Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Социальное поведение личности — сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность .

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) — субъективного (внутреннего).

В науке управления извечен вопрос: кем или чем должен управлять руководитель? На кого он направляет свое воздействие — на личность или на организацию? До недавнего времени большинство ученых решало этот вопрос в пользу организации. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, прибылью, организацией в целом. Именно такая постановка вопроса составляет культуру современного управления.

Подчиненный, как правило, полностью сложившаяся личность, связанная господствующими общественными нормами, обладающая своими индивидуальными чертами, испытавшая значительное влияние многих предшествующих групп (причем далеко не всегда положительное влияние).

Поведение подчиненного в тех или иных ситуациях складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В целом характер нашего поведения подвержен постоянному воздействию различных внутренних и внешних факторов.

К основным внутренним факторам можно отнести:

­ исполнение определенной социальной роли;

­ соответствующий статус в организации;

­ степень эмоциональной близости с окружающими;

­ предшествующий жизненный и профессиональный опыт;

­ принадлежность к определенной культуре и субкультуре;

­ конкретная ситуация и тема разговора;

­ настроение в данный момент.

Наряду с внутренними факторами, значительное влияние на поведение сотрудника оказывает ряд внешних факторов:

­ социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;

­ ожидание определенного поведения от сотрудника;

­ ориентация на определенные стереотипы поведения, одобряемые в организации .

Было бы неправильно представлять, что внешние и внутренние регуляторы существуют, относительно независимо друг от друга. Здесь они рассмотрены отдельно не по принципиальным соображениям, а скорее с дидактическими целями. В действительности между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. При этом важно отметить два обстоятельства. Во-первых, творцом преобладающего числа внешних регуляторов, включая и преобразованную окружающую действительность, является человек с его субъективным, внутренним миром. Значит, «человеческий фактор» изначально включен в систему детерминант социального поведения личности. Во-вторых, в понимании диалектики внешних и внутренних регуляторов наглядно реализуется диалектико-материалистический принцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу, внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант.

Усвоение человеком выработанных обществом норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы. С их помощью он предписывает, нормативно задает себе свою личностную позицию в мире социальных отношений и взаимодействий, вырабатывает формы социального поведения, в которых реализуется процесс становления, динамика его личности. Личностные кормы соотносятся с представлениями человека о себе. Нарушение этих норм вызывает чувство дискомфорта, вины, самоосуждения, потерю уважения к себе. Выработка и следование этим нормам в поведении связано с чувством гордости, высокой самооценкой, самоуважением, уверенностью в правильности своих действий.

Перейти на страницу: 1 2

Приказ об утверждении должностных инструкций в 2019 году

Трудовая функция каждого сотрудника содержится в его трудовом договоре. На вопрос детализации трудовой функции, должностных обязанностей и прав, пределов ответственности существуют два взгляда:

  • первый — вся детализация излагается в трудовом договоре или в приложении к нему;
  • второй — необходимые положения утверждают отдельным локальным нормативным актом, который имеет название должностная инструкция.
  • Приказ об утверждении должностных инструкций, образец

    • при создании новых штатных единиц в структуре предприятия;
    • при изменении технологии производства;
    • в случае изменения законодательных актов, регламентирующих трудовую функцию работника и т.д.
    • Персонал и руководство коммерческих организаций, как правило, к данному вопросу подходят намного проще:

    • руководитель своей визой утверждает новый документ;
    • сотрудник отдела кадров доводит его положения до сведения персонала (кого касается);
    • сотрудники знакомятся с новым документом, ставят свои подписи в подтверждение ознакомления и получают копию.
    • В бюджетных организациях или в компаниях с присутствием государственного капитала — все намного более формализовано.

      Приказ об утверждении должностных инструкций в ДОУ выглядит примерно следующим образом:

      Трудовая функция воспитателя или нянечки в садике стабильна уже на протяжении многих лет, однако и здесь периодически возникает необходимость внесения изменений. Распоряжение в данном случае будет выглядеть следующим образом:

      Приказ об утверждении должностных инструкций в школе аналогичен детсадовскому, с разницей в наименовании учебных заведений.

      Механизм внесения изменений такой же.

      Здесь работают настоящие бюрократы.

      Например, приказ об утверждении должностных инструкций Газпрома:

    • ставит задачи сразу нескольким подразделениям;
    • устанавливает контрольные сроки;
    • определяет конкретных ответственных должностных лиц;
    • уточняет порядок взаимодействия при подготовке данных документов и т.д.
    • Образец выглядит следующим образом:

      Четко определенных требований к формулировкам такого вида распоряжения в трудовом законодательстве не существует, однако он должен содержать:

    • наименование документа;
    • текстовый блок с формулировкой, объясняющей причину издания распоряжения «В связи с необходимостью. «;
    • Далее текст разбивается на пункты. В них входит информация об:

    • утверждении и введении в действие инструкции с указанием профессий и даты;
    • положение об ознакомлении принятых на работу сотрудников с содержанием инструкции;
    • сведения о контроле руководителя за выполнением данных указаний.
    • Документ должен быть подписан руководителем фирмы.

      Приказ о введении инструкций в организации считается нормативным актом, по которому с работника можно спросить за качество и объем выполняемой работы, снизить или увеличить размер премиального вознаграждения.

      Отдельными ведомственными приказами утверждены типовые документы, которые можно использовать при подготовке распоряжений на местах.

      В качестве примера приведем следующие правовые акты:

    • Приказ Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 N 645;
    • Приказ ФСИН России от 05.06.2008 N 379 ;
    • Приказ МВД России от 12.01.1998 N 19.
    • Приказ об утверждении должностных инструкций в 2019

      Как составить приказ об утверждении должностных инструкций

      Начинается порядок разработки и утверждения должностных инструкций с изучения требований к конкретной должности. Форма приказа может быть свободной. Традиционно в ее начале переписывается шапка фирменного бланка учреждения и наименование документа с датой его оформления. Далее указывается, о чем этот приказ – в данном случае об утверждении и последующем введении в действие должностных инструкций. После слова «приказываю» идет перечень должностей, для которых осуществляется утверждение. В скобках возле каждой должности необходимо упомянуть ссылку на соответствующее приложение. Также в тексте должно быть распоряжение от работодателя довести выше написанный текст до сведения персонала и обеспечить штат копиями.

      Особенностью этого документа является распоряжение об отмене ранее действующих указаний. Следующим пунктом утверждаются новые редакции документов. В данном случае указываются более тридцати различных должностей:

      • Сторожа;
      • Дворника;

      Приказ об утверждении штатного расписания является нормативным локальным актом, который необходим любому предприятию, поскольку именно…

      Командировка сотрудника по служебным делам всегда оформляется специальным приказом. Он издается именно в связи с…

      Должностная инструкция является разновидностью организационного документа. Ее содержание описывает права/обязанности отдельного сотрудника. Работодателем такой документ составляется для каждой должности на предприятии – как для работников, так и для руководителей. Опираясь на текст этого документа, каждый сотрудник может понять, где заканчивают его обязанности и начинаются обязанности человека, работающего на другой должности. Особое значение приобретает должностная инструкция в том случае, если при оформлении трудовых договоров не указываются обязанности отдельных работников. Редакция данного документа должна быть утверждена специальным приказом.

      Приказ об утверждении должностных инструкций в ДОУ

    • Лаборанта;
    • Приказ об изменении должностных инструкций

      В нем сначала записывается, что является основанием для официального оформления изменений. В конкретном случае вносятся изменения в должностные инструкции из-за перехода образовательного учреждения на систему обучения по требованиям ФГОС НОО. В перечень распоряжений включается ознакомление работников с распоряжением работодателя. Также руководитель указывает в тексте лицо, ответственное за исполнение. В конце руководитель ставит свою подпись, а работники, которых коснулись изменения, своими подписями подтверждают факт ознакомления.

      Утверждение дополнений в должностной инструкции

      В нем прописана ответственность для работников (часто определенные разделы упускаются в тексте основного документа по должности). Само распоряжение об оформлении дополнений составляется стандартно. Факт утверждения дополнения должен быть оформлен в письменном виде. Для этого берется фирменный бланк учреждения и прописывается соответствующее наименование распоряжения – приказ о внесении дополнений. Далее перечисляются должности и ссылки на приложения с указанием конкретных поправок в изначальной редакции. Подтверждает распоряжение работодатель при помощи своей подписи.

      Если проступки при выполнении обязанностей чреваты для работников различными дисциплинарными взысканиями, то успехи должны сопровождаться…

      График отпусков должен быть составлен не позже, чем за 14 дней до окончания календарного года.…

      Согласно Законодательной базе и статье 123 ТК РФ, каждый сотрудник имеет право в течение года…

      Инвентаризация представляет собой масштабную проверку имущества, которое находится на балансе предприятия. Помимо фактического наличия имущества,…

      В нем указаны распоряжения по утверждению целого ряда документов с набором правил для различных должностей в детском саду – в основном, педагогов разнообразных направлений. В данном случае работодатель оставил ответственность исполнения за самим собой. В конце руководитель ставит свою фамилию с инициалами, а также подпись.

      Утверждение должностных инструкций в школе

    • Учителя-предметника;
    • Классного руководителя;
    • Заведующего воспитателя и т.д.
    • Это распоряжение вводит в действие большое количество новой документации, разграничивающей обязанности. Без существования приказа в этой редакции являлись бы возможными трудовые споры. Например, если в трудовом договоре точно не установлен список обязанностей, то не так легко установить, за что отвечает социальный педагог, а за что – педагог-организатор. После утверждения документов со списком обязанностей для работников записывается, когда вступает в действие этот распорядительный акт, а руководитель (в данном случае директор) ставит подпись.

      Чтобы должностные инструкции были наделены соответствующей юридической силой, необходимо соблюдать механизм их введения в действие, так как наличие этих локальных актов является жизненно необходимым для нормального функционирования предприятия.

    • Инструкция как приложение к трудовому соглашению – утверждается сформированное ранее приложение.
    • оглавление бумаги;
    • дата и место составления;
    • цель издания документа, к примеру, «в целях исполнения требований Трудового законодательства»;
    • Если же компания небольшая, то приказ может составлять секретарь, делопроизводитель или юрист предприятия, который по совместительству может замещать должность кадрового работника.

      В зависимости от того, к какой форме организация имеет отношение, формируется документ, учитываются нюансы его формирования.

      Однако в любом случае приказ должен составляться с соблюдением всех правил делопроизводства. Он складывается из нескольких блоков:

    • Итоговый – должны поставить подписи все лица, которых коснулось распоряжение руководителя.
    1. Утверждаю.
    2. Должностная инструкция на предприятии является основополагающей документацией, регулирующей все обязанности и права работника, если эти особенности не прописаны в трудовом соглашении.

      Отсюда следует, что в данном случае документ не имеет особых отличий от прочих составляемых по предприятию приказов, главное соблюдать структурирование, формировать на фирменном бланке и не допускать ошибок.

      Распоряжение об утверждении инструкции в данном случае должно содержать сведения о предназначении – для сотрудников государственного бюджетного учреждения, такой-то школы, указать ее место нахождения и номер.

      Приказы об утверждении должностных обязанностей и функций могут решать сразу несколько задач:

    3. Устанавливать сроки для их исполнения.
    4. Обязывать определенных лиц на контроль над выполнением поставленных задач.
      1. Для внесения изменений в должностные инструкции руководитель подразделения-инициатора обязан в течение 3 дней обратиться в правовой отдел с соответствующим заявлением.
      2. В остальном составляется указ согласно принятым шаблонам.

        Образец распоряжения руководителя об утверждении

        Об утверждении должностных инструкций

        В связи с реорганизацией предприятия вносятся изменения в функциональные и должностные обязанности штата.

        Утвердить с 29.01.2019 года следующие должностные инструкции:

      3. уборщицы (приложение 5);
      4. дворника (приложение 6);
      5. секретаря (приложение 8);
      6. диспетчера (приложение 12);
      7. нормировщика (приложение 13).
      8. Донести до сведения работников данную редакцию под роспись в Листе ознакомления до 2.02.2019 года вменяется сотруднику отдела кадров Ершову А.А.

        Составленный надлежащим образом утвердительный лист обеспечит юридической силой всю процедуру утверждения и внесения изменений, что не оставит для проверяющих органов и малейшей частицы сомнений.

        Согласно Письму Роструда №4412-6 от 2007 года, работодатель сам вправе регулировать процесс формирования должностных инструкций и дополнений к ним, обычно для этой цели составляется специальное положение.

        Именно в нем указана необходимость в издании распоряжения.

        Приказ об утверждении, как и прочие бумаги, формирующие личную документацию рабочих, а также участвующие в подготовительной работе согласно п. 657 Приказа Минкультуры России №558 хранятся в архиве предприятия или компаний, предоставляющих подобные услуги не менее 75 лет.

        Так как законодателем не предусмотрен конкретный алгоритм действий при введении в действие должностной инструкции, то работодатель сам вправе определять его ход. Но утверждение документа необходимо в любом случае перед его использованием, при этом одним приказом доступно вводить в действие несколько инструкций.

        В случае формирования обязанностей для нового работника приказ должен быть индивидуальный.

        Особенности составления и образца приказа об утверждении должностной инструкции

        Варианты подготовки и реквизиты

        Так как документация по инструктажу штата может быть двух вариантов, то и утверждающие бумаги составляются разными способами с совершенно отличающимся смыслом:

      9. Инструкция как самостоятельный документ – издается указ об утверждении новой редакции документации или же о внесении правок.
      10. Кроме этого, если инструкция формируется в качестве новой редакции необходимо изначально отменить старую документацию отдельным указом и составить новый на утверждение составленной редакции.

        В нем указываются следующие данные:

      11. название организации;
      12. регистрационный номер;
      13. после этого следует поставить слово «Приказываю»;
      14. перечень документов, которые следует утвердить с указанием должностей, которых нововведения коснулись;
      15. условия формирования – ознакомление сотрудников с соответствующим перечнем должностных инструкций;
      16. обозначить ответственные лица за утверждение документ и ознакомление с ним сотрудников;
      17. подписи руководителя и работника данные, которого указаны в документе.
      18. Кому вменяется его составление

        Составляется приказ на большом предприятии отделом кадров, так как именно в компетенцию этих специалистов входят такие полномочия.

        Структура документа в зависимости от специализации компании

      19. Констатирующий – идет описание причины для составления приказа.
      20. Распорядительный – распоряжение директора об утверждении документации.
      21. При этом все графы должны начинаться со слов:

      22. Приказываю.
      23. Разработать.
      24. Создать и прочие.
      25. Такой приказ должен содержать перечень существующих на предприятии должностей, так как его доступно формировать один для всех представленных к утверждению документов.

        Чтобы ввести в действие инструктаж для нового работника, необходимо издавать отдельный распорядительный бланк.

        В данном учреждении должностные инструкции являются неотъемлемой частью рабочей документации, особенно при введении в действие современных методик воспитания детей и подачи им информации.

        В данном случае применяются те же шаблоны, что и при формировании распорядительных бумаг в школах – так как для воспитателей и нянечек обязанности и функции к исполнению существуют уже годами в нормативных актах, утверждение в таком случае требуется в особенные моменты при формировании новой редакции документации.

        В таких учреждениях собраны только самые высококлассные специалисты, знающие все тонкости бюрократии.

      26. Обязывать по достижению целей сразу несколько подразделений.
      27. Описывать каким образом они должны взаимодействовать в процессе подготовки документов и прочее.
      28. Распоряжение после слова «Приказываю» в данном случае содержит примерно такой текст:

      29. Правовой отдел обязан: в течение 3 дней рассмотреть заявление, в течение последующих 3 дней разработать новую редакцию инструкции, в течение 1 дня согласовать с заявителем, в течение 1 дня вносить правки, на следующий день передать на утверждение.

      Стандартная форма указа выглядит примерно следующим образом.

      Предприятие ООО «Алмаз»

      28 января 2019 года №165-лн

    5. главного бухгалтера (приложение 1);
    6. кадрового работника (приложение 2);
    7. инженера-технолога (приложение 3);
    8. штатного рабочего производственного цеха (приложение 4);
    9. кладовщика (приложение 7);
    10. специалиста отдела кадров (приложение 9);
    11. специалиста по охране труда (приложение 10);
    12. подсобного рабочего (приложение 11);
    13. Считать утратившими юридическую силу должностные инструкции, утвержденные от 2.01.2019 года приказом руководителя.

      Контроль над исполнением требования выполнить начальнику отдела кадров Астафьевой Л. И.

      Генеральный директор Бочкарев Э. Е.

      Сотрудник отдела кадров Ершов А. А.

      Начальник отдела кадров Астафьева Л. И.

      Необходимость в утверждении инструкции

      Можно эту особенность опустить, если такой порядок допустим локальными внутренними актами, и использовать только гриф утверждения на первой странице должностной инструкции.

      Вебинар по нюансам составления и использования должностных инструкций размещен ниже.

    УДК 371.134:81

    Л. Д. Пономарева (Магнитогорск, Россия) О. В. Дорфман (Магнитогорск, Россия)

    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

    Аннотация. Методическая компетентность учителя выступает объектом новейших исследований в области дидактики. Развитие профессиональной методической компетентности учителя русского языка является актуальной проблемой современной образовательной среды. В статье характеризуются трудовые функции учителя русского языка в связи с новыми достижениями русистики и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Особое внимание уделено ИКТ-компетентности учителя, выступающей необходимым условием осуществления инновационной образовательной деятельности. Авторами рассмотрены положения, содержащиеся в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: функциональная карта вида профессиональной деятельности, трудовые функции и трудовые действия, характеризующие учителя русского языка. ИКТ-компетентность анализируется в контексте методических рекомендаций, предъявляемых ЮНЕСКО (Редакция 2.0): подходы к информатизации и требования, предъявляемые к учителям. В ходе исследования использованы методы сравнительного анализа, синтеза и логического обобщения. Авторами дан анализ научных изысканий в области методических исследований А. В. Антоновой, Н. С. Болотновой, И. М. Клименко, Т. Н. Сокольницкой. На основе проведенного исследования авторы приходят к заключению, что к изменению роли учителя русского языка, к появлению новых методов и организационных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов ведет не только информатизация образования, но и нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность. Инновационная организация учебной среды возможна в ходе осуществления предписываемых Профессиональным стандартом «Педагог» трудовых действий. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об информатизации филологического образования в школе.

    Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, трудовая функция, учитель русского языка, ИКТ-компетентность.

    С начала XXI века образовательная система динамично развивается: содержание обучения становится практикоориентированным, учащиеся выступают полноправными участниками учебного дискурса, получают возможность двигаться по собственной образовательной траектории. Реформирование образования, обусловленное, в первую очередь, изменениями социальной среды, социокультурной ситуацией, привело к корректировке требований, предъявляемых к современному учителю.

    Проблемам профессиональной компетентности учителя русского языка посвящены труды ученых-методистов Н. С. Болотновой, А. Д. Дейкиной, Т. К. Донской, Н. А. Ипполитовой, Л. К. Лыжовой Л. А. Ходяковой, Е. Г. Шатовой и др. С опорой на идеи Г. А. Бордовского, В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной, разработчиков компетентностного подхода, Т. Н. Сокольницкая вводит понятие «методической компетентности» учителя русского языка, которая характеризуется как потенциальное состояние, готовность к осуществлению профессиональных действий. Признаками методической компетентности учителя выступают «основы его профессиональной деятельности; характеристика учителя русского языка на постдипломном этапе его профессионального педагогического образования, проявляющаяся в профессиональной методической деятельности; результаты методической подготовки и методического опыта учителя; в качестве аксиологической составляющей выступает профессионально-личностная характеристика» .

    Сходное понимание компетенции учителя и у А. В. Антоновой, И. М. Клименко,

    которые определяют ее как «потенциальную активность, готовность и способность учителя к определенному виду деятельности» , в то время как компетентность выступает как «интегративное качество личности учителя, проявляющееся в успешной реализации совокупности компетенций в педагогической деятельности» .

    Относительно недавно вопросами педагогической компетенции стали заниматься на государственном уровне. С 1 января 2017 г. (согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты № 1115н от 25 декабря 2014 г.) для организации обучения и аттестации работников должен применяться профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден Приказом № 544н от 18 октября 2013 г.) . Профессиональный стандарт представляет собой документ, в котором описаны трудовые функции, приведена функциональная карта вида профессиональной деятельности. Помимо характеристики обобщенных трудовых и общепедагогических функций (педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях; обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность; педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ), представлена трудовая функция модуля «Предметное обучение. Русский язык», которая состоит из описания трудовых действий, перечня необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности.

    Рассмотрим составляющие трудовой функции, предписанные стандартом.

    Помимо знания теории и методики преподавания русского языка — закономерного результата профессиональной подготовки — от учителя русского языка требуется владение не только основами лингвистической теории, но и знание перспективных направлений развития современной лингвистики и спектра ее приложений, доступных обучающимся. О необходимости учета учителем современных достижений речеведения в области культуры речи, риторики и неориторики, стилистики, филологического анализа текста, лингвокультурологии, лингвоперсонологии, когнитивной лингвистики, коммуникативной теории текста, фоносемантики, функциональной лексикологии, функциональной грамматики, коммуникативного синтаксиса в своих исследованиях пишет Н. С. Болотнова . Действительно, ФГОС стимулирует современного учителя к приобретению специальных знаний, способствующих развитию умения эффективно общаться с учащимися, обеспечивать интерактивное обучение, основанное на прямом взаимодействии обучаемых с областью осваиваемого опыта. В таком обучении существенно меняется роль учителя: его активность уступает место активности обучаемых, а в число задач входят внешнее управление, соорганизация взаимодействия участников, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи. Учитель, не владеющий материалом, не знающий актуальных достижений лингвистики, не сможет организовать вовлечение учеников в учебный процесс, обеспечить продуктивное освоение предметных знаний в области «Филология». Что касается указанного в стандарте знания контекстной языковой нормы и стандартного общерусского произношения и лексики, то владение ими должен демонстрировать каждый будущий учитель, закончивший обучение по профильным программам подготовки.

    Характеризуя перечень необходимых умений, которыми должен владеть учитель русского языка, следует отметить, что некоторые умения из указанных в стандарте требуют изменения профессиональной подготовки, что влечет за собой либо потенциальное изменение стандартов высшего и среднего профессионального образования по соответствующему профилю, либо обязательное повышение квалификации уже работающих учителей. К числу названных относятся следующие умения: «владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному»; «использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья» .

    Довольно большую группу составляют профессиональные умения, связанные с проявлениями речевой культуры: «вести постоянную работу с семьями обучающихся и

    местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы»; «проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона»; «проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся»; «давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни (интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики)» . Фиксированию местных языковых особенностей учитель может уделять время при обучении нормативному аспекту функционирования языка, при комментировании выполненной учащимися работы, анализе ответов на вопросы; оценивание повседневного употребления языка возможно как во время урочной (использование в качестве средства обучения), так и внеурочной деятельности (организация внеклассной работы, мероприятий воспитательной направленности).

    Вызывает вопросы формулировка умения «поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека» : не совсем понятно, имели ли в виду разработчики Стандарта необходимость переориентации учебных заданий, одобрение и поощрение как систему мотивации или что-либо иное.

    При анализе описываемых трудовых действий заметна рассогласованность их показателей. Понятны и востребованы такие действия, как: «обучение методам понимания сообщения»; «формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий»; «стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте»; «обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.» (несмотря на то, что использование в качестве дидактического материала журналистских текстов и рекламных продуктов применяется на сегодняшний день учителями крайне редко); «осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»»; «использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода, «народной лингвистики»» (школьники должны различать научный подход к изучению языка и популяризацию (исследования В. А. Чудинова, М. С. Задорнова)); «поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся»; «формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка» .

    Некоторые же трудовые действия, приписываемые учителям русского языка, нуждаются в комментариях: «формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав» (обучение культуре репродуцирования осуществляется в процессе организации научной деятельности; в учебниках русского языка не встречаются упражнения с указанными заданиями, довольно часто и сами упражнения составлены «по мотивам» упомянутого автора); «организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции»; «формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате» (формат публичных выступлений не является новаторским для школьной практики, он довольно часто используется в различных жанрах; невостребованным оказывается «гипермедиа-формат»: вовлечение обучаемых в построение медиа-текстов и их распространение в интернете не применяется при обучении русскому языку, следовательно, необходима дополнительная подготовка учителей-предметников); «моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха,

    организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д)»; «поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов» (если некоторые виды упомянутой профессиональной деятельности логично могут быть включены в ситуативное обучение в структуру урока русского языка (действительно, писательская, редакторская, корректорская и т.п. деятельность невозможна без владения русским языком, учета нормативного аспекта, функциональных особенностей), то не моделирование, а непосредственно создание анимационных и видеопродуктов на уроках русского языка вызывает вопросы — составляющие профессиональной компетентности учителей различных учебных дисциплин должны иметь определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания) .

    Не только названные выше трудовые действия, но и трудовая функция «обучение» требует владения учителем русского языка ИКТ-компетентностями: в стандарте различаются общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

    ЮНЕСКО в партнерстве с мировыми лидерами в области создания информационных технологий и ведущими экспертами в сфере информатизации школы разработала международные рекомендации, которые фиксируют требования к ИКТ-компетентности учителей — UNESCO’s ICT Competency Framework for Teachers . Разработчики утверждают, что учителя, которые обладают соответствующими компетенциями, способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы. Информатизация образования — многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей.

    Рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации школы , которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде (см. таблицу).

    Таблица

    Подходы к информатизации школы_

    Подходы к информатизации школы Требования, предъявляемые к учителям

    Применение ИКТ способность помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы

    Освоение знаний способность помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире

    Производство знаний способность помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, порождать новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества

    Новые информационные и коммуникационные технологии помогают создавать небывалые по своим возможностям быстро развивающиеся образовательные среды, стирать границы между формальным и неформальным образованием, побуждают педагогов искать новые организационные формы и методы учебной работы, развивать у школьников способность учиться. В конечном счете, информатизация образования требует переосмыслить навыки и компетенции, которые необходимы не только учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками, но и учителям для формирования профессиональных компетенций.

    Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов. Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса.

    Умения, которыми должен обладать такой учитель, предполагают способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развитие ИКТ-грамотности учащихся, обеспечение освоения ими знаний и способности производить новые знания.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Профессиональное развитие учителей становится ключевым элементом совершенствования образовательной системы. Однако профессиональная переподготовка оказывает свое влияние только тогда, когда она направлена на конкретные изменения в работе учителей.

    Введение нового профессионального стандарта неизбежно повлечет за собой изменение Федеральных государственных образовательных стандартов и перестройку профессиональной подготовки, расширение ее практико-ориентированной составляющей, развитие ИКТ-компетентности учителей русского языка, позволяющей обеспечить становление открытой образовательной среды.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Антонова А. В., Клименко И. М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя // Педагогическое образование в России. 2014. № 6.С. 81-86.

    2. Болотнова Н. С. Особенности содержания профильной подготовки учителей русского языка в свете новой лингвистической парадигмы и требований ФГОС основного общего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 10. С. 202-204.

    L. D. Ponomareva (Magnitogorsk, Russia), O. V. Dorfman (Magnitogorsk, Russia)

    THE RUSSIAN TEACHER’S METHODICAL COMPETENCE IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

    Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *