Гибкий бюджет

В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным; гибким или статическим.

Частный бюджет — это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

Общий (генеральный) бюджет — это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Процесс составления главного бюджета практически совпадает с процессом разработки техпромфинплана. Общий (генеральный) бюджет состоит из трех частей: оперативного (операционного), финансового и инвестиционного бюджетов.

Оперативный бюджет — текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета — разработка плана прибылей и убытков. Если основной бюджетный фактор — объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Инвестиционный бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета — планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

Форма бюджетов в отличие от финансовой отчетности не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

Статический бюджет — это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты, исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий бюджет — это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет предоставляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

Отклонение фактической прибыли от бюджетной прибыли (ПРот) в зависимости от объема продаж рассчитывается по формуле:

где Кф, Кс — количество реализованной продукции по гибкому и статическому бюджету, Зумд — запланированная величина удельного маржинального дохода.

Если организация не имеет возможности спрогнозировать свою деятельность на несколько периодов вперед, то целесообразно разрабатывать «скользящий» бюджет. Это такой бюджет, который постоянно обновляется путем составления прогноза на предстоящий период в момент завершения предыдущего.

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат

В условиях развития рынка любому типу бизнес – предприятия присуще составление статического (главного) бюджета. Несмотря на последующее фактическое изменение технологий, объема продаж, затрат главный бюджет не корректируется в течение планового периода. По этой причине возникает необходимость в составлении гибкого бюджета.

Гибкие бюджеты — комплект бюджетов, который охватывает изменяющийся диапазон объема продаж. С помощью гибкого бюджета руководитель пытается обозначить взаимосвязь между главным бюджетом и фактическими результатами.

Большинство фирм при составлении главного и гибкого бюджетов используют систему нормативных затрат, называемую «стандарт-кост».

В американской литературе даются разные определения системы стандарт-кост, однако во всех случаях данная система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование затратами.

К положительным моментам данной системы можно отнести: обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию продукции, установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости продукции, составление отчета с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения. Используются несколько вариантов этой системы. При одном варианте затраты оцениваются и списываются по стандартной стоимости. Во втором варианте затраты оцениваются по фактической стоимости, а готовая продукция списывается по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону.

Эта система предполагает ведение отдельных счетов для учета отклонений. В отличие от отечественной практики бюджетирования «стандарт-кост» построена с учетом поведения затрат.

Основные отличительные черты системы стандарт-кост от нормативного учета представлены в таблице:

Таблица 2.13

Нормативными затратами называют затраты, величина которых устанавливается заранее и которые служат в качестве необходимых ориентиров, а также показателями того, в какой степени удалось приблизиться к достижению намеченных целей. В системе «стандарт-кост» нормативные затраты включают три основных элемента производственных затрат– затраты на материалы, затраты на рабочую силу и общепроизводственные расходы (накладные расходы).

При нормировании затрат исходят из принципа ответственности руководителей центров за результаты расходования средств. При этом система калькуляции себестоимости по нормативным издержкам применяется при условии, если технологический процесс состоит из ряда общих или повторяющихся операций. Если процесс состоит из разнородных операций, то его нормирование затруднительно, а нормативная база постоянно меняется. Между тем и при выпуске разнородной продукции большого ассортимента могут встречаться серии общих операций.

В гибком бюджете может предусматриваться несколько вариантов объема реализации. В него включаются доходы и расходы, скорректированные на фактический объем продаж. Если в главном бюджете показатели планируются, то в гибком они рассчитываются.

Пример гибкого бюджета представлен в таблице:

Таблица 2.14

Алгоритм построения системы бюджетирования на основе «стандарт-кост» состоит в следующем:

1) составление главного бюджета;

2) расчет гибкого бюджета для объема продаж;

3) нормативная калькуляция на основе норм и нормативов;

4) анализ отклонений в объеме продаж гибкого бюджета от главного бюджета.

Вообще под отклонениями от норм понимают абсолютные отступления от действующих текущих норм расхода сырья, материалов, ресурсов. Основная модель анализа отклонений в системе «стандарт-кост», с учетом поведения затрат, относится только к переменным затратам производства (затраты, которые прямо пропорционально зависят от объемов деятельности предприятия):

1) отклонения в цене (цена на материалы, ставка на оплату труда, ставка установленных общепроизводственных расходов) – разность фактической и бюджетной цены на единицу затрат, умноженная на фактические понесенные затраты;

2) отклонения в количестве (количество материалов, эффективность использования труда, эффективность использования общепроизводственных расходов) – разность фактически израсходованного и нормативного количества, умноженная на нормативную цену.

Необходимо заметить, что отклонение от нормативных затрат является неблагоприятным (Н), если фактическая цена или фактическое количество превышают нормативную цену или нормативное количество, и благоприятным (Б) если цена или количество по факту ниже чем по норме.

Таким образом, пример нашего гибкого бюджета можно представить в следующем виде:

Таблица 2.15

Отклонение по материалам проявляется в момент закупки. Оно определяется фактическим количеством приобретенных материалов. Расхождения с нормативной ценой может объясняться: неточно рассчитанной нормативной ценой; инфляционным ростом стоимости; недостаточным предложением на рынке сырья и материалов, что в свою очередь ведет к увеличению цен; неэффективность действий отдела сбыта. Отклонения по использованию материалов могут быть причиной недостаточной квалификацией рабочих, плохой наладкой оборудования, расточительным использованием в производстве.

Рассмотрим на нашем примере:

Предприятию для выпуска и последующей реализации продукции необходимо выпустить 8000 единиц товара. Для его производства требуется 10000 м3 материала, в бюджете стоимость 1 м3 составляет 21 руб, следовательно затраты на материалы по бюджету должны составить 210 тыс. руб. Предприятие затрачивает 234 тыс. руб. на приобретение 11818 м3 материала. Необходимо определить отклонения по материалам в цене и количестве.

Обобщив данные, отклонение в затратах на материалы составят:

– отклонения в цене (19,8 руб.-21 руб.)*11818 м3=14,18 тыс. руб.

– по количеству (11818 м3-10000 м3)*21 руб.=38,18 тыс. руб.

38,18 тыс. руб. – 14,18 тыс. руб.=24 тыс. руб. Н

Отклонения по трудозатратам в процессе анализа различают по степени их значимости. Отклонения по ставке заработной платы определяют путем сравнения нормативной стоимости часа и фактической часовой ставки, умножив на фактическое число отработанных часов. Отклонения по производительности– сравнением нормативного времени, необходимого для выпуска фактического объема продукции и фактически затраченного времени на этот же объем продукции, умножив на нормативную почасовую ставку заработной платы.

Иногда для анализа используют коэффициент выработки при производстве конкретного продукта. Он представляет собой отношение фактически произведенного объема продукции к нормативному за определенный промежуток времени.

Рассмотрим процесс отклонения затрат на труд:

На производство полного объема продукции необходимо затратить 3000часов. Часовая ставка нормирована как 0,13 тыс. руб./ч. Вся продукция была изготовлена за 2865часов, при этом часовая ставка составила 0,135 тыс. руб. Определим отклонения затрат на труд по цене и эффективности:

Отклонение в цене составит: (0,135 тыс. руб./ч.-0,13 тыс. руб./ч)* 2865 ч.=14,33 тыс. руб. Н

Отклонение в эффективности: (2865 ч.-3000 ч.)*0,13 тыс. руб./ч.= -17,55 тыс. руб. Б

Благоприятное отклонение в затратах на труд в итоге составило 3,3 тыс. руб.

К анализу отклонений от норм производственных затрат относят анализ отклонений по накладным расходам. К накладным расходам относятся расходы по обслуживанию и управлению производством, управлению предприятием и пр. В их состав включают довольно широкий перечень затрат, руководствуясь степенью сложности учета и отношению к продуктам.

Отклонения по накладным расходам анализируют с разбивкой на постоянные и переменные расходы. Отклонения по постоянным накладным расходам рассчитывают как разницу между нормативными и фактическими постоянными расходами, при этом в анализе выделяются отклонения от сметы и отклонения расходов по объему производства.

Отклонения по объему производства рассчитывают как произведение разности между фактическим объемом производства и сметным выпуском продукции в рассматриваемый период и нормативной ставки распределения постоянных накладных расходов.

Отклонения по переменным накладным расходам определяются как разница между нормативной величиной переменных накладных расходов и фактическими переменными накладными расходами. Общая сумма отклонений анализируется по: отклонениям от сметы, отклонениям по фактическому объему работ и отклонением по эффективности.

Рассмотрим процесс определения отклонения в общепроизводственных расходах на примере:

Первым этапом нам необходимо рассчитать нормативную ставку распределения общепроизводственных расходов.

Нормативная ставка распределения постоянных расходов– это отношение бюджетных постоянных расходов к бюджетным нормативным часам прямого труда: 120 000/3000= 40 руб. Аналогично рассчитывается нормативная ставка по переменным расходам: 100 000/3000=33 руб.

Отклонение по общепроизводственным постоянным расходам определяется как разница между фактическими расходами и их бюджетной величиной, скорректированной на фактический выпуск. Далее вычисляют значение постоянных расходов, которое должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства: 2865*40=114600 руб.

Следовательно отклонение фактических постоянных расходов составит: 138000-114600=23400 руб.

Это отклонение формируется под воздействием двух факторов:

1) за счет отклонений в объеме производства ((нормативные часы на прямой труд по бюджету-фактически затраченное время на выпуск продукции)*нормативную ставку распределения постоянных расходов)= (3000–2865)*40=5400 руб.;

2) за счет отклонений фактических постоянных расходов от бюджетных = 138000-120000=18000 руб.

Аналогично выполняются расчеты по переменным общепроизводственным расходам: 110 000-(2865*33)=15455 руб.

1) (3000–2865)*33= 4455 руб.

2) 110 000–100 000=10 000 руб.

Кроме вышерассмотренного метода расчета ставки общепроизводственных расходов, применяют еще два метода, которые отличаются более высокой сложностью.

Первый метод подразумевает расчет ставки расходов по подразделениям. При этом сам расчет проходит в два этапа: расходы сначала соотносятся с затратами подразделений, а потом учитывается характер работ каждого подразделения. В результате появляется много разных бюджетных ставок по мере движения продукта в производстве.

Другой метод основан на так называемом методе АВС. Этот метод применим там, где в качестве стоимостного двигателя общепроизводственных расходов используется конкретная деятельность.

Согласно методу АВС предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. Начальной стадией применения данного метода является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов.

В соответствии с методом АВС работы по выпуску продукции, в зависимости от способа в ней участия, делятся на: штучная работа, пакетная работа, продуктовая работа. Такое разделение основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуск единицы продукции, выпуск заказа и производство самого продукта. При этом не учитывается важная категория затрат, которая не зависит от процесса производства, это затраты обеспечивающие функционирование в целом. Для учета таких издержек подразумевается другой тип работ – общехозяйственный.

Первые три категории затрат могут быть отнесены на конкретный продукт. Затраты по общехозяйственным работам нельзя присвоить конкретному продукту, поэтому они распределяются с помощью определенных алгоритмов.

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами.

Однако простоты расчета стоимости тех или иных работ недостаточно для расчета себестоимости конечной продукции. Согласно данному методу рабочая операция должна иметь индекс выходного результата.

Второй этап метода АВС заключается в расчете индексов и показателей потребления для каждого ресурса. Показатель потребления умножается на себестоимость единицы выхода работы, в результате получается сумма трудовых затрат на изготовление конкретного продукта (себестоимость продукции). Определение себестоимости продукции составляет заключительный этап метода АВС.

Общую схему процедуры определения анализа отклонений можно представить таким образом:

Одной из важнейших проблем в анализе отклонений является внимание руководителя к этим отклонениям. Иногда малое отклонение служит предпосылкой для его последующего роста. В большинстве фирм контроль за этим осуществляют различные подразделения. Так например, ответственность за отклонение в ценах лежит на отделе снабжения, за отклонение в эффективности использования– на производственном отделе.

Выявление и анализ отклонений поднимают вопросы, на которые должны обратить внимание руководители центров ответственности и найти соответствующее решение проблемы. Например, выявление неблагоприятного отклонения в цене материалов, говорит о пересмотре фактических поставщиков: поиск новых поставщиков материалов или изменения условий договора на приобретение данных материалов. Неблагоприятные отклонения в эффективности труда обращают внимание руководителя на качество выполнения работы служащими. Здесь возможность руководителя проконтролировать причину возникших изменений намного шире. Очень часто руководители делают выбор между ценой и эффективностью, принимая неблагоприятное отклонение в одной области ради благоприятного отклонения в другой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

7.2 Методы формирования бюджета продвижения

Методы формирования бюджета продвижения:

  • 1) Метод исчисления от имеющихся средств (или «все, что вы можете себе позволить»);
  • 2) Метод расчета от достигнутого уровня;
  • 3) Метод отчисления доли от продаж;
  • 4) Метод конкурентного паритета;
  • 5) Метод увязывания целей и задач.

1. При методе исчисления от имеющихся средств фирма сначала определяет общий маркетинговый бюджет, а затем в его рамках определяет расходы на все составляющие комплекса маркетинга, причем средства на продвижение выделяются по остаточному принципу.

Достоинство метода: простота расчетов.

Недостаток метода: частая нехватка средств на решение тех или иных задач продвижения в силу неустойчивости размера бюджета.

2. При методе расчета от достигнутого фирма определяет размеры бюджета будущего периода в зависимости от бюджета периода прошедшего, например, на 3 или 10% больше, чем в прошлом году.

Достоинство метода: наличие точки отсчета, легкость подсчетов, учет некоторых тенденций в рыночном положении фирмы.

Недостаток метода: довольно велика роль интуиции в определении процента увеличения бюджета.

3. При методе доли от продаж увязывается объем бюджета продвижения со сбытовой выручкой. Обычно размер бюджета устанавливается в процентах к сумме продаж (текущих или ожидаемых) в денежном выражении.

Достоинство метода: метод весьма прост в применении, здесь имеется базовая точка отсчета, четко прослеживается связь объема бюджета с динамикой продаж.

Недостаток метода: продвижение следует за сбытом, а не предшествует ему; хороший сбыт приводит к слишком большим расходам на продвижение, хотя на деле существует обратная зависимость.

4. При методе конкурентного паритета учитывается, то что фирма устанавливает свои расходы на продвижение в зависимости от соответствующих затрат конкурентов.

Достоинство метода: уровень затрат конкурентов выступает объективным критерием требований рынка, он дает фирме важную точку отсчета и ставит четкие пределы увеличению расходов на продвижение.

Недостаток метода: фирма добровольно ставит себя в зависимое положение по отношению к конкуренту, отдает ему роль лидера, копирует его действия. При этом методе невольно преувеличивается сходство фирм-конкурентов между собой, а имеющиеся различия, порой весьма важные, затушевываются.

5. При методе увязывания целей и задач фирма четко определяет свои цели и задачи в продвижении и определяет объем средств, необходимых для решения каждой задачи, достижения каждой цели. Общая сумма этих средств дает ориентировочные размеры бюджета на продвижение в целом.

Достоинство метода: наиболее научный и точный.

Недостатки метода: высокая трудоемкость, сложность определения целей и задач продвижения.

7.2 Методы формирования бюджета продвижения

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА:

  • Сущность продвижения товара
  • Методы продвижения товара
  • Реклама
  • Прямой маркетинг
  • «Паблик рилейшинз» («Public Relations»)
  • Пропаганда
  • Стимулирование сбыта

Методы формирования бюджетов

Как было отмечено раньше, бюджет очень объёмное понятие и каждое предприятие трактует его по-своему и в каждой компании выделяется своя классификация бюджетов.

В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.

Частный бюджет — это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

Общий (генеральный) бюджет — это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Общий (генеральный) бюджет состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет — текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета — разработка плана прибылей убытков. Если основной бюджетный фактор — объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета — планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

Форма бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

Статический бюджет — это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий бюджет — это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланируемыми показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Бюджеты можно представить следующим образом:

Таблица 1. Классификация видов бюджетов предприятия

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности

Бюджет инвестиционной деятельности

Бюджет по финансовой деятельности

По видам затрат

Бюджет текущих затрат

Бюджет капитальных затрат

По широте номенклатурных затрат

Функциональный бюджет

Комплексный бюджет

По методам разработки

Фиксированный бюджет

Гибкий бюджет

По временному периоду

Месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный (скользящий) бюджет

По степени содержания информации

Укрупненный бюджет

Детализированный бюджет

Все эти виды бюджетов (табл. 1) необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения постатейного анализа. Данный классификатор позволяет сгруппировать бюджеты по видам деятельности для упрощения их консолидации в основные финансовые отчёты.

Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты. Взаимосвязь бюджетов представлена на рис. 1.

Рис. 1. Типовая классификация бюджетов организации

Производственный бюджет формирует себестоимость продукции. Общие организационные (управленческие и коммерческие) расходы дополняют производственные затраты и формируют полную себестоимость объёма продаж и служат для составления основных бюджетов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, расчётного баланса.

Многие руководители организаций при построении системы бюджетирования исходят из тех или иных концепций. Существует множество методов бюджетирования и каждый отражает некую концепцию планирования.

Говоря о методах разработки бюджетов можно выделить следующие методы:

— метод прироста. Он является традиционным. Применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о расходах и доходах за предыдущий период. Затем эти данные корректируются с учётом возможного изменения цен, а также возможного изменения объёма реализации продукции. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста расходов и доходов от достигнутого уровня деятельности.

Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, “заложенные” в предыдущем периоде деятельности, переходят в бюджеты следующих периодов.

— метод нулевого базиса. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале должен доказать своё право на дальнейшее существование путём обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую более точно определять приоритеты.

При сопоставлении данных методов выявляются их недостатки и преимущества. Составление бюджета по методу прироста является более простым. Составление бюджета на основе базиса более трудоёмко. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс его составления требует больших затрат времени.

  • — метод гибкого бюджета. Отчёт составляется не в абсолютных цифрах, а в процентах от объёма сбыта. Достоинство этого подхода в том, что если деловая обстановка на предприятии, закладывать в бюджет процент от объёма сбыта часто оказывается проще. Риск же заключается в том, что при таком подходе сложно уделять ведению бизнеса должное внимание.
  • — метод построчного бюджета. Представляет собой длинный перечень позиций, причём оценка проводится по каждому пункту в отдельности. Чем крупнее организация, тем сложнее использовать этот метод. Часто этот метод используют в государственных организациях из-за скрупулёзного расчёта всех показателей. Контроль над исполнением такого бюджета сильно затруднён.
  • — фондовый метод. Согласно этому методу расходы планируются по самым широким категориям. Главное преимущество метода в простоте; недостаток в том, что не проводится оценка отдельных решений и их возможного влияния на организацию.

Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики, целей и задач деятельности организации.

Гибкий бюджет и анализ отклонений

Если ваша компания динамично развивается и вы расширяете линейку товаров, производство и закрепляетесь в рыночной нише, то фиксированным бюджетом вам не обойтись. Как добиться наибольшего эффекта от гибкого бюджета и вывести компанию на новый уровень прибыльности?

В настоящее время большинство предприятий осознают необходимость бюджетирования. Многие уже и внедрили его у себя в том или ином виде.

Основные цели, которые преследуют при этом компании, следующие:

  • получение прогноза финансово-хозяйственного состояния предприятия;
  • определение плановых показателей, обеспечивающих сбалансированный рост бизнеса с учетом имеющихся и планируемых ресурсов и будущей прибыли;
  • согласование и утверждение плановых финансово-экономических показателей предприятия;
  • определение ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • проведение анализа будущего положения предприятия;
  • повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;
  • мотивирование участников бюджетного процесса на достижение конечного результата;
  • создание системы контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • обеспечение и укрепление финансовой дисциплины.

Корректные сравнения

Многие из указанных целей требуют для достижения грамотно составленного бюджета. Кроме того, необходимо сопоставление его плановых значений с фактически достигнутыми результатами — анализ отклонений (план-факт анализ).

Без профессионально выполненного анализа отклонений, установления причин их возникновения, разработки и реализации мероприятий по их устранению большая часть преимуществ бюджетирования останется невостребованной.

Функция анализа отклонений — одна из наиболее значимых в эффективно функционирующей системе бюджетирования на предприятии.

Механизм анализа, встроенный в систему бюджетирования, должен позволять проводить корректные сравнения плана с фактом и выявлять причины этих отклонений.

Анализ отклонений не является самоцелью. Результаты анализа должны быть такими, чтобы их можно было использовать в практических целях.

Выявленные отклонения между планом и фактом служат в первую очередь базой для оценки деятельности центров ответственности по итогам бюджетного периода и принятия управленческих решений.

Гибкий бюджет

  • Использование гибких бюджетов для анализа отклонений и контроля затрат

    О чем пойдет речь • Как обеспечить контроль исполнения бюджетов? • Какие принципы лежат в основе построения гибких бюджетов? • Как провести факторный анализ отклонений? Как обеспечить контроль исполнения бюджетов? Рассмотренные в предыдущем параграфе методы построения бюджетов позволяют планировать…
    (Антикризисное управление, механизмы государства, технологии бизнеса)

  • Какие принципы лежат в основе построения гибких бюджетов?

    В западной практике для дальнейшего анализа обычно используют так называемые гибкие бюджеты, которые позволяют глубже выявить причины невыполнения планов, оценить резервы. Суть гибкого бюджета заключается в расчете затрат на основе нормативов для любого объема продаж. Он позволяет определить,…
    (Антикризисное управление, механизмы государства, технологии бизнеса)

  • Анализ гибких бюджетов

    Анализ выполнения бюджета может проводиться как по традиционным направлениям – статьи и элементы затрат, продукты, подразделения, центры ответственности, так и по нетрадиционным – операции, бизнес-процессы, клиенты. Для проведения анализа выполнения бюджетов широко используется механизм гибких бюджетов….
    (Управленческий учет)

  • Жесткие и гибкие бюджеты

    Бюджет — это план достижения желаемых результатов за определенный ограниченный период. Если разработчик бюджетов рассматривает единственный вариант развития рыночной ситуации в качестве достоверного, то получается документ с определенными объемами реализации и производства продукции, потребления ресурсов…
    (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ)

  • Гибкие бюджеты как инструмент контроля

    Гибкие бюджеты (определение см. в параграфе 10.5.2) могут служить отличным инструментом финансового контроля во всех организациях. Практика показывает, что фактические показатели крайне редко совпадают с бюджетными. Однако простое сопоставление переменных1 бюджетных и фактических затрат некорректно,…
    (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ)

  • Жесткий и гибкий бюджеты.

    Бюджет как инструмент управления играет существенную роль не только на этапе планирования, но и в дальнейшем, в фазе анализа деятельности компании. В связи с этим необходимо различать жесткие (статичные) и гибкие бюджеты. Жесткий (статичный) бюджет — бюджет, построенный на основе определенного…
    (КОНТРОЛЛИНГ)

  • Государственная социальная помощь за счет средств бюджетов субъектов РФ

    (Гл. 3 Закона о социальной помощи). Получателями государственной социальной помощи могут быть (ст. 7): малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Законом о социальной помощи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже…
    (Правовое обеспечение социальной работы)

  • Система внутрифирменных бюджетов

    Бюджетирование по структурам и видам бизнеса предполагает обоснование технологии разработки внутрифирменных бюджетов. Бюджет предприятия — это плановый документ, в котором определяются источники и направления использования средств по статьям, принятым в целом по предприятию в соответствии с учетной политикой…
    (Планирование на предприятии)

  • Порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет

    При совершении облагаемых НДС операций налогоплательщики обязаны исчислить сумму налога (п. 1 ст. 166 НК РФ). Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет схематично показан на рис. 1.2. Рис. 1.2. Схема расчета суммы НДС, подлежащей ушате в бюджет Также расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет,…
    (Налогообложение коммерческой деятельности)

5. Статические и гибкие бюджеты.

Существует два вида бюджетов — фиксированные (статические) и гибкие.

Фиксированный бюджет — бюджет, планирующий конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи исходя только из заданного объема реализации. Называется также статическим бюджетом. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких-либо корректировок.

В таблице 1 показаны результаты исполнения статического бюджета.

Таблица 1

Исполнение бюджета предприятия (фиксированного),(тыс. руб.)

п/п

Показатели

Бюджет

Выполнение

Отклонение

Объем реализации (шт.)

Выручка от реализации продукции

Производственная себестоимость продукции

Прибыль от реализации

+400

Общехозяйственные расходы

Коммерческие расходы

+80

Прибыль

+320

Фиксированный (статический) бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Можно отметить, что, хотя принятый объем реализации не был достигнут, выручка от реализации продукции недополучена и превышены расходы на реализацию, предприятие получило прибыль на 320 тыс. руб. больше запланированной.

Фиксированный (статический) бюджет отражает факт полученного результата. Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.

Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. В таблице 2 представлено исполнение гибкого бюджета предприятия.

Таблица 2

Исполнение бюджета предприятия (гибкого), (тыс. Руб.)

п/п

Показатели

Бюджет

Выполнение

Скорректированный на выполнение бюджет

Отклонение от скорректированного бюджета

Объем реализации (шт.)

Выручка от реализации продукции

+800

Производственная

себестоимость продукции

+160

Прибыль от реализации

+640

Общехозяйственные

расходы

Коммерческие расходы

+80

Прибыль

+560

В рассматриваемом примере фактический объем реализации меньше запланированного на 200 единиц; соответственно, следует принять во внимание, что затраты на производство 800 единиц продукции должны быть меньше предусмотренных из расчета на 1000 единиц. Нужно скорректировать плановую себестоимость на фактический объем произведенной и реализованной продукции с использованием плановой нормы затрат на единицу продукции.

Для этого находим плановую норму затрат:

3800 тыс. руб. : 1000 шт.=3,8 тыс. руб.

и умножаем на количество фактически произведенной продукции:

3,8 тыс. руб. х 800 шт. = 3040 тыс. руб.

Предприятие планировало получить от реализации 1000 единиц продукции 5000 тыс. руб., фактически реализовало 800 единиц, соответственно скорректированная плановая выручка от реализации составит:

5000 тыс. руб. : 1000 шт. = 5,0 тыс. руб.

5,0 тыс. руб. х 800 шт. = 4000 тыс. руб.

Таким же способом корректируется и прибыль от реализации: рассчитывается планируемая прибыль от реализации единицы продукции:

1200 тыс. руб. : 1000 шт. = 1,2 тыс. руб.

и умножается на количество фактически реализованной продукции:

1,2 тыс. руб. х 800 шт. = 960 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что общехозяйственные расходы являются, как правило, условно-постоянными и не зависят от объема производства, поэтому они не подлежат корректировке.

Коммерческие расходы по своей структуре, в нашем случае, также являются условно-постоянными. Конечно, в состав этих расходов входят стоимость упаковки, некоторые транспортные расходы и др., но доля их незначительна. Поэтому коммерческие расходы в нашем примере корректировать не следует.

Анализируя фактические показатели деятельности предприятия и сопоставляя их с приведенными плановыми показателями, можно сделать следующие выводы:

  • фактические коммерческие расходы на 80 тыс. руб. выше запланированных. Это результат принятого руководством предприятия решения о проведении рекламной кампании, которая, в свою очередь, повлияла на формирование спроса на продукцию и позволила предприятию поднять цены продаж;

  • выручка от реализации продукции превысила скорректированную плановую цифру на 800 тыс. руб. (в табл. 1 выручка от реализации ниже плановой на 200тыс. руб.);

  • затраты на производство продукции выше скорректированных плановых затрат, в расчете на единицу продукции они превысили плановые затраты на 0,2 тыс. руб. Именно по этой причине предприятие недополучило 160 тыс. руб. прибыли. Используя данные статического бюджета, можно отметить, что предприятие получило экономию по затратам на производство продукции 600 тыс. руб., и сделать неверные выводы.

Сравнивая статический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств.

Гибкий бюджет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *