Федеральный закон 103 ФЗ

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчётов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчётов, связанных с взиманием платёжным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платёжных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона «О национальной платёжной системе» применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платёжному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платёжный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц. Платёжным агентом является оператор по приёму платежей либо платёжный субагент;

4) оператор по приёму платежей — платёжный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц;

5) платёжный субагент — платёжный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приёму платежей договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц;

6) платёжный терминал — устройство для приёма платёжным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платёжного агента.

Статья 3. Деятельность по приёму платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приёму платежей физических лиц (далее — приём платежей) в целях настоящего Федерального закона признаётся приём платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платёжным агентом последующих расчётов с поставщиком.

2. Платёжный агент при приёме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платёжным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесённых платёжному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платёжному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приёма платежей

1. Оператор по приёму платежей для приёма платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приёму платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счёт поставщика осуществлять приём денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчёты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приёму платежей договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платёжный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платёжный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платёжных агентах, осуществляющих приём платежей в его пользу, о местах приёма платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платёжных агентов, осуществляющих приём платежей в его пользу, и информацию о местах приёма платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приёму платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчётов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчётов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.

5. Оператор по приёму платежей вправе осуществлять приём платежей после его постановки на учёт уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

6. Оператор по приёму платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платёж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платёж.

7. Оператор по приёму платежей вправе привлекать других лиц — платёжных субагентов для осуществления приёма платежей, если такое право предусмотрено в заключённом им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платёжного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платёжный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приёма платежей.

8. Платёжный субагент осуществляет приём платежей от своего имени или от имени оператора по приёму платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, заключённом оператором по приёму платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платёжный субагент для приёма платежей должен заключить с оператором по приёму платежей договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, по условиям которого платёжный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приёму платежей или от имени поставщика и за счёт поставщика, оператора по приёму платежей осуществлять приём денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчёты с оператором по приёму платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчётов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платёжный субагент не вправе осуществлять приём платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платёж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

11. Платёжный агент при приёме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьёй. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приёму от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приёму платежей, а оператор по приёму платежей не вправе заключить с платёжным субагентом договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приёму платежей или платёжный субагент осуществляет наличные денежные расчёты без применения контрольно-кассовой техники.

12. Платёжный агент при приёме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

13. Платёжный агент при приёме платежей обязан обеспечить в каждом месте приёма платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приёма платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приёму платежей и платёжного субагента в случае приёма платежа платёжным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц между оператором по приёму платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц между оператором по приёму платежей и платёжным субагентом в случае приёма платежа платёжным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приёму платежей и платёжному субагенту в случае приёма платежа платёжным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приёму платежей, а также платёжного субагента в случае приёма платежа платёжным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приёмом платежей.

14. Платёжный агент при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт (счета) для осуществления расчётов.

15. Платёжный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приёме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета).

16. По специальному банковскому счёту платёжного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счёта платёжного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счёт платёжного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счёту платёжного агента не допускается.

18. Поставщик при осуществлении расчётов с платёжным агентом при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

19. По специальному банковскому счёту поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счёта платёжного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счёту поставщика не допускается.

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приёму платежей или платёжными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приёму платежей.

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платёжным агентом плательщику

1. Приём платёжным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтверждён выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

2. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платёжным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчёта, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

3. Утратил силу.

4. Кассовый чек, выдаваемый платёжным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приёма платежей физических лиц

1. Платёжные агенты при приёме платежей вправе использовать платёжные терминалы. Платёжный терминал, используемый платёжным агентом при приёме платежей, должен содержать в своём составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьёй 4 настоящего Федерального закона;

2) приём от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платёжному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц;

3) приём денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приёма внесённых денежных средств.

2. Платёжные терминалы, используемые платёжными агентами при приёме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3 — 4. Утратили силу.

5. В случае изменения адреса места установки платёжного терминала платёжный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платёжного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платёжными терминалами, для приёма платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платёжного агента не допускается.

7. Оператор по приёму платежей не вправе осуществлять приём платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платёж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приёме таких платежей платёжные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приёмом платежей.

2. Оператор по приёму платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платёжным субагентом, с которым у него заключён договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приёму платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приёму платежей договора об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц. Несоблюдение платёжным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приёму платежей с таким платёжным субагентом договора об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.

4. Контроль за соблюдением платёжными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а также по использованию платёжными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчётов при приёме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

5. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трёх дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

6. Форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы предоставления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Операторы по приёму платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществлённых расчётах в течение трёх дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Сведения об осуществлённых расчётах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

8. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса оператору по приёму платежей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по приёму платежей информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы предоставления операторами по приёму платежей в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 8. Заключительные положения

1. Контрольно-кассовая техника, включённая в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приёме платежей до 1 января 2014 года при условии её регистрации платёжным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

2. Контрольно-кассовая техника, включённая в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приёме платежей (в том числе в платёжных терминалах) только в случае её соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. После 1 апреля 2010 года приём платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Приём платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счёт, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

Москва, Кремль

ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 18.04.2018) О деят. по приему платежей физ. лиц, осущ. платеж. агентами

  • Об управлении
    • Руководство
    • Структура
      • Отделы
      • Территориальные отделы
    • История
    • Контакты
    • Вакансии
    • Закупки
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Общественная приемная
    • Положение об Управлении
    • Прием обращений
  • Новости
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Нормативная база по противодействию коррупции: Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства
      • Ведомственные нормативные правовые акты
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Формы
      • Справки
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Часто задаваемые вопросы
  • Направления деятельности
    • Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года
    • Государственная служба и кадры
      • Нормативная база
      • Конкурс на замещение вакантных должностей
      • Назначения
    • Защита прав потребителей
    • Санитарно-эпидемиологический надзор
    • Социально-гигиенический мониторинг
    • Юридическое обеспечение
    • Ведомственные целевые программы
    • Межведомственное взаимодействие
    • Административная практика
    • Информация о проведенных проверках и их результатах
    • Прием и рассмотрение обращений
      • График личного приема
      • Нормативная база
      • «горячая линия»
      • Анализ работы с обращениями
      • Консультативный центр для потребителей
      • Общественная приемная
  • Документы
    • Федеральные Законы
    • Постановления Правительства РФ
    • Технические регламенты
    • Документы Роспотребнадзора
    • Документы Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия
      • Приказы
      • Государственные доклады
      • Работа с обращениями граждан
      • Постановления
      • Письма
      • Протоколы
      • Прочие документы
  • Государственные услуги
    • Прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов работ и услуг
      • Реестр уведомлений
      • Нормативная база
      • Образец уведомления
      • Бланк уведомления
      • Информация о возможности получения услуги
      • Прием уведомлений в электронном виде
    • Лицензирование деятельности
    • Государственная регистрация
    • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений
  • ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
    • Правила (требования) соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок
    • Новости
    • Госуслуги
    • Телефон доверия
    • Правовая поддержка предпринимателей
    • День открытых дверей для предпринимателей
  • Пресс-центр
    • Анонсы событий
    • Пресс-релизы
    • Публикации
    • Статистика
      • «Горячая линия»
      • Проведенные проверки
      • Центр информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ»
  • Санитарно-эпидемиологическая обстановка
    • Архив
    • Заболеваемость гриппом и ОРВИ
    • Мониторинг за укусами клещей
  • Вопросы и ответы
  • Дополнительные информационные ресурсы
  • Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия
    • Вопрос-ответ
      • Дезинфекционные мероприятия
      • Испытательный лабораторный центр
      • Санитарно-гигиеническая деятельность
      • Эпидемиологическая деятельность
      • Гигиеническое обучение и воспитание
      • Бытовая техника
      • Бытовые услуги
      • Дистанционная торговля
      • Мебель
      • Мобильные телефоны
      • Обувь и одежда
      • Продовольственные товары
      • Технически сложные товары
      • Транспортные услуги
      • Туристские услуги
      • Услуги ЖКХ
      • Финансовые услуги
    • О центре
      • История
      • Структура
      • Регламент работы учреждения
      • Закупки
      • Вакансии
      • Контактная информация
      • Видео
      • Аттестаты аккредитации, лицензии
    • Информация
      • Отчеты
      • Анонсы
      • Документы
      • Публикации
      • План мероприятий
      • Форма обращения
      • Адреса и телефоны органов исполнительной власти в Республике Мордовия
    • Финансовая грамотность
    • Консультационный центр для потребителей
      • Консультационные пункты
      • Вопрос-ответ
        • Общие положения законодательства о защите прав потребителей
        • Условия, ущемляющие права потребителей
        • Услуги связи
      • Образцы документов
        • Претензии
        • Жалобы
        • Исковые заявления
      • Судебные решения
        • Товары
          • Обувь и одежда
          • Техника
          • Недвижимость
          • Мебель
          • Автомобили
          • Строительные материалы
          • Продовольственные товары
        • Работы
          • Установка окон
          • Ремонт жилых помещений
          • Иные
        • Услуги
          • ЖКХ
          • Финансовые услуги
          • Услуги связи
          • Туристские услуги
          • Иные услуги
      • Актуальная информация
      • Новости
      • Еженедельная отчетность
      • Инфотека
        • Общие положения законодательства о защите прав потребителей
        • Товары
          • Непродовольственные
          • Продовольственные
        • Работы, услуги
          • Финансовые услуги
          • Услуги ЖКХ
          • Туристские услуги
          • Услуги связи
          • Медицинские услуги
          • Бытовые услуги
          • Строительство
          • Транспортные услуги
      • Комиксы
        • Условия, ущемляющие права потребителей
        • Общие положения закона «О защите прав потребителей»
        • Продажа товаров
        • Выполнение работ
        • Оказание услуг
          • Туристские услуги
          • Услуги ЖКХ
          • Услуги банка
          • Иные услуги
          • Услуги мобильной связи
      • Памятки
      • Схемы
      • Уроки потребительской грамотности
    • Орган инспекции
      • Общая информация
      • Состав органов управления
      • Этапы инспекции
      • Перечень документов, используемых при выполнении органом инспекции работ по оценке соответствия
      • Правила рассмотрения жалоб и апелляций на решение ои
      • Стоимость работ по оценке соответствия
      • Область аккредитации
    • Противодействие коррупции
      • Нормативно-правовые документы в сфере противодействия коррупции
        • Федеральные законы
        • Указы Президента РФ
        • Постановление правительства РФ
        • Нормативно-правовые акты
        • Иные акты
        • Иные нормативные правовые акты
      • Формы документов связанных с ПК, для заполнения
      • Методические материалы
      • Обратная связь о фактах коррупции
        • Форма заявления
        • Телефон доверия
        • Формы заявления
        • формы электронных обращений
    • Направления деятельности
      • Гигиеническое обучение и воспитание
      • Формирование здорового образа жизни
      • Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
      • Санитарно-гигиенический анализ и экспертиза
      • Защита прав потребителей
      • Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ)
    • Абитуриенту 2019
    • Оказываемые услуги
      • СОУТ
      • Гигиеническое обучение и аттестация профессиональной гигиенической подготовки декретированного контингента, оформление и учет личных медицинских книжек
        • График проведения лекций по профессиональной гигиенической подготовке
        • Режим аттестации декретированного контингента по итогам гигиенической подготовки
        • Информация по получению личных медицинских книжек для физических лиц
        • Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
        • Порядок прохождения медицинского осмотра
          • Доврачебная медицинская помощь по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)
          • Доврачебная медицинская помощь по медицинской статистике
          • Стационарная медицинская помощь по вирусологии
        • Документы
      • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза
    • Новости Центра
    • 95 лет со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России
      • История развития службы
        • История развития санитарно-эпидемиологической службы России
        • История развития санитарно-эпидемиологической службы Мордовии
      • Вчера, сегодня, завтра
      • Ветераны службы
  • 95 лет со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России

Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5739; Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291; Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873; Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2315; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4223; Федерального закона от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 17, ст. 2429) Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291). 2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов: 1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов; 3) в пользу иностранных юридических лиц; 4) осуществляемых в безналичном порядке; 5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. 3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона «О национальной платежной системе» применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона (часть 3 введена Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291); 2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; 3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873); 4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 6) платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц 1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. 2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение). 3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Статья 4. Условия осуществления приема платежей 1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. 2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц. 2-1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций (часть 2-1 введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2315). 3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. 5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в ред. Федерального закона от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 17, ст. 2429). 6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж. 7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации. 9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. 10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена. 11-1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (часть 11-1 введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4223). 12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4223). 13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей. 14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета. (Часть 16 введена Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873) 17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (часть 17 введена Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 введена Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. (Часть 19 введена Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873) 20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается (часть 20 введена Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (часть 21 введена Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику 1. Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4223). 2. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4223). 3. (Часть 3 утратила силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4223) 4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона. Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц 1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

Федеральный закон 103 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *