ФТС России 2018

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июня 2004 г. № 322

(в редакции Постановления Правительства

Российской Федерации от 21.05.2013 № 428)

ПОЛОЖЕНИЕ о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.5. утратил силу с 1 ноября 2011 года. — Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

(пп. 5.1.6 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

(пп. 5.1.7 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;

(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 859)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

5.2.1 — 5.2.2. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;

(п. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 730)

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

(пп. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;

(пп. 9.2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

(пп. 9.2.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

(пп. 9.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов — главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

(пп. 9.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

(пп. 9.8 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

(пп. 9.9 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г. Москва.

Президент России
Правительство России
Министерство Финансов
Российской Федерации
Федеральная
таможенная служба
Региональные
таможенные управления
Таможни
Таможни
  • Шереметьевская
  • Домодедовская
  • Внуковская
  • Центральная Акцизная
  • Центральная Энергетическая
  • Калининградская областная
  • Крымская
  • Севастопольская

Таможенные посты Таможенные посты Таможенные посты

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В непосредственном подчинении Федеральной таможенной службы находятся таможни прямого подчинения, а также региональные таможенные управления, которые, в свою очередь, управляют региональными таможнями.

Пункты пропуска через государственную границу находятся в подчинении таможен, к которым они прикреплены.

Федеральный бюджет России, по данным на 28 декабря, пополнился в этом году на сумму свыше 6 млрд рублей за счет перечислений таможенных платежей. Таким образом, таможенным органам удалось выполнить поставленный перед ними план на 101,5%.

«Платежи от импорта товаров составляют 2931,8 млрд рублей, или 48,7% от общего объема перечислений ФТС России. В том числе НДС на ввозимые товары — 2245,6 млрд рублей (37,3%)», — сообщается на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС).

Общий объем собранных вывозных таможенных пошлин составил 3005,7 млрд рублей, или 49,9% от общих перечислений таможенников в бюджет России. За счет чего удалось добрать оставшиеся 1,4% перечислений, в ФТС не уточнили.

Ранее в декабре глава ФТС Владимир Булавин заявлял, что его ведомство по состоянию на 15 декабря перечислило в бюджет страны свыше 5,6 трлн рублей — на 34% больше, чем за аналогичный период 2017 года.

17 декабря стало известно, что с наступлением нового года все покупки на сумму более €500, привезенные из-за границы, будут облагаться пошлиной. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) отметили, что эта мера направлена на пресечение «челночного бизнеса».

3. На отношения сторон по прекращению контракта с сотрудником таможенного органа в связи с окончанием предусмотренного им срока службы, урегулированные специальным законодательством, положения Трудового кодекса РФ не распространяются Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июня 2013 г. N 20-КГ13-13 (Извлечение) А. приказом от 28 декабря 1992 г. назначен инспектором Кизлярского таможенного поста Дагестанской таможни на неопределенный срок с шестимесячным испытательным сроком и с указанной даты работал в таможенных органах на различных должностях. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 8 апреля 1997 г. А. назначен первым заместителем начальника Кизилюртовской таможни с 14 апреля 1997 г. на неопределенный срок. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 26 мая 1998 г. А. переведен на службу в таможенные органы Российской Федерации по контракту с 5 мая 1998 г. и назначен на ту же должность — первым заместителем начальника Кизилюртовской таможни (основанием назначения в приказе указан контракт, заключенный с истцом сроком на пять лет). В последующем с А. неоднократно заключались срочные контракты на прохождение службы в таможенных органах. 21 марта 2011 г. с А. заключен очередной служебный контракт сроком на 1 год. Приказом Федеральной таможенной службы от 12 марта 2012 г. начальник таможенного поста Аэропорт Махачкала Дагестанской таможни А. уволен в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). А. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе и Дагестанской таможне о восстановлении на службе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя, ссылаясь на незаконность своего увольнения с должности начальника таможенного поста Аэропорт Махачкала Дагестанской таможни по окончании срока действия служебного контракта, полагая, что служебный контракт на определенный срок заключен с ним неправомерно. Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 июня 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 7 сентября 2012 г., иск удовлетворен частично. Приказ руководителя Федеральной таможенной службы от 12 марта 2012 г. об увольнении А. со службы в таможенных органах Российской Федерации признан незаконным, истец восстановлен в должности начальника таможенного поста Аэропорт Махачкала Дагестанской таможни со дня увольнения — 20 марта 2012 г. С Федеральной таможенной службы в пользу А. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула с 20 марта 2012 г. по 19 июня 2012 г. в размере 151 404 руб., расходы по оплате услуг представителя, компенсация морального вреда. В кассационных жалобах Федеральной таможенной службы и Дагестанской таможни ставился вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 июня 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 7 сентября 2012 г. и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 июня 2013 г. отменила обжалуемые судебные постановления, поскольку судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения, являющиеся согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке. Удовлетворяя исковые требования в части восстановления на службе, суды первой и второй инстанций пришли к выводу о том, что нормы Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ухудшающие положение истца установлением срока службы, к сложившимся правоотношениям не применимы, поскольку А. принят на работу до введения в действие данного Закона, а в соответствии со ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Обязанность доказывать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора на неопределенный срок, возлагается на работодателя. При недоказанности работодателем таких обстоятельств следует исходить из того, что трудовой договор заключен на неопределенный срок. Кроме того, судебные инстанции указали, что Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» не содержит положений, исключающих возможность продолжения трудовых отношений с истцом. В соответствии с упомянутым Законом окончание срока службы, предусмотренного контрактом, является основанием для увольнения. Однако, как следует из подп. 3 п. 1 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 1 декабря 2008 г. N 1504, контракт имеет право заключить сотрудник, не достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, предусмотренного п. 1 ст. 49 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», в случае окончания срока действия ранее заключенного контракта либо назначения на иную должность. При этом в качестве оснований для отказа гражданину в заключении контракта в п. 3 названного Положения указаны: недееспособность или ограниченная дееспособность, установленная вступившим в законную силу решением суда; неснятая или непогашенная судимость; лишение вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока; несоответствие требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, установленным Правительством РФ. Суд принял во внимание, что перед увольнением истец аттестован и решением аттестационной комиссии Северо-Кавказского таможенного управления от 14 июля 2011 г., утвержденным руководителем Федеральной таможенной службы, признан соответствующим занимаемой должности. Согласно представлению, подписанному начальником Дагестанской таможни и исполняющим обязанности начальника ОСБ той же таможни от 13 декабря 2011 г., истец представлен к заключению контракта на новый срок в должности начальника таможенного поста Аэропорт Махачкала Дагестанской таможни. Исходя из того, что работодатель в лице руководителя Федеральной таможенной службы к правоотношениям, возникшим до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, применил нормы этого Закона, ухудшающие положение истца, а также учитывая его увольнение с нарушением Закона, суд пришел к выводу о том, что А. подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой ему заработной платы за время вынужденного прогула. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что обжалуемые судебные постановления первой и апелляционной инстанций основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон. Приведенные выводы суда не соответствуют положениям ст.ст. 6 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», согласно которым поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника сроком на один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления и прохождения службы, вправе устанавливать в этой сфере особые правила, в частности предусмотреть замещение должностей сотрудников таможенных органов только на основании контракта, заключаемого на определенный срок. Конституционный Суд РФ применительно к различным видам деятельности, связанным с осуществлением публичных функций, высказывал в своих решениях суждение о том, что гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определения от 1 декабря 1999 г. N 219-О, от 7 декабря 2001 г. N 256-О и от 20 октября 2005 г. N 378-О). Установление федеральным законодателем определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих правоохранительную службу, само по себе не противоречит ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 37 и чч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и согласуется с положениями п. 2 ст. 1 Конвенции «Относительно дискриминации в области труда и занятий», принятой в Женеве 25 ноября 1958 г. на 42-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которым не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой (Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 1995 г. N 7-П). Согласно подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом. Каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена. Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон, в свою очередь, специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок, приводить мотивы отказа в заключении такого контракта. На момент заключения контракта истец имел специальное звание, являлся сотрудником таможенных органов, в связи с чем в соответствии с приведенными правовыми нормами прохождение им службы было возможным только на основании контракта о службе, заключенного только на определенный срок. Иных условий прохождения службы в таможенных органах действующим законодательством не предусмотрено. Применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса РФ в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного специального законодательства. Кроме того, разрешая спор, суд первой инстанции не принял во внимание следующее. Согласно исковому заявлению А. им фактически обжалуется его перевод на службу на контрактной (срочной) основе и заключение с ним контракта о службе в таможенных органах на определенный срок. При рассмотрении данного гражданского дела Дагестанской таможней и Федеральной таможенной службой были заявлены ходатайства об отказе в удовлетворении указанных требований в связи с пропуском срока для обращения в суд. Разрешая спор, суд указал, что исковое заявление А. о восстановлении на службе подано в пределах срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, и признал несостоятельными доводы, изложенные в ходатайствах Дагестанской таможни и Федеральной таможенной службы. Мотивируя свои выводы, суд указал на то, что нормы Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, ухудшающие положение истца установлением срока службы, не подлежали применению при заключении А. первого контракта в 1998 году, т. е. фактически рассмотрел требования истца о признании незаконным его перевода в 1998 году на службу на срочной основе. Таким образом, при разрешении спора судом не была применена ст. 392 ТК РФ, устанавливающая срок для обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав, в то время как истец, имея возможность обратиться в 1998 году в суд с требованиями о проверке законности срочного трудового договора, данным правом не воспользовался. Соответствующее требование заявлено А. только в исковом заявлении 18 апреля 2012 г. При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 июня 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 7 сентября 2012 г. отменила. Приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении требований А. к Федеральной таможенной службе и Дагестанской таможне о восстановлении на службе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя отказала. _________________

Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 октября 2013 г.
Регистрационный N 30120
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598) приказываю:
1. Установить:
1) форму одежды студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России согласно приложению N 1;
2) правила ношения форменной одежды студентами государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России согласно приложению N 2;
3) знаки различия студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России согласно приложению N 3.
2. Определить:
1) норму снабжения форменной одеждой студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России согласно приложению N 4;
2) порядок обеспечения форменной одеждой студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России согласно приложению N 5.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.Г.Комличенко.
Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов
Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 44, 04.11.2013.
Приложение N 1
Форма одежды студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России
1. Форменная одежда для мужчин:
1) фуражка из камвольной костюмной ткани цвета морской волны с кокардой;
2) китель повседневный с погонами и брюки из камвольной костюмной ткани цвета морской волны;
3) сорочки представительские (белого цвета) с погонами (с длинным и коротким рукавом);
4) сорочки повседневные (фисташкового цвета) с погонами (с длинным и коротким рукавом);
5) галстук цвета морской волны;
6) полуботинки кожаные черного цвета.
2. Форменная одежда для женщин:
1) пилотка из камвольной костюмной ткани цвета морской волны с кокардой;
2) китель повседневный с погонами и юбка из камвольной костюмной ткани цвета морской волны;
3) блузки представительские (белого цвета) с погонами (с длинным и коротким рукавом);
4) блузки повседневные (фисташкового цвета) с погонами (с длинным и коротким рукавом);
5) галстук цвета морской волны;
6) туфли кожаные черного цвета.
Приложение N 2
Правила ношения форменной одежды студентами государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России
I. Основные положения
1. Право на ношение форменной одежды имеют студенты, которые зачислены на первый и последующие курсы государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России и ее филиалов (далее — Академия и (или) ее филиалы).
2. Установленную форменную одежду студентами Академии и ее филиалов следует носить в соответствии с настоящими Правилами.
3. Форма одежды устанавливается:
— парадно-выходная;
— повседневная.
4. Форменную одежду студенты Академии и ее филиалов носят:
а) парадно-выходную:
в дни государственных праздников Российской Федерации;
25 октября — в День таможенника Российской Федерации;
при возложении венков к памятникам и могилам павших воинов;
при проведении торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам в жизни Академии и ее филиалов, факультетов, кафедр и в других случаях по указанию начальника Академии или начальников ее филиалов;
б) повседневную — ежедневно во время учебных занятий и других мероприятий, связанных с учебным процессом, а также во внеучебное время.
5. Китель с погонами носят застегнутым на все пуговицы.
Сорочки (блузки) с погонами носят застегнутыми на все пуговицы и с галстуком.
Разрешается ношение:
— сорочки (блузки) с погонами с длинным рукавом с галстуком без кителя при парадно-выходной и повседневной форме одежды — летом, а в помещении — в любое время года;
— сорочки (блузки) с погонами с коротким рукавом с расстегнутой верхней пуговицей без кителя и галстука — при дневной температуре воздуха выше 20°С. Сорочку (блузку) с погонами с коротким рукавом в необходимых случаях носят с галстуком.
6. Студентам Академии и ее филиалов разрешается ношение:
— парадно-выходной формы одежды — в выходные и праздничные дни;
— гражданской одежды — во внеучебное время при следовании на учебу и с учебы, а также во время учебного процесса по решению начальника Академии или начальников ее филиалов, если ношение форменной одежды не является необходимым.
7. При ношении форменной одежды студентам Академии и ее филиалов следует носить:
для мужчин — носки хлопчатобумажные и полушерстяные черного цвета;
для женщин — юбку длиной до середины колена, колготки эластичные телесного цвета, колготки полушерстяные черного цвета.
8. При объявлении формы одежды по распоряжению начальника Академии или начальников ее филиалов исходя из требований настоящих Правил с учетом характера и условий выполнения поставленных задач указываются ее наименование и при необходимости наименование дополняющих и уточняющих ее предметов.
9. Запрещается:
— смешивать предметы форменной одежды с одноименными предметами гражданской одежды;
— носить предметы форменной одежды и знаки различия неустановленного образца или измененные по цвету и форме.
II. Форма одежды студентов Академии и ее филиалов
Для мужчин
10. Парадно-выходная форма одежды:
— фуражка с кокардой;
— китель повседневный с погонами и нарукавными знаками;
— брюки;
— сорочка представительская (белого цвета) с погонами с длинным или коротким рукавом;
— галстук;
— полуботинки кожаные черного цвета.
11. Повседневная форма одежды:
— фуражка с кокардой;
— китель повседневный с погонами и нарукавными знаками;
— брюки;
— сорочка повседневная (фисташкового цвета) с погонами с длинным или коротким рукавом;
— галстук;
— полуботинки кожаные черного цвета.
Для женщин
12. Парадно-выходная форма одежды:
— пилотка с кокардой;
— китель повседневный с погонами и нарукавными знаками;
— юбка;
— блузка представительская (белого цвета) с погонами с длинным или коротким рукавом;
— галстук;
— туфли кожаные черного цвета.
13. Повседневная форма одежды:
— пилотка с кокардой;
— китель повседневный с погонами и нарукавными знаками;
— юбка;
— блузка повседневная (фисташкового цвета) с погонами с длинным или коротким рукавом;
— галстук;
— туфли кожаные черного цвета.
Приложение N 3
Знаки различия студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России
Знаками различия студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России и ее филиалов (далее — Академия и ее филиалы) являются погоны нашивные и съемные и нарукавные знаки.
Погоны студентов Академии и ее филиалов представляют собой прямоугольники с трапециевидным верхним краем, полем из галуна специального переплетения цвета ткани одежды с окантовкой золотистого цвета по трем сторонам погона (за исключением нижнего края), в верхней части погона размещается цельноштампованная пуговица золотистого цвета диаметром 14 мм, в нижней части погона — аббревиатура «РТА» золотистого цвета.
Нарукавные знаки:
а) нарукавный знак принадлежности к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела.
Нарукавный знак представляет собой нарукавную нашивку в форме овала с полем темно-зеленого цвета и каймой золотистого цвета по периметру. По центру овала расположен геральдический знак — эмблема таможенных органов Российской Федерации1.
Нашивается на левом рукаве кителя на расстоянии 70 мм от верхней точки оката рукава до верхнего края нарукавного знака.
В верхней части надпись буквами серебристого цвета — «РОССИЯ», в нижней части — «ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА»;
б) нарукавный знак принадлежности студента к Академии или ее филиалам представляет собой нарукавную нашивку в форме пятиугольного гербового щита с выгнутой верхней кромкой полем темно-зеленого цвета с каймой золотистого цвета по периметру. По центру щита расположен геральдический знак — эмблема Академии.
В верхней части — аббревиатура «РТА» золотистого цвета.
Нашивается на правом рукаве кителя на расстоянии 70 мм от верхней точки оката рукава до верхнего края нарукавного знака;
в) нарукавный знак различия по курсам обучения студентов Академии и ее филиалов (курсовка). Представляет собой нарукавную нашивку в форме угольника, расположенного углом вниз, золотистого цвета шириной 10 мм на поле темно-зеленого цвета шириной 64 мм. Число угольников на нарукавном знаке соответствует году обучения — от одного до пяти. Расстояние между угольниками — 1 мм.
Нашивается на левом рукаве кителя под нарукавным знаком принадлежности к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, на расстоянии 10 мм.
1 Эмблема таможенных органов Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. N 2152 «Об утверждении описания и рисунков флага и эмблемы таможенных органов Российской Федерации, размещения указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунка вымпела морских и речных судов таможенных органов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 34, ст. 3584).
Приложение N 5
Порядок обеспечения форменной одеждой студентов государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России
I. Организация обеспечения форменной одеждой государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России
1. Централизованное обеспечение государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» ФТС России и ее филиалов (далее — Академия и (или) ее филиалы) форменной одеждой осуществляется на основании ежегодно утверждаемого Плана приобретения продукции для оснащения таможенных органов Российской Федерации материально-техническими средствами (далее — План), утверждаемого ФТС России, разработка и контроль исполнения которого возложены на Главное управление тылового обеспечения ФТС России.
2. Потребность Академии и ее филиалов в форменной одежде определяется исходя из нормы снабжения на списочную численность студентов.
3. Академия и ее филиалы заявляют потребность в предметах форменной одежды для обеспечения студентов по сводным годовым заявкам в Центральную базовую таможню и региональные таможенные управления в соответствии с территориальным расположением Академии и ее филиалов для последующего представления в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.
В сводную годовую заявку на форменную одежду включаются расчет общих объемов потребности в предметах форменной одежды согласно норме снабжения и срокам носки и с учетом переходящего запаса в размере 10% их годового расхода, а также распределение форменной одежды по размерам и ростам.
4. Основными исходными данными для составления сводной годовой заявки на предметы форменной одежды являются:
1) сведения о численности студентов Академии и ее филиалов: штатная и списочная численность студентов (мужчин и женщин);
2) сумма планируемых денежных средств на индивидуальный пошив форменной одежды;
3) данные о наличии и качественном состоянии форменной одежды.
5. При подготовке сводной годовой заявки на предметы форменной одежды в Академии и ее филиалах предварительно проводятся следующие мероприятия:
а) проверяется обеспеченность студентов предметами форменной одежды и принимаются меры по их дообеспечению согласно норме снабжения и срокам носки;
б) определяются остатки предметов форменной одежды по данным учета;
в) устанавливается количество предметов форменной одежды, по которым истекает срок хранения в планируемом и следующем за ним году.
6. Представление внеочередных заявок на отпуск предметов форменной одежды допускается только в случае обеспечения организационных мероприятий, не предусмотренных Планом, а также возмещения предметов форменной одежды, утраченных в связи с потерей, порчей, хищением, стихийным бедствием.
7. Центральная базовая таможня ФТС России и региональные таможенные управления организовывают прием, сохранность и выдачу централизованно поступающей форменной одежды в соответствии с разнарядками Главного управления тылового обеспечения ФТС России и территориальным расположением Академии и ее филиалов.
8. Дополнительная выдача предметов форменной одежды Академии и ее филиалам осуществляется при изменении штатной численности и норм снабжения.
II. Организация обеспечения форменной одеждой студентов Академии и ее филиалов
9. Студенты Академии и ее филиалов обеспечиваются форменной одеждой в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598).
10. Студенты, принятые в Академию или ее филиал, обеспечиваются форменной одеждой со дня их зачисления на первый или последующие курсы, и им выдается Аттестат на вещевое довольствие.
Копия приказа о зачислении студента на первый или последующие курсы направляется кадровой службой в структурное подразделение, осуществляющее обеспечение форменной одеждой.
На основании приказа о зачислении студента в Академию или ее филиал в карточках расчета форменной одежды и обуви (далее — карточка расчета) производятся соответствующие отметки о дате приема студента на первый или последующий курсы.
11. Выдача предметов форменной одежды в соответствии с нормами снабжения и сроками носки в личное пользование производится с учетом индивидуальных антропометрических данных студента (рост, обхват груди, шеи, головы, размер ступни) с пометкой размеров в карточках расчета. Данные обмера студентов уточняются ежегодно.
12. Предметы форменной одежды выдаются студентам в готовом виде, или организовывается индивидуальный пошив.
13. Студенты обязаны поддерживать форменную одежду в исправном состоянии и принимать меры по предотвращению ее повреждения или утраты. Мелкий ремонт форменной одежды выполняется непосредственно студентами, в пользовании которых находятся предметы форменной одежды.
14. При переводе студента из одного филиала Академии в другой по прежнему месту учебы ему выдаются все предметы форменной одежды, положенные по нормам снабжения и срокам носки на день перевода.
При этом студентам выдается Аттестат на вещевое довольствие и дальнейшее обеспечение их предметами форменной одежды производится по новому месту учебы.
15. Студентам, находящимся в академическом отпуске, форменная одежда не выдается. На этот период срок носки предметов форменной одежды, полученных указанными студентами, продлевается.
Последующее обеспечение таких студентов предметами форменной одежды производится в соответствии с предъявляемым Аттестатом на вещевое довольствие и справкой кадровой службы о прохождении учебы в Академии или ее филиалах.
16. Погоны и фурнитура выдаются студентам одновременно с предметами форменной одежды, на которых предусмотрено их ношение, на срок носки, соответствующий сроку носки указанных предметов форменной одежды. При зачислении на первый курс и переходе на очередной курс студентам выдается нарукавный знак (курсовка), соответствующий году обучения.
17. В случае утраты или порчи студентами предметов форменной одежды во время учебного процесса замена этих предметов производится на основании заключения по материалам проведенной проверки.
Срок носки вновь выданных предметов исчисляется со дня их выдачи.
III. Организация финансового планирования и расходования денежных средств на форменную одежду
18. Денежные средства планируются:
а) на приобретение форменной одежды, знаков различия, фурнитуры;
б) на оплату стоимости индивидуального пошива форменной одежды.
На каждую статью расходов составляется смета-расчет.
19. Планирование денежных средств на обеспечение форменной одеждой студентов Академии и ее филиалов осуществляется Главным управлением тылового обеспечения ФТС России в порядке и сроки, установленные ежегодными приказами ФТС России о формировании объемов бюджетных ассигнований, необходимых на содержание таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.
20. Расходование денежных средств на указанные цели производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
IV. Организация индивидуального пошива форменной одежды для студентов Академии и ее филиалов
21. Для студентов, имеющих фигуры, размерные параметры которых (рост, объем груди, талии, бедер, длина рук и ног, сутулость) выходят за пределы размерной типологии, организовывается индивидуальный пошив следующих предметов форменной одежды:
китель повседневный и брюки;
китель повседневный и юбка.
22. Центральная базовая таможня и региональные таможенные управления в соответствии с территориальным расположением Академии и ее филиалов обеспечивают организацию индивидуального пошива для студентов предметов форменной одежды, перечисленных в пункте 21 настоящего Порядка.
23. Основанием для оформления заказа на индивидуальный пошив предметов форменной одежды для студентов, имеющих фигуры, размерные параметры которых выходят за пределы размерной типологии, является заявление студента на имя начальника Академии или ее филиала, согласованное с главным бухгалтером Академии или ее филиала.
24. Выдача студентам индивидуально пошитых предметов форменной одежды осуществляется со склада Академии или ее филиалов.

ФТС России 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *