действует Редакция от 28.09.1999 Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ Минздрава РФ от 05.05.97 N 131 (ред. от 28.09.99) «О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ» |
Вид документа | приказ, положение |
Принявший орган | минздрав рф |
Номер документа | 131 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 28.09.1999 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 05.05.97 N 131 (ред. от 28.09.99) «О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Приказ
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.09.99 N 353)
Вопросы рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок являются весьма актуальными для практического здравоохранения России.
Полипрагмазия, назначение плохо взаимодействующих лекарств, недостаточная информация врачей о более эффективных средствах, слабый внутриведомственный контроль, отсутствие связующего звена между лечащим врачом и провизором значительно снижают эффективность фармакотерапии.
Опыт зарубежных стран и отдельных лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации продемонстрировал целесообразность введения новой врачебной специальности и должности — «врач — клинический фармаколог». Введение в практическом здравоохранении специалистов, занимающихся клинической фармакологией, позволило улучшить проведение индивидуальной фармакотерапии, способствовало профилактике, своевременному выявлению и лечению побочных действий лекарств, обеспечило более целесообразное составление заявок на лекарственные препараты и осуществление контроля за правильностью их использования.
В связи с вышеизложенным приказываю:
1. Начальнику Управления кадров Торопцеву А.И. внести дополнение номенклатуры врачебных специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, директорам научно-исследовательских институтов и центров, главным врачам лечебно-профилактических учреждений федерального подчинения, ректорам медицинских ВУЗов и институтов усовершенствования врачей:
2.1. Разрешить введение должностей врачей — клинических фармакологов, руководствуясь утвержденными документами (Приложения 2, 3);
2.2. Рекомендовать установление штатной численности врачей — клинических фармакологов из расчета 1 должность на 150 коек в стационаре и 1 должность на 500 посещений в смену в поликлинике.
3. Управлению учебных учреждений:
3.1. Совместно с кафедрами клинической фармакологии в срок до 01.09.97 разработать унифицированную программу последипломной подготовки врачей — клинических фармакологов;
3.2. Совместно с центральной аттестационной комиссией в срок до 01.02.98 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей — клинических фармакологов на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением «Об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации».
4. Управлению организации медицинской помощи населению:
4.1. В срок до 01.07.97 разработать Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности «клиническая фармакология»;
4.2. Оказать органам управления и лечебно-профилактическим учреждениям организационно-методическую помощь по внедрению в практику специальности и должности «врач — клинический фармаколог»;
4.3. Обобщить опыт работы врачей — клинических фармакологов в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации и к 01.01.99 внести предложения по ее совершенствованию.
5. Отделу медицинской статистики и информатики внести необходимые дополнения в формы отчетов учреждений здравоохранения, в связи с внедрением специальности «клиническая фармакология».
6. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Стародубова В.И.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Приложение
Приложение 1
к Приказу Минздрава России
от 5 мая 1997 г. N 131
Приложение 1. — Утратило силу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. — Утратило силу.
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.09.99 N 353)
Приложение 2
к Приказу Минздрава России
от 5 мая 1997 г. N 131
Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ — КЛИНИЧЕСКОМ ФАРМАКОЛОГЕОбщие положения
1. Врач — клинический фармаколог — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» и «педиатрия», прошедшей последипломную подготовку (интернатуру, ординатуру) или дополнительную подготовку (повышение квалификации, специализацию) по клинической фармакологии, имеющей теоретические знания и практические навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
2. Первичная специализация по клинической фармакологии проводится на кафедрах ФУВ высших учебных заведений или на кафедрах клинической фармакологии и фармакотерапии учреждений последипломного образования. Практический и теоретический уровень врач — клинический фармаколог повышает через каждые 5 лет на соответствующих кафедрах.
3. Назначение и увольнение врача — клинического фармаколога проводится руководителем учреждения в установленном порядке.
4. В своей работе врач — клинический фармаколог руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, о кабинете или отделении по клинической фармакологии, должностными инструкциями, приказами, настоящим Положением и другими действующими нормативными документами.
5. Врач — клинический фармаколог, при отсутствии самостоятельного отделения клинической фармакологии, подчиняется заместителю главного врача по медицинской части.
Обязанности врача — клинического фармаколога
7. Основные обязанности врача — клинического фармаколога:
— контролировать проведение фармакотерапии в отделениях лечебно-профилактического учреждения;
— обеспечивать своевременный сбор информации по выявлению побочных действий лекарственных препаратов;
— участвовать в курации больных, у которых диагносцированы побочные проявления лекарственных препаратов или отмечается резистентность к проводимой фармакотерапии;
— контролировать соблюдение правил парентерального введения лекарственных средств, своевременный учет и хранение, особенно препаратов списка А и Б.
— организовывать разборы сложных случаев и ошибок по применению лекарственных препаратов, режима дозирования, взаимодействия и их побочного действия;
— участвовать в разработке лекарственного формуляра лечебно-профилактического учреждения, контролировать его соблюдение;
— участвовать в реализации программ (в соответствии с требованиями GCP) клинической апробации лекарственных препаратов, осуществлять контроль за ее проведением и проводить оценку полученных результатов; консультировать врачей, проводящих клинические исследования;
— осуществлять информационное обеспечение по зарегистрированным в России лекарственным средствам;
— организовывать практические конференции по вопросам применения, побочного действия и взаимодействия лекарственных средств.
Права врача — клинического фармаколога
8. Врач — клинический фармаколог имеет право:
— вносить предложения администрации по вопросам улучшения деятельности подразделения, организации и условий труда;
— участвовать в совещаниях, конференциях по вопросам, связанным с фармакотерапией и лекарственным обеспечением.
Ответственность врача — клинического фармаколога
Врач — клинический фармаколог несет в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами юридическую и дисциплинарную ответственность за организационную, клиническую деятельность и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 3
к Приказу Минздрава России
от 5 мая 1997 г. N 131
Приложение 3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА — КЛИНИЧЕСКОГО ФАРМАКОЛОГА
В соответствии с требованиями специальности врач — клинический фармаколог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
— основы законодательства здравоохранения и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
— общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе и больных в соответствии с нозологическими формами заболеваний;
— основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии и фармации, физические и параклинические методы диагностики с учетом их возрастных аспектов;
— клиническая симптоматика и патогенез основных заболеваний внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, мочеполовой системы, глаз, ЛОР-органов с учетом возрастных аспектов;
— условия проведения лабораторных, биохимических, электро-физиологических, рентгенологических, эндоскопических и других параклинических методов исследования в медицинской практике с учетом возрастных аспектов и состояния пациента;
— особенности течения основных заболеваний внутренних органов, периферической и центральной нервной системы, органов пищеварения, глаз, ЛОР-органов, кожи, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы;
— принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое);
— принципы регистрации новых отечественных и зарубежных лекарственных препаратов в России, в том числе законы и подзаконные акты, регламентирующие проведение клинических испытаний в соответствии с требованиями хорошей медицинской практики (GMP), принципы работы контрольно-разрешительной системы по регистрации лекарственных средств и медицинской техники;
— этические нормы применения лекарственных средств, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие беременность и т.д.;
— основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечивание ими стационаров, роддомов и других мед. учреждений;
— основные принципы проведения кинетических и фармакодинамических исследований, применяемых лекарственных препаратов в клинике с целью определения их эффективности и безопасности;
— формы и методы работы с врачами по повышению их знаний по рациональному применению лекарственных средств, формы информации о новых лекарственных средствах с учетом эффективности, режима дозирования, взаимодействия и побочного действия;
— формы и методы работы с населением по повышению знаний о рациональном применении лекарственных средств, назначаемых врачом и применяемых самостоятельно пациентами.
2. Общие умения.
1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного.
2. Уметь оценивать результаты лабораторных морфологических, биохимических, иммунологических, микробиологических и других методов исследования.
3. Уметь оценивать результаты основных современных методов функциональной диагностики, применяемых в клинике внутренних болезней:
— ЭКГ-мониторирование,
— АД-мониторирование,
— реовазографию сосудов головы и конечностей,
— велоэргометрию (ВЭМ),
— исследование функции внешнего дыхания (ФВД) — спирография, бодиплетизмография, ПИК-флоуметрия,
— телерадио-рН-метрию,
— ультразвуковые методы исследования внутренних органов — щитовидная железа, сердце, почки, органы малого таза, сосуды.
4. Уметь оценивать результаты эндоскопических методов исследования — бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректоскопия, лапороскопия.
5. Уметь оценивать результаты рентгенологических методов исследования:
— рентгенография легких, сердца, позвоночника, суставов, черепа,
— рентгенография сердца,
— рентгенотомография легких.
6. Уметь оценивать результаты радиоизотопных методов исследования легких, сердца, почек, костей.
7. Уметь проводить самостоятельно:
— венепункцию, катетеризацию подключичных вен и внутривенное введение лекарственных средств,
— плевральную пункцию,
— парацентез,
— определение центрального венозного давления,
— кровопускание,
— переливание крови и кровезаменителей,
— снятие ЭКГ и ее оценку,
— определение времени свертывания, гематокрита.
8. Уметь собирать жалобы больного, его анамнез, применять объективные методы обследования, назначать и расшифровывать данные параклинических методов диагностики, проводить дифференциально диагностический поиск, формулировать диагноз, определить направленность лечебных мероприятий и их последовательность и выявлять поражение ЦНС, нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, глаз, ЛОР-органов.
9. Уметь оказать необходимую экстренную помощь и проводить реанимационные мероприятия, определять показания для госпитализации больного.
10. Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по их купированию при:
— инфаркте миокарда,
— нарушении мозгового кровообращения,
— бронхиальной астме,
— острой почечной колике,
— отеке легких,
— тромбоэмболии,
— «остром животе»,
— внутреннем кровотечении,
— диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой комах.
11. Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных заболеваний.
12. Участвовать в:
— формировании номенклатуры лекарственных средств лечебного учреждения;
— оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;
— уметь организовать в лечебном учреждении систему информации по выбору лекарственных средств, режиму их дозирования, взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам;
— оказывать помощь в составлении заявки по потребности лекарственными средствами, возможности их замены с учетом возраста и характера профиля заболеваний.
13. Проводить контроль за использованием лекарственных средств в медицинском учреждении, сроках их годности, соблюдением совместимости, правильности проведения внутривенных и внутримышечных инъекций лекарственных средств, соблюдение правил хранения.
3. Специальные знания.
Общие вопросы клинической фармакологии:
— фармакодинамика лекарственных средств,
— принципы механизма действия, их специфичность и избирательность,
— фармакокинетика лекарственных средств: адсорбция, связь с белком, биотрансформация, распределение, выведение,
— понятия о природе полувыведения, равновесной кривой, кумуляции,
— взаимодействие лекарственных средств: фармакокинетическое, фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое,
— фармакогенетики и биоритмы,
— побочные действия лекарственных средств, прогнозируемые и непрогнозируемые,
— пути предупреждения и коррекции,
— возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных, плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста,
— общие принципы фармакотерапии, выбора лекарственных средств, дозы, режим их дозирования,
— знать клиническую фармакологию основных лекарственных средств, применяемых в широкой медицинской практике (фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания, режим дозирования, взаимодействие, побочное действие):
— психотропных, антимикробных, противовоспалительных лекарственных средств, лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов и на основные физиологические функции сердца,
— лекарственных средств, регулирующих секреторную и моторную функцию желудочно-кишечного тракта,
— лекарственных средств, воздействующих на слизистую и кожные покровы,
— лекарственных средств, регулирующих функцию бронхолегочной системы,
— лекарственных средств, влияющих на функцию эндокринных желез,
— метаболических лекарственных средств,
— анестетиков и средств для наркоза,
— лекарственных средств, влияющих на сократимость матки;
— знать лекарственные средства, требующие лекарственного мониторинга;
— особенности клинической фармакологии лекарственных средств при заболевании сердечно-сосудистой и респираторной системы, органов пищеварения, почек, центральной нервной системы, нейроэндокринной системы;
— знать вопросы организации контроля за проведением современной, рациональной фармакотерапии с принципами выявления и регистрации побочных эффектов и мероприятия по их купированию;
— знать показания к проведению острого лекарственного теста.
4. Специальные умения:
— уметь организовать исследования основных показателей по фармакодинамике и фармакокинетике лекарственные средства или определить и оценить равновесную концентрацию;
— изучение окислительной и ацетилирующей функции с определением биотрасформации лекарственных средств у больного;
— уметь проводить лекарственный тест;
— уметь проводить поиск по вопросам клинической фармакологии с использованием информационных систем;
— уметь организовать апробацию лекарственных средств Crossus ower, двойным «слепым» методом, или по «пилотной» системе, или путем чередования;
— определить контрольную группу и методы оценки полученных данных;
— уметь разработать протокол исследования;
— определить характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбрать методы контроля за их эффективностью и безопасностью;
— прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь их предупреждать, а при развитии их купировать;
— прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома отмены, обкрадывания;
— уметь оказать помощь при выборе комбинированной терапии с целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления ПД, снижения эффективности базового лекарственного средства;
— уметь оказать помощь в случае развития тахифилоксии к применяемому лекарственному средству;
— контролировать правильность, своевременность введения лекарственного средства больному, их регистрацию, особенно лекарственных средств списка А;
— контролировать правильность внутривенного введения лекарственных средств, оказывающих выраженный, быстрый фармакологический эффект;
— помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием функциональных систем, биоритма, генетического фона, особенностей фармакокинетики во всех возрастных группах.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ