10.04.2019
В период с декабря 2018 года по март 2019 года шла активная работа по совершенствованию законодательства о государственных и муниципальных закупках. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменение правил предоставления и возврата обеспечения исполнения контракта с 1 июля 2019 года, новые дополнительные требования к участникам закупки и правила оценки заявок при проведении конкурсов, изменения контрактов с учетом ставки НДС, новый перечень для условий допуска иностранных товаров и многое другое.
1. Федеральным законом 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены новые, более удобные для поставщиков и банков, правила работы с обеспечением исполнения контракта, а также исправлены некоторые ошибки (неоднозначные формулировки) в тексте закона № 44-ФЗ.
С 1 июля 2019 года заказчики при подготовке и размещении в ЕИС проекта контракта должны включать в него, при установлении требования об обеспечении исполнения контракта, обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию (ч.30 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
Для контрактов, по которым предусмотрено обеспечение исполнения и этапы исполнения, установлено обязательное условие об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта в порядке и в случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 закона № 44-ФЗ. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта будет происходить автоматически при внесении заказчиком информации в реестр контрактов, пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. Обеспечение контракта, внесенное денежными средствами, заказчики должны будут возвращать на основании заявления поставщика, в сумме, на которую уменьшился его размер.
Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта не произойдет, если имеются неоплаченные поставщиком неустойки (штрафы, пени), а также если поставщику был выплачен аванс и на сумму этого аванса еще не осуществлена приемка товара (работы, услуги).
С 1 июля 2019 года у заказчиков в связи с изменениями в части уменьшения обеспечения исполнения контракта появится новая обязанность: вносить в реестр контрактов сведения о цене и сроках исполнения каждого этапа контракта, а также сведения об исполнении отдельного этапа контракта.
Кроме того, с 27 декабря 2018 года вступили в силу следующие актуальные изменения закона № 44-ФЗ.
Для антидемпинговых мер в виде подтверждения добросовестности участника закупки предусмотрено обязательное предоставление обеспечения исполнения контракта в обычном (не увеличенном) размере (исправлена некорректная формулировка статьи 37 закона № 44-ФЗ).
Государственные и муниципальные учреждения полностью освобождены от обязанности предоставлять обеспечение заявки в случае участия в закупках по закону № 44-ФЗ.
Добавлено новое основание для осуществления закупки у единственного подрядчика (п.55 ч.1 ст. 93): заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
В статье 94 исправлена ошибка: с 27.12.2018 года не требуется проведение внешней экспертизы товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок. В период с 1 июля 2018 года по 27 декабря 2018 года в аналогичной ситуации заказчики обязаны были привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при исполнении контрактов, заключенных на основании пунктов 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что эксперты высказали мнение о возможности привлечения заказчика к административной ответственности за непроведение внешней экспертизы в указанных случаях по контрактам, заключенным после 1 июля 2018 года: с учетом отмены обязательности внешней экспертизы с 27.12.2018 г. применение административной ответственности в отношении заказчиков в 2019 году осуществляться не должно.
В связи с изменением ставки НДС с 1 января 2019 года законом № 502-ФЗ предусмотрена возможность в срок до 1 октября 2019 года заключить дополнительное соглашение к контракту прошлого года об изменении цены контракта в соответствии с увеличением ставки НДС. Однако Минфин в письме от 14.03.2019 № 24-04-02/16837 разъяснил, что сделать это могут только заказчики, не относящиеся к категории государственных и муниципальных заказчиков. Для последних возможность увеличения цены отсутствует, если отсутствуют соответствующие доведенные лимиты бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
2. Федеральным законом от 27.12.2018 № 512-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены требования к экспертному заключению, предоставляемому в рамках 44-ФЗ экспертами, экспертными организациями (внешними экспертами).
В статью 41 закона № 44-ФЗ «Эксперты, экспертные организации» добавлены правила об оформлении результатов «внешней» экспертизы в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, заведомо ложного экспертного заключения введена административная и уголовная ответственность.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” введена статья 200.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающая уголовную ответственность, в том числе, за заведомо ложное экспертное заключение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 510-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” в КоАП введена статья 7.32.6. «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Федеральным законом от 27.12.2018 № 518-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ужесточен порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ (по указу или распоряжению Президента, постановлению или распоряжению Правительства).
В частности, законом № 518-ФЗ предусмотрено, что в правовых актах Президента и Правительства в целях применения пункта 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ должны быть указаны предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично. Порядок подготовки таких правовых актов и поручений должен быть определен Президентом России.
Закон № 518-ФЗ вступил в силу 28 марта 2019 года.
4. Федеральным законом от 01.04.2019 № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», упорядочена работа органов контроля в сфере закупок, а также введен риск-ориентированный подход к проведению проверок заказчиков.
В частности, законом № 50-ФЗ предусмотрено, что орган контроля не должен осуществлять централизованные закупки либо на одно должностное лицо органа контроля не могут быть возложены обязанности по планированию закупок, определению поставщиков, заключению и исполнению контрактов, и, одновременно, осуществление контроля в отношении этих же закупок.
Правительство должно определить порядок контроля в сфере закупок, включающий, среди прочего, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, с учетом отнесения субъекта контроля к определенной категории риска на основании оценки вероятности несоблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок; порядок использования ЕИС, а также ведения документооборота в ЕИС при осуществлении контроля.
Органам контроля субъектов РФ предоставлено право осуществлять полномочия органов местного самоуправления по контролю в сфере закупок на основании соответствующего соглашения.
Из части 4 статьи 99 закона № 44-ФЗ исключена монополия ФАС России в отношении контроля заказчиков, контрактных служб, комиссий при проведении электронных процедур.
Предусмотрена возможность проведения внеплановых проверок контрольного органа в сфере закупок, среди прочего, в случае обнаружения самим контрольным органом признаков нарушения законодательства о контрактной системе; сообщения СМИ, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о закупках.
Правительство должно определить порядок оценки эффективности деятельности органов контроля.
Из статьи 105 закона № 44-ФЗ исключено право общественных объединений, объединений юридических лиц подавать жалобы в ФАС России или в суд. Такие объединения вправе подавать не жалобу, а заявление в контрольный орган в сфере закупок, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Жалобу также не сможет подать участник закупки, если информация о нем или о его руководителях, учредителях, членах коллегиального органа управления включена в РНП, при условии, что заказчик при проведении определения поставщика установил требование об отсутствии соответствующих сведений в РНП.
Закон вступит в силу с 1 июля 2019 года.
5. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99» внесены изменения и дополнения в перечень дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В отношении объекта закупки «Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей» введены дифференцированные дополнительные требования к опыту выполнения аналогичных работ: стоимость ранее исполненного контракта, подтверждающего опыт, теперь зависит от НМЦК: от не менее 50% НМЦК при НМЦК более 10 млн. руб. до не менее 20% НМЦК, при НМЦК более 1 млрд. руб.
В качестве отдельных позиций в Приложении № 1 для предъявления дополнительных требований к участникам закупки выделены следующие объекты закупки:
- Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
- Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
- Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Поскольку требования опыта выполнения соответствующих работ дифференцированы по каждой позиции Приложения № 1, из Постановления № 99 исключена сноска, уточняющая группу работ, в отношении которых у участника должен быть опыт их выполнения.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, изменен, с учетом изменения названия Единого государственного реестра недвижимости.
В Приложении № 2 с перечнем дополнительных требований для проведения конкурсов с ограниченным участием изменена редакция позиции 5: «Выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей (добавлен «снос», а размер НМЦК установлен единый для государственных и муниципальных контрактов).
Постановление вступило в силу со 2 апреля 2019 года.
6. Постановлениями Правительства РФ от 25.01.2019 № 41 , от 28.02.2019 № 200, от 21.03.2019 № 293 внесены изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).
Постановлением № 41 исключены пункты и условия, которые ранее, до изменений закона № 44-ФЗ от 03 августа 2018 г., позволяли заказчикам при проведении запросов предложений использовать иные критерии, не предусмотренные статьей 32 закона № 44-ФЗ и Правилами.
Постановлением № 200 в Правила добавлены императивные условия проведения конкурсов в случае осуществления закупки в целях заключения контракта на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Для таких конкурсов заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки: значимость критерия «Цена контракта» — 40 процентов, значимость нестоимостных критериев оценки — 60 процентов.
Для нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки…» заказчик обязан установить показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» со значимостью не менее 45% всех нестоимостных критериев оценки. Внутри указанного показателя необходимо установить три подпоказателя:
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
- общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Установлено, что заказчик не вправе изменять значимость перечисленных подпоказателей (хотя значимость подпоказателей постановлением не определена), а также заказчику запрещено использовать иные подпоказатели для оценки опыта.
Постановлением № 293 определены более строгие правила для установления порядка оценки заявок при закупке строительных работ в отношении особо опасных, технических сложных и уникальных объектов.
Предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия «Квалификация участников закупки…». При этом показателями этого критерия должны быть:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Заказчик не только ограничен теперь в выборе нестоимостных критериев оценки заявок, но и обязан оценивать строительный опыт исключительно по группам объектов, указанным в пункте 27 (2) Правил, утвержденных Постановлением № 1085.
Минимально возможная значимость критерия «Цена контракта» при закупке вышеперечисленных строительных работ снижена с 80% до 60%. Соответственно возросла значимость критерия «Квалификация…» с 20% до 40%.
7. Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» введен новый запрет на закупки иностранных товаров.
Запрещены закупки иностранного оборудования, включенного в перечень, утвержденный Постановлением № 239: станков для обработки металлов лазером и станков аналогичного типа, станков токарных, расточных и фрезерных металлорежущих, станков для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов и других видов оборудования и инструментов.
Запрет распространяется как на закупку товаров, так и на закупку работ (услуг), предполагающих поставку этих товаров.
Подтверждением производства станкоинструментальной продукции на территории Российской Федерации является наличие ее в реестре станкоинструментальной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Предусмотрено создание и ведение Минпромторгом реестра российской станкоинструментальной продукции и реестра евразийской станкоинструментальной продукции.
При исполнении контракта замена товаров, указанных в перечне, предусмотренном приложением к Постановлению № 239, на товары, происходящие из иностранного государства, не допускается.
Запрет относится к закупкам товаров, работ, услуг в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗа, а также закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Избежать запрета позволит обращение в Минпромторг и получение от него разрешения на закупку иностранного товара из утвержденного перечня товаров станкоинструментальной промышленности.
Постановление № 239 вступило в силу с 11 марта 2019 года; реестры станкоинструментальной продукции должны появиться на сайте Минпромторга не позднее чем через 2 месяца после публикации Постановления № 239.
8. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2019 № 159 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656 и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 1 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2015 г. № 84″ внесены дополнения в Постановление № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части распространения запрета на товары, полученные по договорам лизинга.
Запрет на допуск для целей осуществления закупок отдельных видов иностранных товаров машиностроения распространен на заключение договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность.
Также предусмотрено, что Торгово-промышленная палата должна вести на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» единый электронный реестр актов экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, являющихся подтверждением того что страной происхождения товара машиностроения является Российская Федерация.
Изменения постановления № 656 вступили в силу с 1 марта 2019 г.
9. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223 «Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» утверждены правила электронного документооборота, аккредитации участников и особенности проведения закрытых электронных конкурсов и аукционов для отдельных заказчиков.
Предусмотрено, что с 1 июля 2019 года заказчики: Министерство обороны, ФСБ России, СВР России, а также подведомственные им учреждения и унитарные предприятия должны проводить электронные конкурсы и электронные аукционы (закрытые электронные процедуры) в соответствии с новыми правилами в случаях, установленных пунктом 5 части 2 статьи 84 закона № 44-ФЗ.
Проведение закрытых электронных процедур обеспечивается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации, противодействия иностранным техническим разведкам, а также обеспечения режима секретности. Требования к мерам защиты информации на специализированной площадке дифференцированы в зависимости от того, относится ли информация о закупке к государственной тайне или нет.
Извещения о проведении закупок размещаются заказчиками в ЕИС, иная информацию о закупке – доступна только на специализированной электронной площадке (СЭП).
Участники закрытых электронных закупок должны пройти аккредитацию на специализированной электронной площадке в порядке, определенном Постановлением № 223.
С 1 января 2020 г. аккредитация участников на специализированной электронной площадке будет осуществляться после их регистрации в ЕИС.
Участники, аккредитованные на специализированной площадке, получают право участвовать в закрытых электронных процедурах в период действия аккредитации. Для участия в процедурах с гостайной необходимо наличие соответствующей лицензии и подключение к сети шифрованной связи специализированной площадки.
Установлена ответственность участников закрытых электронных процедур за недостоверность документов и информации, за действия, совершенные на площадке, за несвоевременное уведомление оператора об изменении документов и информации об участнике закупки. Предусмотрено ведение оператором специализированной площадки реестра участников закрытых электронных процедур.
Для проведения закрытой электронной процедуры заказчик должен направить приглашение ограниченному кругу участников, аккредитованных на СЭП, которые соответствуют требованиям закона, способны осуществить поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, имеют в установленных законом случаях специальные разрешения (лицензии) и членство в СРО. Если заказчик не предъявляет требований к наличию у участника лицензий, членства в СРО, доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, оператор СЭП направляет приглашения всем участникам закрытых электронных процедур, аккредитованным на СЭП.
Положение, утвержденное Постановлением № 223, детально регулирует процесс размещения на СЭП информации о закупке, взаимодействия оператора, заказчика и участников закупки при проведении закрытых электронных процедур, направления документации о закупке, разъяснений документации, изменений документации, заявок, протоколов, устанавливает особенности заключения контрактов на специализированной электронной площадке.
10. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 141 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в правила работы электронных площадок, правила взимания платы с участников закупок и порядок взаимодействия операторов площадок с банками при использовании спецсчетов.
В постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» внесена поправка о том, что при проведении совместного конкурса или аукциона плата с участника закупки взимается оператором электронной площадки однократно.
Операторам площадок предоставлено право предъявлять распоряжение о переводе денежных средств в размере платы к специальному счету участника, с которого такая плата должна быть взыскана.
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» дополнено обязанностью Минфина и ФАС России в срок до 1 июня 2019 года обеспечить проведение проверки соответствия операторов электронных площадок установленным требованиям. Результаты проведения проверки функционирования электронных площадок будут оформляться актами комиссии.
Операторам электронных площадок, включенных в перечень в соответствии с законом № 44-ФЗ, запрещено отказываться от проведения конкурентной закупки на электронной площадке, а также осуществлять действия, предусмотренные статьями 3.2 — 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с привлечением третьих лиц.
Новым банкам, которые включены в перечень банков для открытия специальных счетов, предоставлено 60 дней на то, чтобы заключить соглашения о взаимодействии с операторами электронных площадок.
11. Приказом Минтруда России от 24.12.2018 № 834н «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт» утверждены новые типовые контракты, относящиеся к сфере ответственности Минтруда.
Приказом утверждены:
- типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;
- информационная карта типового контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;
- типовой контракт на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда;
- информационная карта типового контракта на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
В типовом контракте на спецоценку условий труда выделена цена по этапам оказания услуги и предусмотрен, в том числе, НДС (возможность освобождения исполнителя от НДС указана только в примечании, а не в тексте типового контракта).
Типовой контракт на спецоценку условий труда включает готовое техническое задание, а также антикоррупционную оговорку. Подробно регламентированы обязанности обеих сторон, но в большей степени – заказчика.
Типовой контракт на обучение по вопросам охраны труда предусматривает возможность дистанционного обучения.
Приказ вступил в силу 9 марта 2019 года, однако обязательным применение типовых контрактов станет спустя 30 дней после размещения их в ЕИС — с 12 апреля 2019 года.
12. Приказом Минфина России от 22 января 2019 г. № 10н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены уточнения в условия допуска иностранных товаров при проведении закупок по закону № 44-ФЗ.
Предусмотрено уточнение в отношении проведения запроса котировок в электронной форме, когда оценку заявок участников с учетом условий допуска осуществляет не комиссия заказчика, а оператор электронной площадки.
Перечень случаев неприменения приказа 126н дополнен случаем, когда в отношении товаров, указанных в Приложении к приказу № 126н, Правительством установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 закона № 44-ФЗ.
Перечень товаров в приложении к приказу изложен в новой редакции. В частности, в перечень добавлены кабели волоконно-оптические; позиции в отношении мебели из него исключены, а овощи и фрукты указаны более общим кодом группы по ОКПД2, без детализации по подгруппам и видам.
Приказ вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования.
Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:
Содержание
Богацкой С.Г.Преподаватель, аккредитованный в АО «Сбербанк-АСТ». Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223. |
23.02.2020 Как работать по гособоронзаказу в 2020 г.? (обзор по круглому столу РСПМ)
23 января в Москве в конференц-зале Российского союза поставщиков металлопродукции состоялась рабочая встреча «Практика правоприменения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»» руководителей и специалистов коммерческих, финансовых и бухгалтерских служб металлоторговых компаний.
В мероприятии приняли участие более 30 руководителей и специалистов, которые представляли такие компании, как А ГРУПП, ТК Актимиста, УК Алюминиевые продукты, Ариэль Металл, Галактика, Металлокомплект-М, МК Промстройметалл, Метизная торговая компания, ГФ Профиль, Русметпром, Трубная Компания Санеста-Металл, ГК София, Сталкер, ГК Техностиль, Выксунский металлургический завод и др.
В ходе встречи, которую вели руководители Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности Е. Гончарук и Е. Давыдова, были рассмотрены вопросы банковского и казначейского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу (ГОЗ), новая концепция ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, использование раздельного учета и контроля целевого использования средств ГОЗ, рекомендации по организации работы предприятия при заключении и исполнении государственных контрактов по ГОЗ-2020 и др.
Чем руководствоваться, что изменится
Так, основным нормативным документом, регламентирующим деятельность в рамках ГОЗ в текущем году, является Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»» (вступил в силу 8 января 2020 г.). Также важно обращать внимание на следующие документы:
· правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №47 (в редакции от 4 мая 2018 г. №543, от 24 января 2019 г. №27, от 22 июня 2019 г. №804);
· порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Минпромторга РФ от 8 февраля 2019 г. №334 (зарегистрирован в Минюсте РФ 18 апреля 2019 г. №54430, вступил в силу 30 апреля 2019 г.);
· формы обосновывающих документов, утвержденные приказом ФАС России от 26 августа 2019 г. №1138/19 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 октября 2019 г. №56216, вступил в силу 26 октября 2019 г.);
· приказ ФАС России от 17 июня 2019 г. №772/19 «Об утверждении форм предоставления антимонопольному органу информации о фактах повышения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) цен на сырье, материалы, комплектующие изделия…» (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 октября 2019 г. №56355, вступил в силу 11 ноября 2019 г.);
· приказ ФАС России от 16 апреля 2019 г. №472/19 «О внесении изменений в Порядок проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, утвержденный приказом ФАС России от 15 марта 2016 г. №240/16» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 июля 2019 г. №55108);
· приказ министра обороны РФ от 21 ноября 2019 г. №686 «О внесении изменения в пункт 2 Порядка и сроков предоставления организациями, выполняющими ГОЗ, в которых созданы Военные представительства Министерства обороны РФ, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №47» (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2019 г. №57051, вступил в силу 11 января 2020 г.);
· проект приказа Минэкономразвития РФ «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ» (взамен приказа от 1 июня 2018 г. №276) — новая редакция с учетом положений приказа Минпромторга РФ №334 — на согласовании с Федеральными органами исполнительной власти.
В настоящее время в рамках поручения коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ от 10 июля 2019 г. №6300п-П7 ФАС России подготовлен план-график мероприятий по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ на основании оценки (аудита) правоприменительной практики действующей нормативной правовой базы.
Планы-графики подготовки новых нормативных актов в сфере ГОЗ утверждены 25 и 27 декабря 2019 г. по результатам заседания коллегии ВПК по вопросам ценообразования в сфере ГОЗ. Они предусматривают в том числе внесение изменений в постановление Правительства РФ №1465, 804, 275-ФЗ, 44-ФЗ, КоАП РФ и пр. Итого 34 пункта (мероприятия по уточнению законодательства Российской Федерации). Срок исполнения — апрель—июнь 2020 г.
В план-график входят следующие мероприятия по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ на 2020 г.:
· введение института предупреждений (в качестве предварительной меры) — извещения о наличии в действии/бездействии организации признаков нарушений законодательства в сфере ГОЗ;
· придание примерным условиям государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1275, обязательного характера;
· уточнение механизма формирования головным исполнителем кооперации и взаимодействия с ней с целью формирования и контроля цен на продукцию;
· формирование системы нормирования технологических и производственных процессов, в том числе трудоемкости;
· установление возможности изменения существенных условий государственных контрактов по государственному оборонному заказу с единственными поставщиками и государственных контрактов на НИОКР в связи с необходимостью проведения дополнительных работ;
· восстановление требований о включении в государственные контракты на опытно-конструкторские работы обязанности предоставления организациями-разработчиками расчета цен на вооружение, военную и специальную технику;
· определение критериев целевого использования головными исполнителями (исполнителями) ГОЗ денежных средств (фондов), сформированных за счет учета амортизации имущества организации в цене на продукцию;
· снижение размера санкций за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.55.2 КоАП РФ;
· установление административной ответственности для головных исполнителей (исполнителей) государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу за неисполнение требования по предоставлению отчета по результатам ведения раздельного учета.
Банковское сопровождение. Новые возможности, новые проблемы
Банковское сопровождение государственного оборонного заказа представляет собой комплекс услуг, оказываемых банком в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Так, в 2019 г. появилась возможность пополнять отдельный банковский счет (ОБС) собственными средствами (при отсутствии и (или) недостаточности средств для оплаты работ в рамках контракта) и иметь право на последующий возврат денежных средств с ОБС на расчетный счет.
Также можно закрывать «нулевые» отдельные счета до получения уведомления об исполнении госконтракта (закрытия сопровождаемой сделки).
В то же время запрещается производить перечисление на расчетные счета в рамках лимита 5 (3) млн руб. по договорам без идентификатора госконтракта (ИГК). Кроме того, существуют ограничения при проведении оплаты без договора по счету (в том числе в рамках лимита 3 млн руб.). Также невозможно «забрать» средства окончательного расчета и расходовать средства по исполненным контрактам (со «старыми» ИГК) на исполнение новых контрактов ГОЗ.
При различном толковании норм закона №275-ФЗ судами, контролирующими органами, уполномоченными банками (отсутствие единой практики правоприменения) имеет место различная судебная практика.
Реализация отдельных арбитражных решений о взыскании с уполномоченного банка процентов за пользование чужими денежными средствами в случае неправомерного отказа в проведении расходной операции (в том числе возмещения запаса на основании допсоглашения) не меняет общей практики расчетов.
Казначейское сопровождение в 2020 г.
Ключевые новеллы казначейского сопровождения ГОЗ на 2020 г. содержатся в следующих документах:
· Федеральный закон №380-ФЗ «О федеральном бюджете на период 2021 и 2022 гг.» (ст. 5);
· Правила казначейского сопровождения средств ГОЗ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. №1819;
· приказы Минфина РФ и Казначейства России (находятся на регистрации в Минюсте РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона №380-ФЗ «О федеральном бюджете на период 2021 и 2022 гг.» казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:
· расчеты по государственным контрактам, заключаемым с целью реализации государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. руб.;
· расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 300 тыс. руб. (пп. 7 ч. 1 ст. 5).
При казначейском сопровождении целевых средств юридические лица в соответствии с установленным Правительством РФ порядком ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому соглашению, государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (п. 1 ст. 5).
При казначейском сопровождении средств ГОЗ возникают следующие обязательства:
· государственный заказчик ГОЗ обязан уведомлять до заключения государственного контракта головного исполнителя о необходимости открытия в Территориальном отделении федерального казначейства (ТОФК) соответствующего лицевого счета, направлять в ТОФК уведомление о полном исполнении государственного контракта;
· головной исполнитель, исполнитель по государственному контракту, контракту (договору), заключаемым в рамках выполнения государственного оборонного заказа, обязаны:
o открывать лицевые счета;
o соблюдать режим лицевых счетов;
o уведомлять до заключения контрактов (договоров) исполнителей о необходимости открытия в ТОФК лицевого счета;
o представлять по запросу ТОФК и Федеральной службы по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном исполнителе (идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе).
При казначейском сопровождении средств ГОЗ в условия государственного контракта, контракта (договора), заключаемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа, учитываются следующие положения:
· о применении казначейского сопровождения средств при исполнении государственного контракта, контракта (договора);
· содержащиеся в абзацах 2—5 п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №380-ФЗ (в части обязанностей головного исполнителя, исполнителя ГОЗ);
· о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта (договора) и предоставления в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
· о перечислении головным исполнителем средств в согласованном государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством РФ для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения являются принятые государственным заказчиком товары, работы, услуги.
Наряду со знакомством с новеллами законодательства, регламентирующими работу в сфере ГОЗ, участники мероприятия разобрали конкретные примеры разрешения спорных ситуаций, а также смогли задать экспертам вопросы.
Несколько участников мероприятия рассказали об опыте работы по ГОЗ своих компаний.
По словам Д. Петрунина, директора по прямым продажам МК Промстройметалл, главной проблемой является оплата: практически все договоры (90%) идут с постоплатой, и получить деньги очень сложно.
Исполнительный директор ТК Санеста-Металл К. Иголкин в числе проблемных моментов работы по ГОЗ назвал малое количество поставщиков, возможность открывать спецсчета, а также отсрочки платежа. Более-менее все в порядке с казначейством, деньги на счетах компаний практически всегда есть. Он также отметил, что по сравнению с обычной сделкой в сфере ГОЗ маржинальность меньше в 1,5—2 раза.
Е. Бернштейн, заместитель директора по маркетингу и сбыту МТК ФР, отмечает недоработанность электронных систем, электронного бюджета в рамках казначейского сопровождения. «У нас было несколько прецедентов, когда казначейство задерживало деньги исключительно по своей халатности на очень большие сроки», — уточнил он.
Что значит быть участником закупок по ГОЗ?
У вас не будет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства
Будьте готовы в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:
- Любые документы в рамках контракта.
- Информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.
Внимательнее работать с субисполнителями
До заключения контракта:
- Обязательно предупредите, что работаете с ними в рамках ГОЗ.
- Расскажите о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.
Во время исполнения контракта:
- Не раскрывайте гостайну субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ.
- Будьте готовы отвечать на миллион вопросов.
Придется вести раздельный финансовый учет
Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.
Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов
Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с его исполнением, в том числе в договоры с субисполнителями, во все счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.
Один спецсчет — для обеспечения заявок, другой — для расчетов с заказчиком
В закупках по ГОЗ тоже требуется обеспечение заявок через спецсчет, как в закупках по 44-ФЗ.
А после победы придется открыть другой спецсчет — в казначействе, куда заказчик перечисляет аванс. Контроль достаточно жесткий. Пока контракт не выполнен, деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юрлица, только на исполнение контракта или зарплату. О спецсчете в казначействе мы писали в отдельной статье, а ниже расскажем подробнее о получении выплат.
Часть закупок закрытые или с гостайной
Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной ЭТП АСТ ГОЗ.
Если вы планируете принимать участие в торгах ГОЗ, рекомендуем пройти регистрацию на площадке заранее. Регистрация занимает около 10 дней. Зато вы также сможете принимать участие в закрытых закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинскую часть без такой лицензии. Как ее получить, мы (спойлер: это непросто).
Товары будут принимать с лупой
Товар должен на 100% соответствовать требованиям. На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.
Кроме того, практически никогда нельзя предлагать иностранный товар. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, кроме стран Евразийского экономического союза. Исключение — если товар не производится на территории ЕЭС.
У вас будет мало конкурентов
Это основной аргумент «за» участие в ГОЗ. Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т.д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.
Как получать деньги во время и после исполнения контракта
Об общих правилах расчетах по гособоронзаказу мы писали в установочной статье про гособоронзаказ и казначейское сопровождение. В этой статье расскажем о моментах, которые вызывают больше всего вопросов.
Кто точно должен открывать счет в казначействе и когда?
Первым спецсчет в территориальном казначействе открывает головной исполнитель — победитель закупки, чтобы указать в госконтракте реквизиты для перечисления аванса и выплат. Дальше у него есть выбор:
- Сделать все работы/ поставить товары за свой счет. В этом случае до полного исполнения контракта можно потратить бюджетные деньги только на зарплату.
- Все подрядчики головного исполнителя с договорами больше 100 тыс.рублей тоже открывают счета. Тогда казначейство будет платить за товары и услуги им напрямую – до поставки (при согласовании ее необходимости) или после (с подтверждающими документами).
Если субподрячик головного исполнителя планирует что-то закупать у своего субподрядчика на сумму больше 100 тыс. рублей и не платить ему собственные деньги, то субсубподрядчику тоже нужен счет в казначействе.
Субподрядчикам «четвертого колена» спецсчета не нужны.
Как получить свои деньги?
Каждый год вступает в силу новый приказ о санкционировании выплат. В 2019 году казначейство действует по приказу от 11 декабря 2018 № 259 н. Деньги от заказчика можно получить только на цели из этого перечня, например «выплаты персоналу», «реклама», «приобретение ж/д билетов» и т.д.
Если вы хотите внести предоплату субподрядчику. В платежном поручении нужно прописать детализированное назначение платежа, соответствующее укрупненному коду расходования целевых средств (все варианты есть в приказе № 259 н).
Если акты с субподрядчиком уже подписаны. Тогда нужно заполнить заявление на раскрытие счета по статье «прочие выполненные работы». Вместе с заявлением от вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. В некоторых случаях казначейство может назначить выездную проверку. Грубо говоря, чтобы убедиться, что ремонт выполнен или продукты питания уже на складе.
Если деньги будут использованы не по назначению, то казначейство имеет право приостановить операции по счету.
Можно ли получить больше указанной в контракте прибыли?
На часть товаров (перечень из постановления правительства № 1465) себестоимость товара и прибыль в контрактах по ГОЗ регулируются государством. Размер прибыли стороны фиксируют в госконтракте при его заключении. Варианты расчета также есть в постановлении №1465.
Для головных исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, применяется правило «20+1». Согласно ему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки: оплату труда, производство. Но если исполнитель не производит, а закупает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.
Согласно п. в.) ст. 8.3 № 275-ФЗ деньги в качестве прибыли можно списывать на банковские счета юрлица только после исполнения контракта. Если исполнитель получил больше прибыли в ходе исполнения контракта (смог на чем-то сэкономить), прибыль можно увеличить по соглашению сторон, прописав это в допсоглашении с заказчиком.
Нормативные материалы
Также в этой статье собрали для вас все законы, которые регулируют ГОЗ:
- В 2018 году вступило в силу ПП РФ №1465 от 02.12.2017 о госрегулировании ценообразования на продукцию ГОЗ.
- В УК РФ введена статья 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
- Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 о нацрежиме в ГОЗ.
- Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
- Приказ № 1680 от 28.12.2017 устанавливает обновленные правила казначейского сопровождения ГОЗ.
- ПП РФ №1585 от 19.12.2017 определяет порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков по гособоронзаказу.
- Постановление правительства от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения раздельного учета”.
Участие в торгах ГОЗ на первый взгляд выглядит достаточно непросто, но на практике процесс практически аналогичен обычным госзакупкам. Основное отличие в повышенном контроле со стороны государства и порядке получения оплаты.
Потратьте время, чтобы во всем разобраться, или обратитесь к специалистам по сопровождению. Новичку в ГОЗ они помогут избежать ошибок и понять схему действий. А дальше можно будет участвовать и исполнять выигранные контракты самостоятельно.
Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.
Номер извещения о закупке
В разных видах закупок — разные правила нумерации:
- Закупки по 44-ФЗ сначала публикуют в ЕИС, поэтому номер в ЕИС и на ЭТП один и тот же.Например, у этой закупки одинаковый номер на Сбербанк-АСТ и в ЕИС.
- В закупках по 223-ФЗ обычно 2 номера — номер в ЕИС и номер, который присваивает ЭТП. Например, у этой закупки на ОТС.ru два номера: № 4249235 (с ОТС) и № 31705574458 (с ЕИС). В Контур.Закупках у такой процедуры будет номер с ЕИС.
- У коммерческих закупок только один номер, который присвоила ЭТП.
Идентификационный код (номер) закупки, или ИКЗ
По ст. 23 44-ФЗ ИКЗ присваивают каждой закупке или отдельному лоту в закупке и указывают в:
- плане закупок (составляют до конца 2019 года),
- плане-графике,
- извещении о закупке,
- приглашении участвовать в закрытой закупке,
- документации о закупке,
- в контракте,
- в других документах, предусмотренных 44-ФЗ.
Как читать идентификационный код закупки?
ИКЗ — это 36-значное число, в структуре которого зашифрована информация о закупке:
- Первые две цифры — год закупки.
- Следующие 19 цифр — код организации-заказчика. Эта комбинация одинакова для одной организации, ее можно проверить в ЕИС в реестре заказчиков.
- Цифры с 23 по 26 — это четырехзначный номер закупки в плане закупок и плане-графике.
- Цифры с 27 по 29 — номер закупки в плане-графике.
- Цифры 30-33 соответствуют ОКПД 2 с детализацией до группы.
- Цифры с 34 по 36 — код бюджетных расходов.
Структура ИКЗ меняется (пишут 0000 в разрядах 30-33), если проводят внеплановую или мелкую закупку, например:
- у единственного поставщика до 100 или 400 тыс. рублей,
- услуги преподавателей или экскурсоводов у физлиц,
- услуги по организации концертов или феcтивалей,
- услуги, связанные с командировками,
- лекарства, назначенные врачебной комиссией.
После того, как заказчик указал в ИКЗ информацию о порядковом номере закупки в плане-графике, его нельзя менять весь срок хранения документов (5 лет).
О чем важно помнить поставщику?
ИКЗ обязательно прописывают в контракте, в том числе в контракте с единственным поставщиком. Но 44-ФЗ разрешает заключать контракт с единственным поставщиков устно, в этом случае указывать ИКЗ негде.
Чтобы не было претензий со стороны ФАС, рекомендуется указывать ИКЗ в документах, которые подтверждают, что стороны заключили контракт и исполняют его — например, в счете на оплату, счете-фактуре или товарном чеке.
Номер закупки в плане-графике
В плане-графике у закупки сразу несколько номеров:
- Уникальный номер закупки, который формируется автоматически.
- Номер закупки, состоящий из последовательности 4 чисел от 0001 до 9999, и который присваивает сам заказчик в порядке возрастания. Номер уникален в пределах одного года, а номера закупок каждого следующего года снова начинаются с 0001.
- Идентификационный код закупки.
Таким образом у одной закупки могут быть три номера: номер позиции в плане-графике, номер извещения и идентификационный код закупки.
Номер контракта на бумаге, ЭТП и в Реестре в ЕИС
Реестровый номер контракта в ЕИС
Реестровый номер контракта присваивает ЕИС, когда заказчик загружает контракт в Реестр. По реестровому номеру всегда можно найти контракт и в другом Реестре ЕИС например, в Реестре отчетов.
Электронный аукцион
В электронных аукционах контракт заключают в электронной форме, но при этом всегда прикладывают документ, в котором должен быть указан номер. Некоторые заказчики указывают номер, совпадающий с кодом, который присваивает площадка, или номер в соответствии с внутренним реестром.
Номер контракта на бумаге
В конкурсах, котировках, запросах предложений и с единственным поставщиком контракты заключают на бумаге. Номер контракта заказчик присваивает в соответствии с внутренним реестром договоров.
Идентификатор госконтракта, или ИГК
Код формируют федеральные, автономные или региональные заказчики, которые оплачивают закупки из федерального бюджета или заключают контракты с казначейским сопровождением. Идентификатор используется для связи контракта и расчетов по ним.
Порядок, по которому формируют ИГК на казначейском сопровождении, установлен в приказе Казначейства России от 09.01.2020 № 2Н. ИКГ — это двадцатизначный цифровой код, который заказчик присваивает после формирования записи в реестре контрактов и который сохраняется весь срок действия контракта.
Разряды с первого по 19-й аналогичны реестровому номеру контракта (или разрядам с девятого по 27-й номера записи в реестре контрактов с гостайной). 20-й разряд — идентификатор реестра контрактов. Если это обычный реестр, ставят «0», если сведения в контракте представляют гостайну, ставят «1».
Заказчики также указывают ИКГ во всех допсоглашениях, платежных и расчетных документах.
О чем важно помнить поставщику?
Победители закупок с 1 июля 2017 должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других документах, которые выставляют заказчику. Соответствующие поправки появились в 169 статье Налогового кодекса и в форме счета-фактуры — в шаблон документа добавили строку с идентификационным кодом.