Транскрипт
1 ISSAI 30 Международные стандарты высших органов аудита (ISSAI) выпускаются Международной организацией высших органов аудита (ИНТОСАИ). Для получения дополнительной информации см. веб-сайт ISSAI 30: Этический кодекс ИНТОСАИ
2 КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (PSC) ИНТОСАИ СЕКРЕТАРИАТ КОМИТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ RIGSREVISIONEN STORE KONGENSGADE 45 P.O. BOX COPENHAGEN K DENMARK ТЕЛ.: ФАКС: ИНТОСАИ Генеральный секретариат ИНТОСАИ RECHNUNGSHOF (Счетная палата Австрийской Республики) DAMPFSCHIFFSTRASSE 2 A-1033 VIENNA AUSTRIA Тел.: ++43 (1) Факс: ++43 (1) WORLD WIDE WEB: 2
3 Содержание Глава 1: Введение..4 Глава 2: Честность.6 Глава 3: Независимость, объективность и беспристрастность..7 Глава 4: Профессиональная конфиденциальность..9 Глава 5: Компетентность…9 Глоссарий
4 Глава 1 Введение Концепция, основание создания и цель Этического кодекса 1. INTOSAI считает необходимым создание международного этического кодекса для аудиторов государственного сектора. 2. Этический кодекс всеобъемлющее положение о ценностях и принципах, регулирующих ежедневную работу аудиторов. Независимость, полномочия и ответственность аудитора государственного сектора определяют высокие этические требования к ВОА, а также к сотрудникам, которых он нанимает на работу или привлекает для проведения аудиторской работы. Этический кодекс для аудиторов государственного сектора должен включать в себя как этические требования для гражданских служащих в целом, так и особые требования для аудиторов, включая их профессиональные обязанности. 3. Основываясь на Лимской декларации руководящих принципов аудита 1, Этический кодекс INTOSAI должен рассматриваться в качестве необходимого дополнения, усиливающего стандарты аудита INTOSAI, принятые Комитетом INTOSAI по стандартам аудита в июне 1992 г. 4. Этический кодекс INTOSAI предназначен для каждого аудитора, главы ВОА, руководителей или всех лиц, работающих для ВОА или привлеченных к аудиторской работе от лица ВОА. Однако не следует толковать Этический кодекс как руководство, влияющее на организационную структуру ВОА. В связи с существующими национальными различиями в культуре, языке, в юридической и социальной системах, каждый ВОА обязан разработать свой собственный Этический кодекс, наилучшим образом соответствующий национальным условиям. Предпочтительно, чтобы 1 Из материалов IX Конгресса ИНТОСАИ, проведенного в Лиме. Материалы можно получить в Генеральном Секретариате ИНТОСАИ в Австрии. 4
5 национальные Этические кодексы давали разъяснение этическим концепциям. Предназначение Этического кодекса INTOSAI заключается в том, чтобы служить основой для национальных Этических кодексов. Каждый ВОА обязан убедиться, что все его аудиторы ознакомлены с ценностями и принципами, содержащимися в национальном Этическом кодексе, и действуют в соответствии с ним. 5. Поведение аудиторов должно быть всегда и при любых обстоятельствах безукоризненным. Любое неправильное профессиональное или личное поведение бросает тень на честность аудиторов, на ВОА, который они представляют, на качество и законность аудиторской деятельности, и вызывает сомнение в надежности и компетентности самого ВОА. Принятие и применение Этического кодекса для аудиторов государственного сектора повысит доверие к ним и их деятельности. 6. Исключительно важно, чтобы ВОА имел репутацию надежного и весомого органа, вызывал доверие. Аудитор добивается этого принимая и применяя этические требования, выраженные в ключевых понятиях: честность, независимость и объективность, конфиденциальность и компетентность. Доверие, уверенность и надежность 7. Органы законодательной и/или исполнительной власти, широкая общественность и проверяемые организации в праве ожидать от ВОА такого поведения и подходов, которые исключали бы любые поводы для подозрений и упреков и были бы достойны доверия и уважения. 8. Аудиторы должны вести себя так, чтобы способствовать взаимному сотрудничеству и благоприятным отношениям среди коллег. Поддержка коллег и их сотрудничество друг с другом ключевые элементы их профессионализма. Общественное доверие и уважение к аудиторам это в большой степени следствие совокупных достижений аудиторов в настоящем и прошлом. Таким образом, в интересах аудиторов, так же, как и широкой 5
6 общественности, чтобы аудитор вел дела с коллегами вежливо и уравновешенно. 9. Органы законодательной и/или исполнительной власти, широкая общественность и проверяемые организации должны быть полностью уверены в справедливости и беспристрастности всей деятельности ВОА. Поэтому существенно наличие национального Этического кодекса или подобного документа, который влияет на аудиторскую деятельность (оказание аудиторских услуг). 10. Обществу нужна надежность. Поэтому важно, чтобы отчеты и заключения ВОА считались бы точными и достоверными со стороны компетентных третьих лиц. 11. Любая работа ВОА должна выдерживать проверку со стороны законодательной/исполнительной власти, общественности и проверку на соответствие национальному Этическому кодексу. Глава 2 Честность 12. Честность — основополагающее требование Этического кодекса. Аудиторы обязаны придерживаться высоких стандартов поведения (например, быть четными и порядочными) в процессе своей работы и в своих отношениях с персоналом проверяемых организаций. Чтобы поддерживать общественное доверие, поведение аудиторов должно быть вне подозрений и упреков. 13. Честность может определяться категориями правильности и справедливости. Честность требует от аудиторов соблюдения буквы и духа аудиторских стандартов и этических норм. Честность также требует от аудиторов соблюдения принципов независимости и объективности, безупречного соответствия стандартам профессионального поведения, принятия решений с точки зрения государственных интересов и применения 6
7 принципа абсолютной добросовестности в выполнении своей работы и управлении ресурсами ВОА. Глава 3 Независимость, объективность и беспристрастность 14. Независимость от проверяемых организаций и других заинтересованных групп является неотъемлемым требованием к аудиторам. Это означает, что аудиторы должны действовать таким образом, чтобы повышать или, по крайней мере, не снижать уровень своей независимости. 15. Аудиторы должны стараться не только быть независимыми от проверяемых организаций и других заинтересованных групп, но также быть объективными при рассмотрении вопросов и проблем, связанных с аудиторской проверкой. 16. Очень важно, чтобы аудиторы были независимы и беспристрастны не только по сути, но и в поведении. 17. Во всех вопросах, относящихся к аудиторской деятельности, свои или чужие интересы не должны наносить вред независимости аудиторов. На независимость может повлиять, к примеру, внешнее давление или воздействие на аудиторов, предвзятое мнение аудитора относительно проверяемых лиц, организаций, проектов или программ; предшествующая проверке работа в проверяемой организации, личные или финансовые отношения, которые могут послужить причиной конфликта лояльности или интересов. Аудиторы обязаны избегать возможности вовлечения в любые дела, в которых они могут быть лично заинтересованы. 18. Необходимо, чтобы объективность и беспристрастность присутствовали в любой деятельности аудитора, особенно в подготовке отчетов, которые должны быть точными и объективными. Заключения и отчеты аудиторов, таким образом, должны основываться исключительно на данных, полученных и собранных в соответствии со стандартами аудита ВОА. 7
8 19. Аудиторы должны использовать информацию, предоставляемую проверяемой организацией и другими сторонами. Данная информация должна беспристрастно отражаться в представляемом аудитором заключении. Аудитор должен также собирать информацию о мнении проверяемой организации и других сторон. Однако такое мнение не должно влиять на выводы аудитора. Политический нейтралитет 20. Необходимо поддерживать фактический и ощутимый политический нейтралитет ВОА. Таким образом, важно, чтобы аудиторы поддерживали свою независимость от политического воздействия для того, чтобы беспристрастно выполнять свои обязанности. Это актуально для аудиторов, так как ВОА тесно сотрудничают с органами законодательной, исполнительной власти или другими государственными органами, уполномоченными законом рассматривать отчеты ВОА. 21. Если аудиторы занимаются или рассматривают возможность заниматься политической деятельностью, очень важно иметь в виду то, как это может отразиться на их способности беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности. В случае если аудиторам разрешено участвовать в политической деятельности, они должны отдавать себе отчет в том, что эта деятельность может привести к профессиональным конфликтам. Конфликт интересов 22. Если аудиторам разрешено предоставлять проверяемой организации услуги или консультации помимо аудита, следует позаботиться, чтобы эти услуги не привели к конфликту интересов. В частности, аудиторы должны убедиться, что такие консультации или услуги не включают в себя управленческие функции или полномочия, которые должны оставаться прерогативой руководства проверяемой организации. 23. Аудиторы должны защищать свою независимость и избегать любых возможных конфликтов интересов, отказываясь от подарков или 8
9 благодарности, которые могут быть восприняты как факторы, оказывающие влияние на независимость и честность аудиторов. 24. Аудиторам следует избегать отношений с руководством и сотрудниками проверяемой организации и другими организациями, которые могут влиять, компрометировать или угрожать способности аудиторов действовать независимо. 25. Аудиторы не должны использовать свой официальный статус в личных целях и должны избегать отношений, которые влекут за собой риск коррупции или вызывают сомнения в их объективности или независимости. 26. Аудиторы не должны использовать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей, для личной выгоды или в пользу других. Так же они не должны разглашать информацию, которая обеспечит несправедливое или необоснованное преимущество другим лицам или организациям; они также не должны использовать такую информацию в целях нанесения вреда другим лицам. Глава 4 Профессиональная конфиденциальность 27. Информация, полученная во время проверок, не должна раскрываться третьей стороне ни письменно, ни устно, за исключением случаев, предусмотренных законом или другими документами, являющимися частью установившейся практики ВОА. Глава 5 Компетентность 28. Аудиторы обязаны всегда вести себя профессионально, а также использовать в своей работе высокопрофессиональные стандарты, чтобы компетентно и беспристрастно выполнять свои обязанности. 29. Аудиторы не должны браться за такую работу, которую они не компетентны выполнять. 9
10 30. Аудиторы должны знать и соблюдать применяемые стандарты аудита, стандарты бухгалтерского учета и финансового управления, принципы, процедуры и существующую практику. Также, они должны хорошо понимать конституционные, законодательные и ведомственные принципы и стандарты, регулирующие деятельность проверяемых организаций. Профессиональное развитие 31. Аудиторы должны проявлять должное профессиональное внимание при проведении проверок, при их контроле, а также при подготовке соответствующих отчетов. 32. В своей деятельности аудиторы должны использовать наиболее эффективные методы и практики. При проведении контрольных мероприятий и подготовке отчетов аудиторы обязаны придерживаться основных постулатов и принятых стандартов аудита. 33. Аудиторы должны постоянно совершенствовать навыки, необходимые для исполнения своих профессиональных обязанностей. ГЛОССАРИЙ Термины, используемые в Этическом кодексе, имеют такую же интерпретацию или определения, как в стандартах аудита INTOSAI. Секретариат Комитета ИНТОСАИ по профессиональным стандартам Национальное контрольно-ревизионное управление Дании (ВОА Дании) ул. Кенгенссгаде, 45 DK-1022 Копенгаген ДАНИЯ Генеральный секретариат ИНТОСАИ Счетная палата Австрии ул. Дампфшифшрассе, 2 AT-1033 Вена АВСТРИЯ 10