Финансовый контроль в бюджетных учреждениях

Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций



Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

Ключевые слова: бюджетная организация, бюджетное законодательство, критерии и методическое обеспечение, внутренний контроль, внутренняя политика.

Бюджетные правоотношения, регулируемые кодексом РФ, определяют, что бюджетная организация (БО) — это организация (учреждение), которая основана учредителем для осуществления управленческих, научных, технических, социальных, культурных, или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой снабжается из соответственного бюджета на основании плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). БО применяет бюджетные средства в соответствии с утверждённым ПФХД. Верность организации ПФХД и его реализация влияет на рациональное и результативное применение бюджетных средств, вследствие чего, контроль данной финансовой деятельности организации является одним из главных этапов исследования расходов средств бюджета.

Как мы знаем, бюджетным законодательством строится правительственный (государственный) финансовый контроль. Правительственный (государственный) контроль совершается со стороны Контрольно-счетной палаты Российской Федерации, наблюдение службами Внутреннего финансового контроля, контроль органов федерального казначейства, внутриведомственный контроль с позиции учредителя, а также самой организации за операциями.

Внутренний контроль расчетных финансовых средств сообразно к бюджетным организациям состоит из: контроля над соответствием законодательных требований, внутреннего бухгалтерского контроля и контроля за эффективностью и результатами деятельности .

Нужно отметить, что существенный процесс контроля расчетных финансовых средств — бухучет расходов и доходов по соответствующим центрам ответственности и центрам затрат. Учет по центрам ответственности позволяет формировать показатели, характеризующие вклад специальных подразделений и управленцев во всеобщее достижение БО.

Несмотря на явные приоритеты по центрам ответственности, в БО процедура такого типа пока не нашла широкого применения.

Порядок проведения внутреннего контроля расчетных финансовых средств в организации должна быть утверждена в его учетной политике. При этом организация может составить свою учетную политику посредством издания отдельных нормативных актов, приказов.

Во внутреннем финансовом контроле могут быть осуществлены следующие пути:

− в организации формируется постоянная стабильно действующая комиссия, на которую возлагается осуществление данного контроля;

− в организации формируется структурное подразделение (отдел внутреннего контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);

− осуществление внутреннего контроля возложено на работников структурных подразделений организации (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выборка создания контроля зависит от планируемого масштаба работ, организационных и финансовых возможностей организации, структурных особенностей организации, подготовленности специалистов и т. д.

БО тратят государственные средства по целевому назначению, что рассчитывает более жесткое соблюдение финансовой дисциплины. Главным плановым финансовым документом, в котором отображается объем, целевое направление и ежеквартальное распределение средств, выделяемых бюджетом для содержания организации, является ПФХД.

Самыми важными задачами проверки составления и исполнения ПФХД является проверка: наличия в организации ПФХД и обоснованных расчетов к ней как в части бюджетных, так и внебюджетных средств. Документы необходимые для проверки:

− план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД);

− баланс исполнения ПФХД (ф. 0503730);

− отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721);

− отчет об исполнении ПФХД (ф. 0503737);

− справка по внутренним расчетам (ф. 0503725);

− пояснительная записка (ф. 0503760);

− главная книга;

− журналы операций с приложениями.

Что касаемо методического обеспечения организации проверок, то оно должно отвечать поставленным целям и принимать специфику действующего бюджетного законодательства.

Также следует учесть, что методика проверки по большей части зависит от объекта проверки (касса, основные средства, нематериальные активы и др.) и в каждом отдельном случае должна учитываться специфика проверяемого объекта.

Из этого следует, что в БО методика проверок состоит в обзоре документов, их сравнении, в аналитических процедурах (правильности применения материальных, денежных норм и нормативов при формировании ПФХД, обоснованности составления отчетов к ПФХД, сравнение фактических расходов с плановыми, анализе исполнения ПФХД при детальном рассмотрении кодов бюджетной классификации расходов бюджетов РФ).

Составленные результаты проверки нужно подтверждать документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц, таблицами с разнообразной степенью информативности и другими материалами .

Как показывает практика, наиболее распространёнными ошибками являются арифметические ошибки в подсчетах и при заполнении учетных регистров, а также перенос данных с одних регистров в другие.

Поэтому, необходимо применить одну из действенных процессов внутреннего контроля — тестирование. Его условно можно разделить на текущее, промежуточное и итоговое. Им можно исполнять диагностирующую, контрольную, мотивационную функцию, и таким образом, тестирование будет являться оценкой и контролем уровня профессиональной подготовки работников.

Исходя из вышеуказанного, делаем вывод, что под методикой внутреннего контроля рассматривается программа действий, предписывающая в категоричной или рекомендательной форме использование определенных методов исследования объектов контроля, а также их очередность и процедуру применения методик.

Также мы предполагаем, что функция системы внутреннего контроля должна отвечать следующим критериям.

Таблица 1

Критерии внутреннего контроля

Критерий

Характеристика критерия

Критерий ответственности и сбалансированности

За соответствующее выполнение какой-либо операции должно отвечать конкретное лицо, причем контрольные функции должны быть обеспечены средствами для их выполнения

Критерий подконтрольности

Лица, проводящие контроль над выполнением операций (руководитель бюджетной организации, главный бухгалтер), должны в свою очередь иметь контроль со стороны заинтересованных лиц

Критерий своевременности

Информация по отклонениям должна быть представлена лицам, снабженным полномочиями принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонения так же лишает смысла проведенный контроль

Критерий ущемления интересов

Необходимо создавать определенные условия, которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение в крайне невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем

Критерий взаимосвязи

Решение задач, связанных с контролем, должно создавать надлежащие условия для тесного сотрудничества работников различных направлений.

Критерий приемлемости

Означает рациональность ставящихся контрольных целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля

Критерий актуальности

Система внутреннего контроля должна быть построена так, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее совершенствования

Критерий целостности

Объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов

Критерий распределения ответственности и обязанностей

Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним участком

Критерий взаимозаменяемости

Каждый работник должен уметь воспроизводить работу вышестоящего (нижестоящего) и одного — двух работников своего уровня для избежание потери адекватной связи с объектом контроля на время их выбытия

Все вышеизложенное показывает, что объединение данных критериев будет способствовать производительности системы внутреннего контроля вне зависимости от их параметров, видов и масштаба деятельности бюджетной организации.

Следовательно, для наиболее продуктивной системы внутреннего контроля в БО необходимо принять локальные документы, в которых прописывается порядок и методы проведения проверки, а также методы подготовки к проверкам.

Литература:

  1. Суглобов А. Е. Аудит бюджетного учреждения: Обоснованность сметы расходов социальной сферы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2006. — № 13. — С. 24–28.
  2. Кудрявцева И. Ю. Система бухгалтерского учета как основа информационной системы внутреннего контроля // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2014. — № 12. — С. 11–13.

Положение о внутреннем финансовом контроле

А. Гусев

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Далее приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

«31» декабря 2016 года

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  • комиссия по внутреннему контролю;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • инвентаризация;
  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

к Положению о внутреннем финансовом контроле

Комиссия по внутреннему контролю

Председатель комиссии:

Руководитель отдела бухгалтерского учета – главный бухгалтер

Е. В. Семенова

Члены комиссии:

Заместитель главного бухгалтера

Л. Ю. Сидорова

Ведущий бухгалтер

Н. А. Фролова

Юрист

Т. В. Попова

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

№ п/п

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Квартал

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Год

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

В соответствии с п. 2 Инструкции N 157н <1> бюджетные учреждения должны осуществлять бухгалтерский учет согласно требованиям Бюджетного кодекса, Закона о бухгалтерском учете <2>, Инструкции N 157н и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих бухгалтерский учет. В силу норм ст. 19 Закона о бухгалтерском учете учреждения обязаны самостоятельно организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Напомним, что под фактами хозяйственной жизни подразумеваются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. О том, как организовать и осуществлять внутренний контроль, мы поговорим в статье.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Что такое внутренний контроль?

Под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Система внутреннего контроля включает в себя совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством бюджетного учреждения в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения и его силами надзор и проверку:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества учреждения.

Задачами системы внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • определение соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение предусмотренных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности. С этой целью учреждение должно разработать и утвердить положение о внутреннем финансовом контроле. Указанное положение может быть как самостоятельным нормативным актом учреждения, так и составной частью его учетной политики.

Система внутреннего контроля может включать в себя следующие элементы:

  1. Контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия руководства относительно системы внутреннего контроля учреждения, а также понимание значения такой системы для деятельности учреждения. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности учреждения, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне учреждения в целом. Она отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

  1. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и (по возможности) устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их вероятных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важно, каким образом в процессе оценки рисков руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как ими управлять.
  2. Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются. Указанные действия могут осуществляться вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях. Учреждением могут использоваться следующие процедуры внутреннего контроля:
  • документальное оформление. Например, записи в регистрах бухгалтерского учета должны осуществляться на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок. Существенные оценочные значения, включенные в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны основываться на расчетах;
  • подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям. Например, при принятии первичных учетных документов к бухгалтерскому учету должна производиться проверка их оформления на соответствие требованиям законодательства. К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля связанных операций, в частности соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей;
  • санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, которое подтверждает правомочность совершения операции и, как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем инициатор операции. Например, авансовый отчет сотрудника должен быть утвержден руководителем;
  • сверка данных. Например, для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженностей учреждения должна проводиться сверка его расчетов с поставщиками и покупателями; остатки по счетам учета наличных денежных средств должны сверяться с остатками денежных средств по данным кассовой книги;
  • разграничение полномочий и ротация обязанностей. С целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений полномочия по подготовке первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) хозяйственной операции и отражению результатов хозяйственных операций в бухгалтерском учете, как правило, должны возлагаться на разных лиц на ограниченный период;
  • физический контроль, в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация объектов;
  • надзор. Данные процедуры внутреннего контроля предполагают оценку достижения поставленных целей или показателей. Например, оценка правильности выполнения хозяйственных и учетных операций, точности составления бюджетных смет (планов финансово-хозяйственной деятельности), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской отчетности;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля уровня приложений. Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля уровня приложений включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности заполнения полей документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).
  1. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы учреждения. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения учреждения, эффективность внутреннего контроля.

Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

  1. Одними из важных обязанностей руководителя учреждения являются создание и поддержание системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех остальных иных элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля должна проводиться не реже одного раза в год.

Как организовать внутренний контроль в учреждении?

Внутренний контроль, осуществляемый учреждением, может включать в себя следующие виды:

  • финансовый — проверка проведения операций в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными актами и их правильного отражения в бухгалтерском учете и отчетности;
  • административный — проверка проведения операций уполномоченными лицами в строгом соответствии с их полномочиями, определенными должностными инструкциями.

Внутренний финансовый контроль в учреждении может проводиться в следующих формах:

  • предварительного контроля — осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, например, контрольным мероприятием, относящимся к предварительному контролю, является анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности;
  • текущего контроля — проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, осуществление мониторингов целевого расходования денежных средств подведомственными учреждениями, оценка эффективности и результативности расходования бюджетных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями;
  • последующего контроля — проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Последующий контроль проводится путем осуществления как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки осуществляются с определенной периодичностью: в соответствии с утвержденным планом либо в сроки, установленные бюджетным (бухгалтерским) законодательством (например, перед составлением годовой бюджетной отчетности).

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и соблюдения норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Проводимые контрольные мероприятия могут носить либо сплошной, либо выборочный характер. Сплошной проверке обычно подвергаются кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами, персоналом по оплате труда, расчеты с поставщиками и другие операции, указанные в программе проверки. В случае выборочного характера работ используется систематический метод выборки. Он заключается в том, что отбор элементов осуществляется через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на числе элементов совокупности (счета-фактуры, регистры бухгалтерского учета и т.д.), при этом соблюдается принцип репрезентативности, означающий отбор элементов, которые обладают характеристиками, типичными для всей их совокупности. Отбор предусматривает объективность контрольной группы (ревизора).

Процедуры проведения внутреннего финансового контроля включают в себя:

  • определение подлинности и правильности оформления документов, а также проверку отражения первичных документов в бюджетном учете;
  • арифметическую проверку, заключающуюся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бюджетном учете;
  • сопоставление документов, то есть сверку документов с документами, оформленными другими структурными подразделениями, для проверки достоверности операций и выявления нарушений и ошибок;
  • анализ и оценку соответствия бухгалтерского учета и отчетности;
  • проверку соответствия совершаемых операций действующему законодательству, нормативным документам, внутренним документам.

Процедуры внутреннего контроля выполняются:

  • самим работником (самоконтроль);
  • сотрудником, старшим по должности (взаимоконтроль), — непосредственно после завершения операции;
  • начальником структурного подразделения — при визировании всех документов, исходящих от подразделения.

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

Для организации внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть решен вопрос о том, кто будет его осуществлять:

  1. в учреждении создается отдельное структурное подразделение — отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения (либо вводится отдельная должность ревизора);
  2. контрольными функциями наделяются все подразделения и службы учреждения.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т.д.

Цель работы отдела внутреннего финансового контроля определяется руководством организации и направлена на поддержание эффективного контроля за работой различных звеньев управления. В зависимости от внешних условий деятельности учреждения, его размеров, организационной структуры и видов деятельности, месторасположения его обособленных подразделений различаются принципы организации внутреннего контроля.

Деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) ведется в соответствии с положением об отделе внутреннего контроля. Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Если же в учреждении отсутствует отдельное структурное подразделение — отдел внутреннего финансового контроля, то необходимо создать комиссию по внутреннему контролю. В данном случае в систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • сотрудника — исполнение контрольных функций в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • структурного подразделения — проведение регулярных операций и процедур внутреннего финансового контроля, осуществляемых сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов;
  • комиссии — проведение контрольных мероприятий по внутреннему контролю в соответствии с планом работы комиссии и на основании поручений руководителя учреждения.

Система контроля состояния бухгалтерского учета включает в себя надзор и проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.

Как документально оформить внутренний контроль?

Собственно, саму процедуру документального оформления внутреннего контроля можно разделить на следующие этапы.

Планирование. Планирование мероприятий внутреннего контроля является наиважнейшим этапом проведения такого контроля. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на календарный год.

В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются проверяемый период, форма контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители. Разработанный план следует утвердить у руководителя учреждения.

Проведению контрольного мероприятия (в рамках осуществления последующего контроля) должен предшествовать этап составления программы проверки. В программу могут быть включены следующие вопросы:

  • сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности: полнота и своевременность оприходования наличных денег в кассу, правомерность списания денежных средств, оформление приходных и расходных денежных документов, соблюдение порядка ведения кассовых операций, установленного лимита остатка наличных денег в кассе;
  • проверка правомерности банковских операций;
  • правомерность образования и использования фонда оплаты труда, в том числе на премирование и материальную помощь;
  • соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет;
  • обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей: полнота учета материальных ценностей, наличие письменных договоров с ответственными лицами о полной материальной ответственности, правильность ведения учета и оформления документов по приемке и выдаче материальных ценностей материально ответственными лицами, соответствие этих данных данным бухгалтерского учета, правомерность списания материальных ценностей (в том числе основных средств, ГСМ, строительных материалов, запасных частей и других материальных запасов), своевременность проведения инвентаризации, качество оформления результатов и принятие мер;
  • состояние дебиторской и кредиторской задолженностей на отчетные даты: правомерность расчетов по взаимным обязательствам, реальность кредиторской и дебиторской задолженностей по срокам и характеру ее возникновения, наличие актов сверок;
  • достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности: соответствие данных синтетического и аналитического учета, данных бухгалтерской отчетности и данных учета.

Оформление результатов контроля. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. В том случае, если в учреждении не создается отдельный отдел внутреннего контроля, а сам контроль осуществляется силами работников бухгалтерии, в положении о внутреннем контроле следует прописать, с какой периодичностью указанные работники должны представлять сведения о проведенных контрольных мероприятиях.

Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

В положении о внутреннем контроле должны быть прописаны сроки передачи акта руководителю учреждения с рекомендациями по устранению выявленных нарушений.

Принятие решений по результатам проверок. Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (или лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

А.Павелин

Эксперт журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

АКТ № 1

по результатам плановой проверки по внутреннему муниципальному финансовому контролю отдела по финансовым и экономическим вопросам аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное

г.Москва 30.04.2018 г.

В соответствии с распоряжением аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное от 28.12.2017 года № 02-01-04-7 «Об утверждении плана контрольной деятельности при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля в аппарате Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное на 2018 год», проведена плановая проверка по внутреннему муниципальному финансовому контролю отдела по финансовым и экономическим вопросам аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное по вопросу «Проверка годового отчета об исполнении местного бюджета».

1. Общие вопросы

Отдел по финансовым и экономическим вопросам аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное надлежащим образом уведомлен о начале проведения плановой проверки.

Проверка осуществлялась органом внутреннего муниципального финансового контроля аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное.

Предмет проверки: годовой отчет об исполнении местного бюджета за 2017 год, включая бюджетную отчетность, составленную в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Место проверки: 117587, Москва, Варшавское шоссе, дом 116 (каб.212).

Цель плановой проверки: проверка эффективного использования средств бюджета муниципального округа Чертаново Северное , подтверждение достоверности бухгалтерского учёта, определение правильности расчетов, эффективности, результативности, соблюдение сроков предоставления отчетов.

Срок проверки: с 23.04.2018 года по 28.04.2018 года.

Проверка осуществлялась выборочным методом.

2. Проверкой установлено

Ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности несет главный бухгалтер-начальник отдела по финансовым и экономическим вопросам аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное Баркина Жанна Владимировна .

Бухгалтерский учет полностью автоматизирован. Используются программы: 1С Бухгалтерия, 1С зарплаты и кадры. Заключен муниципальный контракт от 01.02.2018 № ОК-03-18/1 на бухгалтерское обслуживание с ООО «1АБ Эксперт».

К проверке представлены следующие документы:

— Главная книга;

— бухгалтерская отчетность за 2017 год (формы 0503117, 0503164, 0503120, 0503168, 0503169);

— сводная бюджетная роспись бюджета муниципального округа Чертаново Северное за 2017 год.

В соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2012 г. №39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», Законом города Москвы от 23 ноября 2016 г. № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 2013 г. № 853-ПП «Об утверждении порядков предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований» бюджету муниципального округа Чертаново Северное выделен межбюджетный трансферт из бюджета города Москвы в размере 2 160,0 тыс. рублей на 2017 год в целях повышения эффективности осуществления Советом депутатов муниципального округа Чертаново Северное переданных полномочий города Москвы посредством поощрения депутатов Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное при условии их активного участия в осуществлении указанных полномочий.

Также для покупки основных средств, за счет средств свободного остатка, образовавшегося на 01 января 2017 года (15 229,0 тыс. рублей) была выделена сумма 2020,0 тыс. рублей.

В соответствии с принятыми изменениями бюджет муниципального округа Чертаново Северное на 2017 год составил:

— доходная часть — 22 360,5 тыс.рублей;

— расходная часть – 24 380,5 тыс.рублей;

— дефицит – 2 020,0 тыс.руб.

Показатели утвержденных бюджетных назначений по доходам и расходам, отраженные в отчете об исполнении бюджета ф.0503117 на 01.01.2018 года соответствуют объему бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета муниципального округа Чертаново Северное на 14.12.2017 и решением Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное от 14.12.2017 г. № 01-03-127 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное от 21 декабря 2016 года № 01-03-110 «О бюджете муниципального округа Чертаново Северное на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»».

По сведениям об исполнении бюджета формы 0503164 исполнение бюджета по доходам составило 23 254,1 тыс. рублей или 104%, исполнение бюджета по расходам выполнено в сумме 23 501,5 тыс. рублей или 96,39%. Неисполнение сложилось по следующим разделам:

На функционирование законодательных и исполнительных органов местного самоуправления, из них:

по разделу 0104 целевая статья 31Б0100000 «Обеспечение деятельности аппарата Совета депутатов муниципального округа в части содержания муниципальных служащих для решения вопросов местного значения» назначено по уточненной бюджетной росписи 9 739 000,0 а исполнение составило 9 029 094,55 рублей (92,71%). Неисполнение сложилось за счет уменьшения численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной;

по разделу 0111 целевая статья 32А0100000 «Резервный фонд, предусмотренный органами местного самоуправления» назначено по бюджетной росписи 25 000 руб., а исполнение составило 0 руб. (0%),что связано в связи с отсутствием гарантийных случаев предусмотренные на эти случаи;

по разделу 0113 целевая статья 31Б0100000 «Другие общегосударственные вопросы» назначено по бюджетной росписи 535 000 руб., а исполнение составило 444300 руб. (83,05%). Неисполнение сложилось за счет экономии, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур;

по разделу 1001 целевая статья 35П0100000 «Доплаты к пенсиям муниципальным служащим города Москвы» назначено по бюджетной росписи 370 800 руб., а исполнение составило 350477,16 руб. (94,52%). Неисполнение сложилось за счет экономии бюджетных средств.

Согласно сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности форма 0503169 на 01.01.2018 года дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2018 г. сложилась в размере 251 665,05 рублей, в том числе:

по счету 120621000 на сумму 261,09 руб. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (услуги мобильной связи главы муниципального округа),

по счету 120626000 на сумму 142164 руб., в том числе на сумму 29664 руб. ООО «1АБ Мастер» (ИТС подписка на 2018 год) , на сумму 112500,00 руб. ООО «Партнер» (сопровождение конкурсных процедур),

по счету 120900000 на сумму 23000,0 руб. начисление ущерба, спортивные ворота по адресу: Чертановская, д.15, Сумской пр-д, д.2, к.6.,

по счету 130302000 на сумму 72647,15 руб. в том числе на сумму 71923,0 руб.(задолженность Фонда социального страхования по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет), на сумму 724,15 руб. (переплата в Фонд социального страхования по КБК 010231А0100100);

по счету 120651000 – 13592,81 руб., из них: УФК по г.Москве (ДТСЗН города Москвы л/сч 04732148000) -13592,81 руб.( финансирование доплат к пенсиям бывшим муниципальным служащим города Москвы в соответствии с заключенными Соглашениями о возмещении расходов, связанных с установлением и выплатой доплат к пенсиям, за счет средств местных бюджетов).

Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2018 г. отсутствует.

Согласно Балансу исполнению бюджета форма 0503120 на 01 января 2018 года остаток средств на счетах бюджета составляет 14 981,6 тыс.рублей.

Согласно Сведениям о движении нефинансовых активов форма 0503168 в 2017 году были приобретены основные средства на сумму 70,1тыс.рублей (системный блок, внешние жесткие диски).

В соответствии п.7 Инструкции «О порядке составления и предоставления годовой, квартальной, месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 191н, перед составлением годовой бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств, проводится инвентаризация имущества и обязательств.

Анализ представленной отчетности показал, что инвентаризация была проведена для составления годовой отчетности по распоряжению аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное от 27.11.2017 года № 04-02-23 (с 27.11.2017 по 01.12.2017). По результатам инвентаризации излишков и недостач не обнаружено.

3. Заключение

Бухгалтерская отчетность представлена в Департамент финансов города Москвы в установленные сроки.

Средства, выделенные из местного бюджета, использованы по целевому назначению.

Бюджет муниципального округа Чертаново Северное выполнен на 96,39% от годового назначения. Использование средств бюджета можно оценить как результативное и эффективное.

Проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального округа Чертаново Северное за 2017 год дает основания для заключения о его достоверности и соответствия в целом порядку ведения бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и муниципальным правовым актам, регулирующим бюджетный процесс в муниципальном округе Чертаново Северное.

Проверка выполнена в полном объеме, все отчеты заполнены согласно требованиям, разночтения в документах не выявлены.

Акт составлен на 4 листах в 2-х экземплярах, один из которых передан в отдел по финансовым и экономическим вопросам аппарата Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное.

Орган внутреннего муниципального

финансового контроля аппарата Совета

депутатов муниципального округа

Чертаново Северное Л.А.Копаева

Акт проверки получил ________________________________________________

Финансовый контроль в бюджетных учреждениях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *