Формирование единого информационного пространства России

Генерал-майор запаса В.К.Копытко, доктор военных наук, профессор, академик АВН;

полковник В.Н.Шептура, кандидат военных наук, доцент

Концепция развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации до 2025 года одной из главных целей определяет гарантированное управление войсками (силами) и оружием в едином информационном пространстве (ЕИП).

В существующих концептуальных документах под единым информационным пространством Вооруженных Сил Российской Федерации понимается совокупность всех информационных ресурсов Вооруженных Сил, упорядоченная по единым принципам и правилам формирования, формализации, хранения и распространения.

Необходимость создания единого информационного пространства Вооруженных Сил обусловлена появлением новых форм и способов ведения вооруженной борьбы и соответствующих способов управления этой борьбой, например, сетецентрического управления войсками и оружием; использованием в процессах управления современных информационных и телекоммуникационных технологий; повышением требований к Вооруженным Силам в условиях их перехода на новый облик.

Отставание Российской Федерации в развитии технологий имитации и моделирования ситуаций, прогнозирования и поддержки принятия решений от 5 до 10 лет, а в области разработки компьютерных технологий и автоматизированном управлении – более чем на 10 лет, по оценкам экспертов является серьезной угрозой обороноспособности государства.

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов с участием США и НАТО показал, что существует возможность обеспечения высокой скорости передачи информации по компьютерным сетям до 1,5 млрд слов в минуту, что позволяет сократить цикл управления войсками более чем в 2,5 раза.

Анализ процессов реализации достижений в области современных информационных технологий позволил установить основные подходы к формированию единого информационного пространства в зарубежных армиях. В основном они направлены на достижение главной цели – установление значительного роста качества информационного обеспечения управления боевыми действиями, на что затрачиваются значительные объемы экономических, технологических и интеллектуальных ресурсов государств.

В Вооруженных Силах Российской Федерации построение единого информационного пространства регламентируется целым рядом документов, содержание которых предусматривает удовлетворение информационных потребностей органов военного управления (ОВУ) за счет совершенствования информационной поддержки принятия решений (рис. 1).

Однако в этих документах содержится различное толкование сходных базовых терминов инфосферы управления войсками (силами). Это не позволяют правильно сформировать дерево целей и четко установить этапы и сроки создания единого информационного пространства.

Рис. 1. Концептуальные документы создания единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации

По нашему мнению, единое информационное пространство Вооруженных Сил представляет собой специальным образом упорядоченную и взаимосвязанную совокупность информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, организованных и функционирующих во времени и пространстве (в космосе, воздухе, море и на суше), с целью повышения качества управления Вооруженными Силами и оружием в мирное и военное время.

Мировой опыт создания сетевых информационных структур показывает, что архитектура единого информационного пространства Вооруженных Сил должна обеспечивать возможность рационального сочетания централизованного и распределенного использования информации на всех уровнях управления. Кроме того, она должна обладать гибкой системой обеспечения, состоящей из организационного, программного и технического компонентов (рис 2).

Рис. 2. Архитектура единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации

Объективно существующее информационное пространство Вооруженных Сил в настоящее время нельзя считать единым вследствие нерешенности ряда проблем организационного характера. Рассмотрим их несколько подробнее.

Отсутствие в концептуальных и уставных документах, регламентирующих формы и способы ведения военных действий, определения места, роли и порядка использования единого информационного пространства. Это особенно актуально для тактического звена управления, где активно применяются современные сетевые технологии, в том числе и самоорганизующиеся, такие как Mesh-технологии. Данная система – один из элементов сетецентрических способов организации связи, разведки и ведения боевых действий.

Создание виртуальных пунктов управления и распределенных узлов связи потребует пересмотра не только алгоритма работы командующего и штаба, но и всего комплекса отрабатываемых должностными лицами ОВУ документов. Об этом необходимо думать уже сейчас и вырабатывать соответствующие предложения для их последующего включения в боевые уставы и наставления.

Одной из основных проблем в области формирования единого информационного пространства является несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей формирование, тиражирование и использование информации, что не позволяет обеспечить реализацию ряда требований как к информации и информационному обеспечению, так и к управлению Вооруженными Силами в целом.

Многие документы (особенно регулирующие порядок обработки информации закрытого характера) ориентированы на устаревшие бумаж­ные технологии и не учитывают особенностей обработки и передачи информации в АСУ. Чего стоит одно только требо­вание запрета копирования или учета всех копий того или иного документа или запрет на использование флеш-карт в работе.

В качестве направлений выхода из сложившейся ситуации является разработка концептуальных положений и согласованной норматив­ной правовой базы по ведению военных действий с учетом специфики современной инфосферы управления войсками и преимуществ единого информационного пространства.

Следующей проблемой организационного характера является отсутствие органов, обеспечивающих координацию работ по созданию, тиражированию и использованию информации (информационных ресурсов).

До настоящего времени в Вооруженных Силах не создано целостной структуры руководства информационными ресурсами на всех уровнях управления. Так, для обеспечения использования информационных ресурсов в Генеральном штабе имеется Главный вычислительный центр, однако в военных округах и общевойсковых армиях эти задачи решать на повседневных пунктах управления некому, так как центры АСУ ликвидированы. В полевой составляющей все наоборот: в военных округах и общевойсковых армиях в составе бригад управления созданы центры автоматизированных пунктов управления, а в Генеральном штабе в составе полевого узла связи Генерального штаба такое подразделение отсутствует.

Решение данной проблемы видится в возложении этой функции на службу информационных ресурсов Вооруженных Сил, которая должна обеспечить централизованное руководство процессами создания, ведения и развития единой информационной среды. Структурными элементами службы информационных ресурсов Вооруженных Сил должны стать информационные органы и подразделения при штабах всех звеньев управления (рис. 3).

Рис. 3. Структура службы информационных ресурсов Вооруженных Сил и структурных подразделений, обеспечивающих функционирование единого информационного пространства (вариант)

Рассматривая организационные аспекты создания единого информационного пространс­тва нельзя обойти стороной острейшую проблему недостатка квалифицированных специалистов, владеющих навыками работы с прикладными программами и эксплуатацией АСУ.

Для ее решения в вузах должен быть взят курс на повышение компьютерной грамотности курсантов и слушателей. У кандидатов на поступление в ввузы должны проверяться навыки работы с прикладными программами. Для этого должны быть скорректированы учебные программы в сторону увеличения практической работы на ПЭВМ, а также организованы факультативные курсы по практическому освоению информационных технологий. Кроме того, для целенаправленной подготовки специалистов в области информатизации в учебные программы ввузов необходимо включить дисциплину «Информационные технологии».

Одной из основных проблем методического характера, решаемой в ходе развертывания единого информационного пространства, является отсутствие единства методологии построения технической основы системы управления Вооруженных Сил и ее элементов, особенно автоматизированных систем управления.

Эта проблема характеризуется несоответствием упомянутой основы стандартам, положенных в основу создания автоматизированных систем управления, а также принципам открытос­ти. Ее решение видится в воссоздании Института главного конструктора АСУ Вооруженных Сил, в разграничении функций и задач между органами военного управления, отвечающими за развитие системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации и информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательскими организациями, ввузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а также в разработке и внедрении взаимосвязанной системы стандартов на основе международных и национальных стандартов.

Высокие темпы развития информационных технологий предполагают постоянное научное сопровождение развития компонентов единого информационного пространства Вооруженных Сил. Сегодня назрела необходимость объединения НИР и начальных этапов ОКР по разработке (модернизации) элементов технической основы системы управления Вооруженными Силами.

При создании единого информационного пространства значительную часть занимают технологические проблемы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Существующая АСУ Вооруженных Сил имеет ярко выраженную стволовую архитектуру и не обеспечивает взаимодействия на всех уровнях управления, техническую и информационную совместимость автоматизированных систем военного назначения.

В настоящее время на обеспечении войск находится почти 300 различных систем связи и АСУ военного назначения. При этом на рабочем месте операторов порой установлено по два-три компьютера из различных комплексов, поскольку системы не увязаны между собой. Решение этой проблемы состоит в реализации следующих направлений: сопряжение унаследованных систем; поэтапная модификация и создание новых функциональных подсистем.

В результате работ по интеграции и информационной совместимости приоритетных унаследованных систем должна быть обеспечена адресность и оперативность предоставления необходимой информации, что позволит сократить численность личного состава, задействованного в информационном обмене, а также количество средств вычислительной техники на пунктах управления.

На сегодняшнем этапе создания единого информационного пространства в Вооруженных Силах применяются средства связи и автоматизации, многие из которых не обеспечивают работу по высокоскоростным цифровым каналам.

Анализ работы существующих вычислительных сетей показал, что действующие комплексы и средства АСУ обеспечивают работу преимущественно по низкоскоростным цифровым каналам. С одной стороны, это поддерживает высокие показатели устойчивости управления и безопасности информации, а с другой – ведет к увеличению затрат на содержание аналоговых каналообразующих систем и снижению оперативности управления.

Именно поэтому Президентом Российской Федерации поставлена задача обеспечить войска (силы) качественной и надежной цифровой связью вплоть до отдельного военнослужащего, вооружения и военной техники.

Для решения этой проблемы необходимо создавать унифицированные цифровые комплексы и средств связи и автоматизации, в также широко использовать средства двойного и гражданского назначения.

Использование средств двойного назначения и объектов инфраструктуры одновременно в интересах как обороны, так и всего экономического комплекса страны направлено на более экономное расходование ресурсов. Экономия, например, посчитанная только для средств связи и телекоммуникаций, за счет «совмещения функций» мирного и военного назначения может составить до 30% от общего объема расходов, требуемых на раздельное строительство и эксплуатацию этих средств.

Существующая система связи Вооруженных Сил базируется на аналоговых средствах и не обеспечивает в полном объеме применение современных цифровых технологий.

В «Стратегии развития информационно-телекоммуникационных технологий в Министерстве обороны Российской Федерации», основным направлением развития системы связи Вооруженных Сил определено создание ее эшелонированной архитектуры с организацией наложенных сетей и внедрением передовых сетевых технологий. В 2009 году на объектах Министерства обороны начато выполнение работ по оснащению пунктов управления и узлов связи типовыми комплектами цифрового телекоммуникационного оборудования, средствами вычислительной техники и включение их в единую полносвязную ведомственную телекоммуникационную сеть. До 2015 года эти работы будут проведены на всех остальных объектах, включая военкоматы, госпитали, высшие военные учебные заведения.

Особая роль в этом отводится спутниковым системам связи. Для обеспечения Вооруженных Сил минимально необходимым спутниковым ресурсом в период 2010–2013 годов планируется вывести на орбиту новые космические аппараты Единой системы спутниковой связи второго этапа, а с 2015 по 2020 год – перспективные космические аппараты третьего этапа. Это позволит удовлетворить потребность Вооруженных Сил в услугах спутниковой связи с прямой ретрансляцией, а к 2015 году – в услугах помехозащищенной связи в режиме обработки сигнала на борту.

Следующей проблемой является ограниченный набор предоставляемых услуг, отсутствие единой системы защищенных каналов связи и несовершенство средств криптозащиты.

Для ее решения необходимо создать инфокоммуникационную систему, охватывающую информационно-вычислительной сетью все звенья управления. В настоящее время на объектах Министерства обороны развертывается система несекретного электронного документооборота. На закупку оборудования и программного обеспечения спланировано около 337,7 млн руб. Система к 2012 году должна иметь подсистемы: электронной цифровой подписи; разграничения доступа; автоматизированного контроля исполнения документов, не входящих в «персонифицированный контроль»; распознавания изображений текстовых документов; ведения иерархических схем классификации; а также архивную подсистему.

Таким образом, создается инфраструктура, позволяющая логически объединить пункты управления в единую ведомственную мультисервисную сеть, т. е. будет обеспечена связь каждого объекта с каждым по цифровым каналам от 2 мегабит в секунду и выше.

Важной технологической проблемой является недостаточность вычислительных ресурсов для создания, ведения и использования баз знаний в интересах поддержки управленческих решений.

К сожалению, из 100 суперкомпьютеров России, в интересах Вооруженных Сил в настоящее время ни один не используется. 11 лучших суперкомпьютеров, в том числе занимающий 12 место в рейтинге ТОП-500 суперкомпьютер Московского Государственного университета «Ломоносов», обеспечивают научные исследования и банковские операции.

В то же время из 100 суперкомпьютеров США, вошедших в ТОП-500, в интересах вооруженных сил работают 44, в том числе, занявший третье место, суперкомпьютер «Roadrunner» используется для обеспечения безопасности и боеготовности ядерного оружия вооруженных сил США. Кроме того планируется развернуть 18 вычислительных центров министерства обороны США, оснащенных современными суперкомпьютерами серии АТМ, для организации хранения файлов, обмена сообщениями электронной почты, доступа к ресурсам министерства обороны и сети Интернет.

С несовершенством технологий доступа к информационным ресурсам должностные лица сталкиваются каждодневно. Наглядным примером тому служит сопоставление возможностей сайта Министерства обороны Российской Федерации mil.ru и единого информационного web-портала министерства обороны и сухопутных войск США AKO/DKO.

Сайт Министерства обороны Российской Федерации построен как сайт социальной сети и дает возможность гражданам России иметь информацию о повседневной деятельности Вооруженных Сил в основном социального характера.

Единый информационный web-портал министерства обороны и сухопутных войск США AKO/DKO обеспечивает доступ в интерактивном режиме к информационным ресурсам и сервисам межвидового информационного обслуживания абонентов различных сетей связи, подключенных к вычислительным центрам министерства обороны.

Поэтому при формировании открытых сегментов мультисервисных сетей связи на пунктах управления необходимо, чтобы пользователь получал доступ к разрешенным ему информации и информационным ресурсам (без знания их местоположения) и умел производить автоматическое сканирование необходимой ему информации подобно поиску информации в Интернете.

В настоящее время АСУ различного уровня и предназначения не согласуются в полном объеме между собой по общему и специальному программному обеспечению, имеют различное информационно-лингвистическое обеспечение с разным интерфейсом, ориентированы на различные технические средства. Устранение большинства из этих недостатков предусмотрено в рамках создания перспективной АСУ Вооруженных Сил, однако и эта работа не обеспечивает создание единой АСУ Вооруженных Сил, как системы поддержки принятия решений, функционирующей в едином информационном пространстве.

Наиболее емким клас­сом проблем в области формирования единого информационного пространства, которые до сих пор не решены в полном объеме, являются задачи информационного характера.

Так, одной из важнейших среди них можно отнести согласование классификаторов и спра­вочников, лежащих в основе информационного обеспечения АСУ военного назначения. В системе управления развитием ВВТ используется более 400 класси­фикаторов и справочников различного уровня, начиная с международных и всероссийских и заканчивая «внутренними» классификаторам конкретных организаций.

В интересах решения этой проблемы разработана единая система классификации и кодирования информации в Вооруженных Силах. Однако ее внедрение в настоящее время затруднено из-за отсутствия службы информационных ресурсов Вооруженных Сил и информационных органов и подразделений во всех звеньях управления и механизма ведения соответствующих классификаторов.

С проблемой несогласованности понятийно-терминологической базы научно-педагогический состав Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации столкнулся при разработке основополагающих уставных документов. Наличие большого количества различных словарей, содер­жащих часто противоречивые определения одних и тех же терминов, приводит к неоднозначности интерпретации и ошибочной трактовке понятий. Для решения этой проблемы необходимо разработать базовый электронный словарь военных терминов и определений, правила включения в него терминов, а также программные средства его ведения и использования.

Задачи по ведению такого словаря целесообразно возложить на одно из подразделений службы информационных ресурсов Вооруженных Сил. Для проверки обоснованности включения того или иного термина в словарь и проведения научной экспертизы понятийного аппарата в качестве экспертов могут привлекаться представители научно-исследовательских учреждений, ввузов, предприятий ОПК, а также научные редакторы военно-теоретического журнала «Военная Мысль».

Разная степень актуальности информационных ресурсов в различных звеньях управления не позволяет в полной мере обрабатывать информацию и распределять ее по степени важности. Для выхода из создавшегося положения в органах военного управления необходимо создавать информационный фонд, который в дальнейшем будет размещен в хранилища информации единого информационного пространства.

Многообразие и несвязанность форм документов, циркулирующих в АСУ приводит к тому, что при применении различного специального программного обеспечения не обеспечивается процесс формализации информации. Для решения этой проблемы необходимо создание унифицированной системы документации и внедрение ее в Министерстве обороны и на предприятиях ОПК.

Наряду с обозначенными проблемами и обоснованными направлениями их решения нельзя не сказать о перспективных направлениях развития единого информационного пространства, которые включают научно-исследовательское, организационное и технологическое (рис. 4).

Рис. 4. Перспективные направления развития единого информационного пространства Вооруженных Сил

Таким образом, для развития теории и практики создания единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо:

Первое. Изменить организацию работы органов управления, оптимизировать процесс принятия решения и количество отрабатываемых документов. Это может быть достигнуто за счет расширения возможностей по управлению группировками войск (сил), единого представления об обстановке в органах управления различных уровней, согласованностью действий силовых министерств и ведомств в различных сферах применения вооружения и военной техники.

Второе. Основные усилия следует сосредоточить на разработке концептуальных основ применения Вооруженных Сил с учетом использования единого информационного пространства и их закреплении в уставах и наставлениях. Таким документом может быть Стратегия создания и развития единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Третье. Перейти к инфраструктурному подходу, с практикой опережающего создания систем, обеспечивающих предоставление необходимых унифицированных услуг максимально широкому кругу пользователей. К числу таких инфраструктур можно отнести: интегрированную транспортную сеть объединенной автоматизированной цифровой системы связи Вооруженных Сил; информационно-телекоммуникационную систему Вооруженных Сил; систему обеспечения инфраструктурной безопасности информации; единое информационное пространство Вооруженных Сил.

Четвертое. Интегрировать все информационные ресурсы в единую информационную инфраструктуру Вооруженных Сил, как основу систем управления войсками (силами) и оружием, объединяющую информационно-разведывательную, информационно-транспортную и информационно-коммуникационную среды.

При создании единой информационной инфраструктуры необходимо предусмотреть реализацию функций высокоскоростного информационного обмена, глобальной разведки, координатометрии, навигации и управления перспективными боевыми системами.

Пятое. Определить направления разработки и внедрения комплексов программно-технических средств при совершенствовании технической основы системы управления Вооруженных Сил.

Основные усилия при этом могут быть сосредоточены на: разработке комплекса базовых информационных и телекоммуникационных технологий, а также технических средств, прикладных программных продуктов и информационного обеспечения для их реализации; обеспечение совместимости и взаимодействия информационных, вычислительных и коммуникационных ресурсов; разработке системы обеспечения информационного обмена различных структур Вооруженных Сил; разработке системы информационной безопасности единого информационного пространства на всех уровнях управления.

Шестое. Сформировать в составе Генерального штаба Вооруженных Сил Центр перспективных исследований в области информационных технологий и их применения в развитии и строительстве средств вооруженной борьбы.

В данной статье лишь обозначены проблемы построения единого информационного пространства Вооруженных Сил и показаны отдельные подходы их решения. Хочется надеяться, что более детально пути решения указанных проблем могут быть рассмотрены и уточнены в ходе творческой дискуссии в первую очередь на страницах журнала «Военная Мысль».

Концепция Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждена начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 16 декабря 2004 г.

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050 – стратегия инновационного прорыва. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – С.191-195.

Мейчик Е.Р. Перспективы развития системы и войск связи в условиях перехода Вооруженных Сил к новому облику // Российское военное обозрение №5, 2009. – С. 18-20.

Карпов Е.А., Буренин Н.И., Зюзин Н.А. Единое информационное пространство: проблемы создания. – Военная Мысль, 2004. – №8. – С. 47, 48.

Голубев Ю.Н., Каргин В.Н. Информационные технологии в управлении войсками. – Военная Мысль, 2005. – №6. – С. 43-45.

Голубев Ю.Н., Каргин В.Н. Информационные технологии в управлении войсками. – Военная Мысль, 2005. – №6. – С. 50, 51.

6.2. Формирование единого информационного пространства

Одним из основополагающих аспектов существования человека в информационном пространстве является его правовое положение в этом пространстве. Государственное регулирование этого чрезвычайно важного аспекта производится Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими подзаконными актами и нормативными документами. В частности, во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов».

В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства в России.

В Концепции отмечено, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал общества) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных производственных, научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Такой перекос крайне негативно сказывается на развитии страны. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Указанные проблемы можно решить только одним путем — формированием единого информационного пространства и обеспечения функционирования в этом пространстве государственных и коммерческих структур, а также всех без исключения граждан.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, информации и знаний, технологий их ведения и использования, информационных систем и телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

  • информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  • средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру. Информационная деятельность, как совокупность информационных процессов в обществе, определяет информационный потенциал, являющийся неотъемлемой составляющей экономического потенциала общества наравне с материальным производством и природными ресурсами.

Основными целями формирования единого информационного пространства являются:

  • обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;
  • создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;
  • повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
  • повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;
  • предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
  • повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и социальной сферы;
  • интеграция с мировым информационным пространством.

Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так например, в США, Великобритании, Франции, Германии развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем проводилось по инициативе администраций президентов, премьер-министров и при значительной финансовой поддержке государственного бюджета, а также различных негосударственных и корпоративных фондов.

В настоящее время по инициативе Президента США разворачивается новый виток развития Национальной информационной инфраструктуры США (The National Information Infrastructure: Agenda for Action), призванный укрепить позиции страны как наиболее развитого информационного общества в мире. Государственный информационный профиль США (Government Open System Interconnection Profile — GOSIP) имеет статус признанного международного стандарта (подробнее об этом и других профилях будет сказано в главе 18).

В России пока развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 2001 году была начата разработка Федеральной целевой программы «Электронная Россия» ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны, предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем государственной информатизации различного назначения. В комплексе мер предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам компьютерной и информационной грамотности. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Отметим, однако, что к настоящему моменту указанные работы по развитию единого информационного пространства далеки от завершения. Этому способствует неравномерное бюджетное финансирование, отсутствие гарантий для крупных частных инвесторов, а также отсутствие единого подхода к реализации такой сложной комплексной программы в огромной многонациональной стране с неравномерным развитием регионов.

В связи с этим отметим, что адекватное функционирование человека в постоянно расширяющемся информационном пространстве возможно лишь в том случае, если он сумеет преодолеть реальные «языковые барьеры» при общении с автоматизированными информационными системами. Решение этой проблемы может идти по следующим основным направлениям:

  • включение обязательных курсов информатики в школьное и вузовское образование, всемерное повышение компьютерной грамотности населения;
  • создание различного рода дружественных интерфейсов на базе международных стандартов;
  • разработка технических и программных средств информатизации, способных поддерживать многоалфавитные интерфейсы информационных и поисковых систем на языках международного и межнационального общения;
  • создание систем и средств автоматизированного полного перевода текстов произвольного содержания и компьютерных толковых словарей наиболее употребительных слов и терминов;
  • широкое применение гипертекстовых информационных систем и систем мультимедиа, в которых обеспечивается возможность одновременного использования текстов, графиков, телевизионных изображений, мультипликации, музыки и речи;
  • развитие технологий основанных на использовании трехмерных образных представлений информации (когнитивная 3D-графика).

Неформальное информационное пространство: социальные сети

Рассмотренные выше аспекты формирования единого информационного пространства России и проблемы его интеграции с мировым информационным пространством затрагивали, в основном, формализованную сторону этого процесса. Многие исследователи (Н. Луман, М. Кастельс и др.) отмечали, что при всей важности информации как базового объекта информационного общества она всё же постепенно перестаёт быть определяющим параметром, так как ценность информации, которую невозможно передать для использования, резко уменьшается. Таким образом, существенно изменился параметр оценки информационного социума: «не только информация, но и эффективная коммуникация оказывается его смыслообразующим стержнем» .

Коммуникации, в том числе электронные, в информационном обществе являются реальным средством установления социальных связей.

По определению, социальные связи — это:

  • совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других;
  • воздействия социальных субъектов друг на друга;
  • комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию;
  • организованная система отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Установление и развитие социальных связей в информационном обществе практически не зависит от личных характеристик индивида — это объективный фактор. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей. Разные виды контактов (пространственный, социальный, информационный), социальные отношения и взаимодействия, социальный контроль, социальные институты и организации — выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны — как этапы ее формирования.

Таким образом, даже в самом демократичном обществе социальные связи, устанавливаемые на основе межличностных отношений, не являются полностью свободными от влияния государственных и коммерческих структур, различных социальных институтов и групп. И поэтому в настоящее время мощным организующим инструментом установления и развития надгосударственных социальных связей является Internet.

Глобальные сети Internet уже довольно давно предоставили гражданам различных государств средства для широкого неформального общения — речь идёт о быстро развивающемся феномене социальных сетей.

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatoly Rapoport). Сам термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом (J. Barns) в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшую в сборник «Человеческие отношения». Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм — визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий.

На этом подходе основана социометрия (Sociometry) — психотехнический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс (Duncan J. Watts) и Стивен Строгач (Steven H. Strogatz) развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие «коэффициента кластеризации» (Clustering Coefficient) — степени близости между неоднородными группами. К 70-м годам ХХ века окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Социальная сеть (Social Networking Service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений .

Анализ социальных сетей (Social Network Analysis) — направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Сеть социальных взаимодействий состоит из конечной совокупности социальных акторов и набора связей между ними. Сетевые модели рассматривают различные социальные, политические, экономические структуры как устойчивые шаблоны взаимодействий между акторами. Особое место занимают когнитивные (познавательные) социальные сети, которые отражают мнение каждого актора о взаимоотношениях других акторов сети.

В настоящее время в анализе социальных сетей выделяются четыре подхода:

  1. Структурный подход акцентирует внимание на геометрической форме сети и интенсивности взаимодействий («весе» ребер). Для интерпретации результатов в данном случае используются структурные теории и теории сетевого обмена.
  2. Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей и дифференцирует акторов, находящихся в идентичных структурных позициях социальной сети, по их ресурсам. В качестве индивидуальных ресурсов могут выступать знания, престиж, богатство, раса, пол. Под сетевыми ресурсами понимаются влияние, статус, информация, капитал.
  3. Нормативный подход изучает уровень доверия между акторами, а также нормы, правила и санкции, которые влияют на поведение акторов в социальной сети и процессы их взаимодействий.
  4. Динамический подход акцентирует внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени.

Основными методами анализа социальных сетей являются:

  • методы теории графов, в частности, направленные графы и представляющие их матрицы, применяемые для изучения структурных взаимосвязей актора;
  • методы нахождения локальных свойств субъектов, например, центральности, престижа, положения, принадлежности к некоторым подгруппам;
  • методы определения эквивалентности акторов, включая их структурную эквивалентность; блоковые модели и ролевые алгебры; анализ диад и триад;
  • вероятностные модели;
  • корреспондентский анализ и топологические методы, представляющие сеть в виде некоторого формализованного комплекса элементов и связей.

Характерными особенностями социальной сети являются:

  • предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото, аудио, видео, сервис блогов и микроблогов, организация сообществ, форумы и чаты, возможность отметить местоположение и т. п.);
  • создание профилей, в которых можно указать реальные персональные данные и информацию о себе;
  • подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети — это не только реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники, но и виртуальные друзья по интересам.

Поэтому не совсем правильно считать социальными сетями такие популярные сервисы как LiveJournal (площадка блогов), Foursquare, Twitter (площадки микроблогов), так как они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.

Сайт социальной сети можно определить по наличию следующих возможностей:

  1. Активное общение пользователей без наложения ограничений.
  2. Создание публичного или полупубличного профиля (Profile) пользователя — например, профиль может содержать дату и место рождения, школу, вуз, хобби и другие данные по усмотрению пользователя.
  3. Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)
  4. Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей, друзей своих друзей и т.д.).
  5. Возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков популярных социальных сетей с числом пользователей более ста миллионов. Именно поэтому для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может улучшить или, наоборот, испортить репутацию компании с многомиллионным оборотом.

Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, общая выручка крупных социальных сетей от рекламы по итогам 2013 года составила более 11 млрд. долларов. При составлении отчёта эксперты eMarketer учитывали все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях.

В России наибольшую популярность имеют сети Facebook, ВКонтакте, Однокласники, Twitter, LinkedIn, В кругу друзей, Мой Круг, Мой Мир и т.д.

Единая информационная среда предприятия: В настоящее время ЭОС отмечает значительный рост спроса на систему электронного документооборота с использованием платформы , в том числе на региональных рынках. В связи с большим числом заявок на знакомство с системой было решено провести специализированный семинар по теме электронного документооборота на базе . Слушатели семинара познакомятся с методикой построения эффективного документооборота предприятия, со средствами комплексной автоматизации документооборота, в том числе на базе , средствами хранения обработки и поиска данных. Семинар рассчитан на руководителей бизнеса и специалистов ИТ-подразделений компаний. Ожидается присутствие нескольких десятков представителей крупных и средних предприятий промышленной, строительной, энергетической отраслей, торговли, финансовых организаций и банков, а также высших учебных заведений. Программу семинара откроет доклад специалиста корпорации о новых возможностях платформы Затем ведущий специалист по продуктам компании ЭОС подробно расскажет о создании эффективного документооборота предприятия и управлении процессами на базе решения . Он представит описания реальных проектов внедрения системы электронного документооборота на базе в различных коммерческих компаниях и госучреждениях. Данное решение — готовый модуль для построения электронного документооборота, полностью встроенный в платформу.

Информационная среда

Существует несколько, на сегодня признанных, определений системы : В литературе можно прочитать, что это корпоративная среда информационного взаимодействия расширенного предприятия по управлению жизненным циклом изделия. Среди профессионалов разработчиков и пользователей современных информационных интегрированных технологий популярно следующее определение: это автоматизированная система непрерывной информационной поддержки процессов разработки, изготовления и сопровождения сложных технических изделий.

технология управления жизненным циклом изделий. Организационнотехническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, 2 начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации.

Единая информационная среда позволяет выстраивать сквозные бизнес- подразделений, так как все участники взаимодействия получают.

ГЛАВА 1. Информационная среда бизнеса Ведение бизнеса с точки зрения предпринимателя и вообще руководителя неразрывно связано с постоянным принятием решений и осуществлением контроля за их реализацией. Оба этих вида деятельности предполагают получение и переработку определенной информации — как о процессах, идущих внутри фирмы, так и о событиях, происходящих во внешнем по отношению к ней мире. Кроме того, необходима исходная, базовая информация об институциональной структуре общества, действующих законах, нормативных актах и традициях.

Для руководителя можно, следовательно, говорить о существовании определенной информационной среды — внешней и внутренней, — в которой содержится информация, потенциально полезная необходимая для осуществления им актов принятия решений и контроля их исполнения. Информационная среда бизнеса является важнейшей частью его инфраструктуры, требует для своего формирования и поддержания определенных усилий и ресурсов и относится к числу основных факторов, определяющих качество и успех бизнеса.

Сравнивая устойчиво функционирующие предприятия с предприятиями, находящимися накануне финансового краха, можно увидеть, что наличие мощной информационной базы и благоприятной для распространения информации внутрифирменной среды отличает успешные предприятия от неуспешных. Информация на рынке обычно сама является товаром.

Преимущества нашего решения Единая информационная среда Благодаря аренде каналов связи, вам станет доступен быстрый электронный документооборот, общие архивы документов, дистанционный доступ к данным, видеоконференцсвязь и т. Таким образом, организуется удобный и оперативный доступ к корпоративной информации и обеспечивается полноценная работа офисных программ и -приложений. Развитие вашего бизнеса Облачная телефония — это эффективное решение задач маркетинга, управления продажами, контроля персонала, а также современный технологичный инструмент для удаленного управления и развития бизнеса.

Сеть — для ваших гостей — сеть операторского уровня для вас и ваших клиентов, отвечающая всем требованиям законодательства РФ. Настраиваемые сервисы Вы можете пользоваться услугой и настраивать ее так, как удобно именно вам. Сделайте видеонаблюдение умнее, подключив систему уведомлений.

Единая информационная среда для успешного бизнеса. С готовыми Решение пакет услуг для компаний в финансовой сфере и бизнес-центров.

Задать вопрос юристу онлайн ТЕМА 2. Организация — это устойчивая формальная социальная структура, которая берет ресурсы из окружающей среды и обрабатывает их, чтобы произвести продукцию. Организация фирма, предприятие и пр. Эти потоки можно определить как внешнюю и внутреннюю информационные среды любой организации.

Что представляют собой внешние и внутренние информационные потоки в организации? Внешние информационные потоки отражают отношения между предприятием и экономическими и политическими субъектами, действующими за его пределами. Они определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, конкурентами и пр. Согласно Мескону, внешнее окружение организации выглядит следующим образом рис. Фирма должна постоянно следить за основными компонентами внешней среды, к которым относятся экономические, технологические, политико-правовые, социокультурные и физико-экологические факторы.

Известно, насколько зависит предприятие от изменений во внешней среде. Анализ благоприятных внешних возможностей и угроз деятельности предприятия предполагает сбор, обработку, оценку значимости для предприятия важнейших изменений во внешней среде экономической, социальной, технической, политической, международной. У а Среда прямого воздействия на организацию б. Среда косвенного воздействия на организацию Рис. Внешняя среда организации Внешняя среда характеризуется:

Перевод»Информационная среда» на английский

Результатом является появление двух потоков: Это осложняет создание единой информационной среды, которая характеризуется доступностью информации, обеспечением коллективной работы с документами на всех этапах разработки, производства и эксплуатации. Решение Комплексное решение по созданию и управление электронными фондами технической документации обеспечивает систематизацию, хранение, поиск и оперативный доступ к документации независимо от типа и носителя, возможность работать с документами исключительно в электронном виде на всех этапах промышленного производства и эксплуатации сложных технических изделий и промышленных объектов.

Использование цифровых безбумажных технологий комплексного решения призвано обеспечить:

Цифровизация бизнес-процессов невозможна, если их участники Решить эту проблему может создание единой информационной среды, в которой.

Ввод и корректировка рабочих учебных планов: С помощью поисковой системы можно анализировать динамические изменения успеваемости студентов в зависимости от смены преподавателя или отслеживать историю преподавания дисциплины с точностью до ведомости. Информация о рабочих учебных планах заносится каждый семестр для студентов каждого года набора каждой формы обучения и служит основой для контроля успеваемости и формирования выходных печатных форм.

Техническая информация Клиентское приложение реализовано в среде . Общая архитектура системы основана на терминальной технологии клиент-сервер. Вся информация хранится на информационном -сервере, что позволяет пользователям системы работать в режиме реального времени с единым банком данных на основе предоставляемых администратором проекта прав доступа.

Единая информационная среда – путь к качественному образованию

Недоступность информации и неэффективность работы Деятельность современного предприятия любой отрасли поддерживается многими технологическими и бизнес системами. Имеющаяся в них информация необходима многим сотрудникам для работы и принятия решений. Но часто в силу ряда причин см. Для бизнеса это является проблемой: Как следствие возникают:

Корпоративная единая информационная среда вуза поддерживает КИС ВГУЭС является адаптируемая автоматизация бизнес-процессов вуза.

Коллектив представляет из себя команду высококвалифицированных профессиональных аудиторов, оценщиков, консультантов в различных сферах деятельности, которые имеют обширный опыт по реализации проектов для компаний различных отраслей и величин. В связи с активным ростом и развитием осенью года руководством консалтинговой группы было принято решение о создании единой информационной среды управленческого учета. В группе компаний отсутствовала единая информационная система, которая бы объединила в себе консолидацию данных оперативного, финансового и управленческого учета.

Проблемы управления и контроля возникали из-за ручного режима, что снижало эффективность принятия управленческих решений. Руководством был сделан вывод, что текущие программные продукты не соответствуют нуждам стремительно расширяющегося бизнеса компании. К первоочередным задачам клиента были отнесены следующие:

Информационная среда предприятия— управленческая отчетность

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику. Перевод»Информационная среда» на английский Другие переводы Информационная среда становится системообразующим фактором жизнедеятельности общества, а информация — одним их ценнейших элементов национального достояния и одним из важнейших политико-экономических ресурсов. И как любая информационная среда начинают формировать социальную реальность, новую культуру.

, , . Эффективная и богатая информационная среда позволяет принимать взвешенные решения, служит каналом связи с имеющимися и потенциальными потребителями и позволяет поддерживать всеохватывающий диалог, предоставляя возможность предпринимателям и работникам высказывать свое мнение, что способствует развитию соответствующих стратегий и нормативных положений в сфере бизнеса и занятости. — , .

г. состоялась первая трансляция Спутникового канала единой образовательной информационной среды. Тысячи сельских школ.

Мировая практика в данной области доказывает, что ИТ способны совершить настоящий прорыв, качественно меняя подход к лечению и обслуживанию пациентов. Корпорация активно работает на рынке медицинских ИТ, ее технологии используются как в проектах по информатизации локальных медицинских учреждений, так и в крупных региональных и национальных проектах.

Об экспертизе и ярких проектах компании, а также перспективах развития медицинских ИТ в России и мире в интервью рассказали директор по маркетингу Центральной и Восточной Европы Энзо Ханке и руководитель проектов по медицинским информационным системам Владимир Островский. Расскажите об основных маркетинговых направлениях компании в году. Энзо Ханке: На год мы наметили развитие трех направлений. Первое — , что означает стратегическое взаимодействие. Прежде всего это связано с платформой .

Второе направление заключается в том, что, следуя концепции интеграция в здравоохранении , мы развиваем технологии .

Пакет услуг для компаний в финансовой сфере и бизнес-центров

Краткие выводы Введение Необходимость успешного функционирования в условиях жесткой конкурентной среды диктует свои требования к эффективности бизнес-процессов предприятия. Решение задачи повышения эффективности неразрывно связано с обеспечением информационной поддержки процессов, поэтому сегодня практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость построения информационной системы предприятия. Большинство людей, принимающих решения в этой области, разделяют мнение, что вопросы построения информационной системы следует решать в контексте задач совершенствования бизнес-процессов.

Компоненты информационной среды предприятия структуру данных для подсистем Единой корпоративной информационно-телекоммуникационной .

Информационно-телекоммуникационные системы функционируют в основном в интересах высших уровней управления и, как правило, без необходимого их взаимодействия. Такое положение приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Единое информационное пространство предприятия представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, которые функционируют на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим защищенное информационное взаимодействие всех участников, а также удовлетворение их информационных потребностей в соответствии с иерархией обязанностей и уровнем доступа к данным.

Интегрированная информационная среда рассматривается как комплекс проблемно-ориентированных, взаимоувязанных и взаимодействующих информационных подсистем. Концептуальная модель КИС в должной мере должна отражать эту среду рис. Интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства включает в себя следующие главные компоненты рис. Создание интегрированной информационной среды должно осуществляться с учетом следующих требований:

1.5. Информационная среда бизнеса

Леонид Либкин директор проектов департамента по работе со сферой государственного управления Если вам необходима консультация эксперта позвоните или напишите нам. Цифровизация бизнес-процессов невозможна, если их участники используют несвязанные или несопоставимые данные. Решить эту проблему может создание единой информационной среды, в которой данные из различных источников гармонизированы, увязаны между собой, обогащены дополнительными атрибутами, сопоставимы и могут использоваться как единая связная совокупность информации.

Кому нужна Единая информационная среда?

продуктов и объединение их в единую информационную среду НИУ рующая, поддерживающая все бизнес-процессы предметной.

кат. Костюков, вед. Хруничева, — . Москва Современное крупное предприятие включает в себя множество различных подразделений и филиалов, которые предъявляют свои уникальные требования к производственному процессу. Без эффективного управления своими разрозненными подразделениями и большими массивами данных, которые они создают и используют, предприятия не смогут сохранять конкурентоспособность и повысить качество продукции.

Для этих целей необходима мощная информационная технология, которая способна создать информационное пространство данных о продукте. Система обеспечит связь всех данных об изделии, которые возникают в течение его жизненного цикла на разных этапах процесса разработки, производства, сопровождения, вплоть до утилизации. Основной проблемой низкого уровня интеграции применяемых программных средств на предприятии является отсутствие единого информационного пространства.

Разработка стратегии внедрения технических средств автоматизации и информационных технологий начинается с анализа целей и задач предприятия, применимости -технологий, выбора и адаптации средств и методов для решения задач, стоящих перед предприятием. Для эффективного внедрения информационных технологий в технологическую подготовку производства необходимо создать единое информационное пространство. Под этим пространством можно понимать: При создании интегрированных автоматизированных систем коренным образом меняются схемы работы подразделений и структурные взаимосвязи внутри предприятия.

Формирование единого информационного пространства России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *