ФЗ 436 от 29.12.2010

«Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции»
(утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 N АВ-П17-531)

Утверждаю

заместитель Министра связи и массовых

коммуникаций Российской Федерации

А.К.ВОЛИН

22 января 2013 г. N АВ-П17-531

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2010 Г.

N 436-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД

ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» В ОТНОШЕНИИ ПЕЧАТНОЙ

(КНИЖНОЙ) ПРОДУКЦИИ

Настоящие рекомендации по применению производителями и (или) распространителями книжной продукции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Рекомендации, Федеральный закон N 436-ФЗ соответственно) подготовлены с учетом обсуждений, прошедших в Роспечати с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества. Рекомендации не применяются при распространении периодических печатных изданий.

I. Знак информационной продукции

1. Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей указываются на полосе издания, содержащей выходные сведения.

2. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований Федерального закона N 436-ФЗ ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе издания. Знак информационной продукции дополнительно может указываться на обложке издания.

3. При соблюдении требований, указанных в пункте 2 настоящих Рекомендаций, допускается указание слов «В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ».

4. В изданиях, выходящих на языках народов России (кроме русского) и иностранных языках, знак информационной продукции, размещаемый в виде текстового предупреждения, приводится на языке текста издания, а также в русской транскрипции и (или) переводе на русский язык с указанием языка текста издания.

5. В отношении информационной продукции, запрещенной для детей (абзац второй пункта 8 настоящих Рекомендаций), знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания.

Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на обложке, должен быть хорошо виден и учитывать дизайн книжной обложки.

6. Знаком информационной продукции не маркируются:

1) Издания, содержащие научную, научно-техническую, статистическую информацию (пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 436-ФЗ);

2) Издания, имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (пункт 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N 436-ФЗ);

3) Учебники, учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования (пункт 1 части 4 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ);

4) Издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления (пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона N 436-ФЗ, пункт 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

5) Издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды (пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона N 436-ФЗ, пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

6) Издания, содержащие информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона N 436-ФЗ, пункт 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

7. Производители и (или) распространители самостоятельно определяют издания, не маркируемые знаком информационной продукции (пункт 6 настоящих Рекомендаций).

При этом при определении изданий, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 6 настоящих Рекомендаций, может быть использована Библиотечно-библиографическая классификация ББК (все разделы ББК 2 — 7, в разделе ББК 8 подразделы: 80, 81, 82, 85, 86, 87, 88, в разделе ББК 9: подраздел 91, в подразделе 92 — справочные издания, содержащие информацию, указанную в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 6 настоящих Рекомендаций).

II. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

8. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, при обороте которой должны применяться административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

9. При обороте информационной продукции, указанной в пункте 8 настоящих Рекомендаций, производителем и (или) распространителем книжной продукции должны применяться следующие меры и средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:

1) упаковка издания в прозрачную (непрозрачную) пленку. Упаковка издания в прозрачную пленку осуществляется в случае, если издание содержит иллюстрации, относящиеся к информации, запрещенной для детей (пункт 8 настоящих Рекомендаций). Упаковка издания в непрозрачную пленку осуществляется в случае, если такие иллюстрации, размещены на обложке издания;

2) размещение в местах, доступных для детей, в которых осуществляется реализация книжной продукции, информационных сообщений о месте расположения знака информационной продукции. При реализации книжной продукции в местах, доступных для детей, распространители книжной продукции принимают меры по информированию потребителей о действии Федерального закона N 436-ФЗ, месте расположения знака информационной продукции на издании, иных средствах защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяемых распространителем книжной продукции;

3) подтверждение пользователем сайта в сети «Интернет» своего возраста при распространении книжных изданий посредством сети «Интернет». При распространении книжных изданий посредством сети «Интернет» должны предусматриваться меры, направленные на подтверждение пользователем сайта своего возраста, упреждающие возможность ознакомления и (или) получения информационной продукции, не соответствующей его возрастной категории.

10. При обороте информационной продукции, указанной в пункте 8 настоящих Рекомендаций, производителем и (или) распространителем книжной продукции могут применяться также иные меры в целях обеспечения информационной безопасности детей.

III. Ответственность за маркировку

11. Учитывая, что ответственность за оборот печатной (книжной) продукции без знака информационной продукции или с нарушением положений о возрастных ограничениях возлагается как на производителя, так и на распространителя, в договорах между производителями и распространителями могут быть определены условия об ответственности производителя, включающие право распространителя требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения Федерального закона N 436-ФЗ.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 29.07.2018 N 242-ФЗ, от 18.12.2018 N 472-ФЗ, от 01.05.2019 N 93-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей
  • Глава 2. Классификация информационной продукции
    • Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
    • Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
    • Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
    • Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
    • Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
  • Глава 3. Требования к обороту информационной продукции
    • Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции
    • Статья 12. Знак информационной продукции
    • Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания
    • Статья 14. Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей
    • Статья 15. Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей
    • Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей
  • Глава 4. Экспертиза информационной продукции
    • Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции
    • Статья 18. Экспертное заключение
    • Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции
  • Глава 5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 20. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
  • Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Знак информационной продукции.

Для маркировки информационной продукции или обозначения ее категории используются специальные знаки:

  • 1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста 6 лет, — в виде цифры «О» и знака «плюс»;
  • 2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 6 лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;
  • 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
  • 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 16 лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;
  • 5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Производитель, распространитель информационной продукции размещают соответствующий знак (в том числе текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей) перед началом демонстрации фильма или осуществления радиотрансляции. При показах кинофильма размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем 5% площади экрана.

Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем 5% площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

Знак информационной продукции должен размещаться в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей должно составляться на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», на государственных языках республик, входящих в состав России, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

Кроме того существуют ограничения и в программировании телерадиовещания. Так, информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную п. 1—5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований, установленных законодательством РФ.

Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную п. 4,5 ст. 10 Закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств

и с соблюдением требований, установленных законодательством РФ.

Категории информационной продукции:

  • 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет. К данной категории может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия);
  • 2) информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет. К этой категории может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 7 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
    • — кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
    • — ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
    • — не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим;
  • 3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет. К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 8 Закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
    • — эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
    • — изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
    • — не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера;
  • 4) информационная продукция для детей, достигших возраста 18 лет. К данной группе может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 9 Закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
    • — изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
    • — изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
    • — информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
    • — отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
    • — не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Экспертиза информационной продукции напрямую связана с институтом информационного права — институтом рассмотрения информационных споров.

Экспертиза информационной продукции проводится аккредитованными в установленном порядке экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями на договорной основе.

Экспертом может выступать лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:

  • 1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;
  • 2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.

Эксперт может привлекаться к работе не только для дачи экспертного заключения, но также и для осуществления классификации информационной продукции.

Роскомнадзор осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций. Аккредитация экспертов осуществляется на основании приказа Роскомнадзора от 24 августа 2012 г. № 824 «Об утверждении Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции».

Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных экспертов и экспертных организаций, являются открытыми и доступными для ознакомления с ними любых лиц, за исключением случаев, когда доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами.

Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).

Роскомнадзор размещает на своем официальном сайте в Интернете следующие сведения из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций:

  • 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертных организаций);
  • 2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • 3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, наименование и организационно-правовая форма экспертной организации, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся работниками экспертных организаций);
  • 4) номер и дата выдачи аттестата аккредитации;
  • 5) номер и дата приказа (распоряжения должностного лица) уполномоченного Правительством РФ федерального

органа исполнительной власти об аккредитации эксперта или экспертной организации;

  • 6) вид информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или аккредитованная экспертная организация;
  • 7) сведения о приостановлении или прекращении действия выданного аттестата аккредитации.

Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать 30 дней с момента заключения договора о ее проведении.

По окончании экспертизы информационной продукции дается экспертное заключение. В нем указываются:

  • 1) дата, время и место проведения экспертизы информационной продукции;
  • 2) сведения об экспертной организации и эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы);
  • 3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;
  • 4) объекты исследований и материалы, представленные для проведения экспертизы информационной продукции;
  • 5) содержание и результаты исследований с указанием методик;
  • 6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы;
  • 7) выводы о наличии или отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о соответствии или несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции.

Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Экспертное заключение составляется в трех экземплярах для передачи заказчику экспертизы информационной продукции, для направления в течение двух рабочих дней со дня подписания экспертного заключения в Роскомназдор. Результаты экспертизы хранятся у эксперта или в экспертной организации в течение пяти лет.

Оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы.

Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается на официальном сайте Роскомнадзора в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.

Повторное проведение экспертизы конкретной информационной продукции допускается в порядке, установленном процессуальным законодательством, при рассмотрении судом споров, связанных с результатами проведенной экспертизы информационной продукции.

В срок не позднее чем 15 дней со дня получения экспертного заключения Роскомнадзор принимает решение: 1) о несоответствии информационной продукции требованиям законодательства и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения; 2) о соответствии информационной продукции требованиям законодательства и об отказе в вынесении предписания.

Согласно Конвенции Российской Федерации, для гармоничного развития личности, несовершеннолетний ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в полноценной семье, среди близких людей. В обязанности взрослых входит — подготовить его к самостоятельной жизни и помочь стать полноправным членом общества.

Полномочия несовершеннолетних регламентируются следующими основными законодательными актами:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Основы прав РФ об охране здоровья граждан;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Закон о дополнительных гарантиях общественной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Так же особое значение имеет 159 ФЗ об особенностях отчуждения недвижимого имущества. Ознакомиться с его последней редакцией можно

Главным нормативно-правовом документом, который устанавливает основные законные интересы несовершеннолетнего, предусмотренные Конституцией РФ, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Описание закона о детях

Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, в целях создания общественно-экономических условий для исполнения прав и законных интересов несовершеннолетнего, регламентирует основные права и законодательные интересы ребенка. Последний раз изменения и дополнения в закон вносились в ноябре 2011 года.

Содержание документа включает 5 глав:

  • глава 1 (статьи 1-5). Основные положения закона;
  • глава 2 (ст 6-15). Основные назначения в РФ;
  • глава 3 (ст 16-22). Координационные основы прав несовершеннолетнего;
  • глава 4 (статья 23). Гарантии исполнения Федерального закона № 124;
  • глава 5 (ст 24-25). Заключительные основные документы.

О защите прав ребенка федеральный закон определяет главные цели общегосудраственной политики, а именно: устанавливает государственные минимальные общественные стандарты основных показателей качества жизни; регламентирует различные меры по защите несовершеннолетнего при выполнении деятельности в сфере его образования и воспитания, а также охраны здоровья и отдыха; устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав несовершеннолетнего в семье и образовательном учреждении; гарантирует общегосударственную поддержку службам областного самоуправления.

Основные права ребенка в РФ

На территории Российской Федерации ребенком признается то лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Поэтому государство взяло на себя обязательство защищать несовершеннолетних.

В соответствии с действующим законодательством, ребенок вправе:

  • рассчитывать на получение имя, отчества и фамилии, гражданства. Данные реквизиты выбираются его родителями. Если же родители не могут прийти к общему мнению относительно его имени и фамилии, соответствующий вопрос разрешается службами опеки и попечительства;
  • жить и воспитываться в полноценной семье, вместе с родителями, которые обязаны заботиться о его воспитании, обучении и развитии. Развод родителей и их раздельное проживание никаким образом не должно влиять на права несовершеннолетнего. Соответствующая служба имеет полномочия запретить одному из родителей общаться с ребенком, но только в том случае, если данные действия необходимы для защиты его прав и интересов;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов. Ответственность за защиту полномочий и интересов ложится на его родителей или законных представителей;
  • быть защищенным от злоупотреблений со стороны родителей или законных опекунов. Это может выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении, сексуальных домогательствах или в запугивании;
  • вправе свободно выражать свою позицию, относительно своего будущего, а также отношений в семье. Вправе свободно выражать свои взгляды, как в письменном виде, так и в устной форме;
  • иметь свободный доступ к различным сведениям. Данная информация должна нести благоприятную, нравственную направленность, а также способствовать полноценному физическому и психологическому развитию несовершеннолетнего. От других сведений, которые способны причинить ему вред, родители должны защитить;
  • рассчитывать на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его недвижимости, а также имеет право в тайне хранить личные переписки, телефонные разговоры и другую личную информацию;
  • несовершеннолетний, лишенный родителей, имеет право рассчитывать на защиту и помощь РФ;
  • на полноценный уровень жизненной деятельности. Закон о защите прав ребенка в РФ обязывает родителей обеспечивать детям соответствующий уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития;
  • на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Муниципальные учреждения обязаны предоставить ему бесплатное медицинское обслуживание;
  • на образование. Начальное, основное общее и среднее профессиональное является бесплатным. Высшее образование можно получить, пройдя конкурс;
  • на отдых и развлечения, подходящие его возрасту, а также право на участие в различных культурных мероприятиях;
  • на защиту от эксплуатации и выполнения работы, которая способна причинить вред его здоровью и психологическому состоянию. Именно поэтому Трудовой Кодекс устанавливает правила, определяющие возрастную категорию, по достижению которой его могут принимать на работу;
  • несовершеннолетний с ограниченными возможностями, имеет право на получение особой заботы и предоставление особых условий. Российская Федерация предоставляет таким детям различные гарантии и льготы, а также оказывает их родителям материальную помощь;
  • имущественные права. То есть право на получение содержания от своих родителей или законных опекунов.

Скачать закон о защите прав ребенка

Забота о детях и защита их прав является важнейшим направлением в деятельности межнациональных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России считается наиболее актуальной проблемой на современном этапе развития страны.

Для Российской Федерации детство является важным этапом в жизни каждого человека. Именно на этом этапе в человеке воспитываются высокие, нравственные качества, патриотизм, гражданственность, а также развивается общественная значимость и творческая личность. Для благополучного развития страны и был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, который можно скачать по ссылке.

Новый российский закон о защите детей от родителей и его последствия.

По новым законам родителям разрешат лишь пылинки с ребенка сдувать.
1 июня, в Международный день защиты детей, в Госдуме пройдут парламентские слушания по ювенальной юстиции. За скучным (на первый взгляд) и непонятным для большинства россиян термином кроется самая опасная угроза, которая может разрушить практически каждую российскую семью.
Ювенальная система (хотя в международном праве и нет такого понятия) — это комплекс мер по защите детей государством. Она действует в ряде стран и, построенная по западным стандартам, уже применяется и у нас: более чем в 30 российских регионах идет ювенальный эксперимент. Преследуя на словах благие цели защиты детей, на деле в предлагаемом варианте ювенальная система зачастую выступает разрушителем семьи.
Мы возмущаемся тем, что происходит с финской семьей Рантала, где мальчика изъяли у родителей и отправили в детдом за то, что мама его шлепнула. Мы негодуем по поводу судьбы дочери актрисы Натальи Захаровой, которую также определили в приют. И не хотим видеть, что в нашей стране происходят не менее вопиющие случаи. И не задумываемся, что это логическое следствие того, что уже внедряют и у нас. Если Госдума примет законопроект, по которому лишать родительских прав или изымать ребенка из семьи можно будет по совершенно надуманным основаниям, частные случаи уничтожения семей могут стать повсеместной практикой.

Хроника лишения семьи:
Москва: у семьи преподавателей МГУ отобрали усыновленного ребенка. Причина – стесненное материальное положение.
Воронеж: у матери-одиночки, инвалида труда отобрали дочь из-за бедности.
Иркутская область: приемных детей забрали силой из семьи священника по причине отсутствия опекуна, который в это время был на операции в больнице в Иркутске.
Владивосток: у женщины, имеющей 7 детей, трое из которых несовершеннолетние, забрали этих троих детей по причине беспорядка и отсутствия условий для занятий и отдыха детей. Семья проживает в коммунальной квартире.
Ульяновская область: у многодетной семьи, пока отец был на работе, а мать уехала с младшими детьми за дровами, изъяли двух старших дочек для передачи в детдом по причине отсутствия в частном доме центрального отопления.
Краснодарский край: у женщины отобрали 5 детей после того, как она обратилась за консультацией к школьному психологу. Чтобы вернуть их и доказать свою состоятельность ей пришлось потратить на это 3 месяца.
Тольятти, Самарская область: у журналистки, написавшую критическую статью про АвтоВАЗ, на этой неделе отобрали 2 несовершеннолетних детей под предлогом бедности. Под давлением возмущенной общественности детей удалось вернуть.
И чуть ли не каждый день приносит новые факты в эту сводку «боевых действий» чиновников против населения из тех регионов, где идет эксперимент.
На Западе, где эта система давно правит бал, общественность в ужасе от случаев, когда отобранных у родных родителей детей, затем убивают в приемных семьях. Но там хотя бы прозрачность устоявшегося общества дает надежду (пусть и не гарантии) на справедливость. У нас же этот закон может стать орудием разборок. Если раньше заказывали уголовные дела, то вскоре можно будет заказать на любого взрослого (журналиста, бизнесмена, учителя, врача и т.д.) «детское дело».
Но ужесточению санкций по отношению к родителям это не мешает ни в России, ни на западе. В Германии, например, в прошлом году органы опеки отобрали у родителей 28,2 тысячи детей. Основными причинами являются «недостаток ухода», бедность. Но встречаются и экзотические формулировки, например, молодость родителя.
Бедность – не порок, а основание разрушить семью.
Вы понимаете, в чем дело? Эти люди не алкоголики, не наркоманы, они не монстры-убийцы или маньяки. Более того, по свидетельствам соседей во всех выше перечисленных случаях и дети, и родители любили и уважали друг друга. А их разлучили по той причине, что они бедные. Вот такое славное и гуманное у нас государство.
Вы скажете, что это не государство, а чиновники. Но ведь они действуют не от своего имени. Давайте посмотрим на картину в масштабах всей страны. Если у нас в стране около 60% населения составляют бедные, малообеспеченные и балансирующие на грани мало- обеспеченности, представляете, какой разгул для чиновников, вся деятельность которых сводится к достижению плановых показателей и их перевыполнению. Если учесть, что положение населения из-за кризиса вряд ли будет улучшаться в ближайшее время, то ситуация становится еще более тревожной.

Один из главных принципов нововведений – приоритет прав ребенка по отношению к другим членам семьи. И там, где этот принцип работает, дело уже доходит до абсурда.
Так, например, 12-летняя девочка подала в суд на отца, который наказал ее за просмотр порносайтов и размещение в интернете своих снимков в стиле «ню». Наказал «жестоко» — не разрешил поехать в увеселительную поездку со сверстниками. И что вы думаете – девочка выиграла суд.
В том законопроекте, который сейчас находится в Госдуме, предлагается гарантировать ребенку защиту от любого грубого обращения или оскорбления, физического или психического насилия, эксплуатации в семье и так далее. Благое дело? Да, если не вникать в детали. Комитет ООН по правам ребенка в 2006 году дал официальные толкования обязательств и терминов: «Телесное наказание – это любое наказание с применением физической силы и намерением причинить наказуемому физическую боль любой степени интенсивности или же неудобство, даже если оно незначительно…, вынуждение ребенка сохранять продолжительное время неудобную позу». Но запрещены не только физические, но и любые другие наказания.
То есть не то что ремня или отшлепать, но и в угол ставить нельзя, что бы ни творил ребенок. Любое ограничение, отказ покупки мороженого, конфет или дорогой игрушки можно будет трактовать, как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Страшилка для родителей и средство шантажа для маленького человека, который в таких условиях не только вырастет монстром-эгоистом, но и сам не захочет заводить детей, поскольку будет знать, какой ад ему, уже как родителю, обеспечит ювенальная система. По мнению специалистов из ООН, ребенку даже нельзя внушать чувство вины или стыда, что бы он ни творил, пока не вырастет.
Не стоит и говорить, наверное, о том, что в каждой школе психолог будет знакомить детей с их новыми правами, чтобы они могли запугать родителей. О таких традиционных понятиях, как уважение к старшим и почитание родителей, через несколько лет придется и вовсе забыть, как и о детской управляемости.
Государство, ячейкой которого является та самая семья, намерено разрушить ее, а тем самым, как это ни парадоксально, запустить процесс и разрушения самого себя, то есть общественного устройства. Очень эффектный способ самоубийства. И самое главное, процесс, как только его запустят в полном масштабе, будет практически невозможно повернуть вспять.
По предложению правозащитников из Общественной палаты РФ, которые под видом создания системы защиты детства и семьи в России на самом деле протаскивают очередной ювенальный проект, Комиссии по делам несовершеннолетних должны стать никому не подотчётными над- ведомственными органами, осуществляющими превентивное правосудие в отношении детей и семьи. О том, что это еще одна коррупционная дыра для чиновников, правозащитники предпочитают умалчивать. Хотя любому понятно, что нормальный родитель пойдет на все, лишь бы не разлучаться ребенком. Они предлагают вмешательство в дела семьи, детско-родительские отношения под видом оказания «социальной помощи», так называемого социального патроната, отказ от которого ведёт к лишению родительских прав. Такой план реабилитации будет теперь предписываться каждому, кто окажется заподозрен в неправильном воспитании. Благодаря широте определений и неясности правовых понятий таким родителем может стать практически любой, особенно малоимущий, который уже сегодня признан социально — опасным по закону. А делаться всё это будет руками общественных организаций, с которых, как говорится, взятки гладки. И эти же организации будут устраивать отобранных ими детей в новые семьи, то есть потенциально смогут «работать под заказ».
Буквально позавчера в семье знакомых, где незадолго до того обсуждалась эта тема, маму двоих детей чуть не пришлось отпаивать из-за того, что ее младшенький в компании одноклассников сказал: «Я забыл дневник взять, меня мама убьет». Я вот прекрасно знаю, что этого мальчика в семье холят и лелеят. И его высказывание — просто детское гипертрофированное восприятие, за которое его упрекнут дома, но не более. Но какие выводы сделает человек, узнавший эту информацию и не знакомый с семьей?
Источник: К П от 31.05.2010
Эту статью хочется завершить фразой: «Добавляется новый узаконенный грех» и стихами из Библии.
— Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
(Притчи Соломона глава 19 стих 18)
— Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
(Притчи Соломона глава 29 стих 17)
В довершении этой картины посмотрите коротенький ролик «На основании закона»:

ФЗ 436 от 29.12.2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *