СТРАСБУРГ, 26 июня. /ТАСС/. Участники летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) выбрали вице-премьера, главу МИД Хорватии Марию Пейчинович-Бурич генеральным секретарем Совета Европы, сообщила в среду председатель ПАСЕ Лилиан Мори Паскье.
«В голосовании приняли участие 274 парламентария. Таким образом, абсолютное большинство голосов — 135. Пейчинович-Бурич набрала 159, Дидье Рейндерс — 105 голосов. Поэтому она избирается на пост генерального секретаря СЕ мандатом на пять лет, который продлится до 2024 года», — объявила председатель ПАСЕ.
«Важно укрепить диалог между ПАСЕ и Комитетом министров СЕ, укрепить диалог между нашими государствами-членами. Я буду работать в этом направлении, — обратилась Пейчинович-Бурич к парламентариям. — Я надеюсь на вашу поддержку на протяжении моего мандата. Надеюсь, что в это время мы сможем вместе работать для того, чтобы укрепить нашу организацию и добиться мира и благосостояния для наших граждан».
Мандат нового генерального секретаря начнется осенью 2019 года. Сейчас этот пост занимает Турбьёрн Ягланд. Он возглавляет Совет Европы с 2009 года (переизбирался в 2014 году).
Совет Европы |
Содержание
Структура и деятельность
Что такое Комитет Министров?
Комитет Министров Совета Европы — это руководящий и директивный орган Организации. В нём представлены министры иностранных дел всех государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет Министров — это одновременно правительственный орган, в рамках которого на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества, и коллективный форум, где в процессе совместного обсуждения формулируются общеевропейские подходы к их решению. Вместе с Парламентской Ассамблеей Комитет Министров стоит на страже фундаментальных ценностей Совета и контролирует соблюдение государствами-членами своих обязательств.
Кто входит в Комитет Министров?
Министры
Министры иностранных дел государств-членов Совета Европы
Постоянные представители
В мае 1951 года Комитет Министров предложил государствам-членам назначить постоянных представителей правительств государств в Совете Европы для поддержания постоянного контакта с организацией. Все они живут и работают в Страсбурге. На практике, постоянными представителями государств-членов являются дипломаты в ранге послов, в редких случаях — поверенные в делах.
В 1952 году Комитет Министров постановил, что каждый министр может назначить представителя, который обладает такими же полномочиями по принятию решений как и министр. Обычно это лицо является одновременно и постоянным представителем.
Вторым лицом в делегации является заместитель постоянного представителя (не путать с постоянным представителем).
Когда проходят встречи Комитета Министров?
Министры
Встречи на уровне министров проводятся один раз в год, в мае или в ноябре. Эти встречи, известные как «сессии», обычно проходят в Страсбурге в течение одного полного или двух неполных дней.
Как правило, большая часть сессий проходит в форме политического диалога, однако министры могут обсуждать любые вопросы, представляющие всеобщий интерес, за исключением вопросов национальной обороны.
Несмотря на то, что протоколы сессий носят конфиденциальный характер, по окончании каждой из них публикуется отчет. Министры также могут сделать одно или несколько заявлений.
Сессии проводятся в соответствии с Правилами процедуры (4-я редакция, издание 1964 г.), обычно в зале заседаний Комитета Министров.
Постоянные представители
Заседания на уровне постоянных представителей как правило проводятся один раз в неделю в зале заседаний Комитета Министров. Постоянные представители также встречаются несколько раз в неделю на заседаниях комитетов.
Чем занимается Комитет Министров?
Комитет Министров выполняет три функции:
— является правительственным органом, где на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества;
— служит коллективным форумом, в рамках которого в ходе совместного обсуждения формулируются общие подходы к решению европейских проблем;
— вместе с Парламентской Ассамблеей стоит на страже фундаментальных ценностей Совета Европы.
Деятельность Комитета Министров включает в себя:
— Ведение политического диалога между правительствами
— Осуществление связей с Парламентской Ассамблеей
Отношения между Комитетом Министром и Парламентской Ассамблеей носят следующие формы:
- отчет Комитета Министров, предусмотренный Уставом
- запросы заключений Парламентской Ассамблеи
- определение мер по выполнению рекомендаций Парламентской Ассамблеи
- ответы на устные и письменные вопросы
- проведение заседаний Совместного Комитета
— Взаимодействие с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы
— Принятие государств в члены Совета Европы
В полномочия Комитета Министров входит приглашение европейских стран вступить в Совет Европы (статьи 4, 5 и 6 Устава). Он также может приостановить членство государства или принять решение о его исключении из числа членов организации. Процесс принятия в Совет Европы начинается, когда Комитет Министров, получив официальное заявление от государства на членство в организации, консультируется с Парламентской Ассамблеей (согласно резолюции Устава (51)30). Ассамблея принимает и публикует соответствующие заключения. Если Комитет решает, что государство может быть принято в Совет Европы, он принимает резолюцию, в которой приглашает его стать членом организации. В приглашении указывается количество мест, которое государство сможет занять в Ассамблее и размер взноса в бюджет организации (статья 6 Устава). Недавние приглашения также содержали условия, касающиеся проведения демократических реформ в стране-заявителе. Любое приглашенное государство становится членом организации с момента вручения, обычно Министром иностранных дел, Генеральному секретарю документа о присоединении.
— Система мониторинга для контроля за выполнением государствами-членами своих обязательств
— Принятие конвенций и соглашений
Статья 15.а Устава гласит, что «Комитет Министров рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений». Более 180 соглашений были открыты для подписания. Наиболее известным из них является Конвенция о правах человека. Текст любого соглашения считается одобренным после его принятия Комитетом. Согласно статье 20 Устава, для принятия соглашения необходимо: — большинство в две трети голосов от числа представителей, участвовавших в голосовании — большинство от имеющих право участвовать в работе Комитета Такое же количество голосов необходимо для публикации дополнительной информации. Комитет также назначает день открытия соглашения для подписания. Конвенции имеют обязательную силу только для ратифицировавших их стран.
— Принятие рекомендаций государствами-членами Совета Европы
Статья 15.b Устава наделяет Комитет Министров полномочиями давать рекомендации государствам-членам по тем вопросам, по которым он принял единую позицию. Согласно статье 20 Устава, для принятия рекомендации необходимо: — единогласное голосование всех представителей, участвующих в голосовании; — большинство голосов представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета. Однако на заседании 519 (ноябрь 1994 г.) постоянные представители приняли решение сделать процедуру голосования более гибкой и заключили «джентльменское соглашение», в соответствии с которым ни одна делегация не будет требовать применения правила единогласия при принятии рекомендаций. Рекомендации не являются обязывающими для стран-членов. С 1993 года Комитет также принял рекомендации, касающиеся его роли в применении положений Европейской социальной хартии (Статья 29 Социальной хартии). Рекомендации, принятые до 1979 года, были изданы в серии «Резолюции». Согласно статье 15b Устава, Комитет Министров обладает полномочиями обращаться к правительствам государств-членов с запросом «о ходе выполнения» таких рекомендаций. В 1987 году на заседании 405 постоянные представители приняли обращение к межправительственным комитетам (руководящим комитетам и комитетам экспертов), в котором призвали их усовершенствовать процесс мониторинга по соблюдению рекомендаций и резолюций.
— Принятие бюджета
Согласно статье 38.с Устава, в обязанности Генерального секретаря входит составление проекта годового бюджета организации и его представление на одобрение Комитету Министров. Проект бюджета представляется на рассмотрение постоянным представителям ежегодно, в ноябре месяце. Он принимается, в форме резолюции, параллельно с Программой деятельности организации. Согласно Статье 29 Финансовых правил (пересмотрены в мае 1997 года) постоянным представителям помогает Комитет по бюджету, состоящий из одиннадцати независимых экспертов, назначаемых Комитетом Министров на основе предложений правительств государств-членов. Краткая версия принятого бюджета доступна в электронной форме.
— Принятие и мониторинг программы деятельности организации
Начиная с 1966 года, Совет Европы планирует, организует и оценивает свою деятельность в соответствии с программой работы на год, публикуемой под названием «Межправительственная программа деятельности». Постоянные представители принимают программу в конце года и следят за ее выполнением. Статья 17 Устава наделила Комитет Министров полномочием создания «комитетов и комиссий консультативного и технического характера», что привело к созданию примерно 30 руководящих комитетов и большому количеству комитетов экспертов ad hoc, которые помогают Комитету Министров в осуществлении его программы деятельности.
— Реализация программ сотрудничества и оказания помощи
— Контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека
Комитет Министров следит за приведением в исполнение решений Европейского суда по правам человека. Постоянные представители проводят регулярные заседания по правам человека в соответствии со статьями 32 и 54 Европейской конвенции о правах человека и статьей 46 конвенции, с учетом поправок Протокола №11. Документация для этих заседаний издается в форме повестки дня и комментария к ней, которые публикуются после проведения каждой встречи. Одна из основных функций Комитета Министров заключается в обеспечении выполнения решений Европейского суда по правам человека. Комитет завершает рассмотрение каждой жалобы принятием итоговой резолюции. В отдельных случаях также принимаются промежуточные резолюции. Оба вида резолюций доступны для публики.
Как функционирует Комитет Министров?
Комитет Министров функционирует на нескольких уровнях.
Заседания Комитета Министров и их постоянных представителей проводятся в соответствии с Уставом Совета Европы и Правилами процедуры.
Министры
На сессиях, проходящих один раз в год, министры ведут политический диалог и обсуждают вопросы европейского сотрудничества.
Постоянные представители
Постоянные представители, выступающие от лица министров, обсуждают большинство текущих вопросов деятельности Комитета Министров. Они также проводят отдельные встречи по вопросам соблюдения прав человека (выполнение решений) и по мониторингу обязательств, взятых на себя государствами-членами при их вступлении в организацию. Начиная с сентября 1999 года, постоянные представители встречаются, как правило, каждую среду.
Председательство
Передача председательства в Комитете Министров происходит по ротационному принципу в порядке английского алфавита каждые шесть месяцев на сессии Комитета Министров.
Бюро
Бюро было создано в 1975 году для оказания помощи в работе постоянных представителей. Начиная с мая 2001 года, оно состоит из шести членов: председателя, двух предыдущих и трех будущих председателей.
Бюро встречается в среднем два раза в месяц и выполняет функции административного и протокольного характера, включая подготовку заседаний Комитета Министров. На бюро обсуждаются вопросы координации мероприятий, проводимых председателями Комитета Министров, а также разрабатываемые и выполняемые ими программы. Работа по обеспечению преемственности в деятельности Комитета при смене его председателей возложена на заместителя председателя Комитета Министров на уровне постоянных представителей, который выполняет эту функцию во взаимодействии с секретариатом Комитета Министров.
Докладчики, группы по подготовке докладов и рабочие группы
Система групп по подготовке докладов была создана постоянными представителями в 1985 году. Группы помогают в подготовке заседаний постоянных представителей. Они состоят из представителей, которые обычно замещают постоянных представителей. Им также оказывают содействие члены Секретариата. Группы по подготовке докладов были реорганизованы в 1999 году в соответствии с новой структурой организации (одна группа на директорат), с назначением дополнительных докладчиков для специальных мероприятий. Рабочие группы создаются на базе ad hoc для работы по определенным направлениям в конкретный период времени.
Секретариат
Секретариат Комитета Министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета Министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.
Международная парламентская организация, созданная в 1949 году (до 1974 года — Консультативная ассамблея Совета Европы). Наряду с Комитетом министров Совета Европы ПАСЕ является одним из главных уставных органов Совета Европы. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов Совета Европы. Наделена консультативными функциями, работает в интересах объединения Европы, защищая индивидуальные права и парламентскую демократию, развивая общеевропейские соглашения в целях стандартизации социальной и правовой политики государств-членов, а также осознания европейской общности, выходящей за пределы различных культур.
В ПАСЕ с правом решающего голоса представлены делегации 47 стран: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (с 1996 года), Румыния, Сан-Марино, Северная Македония, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Статус наблюдателя при ПАСЕ имеют Израиль, Канада и Мексика. Статус «партнера по демократии» ПАСЕ имеют Марокко, Палестина, Киргизия и Иордания. Общая численность депутатского корпуса ПАСЕ — 324 парламентария (и столько же их заместителей), которые избираются или назначаются национальными парламентами из их собственного состава. Количество мест в Ассамблее от каждой страны варьируется от 2 до 18 в зависимости от численности ее населения, а также принадлежности к группе главных плательщиков (так, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция и Турция имеют по 18 мест). Состав национальных делегаций в ПАСЕ должен пропорционально отражать все основные политические силы или группы, представленные в национальном парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин.
Действует на основе Устава Совета Европы и Регламента ПАСЕ. Официальные языки – английский и французский. Ежегодная пленарная сессия Ассамблеи разбита на четыре части, которые длятся по одной неделе каждая (проводятся, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября). Как правило, ПАСЕ заседает в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге.
Председатель ПАСЕ избирается из числа представителей Ассамблеи сроком на 1 год с правом переизбрания на второй год. С января 2020 года Председатель ПАСЕ – Хендрик Дамс (Бельгия).
Председатель ПАСЕ, 20 его заместителей, руководители политических групп и председатели комиссий образуют Бюро Ассамблеи. Бюро утверждает повестку дня сессий ПАСЕ, график заседаний комиссий, поддерживает регулярные контакты с парламентами других стран и международными организациями.
Для обеспечения преемственности работы Ассамблеи между сессиями назначается Постоянная комиссия ПАСЕ. В нее входят члены Бюро, руководители национальных делегаций и председатели профильных комиссий. Созывается Председателем не реже 2 раз в год.
В последний день работы конкретной части сессии для подведения итогов и координации деятельности ПАСЕ и Комитета министров Совета Европы обычно собирается Совместный комитет. Он состоит из Председателя ПАСЕ, членов Бюро ПАСЕ, представителей министров иностранных дел государств-членов Совета Европы и по одному парламентарию от каждой национальной делегации, не представленной в Бюро ПАСЕ.
Члены ПАСЕ объединяются в следующие политические группы (фракции): Социалистов, демократов и зеленых; Европейской народной партии; Альянса либералов и демократов за Европу; Европейских консерваторов и Демократического альянса; Объединенных европейских левых. Некоторые парламентарии не входят ни в одну из фракций и являются «независимыми».
В начале каждой очередной сессии для рассмотрения соответствующих вопросов и подготовки докладов Ассамблея формирует 9 комиссий: по политическим вопросам и демократии; по юридическим вопросам и правам человека; по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию; по миграции, беженцам и перемещенным лицам; по культуре, науке, образованию и СМИ; по вопросам равенства и недопущения дискриминации; по соблюдению обязательств государствами-членами Совета Европы (Комиссия по мониторингу); по правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам; по избранию судей в ЕСПЧ.
Повседневная работа Ассамблеи обеспечивается постоянным Секретариатом во главе с Генеральным секретарем ПАСЕ. В настоящий момент – Войцех Савицкий (Польша), который осенью 2015 года был переизбран Ассамблеей на очередной 5-летний срок с 1 февраля 2016 года. По статусу является одним из двух заместителей Генсекретаря Совета Европы.
ПАСЕ сотрудничает с Европейским парламентом, Парламентской ассамблеей ОБСЕ, Парламентской ассамблей НАТО, Межпарламентской ассамблеей СНГ, Парламентской ассамблеей ЧЭС, парламентами отдельных стран, рассматривает деятельность ряда международных экономических и финансовых институтов (ОЭСР, ЕБРР, МВФ и Всемирного банка). Ассамблея имеет статус наблюдателя в некоторых специализированных учреждениях системы ООН, международных неправительственных организациях. Официальные отношения существуют и с Межпарламентским союзом.
В состав делегации Федерального Собрания Российской Федерации в ПАСЕ входят 18 представителей и 18 заместителей представителей (11 представителей и 11 заместителей представителей от Государственной Думы; 7 представителей и 7 заместителей представителей от Совета Федерации).
В ходе апрельской сессии 2014 года ПАСЕ приняла Резолюцию 1990 (2014) «Пересмотр по существенным основаниям ранее утвержденных полномочий российской делегации» из‑за воссоединения Крыма с Россией, в результате чего ряд полномочий российской делегации (право голосовать и право участвовать в работе руководящих органов Ассамблеи: Бюро, Председательском комитете и Постоянной комиссии) был приостановлен до 31 декабря 2014 года.
На зимней сессии 2015 года была принята Резолюция 2034 (2015) «Оспаривание по существенным основаниям неутвержденных полномочий делегации Российской Федерации», приостанавливающая следующие права российской делегации в Ассамблее: назначаться в качестве докладчика, быть членом временных комиссий по наблюдению за выборами, представлять Ассамблею в органах Совета Европы и внешних организациях на временной или постоянной основе. В условиях усилившихся ограничений, что стало существенным препятствием для полноформатной работы, российская делегация заявила о прекращении своего участия в деятельности Ассамблеи до конца 2015 года, а с января 2016 года по решению руководства обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации – не утверждала свои полномочия в ПАСЕ.
Последовательная работа по разъяснению и отстаиванию внешнеполитических позиций России, формированию конструктивной повестки дня с обсуждением проблем, объективно требующих совместных решений, привела к достижению весомых результатов: на июньской сессии Ассамблеи (24–28 июня 2019 года), после напряженных дискуссий, полномочия российской парламентской делегации в ПАСЕ были восстановлены полностью, без каких‑либо изъятий.
Официальный сайт организации: www.assembly.coe.int