Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
- обеспечение финансирования государственных расходов — фискальная функция;
- государственное регулирование экономики — регулирующая функция;
- поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними — социальная функция;
- стимулирующая функция.
Содержание
Фискальная функция
Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.
Регулирующая функция
Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная (перераспределительная) функция
Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).
В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.
Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Стимулирующая функция налогов
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.
Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.
Функция (лат. – исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему.
Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях. Вместе с тем в совокупности все функции налогов предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране.
Основная задача органов власти как раз и состоит в том, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций, исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе, усиливать влияние одних функций и ослаблять действие других.
ФУНКЦИИ НАЛОГА
Фискальная Распределительная Стимулирующая Контрольная
Фискальная функция является основной функцией налога. Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги.
С конца Iв. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в.н.э. фиск – единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. Отсюда, собственно, и пошло обозначение государственной казны термином «фиск».
Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязан платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда др. задач. Часто считается, что все остальные функции налогов в какой-то мере являются производными фискальной функции, поскольку фискальная направленность налога хотя и не является исключительной, но всегда остается основообразующей. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процессе перераспределения части стоимости ВВП. При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического состояния общества значение фискальной функции возрастает, что является ответной реакцией на международное обобществление капитала в условиях глобализации, расширение деятельности государства, усложнение процесса современного производства, возникновение новых социальных проблем. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения уклонения от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну напрямую не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается и в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с там государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Кроме того, косвенные налоги в большинстве своем заложены в цене, и если эта цена приемлема для рынка, они автоматически перекладываются на покупателя, не оказывая тем самым существенного влияния на возможности хозяйствующего субъекта по расширенному воспроизводству. В противоположность им прямые налоги, исчисленные с соответствующих баз, в более значительной мере сокращают возможности по расширенному воспроизводству.
Несомненно, особо важным представляется направление перераспределяемых финансовых ресурсов в инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части общества на содержание наименее обеспеченной части.
Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Поэтому не случайно распределительную функцию достаточно часто называют еще и социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.
Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. ЕЕ практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций (преимущества, привилегии, льготы). Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
Очень часто государство широко использует протекционистские меры, направленные на поддержку отечественных производителей, с помощью высоких таможенных пошлин. При этом иногда эти меры государственной протекционистской экономической политики рассматриваются как дестимулирующая подфункция налогов.
С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики в целом и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и т.д. В этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действительностью проводимой экономической политики государства. Действительно, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одной из важнейших инструментов независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов: обоснованностью источников доходов, их легитимностью и направлениями расходования финансовых средств. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.
Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. Вместе с тем нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или непосредственно в налоговую систему, или социальную сферу, или бюджетную политику.