профессий, а неуверенность в части истинного уровня собеседника сохраняется всегда.

В теории руководство IBM уделяет много внимания материальным стимулам к труду. На самом же деле, что большая часть сотрудников инициативна по своей природе и нет оснований утверждать, что надбавки и стимулы действительно эффективны.

Гарантия пожизненной занятости, столь редкая для компаний Запада и России, более всего сроднила IBM и японские компании. В течение ряда десятилетий IBM этот флаг несла с гордостью. Отказ от данного принципа в 1997 обозначил серьезные сдвиги в философии менеджмента этой корпорации.

Работники IBM четко видят перспективу личного роста, что не всегда связано с получение руководящей должности: формально статус отделен от должности, а высококлассные специалисты имеют достаточно высокий статус. IBM обеспечивает всем сотрудникам единый статус: никто не имеет закрепленного места на автомобильной стоянке, все обедают в одной столовой.

Классификация в IBM на «граждан» первого и второго сорта все же присутствует, так как есть постоянные и временные сотрудники. В ряде филиалов по крайней мере 1/3 занятых нанимается сроком до 10 месяцев, по истечении которых их увольняют.

Программа «Говори!» представляет собой несколько каналов обратной связи с руководством, находящихся под эгидой отдела кадров. В рамках данной программы каждый может анонимно написать жалобу и направить ее в ту инстанцию, которая за решение проблемы отвечает. По утвержденному регламенту реакция на все жалобы должна последовать в течении 10 дней.

Программа «открытых дверей» определяет, что каждый работник может лично обратиться к любого ранга руководителю, пока не получит ответ, удовлетворяющий его.

Описанные программы играют роль «предохранительного клапана» и позволяют «выпустить пар», но не планировать и реализовать улучшения. Начиная с 70-х гг. в IBM внедрена более «зубастая» программа – система собеседований «через голову» непосредственного руководства. Каждый работник ежегодно обязательно должен побеседовать с руководителем своего руководителя. Достижение положительного эффекта основано но том, что инициатива встречи исходит сверху, но не от самого подчиненного.

Среди каналов обратной связи в IBM особое место отводится опросам общественного мнения. Опросы проводятся раз в 2 года. При этом гарантирована анонимность ответов, не сообщаются даже результаты для групп численностью до 10 человек. Участие в опросах является добровольным, при этом абсолютное большинство участвует в опросах с критическим настроем и честно. На заполнение анкеты отведено около часа. Вопросы данных анкет обычно не изменяются. Опросы и планы, которые разрабатываются на основе их, нужны для того, чтобы дисциплинировать само руководство.

Итак, в основе деятельности IBM заложено три принципа управления, которые сформулированы еще в 1914 году ее основателем Томасом Дж. Уотсоном-старшим. Эти принципы довольно доступны и в тоже время достаточно эффективны в системе управления персоналом корпорации.

Новости > Новое образование

Короткие обучающие программы для быстрого усвоения новых навыков выходят на передний план профессиональной подготовки, в то время как ценность высшего образования снижается. Подобная ситуация привела к появлению особой группы специалистов, которой не существовало прежде, – «новых воротничков». Такое мнение высказала глава IBM Джинни Рометти на заседании Всемирного экономического форума в Швейцарии.
К этой категории, по ее мнению, относятся в основном работники с развитыми техническими навыками, представляющие ценность для цифровой экономики, например, специалисты по облачным вычислениям. Многие из них не получают формального высшего образования и устраиваются на работу, не имея диплома.
Для подобных специалистов IBM создала инновационные обучающие программы и стажировки, такие как фирменные профтехучилища P-TECH. В них учеба длится шесть лет, однако за это время студенты не только «осваивают специальность», но еще и параллельно стажируются на партнерских предприятиях. На данный момент IBM открыла уже 100 подобных заведений в 13 странах и подключила к программе 500 компаний.
По мнению Рометти, такой тактики должны придерживаться все частные предприятия. Если не вкладываться в образование прямо сейчас, то со временем бизнесу придется иметь дело с «кризисом навыков». Найти специалистов станет крайне затруднительно, поскольку большинство из них попросту не будет отвечать современным требованиям.
«Часть общества уже осознает, что в будущем нас не ждет ничего хорошего», — цитирует «Хайтек+» выступление главы IBM.
Ранее Рометти отмечала, что появление искусственного интеллекта изменит «100% рабочих мест, 100% индустрий и 100% специальностей». Компании должны внедрять системы машинного обучения, но при этом не забывать о человеке. Важно, чтобы алгоритмы были понятными и прозрачными, а искусственный интеллект служил человеку, отмечала глава IBM.
Один из таких примеров — алгоритм для ведения дебатов в режиме реального времени, который IBM представила в июне. Он способен в течение 10 минут высказываться на заданную тему и вести диалог с оппонентом.

#цифровая экономика, #кадры и образование, #профессии будущего

Главный принцип деятельности IBM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *