Форумавиа пенсионеров гражданской авиации

Чем руководствоваться

Основной нормативный документ по данному вопросу – Закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

По закону доплату к пенсии назначают при наличии выслуги в должности члена летного экипажа:

  • не менее 25 лет – у мужчин;
  • не менее 20 лет – у женщин.

При оставлении летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, по состоянию здоровья:

  • не менее 20 лет – у мужчин;
  • не менее 15 лет – у женщин.

Как оформить доплату к пенсии

Назначает доплату к пенсии летному составу гражданской авиации территориальный орган ПФР. Для этого нужно подать туда соответствующее заявление – лично, по почте или с 2018 года – через личный кабинет физлица на сайте ПФР.

Сроки установления доплаты к пенсии

Далее в таблице показан порядок назначения и возобновления выплаты доплаты к пенсии летному составу гражданской авиации, а также перерасчета ее размера.

Когда ПФР принял заявление Срок назначения доплаты
С 1 января по 31 марта С 1 мая
С 1 апреля по 30 июня С 1 августа
С 1 июля по 30 сентября С 1 ноября
С 1 октября по 31 декабря предшествующего года С 1 февраля

Как делают доплату

Рассматриваемую доплату к пенсии производит территориальный орган ПФР вместе с пенсией. Обязательное условие – оставление членами экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Соответственно:

  • в случае прекращения или приостановления выплаты пенсии прекращается или приостанавливается доплата к ней;
  • при поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату, ее выплату приостанавливают соответственно с 1-го числа месяца, идущего за месяцем, в котором пенсионер был принят на лётную работу.

Размеры доплат к пенсии летному составу гражданской авиации пересматривают четыре раза в год:

  • с 1 февраля;
  • с 1 мая;
  • с 1 августа;
  • с 1 ноября.

Коэффициент, который применяют при расчете величины доплаты к пенсии конкретному человеку зависит от отношения среднемесячной суммы дополнительных страховых взносов, пеней и штрафов в ПФР в предшествующем квартале от лётных организаций к сумме средств, необходимых для финансирования доплат.

Рассматриваемые доплаты устанавливают в индивидуальном для каждого получателя размере с учетом:

  • его среднемесячного заработка;
  • длительности стажа в рамках лётной деятельности.

Также см. «Какая процентная надбавка за выслугу лет».

Кто относится к категории получателей

Получателем пенсии могут выступать:

  • члены летного состава;
  • граждане, занятые на приравненных должностях к членам летного состава.

Летный состав:

  • пилоты: командир, наставник, инспектор, летчик, первый и второй пилот и т. д.;
  • штурманы: бортовой штурман, инспектор, наставник, главный штурман и флаг-штурман;
  • бортовые инженеры;
  • бортовые механики (в т. ч. авиатехники);
  • радисты воздушного судна;
  • кабинный экипаж: бортпроводники и бортоператоры;
  • иные должности: директор, начальник, командир, ректор, инспектор и т. д.

Допустимо указание должности с заменой “борт-” на “авиа-“. Это не будет являться ошибкой при представлении документов, подтверждающих стаж, в государственные органы.

Женщины должны отработать не менее 20 лет в лётном составе для назначения выплаты

Приравненные должности:

  • парашютисты;
  • спасатели;
  • десантники;
  • работники парашютно-десантных групп (при условии осуществления трудовой деятельности на расстоянии не менее 10 метров от поверхности земли).

Все вышеперечисленные категории должны иметь возможность официально подтвердить занимаемую должность при выходе на пенсию. Для этого необходимы следующие документы:

  • трудовая книжка;
  • летная книжка;
  • справка из Росавиации или Министерства транспорта РФ (при указании неполной и неверной информации).

Летная книжка является документом, который подтверждает наличие права на выполнение полетов. Также отображает наличие необходимых навыков, специализации и допуска.

Для подтверждения стажа необходимо предоставить лётную книжку

Условия назначения

В общем порядке выплаты назначаются при соблюдении следующих условий:

  • стаж работы в должностях из списка гражданской авиации должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
  • гражданин прекратил свою трудовую деятельность по профессии.

При возникновении проблем со здоровьем, которые не позволяют продолжать трудовую деятельность в должности, для выхода на досрочную пенсию необходимо 20 лет стажа для мужчин и 15 лет для женщин.

Социальные доплаты

Спорно рассматривался вопрос о бортпроводниках. Ранее они не имели права на досрочную пенсию. В связи с принятой инициативой для этих должностей действуют особые правила.

Для бортпроводников:

  • мужчины: возраст 55 лет при условии общего стажа 25 лет, 15 из которых на воздушном судне;
  • женщины: возраст 45 лет при условии общего стажа 20 лет, 10 из которых на воздушном судне.

Стаж летно-испытательного состава рассчитывается на основании пересчета часов нахождения в воздушном пространстве.

Налет часов:

  • 20 часов на воздушном судне и 12 часов конкретно на вертолете и специализированной технике приравнивается к 30 дням;
  • 12 месяцев в аварийно-спасательных подразделениях или для парашютистов (при совершении прыжков с высоты не менее 10 метров) тождественно 18 месяцам.

В стаж также включаются периоды:

  • обучение во время работы на должности члена летного состава;
  • отпуск по уходу за ребенком (до 1,5 лет);
  • работа за границей с уплатой взносов из заработной платы в пенсионный фонд РСФСР (с 1992 года).

Расчет стажа основывается не на сроке продолжительности работы по трудовой, а по летной книжке.

Возраст и стаж для назначения пенсии по выслуге лет

Размер выплат

Однозначно ответить на вопрос “какая пенсия у летного состава” нельзя. Сумма выплат зависит от:

  • среднего значения заработной платы в месяц (период исчисления на выбор – 5 лет беспрерывной трудовой деятельности или за последний год);
  • среднего значения заработной платы в месяц по России за тот же временной промежуток;
  • специализированного коэффициента (рассчитывается исходя из доли заработка и продолжительности выслуги);
  • средней ежемесячной суммы взносов в ПФР (учитываются последние 4 месяца).

Расчет производится следующим образом:

Выплата = среднее значение зп в месяц по России * (средняя зп работника/ средняя зп по России)*специализированный коэффициент*(сумма взносов в ПФР/сумма средств на обеспечение).

Под суммой средств на обеспечение понимается необходимое количество финансов для реализации возможности начисления доплаты. Этот показатель в совокупности со значением страховых взносов применяется ПФРФ для корректировки общего показателя.

Мужчинам для оформления пособия следует отработать не менее 25 лет

Предельные значения:

  • максимальный размер выплат для летного состава составляет не более 3,5 размера минимальной пенсии по старости;
  • минимальный размер не может быть ниже прожиточного минимума.

Также при расчете пенсии для состава гражданской авиации используется повышающий коэффициент при продолжении трудовой деятельности после достижения порогового возраста.

Размеры доплаты по выслуге лет

О трудовых пенсиях и доплате к пенсии лётного состава ГА

В ПЛС России поступают письма с просьбой дать разъяснения касающиеся назначения трудовой пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ и назначений (приостановлений) доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001г. №155-ФЗ.

Трудовая пенсия летному составу гражданской авиации назначается в соответствии с п.п.13п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ в котором, говориться, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Для летного состава ГА требования по возрасту не применяются. Чтобы получить право на трудовую пенсию мужчинам, необходимо проработать не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а женщинам проработать не менее 20 лет в летном составе ГА. При оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам необходимо проработать не менее 20 лет и женщинам 15 лет в летном составе гражданской авиации.

Для летного состава ГА установлен особый порядок расчета специального трудового стажа – по общему налету часов. Для выполнявших полеты на самолетах рядовыми членами экипажей весь налет делиться на 20 и 12 и получается выслуга в годах. Для выполнявших полеты на вертолетах (независимо от должности) в командно- инструкторском составе и авиации спецприменения необходимо делить на 12 и еще раз 12.

Время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, засчитывается по фактической продолжительности.

Для получения права на трудовую пенсию необходимо иметь налет не менее: на самолетах транспортная работа 6000 часов для мужчин 4800 часов для женщин;

На вертолетах 3100 часов для мужчин и 2480 часов для женщин.

При выслуге 25 лет для мужчин в формуле для расчета условной пенсии по которой рассчитывается накопленный пенсионный капитал применяется коэффициент 0,55, а при выслуге 45 лет этот коэффициент будет 0,75.

Формула для расчета условной пенсии:

1671р х (0,55÷0,75) х 1,2

1671р – средняя заплата по стране за 2000-2001гг., которая была занижена в 2 раза по сравнению со статистикой

0,55 – коэффициент при выслуге 25 лет, далее прибавляется 0,01 за каждый следующий год, но не более 20 лет

1,2 — отношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране за тот же период.

У летного состава этот коэффициент значительно выше, но ограничение принято 1,2 для всех, кроме северян.

По этой формуле каждому работнику рассчитывается условная пенсия по которой считают накопленный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002г.. Начиная с 2002г. стаж требуется только для получения права на пенсию, а сама величина пенсии будет складывается от величины рассчитанной по выше приведенной формуле к которой будут прибавляться страховые взносы внесенные работодателем которые разделят на года дожития (в 2012г. они ровны 18) и на 12. Если работник моложе 1967г. рождения, то он будет иметь прибавку по накопительной части пенсии.

В связи с выводом из эксплуатации воздушных судов Советского производства, без работы остались штурманы, бортмеханики, бортинженеры и пилоты. Многие переучиться на новую авиатехнику по разным причинам не могут, а право на досрочную пенсию не заработали. Порой не хватает 50-100 часов, чтобы набрать 25 лет по налету часов. Складывается необходимость дорабатывать общий трудовой стаж на земле и ждать наступления 60 лет, чтобы получить пенсию.

ПЛС России считает, что так как работа членов летных экипажей воздушных судов ГА признана вредной, опасной, напряженной, тяжелой имеющий особый характер, то есть возможность оформить пенсию досрочно в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях в РФ в которой прописано: «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, следующим лицам»:

  1. мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Проблема назначения досрочной пенсии летного состава по выше приведенному пункту состоит в том, что летный состав не включен в 1-й список вредных работ по которому назначаются такие пенсии (например, бортпроводникам в 45 и 50 лет женщинам и мужчинам). Но есть другой документ. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.07.1999г. №22 членам летных экипажей воздушных судов ГА (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) установлена 36 часовая рабочая неделя, при выполнение летной работы за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Такие условия труда утверждены в 1997 году «Санитарно-гигиенической характеристикой» (вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов ГА России) первым заместителем Министра здравоохранения РФ, Главным Государственным санитарным врачом РФ Г.Г.Онищенко, директором Федеральной авиационной службы России Г.Н.Зайцевым, которые были согласованы с ПЛС России.

Также, в 1997 году Г.Г.Онищенко и Г.Н.Зайцевым было утверждено, согласованное с ПЛС России и одобренное Председателем ученого Совета Ассоциации авиационной и космической медицины России В.Д.Власовым «Медицинское обоснование» (права на повышенное и досрочное пенсионное обеспечения летного состава ГА России в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности под влиянием опасных, вредных и напряженных условий труда).

По досрочному пенсионному обеспечению летного состава в соответствии п.п.1 п.1 ст.27 «Закона о трудовых пенсиях в РФ», ПЛС России обратился Минздравсоцразвития. После получения ответа – опубликуем в газете.

По возникающим проблемам реализации Федерального Закона №155-ФЗ (доплата к пенсии) предлагаю ознакомиться с материалом, размещенным в журнале «Пенсия» №6 за 2011г.

Максимальная доплата к пенсии на февраль, март и апрель 2012 года будет = 11615,45 рублей, коэффициент сбора — 0,295704980. Как прогнозировалась ранее величина доплаты к пенсии по сравнению с выплатами в ноябре, декабре 2011года, январе 2012 года уменьшилась. Эта произошло по тому, что в III квартале 2011 года финансовых средств от авиакомпаний обеспечивающих выплаты поступило почти на 300 миллионов рублей больше, чем в IV квартале за счет возврата долгов которые своевременно не были уплачены. В IV квартале 2011 года поступили только текущие платежи, по которым будут финансироваться выплаты в феврале, марте, апреле. ПЛС России еще в октябре месяце все это прогнозировал и предупреждал ветеранов, что значительное увеличение доплаты к пенсии произошло за счет дополнительно поступивших взносов уплаченных должниками и с 01 февраля доплаты к пенсии снизятся. После принятия поправок, в Федеральный Закон №155-ФЗ которые касались введения обязательной ежемесячной и ежеквартальной отчетности по начисленным и уплаченным взносам, штрафам и пеням за не своевременную уплату взносов, уточнения базы для расчета взносов – платежная дисциплина авиакомпаний значительно улучшилась. Средств от авиапредприятий стало поступать значительно больше по сравнению с предшествующими годами.

С 01.02.2012г. будет проиндексирована вся трудовая пенсия на 7% и с 01.04.2012г. на 2,4%. Ранее индексировалась отдельно базовая и страховая часть пенсии. Чтобы получить новый размер пенсии с 01.02.2012г. необходимо всю пенсию (без Московских и региональных надбавок) умножить на 1,07.

ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты) с 01.04.2012г. будут увеличены на 6%.

С 01.01.2012г. изменилась совокупная ставка страховых взносов во внебюджетные фонды. В 2011г. она составляла 34%. Из них 26% работодатели платили в Пенсионный фонд РФ (20% расходовалось на выплаты трудовой пенсии и 6% отсекалось в накопительную часть пенсии), 2,9% — в Фонд Социального страхования РФ, 3,1% и 2% — в Федеральной и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

С 01.01.2012г. ставка страховых взносов в ПФР уменьшена с 26 до 22%. Проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он возрастет с 463 до 512 тысяч рублей (в месячном исчислении с 38,6 до 42,7 тысяч рублей). Установлен дополнительно тариф страховых взносов свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%, которые будут направляться не на индивидуальные счета работника, а в солидарную часть пенсии на текущие выплаты сегодняшним пенсионерам. Нагрузка на фонд оплаты труда с больших заработков возросла и это не радует, в том числе и авиационных работодателей.

Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС не изменилась. Она остается на уровне 2011года. По отчислениям взносов авиакомпаниями в соответствии с Федеральным Законом от 27.11.2001г. №155-ФЗ изменений не произошло.

>Доплата к пенсии летному составу экипажей судов гражданской авиации

Условия получения прибавки к пенсии летному составу гражданской авиации

Социальная доплата к пенсии летному составу экипажей судов гражданской авиации назначается:

  • мужчинам, проработавшим 25 лет в ЛССГА;
  • мужчинам, проработавшим 20 лет в ЛССГА, но уволившимся по состоянию здоровья;
  • женщинам, проработавшим 20 лет в ЛССГА;
  • женщинам, проработавшим 15 лет в ЛССГА, но уволившимся по состоянию здоровья.

Учет стажа бортпроводников

Согласно закону № 400-ФЗ доплачивают деньги при наличии страхового и специального стажа:

  • мужчинам, которые управляли воздушными судами не менее 12 с половиной лет, имеют минимум 25-летний страховой стаж, достигли возраста 55 лет;
  • женщинам, которые управляли воздушными судами минимум 10 лет, имеют минимум 20-летний страховой стаж, достигли возраста 50 лет;
  • мужчинам, которые трудились минимум 20 лет в инженерно-техническом составе и были заняты на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, имеют как минимум 25-летний страховой стаж, достигли 55 лет;
  • женщинам, которые трудились не менее 15 лет в инженерно-техническом составе и были заняты на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, имеют как минимум 20-летний страховой стаж, достигли возраста 50 лет.

Стаж летно-испытательного состава

Расчет продолжительности стажа происходит:

  • на основании перерасчета часов непосредственного нахождения в воздушном пространстве;
  • с учетом периодов, которые включаются в специальный стаж.

Пересчет налета часов в дни стажа осуществляется по следующей методике:

  • 20 часов на самолете – 1 месяц;
  • 12 часов на вертолете – 1 месяц.

Размер надбавки к пенсии

Для расчета надбавки членам экипажей используется специальная формула:

СД = СЗП х (СЗС / СЗРФ) х (СВ / СВД) х К, где:

  • СД – сумма доплаты.
  • СЗП – среднемесячная зарплата в РФ с 1.07 по 30.09 2001 с учетом ежегодной индексации(коэффициенты повышения определяются Постановлениями Правительства).
  • СЗС – средний месячный заработок сотрудника экипажа, исчисленный из предоставленной им справки за последние 24 или любые 60 месяцев подряд.
  • СЗРФ – среднемесячный заработок по России за аналогичный период. Важно: соотношение (СЗС / СЗРФ) вне зависимости от полученного результата не может превышать значения 5.
  • (СВ / СВД) – отношение среднемесячной суммы взносов, которые поступили от плательщиков взносов в бюджет ПФР в предыдущем квартале, к сумме средств на начало выплатного периода, необходимых для финансирования доплаты к пенсии. Значение устанавливается каждый квартал ПФР. Используется для корректировки величины доплаты к пенсии.
  • К – повышающий коэффициент, размер которого зависит от пола заявителя и выслуги лет:

Пол

Выслуга лет

Величина надбавки

Мужчины

0,55

Более 25

0,55 + (0,01 х Г), где
Г – каждый полный год свыше 25-летней выслуги.
Вне зависимости от полученного при исчислении результата максимальное значение – 0,75

20–25 при прекращении трудовой деятельности по состоянию здоровья

0,55 – (0,22 х Г), где
Г – каждый полный или неполный год, не достающий до 25-летней выслуги

Женщины

0,55

Более 20

0,55 + (0,01 х Г), где
Г – каждый полный год свыше 20-летней выслуги.
Вне зависимости от полученного при вычислении результата максимум составляет 0,75

15–20 при прекращении трудовой деятельности по состоянию здоровья

0,55 – (0,22 х Г), где
Г – каждый полный или неполный год, не достающий до 20-летней выслуги

Форумавиа пенсионеров гражданской авиации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *