ФЗ 69 1994

22 апреля 2015 08:01

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено работникам (как мужчинам, так и женщинам) по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.

Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение устанавливается работникам Государственной противопожарной службы МЧС России.

В Государственную противопожарную службу в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе» утверждено Положение о Федеральной противопожарной службе (далее — Положение № 385), пунктом 1 которого установлено, что Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 69-ФЗ и Положением № 385 (пункт 3) федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы включает в себя, в том числе подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).

Необходимо учитывать, что приказом МЧС России от 28.08.2008 № 507 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № Пр-1494, было предусмотрено проведение с 1 января 2009 года организационных мероприятий по созданию подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в подразделения федеральной противопожарной службы и др. Таким образом, переименование подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в подразделения федеральной противопожарной службы не лишает права работников таких подразделений на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Работники договорных подразделений федеральной противопожарной службы также могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженных с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Досрочное назначение страховой пенсии сотрудникам федеральной противопожарной службы связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.

Следовательно, правовых оснований для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ работникам противопожарных служб субъектов Российской Федерации не имеется. Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 552-О-О. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктом 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, установленные названным пунктом, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пункте 18 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(в ред. Федеральных законов
от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ,
от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,
от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 10.05.2004 N 38-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000
N 150-ФЗ, Определением Конституционного Суда РФ
от 09.04.2002 N 82-О)
Комментарий к преамбуле
В преамбуле излагается область применения нормативно-правового акта. Из нее следует, что действие комментируемого Закона распространяется на все без исключения субъекты правовых отношений на территории Российской Федерации. Это и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, и органы государственной власти и местного самоуправления, и люди, независимо от того, граждане они Российской Федерации, иностранного государства или не имеющие гражданства, и частные предприниматели. Для простоты употребления законодатель объединил все юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, в одно понятие «организации», а всех людей независимо от наличия либо отсутствия гражданства того или иного государства — в понятие «граждане».
Помимо указанного выше, преамбула комментируемого Закона указывает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Это обусловлено распространенностью и большой «ценой» проблемы. Так, по статистике, взятой с официального сайта Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (www.mchs.gov.ru), за 2007 год на территории Российской Федерации зарегистрировано 211 163 пожара, в которых погибли 15 924 человека, в том числе 597 детей, получили травмы 13 646 человек, прямой материальный ущерб составил 8551,2 млн. руб. В 2007 году в Российской Федерации ежедневно происходило 579 пожаров, при которых погибало 44 человека и 37 человек получали травмы. Огнем уничтожались 160 строений, 24 единицы автотракторной техники и 8 голов скота. Ежедневный материальный ущерб составил 23,4 млн. рублей. На города пришлось 65,4% от общего количества пожаров, 55,1% числа погибших и 70,5% травмированных при пожарах людей, а также 60,3% материального ущерба. На сельскую местность пришлось 34,6% от общего количества пожаров, 44,9% числа погибших и 29,5% травмированных при пожарах людей, 39,7% материального ущерба. Больше всего пожаров в 2007 году в Российской Федерации было зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 71%, а материального ущерба — 49,6%. В 2007 году в результате неосторожного обращения с огнем произошло 44,2% пожаров, которые причинили 22,1% материального ущерба. Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования стало причиной каждого пятого пожара (19,3%), а доля ущерба от них составила 25%. Почти 16 000 человек погибших, из них 600 детей в год — это настоящая война, в которой за год гибнет целый город, и очевидно, что вопросы пожарной безопасности, как никакие другие, непосредственно затрагивают основополагающие конституционные права и свободы гражданина и человека, такие, как право на жизнь, на здоровье, право частной собственности. Поэтому несомненно, что вопросы пожарной безопасности, так же как и вопросы предотвращения дорожно-транспортных происшествий, производственного травматизма и т.п., просто обязаны являться первейшей обязанностью государства.
Помимо указанного выше, следует отметить отличие сфер действия комментируемого Закона и Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Последний определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между организациями, гражданами, а также устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.
Соотношение предметов регулирования указанных Законов можно охарактеризовать как предмет и метод. То есть соблюдение законодательства о пожарной безопасности и мероприятия по локализации ущерба при пожарах — это предмет комментируемого Закона, а то, как эти меры реализуются, какими средствами и структурами, — метод работы, и этому посвящен Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
1. В ст. 1 комментируемого Закона раскрыты основные понятия, употребляемые в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Причем это понятия и общетеоретического плана, как, например, «пожарная безопасность», «требования пожарной безопасности», так и сугубо практического плана, как, например, «пожар». Раскрытие понятийного аппарата действительно необходимо в тех случаях, когда нормативно-правовой акт оперирует различными терминами и определениями, допускающими неоднозначную трактовку.
Итак, первое понятие, приведенное в комментируемой статье, — определение пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Данным определением очерчен предмет комментируемого Закона. Обращает на себя внимание простота формулировки, что очень полезно и важно. «Безопасность» — «состояние защищенности», «пожарная» — «от пожаров». Этим же понятием фактически определена сфера действия Закона — это государство в целом, все общество, личности, то есть люди, и имущество. Очевидно, что под государством имеется в виду только Российская Федерация. Из употребления слова «личность» следует, что речь идет о защищенности от пожаров не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, законно или даже незаконно пребывающих на территории Российской Федерации. Думается, что определение пожарной безопасности в данном Законе — это одно из наиболее удачных определений, используемых во всем действующем законодательстве Российской Федерации, причем не только в сфере пожарной безопасности, но и во всех сферах.
2. Пожар в комментируемой статье определяется как неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Это определение носит специфико-технический характер. В данном случае обращается внимание, что не каждое горение является пожаром. Горение только тогда станет пожаром, когда человек утратит контроль над ним. Можно задать вопрос: если, допустим, на кухне загорелся холодильник, проживающий в квартире человек видит это, отключил его от электропитания, держит в руках огнетушитель, словом — способен без особых проблем справиться с возгоранием, то является ли такое происшествие пожаром? Ведь человек держит ситуацию под контролем. Не следует впадать в заблуждение, это рассуждение неправильно. Горение является неконтролируемым, когда оно произошло вопреки воле человека. В конце концов пожарные, прибывая к пылающему дому, вполне осознают, что рано или поздно огонь имеющимися у них средствами будет потушен, но тем не менее это не что иное, как пожар. Важно, что не следует путать контролируемость процесса горения, то есть его соответствие пожеланиям человека, возможности это горение прекратить. Поэтому пожаром является любое горение, возникшее или протекающее вне воли человека и причиняющее указанный в определении ущерб.
3. Требования пожарной безопасности Законом определены как специальные условия социального или технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Требования пожарной безопасности и саму пожарную безопасность можно соотнести как метод и предмет. Главное здесь — пожарная безопасность, то есть состояние защищенности от пожаров. Достигается она путем установления определенных требований, при соблюдении которых пожар должен быть предотвращен, вследствие чего не будет необходимости применять иные методы ее обеспечения — тушить пожары, осуществлять эвакуацию людей, животных и имущества и т.д. Подробно такие требования изложены в технической документации, например правилах пожарной безопасности. Однако есть источники, не подпадающие под категории, указанные в определении, то есть не исходящие из законодательства, нормативных документов и государственных органов, но содержащие положения о пожарной безопасности. Ими могут являться, к примеру, инструкции по пользованию бытовыми приборами. Но хотя в них содержатся требования и наставления, обеспечивающие безопасное противопожарное использование предметов, в смысле комментируемого Закона считать их требованиями пожарной безопасности нельзя, хотя это и родственные явления.
4. Нарушения требований пожарной безопасности определяются ст. 1 комментируемого Закона как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Что такое требования пожарной безопасности, подробно рассмотрено выше. Необходимо обратить внимание, что при определении нарушения не рассматривается вопрос о наличии либо отсутствии вины в этом, о форме вины — умышленной, неосторожной. Законодатель предельно упрощает ситуацию: есть установленные соответствующим образом требования, и четкое следование им является выполнением. Если такие действия или бездействие отсутствуют, то это уже нарушение требований, независимо от сопутствующих обстоятельств. Невыполнение требований — это полное отсутствие действий либо бездействия, необходимых для следования их содержанию. Ненадлежащее выполнение требований — это наличие лишь частичных действий или бездействия, а также деяния, совершенные хотя и в необходимом объеме, но не в надлежащее время, не в надлежащем месте, ненадлежащими лицами и т.д.
5. Согласно комментируемой норме права противопожарный режим — это правила поведения людей, порядок организации производства или содержания помещений либо территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров. Как мы видим, во всем понятийном аппарате Закона базисными являются понятие «пожарная безопасность» и исходящее от него «требования пожарной безопасности». Многие дальнейшие понятия по своей структуре строятся на этих понятиях. Таким образом, пожарная безопасность — это состояние защищенности от пожаров, требования пожарной безопасности — организационная форма достижения такого состояния, а противопожарный режим — это некое идеальное состояние, порядок действий, при соблюдении которых возможность возникновения пожара теоретически сведена к нулю. Достигается это состояние путем строгого выполнения требований пожарной безопасности. Из определения следует, что противопожарный режим возможен не только на предприятиях, в учреждениях и организациях, но и в быту.
6. Меры пожарной безопасности определяются как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. При их соотношении с предыдущим определением можно сказать, что противопожарный режим осуществляется путем принятия мер пожарной безопасности. Рассматриваемое определение является не чем иным, как методом достижения пожарной безопасности. Обращает на себя внимание сделанное законодателем уточнение о том, что меры пожарной безопасности — это в том числе и выполнение требований пожарной безопасности. В том числе означает, что эти понятия не идентичны, а являются частью и целым и выполнение требований пожарной безопасности является, хотя, видимо, и важнейшим, но не единственным, а частным случаем мер пожарной безопасности. К другим формам осуществления мер пожарной безопасности относится соблюдение инструкций и наставлений по использованию бытовых приборов, о чем говорилось выше, поскольку такие инструкции не подпадают под определение требований пожарной безопасности, но их соблюдение, несомненно, вносит свой вклад в обеспечение пожарной безопасности.
К мерам пожарной безопасности можно также отнести инструкции и наставления по эвакуации из горящих помещений и вообще любые действия, даже не прописанные в каких-либо нормативах и вообще не зафиксированные на бумажных носителях, но ведущие к состоянию защищенности от пожаров. Список мер пожарной безопасности никоим образом не может быть ограничен. Подробно указанный вопрос освещен в ст. 21 комментируемого Закона.
7. Пожарная охрана определена как совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Прежде всего, пожарная охрана создается в установленном порядке, то есть самим государством, муниципальными образованиями, руководством предприятий, учреждений и организаций. Помимо этого, в определении фактически имеется требование к правоприменителю о придании таким отрядам и группам организационной структуры, на что указывает упоминание органов управления, подразделений и организаций. Таким образом, пожарная охрана — это организованная система органов и лиц, действующих в определенном направлении. Законодатель также перечисляет функции пожарной охраны — она предназначена для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Профилактика пожаров — это осуществление целого комплекса организационных, технических, финансовых, пропагандистских мер, направленных на недопущение возникновения пожаров. Такая профилактика охватывает собой многое, начиная от перестройки промышленности для возведения как можно большего числа конструкций и изделий из огнестойких материалов, разработки порядка выполнения технологических операций, не допускающих возгорания, до банального «Не курить в неположенном месте» и т.д.
Тушение пожаров — это практические действия, направленные на ликвидацию очага возгорания. Естественно, под тушением пожаров следует понимать не только непосредственную ликвидацию огня, но и организационную составляющую работы — развертывание штаба по тушению, разработку и планирование операции по тушению пожаров. Такие действия просто необходимы при тушении, например, пожара на газовой скважине, которое может продолжаться месяцами.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О пожарной безопасности

Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане). (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 100-ФЗ)

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 100-ФЗ)

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 448-ФЗ; от 28.05.2017 № 100-ФЗ)

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ; от 28.05.2017 № 100-ФЗ)

ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, норм пожарной безопасности или условиям договоров; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

пожарно-спасательный гарнизон — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

особый противопожарный режим — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях; (Абзац введен — Федеральный закон от 09.11.2009 № 247-ФЗ)

локализация пожара — действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 173-ФЗ)

координация в области пожарной безопасности — деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.05.2015 № 118-ФЗ)

противопожарная пропаганда — информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

обучение мерам пожарной безопасности — организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

управление в области пожарной безопасности — деятельность органов, участвующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

зона пожара — территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ)

эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности); (Абзац введен — Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ)

заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия); (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима;

организация и осуществление профилактики пожаров. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

ГЛАВА II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (Часть введена — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 118-ФЗ)

В Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее — органы государственного пожарного надзора); (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 08.03.2015 № 37-ФЗ)

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы); (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы); (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы); (Абзац введен — Федеральный закон от 25.10.2006 № 172-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы). (Абзац введен — Федеральный закон от 22.07.2008 № 137-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Федеральные законы

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»»;

Комментарий МЧС России к некоторым статьям Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Приказ Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. № 474);

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 30.11.2011 г.);

Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 06.12.2011 г.);

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 25.06.2012 г.);

Правила пожарной безопасности

Правила противопожарного режима в Российской Федерации(утверждены Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», с изменениями от 06.03.2015 г.);

2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

3. Правила пожарной безопасности в лесах;

4. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89);

5. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской федерации (ВППБ 13-01-94);

6. Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений (ППБ 0-148-87);

7. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО 109-92);

8. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

Своды правил

1. Свод правил 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы;

2. Свод правил 2.13130.2009 Обеспечение огнестойкости объектов защиты;

3. Свод правил 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

4. Свод правил 4.13130.2009 Ограничение распространения пожара на объектах защиты;

5. Свод правил 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические;

6. Свод правил 6.13130.2009 Электрооборудование;

7. Свод правил 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование — Противопожарные требования;

8. Свод правил 8.13130.2009 Источники наружного противопожарного водоснабжения;

9. Свод правил 9.13130.2009 Огнетушители — требования к эксплуатации;

10. Свод правил 10.13130.2009 Внутренний противопожарный водопровод — Требования пожарной безопасности;

11. Свод правил 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны — Порядок и методика определения;

12. Свод правил 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности;

13. Свод правил 13.13130.2009 Атомные станции — Требования пожарной безопасности.

14. Свод правил 14.13330.2011 Строительство в сейсмических повышенных районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*;

15. Свод правил 16.13330.2011 Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*;

16. Свод правил 17.13330.2011 Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76;

17. Свод правил 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*;

18. Свод правил 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-97-76*;

19. Свод правил 29.13330.2011 Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88;

20. Свод правил 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;

21. Свод правил 44.13330.2011 Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87;

22. Свод правил 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004;

23. Свод правил 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*;

24. Свод правил 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*;

25. Свод правил 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;

26. Свод правил 55.13330.2011 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001;

27. Свод правил 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001;

28. Свод правил 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002;

29. Свод правил 64.13330.2011 Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80;

Государственные стандарты (ГОСТ)

1. ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;

2. ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»;

3. ГОСТ Р 52133-2003 «Камины для жилых и общественных зданий. Общие технические условия»;

4. ГОСТ Р 52383-2005 «Лифты. Пожарная безопасность»;

5. ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний»;

6. ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности»;

7. ГОСТ Р 53297-2009 «Лифты пассажирские и грузовые. Требования пожарной безопасности»;

8. ГОСТ Р 53300-2009 «Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний»;

9. ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;

10. ГОСТ 12.4.021-75 «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в статью 37 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Руководители организации имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2005 г.;

См. текст абзаца седьмого части второй статьи 37

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

ГАРАНТ:

ФЗ 69 1994

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *