Формы государственной поддержки субъектов малого бизнеса

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:

  1. оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;
  2. совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
  3. развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
  4. совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;
  5. совершенствование информационной поддержки;
  6. укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
  7. активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
  8. совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.

Прежде чем бизнес начнет окупаться и приносить доход, нужны затраты на аренду помещения, закупку сырья, рекламную кампанию и т. д. Многие хотят открыть свое дело, но не у всех достаточно сбережений. Один из способов привлечения денег в бизнес — помощь государства.

Содержание

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие виды субсидий существуют и на что их можно потратить
  2. Кто может получить субсидию на открытие малого предпринимательства
  3. Что для этого нужно сделать
  4. Как составить бизнес-план, который одобрят в центре занятости
  5. Почему могут не выдать субсидию
  6. В каких случаях потребуют вернуть субсидию
  7. Шпаргалка: как получить господдержку на открытие малого бизнеса

Что такое государственная субсидия на открытие бизнеса

Государственная субсидия на открытие собственного дела — безвозмездная финансовая помощь начинающим предпринимателям. Она выплачивается из государственного или регионального бюджета.

Благодаря программе единовременной помощи государства на открытие собственного дела в выигрыше остаются обе стороны. Начинающий бизнесмен получает дополнительное финансирование, а государство — налоговые отчисления, новые рабочие места и рост ВВП.

Однако открыть бизнес на деньги государства без собственного капитала не получится. Собственные вложения предпринимателя или эквивалентное им имущество должны составлять минимум 120 – 170 тысяч рублей, иначе финансовую помощь не окажут.

Какие виды субсидий существуют и на что их можно потратить

Начинающий предприниматель может получить два вида субсидий, которые предоставляет государство на открытие малого бизнеса.

Затраты, которые можно компенсировать при открытии ИП или ООО

  1. Компенсация расходов на регистрацию ИП или ООО. Регионы сами устанавливают размер компенсации затрат, понесенных в результате оформления фирмы. Как правило, сумма составляет 7 – 10 тысяч рублей.
  2. Субсидия от центра занятости на открытие малого бизнеса.

Эту компенсацию можно потратить на:

  • аренду или ремонт помещения;
  • закупку оборудования и сырья;
  • покупку программного обеспечения и лицензий.

Государственная субсидия на поддержку малого бизнеса выдается по целевой программе, поэтому если вы расходуете полученные деньги не по назначению, комиссия по контролю за целевым использованием денежных средств заставит вас вернуть всю сумму в бюджет.

Некоторые регионы устанавливают повышающие районные коэффициенты, и размер субсидии возрастает.

Размер субсидии можно увеличить еще на 58 800 рублей, если трудоустроить официально безработного. При заключении трудового договора с человеком, который не стоит на учете в центре занятости, размер субсидии не увеличится.

Важно учитывать, что компенсация расходов на регистрацию фирмы есть везде, а «подъемная» субсидия доступна не во всех регионах. Можете ли вы получить выплаты и каков их размер — уточните в центре занятости по месту прописки.

Программы финансовой поддержки бизнеса меняются каждый год. В некоторых регионах устанавливают дополнительные требования к бизнесу. Например, для Санкт-Петербурга в 2018 году нет общепринятой программы государственной поддержки для начинающих предпринимателей. Но есть варианты государственной финансовой поддержки уже существующих фирм, а также специальная программа «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста».

Программы финансовой поддержки «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге»

Размер государственной поддержки, на которую может рассчитывать начинающий предприниматель, зависит от региона. Минимум — 7 000 – 10 000 рублей, компенсация расходов при регистрации компании. На открытие бизнеса сумма субсидии составляет 58 800 рублей.

Кто может получить субсидию на открытие малого бизнеса

Чтобы претендовать на государственную финансовую помощь, предприниматель должен удовлетворять четырем условиям:

  1. Быть совершеннолетним гражданином РФ;
  2. Быть официально безработным, последняя запись в трудовой книжке — об увольнении;
  3. Состоять на учете в центре занятости населения более 10 дней и получать пособие по безработице;
  4. Получить отказы от всех работодателей, к которым его направил центр занятости населения.

Согласно статье 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», чтобы человека признали безработным, он должен:

  1. Быть трудоспособным;
  2. Не иметь постоянного заработка;
  3. Быть зарегистрированным в центре занятости;
  4. Искать работу и быть готовым к ней приступить, то есть ходить на собеседования по направлению от центра занятости и незамедлительно приступить к работе, если работодатель одобрит кандидатуру.

Для того чтобы статус безработного был присвоен официально, нужно собрать пакет документов и лично прийти в центр занятости по месту прописки.

Документы, необходимые для получения статуса безработного

Центр занятости вправе не присвоить статус безработного, если гражданин официально не работал без уважительной причины более 5 лет. Встать на учет повторно можно через месяц после того, как центр занятости откажет в присвоении статуса безработного.

Помимо требований, которым должен соответствовать будущий предприниматель, существуют критерии для выбора бизнес-идеи. Эти условия не обязательные, но они повышают шансы на одобрение проекта:

  1. Идея бизнеса должна быть оригинальной. Очередной салон красоты или продуктовый магазин комиссия забракует сразу же;
  2. Ваш проект должен быть связан с сельским хозяйством, народными художественными промыслами, экологией или локальным туризмом. Хорошо, если это социально значимый проект в области медицины, образования или спорта. Такие проекты государство чаще всего поддерживает;
  3. В проекте предусмотрены дополнительные рабочие места;
  4. Чем больше начальный капитал, который предприниматель планирует вложить в дело, тем больше шансов на получение субсидии;
  5. Бизнес должен выйти на окупаемость не более чем через три года с момента открытия.

Чтобы рассчитывать на государственную финансовую поддержку своего бизнеса, нужно получить официальный статус безработного. Если фирма уже зарегистрирована, воспользоваться помощью не удастся.

Кому не выдадут субсидию

Компенсацию не выдадут, а субсидию не одобрят, если предприниматель планирует открыть бизнес в следующих направлениях:

  1. Кредитование и страхование;
  2. Инвестиционная деятельность и торговля на Форекс;
  3. Азартные игры и тотализаторы;
  4. Производство и продажа подакцизных товаров;
  5. Ломбарды.

Также на поддержку государства не могут рассчитывать некоторые категории граждан:

  1. Несовершеннолетние;
  2. Пенсионеры;
  3. Некоторые категории военных;
  4. Студенты дневных отделений;
  5. Граждане, нарушившие требования центра занятости населения;
  6. Граждане, работающие по трудовому договору;
  7. Осужденные по решению суда.

Что нужно сделать, чтобы получить субсидию

Вы можете получить обе субсидии одновременно: компенсацию за оформление документов при регистрации фирмы и субсидию на открытие малого бизнеса. При этом порядок действий одинаковый, поэтому дальше речь пойдет только об алгоритме оформления субсидии.

Изучите сайт центра занятости населения

Чтобы проверить, есть ли в вашем регионе субсидия на открытие бизнеса, изучите информацию на сайте центра занятости.Скорее всего, вам поможет раздел «Содействие самозанятости».

Например, для жителей Красноярска информация о единовременной государственной помощи предпринимателям находится во вкладке «Соискателям».

Если на сайте ничего не написано о программе поддержки малого бизнеса или возникли вопросы, позвоните в центр занятости или направьте туда запрос.

Встаньте на учет в службе занятости по месту прописки

Заполните в службе занятости два заявления: на получение пособия по безработице и о намерении заняться малым бизнесом. Если поступят предложения с вариантами трудоустройства, нужно получить отказы от работодателей

Пройдите тестирование

Тестирование помогает понять серьезность намерений будущего предпринимателя и оценить его знания. Оно напоминает тест на определение уровня IQ. Вам нужно дополнить последовательность, выбрать лишний элемент или один из вариантов ответов. Еще в тесте есть вопросы о маркетинге и налогообложении.

Если вы плохо выполните тест, то можете пройти обучающие курсы по направлению от центра занятости.

Напишите бизнес-план

Это самый сложный и трудозатратный этап. Общепринятого регламента по оформлению бизнес-плана нет. У всех центров занятости свои требования к его составлению: где-то выдадут методическое пособие, где-то расскажут об общих рекомендациях, а где-то и вовсе предложат найти бизнес-план в интернете и сделать по аналогии.

Подайте документы в центр занятости

Чтобы стать соискателем субсидии, подайте в центр занятости следующие документы:

  1. Копию паспорта;
  2. Бизнес-план на бумажном носителе и в электронном виде;
  3. Копию документа о прохождении профессионального обучения;
  4. Заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на открытие малого бизнеса;
  5. Заявление о единовременной материальной помощи на подготовку документов для государственной регистрации.

Образец заявления на предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов

Дождитесь оценки проекта

Ее определяет экспертная комиссия на основании бизнес-плана. Бывают ситуации, когда идея нравится, но есть недочеты в бизнес-плане или не соблюдены требования по оформлению документа. В таком случае необходимо защитить свой проект лично.

Защита бизнес-плана похожа на защиту диплома в институте. Сначала нужно сделать презентацию проекта, а потом ответить на вопросы членов комиссии. Как и на любом экзамене, нужно отвечать уверенно, четко и по делу. Важно доказать, что вы понимаете, о чем рассказываете.

При положительном решении заключается договор о предоставлении финансовой помощи.

Зарегистрируйте ИП или ООО в налоговой инспекции

О том, что лучше открыть ИП или ООО, как зарегистрировать ИП или ООО — читайте в нашем блоге.

Уведомьте центр занятости о регистрации компании

После регистрации компании предоставьте в центр занятости подтверждающие документы:

  1. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  2. Документы, подтверждающие расходы на подготовку документов для государственной регистрации, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных услуг, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Дождитесь перевода денег на расчетный счет

Центр занятости проверит документы и зачислит деньги на расчетный счет вашей компании.

Подтвердите целевое использование субсидии

В течение трех месяцев с момента получения субсидии нужно предоставить центру занятости документы, которые подтверждают, что субсидия была потрачена по назначению: договоры, акты приема-передачи, товарные накладные.

Пройдите проверку комиссии

Будьте готовы к проверке комиссии по контролю за целевым использованием денежных средств, полученных в рамках государственной поддержки самозанятости населения. Она появится через 6 и 12 месяцев после получения единовременной финансовой помощи и проверит, как развивается проект и используется финансирование.

Если комиссию все устроит, будет составлен акт о выполнении условий договора о предоставлении единовременной финансовой помощи. Если нет — составят акт о нецелевом использовании средств и требование вернуть деньги в бюджет.

Как составить бизнес-план, чтобы его одобрили в центре занятости

Самое сложное при подготовке комплекта бумаг — создание бизнес-плана.

Можно обратиться к специалистам, они сделают бизнес-план за 2 – 3 дня, стоимость их услуг — от 15 000 рублей. Но гораздо выгоднее и полезнее разработать бизнес-план самому.

В большинстве центров занятости 2 – 4 раза в месяц проводятся консультации по составлению бизнес-плана, где подробно рассказывают о том, что в нем писать и что нужно сделать, чтобы он понравился комиссии.

Оптимальный объем бизнес-плана — 60 – 80 страниц, с титульным листом, 9 разделами и приложениями.

Титульный лист

На первой странице бизнес-плана укажите вид деятельности проекта, автора, планируемую организационно-правовую форму деятельности, город и год составления документа.

Резюме

Основная задача этого раздела — заинтересовать читателя и сформировать первое впечатление о проекте. Объясните идею бизнеса, расскажите о его преимуществах. Докажите, что ваш бизнес жизнеспособен и социально значим. Приведите основные финансовые показатели проекта. Эту часть легче написать в последнюю очередь.

Цели бизнес-проекта

В этой главе расскажите о целях проекта, кратко опишите его технологические особенности. Покажите, что продукция или услуга будет уникальной. Не обязательно придумывать что-то инновационное — можно усовершенствовать производство или повысить качество уже существующих товаров.

Анализ рыночной ситуации

В этом разделе расскажите о ситуации на рынке, проанализируйте конкурентов, укажите предполагаемые объемы потребления товаров или услуг.

План производства

Расскажите об организации процесса производства, если оно необходимо. Опишите способы приобретения сырья, оборудования и материалов, политику взаимодействия с поставщиками, механизм создания рабочих мест.

План маркетинга

В этом пункте проанализируйте целевую аудиторию, сформируйте ценовую политику и план маркетинговых мероприятий по привлечению клиентов.

Организационный план

В этом разделе опишите иерархию сотрудников в фирме, уделите внимание законодательным и нормативным актам, которые могут оказать влияние на бизнес. Не забудьте о лицензиях и патентах, сертификации качества и соответствии продукции установленным нормативам.

Уделите внимание тому, как и когда будет получено разрешение на возведение построек и подключение к инфраструктуре, расскажите о статусе земельных участков и их соответствии целевому назначению.

Финансовый план

Оцените, сколько средств потребуется вложить в проект, рассчитайте величину накладных расходов, спрогнозируйте потенциальную прибыль, рентабельность и срок окупаемости проекта. Подробно опишите, на что вы планируете потратить субсидию. Лучше всего указывать такие статьи расходов, как покупка сырья, лицензий и программного обеспечения. Комиссия должна понимать, что ни один рубль не будет израсходован напрасно.

Анализ рисков

В этом пункте рассматриваются возможные риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность фирмы: начиная от неурожая и порчи сырья и заканчивая разработкой законопроектов, регулирующих или ограничивающих деятельность фирмы.

Рассмотрите как можно больше негативно влияющих на проект факторов и разработайте меры по борьбе и нейтрализации рисков. Так вы сможете убедить комиссию в серьезности своих намерений.

Если в дальнейшем что-то случится, вы не будете паниковать: на руках будет готовый план действий. Не нужно впадать в крайности и описывать землетрясения и цунами в качестве рисков (если не предполагаете вести бизнес в сейсмически активных районах).

Приложения

Это необязательный раздел, но его лучше сделать, чтобы доказать достоверность представленной информации. Поместите сюда образцы договоров и прайс-листы возможных поставщиков, фотографии готовой продукции или план-схемы помещений, в которых будет ваше производство, офис, мастерская. Подойдет любая информация, которая покажет, что бизнес-идея действительно прорабатывалась, а не взята «с потолка».

Содержание разделов бизнес-плана может отличаться. Полный список требований к бизнес-плану уточните в своем центре занятости.

Быстро создать бизнес-план и смоделировать различные сценарии развития проекта можно при помощи таких программ, как Project Expert, Business Plan или COMFAR.

Моделирование проекта с помощью программы Project Expert

Почитайте статью о том, как составить финансовый план на год, и историю про то, как Игорь писал бизнес-план, чтобы открыть кофейню.

Бизнес-план лучше составлять лично — это экономичнее и полезнее, чем поручать другому. В процессе работы над ним часто выявляются нюансы бизнес-процессов, которые раньше не приходили в голову.

Почему могут отказать в выдаче субсидии

  1. Неправильный выбор направления бизнеса. Как уже говорилось, государство не поддерживает открытие ломбардов, инвестиционных фирм и производство подакцизных товаров;
  2. Ошибки в бизнес-плане. Если проект составлен без подробностей, не очевидна его привлекательность, слишком большой срок окупаемости, присутствуют ошибки в вычислениях — в финансировании могут отказать;
  3. Нет понятной схемы расходов. Если нет четкой схемы использования денег, субсидию не дадут;
  4. Повторная заявка. Если учреждение бизнеса уже финансировалось государством, при повторном обращении деньги получить скорее всего не получится.

Если комиссия отказала по проекту, подайте заявку снова сразу после устранения всех недочетов.

Когда могут потребовать вернуть субсидию

Хотя единовременная помощь государства на открытие малого бизнеса является безвозмездной, существуют случаи, когда ее приходится возвращать в бюджет:

  • субсидия использовалась не по назначению;
  • при оформлении документов были предоставлены недостоверные сведения;
  • фирма закрылась в течение первых 12 месяцев с момента ее регистрации;
  • часть субсидии не израсходована в течение года.

В случае смерти предпринимателя или получения им инвалидности, которая не позволяет продолжить предпринимательскую деятельность, возвращать деньги не нужно.

Лучше всего оформить заявку на получение субсидии в начале года, когда у центра занятости еще есть денежные средства: государство выделяет фиксированную сумму для помощи в каждом регионе. Когда она заканчивается, любой проект, каким бы выгодным он не был, финансирования не получит. Если вы не успели подать заявку в начале года, можно сделать это с ноября по декабрь, иногда центры занятости получают дополнительные деньги, которые им необходимо потратить до конца года.

Шпаргалка: как получить господдержку на открытие малого бизнеса

Чтобы получить государственную финансовую помощь на открытие малого бизнеса, нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Встаньте на учет в центре занятости населения для получения официального статуса безработного;
  2. Напишите в центре занятости заявление о желании открыть малый бизнес;
  3. Посещайте курсы и пройдите тестирование по направлению центра занятости;
  4. Разработайте бизнес-план и предоставьте его в центр занятости;
  5. Дождитесь, когда комиссия рассмотрит проект;
  6. Если бизнес-план одобрили, заключите договор о перечислении финансовой помощи на открытие малого бизнеса;
  7. Зарегистрируйте бизнес в органах федеральной налоговой службы;
  8. Получите субсидию и использовать ее по назначению;
  9. Подготовьте отчет о расходах субсидии.

Алгоритм получения субсидии на открытие бизнеса

В процедуре получения денег от государства на открытие собственного дела нет ничего сверхъестественного. Главное — рабочая бизнес-идея и желание действовать.

Конечно, общение с государственными органами — длительный процесс, и субсидия достанется единицам. Но возможность получить безвозмездную помощь для своего бизнеса стоит потраченных усилий, а грамотно разработанный бизнес-план всегда будет полезен для развития фирмы.

Комментарий Лилии Аракеловой, начальника отдела внешнеэкономических связей Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, администратора Программы бизнес-акселерации для малого и среднего бизнеса

Возместить до 80% затрат и получить до 500 тысяч рублей

Предприятия и индивидуальные предприниматели Ленинградской области, начавшие свою деятельность менее года назад, при соответствии ряду критериев и по результатам конкурсного отбора могут возместить до 80% затрат и получить до 500 тысяч рублей по субсидии «Стартовый капитал». По данным Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, в 2017 году на субсидирование деятельности начинающих предпринимателей муниципалитетами было выделено 20 миллионов рублей. Средства получили 67 предпринимателей, благодаря чему было создано 112 рабочих мест.

Удачный старт для 60 субъектов МСП

В 2018 году на субсидии «Стартовый капитал» областным предпринимателям было распределено 23 млн рублей. В соответствии с заключенными договорами между Комитетом и администрациями 17 муниципальных районов и Сосновоборского городского округа, планируется предоставить финансовую поддержку 60 субъектам МСП, которые обеспечат создание не менее 80 рабочих мест.

Возмещение затрат (до 80%) не распространяется на уставной капитал, приобретение недвижимости и легковых автомобилей, аренду помещений, выплату заработной платы, проектирование и возведение капитальных строений, приобретение рекламной продукции и ряд других целей. Отметим, что главным образом, субсидия «Стартовый капитал» способствует самозанятости граждан, находящихся в непростых жизненных условиях.

Планируется, что в 2019 году размер субсидии «Стартовый капитал» для предприятий и индивидуальных предпринимателей Ленинградской области будет увеличен до 700 тысяч рублей



Параллельно развитию рыночной экономики роль малого и среднего бизнеса непреклонно усиливается. Происходит явное изменение в государственной политике по вопросам модернизации данной отросли. Данная тема отражается как в принятии нормативно-правовых актов, так и в конкретных мерах государственной поддержкикоторая оказывается органам государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, важную роль играют статистические данные, указывающие на высокий темп развития малого предпринимательства в России, так оборот малых предприятий увеличился на 37,5 %с 2009 по 2014годы .

Стоить отметить огромную социальную значимость развития малого предпринимательства, что составляет 16,2 % от всей численности занятых в отечественной экономике. В своей деятельности малое и среднее предпринимательство сталкивается со значительными трудностями .

Первым шагом для организации поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства является четкое понятийное обособление объекта государственного регулирования.

Над понятием предпринимательства работали многие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые. На сегодняшний день, предпринимательскую деятельность,согласно российскому законодательству, можно определить как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке .

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации занимает отдельное место. Являясь частью государственной социально-экономической политики, она представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание содействия в продвижении производимых ими товаров.

Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект .

Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства Концепция выделяет решение следующих задач :

 формирование правовой среды, обеспечивающей развитие сферы малого предпринимательства;

 финансовое обеспечение государственной поддержки предпринимательства;

 формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

 повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательстваявляются :

 формирование инфраструктуры поддержки и развития,

 создание льготных условий использования государственных финансовых, материально- технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий,

 установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности,

 поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых научно- технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами,

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определённые рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.

Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определённых субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, что такое деление является условным, так как, в конечном счете, государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности. Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки, являются его элементами .

Отметим наиболее важные из них. Первый элемент — это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий. Второй элемент — это программы развития малого предпринимательства. Меры по поддержке малого бизнеса должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального).

Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п. .

Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путём выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.

Экономические методыподразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово­-кредитные — это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредитов», т.е. процента, определяющего спрос на заёмный капитал и масштабы притока вкладов. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого и среднего бизнесаявляется прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Институционные методыгосударственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства .

Широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ .

Реализация указанных в Концепции предложений, имеет хорошие предпосылки в Приморском крае, где 12 октября 2015 года, вступил в силу Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Имея во многом схожие с ОЭС ТОР преференции для предпринимателей и инвестиционных инвесторов, данный статус предполагает значительно увеличить объем грузооборота в морских портах Приморского края и обеспечить создание высокотехнологичных конкурентоспособных производств в 15 муниципальных образованиях, где могут быть созданы свободные таможенные зоны.

Поддержав этот масштабный проект, выступая на Восточном экономическом форуме, Президент России В. Путин поручил российскому правительству распространить его на все ключевые морские порты Дальнего Востока .

Осуществление данного проекта невозможно без изменения действующего налогового законодательства, в связи с чем, планируется создание специального налогового режима — Свободный порт Владивосток, который будет носить преимущества, как для существующих компаний, так и для вновь созданных.

На стадии обсуждения создания специального налогового режима рассматриваются следующие льготы для действующих предпринимательских структур в части налоговых платежей :

 Отчисления во внебюджетные фонды;

 Налог на прибыль организаций;

 Налог на имущество организаций;

 Земельный налог.

Для вновь созданных предпринимательских структур также имеются льготы по налогам.Налогоплательщики ЕН СПВ имеют преференции по следующим видам налогов:

 Налог на прибыль организаций

 Налог на добавленную стоимость

 Налог на имущество организаций

В первые 5 лет после создания свободного порта согласно последней редакции закона, предприятия получают более чем в 2 раза уменьшенную налоговую нагрузку, которые могут быть инвестированы в дальнейшее развития предприятия. Также данные льготы помогут молодым предприятиям быть конкурентными наравне с иностранными предприятиями, что возможно за счет снижения цены продукции, снижения стоимости основных фондов .

Таким образом, при введении специального налогового режима свободный порт Владивосток предприятия получат серьезные налоговые преференции, что не может не облегчить их предпринимательскую деятельность и стимулировать создание новых субъектов хозяйствования, способных обеспечить эффективное функционирование зоны Свободного порта и приведет к позитивным сдвигам в экономике Приморского края.

Литература:

  1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. – Чита, 2011. – 441с.
  2. «Свободный порт Владивосток»: обсуждение с участием экспертов во ВГУЭС // URL: http://www.vvsu.ru/latest/article/10836931/svobodnyy_port_vladivostok_obsuzhdcnie
  3. Корень А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика.- 2014. — № 41.-С. 99-103.
  4. Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в РФ// Pandia.URL: http://pandia.ru/text/category/politika_v_rossii/
  5. Латкин А.П. Свободный Порт Владивосток: реальные возможности и перспективы // ВНП — март 2015 г. — №5.
  6. Проект федерального закона «О свободном порте Владивостока» // URL: http://regulation.gov.ru/project/23284.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=1677
  7. Царева Н.А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №1 (54). — С. 981-987.
  8. Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — №3.1. — С. 183-196.

Субъекты малого и среднего бизнеса, имеющие статус «социальное предприятие», получат поддержку — им выделят из городского бюджета субсидии в размере до одного миллиона рублей. Эти средства пойдут на приобретение оборудования, а также компенсацию части затрат на оплату коммунальных услуг. Соответствующее постановление подписал Сергей Собянин.

К социальному предпринимательству можно отнести деятельность субъектов малого и среднего бизнеса при выполнении одного из следующих условий:

— обеспечение занятости работников из социально уязвимых категорий (инвалиды, пенсионеры, граждане предпенсионного возраста и другие);

— реализация продукции и услуг, произведенных инвалидами и другими работниками из социально уязвимых категорий;

— производство товаров (выполнение работ или оказание услуг), предназначенных для граждан из социально уязвимых категорий, таких как средства реабилитации инвалидов, социальное облуживание и другое;

— осуществление общественно полезной деятельности (образовательная, культурно-просветительская).

В соответствии с постановлением в случае признания компании социальным предприятием она сможет получить одну или несколько мер поддержки:

— компенсацию до 70 процентов затрат на оплату коммунальных услуг — в нынешних условиях это является важнейшей антикризисной мерой;

— компенсацию процентов по кредиту на поддержку (развитие) деятельности и приобретение оборудования — максимальный размер компенсации составит 5,5 процента (ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации) по кредитам на поддержку (развитие) деятельности и приобретение зарубежного оборудования, в случае приобретения отечественного оборудования максимальный размер компенсации может быть увеличен до 10,5 процента (ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации плюс пять процентов);

— компенсацию части затрат на лизинг оборудования — до 25 процентов лизинговых платежей при закупке импортного и до 35 процентов при закупке отечественного оборудования;

— компенсацию части затрат на приобретение оборудования и оплату коммунальных услуг за счет собственных средств — при приобретении импортного оборудования максимальный размер компенсации составит 25 процентов расходов, при покупке оборудования российского производства сумма компенсации может быть повышена до 35 процентов.

Компания может использовать один или несколько видов поддержки, но общий размер субсидии составит не более одного миллиона рублей в год.

Формы государственной поддержки субъектов малого бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *